Агавайрем марийский национальный праздник доклад

Обновлено: 28.04.2024


Мы в ВКонтакте
Мы на Facebook
YouTube


Древний земледельческий праздник Агавайрем посвящён божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение для народа мари. Он полностью связан с проведением весенне-полевых работ и представляет собой комплекс обрядов, пронизанных аграрной тематикой. Этим праздником завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.

Праздник не имеет точно установленной календарной даты проведения: его отмечают перед весенним севом, но большей частью после него. Время и день его проведения заранее выбирается картами (марийскими жрецами), при этом желательно – на новолуние. А в Республике Марий Эл праздник может проводиться в период с 11 мая по 26 июня. Например: в деревне Олоры Параньгинского района Агавайрем в этом году будут праздновать 15 июня.

В день праздника всем семейством выходят на моление в священную рощу Агавайрема (Агавайрем ото) или открытое поле (яра пасу).


Празднику предшествует подготовительный этап. К нему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы; заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд. Обращаются к Богу с молитвами о благополучном исходе всех обрядов. Топят баню, моются, надевают чистую белую одежду. Затопив в доме печь, готовят специальные хлеба, угощения. На открытом огне стряпают блины, в печи готовят туара, салмамуно, ватрушки, пироги. Отваривают яйца, готовят квас, медовый напиток и пиво. Специально катают вручную с молитвами восковую свечу. Все приготовленные угощения, свечи размещают в корзине. Необходимо донести их до места назначения в целости, т. к. поломанные в пути хлеб или свечу считают непригодными для молений.

Моление в святой роще – это радость, праздник души. Женщины надевают марийскую национальную одежду: платья, кафтаны, передники, голову покрывают платком. Посещение молений в брюках нежелательно. Мужчины в белых кафтанах подпоясаны красными кушаками.

Около полудня выходят в поле или в рощу к назначенному месту. Ритуальная еда ставится на пихтовые ветки. Разводят костёр, рядом ставят ковшик с пивом, куда бросают кусочки от всей выпечки в дар богам. Молятся, чтобы всходы зерновых радовали, чтобы дожди были тёплые, ветер ласковым, а урожай богатым; чтобы хватило сил и здоровья собрать выращенный урожай. Бог Агавайрем объединяет воедино силы солнца, луны, звёзд, ветра, дождя, воды и облаков.

После моления пиво выливалось в огонь.

Ритуальную пищу первыми пробуют карты. После этого все участники торжества угощают друг друга с пожеланиями хорошего урожая.

Здесь же карт – руководитель моления – благословляет молодушек на благополучную семейную жизнь. Он дарит им яйцо с наилучшими пожеланиями, а они, в свою очередь, дарят карту полотенце. В ответ карт благословляет молодых и на их правое плечо кладёт полотенце.

После окончания моления Агавайрем во многих местах принято проводить игры. Дарят с наилучшими пожеланиями друг другу яйца; затем соревнуются, кто кинет яйцо дальше, или катают их по жёлобу – чьё крепче. Все, от мала до велика, качаются на качелях, чтобы тело было лёгким. Прыгают друг за дружкой через костёр, а пожилым помогают перейти через огонь молодые. И просят у Духа Огня очищения, освобождения от болезней и тяжести тела. Каждый проходит босиком по три круга вокруг кострища по ходу движения солнца, чтобы крепче была связь с Духом Земли. Также три круга пробегают (те, кто помоложе) или проходят (те, кто постарше) вокруг самой рощи Агавайрем, чтобы до следующего моления доставало силы жить и работать.

Выйдя из рощи Агавайрем, все встают на колени перед самой рощей и произносят слова благодарности Агавайрем Юмо, святому месту с надеждой, что бог услышал молитвы и принял их.

Закончив ритуал благодарения, старшее поколение направляется домой, а молодые мужчины и парни устраивают соревнование на ловкость и быстрый бег. Первый, кто добежит быстрее всех до ворот деревни, получает полотенце и десять яиц. Прибежавшие вторым, третьим, четвёртым и пятым также получают награды.

Умели наши предки настраиваться на тонкие струны сил природы. Это мастерство передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, укрепляя свой род, свою семью. Именно такое отношение к окружающему миру даёт нам силу и радость жизни.


Ключевые события в выживании общества часто принимали религиозный характер, поскольку исход их не всегда зависел от людских решений. Так тысячелетиями история человечества покрывалась особыми маркерами – праздниками и памятными датами, которые обрастали своими обрядами и фетишами. Оттуда происходит наша внутренняя потребность просить помощи у высших сил или же благодарить их за поддержку.

Простые молитвы

oto.jpg

- Агавайрем посвящен завершению весенних посевных работ, он схож с праздниками пашни или сохи у других народов. Раньше все марийские деревни выходили на моленье в священные рощи, сейчас, конечно, меньше людей отмечают его. Празднуется он через семь недель после Пасхи. У каждого района есть свои особенности проведения праздника и свой день. Агавайрем обычно делают на новую луну.

Моления проходят в рамках одной деревни или территории, как и когда — решают карты. Это целый комплекс обрядов, пронизанных земледельческой тематикой. Они духовно сопровождают все важные этапы весенних аграрных работ, а завершает их Агавайрем. Просьбы жрецов обращены к природным силам. Они просты, сводятся к тому, чтобы в мире и природе было равновесие.

- Люди приходят в священные рощи благодарить богов и просить, чтобы дали хороший урожай, - продолжает Александр Бирюков. - Обращаются к богу праздника Агавайрем юмо, богу дождя, богу ветра, богу солнца, богу грома. Но и до заключительного дня весенних молений люди постоянно обращаются к Всевышнему. Пришла весна — вышли в поле, взяли соху, вспахали, посеяли, просят, чтобы зерно взошло. Когда зерно взойдет, просят солнце, чтобы грело, просят дождя или, наоборот, ветра, чтобы злые тучи разгонял. Каждому циклу, каждому виду работ сопутствуют свои молитвы, для этого существует специальный обрядовый календарь.


agavayrem.jpg

Гулянье

К Агавайрем верующие готовят угощения, это жертва богам, ведь на пустом месте, как считают марийцы, ничего не происходит.

aga.jpg

В прежние времена особо в ритуальном действе выделялись яйца, которые долго собирали перед праздником, и в Агавайрем их было в изобилии. С яйцами, как символом плодородия, в праздник проводились различные магические действия. Их дарили молодушкам, чтобы имели много детей, зарывали в поле, чтобы зерна росли крупными, бросали через деревья, чтобы урожайность полей была высокая. Яйца были и призом для победителей состязаний, ведь Агавайрем – это не только моленья, но и народное гулянье с песнями, танцами, спортивными соревнованиями, национальными играми.

- Еще победителям соревнований дарили свои подарки молодые семьи, которые в этом году поженились, - вышитые полотенца, нарукавники и тому подобное. Пока старшее поколение живо было, придерживались этих канонов, - вспоминает Александр Бирюков. – Я рос в Сернурском районе, и лет в 12 впервые попал на Агавайрем. Мы пацанами летом работали в колхозе. И пололи, и сено возили, и зерна сортировали, и мусор убирали. Как-то на обед убежали в соседнюю деревню, где, нам сказали, идет праздник. Там я и увидел в первый раз, как проходит Агавайрем. Раньше даже конные скачки проводились, в разные игры играли. Мы и пообедали там, и в соревнованиях поучаствовали. Сейчас все попроще стало.

Беречь себя и природу

В Йошкар-Оле Агавайрем намечен на 12 июня, но в этом году без скопления людей. Сами понимаете, в условиях пандемии коронавирусной инфекции очень важно обеспечить сохранность здоровья. 14 июня пройдет последнее весеннее моленье, на котором соберутся карты из районов. Накануне праздника верховный карт республики Александр Таныгин сказал:

- Духовность нельзя терять ни на минуту, но при этом мы понимаем, какая сейчас ситуация, и договорились, что 14 июня на моление будут собираться только главы общин из районов. Мы будем соблюдать исключительные меры безопасности. У нас все моления хлебосольные, от Всевышнего без ничего не просят. Традиционно люди приносят свое угощение на общий стол, но сейчас мы решили приготовить все блюда в одном месте у одного человека, так безопаснее. Всем верующим хочу сказать: надо быть очень аккуратными, чистоплотными, соблюдать все правила, чтобы не болеть. Сейчас каждый должен молиться в своей семье, не обязательно молиться вместе в такое время.

Кстати

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий праздника-концерта" Новогодний праздник"

Цель: поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия; организовать праздник-концерт для класса и их родителей.


Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая

Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет.

Разработка урока по ОПК в 4 классе по теме: "Праздник праздников. Торжество торжеств".

В разработке урока особое внимание уделяется знакомству учащихся с обычаями и традициями празднования главного православного праздника – Светлого Христова Воск.

Всякая душа празднику рада. Сценарий рождественского праздника СВЯТКИ

Формирование качеств гражданина - патриота Отечества - одно из важнейших и актуальных направлений деятельности педагога - воспитателя. Источниками для национально - регионально.


Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к.


Сценарий праздника:Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.Вед: Здравствуйте, ребята! Я хочу сообщить вам, что получила приглашение от самой Королевы Музыки. Послушайте, что она пишет:«Здравст.

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России

Живые традиции народов России запись закреплена

Древний земледельческий праздник посвящен божествам плодородия, земли, силам природы и имеет важное религиозное значение. Вплоть до середины 30-х годов ХХ столетия в начале праздника Агавайрем играли на марийской волынке (шўвыре). Это был непременный и единственный из музыкальных инструментов участник ритуального обхода поля с заклинанием доброго всхода, богатого урожая, защиты от града и других природных стихий.

Агавайрем (праздник пашни (сохи) - настоящий праздник весны у народа мари, проводимый в конце апреля или начале мая. Праздник не имеет точно установленный календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом или после него, в период между летним Николиным днем (22 мая) и Духовым днем (через 50 дней после Пасхи). Время и день праздника заранее выбираются жрецами традиционной религии марийцев (картами), при этом наиболее предпочтительно его проведение на новолуние.

Праздником Агавайрем завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. К нему тщательно готовятся: убирают дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, заготавливают в большом количестве яйца, которые считаются обязательными в праздничной обрядности Агавайрема.

Рано утром первого праздничного дня топят баню. Помывшись и надев чистую праздничную одежду, женщины пекут блины, ватрушки, пирожки из творога и красят яйца. Предназначенные для праздника мёд, пиво, вино, готовят заранее.

После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы они имели много детей, а также зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья, чтобы таким образом повысить урожайность на полях. После этого старшее поколение направляется домой, а молодые мужчины и парни устраивают соревнования на ловкость и быстрый бег. Первый, кто добежит быстрее до ворот деревни, получает полотенце и десять яиц. Прибежавшие вторым, третьим, четвертым и пятым также получают награды.

После соревнований участники праздника (кроме молодежи и детей) ходят по всем домам деревни, начиная с первого и далее по движению солнца. В каждом из них продолжается моление богу, а после этого все угощаются, пляшут и поют.

На следующий день представители всех дворов собираются в доме главного жреца, принося с собою угощение и пиво. Затем они также по порядку и по движению солнца посещают все дома деревни с ритуалами благодарения богов, угощением, песнями и пляскам.

На третий день община собирается у младшего представителя деревенского жречества, после чего также продолжается угощение и гуляние. Только теперь уже в гости друг к другу ходят по дружбе и взаимной симпатии.

Этот праздник проводится и в наши дни в марийских деревнях с упрощенными элементами. Утром после моления население собирается в специальном месте и проводит там культурно-массовые и спортивные мероприятия. Благодаря местным этнографам, работникам культуры география проведения праздника в республике расширятся.

Весенний праздник распространен у луговых, восточных марийцев. С соблюдением традиционных форм он отмечается в основном марийцами северо-восточных районов Республики Марий Эл. Отельные группы восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, и татарский Сабантуй (марийцы, проживающие по соседству с татарами) в некоторых районах Башкортостана, Татарстана и Удмуртии. С начала 1990-х годов праздник справляется в столице РМЭ Йошкар-Оле с таким важным моментом торжества как моление. В дни празднования в столицу съезжаются фольклорные коллективы, гости из республики и из всех регионов Российской Федерации, где компактно проживает народ мари.

Работники культуры в своей работе широко используют содержательный материал Агавайрема при проведении разнообразных клубных мероприятий. В дни празднования в них с удовольствием участвуют люди разного возраста и разного социального статуса.

Читайте также: