Александр афанасьевич потебня доклад

Обновлено: 02.07.2024

внутренней формы. В соответствии с этим поэзия рассматривается им как поиск и открытие в слове его ближайшего этимологического значения, дающего возможность образного расширения, более живого применения, придающего жизненность, образно-эмоциональную полноту, чувственную конкретность и осязаемость образному строю.

В трехчленной структуре слова, утверждает П., звук и значение относятся к атрибутивным его свойствам, непременным условиям существования. Внутренняя же форма — наиболее подвижный и динамичный элемент. Утрата ее в слове — закономерное явление, сопряженное с процессом абстрагирования, образования понятий из чувственных образов. Этот процесс приводит к возникновению прозы, а вместе с ней и отвлеченного мышления, науки. Язык науки, оперирующий значениями, возведенными в степень понятий, в свою очередь, расценивается П. как высшая ступень прозаичности языка, ибо прозаическое слово непосредственно, без связи с представлением, сочетает образ и значение.

Формулируя свои эстетические воззрения на лингвистической основе, предлагая концептуальную модель, имеющую в своей основе трехчленную структуру, в качестве универсальной, приложимой, помимо словесности, и к другим видам искусства, исходя из понимания языка как орудия мысли и понятия внутренней формы как важнейшей в анализе тех эстетических механизмов, которые формируют феномен художественности, П. пришел к ряду важнейших теоретических заключений. Прежде всего, в самом широком исследовательском контексте были поставлены взаимосвязанные проблемы образности и поэтичности языка, а также поэзии и прозы как соотносительных категорий. Образотворческий процесс был осмыслен как естественное состояние языка, в котором поэтическое и прозаическое мышление непрерывно взаимодействуют. Художественный образ рассматривался не как нечто целостное и определенное, но конструировался в соответствии с принципом собирающейся и рассыпающейся психологической мозаики, в которой выделялись как сущностные, формирующие основу художественности целостные образные эстетические структуры, так и более простые, смутные, картинные образы-представления.

Соч.: Эстетика и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М., 1989; Теоретическая поэтика. М., 1990.

Лит.: Александр Афанасьевич Потебня. Киев, 1962; Франчук В. Ю. Александр Афанасьевич Потебня. Киев, 1975; Чудаков А. П. Психологическое направление в русском

литературоведении. А. А. Потебня.//Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.

Потебня Александр Афанасьевич

Родился Александр Афанасьевич Потебня 10 сентября 1835 года в селе Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии (теперь с. Гришино Роменского района Сумской области) в украинской дворянской семье.

Атмосфера, царившая в семье бывшего офицера, а впоследствии служащего, еще с юных лет способствовала серьезному увлечению парня углубленным изучением языков, истории, литературы.

Имея за плечами основательную общеобразовательную подготовку, Александр Потебня вступает Харьковского университета с целью изучения юрисдикции, но, проучившись год, переходит на историко-филологический факультет, который заканчивает в 1856 году.

Вся будущая деятельность ученого четко разграничивается на две основные жизненные периоды. С 1860 до 1865 года - разработка философско-психологической теории языка на базе критического осмысления идей В.Гумбольдта и Г.Штейнталя, психологических исследований І.Гербарта и Г.Лотце, а также представителей классической немецкой философии, в частности и. Канта. С 1865 до 1891 года - научная деятельность в сфере грамматики и фонетики русского, украинского и других славянских языков с применением новейших достижений индоевропеистики.

В том же году О.Потебню был командирован в Германию для студий над санскритом на кафедре сравнительной грамматики индоевропейских языков. Через год он возвращается в Харьковский университет и занимает должность доцента кафедры славянского языкознания.

С 1875 года О.О.Потебня становится профессором кафедры русского языка и литературы, где и работает до конца своей жизни. Грамматическую систему А.потебни позже творчески использовали ведущие отечественные ученые Д.Овсянико-Куликовский, В.Ягич, а. шахматов и др.

Значительный вклад О.Потебня сделал в развитие науки о народное поэтическое творчество и этнография.

Умер О.О.Потебня 29 октября 1891 года, похоронен в Харькове. Имя А.потебни носит Институт языкознания НАН Украины.

Начало деятельности Александра Потебни приходится на 60-е годы XIX века - время, когда происходила активизация социальных движений как сопротивление реакционным проявлениям самодержавия. На общей волне подъема общественного самосознания формировалась направленность мировоззрения ученого, его позиция гуманиста и демократа.

В это же время в Украине все сильнее начинает ощущаться влияние западных идей, в частности представителей немецкого идеализма Канта, Фихте, Шеллинга. Доступными становятся работы В.Гумбольдта, которые имели решающее значение для формирования научных взглядов Александра Афанасьевича Потебни. Он изучает романтическую систему В.Гумбольдта, ассоциативную психологию І.Гербарта, Г.Лотце, психологическое языкознание Г.Штейнталя, объединяет их, и это позволило ему выступить основателем нового направления в языковедческой науке.

Глубокое и заинтересованное изучение и осмысление вышеобозначенных теоретических источников обеспечило формирование и будущее развитие особых взглядов ученого, что тем или иным образом отразились на постановке и решении ряда философских и эстетических проблем.

Основополагающим принципом для А.потебни было то, что в любом случае вне слову и к слову есть мнение. Слова только служат обозначением определенного течения или развития мысли.

Углубляясь в свои научные исследования, ученый никогда не отступал от своего, так сказать, сквозного задача - выяснить механизм об'єктивування чувственных знаний данных индивидуальной психической жизни как процесса последовательных форм человеческого познания.

Глубокие знания основ языкознания позволили А.потебни сделать чрезвычайно интересные и важные исследования образцов устного народного творчества, проблемам мифологии вообще.

Еще и сегодня мы имеем много общественных проблем именно потому, что не можем до конца осознать простой истины: речь составляет духовную сущность народа. Знание этого, а следовательно и соблюдение соответствующих справедливых требований относительно этого в повседневной практической деятельности, сняло бы очень много общественных проблем.

На развитие психологического направления в философии языка наиболее существенное влияние оказал А.А. Потебня, своими трудами во многом определивший характер и основную проблематику развития лингвофилософии в России в последнюю треть XIX века. Его философско-лингвистическое учение было нацелено на изучение проблемы происхождения языка, на исследование его роли в познавательной и творческой деятельности индивида, воплощало в себе оригинальные подходы к изучению соотношения мысли и слова.

Работа состоит из 1 файл

реферат по теории литературы.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра русского языка и общего языкознания

«Научная деятельность

студентки VI курса з/о

МОСКВА 2011

Потебня, Александр Афанасьевич

[1835—1891] — филолог, литературовед, этнограф. Родился в семье мелкого дворянина. Учился в классической гимназии, затем в Харьковском ун-те на историко-филологическом факультете. После его окончания [1856] преподавал литературу в харьковской гимназии. В 1860 защитил магистерскую диссертацию "О некоторых символах в славянской народной поэзии. " В 1862 получил научную командировку за границу, где пробыл год. В 1874 защитил докторскую диссертацию "Из записок по русской грамматике". В 1875 получил кафедру истории русского языка и литературы в Харьковском университете, которую и занимал до конца жизни. Александр Афанасьевич состоял также председателем Харьковского историко-филологического общества и членом-корреспондентом Академии наук. В 1862 в "Журнале Министерства народного просвещения" появился ряд его статей,объединенных затем в книгу "Мысль и язык". В 1864 в "Филологических записках" была напечатана его работа "О связи некоторых представлений в языке". В 1874 вышел 1-й том "Из записок по русской грамматике". В 1873—1874 в "ЖМНП" напечатана 1-я часть "К истории звуков русского языка", в 1880—1886—2-я, 3-я и 4-я части ("Русский филологический вестник"), в 1882—1887 — "Объяснения малорусских и сродных народных песен" в 2 томах. Однако значительная часть работ Потебни была опубликована после его смерти. Были выпущены: 3 части "Из записок по русской грамматике" [1899]; "Из лекций по теории словесности" (составленных по записям слушательниц); "Из записок по теории словесности" [1905]; "Черновые заметки о Л. Н. Толстом и Достоевском" ("Вопросы теории и психологии творчества", т. V, 1913).

На развитие психологического направления в философии языка наиболее существенное влияние оказал А.А. Потебня, своими трудами во многом определивший характер и основную проблематику развития лингвофилософии в России в последнюю треть XIX века. Его философско-лингвистическое учение было нацелено на изучение проблемы происхождения языка, на исследование его роли в познавательной и творческой деятельности индивида, воплощало в себе оригинальные подходы к изучению соотношения мысли и слова.

Литературная деятельность ученого охватывает 60—80-е гг. Среди литературоведческих течений той эпохи Потебня стоит особняком. Ему чужды как социологизм культурно-исторической школы (Пыпин и др.), так и позитивизм сравнительно-исторического метода Веселовского. Известное влияние на исследователя оказала мифологическая школа. В своих работах он уделяет довольно видное место мифу и его соотношению со словом. Однако А.А.Потебня критикует те крайние выводы, к которым пришли сторонники мифологической школы. В русском литературоведении и языковедении той эпохи он явился основателем субъективно-психологического направления. Философские корни этой субъективно-идеалистической теории восходят через Гумбольдта к немецкой идеалистической философии, главным образом к философии Канта, Агностицизм, отказ от возможности познать сущность вещей и изобразить в поэтических образах реальный мир пронизывают все мировоззрение П. Сущность вещей, с его точки зрения, не познаваема. Познание имеет дело с хаосом чувственных ощущений, в которые человек вносит порядок. Слово в этом процессе играет далеко не последнюю роль. "Только понятие (а вместе с тем и слово, как необходимое его условие) вносит идею законности, необходимости, порядка в тот мир, которым человек окружает себя и который ему суждено принимать за действительный" ("Мысль и язык").

От агностицизма Потебня идет к основным положениям субъективного идеализма, заявляя, что "мир является нам лишь как ход изменений, происходящий в нас самих" ("Из записок по теории словесности"). Поэтому, подходя к процессу познания, он ограничивает этот процесс познанием внутреннего мира субъекта.

Во взглядах на язык и поэзию этот субъективный идеализм проявился как ярко выраженный психологизм. Ставя основные вопросы лингвистики, ищет им разрешения в психологии. Только сближая языкознание с психологией, можно, по мнению ученого, развивать плодотворно и ту и другую науку. Единственно научной психологией считает психологию Гербарта. Лингвистику Потебня основывает на теории представлений Гербарта, рассматривая образование каждого слова как процесс апперцепции, суждения, т. е. объяснения вновь познаваемого через прежде познанное. Признав общей формой человеческого познания объяснение вновь познаваемого прежде познанным, П. от слова протягивает нити к поэзии и науке, рассматривая их как средства познания мира. Однако в устах субъективного идеалиста положение, что поэзия и наука — форма познания мира, имеет совершенно другой смысл, чем в устах марксиста. Единственной целью как научного, так и поэтического произведения является, по его взглядам "видоизменение внутреннего мира человека". Поэзия для него есть средство познания не объективного мира, а лишь субъективного. Искусство и слово являются средством субъективного объединения разрозненных чувственных восприятий. Художественный образ не отражает мир, существующий независимо от нашего сознания; этот мир, с точки зрения филолога не познаваем, он лишь обозначает часть субъективного мира художника. Этот субъективный мир художника в свою очередь не познаваем для других и не выражается, а лишь обозначается художественным образом. Образ есть символ — иносказание — и ценен лишь тем, что каждый может вложить в него свое субъективное содержание. Взаимное понимание по существу невозможно. Всякое понимание есть в то же время непонимание. Этот субъективно-идеалистический подход к искусству, рассмотрение образа лишь как символа, как постоянного сказуемого к переменным подлежащим приводят ученого в теории поэзии к психологизму, к изучению психологии творчества и психологии восприятия.

По мнению Потебни, в каждом произведении искусства есть идея, то, что хотел сказать художник, внутренняя форма – образ, и внешняя форма – в поэзии слова. Чем же нам ценно искусство, в частности, поэзия? Тем, что образы его символистичны; тем, что они многозначимы. В них есть „совместное существование противоположных качеств, именно определенности и безконечности очертаний“. Таким образом, задача искусства – создавать символы, объединяющие своей формулой многообразие вещей.

В таком виде дана поэтика Потебни в его основном труде "Мысль и язык".

В основу этого построения положено уравнение: образность равна поэтичности. В действительности же такого равенства не существует. Для его существования было бы необходимо принять, что всякое символическое употребление слова непременно поэтично, хотя бы только в первый момент создания данного символа. Между тем, мыслимо употребление слова в непрямом его значении, без возникновения при этом поэтического образа. С другой стороны, слова, употребленные в прямом смысле и соединенные в предложения, не дающие никакого образа, могут составлять поэтическое произведение, как, например, стихотворение Пушкина „Я вас любил, любовь еще быть может…“ Носителями „поэтичности“ могут быть и ритм, и звуки произведения, что элементарно понятно и даже признается некоторыми потебнианцами. (См. Овсянико-Куликовский. Лирика, как особый вид творчества).

По мнению исследователей, занимающихся, изучением научных трудовА.А. Потебни,для того чтобы понять сущность его взглядов на поэзию, необходимо первоначально познакомиться с его взглядами на слово.

Развивая в основном взгляды немецкого языковеда Гумбольдта на язык как на деятельность, он рассматривает язык как орган создания мысли, как мощный фактор познания. От слова как простейшего поэтического произведения ученый идет к сложным художественным произведениям. Анализируя процесс образования слова, П. показывает, что первой ступенью образования слова является простое отражение чувства в звуке, затем идет осознание звука и наконец третья ступень — осознание содержания мысли в звуке. С точки зрения Потебни в каждом слове есть два содержания. Одно из них после возникновения слова постепенно забывается. Это его ближайшее этимологическое значение. Оно заключает в себе лишь один признак из всего разнообразия признаков данного предмета. Так, слово "стол" значит только постланное, слово "окно" — от слова "око" — значит то, куда смотрят или куда проходит свет, и не заключает в себе никакого намека не только на раму, но даже на понятие отверстия. Это этимологическое значение слова он называет внутренней формой. По существу оно не является содержанием слова, а лишь знаком, символом, под которым нами мыслится собственно содержание слова: оно может включать самые разнообразные признаки предмета. Например: каким образом черный цвет был назван вороным или голубой голубым? Из образов ворон или голубь, которые являются средоточием целого ряда признаков, был выделен один, именно их цвет, и этим признаком и было названо вновь познаваемое — цвет.

Неизвестный нам предмет мы познаем при помощи апперцепции, т. е. объясняем его прежним нашим опытом, запасом уже усвоенных нами знаний. Внутренняя форма слова является средством апперцепции именно потому, что она выражает общий признак, свойственный как объясняемому, так и объясняющему (прежнему опыту). Выражая этот общий признак, внутренняя форма выступает как посредница, как нечто третье между двумя сравниваемыми явлениями. Анализируя психологический процесс апперцепции, А.А. Потебня отождествляет его с процессом суждения. Внутренняя форма есть отношение содержания мысли к сознанию, она показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Так, мысль о туче представлялась народу под формой одного из своих признаков — именно того, что она вбирает в себя воду или выливает ее из себя, откуда слово "туча" [(корень "ту" — пить, лить), "Мысль и язык"].

Но если слово является средством апперцепции, а сама апперцепция есть не что иное, как суждение, то и слово, независимо от своего сочетания с другими словами, есть именно выражение суждения, двучленная величина, состоящая из образа и его представления. Следовательно, внутренняя форма слова, которая выражает лишь один признак, имеет значение не сама по себе, а только именно как форма (не случайно П. ее именно назвал внутренней формой), чувственный образ которой входит в сознание. Внутренняя форма только указывает на все богатство чувственного образа, заключенного в познаваемом предмете и вне связи с ним, т. е. вне суждения, не имеет смысла. Внутренняя форма важна лишь как символ, как знак, как заместитель всего многообразия чувственного образа. Этот чувственный образ воспринимается каждым по-разному в зависимости от его опыта, а следовательно и слово является лишь знаком, в который каждый вкладывает субъективное содержание. Содержание, которое мыслится под одним и тем же словом, для каждого человека различно, следовательно, нет и не может быть полного понимания.

А. А. Потебня: труды и биография

Александр Афанасьевич Потебня родился 180 лет тому назад, в сентябре 1835 года, в Полтавской губернии, в семье мелкопоместного украинского дворянина. Окончив гимназию, а потом и университет, А. Потебня некоторое время был учителем гимназии, а затем на протяжении трех десятилетий до самой смерти (1891 год) читал лекции студентам Харьковского университета.

Но сегодня, в нашей будничной работе, мы особенно ценим труды А. Потебни в области грамматики. С первых классов школы знакомимся мы с грамматикой как системой, которая отличается стройностью и законченностью своих форм. Эта стройность — результат нелегкого труда многих поколений ученых-словесников, таких, как Александр Афанасьевич Потебня.

Научные работы А. Потебня:

2015-01-30_091805

Из записок о русской грамматике.
Из записок по теории словесности.
О некоторых символах в славянской народной поэзии.
Из лекций по теории словесности.
О происхождении названий некоторых славянских языческих божеств.
Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления // Потебня А.А. Слово и миф.
Потебня А.А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка // Потебня А.А. Теоретическая поэтика.
Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Фрагменты // Потебня А.А. Слово и миф: Теоретическая поэтика.
Потебня А.А. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете.
Потебня А.А. Малорусская народная песня, по списку XVI века: Текст и примечания.
Потебня А.А.Отзыв о сочинении А. Соболевского // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук.

Метки: лингвист Потебня, труды Потебня, работы Потебни, биография, книга Мысль и язык.

Читайте также: