Доклад омбудсмена рф о состоянии прав и свобод человека за 2019 год

Обновлено: 06.07.2024

1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год.

2. Отметить эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

4. Отметить необходимость дальнейшего укрепления финансовой и материально-технической базы деятельности рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

5. Комитетам Совета Федерации:

проанализировать указанный доклад в целях подготовки предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации;

продолжить анализ практики применения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

6. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

7. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проработать вопрос о необходимости внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части усиления правовой защищенности граждан от необоснованного вовлечения в доследственные проверки и расследования уголовных дел, возбужденных по факту совершения деяний, которые содержат недостаточное количество признаков состава преступления.

8. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по социальной политике доработать проект федерального закона о профилактике семейно-бытового насилия с учетом поступивших предложений и замечаний.

9. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 573736–7 «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в части регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации);

№ 710584–7 «О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (об уточнении порядка обращения с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);

10. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить проработку вопроса о совершенствовании правового регулирования оказания государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

11. Предложить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации продолжить:

мониторинг соблюдения прав граждан в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции;

мониторинг реализации прав граждан на улучшение жилищных условий;

работу по развитию института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

укрепление сотрудничества с Советом при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в части защиты прав и свобод граждан;

работу по развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав человека путем взаимодействия с омбудсменами иностранных государств, в том числе в формате Евразийского альянса омбудсменов;

работу по мониторингу исполнения постановлений Европейского суда по правам человека.

12. Предложить органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

проанализировать доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год в целях устранения обозначенных в указанном докладе проблем в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;

принять меры по укреплению финансовой и материально-технической базы деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

13. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

15. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

О ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год

14 апреля 2020 года Уполномоченный по правам человека РФ Татьяна Москалькова представила Президенту России Владимиру Путину ежегодный доклад, посвященный деятельности ее института. Доклады федерального омбудсмена являются детализированным анализом в сфере соблюдения прав человека за определенный период. Они крайне важны для понимания социальной динамики в стране. Их также следует рассматривать как один из каналов обратной связи между государством и гражданским обществом.

Но в 2019 году сама социальная проблематика (а также проблемы образования, медицины как части внутриполитической повестки) стала играть боле важную роль. И сегодня, когда Россия, как и другие страны мира, противостоит распространению пандемии коронавируса, на эти тенденции следует обратить особое внимание. Растущие социально-экономические проблемы в связи с пандемией, скорее всего, укрепят обозначенные выше приоритеты в массовом восприятии. И значение правозащитной проблематики только повысится, оно коснется, как всего спектра трудовых отношений, так и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. И важно, что эти акценты были своевременно обозначены.

По данным доклада, в 2019 году к федеральному омбудсмену поступило 38 328 обращений. Это количество осталось примерно на уровне 2018 года (тогда их число составило 38 698). На 8,5% увеличилось количество обращений по вопросам реализации законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании. Пенсионные вопросы (такие как перерасчеты пенсий, льготы для отдельных категорий граждан) также стали более активно обсуждаться. По ним число обращений, по сравнению с 2018 годом, удвоилось. Стоит также обратить внимание на частоту обращений по вопросам обеспечения прав в сфере уголовного судопроизводства. Они составили почти треть от общего количества. В обществе укрепляется запрос на справедливость. И этот сигнал власти важно адекватно принять и качественно отреагировать на него. По итогам 2019 года несколько снизилось количество обращений по вопросам жилищных прав.

Шестой раздел касается международного сотрудничества, а седьмой — взаимодействия с институтами гражданского общества. И, наконец, завершающая восьмая глава освещает работу аппарата Уполномоченного по правам человека. По сравнению с 2018 годом, структура доклада более компактна (восемь вместо девяти глав). К сожалению, по-прежнему в докладе не представлен отдельный раздел по положению с правами человека в армии. Понятное дело, это — щепетильная сфера, связанная с приоритетами в национальной безопасности страны. Более того, в 1990-х гг. мы имели негативный опыт, когда спекуляция вокруг этой темы использовалась для дискредитации нашей страны и ее вооруженных сил. Но перегибы на этом направлении не означают отсутствия самой проблемы, как и выбора качественного языка ее описания. Вооруженные силы являются одним из наиболее уважаемых институтов государства внутри страны. И крайне важно показать, какие успехи (и, в то же время, узкие места) в нем имеются, не говоря уже о рекомендациях по преодолению негативных тенденций.

В ежегодном докладе по итогам 2019 года представлены обстоятельные рекомендации органам российской госвласти. Адресатами выступают и Администрация Президента, и Правительство, и Федеральное Собрание, и ряд министерств, а также региональные властные структуры. Однако среди адресатов нет ФАДН (Федерального агентства по делам национальностей), МВД, Министерства обороны.

Наши замечания носят полемический характер. Они не влияют на общую высокую оценку ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека. Мы видим, что эти материалы видоизменяются, учитывают социально-экономическую и политическую динамику, представляют собой своевременную реакцию на поступающие вызовы. В то же самое время, ключевые параметры доклада должны уточняться и совершенствоваться.

В документе федеральный омбудсмен обратила внимание на нарушения прав адвокатов, внесение поправок в КоАП и УПК, создание института региональных омбудсменов и рост случаев домашнего насилия в период действия режима самоизоляции


К Уполномоченному по правам человека стали чаще обращаться по поводу нарушений уголовно-исполнительного законодательства

При этом, согласно ежегодному докладу Татьяны Москальковой, обращения по вопросам нарушений в сфере уголовно-процессуального законодательства стабильно занимают первое место

В сфере права на защиту семьи, материнства, отцовства и детства Уполномоченный указала, что пандемия новой коронавирусной инфекции обострила такие проблемы, как задержки или невыплата зарплаты либо дополнительных стимулирующих мер, рост безработицы, ограничение доступа к госорганам, трудности в дистанционном образовании, сужение сферы санаторно-курортного обеспечения и иные негативные явления. Всего поступило 2060 обращений от семей, что на 10% превышает показатели 2019 г. (1866).

Уполномоченный также посчитала, что в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в регионах.

По мнению Антона Лебедева, особую пользу могут принести профессиональные объединения специалистов, обладающих познаниями в области правовой защиты, – ассоциации юристов и адвокатские палаты. Например, может формироваться объединение, состоящее из юристов и адвокатов, желающих осуществлять правозащитную деятельность на условиях pro bono. Для специалистов интерес может представлять освещение этой деятельности в СМИ, а для доверителей – возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

В докладе омбудсмена отмечается, что в 2020 г. апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 г. – 4393) и 521 оправдательный (в 2019 г. – 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 г. – 12 386). Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены. Причиной обращений участников уголовного процесса в апелляционные и кассационные инстанции послужило отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.

Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.

Юрист полагает, что бороться с данной проблемой можно, например, с помощью введения самостоятельного состава преступления. Однако каких-либо конструктивных предложений, кроме указания на необходимость судов следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в докладе не приводится, заметил Андрей Коновалов.

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

По мнению Татьяны Москальковой, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые позволят учитывать процессуальные особенности расследования уголовных дел в случае возникновения эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности человека. Нормы могли бы устанавливать возможность приостановления производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом, которое предусматривало бы также возможность возобновления производства после окончания такого режима или до его окончания по мотивированному ходатайству участников уголовного процесса; процедуры, обеспечивающие непрерывное производство по уголовному делу с лицами, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (с применением видеосвязи, электронного документооборота и т.п.). Кроме того, омбудсмен считает необходимым расширить возможности применения видео-конференц-связи в уголовном процессе при производстве следственных действий.

В отзыве правительства, в частности, отмечено, что отнесение ряда преступлений к уголовным проступкам нецелесообразно

Отмечается, что принципиальное значение для развития уголовной политики России по пути гуманизма и справедливости имеет скорейшее принятие внесенного в Госдуму проекта поправок в УК и УПК РФ в связи с введением понятия уголовного проступка (законопроект № 1112019-7). Федеральный омбудсмен неоднократно указывала на своевременность принятия данной законодательной инициативы.

Виктория Шевцова отметила, что в период пандемии возбуждено огромное количество уголовных дел, расследование по которым не только идет очень медленно, но и не всегда эффективно. Таким образом, нарушаются права сразу широкого круга лиц.

В рамках взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями к Уполномоченному поступило 11 обращений, касающихся отказов в допуске членов ОНК и адвокатов в учреждения УИС, оказания медпомощи осужденным, перевода осужденного в другое учреждение, совершенствования законодательства в части условий содержания заключенных.

Отмечается, что почти на 50% возросло число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. Граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников акций и митингов. По данным ГИАЦ МВД России, было задержано 2452 человека. Многие жалобы задержанных на несанкционированных митингах были связаны с недопуском к ним адвокатов.

Согласно докладу в конце 2020 г. на общественное обсуждение был представлен разработанный Минюстом России проект поправок в УК и УПК, устанавливающий режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств.

По мнению омбудсмена, целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении России к Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 г. Ее сторонами на сегодняшний день являются 26 стран. Источниками формирования компенсационного фонда, указано в докладе, могли бы служить средства, получаемые в результате уплаты штрафов, внесения залогов, а также конфискации имущества осужденных и имущества госслужащих, которые не могут обосновать его происхождение, и т.п.

Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.

В докладе отмечается работа Уполномоченного по принятию Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Илья Сливко указал, что федеральному омбудсмену представлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту нарушенных прав как отдельного гражданина, так и неопределенного круга лиц, а также право обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, знакомиться с материалами гражданских и административных дел, решение по которым вступило в законную силу, и т.п.

В докладе также отмечается, что ввиду обращения Уполномоченного в Минздрав России препарат для лечения граждан, страдающих спинальной мышечной атрофией, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 г.


Президент РФ В.Путин и Федеральный омбудсмен Т. Москалькова. Архивная фотография.

В этом году представление доклада главе государства состоялось без традиционной встречи Федерального омбудсмена с ним. Причина тому — пендемии коронавируса.

В то же время, законом не требуется личного представления уполномоченным по правам человека своего доклада высшим должностным лицам страны. За этие годы оно стало просто традицией. Ежегодный доклад — это повод для омбудсмена встретиться с президентом, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и рассказать им о наиболее острых проблемах прав и свобод человека, которые имели место в отчетном году.

Доклад омбудсмена за 2019 год состоит из восьми глав, объединяющих 28 параграфов и изложен на более чем 300 страницах. Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

На 8,5 процента увеличилось количество обращений по вопросам реализации законодательства о социальном страховании и социальном обеспечении – 2 756. В том числе, более чем в 2 раза – по вопросам перерасчёта пенсий, предоставления льгот для инвалидов.

Сообщается, что традиционно, особое внимание в докладе уделено вопросам защиты социальных и жилищных прав. В 2019 году по данной тематике зафиксировано 4 492 обращения граждан к Уполномоченному, причём их количество снизилось. Так на 43 процента уменьшилось количество жалоб по вопросам участия в долевом строительстве жилья. Также сократилось количество обращений по вопросам обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан (инвалидов, лиц из числа детей-сирот, членов многодетных семей и семей с детьми), переселения из аварийного жилищного фонда, получения жилищных субсидий.

Говоря о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2019 году, Первый заместитель Председателя ГД Иван Мельников особо отметил, что Уполномоченный занималась защитой прав граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

В Государственной Думе состоялось совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту с участием Первого заместителя Председателя ГД Ивана Мельникова

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников

Заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева

Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

Первый заместитель Председателя Комитета по контролю и Регламенту Олег Нилов

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов и заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова

Заместитель Председателя Комитета по контролю и Регламенту Ирина Марьяш

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

Совместное заседание Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и Комитета по контролю и Регламенту. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 год

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов

Заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Иван Сухарев

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов и заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов

Заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Иван Сухарев

Также, по словам парламентария, были внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, которые установили, что ни федеральный Уполномоченный, ни его региональные коллеги не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известными в связи с исполнением ими своих обязанностей.

Говоря о деятельности Уполномоченного по правам человека в 2019 году, Первый заместитель Председателя ГД особо отметил, что Уполномоченный занималась защитой прав граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, включая защиту прав в сфере охраны здоровья, социального обеспечения, трудоустройства.

Как отметил Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов

Говоря о сотрудничестве Уполномоченного с Федеральным Собранием, глава Комитета напомнил о принятых весной этого года Федеральном законе о региональных уполномоченных и законах о гарантиях их независимости.

Читайте также: