Активные методы обучения на уроках химии доклад

Обновлено: 20.05.2024

На своих уроках я применяю активные методы и формы обучения, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий. При их применении учащиеся в группе или индивидуально активно работают, размышляют, сравнивают, анализируют, в конечном итоге познают мир, расширяют свой кругозор, свои знания, свой опыт, у них появляются новые идеи, мысли. А это очень важно, так как в современных условиях развития школы вопрос о повышении эффективности и качества уроков становится все более актуальным.

Решение данной проблемы невозможно без наличия осознанного стремления учащихся к получению химических знаний, повышения интереса в изучении химии. В этих условиях большое значение приобретает проблема формирования устойчивой мотивации учащихся к изучению химии. Как средство формирования мотивации при изучении химии в лицее я стараюсь на своих уроках использовать интерактивные, проектные, игровые технологии обучения, исторический материал, поэтические заставки (отрывки из стихотворений). Например, к уроку по теме "Сера и ее соединения" в 9-ом классе, несколько лицеистов готовят опережающее задание, используя материал об извержении вулкана Везувий, об истории применения "греческого огня" [1], отрывки стихотворений А. С. Пушкина периода 1832-1836 годов (о ростовщике) [2], а к уроку по теме "Медь" лицеисты готовят опережающее задание, рассказывая о древнейших изделиях из самородной меди, найденные в Египте, Месопотамии, на Кавказе, используя дополнительную литературу.

Для более эффективного усвоения программного материала, повышения качества знаний, заинтересованности учащихся, привлечения учащихся в совместную творческую работу на своих уроках применяю ИКТ с использованием мультимедийных средств и рассматриваю ИКТ какинструмент познания, способствующий формированию естественнонаучного мировоззрения; как средство развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса.

Кабинет химии в лицее имеет все необходимое для проведения современного мультимедийного урока. Ведь работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой. Интерактивные технологии позволяет оптимизировать проведение уроков, особенно объяснение нового материала; организовать более продуктивное выполнение тестовых заданий на доске, взаимопроверку и обозначение правильных вариантов на доске, работу по моделированию, также выполнение опытов, которые мы не имеем возможности продемонстрировать учащимся [3].

Все это позволяет лицеистам получать знания не только от учителя, но добывать и работать самостоятельно, объективно оценивать себя и свои возможности. В 21 веке важнейшей задачей образования становится научить человека жить и полноценно, творчески трудиться в мире Интернета, глобальных коммуникационных сетей, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Выпускникам, окончившим школу, необходимо адаптироваться в сложном современном мире, и скорее всегоим не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни.

Для развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, лучшего усвоения материала применяю на своих уроках игровые технологии, которые позволяют расширить кругозор, активизировать познавательную деятельность, воспитывать самостоятельность, развивать память, общеучебные навыки, творческие способности, мотивацию учебной деятельности [4]. Игры можно готовить по готовым шаблонам. Например, шаблон игры "Химический лабиринт"был взят с сайта К о н Т р е н - Химия для всех и подготовлены игры по нескольким темам. Вижу много достоинств учебной игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении, игра учит самостоятельно решать игровые задачи, использовать свои знания, учит работать в коллективе. В каждой игре должна быть занимательность [5].

На различных этапах урока использую химические диктанты, эстафеты, викторины. В целом, игра способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Несомненно, что игра, как и любое другое средство обучения должна применяться только в сочетании с другими средствами, методами и приёмами преподавания. Развитию творческих и интеллектуальных способностейтакже способствует технология проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет ученикам попробовать свои силы, сделать что-то самостоятельно, показать это всем, увидеть свой результат. Например, при прохождении определенной темы учащиеся в группах или индивидуально готовят учебные проекты по заранее определенным темам, заранее выработав определенные правила работы по проектам [6].

Считаю, что особое внимание надо обратить на дифференциацию обучения, которая позволяет акцентировать внимание учителя на работе с учащимися с различным уровнем подготовки. При изучении нового материала я стараюсь создать такую ситуацию, в которой каждый ученик принимает участие на доступном для него уровне [7].

В заключение хочу сказать, что у каждого учащегося свои потенциальные возможности, восприятие, развитие, и задача учителя - создать такие условия, чтобы раскрыть каждого ученика для успешного усвоения учебного материала, для его веры в себя, уверенности, его комфортности на уроке. Чтобы видеть блеск и тысячу вопросов в глазах своих учеников, нам надо постоянно двигаться вперед, вести активный образ жизни. Закончить свою статью хочу словами мыслителя Али Апшерони о том, что педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.

В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере, научить мыслить, привить навыки практических действий, не забывая о проблемах сохранения здоровья.

Всему этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

В.И. Загвязинский считает, что квалифицировать методы как активные не вполне правомерно, так как вызывать активность обучающихся призван каждый метод обучения.

Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии:

- сокращение времени, выделяемого на изучение предмета химии;

- снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Данное выступление – краткое описание активных методов обучения и их использование на уроках химии в непрофильной школе.

Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Имитационные

Неимитационные

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и т.д.) и др.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых обучаемыми условий, выполняемых ими ролей. Правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Рассмотрим подробнее основные активные методы обучения.

Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает:

1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм

2. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)

3. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)

4. Метод свободных ассоциаций

5. Метод инверсии

6. Метод эмпатии

7. Метод синектики

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

3. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

4. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

5. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Данные методы позволяют выполнить на практике рекомендации О.С. Габриеляна, учитывающие особенности обучения химии на базовом уровне в непрофильных классах.

Первый совет. Вместо хемиоцентрического подхода (когда в центре методики обучения стоит химия) использовать антропоцентрический (когда обучение химии строится в первую очередь, на основе учета интересов, склонностей и особенностей обучающихся). Для учителя важно знать некоторые параметры, характеризующие ребенка. Это доминирующий канал восприятия учебного материала, то есть сколько в классе детей – визуалы, аудиалы, кинестетики. Сколько в классе левополушарных, правополушарных и детей со смешанным восприятием; как дети делятся по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики); в каком периоде полового развития находятся (допубертатный, пубертатный или постпубертатный); кто лидер, кто аутсайдер и т.д.

Третий совет. В классах гуманитарного профиля использовать приемы, методы и средства, характерные для гуманитарных дисциплин.

В классах с углубленным изучением иностранного языка эффективно применение заданий на установление англоязычной этимологии химических терминов, поиск информации о роли ученых-химиков в соответствующей стране изучаемого языка.

В процессуальном отношении в классах гуманитарного профиля, в которых обучается большинство детей с ярким образным видением мира, склонных к эмоциональным переживаниям, значительный эффект получается при использовании приема анимации, т.е. наделение объектов неживого химического мира (элементов, веществ, материалов, реакций) характерными чертами и признаками живого. Обучающиеся пишут сочинения такого плана, тем самым совершенствуя свою литературную письменную речь и усваивая необходимое химическое содержание.

В классах физико-математического профиля некоторые темы, связанные с физикой (строение атома и вещества, электролиз, газовые законы), логично изучать на основе активных форм обучения (беседы, диспута, элементов уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы обучающихся. Такой подход дает возможность широко использовать межпредметные связи и формировать единую естественно-научную картину мира.

Четвертый совет. Имеет отношение к проблеме интеграции. Идеи интеграции могут реализоваться и на базовом уровне.

1. Внутрипредметная интеграция. Она проводится на основе единых законов, понятий и теорий для неорганической и органической химии и в курсе общей химии (единая система классификации и свойств неорганических и органических соединений, типология и закономерности протекания реакций между органическими и неорганическими веществами, катализ и гидролиз, окисление и восстановление, полимеры органические и неорганические).

2. Межпредметная естественно-научная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знание физики, географии, биологии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественно-научную картину мира.

Пятый совет. Относится к химическому эксперименту и решению расчетных задач. Необходимо обучение химии с обязательным демонстрационным экспериментом на каждом уроке. Поскольку лабораторный ученический эксперимент в силу узкого временного лимита приобретает в обучении эпизодический характер, возникает необходимость привлечения к выполнению демонстрационного эксперимента учащихся в качестве ассистентов учителя. Часть проблем химического эксперимента могут решить видеоматериалы. Возможно также использования рисунков-коллажей в учебнике.

Ввиду того, что на уроке время на решение расчетных задач по химии выкроить проблематично, необходимо использовать все возможности самостоятельной работы учащихся, особенно при подготовке домашнего задания.

В заключение стоит сказать, что учителя химии используют в своей практике и без труда дополнят рассмотренные активные формы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, примерами из личного опыта.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006;

Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;

Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения: пособие для сдачи экзамена. – М.: Высшее образование, 2006.


Полный текст материала Статья "Применение активных методов обучения на уроках химии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У.А. Уорд

4Na a O2 Cu(OH)2 HCl
2Na2O Zn NaOH NaCl
H2SO4 ZnSO4 CaO CaCl2
CuSO4 H2O 2NaOH Na2SO4
H2 2HCl
  • активизации познавательной активности учащихся;
  • развития способности к самостоятельному обучению;
  • выработки навыков работы в коллективе;
  • корректировки самооценки учащихся;
  • формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Эти общеучебные цели не случайно вынесены раньше конкретных дидактических целей. Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).
Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

  • эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;
  • развитие навыков активного слушания;
  • отработка изучаемого материала;
  • развитие навыков принятия решения;
  • эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Замечание 5. Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля.
Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в преподавании предмета химии необходимо учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений:

  • ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций, привитие навыков умения учиться;
  • использовать в преподавании активные методы обучения, продуктивные педагогические технологии; применять вариативные и дифференцированные подходы к обучению школьников с различными способностями к обучению и освоению материала, для чего целесообразно использовать широкие возможности электронных ресурсов, многообразие литературы и передовой педагогический опыт учителей химии.

Новизна активных методов обучения никогда не утратит свою силу, так как они расширяют рамки традиционного урока и способствуют вовлечению практически всех обучающихся в процесс познания, повышают их мотивацию, интерес к предмету.

Я представляю вам свой опыт работы по использованию активных методов обучения на уроках химии.

С помощью различных методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.

Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:

  1. Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
  2. Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.
  3. Обеспечить формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся.

Применение проблемных вопросов и ситуаций:

Игровые методы

Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).

Химию изучают в школьной программе в возрасте 13-16 лет – это переход из младшего в старший подростковый возраст. Игровая деятельность уже не является основной в этом возрасте, но учащиеся очень активизируются, когда учитель предлагает поиграть, необходимо лишь соблюдать несколько условий:

- Игра должна занимать не более 1/5 части времени, не вытесняя практической деятельности.

- Игра не должна быть сложной для понимания их правил.

- Игра не должна морально устаревать.

- Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.

- Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

- Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Дискуссии на уроке

Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других. В процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться.

Например: при изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание: 1. Заполни таблицу Польза химии. Вред химии 2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)

Часто я использую викторины.

Практика показала, что если использование активных методов обучения носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.

Читайте также: