Выбор жизненного пути доклад

Обновлено: 05.07.2024

В течение своей жизни каждый человек регулярно сталкивается с необходимостью делать определенный выбор. Это случается и с маленькими детьми, и со зрелыми людьми и даже с людьми пожилого возраста. Принимая решения и делая выбор, каждый человек приближает свое будущее и создает его образ.

Именно поэтому так важно не ошибиться с выбором пути своей жизни, предварительно подготовиться к этому выбору и в подходящее время сделать его, а потом не пожалеть.

Говоря обо мне лично, я могу сказать, что главным моим выбором на данный момент является

выбор профессии. Но я все еще не определился с тем, каким будет этот выбор. Я ежедневно трачу огромное количество времени на то, чтобы обдумать, где же я смогу лучше всего применить свои умения и знания, какая профессия подойдет для меня лучше всего, и как я должен буду учиться, чтобы стать настоящим профессионалом в определенной сфере. Я отдаю себе отчет в том, что каждая профессия требует не только таланта и изначальной склонности, но и большого количества труда, которое вкладывается в нее.

Мысленно я готов трудиться и делать все для того, чтобы мой выбор оправдал себя. Сейчас осталось лишь окончательно определиться,

При выборе жизненного пути крайне важно трезво оценивать свои возможности. Например, вряд ли человеку, который хорошо поет, нужно менять себя и заниматься каким-то “серьезным делом”, будь то юриспруденция, экономика или банковское дело. Любая профессия хороша по-своему, даже если ты хорош в какой-то, казалось бы, мелочи, нужно развивать именно ее, а не стремиться к познанию более сложных, но прибыльных профессий. Это и есть ответственность перед собой и перед своей судьбой.

Ответственный человек никогда не решится заниматься чем-то прибыльным вместо того занятия, которое приносит ей радость или даже удовольствие.

Но жизненный путь человека – это не только выбор профессии. Это еще и выбор образа жизни, спутника жизни, даже выбор привычек. Конечно, однозначного совета для этих выборов нет и быть не может.

Я думаю, что, чтобы быть счастливым, нужно уметь находить баланс между тем, что человек хочет и тем, что ей в действительности необходимо и полезно. Если этот баланс будет найден, любой выбор станет правильным.

Лично я пока не готов к окончательному выбору жизненного пути, но я уже чувствую, что вскоре такая готовность у меня появится. При этом я готов соотносить и сопоставлять свои желания и возможности, искать и находить баланс между тем, что надо, и тем, что хочется, для того, чтобы мой выбор был продуманным, правильным и, конечно же, мудрым.

Люди, находясь в ситуации какого-либо выбора, активно строят индивидуальный жизненный путь. Далее, он становится осмысленным, удаленным в будущее, но недостаточно устойчивым.

Выявить проблемы выбора жизненного пути, поиск решения и методы, которые облегчат выбор жизненного пути - это главная цель проекта.

Для выполнения исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить, что значит жизненный путь;

2. Определить проблемы выбора жизненного пути;

3. Найти методы, которые помогут определиться с выбором жизненного пути;

4. Провести анкетирование людей и сделать анализ полученных данных, подвести итоги;

Жизненный путь — наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Проблема исследования жизненного пути личности занимает одно из центральных, ключевых мест в прогрессивной системе наук о человеке. Любой человек делает на протяжении своего жизненного пути множество выборов, самые значимые из них формируют траекторию его судьбы, с их помощью решаются самые важные вопросы: кем быть, с кем и как проводить жизнь. личностные качества человека играют немаловажную роль в правильности выбора жизненного пути. Говоря о поиске жизненного пути, мы имеем в виду прямоту личности, то есть максимальное раскрытие и использование талантов, способностей, возможностей, Самоосуществление- итог жизненного пути. В этом заключается уникальность жизненного пути человека.

В исследование принимали участие 50 респондентов. Из них 35% взрослых, 50% подростков (5-9 класс) и 15% детей (1-4 класс).

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Таким образом, можно сделать следующие выводы: поставленные в работе задачи выполнены, цель - выявить проблемы выбора жизненного пути, поиск решения и методы, которые облегчат выбор жизненного пути – достигнута, гипотеза - люди, находясь в ситуации какого-либо выбора, активно строят индивидуальный жизненный путь. Далее, он становится осмысленным, удаленным в будущее, но не достаточно устойчивым - подтверждена. Так, исходя из исследования, многим знакома проблема выбора жизненного пути. От выбора зависит дальнейшая судьба человека. Жизненный путь - один из регуляторов социального поведения.

1. Абульханова-СлавскаяК.А.(1991) Стратегия жизни. М.: Мысль.

3. Корнилова Т.В. Диагностика личностных факторов принятия решений// Вопросы психологии, 1994. № 6, с. 99-109.

4. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / . – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Карьера ( от фр. с arriere - бег; профессия, поприще) - быстрое и успешное продвижение в служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды.

Достичь совершенства в своем деле - это очень непростая задача. В основе ее - труд и еще раз труд, помноженный на способности человека, волю, терпение и многие другие личностные характеристики.

Естественно, что путь к карьере начинается задолго до момента устройства на работу, обучения в профессиональном учебном заведении, уже на школьной скамье. Причем, не в выпускном классе, а гораздо раньше, когда ученик осознает, что выпускные экзамены не за горами и нужно принимать решение, самоопределяться в дальнейшей жизни, значительную долю которой составляет профессиональная деятельность.

Ценностные ориентации - это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека, от несущественного. Ценностные ориентации личности характеризуют ее глубокие постоянные привязанности, моральные принципы. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, основание для решения вопроса о смысле жизни и планируемой профессиональной карьере.

Мной было проведено анкетирование, направленное на выяснение некоторых особенностей личности и характера человека. Искренние ответы позволили определить как слабые, так и сильные стороны характера анкетированных.

При выборе профессии родителям необходимо:

- знать состояние здоровья подростка;

- иметь понятие об умственных способностях, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными.

Основное условие для правильного выбора профессии - самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относился к выбору профессии, чувствовал ответственность за свое решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотек, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. Знать, каковы черты личности подростка, как они соответствуют той или иной профессии, с помощью каких средств можно выявить наиболее трудно распознаваемые особенности личности подростка.

Очень многое зависит от семьи. В семье ребенок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить будущее, не задумываясь о средствах его достижения.

Подросток представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать. Отсюда и характерная зависимость уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Здесь существует опасность затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Это сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Необходимо расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду. Подростковые увлечения обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других аспектов. Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками.

При выборе профессии необходимо учитывать:

Способности человека не являются врожденными, их формирование происходит в процессе определенной деятельности на основе задатков; успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразных у каждого человека и характеризующих его как личность.

Свойства специальных способностей ( по Е.А. Климову)

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях, интересах.

Основные условия для правильного выбора профессии - самостоятельность подростка, сознательность и ответственность. Надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Чтобы не произошло затягивания и откладывания подростком профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов, надо много работать, читать, думать, ежедневно анализировать свою жизнедеятельность, изучать самого себя. Необходимо расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду, а также осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

Жизненный путь как процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой, а также пластичной структуры личности, исследование данной проблемы психологии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.05.2011
Размер файла 15,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Данная тема является актуальной, потому что человек личностью не рождается, личностью он становится. В зависимости от различных установок личности каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность, в том числе и окружающих его людей. Личностное отношение человека к той или иной информации влияет на процесс ее запоминания (и забывания тоже). Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо влияют на поведение человека, его взаимодействие и общение с другими людьми и т.д. И сущность человеческой личности в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

Жизнь человека - это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям постоянно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей.

Человек, в отличие от других живых существ, имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития. Деятельность людей объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Так создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками.

Проблема жизненного пути в психологической науке

Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.

Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий

жизненный путь личность психология

Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

· антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

· идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;

· сюжет - модель событий;

· другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

· свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

Список рекомендуемой литературы

жизненный психология путь личность

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

4. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.

5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М., 1995.

Подобные документы

Жизненный путь человека-проблема психологии. Закономерности жизненного пути. Варианты жизненного пути. Поиск смысла жизни. Понимание личностью смысла жизни Изучение биографических явлений. Разрыв между личностью как субъектом и ее жизнью как объектом.

реферат [27,2 K], добавлен 24.09.2008

Принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности по Ананьеву. Понятие жизненного пути. Переживания, рефлексивные черты характера. Сущность понятия "событие". Личностный уровень организации времени. Представления о судьбе как о жизненном пути.

реферат [30,3 K], добавлен 03.01.2012

Юность как психологический возраст. Развитие личности в раннем юношеском возрасте. Жизненный путь человека как проблема психологии. Основные виды понимания смысла жизни в юношестве. Исследование ценностных ориентаций и направленности юношей и девушек.

курсовая работа [429,1 K], добавлен 07.04.2016

Семейная проблематика в психологической науке. Теоретико-методологический анализ проблемы психологии внутрисемейных взаимоотношений. Основные типы семей. Влияние наличия детей в семье на синхронизацию планирования жизненного пути партнерами по браку.

курсовая работа [88,6 K], добавлен 05.10.2014

Влияние СМИ на жизненный стиль личности. Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании. Формирование и типы жизненного стиля. Категория анализа ранних детских воспоминаний. Основные методы исследования жизненного стиля личности.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 13.01.2010

Научное исследование жизненного и профессионального самоопределения. Проблемы становления личности в старшем подростковом возрасте. Изучение особенностей взаимосвязи жизненного самоопределения и профессионального выбора студентов колледжа и учащихся СОШ.

дипломная работа [96,9 K], добавлен 22.10.2015

Степень осознанности человеческой жизни. Понятие жизненного сценария, его содержание. Основные положения транзактного анализа. Влияние жизненного сценария на человека. Мнения и действия других людей. Происхождение и формирование жизненных сценариев.

Правильно выбрать свой путь — важнейшая жизненная задача. Только при этом условии человек может реализовать свои задатки, получать радость от любимой работы и результатов своего труда. Не только наши желания и стремления определяют нашу жизнь, но всё же она во многом зависит от нас. В процессе роста человека задаётся вопросами, есть ли в жизни смысл, что такое человек, и какова его в роль на Земле. Все надеются на счастье, на достижение высот в той или иной области, но не всегда мы получаем по своим желаниям. Тем не менее стремиться к осуществлению мечты стоит.

Мы растём среди близких людей, готовых всегда оказать нам поддержку и помощь. Часто в своих поступках мы руководствуемся их советами. Кроме того, считаемся с мнением друзей. Однако родные люди и друзья могут ошибиться в рекомендации выбора жизненного пути. Надо прислушаться к себе, понять, что ты хочешь или, по крайней мере, чего не хочешь. Не всегда это получается сразу. Бывает, что год или два года человек проучится в каком-то вузе, а потом понимает, что учёба здесь — ошибка.

И хорошо ещё, что молодой человек это понял не после получения диплома. Специальность должна быть желанной. Человек должен стремиться начать работать по избранной профессии. Если же отучиться по специальности, которая не привлекает, потом ещё и работать по ней, не пытаясь ничего изменить, плыть по течению, то это ошибочный путь в жизни. Такая ошибка чревата внутренней неудовлетворённостью, депрессивным состоянием.

Безусловно, выбирая профессию, надо учитывать, есть ли на неё спрос. Желая стать экономистом, юристом или психологом, нужно помнить, что таких кадров у нас переизбыток. Конечно, если человек чувствует в себе потенциал гениального юриста или талантливого психолога, то тут уж ничего не поделаешь — быть по сему.

Выбор жизненного пути — это не только избрание будущей профессии, это и определение для себя жизненных принципов: каким ты должен быть. Можно стать прекрасным специалистом, сделать блестящую карьеру, но важно ещё, как эта карьера была сделана. Не по головам ли своих коллег прошёлся человек? Такой карьерист окружён только нужными ему людьми, у него нет друзей, он, в сущности, одинок.

Выбор жизненного пути — это настрой человека быть полезным людям или жить только для себя, отдавать или брать. Всегда счастливее те, кто отдаёт. Человек, трудящийся для людей, получает их благодарность и признание. Для отдающего всегда есть высокая радость ощущения своей нужности. Человек, живущий для себя, более обеспечен, его жизнь спокойнее, но такое эгоистическое существование лишено полноты жизни, в нём нет удовлетворения от своей нужности.

Читайте также: