Работа с резервом кадров в органах внутренних дел доклад

Обновлено: 15.05.2024

Бородулин В. В., начальник ОФ ВИПК МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции.

Портнягина Н. Ю., старший научный сотрудник ОФ ВИПК МВД РФ, подполковник милиции.

Статистические данные МВД РФ свидетельствуют о том, что сменяемость за последний год начальников горрайлинорганов — ведущего управленческого звена в системе министерства — составила около 11%. При этом на нижестоящие должности перемещено 9,7% руководителей (от общего числа перемещенных), 4,4% руководителей проработали в одной должности менее одного года . ——————————— Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2005 год. М.: МВД РФ, 2006. С. 11.

Как показали результаты анкетирования руководящего состава ГУВД г. Москвы, в части состояния психологической подготовки в период нахождения сотрудников в резерве на выдвижение из 121 руководителя только 23% считали, что в период нахождения в резерве с ними проводилась необходимая психологическая подготовка. Из дальнейшего собеседования выяснилось, что психологическая работа с ними проводилась лишь в форме лекций по психологии управления, о других формах работы они даже не знали. 25% респондентов сочли уровень своего потенциала в период вхождения в должность достаточным, до 40% руководителей, придя в новый коллектив, испытали трудности психологического порядка . ——————————— Выборочное исследование проводилось на базе Академии управления МВД РФ, 2005 г.

МВД Удмуртской Республики совместно с Академией управления МВД России разработана программа подготовки руководителей органов предварительного следствия при УВД, ОВД городов и районов субъекта Российской Федерации для использования при организации отбора и подготовки сотрудников, включаемых в резерв для выдвижения на должности начальников органов предварительного следствия при ОВД, а также стажировки вновь назначенных начальников органов предварительного следствия . ——————————— Программа подготовки руководителей органов предварительного следствия при УВД, ОВД городов и районов субъекта Российской Федерации. М.: Академия управления МВД России, 2006. 72 с.

В результате выборочного опроса руководителей служб психологического обеспечения УВД, ГУВД, МВД субъектов Российской Федерации 21 региона о состоянии работы с резервом кадров на выдвижение установлено, что семь регионов имеют собственные разработанные программы психологической подготовки резерва к управленческой деятельности, в 10 регионах психологической подготовкой резерва на выдвижение занимаются только в рамках диагностики и индивидуальных консультаций, в четырех регионах такой подготовки не проводится вообще . Все вышеприведенные положительные примеры психологической работы с сотрудниками, зачисленными в резерв на выдвижение, свидетельствуют об отсутствии единой нормативно утвержденной программы психологической подготовки резервистов в системе МВД России. ——————————— ВАК руководителей служб психологического обеспечения МВД, УВД субъектов Российской Федерации, 2006 г.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 января 2021 года N 5

В соответствии с частью 4 статьи 78 и статьей 79 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в целях обеспечения своевременного, качественного комплектования должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации -

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2019, N 31, ст.4477.

1. Утвердить Порядок формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений (приложение N 1).

2. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельное предписание нормативного правового акта МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

12 февраля 2021 года,

регистрационный N 62475

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 12 января 2021 года N 5

Порядок формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений

I. Общие положения

1. Кадровые резервы формируются с целью своевременного и качественного комплектования должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, а также самостоятельных подразделениях, входящих в состав территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, в составе которых имеются кадровые подразделения.

Далее - "органы, организации, подразделения МВД России".

Далее - "самостоятельные подразделения".

2. Формирование кадровых резервов и организация работы с ними возлагается на руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, самостоятельных подразделений, а также кадровые подразделения (подразделения по работе с личным составом, помощников по работе с личным составом).

Далее - "кадровые подразделения".

3. Кадровый резерв формируется:

3.1. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации и его заместителями.

Далее - "кадровый резерв МВД России".

3.2. В органе, организации, подразделении МВД России для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России и иными руководителями, имеющими право назначать на должности в органе, организации, подразделении МВД России, за исключением указанных в подпунктах 3.1 и 3.3 настоящего пункта .

Далее - "кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России".

3.3. В самостоятельном подразделении для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) самостоятельных подразделений.

Далее - "кадровый резерв самостоятельного подразделения".

4. Формирование кадрового резерва осуществляется с учетом текущей и перспективной потребности в замещении должностей на основе всесторонней и объективной оценки профессиональных и личных качеств кандидатов на включение в кадровый резерв.

5. Количество сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, включенных в кадровый резерв, не ограничивается.

6. Срок непрерывного пребывания сотрудника в кадровом резерве составляет три года. Для исчисления срока непрерывного пребывания сотрудника в кадровом резерве датой включения сотрудника считается 1 января года формирования резерва.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; Далее - "Закон о службе".

7.1. За нарушение служебной дисциплины.

7.2. За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

8. При изучении кандидатов на включение в кадровый резерв принимаются во внимание:

8.1. Результаты профилактического медицинского осмотра.

8.2. Заключения и рекомендации психологов по результатам обследований, проведенных в течение двенадцати месяцев, предшествующих формированию кадрового резерва.

8.3. Возраст сотрудника (с учетом предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8.4. Опыт работы не менее двух лет или стаж службы сотрудника в замещаемой должности не менее одного года на момент представления документов для включения в кадровый резерв.

8.5. Результаты служебной деятельности, в том числе установленные по итогам инспектирований, контрольных и целевых проверок.

8.6. Результаты последней аттестации, проведенной в соответствии со статьей 33 Закона о службе.

8.7. Наличие дополнительного профессионального образования, ученой степени, ученого звания.

8.8. Готовность сотрудника к перемещению в интересах службы в другую местность.

8.9. Личные и деловые качества сотрудника.

8.10. Наличие государственных или ведомственных наград.

9. Включение сотрудника в кадровый резерв осуществляется с его письменного согласия на основании решения Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения.

10. Решение Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения принимается на основании документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка, оформляется в виде списка кандидатов на включение в кадровый резерв (рекомендуемый образец списка - приложение N 1 к настоящему Порядку) до 1 декабря и утверждается правовым актом. Сотрудники, включенные в кадровый резерв, уведомляются об этом кадровым подразделением в месячный срок со дня издания правового акта.

11. Руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России ежегодно до 10 декабря направляют в Департамент государственной службы и кадров МВД России сведения о состоянии и итогах работы с кадровыми резервами в текущем году (рекомендуемый образец - приложение N 2 к настоящему Порядку).

Далее - "ДГСК МВД России".

12. Сотрудники, включенные в кадровые резервы, направляются на обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки кадровых резервов.

13. На сотрудников, включенных в кадровые резервы, может быть возложено временное исполнение обязанностей по вышестоящим должностям в соответствии со статьей 31 Закона о службе, они также могут быть привлечены к работе в составе комиссий по проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок.

14. Дополнительное включение кандидатов в кадровые резервы осуществляется один раз в год, до 1 июня и утверждается правовым актом. Предложение кандидатов производится с учетом пунктов 4-9, 15-17 и 19-21 настоящего Порядка. Документы в отношении кандидатов, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка, направляются руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России (непосредственными руководителями (начальниками) в ДГСК МВД России (кадровые подразделения) до 1 апреля. Списки кандидатов для включения в кадровые резервы и материалы, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка, представляются Министру, руководителям (начальникам) органов, организаций, подразделений МВД России, руководителям (начальникам) самостоятельных подразделений до 25 мая.

II. Формирование кадрового резерва МВД России

15. Предложение кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России вносится руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России.

16. Руководители (начальники) органа, организации, подразделения МВД России:

16.1. Предлагают кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России с учетом положений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, готовят на них представления к включению в кадровый резерв МВД России с оценкой уровня и результатов их профессиональной служебной деятельности, сведениями о прохождении профилактического медицинского осмотра и выводом о целесообразности включения в кадровый резерв (рекомендуемый образец представления - приложение N 3 к настоящему Порядку) и поручаются за них.

Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений

Приложение № 1. Порядок формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений

Приложение № 1
к Приказу МВД России
от 12 января 2021 года № 5

I. Общие положения

1. Кадровые резервы формируются с целью своевременного и качественного комплектования должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации 1 , а также самостоятельных подразделениях, входящих в состав территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, в составе которых имеются кадровые подразделения 2 .

2. Формирование кадровых резервов и организация работы с ними возлагается на руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений МВД России, самостоятельных подразделений, а также кадровые подразделения (подразделения по работе с личным составом, помощников по работе с личным составом) 3 .

3. Кадровый резерв формируется:

3.1. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации и его заместителями 4 .

3.2. В органе, организации, подразделении МВД России для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России и иными руководителями, имеющими право назначать на должности в органе, организации, подразделении МВД России, за исключением указанных в подпунктах 3.1 и 3.3 настоящего пункта 1 .

3.3. В самостоятельном подразделении для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава, назначение на которые осуществляется руководителями (начальниками) самостоятельных подразделений 2 .

4. Формирование кадрового резерва осуществляется с учетом текущей и перспективной потребности в замещении должностей на основе всесторонней и объективной оценки профессиональных и личных качеств кандидатов на включение в кадровый резерв.

5. Количество сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации 3 , включенных в кадровый резерв, не ограничивается.

6. Срок непрерывного пребывания сотрудника в кадровом резерве составляет три года. Для исчисления срока непрерывного пребывания сотрудника в кадровом резерве датой включения сотрудника считается 1 января года формирования резерва.

7.1. За нарушение служебной дисциплины 5 .

5 Статья 49 Закона о службе .

7.2. За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции 6 .

6 Статья 50_1 Закона о службе .

8. При изучении кандидатов на включение в кадровый резерв принимаются во внимание:

8.1. Результаты профилактического медицинского осмотра 7 .

8.2. Заключения и рекомендации психологов по результатам обследований, проведенных в течение двенадцати месяцев, предшествующих формированию кадрового резерва.

8.3. Возраст сотрудника (с учетом предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8.4. Опыт работы не менее двух лет или стаж службы сотрудника в замещаемой должности не менее одного года на момент представления документов для включения в кадровый резерв.

8.5. Результаты служебной деятельности, в том числе установленные по итогам инспектирований, контрольных и целевых проверок.

8.6. Результаты последней аттестации, проведенной в соответствии со статьей 33 Закона о службе.

8.7. Наличие дополнительного профессионального образования, ученой степени, ученого звания.

8.8. Готовность сотрудника к перемещению в интересах службы в другую местность.

8.9. Личные и деловые качества сотрудника.

8.10. Наличие государственных или ведомственных наград.

9. Включение сотрудника в кадровый резерв осуществляется с его письменного согласия на основании решения Министра внутренних дел Российской Федерации 1 , руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения.

10. Решение Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения принимается на основании документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка, оформляется в виде списка кандидатов на включение в кадровый резерв (рекомендуемый образец списка – приложение № 1 к настоящему Порядку) до 1 декабря и утверждается правовым актом. Сотрудники, включенные в кадровый резерв, уведомляются об этом кадровым подразделением в месячный срок со дня издания правового акта.

11. Руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России ежегодно до 10 декабря направляют в Департамент государственной службы и кадров МВД России 2 сведения о состоянии и итогах работы с кадровыми резервами в текущем году (рекомендуемый образец – приложение № 2 к настоящему Порядку).

12. Сотрудники, включенные в кадровые резервы, направляются на обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки кадровых резервов 3 .

13. На сотрудников, включенных в кадровые резервы, может быть возложено временное исполнение обязанностей по вышестоящим должностям в соответствии со статьей 31 Закона о службе, они также могут быть привлечены к работе в составе комиссий по проведению инспектирования, контрольных и целевых проверок.

14. Дополнительное включение кандидатов в кадровые резервы осуществляется один раз в год, до 1 июня и утверждается правовым актом. Предложение кандидатов производится с учетом пунктов 4 – 9, 15 – 17 и 19 – 21 настоящего Порядка . Документы в отношении кандидатов, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка, направляются руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России (непосредственными руководителями (начальниками) в ДГСК МВД России (кадровые подразделения) до 1 апреля. Списки кандидатов для включения в кадровые резервы и материалы, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка, представляются Министру, руководителям (начальникам) органов, организаций, подразделений МВД России, руководителям (начальникам) самостоятельных подразделений до 25 мая.

II. Формирование кадрового резерва МВД России

15. Предложение кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России вносится руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России.

16. Руководители (начальники) органа, организации, подразделения МВД России:

16.1. Предлагают кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России с учетом положений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, готовят на них представления к включению в кадровый резерв МВД России с оценкой уровня и результатов их профессиональной служебной деятельности, сведениями о прохождении профилактического медицинского осмотра и выводом о целесообразности включения в кадровый резерв (рекомендуемый образец представления – приложение № 3 к настоящему Порядку) и поручаются за них.

16.2. Ежегодно до 1 октября направляют в ДГСК МВД России:

16.2.1. В отношении кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России документы, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка.

16.2.2. В отношении сотрудников, состоящих в кадровом резерве МВД России (если с момента включения в кадровый резерв прошло не более трех лет), мотивированный рапорт о целесообразности дальнейшего нахождения их в кадровом резерве.

17. ДГСК МВД России:

17.1. Готовит список кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России.

17.2. Согласовывает список кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России с Главным управлением собственной безопасности МВД России.

17.3. Согласовывает список кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России с заместителями Министра, ответственными за деятельность соответствующих подразделений.

17.4. Обеспечивает рассмотрение списка кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России на заседании Центральной аттестационной комиссии МВД России.

17.5. Ежегодно до 25 ноября представляет список кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России и материалы, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка, Министру для принятия решения.

18. Министр принимает решение:

18.1. О включении (невключении) кандидатов в кадровый резерв МВД России.

18.2. Об оставлении в кадровом резерве МВД России состоящих в нем сотрудников (если с момента включения прошло не более трех лет).

18.3. Об исключении сотрудников из кадрового резерва МВД России в случаях, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящего Порядка.

III. Формирование кадрового резерва органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения

19. Изучение кандидатов на включение в кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения производится их непосредственными руководителями (начальниками) совместно с кадровыми подразделениями.

20. Непосредственные руководители (начальники):

20.1. Изучают кандидатов с учетом положений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, готовят на них представления к включению в кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения с оценкой уровня и результатов их профессиональной служебной деятельности, сведениями о прохождении профилактического медицинского осмотра и выводом о целесообразности включения в кадровый резерв.

20.2. Согласовывают кандидатов с руководителями (начальниками), ответственными за деятельность соответствующих структурных подразделений, в которых они проходят службу.

20.3. Ежегодно до 1 октября направляют в кадровые подразделения:

20.3.1. В отношении кандидатов документы, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка.

20.3.2. В отношении сотрудников, состоящих в кадровом резерве органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения (если с момента включения в кадровый резерв прошло не более трех лет), мотивированный рапорт о целесообразности дальнейшего нахождения в кадровом резерве.

21. Руководители (начальники) территориальных органов МВД России и организаций системы МВД России, подчиненных иным территориальным органам МВД России, направляют предложения в кадровый резерв территориальных органов МВД России, которым они подчинены, в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка.

22. Кадровые подразделения:

22.1. Готовят список кандидатов на включение в кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения.

22.2. Согласовывают список кандидатов с подразделениями собственной безопасности.

22.3. Обеспечивают рассмотрение списка кандидатов на заседании аттестационной комиссии.

22.4. Ежегодно до 25 ноября представляют список кандидатов на включение в кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения и материалы, предусмотренные пунктом 24 настоящего Порядка, руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения для принятия решения.

23. Руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения принимает решение:

23.1. О включении (невключении) кандидатов в кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения.

23.2. Об оставлении в кадровом резерве органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения состоящих в нем сотрудников (если с момента включения прошло не более трех лет).

23.3. Об исключении сотрудников из кадрового резерва органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения в случаях, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящего Порядка.

IV. Оформление включения сотрудников в кадровые резервы (исключения сотрудников из кадровых резервов)

24. Для включения сотрудников в кадровые резервы руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) направляются в ДГСК МВД России, кадровые подразделения документы:

24.1. Справка-объективка 1 .

24.2. Представление к включению кандидата в кадровый резерв органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения с оценкой уровня и результатов их профессиональной служебной деятельности, сведениями о прохождении профилактического медицинского осмотра и выводом о целесообразности включения в кадровый резерв.

24.3. Рапорт сотрудника с согласием на включение в кадровый резерв и перемещение в интересах службы в другую местность (рекомендуемый образец рапорта – приложение № 4 к настоящему Порядку).

24.4. Копии документов об образовании и квалификации, ученой степени, ученом звании.

25. Сотрудник, включенный в кадровый резерв, исключается из него в случае:

25.1. Прекращения службы в органах внутренних дел.

25.2. Отказа от перемещения в интересах службы в другую местность.

25.3. Наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 4 или 5 части 1 статьи 50 Закона о службе :

25.3.1. За нарушение служебной дисциплины.

25.3.2. За несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

25.4. Подачи сотрудником рапорта об исключении его из кадрового резерва.

25.5. Истечения трех лет непрерывного нахождения в кадровом резерве, за исключением случаев, указанных в подпункте 18.2 пункта 18 и подпункте 23.2 пункта 23 настоящего Порядка.

26. Сотрудник, включенный в кадровый резерв, может быть исключен из него в случае:

26.1. Назначения на вышестоящую должность.

26.2. Назначения для дальнейшего прохождения службы в иное структурное подразделение в органе, организации, подразделении МВД России.

26.3. Достижения предельного возраста пребывания на службе.

27. Руководители (начальники) органа, организации, подразделения МВД России, непосредственные руководители (начальники) в течение 10 рабочих дней письменно уведомляют ДГСК МВД России, кадровые подразделения о наступлении случаев, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящего Порядка.

28. Исключение из кадрового резерва оформляется правовым актом Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, самостоятельного подразделения.

Приложение № 1
к Порядку формирования кадровых резервов
Министерства внутренних дел Российской
Федерации, его территориальных органов и
подразделений

СПИСОК
кандидатов на включение в кадровый резерв

_____________________________________________________________________________
(Министерство внутренних дел Российской Федерации, орган, организация, подразделение МВД России, самостоятельное подразделение)

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Дата и место рождения

Образование (какую образовательную организацию окончил, когда, квалификация по специальности или направлению подготовки, номер документа об образовании и о квалификации, наличие ученой степени, ученого звания)

Замещаемая должность (дата назначения), специальное звание

Примечание (дата и номер Приказа о назначении на должность, правового акта об исключении из кадрового резерва)

Приложение № 2
к Порядку формирования кадровых
резервов Министерства внутренних
дел Российской Федерации, его
территориальных органов и
подразделений

СВЕДЕНИЯ
о состоянии и итогах работы с кадровыми резервами
________________________________________________________
(орган, организация, подразделение МВД России)
в _________ году 1
(отчетный период – календарный год)


Формирование кадрового резерва организации — одна из процедур, позволяющая не только оперативно решить вопрос замещения руководителя или специалиста на время его отсутствия, но и вырастить собственного должным образом подготовленного сотрудника, подходящего для занятия ответственной должности на длительный срок. Рассмотрим, что представляет собой процедура формирования кадрового резерва.

Что такое кадровый резерв

Кадровый резерв — это перечень лиц, которые в силу своего образования, деловых качеств, опыта и перспектив развития способны к выполнению функций по должности более высокого уровня, чем та, с которой они включены в кадровый резерв. То есть в резерв попадают лица, имеющие все основания для успешного профессионального продвижения. Это продвижение, как правило, предполагает занятие руководящих должностей и требует соответствия кандидата определенным характеристикам.

Безусловно, велико значение кадрового резерва и для конкретных организаций, предполагающих работать в течение длительного времени, имеющих перспективы развития, заботящихся о снижении рисков, связанных с заменой кадров, особенно на ключевых должностях.

Кадровый резерв может быть как внутренним (за счет собственных сотрудников), так и внешним (при котором кандидаты привлекаются со стороны). Отбор внешних кандидатов осуществляется, например, из числа:

  • работников, оформленных по договору ГПХ;
  • студентов, проходящих стажировку;
  • кандидатов, рассматриваемых на вакантные должности.

Включаемые в резерв кандидатуры могут уже полностью отвечать требованиям, предъявляемым к должности, на которую их ставят в резерв. Однако также попадают в него и те, кто имеет высокий потенциал для профессионального продвижения, но не обладает достаточным опытом или необходимой подготовкой. Как правило, для каждой из должностей отбирают не меньше 2 кандидатов.

Список кандидатур, включенных в резерв, на усмотрение руководителя организации может быть либо открытым для ознакомления, либо доступным для ограниченного числа лиц. Ограничение доступа, как правило, снижает вероятность конфликтов в коллективе между занимающим должность сотрудником и его вероятным преемником. С другой стороны, информирование сотрудника о включении его в резерв служит для него одним из мотивов для более успешной трудовой деятельности.

Цели работы по созданию кадрового резерва

Создание кадрового резерва преследует несколько целей:

  • обеспечение преемственности управления с минимальными потерями времени и средств в процессе смены кадров, с сокращением срока адаптации специалиста к новой должности;
  • создание системы обновления руководящих кадров, позволяющей обеспечивать эффективный уровень руководства, соответствующий не только реальным современным требованиям, но и рассчитанный на будущие прогрессивные перемены в деятельности;
  • перевод процесса замены руководителей и специалистов на плановую основу;
  • выявление перспективных сотрудников среди лиц, уже проявивших себя, знакомых со спецификой деятельности организации и адресное вложение средств в их направленную подготовку;
  • проведение постоянного мониторинга профессиональных качеств сотрудников, позволяющего не только оптимизировать расстановку сил в существующем коллективе, но и без проблем формировать руководящий персонал для новых подразделений;
  • обозначение реальных возможностей профессионального роста для сотрудников и, как следствие, повышение их заинтересованности в работе;
  • уменьшение числа ошибок, допускаемых при оценке деловых качеств вновь принимаемых на работу сотрудников.

Формирование кадрового резерва и работа с ним — процесс достаточно непростой, требующий привлечения к нему не только руководителя организации и кадровой службы, но и иных специалистов (например, руководителей направлений, юриста, психолога, представителя профсоюза). Поэтому большинство вопросов, относящихся к кадровому резерву, решается коллегиально. То есть для этой цели создается постояннодействующий орган (комиссия, комитет), вырабатывающий решения по конкретным моментам, связанным с кадровым резервом.

Как правило, в организации, образующей кадровый резерв, разрабатывается и утверждается документ, регламентирующий процедуру создания резерва и работы с ним: положение о кадровом резерве. Его содержание может быть, например, таким:

  1. Цели и задачи кадрового резерва.
  2. Общие принципы создания резерва.
  3. Перечень должностей, в отношении которых образуется резерв.
  4. Порядок формирования и обновления резерва.
  5. Критерии отбора кандидатов для резерва.
  6. Программы подготовки кадров, внесенных в резерв.
  7. Критерии и порядок исключения из резерва.
  8. Процедура анализа эффективности работы с резервом.

Положение о кадровом резерве может содержать приложения, подробно раскрывающие отдельные вопросы или содержащие образцы тех документов, которые оформляются в процессе работы с резервом.

Этапы формирования резерва и работа с ним

Образованный кадровый резерв требует периодического (не реже чем 1 раз в год) пересмотра перечня попавших в него лиц и обновления относящихся к этим лицам сведений. При этом и начальное формирование резерва, и дальнейшая работа с ним предполагают осуществление следующих действий:

  • Анализ ситуации, предваряющий саму работу по созданию или корректировке резерва. Для этого:
    • оценивается потребность организации и конкретных ее подразделений в новых управленцах или специалистах как на ближайшую (1–3 года), так и на долгосрочную перспективу;
    • составляется конкретный перечень должностей нового (или обновленного) резерва;
    • определяется наличие уже подготовленных для замены специалистов;
    • корректируется действовавший ранее перечень за счет исключения из него как уже использованных для замены кадров лиц, так и по каким-либо причинам переставших соответствовать критериям включения в резерв;
    • анализируется эффект от существования ранее созданного резерва.
    • анализа анкетных данных, результатов аттестации, характеристик, отзывов руководителя о работе конкретного лица;
    • собеседования с работником;
    • проведения тестирования;
    • наблюдений за поведением работника и взаимоотношениями его с другими сотрудниками;
    • оценки показателей, характеризующих текущую трудовую деятельность намеченного к отбору в резерв лица, и результатов выполнения им конкретных заданий;
    • проведения аттестации работника;
    • рассмотрения соответствия выявленных качеств тем требованиям, которые предъявляются к замещаемой должности;
    • сравнений результатов, полученных по нескольким кандидатурам.
    • Формирование списка нового резерва с перечнем конкретных кандидатур на соответствующие должности. Этот список отличают такие особенности:
      • один человек может одновременно присутствовать в нескольких частях этого документа: на ближайшую, реально обозримую и на отдаленную перспективу с вариантами, соответственно, должностей, на которые он рассматривается;
      • в него заносится максимум сведений о каждом человеке, попавшем в резерв, в т. ч. анкетные данные, результаты аттестации и наблюдений за кандидатом, оценка его потенциала, дата внесения в резерв;
      • включение в него рекомендаций по программам перспективной подготовки каждого из специалистов и отметок об их прохождении.

      Сформированный (обновленный) список кадрового резерва утверждается руководителем организации и вышестоящей инстанцией (при наличии таковой).

      Дальнейшая работа с кадровым резервом заключается:

      • в периодическом пересмотре реестра;
      • в пополнении его новыми данными о кандидатах;
      • в исключении из перечня лиц, выбывших из организации или переставших удовлетворять необходимым требованиям к кандидату на замещение должности;
      • в корректировке программ подготовки специалистов;
      • в анализе эффективности использования реестра, прогнозировании изменений в нем и проработке вариантов неожиданных для существующего положения ситуаций с кадрами.

      Отбор специалистов для резерва и их подготовка

      В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:

      • самостоятельно предложившие свою кандидатуру;
      • выдвинутые непосредственным руководителем;
      • выявленные по результатам проведения процедур оценки (например, аттестации).

      Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:

      • наличие определенного образования, стажа и квалификации;
      • соответствие определенному возрастному интервалу;
      • хорошее состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе;
      • наличие опыта работы в организации, включающей кандидата в резерв;
      • демонстрация профессионализма, ответственности, целеустремленности, устойчивых трудовых достижений в отношении выполняемых обязанностей;
      • умение прогнозировать ситуации, планировать работу, в т. ч. делать ее в сжатые сроки;
      • наличие интереса к выполняемой работе, творческий подход к ней, готовность к самостоятельности и риску;
      • активная жизненная позиция, стремление к совершенствованию и развитию, применение полученных при обучении знаний на практике;
      • умение работать в коллективе, наличие опыта руководящей работы, организаторских способностей, авторитета среди коллег;
      • умение аргументировать свою точку зрения и вести переговоры;
      • задатки лидера, коммуникабельность, гибкость в общении;
      • наличие желания расти в профессиональном плане и согласие на включение в резерв по определенной должности;
      • наличие необходимости в дополнительном обучении, наставничестве, тренингах, приобретении определенного опыта и навыков.

      Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.

      Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.

      Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.

      В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. е. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.

      Правила создания резерва в конкретной организации

      Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:

      • сформировать орган, который будет заниматься вопросами кадрового резерва;
      • разработать внутренний документ, посвященный процедурам создания и обновления резерва, детально проработав все ключевые моменты, относящиеся к этим процедурам;
      • создать действующие механизмы реализации правил работы с кадровым резервом.

      При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.

      Итоги

      Создание кадрового резерва в организации преследует цель обновления состава руководителей и специалистов за счет собственных (реже — привлеченных) сотрудников. Включение в этот резерв требует наличия у кандидата на должность определенных качеств и предполагает возможность его специальной подготовки к этой должности путем дополнительного обучения и тренингов. Перечень замещаемых должностей, требования к кандидатам и процедуру работы с резервом организация разрабатывает самостоятельно.

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
      Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

      Читайте также: