Мышление и деятельность доклад

Обновлено: 15.05.2024

Исследовать мышление начали античные философы и ученые (Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель) с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. прагматики утверждали, что мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека. В XX в. появились теории: бихевиоризм (мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулами и реакциями), психоанализ (изучает бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей); психологическая теория деятельности (мышление – прижизненная способность к решению задач и преображению действительности) и др.

Мышление – активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в используемых методах, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Особенности мышления: чувственная конкретность и предметность (первобытный человек); большие обобщающие способности (современный человек).

Этапы мышления: 1) формулирование задачи (вопроса); 2) решение; 3) достижение нового знания.

1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое). Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Формы мышления: понятие; суждение; умозаключение.

Основные виды мыслительных (логических) операций: сравнение; анализ; синтез; абстракция; конкретизация; индукция; дедукция; классификация; обобщение.

Мышление является основой поведения, адаптации; мышление связано с деятельностью, так как в ее процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, творческо-преобразующее отношение к окружающему миру.

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

А) деятельность как основание и принцип всей культуры (И. Кант)

Б) рационалистическая концепция деятельности (Г. Гегель).

В) деятельность как источник происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни (Л. С. Выгодский).

Г) теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знаменский) выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и пр.

Основные признаки деятельности человека:

* приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека;

* сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения);

* воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека;

* продуктивный, творческий, созидательный характер.

Субъект – источник активности, действующее лицо (человек, коллектив, общество).

Объект – то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Мотив – основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. В процессе формирования мотива потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т. д.

Цель – сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов (задач).

Средства – используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. п. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели.

Действие – элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Немецкий социолог Макс Вебер (1865–1920) выделял такие типы социальных действий: целерациональные (действия, ориентированные на достижение разумной пели); ценностно-рациональные (действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях); аффективные (действия, совершенные под влиянием сильных чувств – ненависти, страха); традиционные – действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т. д.

Особые формы действий: поступки (действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение); деяния (действия, имеющие высокое положительное социальное значение).

Результат – конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Результат деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор.

Основные классификации видов деятельности

1) в зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру: материальная, практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением индивидуального и общественного сознания);

2) в зависимости от хода истории, общественного прогресса: прогрессивная, реакционная, созидательная, разрушительная;

3) в зависимости от социальных форм объединения людей: индивидуальная, коллективная, массовая;

4) в зависимости от характера выполняемых человеком функций: физический труд (характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма) и умственный труд (труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления);

5) по соответствию правовым нормам: законная и незаконная;

6) по соответствию моральным нормам: моральная и аморальная;

7) в зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая и духовная;

8) по особенностям проявления человеческой активности: внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) и внутренняя (умственные действия);

9) по характеру самой деятельности – репродуктивная (деятельность по образцу) и творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов). Важнейшие механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.

• Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Начало исследований игры было положено идеями Ф. Шиллера, Г. Спенсера, Ф. Ницше. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации; в ее процессе используются замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности). Учение может приобрести характер самообразования.

Труд – любая сознательная деятельность человека, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей, происходит социализация личности.

А) по используемым средствам общения: непосредственное (с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок и т. д.); опосредованное (с помощью специально приспособленных или изобретенных средств – газета, компакт-диск, след на земле и т. д.); прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг друга); косвенное (через посредников, которыми могут выступать другие люди);

Особое место в системе видов деятельности принадлежит творчеству. Творческая деятельность – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом – изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Характерные черты деятельности как способа существования людей:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность – непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры; осуществляется в среде обитания (производственной, бытовой, природной окружающей). Деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

29. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ

29. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление

21. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ

21. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ Мышление можно определить как психический познавательный процесс человека, цель которого – узнать недоступное непосредственному восприятию при помощи данных человеку органов чувств или при помощи иных психологических процессов. Мышление

Мышление

Мышление диагностическое

Мышление диагностическое цепь логических операций, обеспечивающих процесс аналитико-синтетического преобразования условий конкретной диагностической задачи, в результате которого рождается ее решение – формулируется вывод, который обозначается как диагноз.Сам

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

5.5. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека 5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха Основные

5.5.2.Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

5.5.2.Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: анализ и синтез, безусловное и условное торможение, безусловные и условные

4. МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4. МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности.

Позитивное мышление

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних досократиков -

Логика и мышление

Логика и мышление Логика – это искусство ошибаться с полной достоверностью. (Джозеф Вуд Кратч)* * *Логика: орудие, используемое для обоснования предубеждений. (Элберт Хаббард)* * *Логика учит правилам изложения, но не мышления. (Мейсон Кули)* * *Человек, рассуждающий логично,

Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

деятельность и мышление.docx

На тему: деятельность и мышление

Преподаватель: Столярова Кристина Александровна

Мышление -Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Деятельность - Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами ( ) или путями ( ), действие выступает как решение задачи.
Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов. В этой подчиненности объекту, уподоблении ему заключается детерминированность деятельности человека внешним миром. В процессе этого уподобления происходит потребностью своего предмета, ее опредмечивание, превращение в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом, возникающим в поисковой ситуации в процессе уподобления деятельности человека свойствам объекта.
Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.
Деятельность - основной путь, единственный эффективный способ быть личностью; человек своей деятельностью продолжает себя в других людях. Произведенный предмет-это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в мире, потому что этот предмет произведен для других людей.
Деятельность порождается встречей потребности с сопротивлением, препятствием. Предметность деятельности и заключается ,в предметном характере сопротивления, оказываемого субъекту средой, миром предметов, в котором ему приходится действовать. Но человек живет и действует не только в мире предметов, но и в социальной среде. К предметному сопротивлению удовлетворению потребностей добавляется социальное сопротивление в виде норм, правил, запретов и т. д. Следовательно, человеческая деятельность столь же социальна, сколь и предметна.
Всякая ли активность человека есть деятельность? Критерий деятельности (поведения) выдвинул П. Я. Гальперин. Он полагает, что действия, которые управляются субъектом на основе ориентировки в плане образа, являются актами поведения, а там, где нет ориентировки действий на основе образа, нет и поведения, там есть только реакция организма (автоматизм). Если сопротивления удовлетворению потребности нет вообще, не нужна ни ориентировка, ни деятельность. Когда же невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и предметного сопротивления, возникает необходимость в активной ориентировке, в деятельности.
Деятельность осуществляется ради удовлетворения предметом потребности. В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.
Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.
Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли- это сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности.
Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече- слуховыми и рече- двигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего- либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней:
поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Суждение и умозаключение

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению.
Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному.
Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Понятие. Усвоение понятий

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.

Мышление – процесс отражения действительности через понятия, тезисы, теории. Характеризуется переходом границ эмоционального отражения, это обуславливает получение рационального знания об объектах. Мышление проявляется личностным началом - в том, какие цели и задачи привлекают человека и каким путём достигаются.

Этапы мышления:

  1. Формулировка цели;
  2. Решение;
  3. Получение новой информации.

Типы мышления

Выделяют 3 базовых типа:

  1. Образное. Цели решаются при помощи практической деятельности. Присуще первобытным людям и цивилизациям.
  2. Теоретическое. Решение путём использования теоретической базы, абстрактных понятий. Характерно для научного познания.
  3. Знаковое. Знание определяются через систему знаков (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые носят познавательные образы тех или иных явлений, предметов в действительности.

Виды мышления

Виды мышления

Деятельность

Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.

Структура деятельности

Структура деятельности

Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.

Средства – те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.

Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу.

Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется.

Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)

Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.

Классификации деятельности

Типы деятельности

Типы деятельности

Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.

Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.

Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ.

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

Животное Человек
Взаимодействие с окружающей средой Приспособление к окружающей среде Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель Задаётся инстинктом Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
Поведение Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы Действия — это проявление волеизъявления людей Результат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития Социальные установки – это ориентация человека на что-либо Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Классификация действий в зависимости от мотивов
Целерациональные Ценностно-рациональные Аффективные Традиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности Характеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизни Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизни Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта Воображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомый Животное, игрушка Бог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные) Невербальные (несловесные)
Речь (язык) Это все средства общения, кроме речи
Внутренняя Внешняя Знаковые системы Сигналы Облик человека
Мысли Устная, письменная Рисунки, чертежи Горн, свисток, светофор Мимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сущность Обмен информацией (взаимная передача) Односторонняя передача
Участники Субъект — объект, активно взаимодействующие Субъект — объект, обособление
Действия Равнозначные Односторонние
Обратная связь Активная, обогащает информацию Отсутствует или формальна
Информация Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется Воспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
Познание Самосознание Воля Переживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессы Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характер Обобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическое Конкретно-образное, или художественное Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Читайте также: