Административные правонарушения в сфере строительства доклад

Обновлено: 02.07.2024

Статьей 58 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц - от пяти до 10 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 30 тыс. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Квалифицированный состав данного правонарушения содержится в ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ. Так, то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от двух до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 24.12.2008 по делу N А56-5022/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу N А15-2018/2008.)

Для уяснения данной нормы рекомендую обратиться к Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ", Правилам выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 221, Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 и включенной в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003).

Согласно данным документам к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере государственного строительного надзора, при установлении несоответствия продукции требованиям стандартов и технических условий и отсутствия на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции данного наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск данной продукции или ее аннулировании.

Объектом правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Статья 9.4 КоАП РФ направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.

Субъектом ответственности в данном случае могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются только умышленной виной. При этом правонарушения, предусмотренные ст. 9.4 КоАП РФ, по своему составу являются формальными и, соответственно, не требуют наступления каких-либо вредных последствий.

Объективную сторону правонарушения ст. 9.5 КоАП составляют:

  • строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
  • нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
  • продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ);
  • эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдачи разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Из правил, перечисленных выше, существуют некоторые исключения.

Так, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").

  • копия разрешения на строительство;
  • проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции - в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
  • копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе (см. ст. 49 Градостроительного кодекса).

(См. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации".)

Статья 9.5.1 КоАП РФ определяет ответственность:

  • за выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным;
  • за несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • за повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ст. 55.5 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительных работ. Она обязана также определить порядок контроля за деятельностью своих членов по исполнению требований, установленных в документах этой организации, в том числе стандартов (правил выполнения соответствующих работ в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании).

Помимо прочего саморегулируемая организация должна утвердить правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов этой организации, за исключением требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ (основные требования регламентированы ст. ст. 48 - 52 Градостроительного кодекса).

Субъектом административной ответственности согласно ст. 9.5.1 КоАП РФ может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность которых связана с капитальным строительством.

Особое внимание следует обратить на конкуренцию правовых норм. Составы административных правонарушений по ст. 9.5.1 КоАП РФ надо отличать от составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.5 КоАП РФ, рассмотренной выше. Разграничивать данные нормы необходимо по субъектам и, конечно, по объективной стороне.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет на основании ст. 9.13 КоАП РФ наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.

(См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А70-6242/2009.)

Безусловно, эта норма относится к рассматриваемой нами теме лишь косвенно. Однако подобные правила и требования должны закладываться уже на стадии проектирования или первоначальных этапах строительства.

Как усматривается из санкции этой нормы, административную ответственность в соответствии с ней несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований. Целью указанной статьи является стимулирование при помощи средств административного воздействия деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению для инвалидов надлежащей жизненной среды.

Обратите внимание: с субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Замечу, что основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Строительство — это многогранная, сложная деятельность. В процесс строительства вовлекаются многочисленные субъекты. Между ними возникают разнообразные общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права — административного, трудового, финансового, земельного, гражданского, хозяйственного и иных. Эти отношения возникают не одновременно и не в равной степени для участников процесса строительства. Одни отношения возникают на стадии выделения участка под строительство, другие — на стадии возведения объекта, третьи — на стадии ввода объекта в эксплуатацию. Соответственно участники общественных отношений в данной сфере могут выступать в качестве заказчиков, инвесторов, соинвесторов, застройщиков, подрядчиков, регистрирующих органов и др. Между ними возникают правоотношения по поводу заключения договоров на строительство объектов, поставку стройматериалов, трудовых договоров или договоров подряда с работниками, получения разрешения на строительство, осуществления контрольно-надзорных мероприятий и т. д.

Понятие административной ответственности определяется в юридической литературе, преимущественно в теории административного права, и имеет разное толкование. В словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленный законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, общественного порядка, всех форм собственности, безопасности, а также порядка осуществления государственной власти.

Что же касается вопроса, связанного с основанием административной ответственности, то действующее законодательство в ст. 4.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) довольно четко определяет: "Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение". Поэтому никакие мысли, взгляды и убеждения, если они не связаны с совершением правонарушения, не могут повлечь за собой административную ответственность, так как она наступает только за конкретное действие или бездействие, предусмотренное КоАП.

Состав же правонарушения представляет собой законодательное описание противоправного деяния. При оформлении составов законодатель всегда исходит из сущности и содержания проступка, что выражается в формулировках составов.

Административная ответственность наступает лишь при наличии оснований. Можно выделить три основания, наличие которых обязательно для наступления любой юридической ответственности:

— нормативное — систему норм административного права, регулирующих ее;

— фактические — деяния субъектов, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административные правонарушения);

— процессуальные — акты компетентных субъектов о наложении конкретных административных взысканий на виновных лиц.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Следовательно, для наступления административной ответственности в строительстве необходимо наличие системы норм административного права, регулирующих ответственность.

Фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение — противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, главным признаком которого является наказуемость, т. е. предусмотренность нормами Особенной части КоАП. В настоящей статье нашей задачей является выявление составов административных правонарушений в строительстве, предусмотренных КоАП.

В Особенной части КоАП содержится специальная глава (глава 21) "Административные правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями", в которой выделен ряд составов об административной ответственности в строительстве, к которым можно отнести:

— отступление от утвержденного архитектурного проекта (статья 21.1);

— самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него (статья 21.2);

— нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (статья 21.3);

— нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ (статья 21.4);

— подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций (статья 21.5);

— нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) (статья 21.6);

— завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ (статья 21.7);

— ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат (статья 21.8);

— нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования (статья 21.9);

— нарушение требований к содержанию строительной площадки (статья 21.11);

— самовольное строительство (статья 21.12);

— нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения (статья 21.13);

— нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов (статья 21.14);

— нарушение правил пользования жилыми помещениями (статья 21.16);

— нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов (статья 21.17);

— нарушение законодательства в сфере строительства (статья 21.19).

Диспозиция данной нормы является бланкетной, т. е. для квалификации административного правонарушения необходимо обращаться к обширному законодательству в сфере строительства, которое составляют довольно разнообразные акты как по субъекту, их издавшему, так и по юридической силе. Все они объединены тем, что обеспечивают регулирование строительной деятельности. Однако представляется, что диспозиция статьи 21.19 КоАП не в полной мере соответствует ее чрезвычайно широкому названию. К нарушениям законодательства в сфере строительства вполне можно отнести и иные составы, предусмотренные как статьями главы 21 КоАП, так и некоторыми иными, упоминавшимися нами выше.

Для обоснования данного тезиса необходимо обратиться к сущности и содержанию строительства.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" под строительством понимается деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Несколько более развернутое определение рассматриваемого термина содержится в Конвенции Международной организации труда от 20 июня 1988 г. № 167 "О безопасности и гигиене труда в строительстве". Для целей названной конвенции установлено, что термин "строительство" охватывает:

— строительные работы, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт (включая чистку и покраску) и снос всех видов зданий или построек;

— гражданское строительство, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, капитальный и текущий ремонт и снос, например, аэропортов, доков, гаваней, внутренних водных путей, плотин, защитных сооружений по берегам рек и морей и вблизи зон обвалов, автомобильных дорог и шоссе, железных дорог, мостов, тоннелей, виадуков и объектов, связанных с предоставлением услуг, таких как коммуникации, дренаж, канализация, водоснабжение и энергоснабжение;

— монтаж и демонтаж зданий и конструкций из элементов заводского производства, а также производство сборных элементов на строительной площадке.

Как следует из текста ст. 21.19 КоАП, административная ответственность наступает за нарушение законодательства в сфере строительства, если оно велось без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.

Под проектной документацией на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта понимаются взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, ремонта, благоустройства объекта и представляющие собой обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект, строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями проектирования.

Сметная документация определяет стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта.

Таким образом, проектно-сметная документация включает в себя целый ряд разделов. В частности, для архитектурного проекта строительства объектов жилищно-гражданского назначения требуется: общая пояснительная записка; генеральный план (квартала, микрорайона, градостроительного комплекса или очереди строительства, группы или отдельно стоящих жилых и общественных зданий); архитектурно-строительные решения; технологические решения; решения по инженерному оборудованию; экологический паспорт объекта и др. Каждый из этих пунктов состоит из множества подпунктов и представляет собой значительный массив информации. Перечисленные акты устанавливают требования не только к организации строительства, но и к обеспечению безопасных условий труда, санитарно-гигиенические, экологические требования и т. д. В связи с этим возникает вопрос о конкуренции ст. 21.19 КоАП с другими нормами данного Кодекса.

Например, ст. 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушения правил по охране труда, которые, безусловно, встречаются в сфере строительства и зачастую связаны с ведением строительных работ без проектно-сметной документации либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке. То есть в данном случае налицо конкуренция двух норм — статьи 21.19 КоАП и статьи 9.17 КоАП, и, соответственно, статья 9.17 будет являться специальной по отношению к статье 21.19.

Специальной нормой по отношению к ст. 21.19 КоАП, по нашему мнению, является также статья 20.8 КоАП, предусматривающая нарушение правил и норм безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте систем газоснабжения, магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродукто-

В определенной степени с данной нормой конкурируют статьи 23.41 КоАП "Самовольное занятие земельного участка", статья 15.10 КоАП "Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране" и др.

Такие примеры можно продолжить. Представляется, что подавляющее большинство нарушений, так или иначе затрагивающих строительную сферу, — это "нарушения законодательства в сфере строительства", что подтверждает неудачность названия статьи 21.19 КоАП и позволяет сделать вывод, что составы административных правонарушений в строительстве по объекту противоправного посягательства можно разделить на две группы: 1 группа — общественные отношения, урегулированные непосредственно строительным законодательством; 2 группа — общественные отношения, урегулированные другими отраслями и институтами права, но возникающие в связи с осуществлением строительства. В свою очередь по объему эти нормы делятся на общие и специальные.

Заключение

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1) для наступления административной ответственности в строительстве необходимо наличие системы норм административного права, регулирующих ответственность. Представляется, что в эту систему должны входить нормы Особенной части КоАП, предусматривающие административную ответственность за конкретные деяния, нарушающие требования нормативных правовых актов в области строительства, а также нормы ПИКоАП, устанавливающие административно-правовой статус субъектов административной юрисдикции, права и обязанности участников административного процесса, процессуальные нормы, определяющие порядок осуществления административного процесса. В этой совокупности норм выделяются общие, единые для административного процесса по всем делам об административных правонарушениях, и специальные, относящиеся непосредственно к административной ответственности в строительстве;

2) составы административных правонарушений в строительстве предусмотрены статьями нескольких глав КоАП. Наряду с нормами главы 21 КоАП, в которой предпринята попытка сгруппировать эти нормы, сфера строительства так или иначе затронута в 12, 15, 18, 20, 22, 23 главах;

3) нормы КоАП, устанавливающие административную ответственность за нарушения обязательных требований в сфере строительства, зачастую конкурируют друг с другом, что создает значительные проблемы квалификации административных правонарушений.

С. А. Парменов,
начальник управления внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры

В 2020 году должностным лицом Инспекции вынесено 112 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ лиц, виновных в совершении правонарушения.

Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) образуют правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, которая обязывает лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию), осуществлять работы в соответствии с СНиП и СП, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований вышеуказанного федерального закона. Поскольку таковые (СП, СНиП) являются составной частью проектной документации, то вне зависимости от их наличиях в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований вышеупомянутого Федерального закона № 384-ФЗ, нарушение положений указанных актов образуют объективную сторону правонарушения (как нарушение требований проектных решений), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Субъектами ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП РФ могут быть как застройщик (технический заказчик), так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы.

Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

Положением № 468 обязанность по осуществлению строительного контроля возложена на застройщика (заказчика) (пункт 3), на лицо, осуществляющее строительство (пункт 6).

Таким образом, как на застройщика (заказчика), так и на подрядчика (лица, непосредственно осуществляющего строительные работы) возложена обязанность по выполнению работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с требованиями утвержденной проектной документации.

Частым доводом жалоб на постановления Инспекции о привлечении к административной ответственности юридических лиц, являющихся застройщиками (заказчиками) объекта капитального строительства, является утверждение, что работы по строительству (реконструкции) выполнены не ими, а подрядной организацией, в связи с чем ответственность за нарушения требований проектной документации не может быть возложена на застройщика (заказчика).

Указанный довод является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, опровергается вышеуказанными положениями законодательства.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 213-О-О, введение законодателем нормы, возлагающей обязанность осуществлять контроль и надзор за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка на заказчика (застройщика), обусловлено необходимостью обеспечить безопасность градостроительной деятельности.

Административная ответственность застройщика наступает в результате нарушения публично-правовой обязанности и требований градостроительного законодательства.

Таким образом, даже при выполнении работ по строительству (реконструкции) объекта по договору, заключенному с подрядчиком, при нарушении требований проектной документации последним, застройщик несет административную ответственность по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Аналогичные положения применяются и к доводам лиц, привлекаемых к ответственности (застройщика, подрядчика), о наличии заключенного договора авторского надзора при строительстве объекта капитального строительства.

В связи с тем, что указанный СП 11-110-99 носит рекомендательный характер, авторский надзор не может подменять собой строительный контроль, определение которому дано в пункте 2 Положения № 468.

Заключение гражданско-правового договора (договора подряда, оказания услуг в том числе авторского надзора), предусматривающего выполнение действий по исполнению публично-правовой обязанности иным лицом, не влияет на определение субъекта обязанности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, не изменяет правового статуса застройщика, а, следовательно, и лица, осуществляющего строительство и не освобождает от исполнения возложенной на него обязанности по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объекта. По смыслу законодательства о градостроительстве, строительный контроль подрядчика и авторский надзор предполагает иные меры, обеспечивающие строительный контроль и надзор застройщика, и не может подменять последние.

Указанные выше доводы жалоб, лиц, привлеченных к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения Арбитражным судом Алтайского края и не были приняты во внимание последним. Ранее поименованные положения законодательства положены в основу судебных решений, при рассмотрении жалоб. Более подробно с позицией судов по указанным основаниям жалоб можно ознакомится в решениях Арбитражного суда Алтайского края по делам № А03-5792/2019, № А03-3011/2020, № А03-21394/2019, № А03-2222/2020.

В 2020 году должностным лицом Инспекции вынесено 112 постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ лиц, виновных в совершении правонарушения.

Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) образуют правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в нарушении требований государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, которая обязывает лиц, осуществляющих строительство (реконструкцию), осуществлять работы в соответствии с СНиП и СП, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований вышеуказанного федерального закона. Поскольку таковые (СП, СНиП) являются составной частью проектной документации, то вне зависимости от их наличиях в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований вышеупомянутого Федерального закона № 384-ФЗ, нарушение положений указанных актов образуют объективную сторону правонарушения (как нарушение требований проектных решений), ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Субъектами ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП РФ могут быть как застройщик (технический заказчик), так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы.

Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

Положением № 468 обязанность по осуществлению строительного контроля возложена на застройщика (заказчика) (пункт 3), на лицо, осуществляющее строительство (пункт 6).

Таким образом, как на застройщика (заказчика), так и на подрядчика (лица, непосредственно осуществляющего строительные работы) возложена обязанность по выполнению работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с требованиями утвержденной проектной документации.

Частым доводом жалоб на постановления Инспекции о привлечении к административной ответственности юридических лиц, являющихся застройщиками (заказчиками) объекта капитального строительства, является утверждение, что работы по строительству (реконструкции) выполнены не ими, а подрядной организацией, в связи с чем ответственность за нарушения требований проектной документации не может быть возложена на застройщика (заказчика).

Указанный довод является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, опровергается вышеуказанными положениями законодательства.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 213-О-О, введение законодателем нормы, возлагающей обязанность осуществлять контроль и надзор за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка на заказчика (застройщика), обусловлено необходимостью обеспечить безопасность градостроительной деятельности.

Административная ответственность застройщика наступает в результате нарушения публично-правовой обязанности и требований градостроительного законодательства.

Таким образом, даже при выполнении работ по строительству (реконструкции) объекта по договору, заключенному с подрядчиком, при нарушении требований проектной документации последним, застройщик несет административную ответственность по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Аналогичные положения применяются и к доводам лиц, привлекаемых к ответственности (застройщика, подрядчика), о наличии заключенного договора авторского надзора при строительстве объекта капитального строительства.

В связи с тем, что указанный СП 11-110-99 носит рекомендательный характер, авторский надзор не может подменять собой строительный контроль, определение которому дано в пункте 2 Положения № 468.

Заключение гражданско-правового договора (договора подряда, оказания услуг в том числе авторского надзора), предусматривающего выполнение действий по исполнению публично-правовой обязанности иным лицом, не влияет на определение субъекта обязанности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, не изменяет правового статуса застройщика, а, следовательно, и лица, осуществляющего строительство и не освобождает от исполнения возложенной на него обязанности по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объекта. По смыслу законодательства о градостроительстве, строительный контроль подрядчика и авторский надзор предполагает иные меры, обеспечивающие строительный контроль и надзор застройщика, и не может подменять последние.

Указанные выше доводы жалоб, лиц, привлеченных к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являлись предметом рассмотрения Арбитражным судом Алтайского края и не были приняты во внимание последним. Ранее поименованные положения законодательства положены в основу судебных решений, при рассмотрении жалоб. Более подробно с позицией судов по указанным основаниям жалоб можно ознакомится в решениях Арбитражного суда Алтайского края по делам № А03-5792/2019, № А03-3011/2020, № А03-21394/2019, № А03-2222/2020.

Читайте также: