Доклад семья как участник реабилитационного процесса

Обновлено: 19.05.2024

Активное участие больного в реабилитационных мероприятиях, как показывает опыт нейрореабилитологов, играет существенную роль в восстановлении нарушенных функций и, особенно, в восстановлении сложных двигательных навыков и социальной реадаптации.

Часто у больных с заболеваниями ЦНС наблюдается снижение пси­хической и двигательной активности (синдром гипоакгивности), кото­рое обусловлено такими патологическими синдромами, как апатия, де­прессия, выраженные когнитивные нарушения, астения, негативизм.

Наряду с психотерапевтическими и медикаментозными мероприя­тиями в преодолении гипоактивности большую роль играют родные и близкие больного. Роль семьи, родных и близких в восстановлении на­рушенных функций,и социальной реадаптации больного неоценима. Особенно важна роль семьи в организации таких мероприятий, как:

— обучение больного необходимым навыкам самообслуживания (если они потеряны): принятию пищи, личной гигиене, пользо­ванию туалетом, одеванию,

— привлечение к необходимым работам по дому: больной учится разогревать пищу, помогать в приготовлении пищи, открывать ключом дверь, пользоваться телефоном, участвовать в уборке помещения, делать покупки в магазине и т.д.,

— создание дома условий больному для различных занятий (тера­пия занятостью), так как вынужденное безделье тяготит боль­ного, усиливает депрессию и отрицательно влияет на процесс восстановления, учитывая опыт некоторых реабилитационных учреждений, где проводятся с больными занятия по вышиванию, плетению, лепке, художественной поделке по дереву и металлу и т.д.,

— поддержание благоприятного психологического климата в семье, сочетание доброжелательности с требовательностью, оптимизма с постепенной выработкой реального взгляда на возможности и пределы восстановления.

Большая роль принадлежит и врачу общей практики, который наря­ду с неврологом наблюдает за состоянием пациента, так как большин­ство неврологических больных, особенно, пожилого и старческого воз­раста, страдают также заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, болезнями суставов, гормональной дисфункцией, что отрица­тельно влияет на процесс восстановления функций нервной системы и требует терапевтической коррекции. Врач обшей практики обычно луч­ше знаком с психологическим климатом в семье, взаимоотношениями между родственниками, имеющимися в семье заболеваниями, и может дать необходимый совет родным больного и наблюдающему за ним неврологу.

Важнейшей задачей современной системы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение комплексности, своевременности и качества оказываемых услуг. Постоянно возрастающие требования накладывают особую ответственность на всех участников реабилитационного процесса: самого ребенка, его семью, а также специалистов службы психолого - педагогического сопровождения. При этом огромная роль в реабилитационном процессе отводится семье. В статье рассматриваются аспекты, характеризующие роль реабилитационной активности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Оценить 261 0

РОЛЬ СЕМЬИ В РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Литомина Алена Сергеевна

(Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 города Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семеновича)

Аннотация. Важнейшей задачей современной системы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) является обеспечение комплексности, своевременности и качества оказываемых услуг. Постоянно возрастающие требования накладывают особую ответственность на всех участников реабилитационного процесса: самого ребенка, его семью, а также специалистов службы психолого - педагогического сопровождения. При этом огромная роль в реабилитационном процессе отводится семье. В статье рассматриваются аспекты, характеризующие роль реабилитационной активности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова : дефект развития, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация ребенка, реабилитационная активность семьи, семья, служба психолого - педагогического сопровождения, социализация.

В России с каждым годом неуклонно растет количество детей с ОВЗ. Согласно статистике, в 1995 году в России насчитывалось 453 тысячи детей с ОВЗ, в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам, а в 2018 году их насчитывалось уже 617 тысяч, к 2020 году - 636 тысяч. По словам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А. Кузнецовой, только с 2018 по 2020 годы число детей с ОВЗ увеличилось на 5,8%.

Огромная роль в реабилитации ребенка с ОВЗ отводится его родителям (законным представителям), поскольку государство начинается с семьи. Согласно государственной политике Российской Федерации родители (законные представители) являются главными воспитателями ребенка, они оказывают самое большое влияние на его развитие. С рождения ребенок нуждается в общении с близкими, любящими его людьми, ему необходима помощь в удовлетворении своих физических и духовных потребностей. Для ребенка, личность которого еще только формируется, семья играет главенствующую роль в процессе его социализации. Именно в семье ребенок усваивает модели поведения, а также строит представления о себе и других, о мире в целом.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребенка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в сложной психологической ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто - то плачет, кто - то несет боль в себе, кто - то становится агрессивным и озлобленным. Родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников.

Комплекс биологических и психологических характеристик семьи ребенка с ОВЗ, а также социально - средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, характеризует реабилитационную активность семьи [2]. Именно от уровня реабилитационной активности семьи зависит то, как будет проходить процесс реабилитации ребенка, насколько грамотно и своевременно будут решены задачи реабилитации. По мнению ряда ученых (С.Н. Пузин, З.М. Аминова, З.М. Модестов, С.А. Косова, В.Ю. Альбицкий) реабилитационная активность семьи - это заинтересованность родителей, наличие в семье специального оборудования и вспомогательных средств, владение специальными навыками ухода за детьми [1, с. 89].

Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, сталкивается с рядом трудностей: социально - медицинских, экономических, психологических [4, с. 651]. К проблемам социально-медицинского характера относятся: отсутствие возможности получить своевременную и полную информацию о заболевании ребенка, особенностях течения заболевания, прогнозе, ожидаемых трудностях социального характера; доступа к любым видам постоянного лечения и получения лекарственных препаратов, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности, поиск возможностей дополнительного консультирования.

Экономическая трудность - вторая трудность, с которой неизбежно сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ. В такой семье основным источником дохода служат пенсия по инвалидности или военная пенсия, детские пособия и примерно у трети семей - зарплата здорового члена семьи. Так же возрастают и материально - бытовые, финансовые, жилищные проблемы в данной категории семей. Жилье обычно не приспособлено для таких семей. В этих семьях решение элементарных вопросов, связанных с приобретением лекарств, продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники, становятся серьезной проблемой.

Особого внимания заслуживают психологические трудности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Когда в семье появляется такой ребенок, семья переживает кризис. Практически у всех родителей и чаще всего у матерей возникают пограничные нервно - психические расстройства. Доминирует чувство вины, ощущение собственной неполноценности. Зачастую родители теряют уверенность в себе, не могут правильно организовывать общение и воспитание ребенка, отказываются принимать действительные потребности, не могут объективно оценивать его возможности. В работе с такой семьей ключевую роль нужно отвести социальному педагогу и педагогу - психологу, чтобы вернуть жизнедеятельность семье. Этим специалистам, помимо точечной социально - педагогической работы, нужно создать ситуацию успеха для такой семьи, мотивировать на дальнейший безбарьерный успех и преодоление проблемы. Одним из важных направлений работы социального педагога является оказание помощи как самим детям с ОВЗ, так и их родителям в налаживании взаимоотношений, обеспечении взаимопонимания, определении рациональных путей решения сложных семейных проблем [3, с. 50].

Семья играет главную роль в комплексной реабилитации ребенка с ОВЗ. Именно благодаря поддержке близкого окружения и правильно выстроенным межличностным отношениям у человека с ОВЗ формируется нужный настрой на борьбу с заболеванием, появляется желание участвовать в общественной жизни, развиваться, работать, выходить на улицу, посещать культурные мероприятия. Внутрисемейные отношения напрямую влияют на мотивацию ребенка для его дальнейшей реабилитации.

В целом, можно выделить ряд аспектов, оказывающих влияние на реабилитационную активность семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Прежде всего, активность при осуществлении поиска источников медицинской помощи, то есть своевременность, последовательность и тщательность при выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями. Далее активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками. Собственно социальная активность семьи, то есть ее настойчивость в поиске источников материальной и моральной поддержки.

Подводя итог, необходимо отметить, что семья в своей реабилитационной деятельности нуждается в помощи. Сегодня у родителей много вопросов о том, как обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ, где получить услуги по психолого - педагогическому сопровождению, грамотную методическую, информационно - просветительскую, консультативную квалифицированную помощь. Все эти вопросы призвана решать служба психолого - педагогического сопровождения образовательной организации, которую посещает ребенок. Мероприятия, проводимые специалистами службы психолого - педагогического сопровождения, способствуют повышению родительской компетенции, уровня медицинской, педагогической или социальной активности семьи, которые, в свою очередь, вместе составляют реабилитационную активность.

Проблема реабилитационной активности семьи, затронутая в данной работе, является актуальной в современном обществе и требует дальнейшего изучения. Все меры государства, направленные на решение данной проблемы будут малоэффективными, если ближайшее окружение ребенка с ОВЗ будет равнодушно относиться к его проблемам, игнорировать их.

Рассмотрим роль патронажной сестры в обучении инвалида и членов его семьи адекватному поведению и образу жизни.

Возраст, в котором наступила инвалидность, имеет огромное значение для скорости и качества адаптации. Так, ребенок, имеющий врожденную патологию конечностей, исходно испытывает мало потребности в отсутствующей части тела, так как с самого рождения другие конечности выполняют компенсаторную функцию.

Известны примеры, когда мальчик без обеих рук прекрасно играл в футбол, или девочка с той же патологией без проблем ездила на специально сконструированном велосипеде. Однако этого не произошло бы, если бы общество смотрело на этих детей как на заведомо ущемленных и неспособных к самостоятельной жизни, что, к сожалению, очень характерно для менталитета людей, живущих в нашей стране. Здесь важно запомнить, что основная проблема в детском возрасте заключается не столько в соответствующем воспитании самого ребенка, сколько в создании благоприятной обстановки со стороны окружающих людей, где жалость или, наоборот, безжалостность не должны иметь место. Процесс обучения должен строиться на том, что в детском возрасте прекрасно развиваются адаптационные и компенсаторные способности.

Появление инвалидности в работоспособном возрасте может создать у членов семьи ощущение потери кормильца или появления непредусмотренной обузы, что в равной степени вызывает на долгое время состояние растерянности, депрессии, возможно, ненависти. Ни одно из этих состояний не дает возможности относиться к инвалиду адекватно и лишь затормаживает в нем желание начать новую жизнь, использовать нереализованные ранее возможности. Инвалидность в этом возрасте чаще всего связана с травмой.

Наиболее оптимальным путем в реабилитации инвалидов среднего возраста со стороны медицинских и социальных работников является поиск компенсирующих средств, обучение их использованию, укрепление веры в свои способности, поддержание стремления оставаться полезным обществу. Наличие инвалидной коляски уже давно не является признаком неполноценности человека, однако, требуется немало времени и усилий для того, чтобы колясочник вернулся к полноценной жизни в принципиально других ее условиях.

В старческом возрасте инвалидность чаще всего обусловливается комплексом возрастных изменений организма и комбинацией хронических заболеваний, накапливающихся к этому времени. Это накладывает на проблемы реабилитации свой отпечаток и требует от семьи понимания происходящих процессов, терпения и поиска не столько обучающих программ, сколько превентивных, по предупреждению несчастных случаев, мер.

Следует помнить, что сложившиеся с годами привычки старого человека могут быть использованы для сохранения наиболее оптимального взаимоотношения с окружающими людьми. Так, престарелые люди практически не переносят изменения окружающей обстановки, поэтому при переезде в какое-либо новое место необходимо максимально воссоздать уже привычное расположение мебели, вещей. Следует предусмотреть роль порогов, свободных краев ковриков, скользких поверхностей пола в ограничении передвижения престарелого человека и провоцировании несчастного случая.

Необходимо внимательно отнестись к одежде престарелых. Она должна быть не только теплой и предохранять от переохлаждения, но и безопасной. Так, обувь должна плотно облегать стопу и не соскакивать с ноги во избежание падений, особенно с лестницы. При нарушении подвижности в шейном отделе позвоночника, при ограничении полей зрения престарелым не следует носить головной убор типа капюшона. Длинные рукава, подол платья, висящие свободные детали одежды - факторы, создающие опасность загорания при пользовании открытым огнем.

Прием пищи для престарелого человека утрачивает свое эмоциональное значение, если он осуществляется в одиночестве. Дня достижения полноценного питания наиболее целесообразно кормить подопечного в обществе с другими людьми, когда беседа за столом ослабляет ощущение одиночества, часто посещающего престарелых. У больных с нарушением мозговых и психических функций может наблюдаться изменение восприятия расстояния, поэтому необходимо ставить тарелку в доступном обзору месте.

Снижение функции анализаторных механизмов требует применения при приготовлении блюд ярких, контрастных красок. Для этого при сервировке используются нарезанные овощи (кружочки свеклы, моркови, горошек), зелень. Снижение слуха у престарелых имеет свои особенности, в связи с которыми необходимо избегать звуков высокой тональности. При использовании слухового аппарата необходим контроль за качеством его работы.

Большую проблему для ухода на дому имеет нарушение функций отправления у престарелых, главным образом недержание мочи. Причины недержания должны быть обсуждены с медперсоналом, но основным правилом для ухаживающих должно быть следующее: ни в коем случае из-за недержания мочи человек не должен лишаться питья. Суточный прием жидкости должен оставаться прежним, возможно лишь перераспределение его внутри суток наиболее приемлемым для ухода образом.

Резюмируя краткое описание роли семьи, в которой находится инвалид, следует подчеркнуть, что усилия членов семьи не должны создавать иждивенческого настроения.

Наоборот, наиболее ценной помощью оказывается обучение инвалида самостоятельной активной жизни, приспособленной к новым для него условиям.

Инсульт и его негативные последствия сказываются не только на пациентах, но и на их семьях, однако реабилитационная практика по-прежнему в основном сосредоточена исключительно на пациенте, практически не затрагивая его семью. Лишь в последнее время ситуация в этом отношении начала меняться.

Сейчас специалисты, основываясь на результатах клинических исследований, располагают данными, что роль семьи в процессе реабилитации является серьёзным вспомогательным фактором. Обеспечение семьи пациента необходимой поддержкой с самого начала процесса реабилитации позволяет проводить этот процесс заметно успешнее и в гораздо меньшей степени истощает физические и эмоциональные силы членов семьи пациента. Поддержка может заключаться в обеспечении базового обучения в той или иной области реабилитационного процесса, в психологическом и медицинском консультировании в ходе реабилитации.

Продолжающаяся тенденция более ранней выписки пациентов перенёсших инсульт, значительно повышает роль реабилитации на дому, которая, по мнению ведущих специалистов в мире, будет играть значительно более важную роль, чем стационарная реабилитация, уже в ближайшее время.

Однако, в настоящее время, официальная медицина по-прежнему ориентирована на пациента и практически не уделяет должного внимания роли его семьи в процессе реабилитации. Осознавая неполноту такого подхода, многие медицинские специалисты более основательно сосредоточились на анализе семьи пациентов, перенесших инсульт, чтобы с учётом выявленных особенностей облегчить и улучшить процесс реабилитации в домашних условиях.

Во-вторых, осуществляющий уход родственник и сам в какой-то мере оказывается в позиции пациента, так как испытываемые им нагрузки, особенно при длительном реабилитационном периоде, могут оказывать серьёзное негативное воздействие. Поэтому ему необходима как психологическая, так и медицинская поддержка на протяжении всего срока реабилитации.

В-третьих, это роль члена семьи, у которого есть определённые сложившиеся отношения с пациентом, способные претерпеть те или иные изменения особенно при длительном периоде реабилитации. В процессе реабилитации очень важна сбалансированность отношений осуществляющего уход родственника и пациента и их корректировка в зависимости от происходящих изменений.

Позитивная роль семьи пациента, а также гибкий подход всех участников реабилитационного процесса на дому, несомненно, способствуют положительной динамике реабилитации.

Читайте также: