Алексеев николай николаевич доклад

Обновлено: 18.05.2024

2-го марта исполнилось 126 лет со дня рождения Николая Николаевича Алексеева, правоведа и историка, профессора Русского научного института в Берлине и профессора Сорбонны, человека, разработавшего евразийскую концепцию государства и права

Николай Николаевич Алексеев (1879-1964) - русский правовед, государствовед, историк. Родился в Москве. Окончил в 1906 году Московский университет, был учеником профессора П.Н.Новгородцева (последний известен, наряду с Б.Н.Чичериным, как один из предшественников либерального консерватизма в России). В 1912-1917 гг. - профессор права Московского университета. Советскую власть не принял и эмигрировал. Преподавал в Берлине и Праге (1922-1931), Париже (1931-1940), Белграде (1940-1948), Женеве (1948). В годы Второй мировой войны - участник движения Сопротивления. В 1920-1930 гг. был близок к "евразийцам", принял участие в евразийских изданиях, разрабатывал социально-экономическую программу этого направления.

ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В евразийстве не менее важное место, чем историософские и геополитические построения, занимает своеобразная концепция права и государства. Главную роль в еЈ разработке сыграл Николай Николаевич Алексеев. Государственно-правовая сторона евразийского учения была развита им в его работе "На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности)", статьях "Русский народ и государство", "Евразийцы и государство", "О гарантийном государстве", "Обязанность и право" и мн. др., написанных им в 20-30-е гг. ХХ века.

Конструируя идеальную модель будущего евразийского государства, Алексеев стремился исходить из реального состояния России после большевистской революции. Освобождение России от коммунизма, считал Алексеев, будет не полным отрицанием Советского государства, а дальнейшим развитием содержащихся в нЈм положительных элементов, соединЈнных с ещЈ более высокими потенциями государственно-правового развития, заложенными в историческом опыте России. В государственно-правовой доктрине евразийства Алексеев пытался синтезировать различные политические традиции России, начиная со времЈн Московской Руси и заканчивая Россией советской. Характерной особенностью этой доктрины явилось еЈ сознательное противопоставление западной либеральной правовой парадигме.

Обоснование своей концепции Алексеев подыскивал в русской истории, параллельно утверждая своЈ, евразийское еЈ понимание. "Вся наша история и есть прежде всего борьба с Азией, приспособление к Азии и ассимиляция Азии". Отстаивание своего бытия в борьбе с кочевниками, которые сначала были в этой борьбе победителями, а потом стали побеждЈнными, требовало особой организации на основе тягла - всеобъемлющих и всеохватных обязанностей перед государством. Это суровое военное тягло наложило отпечаток на всю жизнь народа. Не все могли выдержать такое напряжение, тем более когда рядом лежали обширные пространства неосвоенных земель. В этой неопределЈнности пространства и состоит отличие нашей истории от западноевропейской. Запад стремился к усовершенствованию социальной жизни, русский народ - к расширению в пространстве. Запад шЈл путЈм интенсивным, мы же - экстенсивным.

Отвергая вестернизированный подход к объяснению явлений русской истории, Алексеев, в то же время, не принимал и исторические мифы, идеализирующие русский народ в противовес западническим воззрениям. Самый устойчивый из таких "мифов", по мнению Алексеева, был создан славянофилами в середине XIX столетия. Славянофилы представляли себе историческое развитие России как бесконфликтное, а русский народ - как пассивный материал для государственного строительства. Историческая концепция славянофилов, с точки зрения Алексеева, совершенно не объясняла многочисленных смут и восстаний, которыми изобилует прошлое России. Славянофильская концепция не в состоянии раскрыть тех побуждений и стремлений, которые двигали народными массами в Смутное время, восстаниях Разина и ПугачЈва, а равно и в большевистскую революцию. Не объясняла она и извечного движения русского народа на простор, на волю - в казаки, на новые земли. Между тем, по убеждению Алексеева, "уход от государства есть первостепенный факт русской истории, который физическое своЈ воплощение нашЈл в казачестве и своЈ нравственное оправдание - в различных политических воззрениях, оправдывающих бегство от организованных форм общественной жизни".

Организующим принципом русской государственности выступала идея самодержавной монархии, впервые получившая последовательное обоснование в концепции Иосифа Волоцкого и его последователей (иосифлян) в конце XV - начале XVI вв. Иосифлянство развило и отстаивало идею о государстве как о проекции небесного, божественного порядка на земной. Этот взгляд, как считал Алексеев, восходил к традициям древневосточного деспотизма. Хотя иосифлянские воззрения были довольно распространены в средневековой России, не следует думать, будто весь народ их разделял. Русская политическая традиция была весьма разнообразна.

Альтернативу иосифлянству составляло современное ему нестяжательство - учение Нила Сорского и других заволжских старцев. В нЈм Алексеев усматривал идею "православной правовой монархии". ЕщЈ одним направлением политической мысли была идея диктатуры, воплощЈнная в писаниях Ивана Пересветова (середина XVI в.) и политической практике Ивана Грозного. ЧетвЈртым политическим направлением было казачество. Идеал его восходит к былинным временам, порядкам удельного времени и Запорожской Сечи. "Казацкий идеал можно назвать идеалом народным, демократическим. На основе такого демократического быта может строиться степная казацкая вольница, но на ней не построишь никакого государственного порядка". Казацкий идеал, по оценке Алексеева, как раз и возобладал в России в ходе революции 1917 г. Наконец, пятым направлением русской политической традиции были анархические учения некоторых сект русского Раскола. Государство, служащее неправой вере, переставало, в сознании людей Московского царства, быть государством, и становилось царством Антихриста. Отсюда отдельные секты пришли к выводу, что государство есть вообще институт дьявольской природы.

Несмотря на различия, все традиционные направления русской политической мысли, по мнению Алексеева, объединялись попыткой сформулировать общественный идеал, основанный на "правде". Это самое "громадное напряжение русского народа в искании политической и социальной правды", составляющее главнейшую черту русской национальной психологии, с особой силой проявилось в российской революции. Она выбросила на поверхность тот идейный "примитив", который русский народ вынашивал и которым духовно жил на протяжении веков.

Когда рухнул старый государственный строй, оказалось, что либеральные идеалы чужды русскому народу. "Русский ум не мирится с тем, что капитализм основной целью хозяйственной деятельности считает не удовлетворение законных потребностей человеческой личности, но исключительно приобретательство и увеличение богатства. Сила советского государства заключается в том, что оно своею целью поставило решительную борьбу с капитализмом, объявило себя, таким образом, некоторым "государством правды" и заставило многих поверить" в это.

В 1917 году, по мнению Алексеева, возобладали: 1) идея вольницы, 2) идея диктатуры, 3) идея социального устроения на земле на началах коммунизма". В большевизме народ воспринял не новую "интеллигентскую", а старую русскую "правду". Но большевизм добавил и нечто новое, что позволило создать государственный порядок. Большевизм "на место непосредственной казацкой демократии поставил своеобразно построенное народное государство, опирающееся на сочетание диктатуры с народным представительством".

Алексеев был убеждЈн, что большевистский строй обречЈн на гибель. "Не может быть никакого сомнения, что рано или поздно русский народ придЈт к полному сознанию, что "правда" советского государства превратилась в "кривду" коммунистической системы". Но победить коммунизм окажется способна только такая политическая сила, которая сумела бы предложить народу иной, не коммунистический и не капиталистический идеал "государства правды"

Алексеев пророчески предсказывал, что после падения большевизма возвращение к капитализму может на какое-то время показаться лучшей альтернативой, но даже в этом случае "русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря в неЈ и не считая еЈ праведной. Русский народ по-прежнему будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы. Но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами".

Предсказал Алексеев и возможность распада СССР в результате курса на искусственное "нациестроительство": "Коммунистическая политика словно всеми силами стремится сделать реальною ту невероятную возможность, что. отдельные, входящие в состав России народы, разрушат и Россию и интернационализм и, так как они сами едва ли способны к самостоятельному государственному бытию, то придЈт некто третий, не русский и не интернационалист, который и превратит их землю в свою колонию".

Как считал Алексеев, "возобладавшие в 1917 году идеи демократии, диктатуры и социальной справедливости как-то должны остаться и стать основами будущего периода русской истории. Но они должны быть исправлены и преображены. Должны быть освобождены от материализма и преображены в смысле религиозном. Будущее принадлежит православному правовому государству, которое сумеет сочетать твЈрдую власть (начало диктатуры) с народоправством (начало вольницы) и со служением социальной правде". В качестве основной формулы будущей российской государственности А. предложил: "Россия с Советами, но без коммунизма".

Важное место в политико-правовой доктрине евразийства заняло обоснование демотического государства (от греч. демос - народ). Демотию евразийцы противопоставили буржуазной демократии. "Современная демократия есть олигархия живущего ныне взрослого поколения над нацией, как целым", - утверждал Алексеев. Евразийцы решили считать народом или нацией "не какой-то случайный отбор граждан, удовлетворяющих условиям всеобщего избирательного права, но совокупность исторических поколений, прошедших, настоящих и будущих, образующих оформленное государством единство культуры". Суверенитет народа, понимаемого в этом смысле, евразийцы назвали суверенитетом "организованным и органическим", в отличие от "анархического" суверенитета буржуазной демократии, основанного на "механическом агрегате" мнений.

В демотическом государстве, считали евразийцы, "искусственно-анархический порядок представительства отдельных лиц и партий" должен быть заменЈн "органическим порядком представительства потребностей, знаний и идей". Техническая сложность состоит в том, как организовать такое представительство. Народное голосование не может иметь здесь решающего значения, ибо государство должно быть основано на постоянстве "народной воли", еЈ "константе". Выразителем же такой "константы" может стать только стабилизированный правящий слой, проникнутый евразийской идеологией. Такому правящему слою Алексеев нашЈл определение "партия-орден". При этом евразийцы неизменно подчЈркивали. что они стремятся не к запрещению, а к созданию таких условий, при которых партии как мнимые выразители народной воли стали бы ненужными.

Вместе с тем, евразийцы отвергали обвинения в копировании большевистской модели и критиковали последнюю. Партийный тип советского правящего слоя, по мнению Алексеева, ставил советский строй перед выбором пути: "или к превращению советского режима в многопартийный или к конституционной легализации партии как официального органа. Вступление на первый означает превращение России в подобие Европы второго сорта, вступление же на второй является попыткой построения государства нового типа". Мы видели, что Советское государство, идя вначале по второму пути, потом резко свернуло на первый, после чего просуществовало недолго.

Евразийцы характеризовали своЈ идеальное государство как идеократическое, отличая его от государства доктринального, каковым является СССР. Доктринальное государство, по их мнению, "руководствуется определЈнным, стремящимся к совершенной цельности философским или религиозным миросозерцанием, насильно внушает это миросозерцание гражданам и принуждает их к исповеданию известного рода системы идей всеми доступными государству средствами". В противоположность ему, евразийское государство предлагает такую социально-политическую программу, "которая может рассчитывать на всеобщее признание со стороны людей весьма различных философских, научных и религиозных убеждений".

С учениями о демотии и идеократии тесно связана разработка ещЈ одного аспекта политико-правовой доктрины евразийства - гарантийного государства. Такое государство, в понятиях евразийцев, "обеспечивает осуществление некоторых постоянных целей и задач. является государством с положительной миссией". Гарантийное государство противопоставлялось государству релятивистическому, т.е. не ставящему перед собой никаких положительных задач. К последнему типу принадлежит большинство современных демократий.

Гарантийное государство несЈт определЈнные положительные обязательства перед нацией. Права человека им не отрицаются, но они являются лишь пустым звуком, если не подкреплены государственными обязанностями. Последние заключают в себе положительную миссию государства, которая в современном мире может быть сформулирована следующими принципами.

"1. Государство ставит своею целью освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путЈм создания максимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ. создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни).

2. Государство. организует соразмерное количество труда прибавочного, весь общественный доход с которого государство обязуется употреблять на культурное строительство, на удовлетворение и развитие духовных потребностей граждан (принцип подчинЈнной экономики).

3. Государство создаЈт максимальное количество культурных и духовных благ, предпочтение и выбор которых предоставляется свободе всех и каждого (принцип положительной свободы).

4. Государство стремится к созданию высшей культуры, которая воплощала бы в себе идею общечеловеческого достоинства и в то же время максимально служила бы проявлению национальных, племенных и местных особенностей населения евразийского культурного мира (принцип организации культуры как сверхнационального целого на многонациональной основе).

5. Государство стремится к вовлечению в экономическое, политическое, социальное и культурное строительство возможно большего количества граждан (принцип демотизма). ".

Неизвестно, были ли знакомы составители советской конституции 1977 года с трудами Алексеева, но практически весь первый еЈ раздел был составлен именно в таком духе: провозглашение целей государства и обязанностей его перед гражданами.

Западная цивилизация, согласно учению евразийцев, шла по пути преимущественного развития личных прав, русская - по пути утверждения обязанностей. Буржуазная политическая мысль, доведЈнная до своего логического конца в последовательном либерализме, отрицает государство. "Мир не трогающих друг друга собственников есть, в сущности, мир анархический, который нуждается в государстве только на предмет ограждения его от грабежа. В пределе своЈм мир собственников должен стремиться к уничтожению государства" Сочетание прав и обязанностей в буржуазном государстве - чисто механическое.

Алексеев разработал евразийское учение о правообязанности как форме органического сочетания права и обязанности, выработанного на русской почве. Строй, проникнутый началом правообязанности, "мог бы быть осуществлЈн в том случае, если бы ведущий слой государства проникся бы мыслью, что власть его не есть право, а и обязанность; и если в то же время управляемые не были бы простыми объектами власти, не были бы только носителями обязанностей. но и носителями правомочий. При том правомочия эти они не считали бы "правами". но как. соединЈнные с свободным усмотрением обязанности по участию в государственной власти".

Государство, по убеждению евразийцев, есть союз мира и правды. Его следует мыслить "как организацию, в которой интересы управляющих и управляемых могут и совпадать. Последнее становится возможным в обществе, которое возникло после социальной революции, в котором старые социальные классы уничтожены и которое приближается к решению проблемы экономической нужды. В таком обществе миссия народа заключается не в организации оппозиции государству, но как раз в обратном - в защите государства от всех враждебных новому строю сил".

Советское государство, пойдя по пути развития российских, а не западных правовых традиций, заключало в себе возможности для перехода к обрисованному выше типу правоотношений. "Организация государства трудящихся. ставит правителей вовсе не в положение односторонне управомоченных, а подчинЈнных - не в положение односторонне обязанных. В государстве трудящихся правообязаны все - и властвующие, и подчинЈнные". Перспектива советского строя представлялась евразийцам в виде создания организма "трудовой демотии, построенной на внутреннем сочетании прав и обязанностей всех и каждого".

Евразийское учение о праве и государстве, сформулированное Н.Н. Алексеевым, можно, таким образом, охарактеризовать как своеобразное сочетание элементов консерватизма и прогрессизма, русского традиционализма и попыток позитивного осмысления советского социально-политического опыта. Заслуживают внимания его осуществившиеся прогнозы насчЈт эволюции советского строя.

Алексеев Николай Николаевич - русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Преподавал в Московском университете, в Праге и Берлине,затем в Сорбонне, Белграде. С 1950 в Женеве.

Рубрика Философия
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 11.12.2008
Размер файла 6,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Алексеев Николай Николаевич (1879-1964), русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912-17), в Праге и Берлине (1922-31), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 в Женеве.

Алексеев Николай Николаевич [1 (12) мая 1879, Москва -- 2 марта 1964, Женева), русский философ и правовед.

Подобные документы

Николай Александрович Бердяев. Сергей Николаевич Булгаков. Семен Людвигович Франк. Николай Онуфриевич Лосский. Иван Александрович Ильин. Питирим Александрович Сорокин. Вклад в развитие русской общественной мысли.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 28.06.2007

Николай Александрович Бердяев - советский русский философ. Согласно взглядам Бердяева, русская революция есть тяжелая расплата за грехи и болезни прошлого, за столетний путь, вдохновлявшейся отрицательными идеалами и обнаглевшими лживыми призраками.

реферат [33,6 K], добавлен 22.01.2009

Особенности философии Возрождения, исследуемые темы и проблемы. Исследование уникальности отдельного человека и его места в мире. Выдающиеся представители науки данного периода, роль и место среди них Николая Коперника, главные достижения и труды.

презентация [530,2 K], добавлен 07.06.2015

Цели, задачи и функции философии права, место предмета в системе научного знания. Легитимирующая, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и воспитательная функции философии права, ее отличие от общей философии. Метод рациональной дедукции.

презентация [120,1 K], добавлен 22.10.2014

Ф. Ницше как немецкий мыслитель, философ, классический филолог, создатель самобытного философского учения, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Краткий очерк жизни и деятельности философа, истоки мировоззрения.

реферат [20,7 K], добавлен 21.06.2012

Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения. Исторические предпосылки возникновения. Учения основных представителей: Николай Кузанский, Миколо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Мишель Монтень, Томас Мор. Реформация Мартина Лютера.

реферат [18,7 K], добавлен 15.02.2009

Характерные черты русской философии XIX – первой половины ХХ века, ее особенности, история зарождения и развития основополагающих идей. Жизнь Н.Ф. Федорова как посвящение себя "общему делу". Идеи Федорова и факторы, повлиявшие на их становление.

Эта статья — о русском философе. Существуют статьи и о других людях с таким именем, см. Алексеев, Николай Николаевич.

Никола́й Никола́евич Алексе́ев ( 1 мая 1879 ( 18790501 ) — 2 марта 1964) — русский философ, правовед, один из идеологов евразийства.

Содержание

Биография

Николай Николаевич Алексеев родился в 1879 году в Москве в семье профессионального юриста. Окончив гимназию, он поступает на юридический факультет Московского университета. В феврале 1902 года Алексеев исключается из числа студентов за революционную деятельность и приговаривается к шести месяцам тюремного заключения. После освобождения уезжает в Дрезден, где продолжает свое образование. В связи со всеобщей амнистией министра Святополк-Мирского после первой революции в России Алексеев возвращается обратно в Москву и в 1906 году успешно заканчивает факультет. За отличные успехи в учёбе он оставлен на кафедре философии права, а в 1908 году избран её приват-доцентом.

С 1908 по 1910 год Н. Н. Алексеев стажируется за границей в Берлине, Гейдельберге и Париже, где изучает новейшие философские и правовые теории. Большое влияние на него оказывает неокантианство Марбургской и Баденской школ. Затем наступает увлечение феноменологией Э. Гуссерля.

В 1920 году, после поражения генерала Врангеля, Н. Н. Алексеев эмигрирует в Константинополь, где некоторое время работает инструктором русской школы. В 1922 году Алексеев приглашается в Русский университет Праги на должность профессора Юридического факультета, основателем которого был учитель Н. Н. Алексеева — П. И. Новгородцев. Здесь происходит сближение Н. Н. Алексеева с евразийцами, здесь же он пишет и публикует новые статьи и работы.

После того, как в 1931 году Юридический факультет в Праге прекращает свое существование, а в Германии к власти приходят нацисты, Алексеев переезжает в Страсбург, преподает на Русских юридических курсах Сорбонны.

В 1940 году Н. Н. Алексеев переезжает в Белград, принимает участие в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны и стремится восстановить контакты с Россией.

В 1945 году ему удается получить советское гражданство, но из-за ухудшения отношений между СССР и Югославией Н. Н. Алексееву приходится уехать в Швейцарию. С 1948 года Алексеев живёт в Женеве, где продолжает заниматься правом и философией.

Свой жизненный путь Николай Николаевич Алексеев заканчивает в 1964 году в Женеве.

Становление философско-правовых взглядов

Николай Николаевич Алексеев принадлежит к плеяде и правоведов, которые на рубеже XIX—XX веков развивали идеи естественного направления в праве. Создаваемые ими концепции права тесно связаны с религиозно-нравственными идеалами того времени. Для них характерен живой интерес к судьбам России, её культуре, роли личности в истории и государстве, проблемам построения государства и права на принципиально новой нравственной основе.

Осмысливая роль философии права, Н. Н. Алексеев писал в 1918 году, что умозрительная задача оправдания права и государства издавна составляет признание славной и ныне забытой науки — истории права. Показательно, что вопрос о месте и роли права в обществе волнует Н. Н. Алексеева в тот момент истории, когда Россия переживает потрясения и ломку, когда рушатся старые ценности, а новые ещё не устоялись, когда мир потерял свою стабильность.

В этой заключительной работе цикла достаточно четко обозначается философское содержание политико-правовых идей, в которых автор видел выражение внутренней сущности права. Едва ли можно согласится с Василием Зеньковским в том, что философское творчество Н. Н. Алексеева ограничено его самой первой научной работой, а остальные посвящены только проблемам права. Для большинства работ Н. Н. Алексеев характерно исследование вопросов права и государства в их взаимосвязи с общефилософскими проблемами.

Алексеев считал, что феноменология поможет ему решить главную из стоящих перед ним задач: исследовать право с точки зрения строгого научного знания и, в то же время, избежать излишней научной рационализации действительности, так как она ориентирует познание на исследование прежде всего феноменов сознания с помощью особых мыслительных операций (редукций). Однако влияние феноменологии на взгляды Н. Н. Алексеева не столь велико, как например на взгляды Шпета или Лосева [5] . Он остается оригинальным мыслителем глубоко и по своему осмысляющим философскую сущность права.

Н. Н. Алексеев и евразийство

Идеи Н. Н. Алексеева и современная философия права

Многие из идей, высказанные Н. Н. Алексеевым почти сто лет назад, сегодня находят свое отображение в работах современных философов права.

В теории правового мышления идеи евразийства выражены в особом стиле и способе осознания правовой реальности, когда не происходит четкого отделения понимания права, справедливости и добра. Эти три категории сливаются воедино, образуя целостную картину восприятия права как ценностно-нормативного регулятора правовых отношений [8] .

2-го марта исполнилось 126 лет со дня рождения Николая Николаевича Алексеева, правоведа и историка, профессора Русского научного института в Берлине и профессора Сорбонны, человека, разработавшего евразийскую концепцию государства и права

Евразийская концепция государства и права

Конструируя идеальную модель будущего евразийского государства, Алексеев стремился исходить из реального состояния России после большевистской революции. Освобождение России от коммунизма, считал Алексеев, будет не полным отрицанием Советского государства, а дальнейшим развитием содержащихся в нём положительных элементов, соединённых с ещё более высокими потенциями государственно-правового развития, заложенными в историческом опыте России. В государственно-правовой доктрине евразийства Алексеев пытался синтезировать различные политические традиции России, начиная со времён Московской Руси и заканчивая Россией советской. Характерной особенностью этой доктрины явилось её сознательное противопоставление западной либеральной правовой парадигме.

Организующим принципом русской государственности выступала идея самодержавной монархии, впервые получившая последовательное обоснование в концепции Иосифа Волоцкого и его последователей (иосифлян) в конце XV – начале XVI вв. Иосифлянство развило и отстаивало идею о государстве как о проекции небесного, божественного порядка на земной. Этот взгляд, как считал Алексеев, восходил к традициям древневосточного деспотизма. Хотя иосифлянские воззрения были довольно распространены в средневековой России, не следует думать, будто весь народ их разделял. Русская политическая традиция была весьма разнообразна.

Гарантийное государство несёт определённые положительные обязательства перед нацией. Права человека им не отрицаются, но они являются лишь пустым звуком, если не подкреплены государственными обязанностями. Последние заключают в себе положительную миссию государства, которая в современном мире может быть сформулирована следующими принципами.

«1. Государство ставит своею целью освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путём создания максимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ. создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни).

2.… Государство… организует соразмерное количество труда прибавочного, весь общественный доход с которого государство обязуется употреблять на культурное строительство, на удовлетворение и развитие духовных потребностей граждан (принцип подчинённой экономики).

3.… Государство создаёт максимальное количество культурных и духовных благ, предпочтение и выбор которых предоставляется свободе всех и каждого (принцип положительной свободы).

4.… Государство стремится к созданию высшей культуры, которая воплощала бы в себе идею общечеловеческого достоинства и в то же время максимально служила бы проявлению национальных, племенных и местных особенностей населения евразийского культурного мира (принцип организации культуры как сверхнационального целого на многонациональной основе).

Неизвестно, были ли знакомы составители советской конституции 1977 года с трудами Алексеева, но практически весь первый её раздел был составлен именно в таком духе: провозглашение целей государства и обязанностей его перед гражданами.

Евразийское учение о праве и государстве, сформулированное Н.Н. Алексеевым, можно, таким образом, охарактеризовать как своеобразное сочетание элементов консерватизма и прогрессизма, русского традиционализма и попыток позитивного осмысления советского социально-политического опыта. Заслуживают внимания его осуществившиеся прогнозы насчёт эволюции советского строя.

Читайте также: