Административно восстановительные меры доклад

Обновлено: 02.07.2024

Административно-восстановительные меры разнообразны. Их вид и размер зависят от характера и размера причиненного вреда.

Среди таких мер можно выделить:

возмещение причиненного вреда. Оно состоит в замене причиненного урона чем-нибудь другим. Вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного административным правонарушением, решается одновременно с решением вопроса об ответственности виновного лица и отражается в постановлении по делу об административном правонарушении. Однако возмещение материального ущерба не должно увязываться с наложением или не наложением административного взыскания (так как освобождение от административной ответственности допускается с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, одним из которых является добровольное возмещение или устранение причиненного вреда);

взыскание задолженности – мера принудительного воздействия, выражающаяся в принятии компетентными органами действий, направленных на выполнение обязательств, образовавшихся долгов. Такие долги в основном связаны с неисполнением налоговых обязательств и образовавшихся пеней. Право о взыскании названных задолженностей предоставлено инспекциям Министерства по налогам и сборам и таможенным органам. Принудительное исполнение налога, сбора (пошлины), пени осуществляется тогда, когда плательщик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил в установленный срок налоговое обязательство, не уплатил (не полностью уплатил) пеню;

возврат завышенных сумм осуществляется подрядчиком (субподрядчиком) в связи с завышением объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета и некоторых иных фондов;

исправление существующего противоправного положения выражается в выдаче уполномоченными должностными лицами предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание адресуется неподчиненным по службе лицам (органам) и направлено на восстановление нарушенного положения. Оно выдается органами (должностными лицами), уполномоченными осуществлять контроль (надзор). Ими, как правило, являются работники государственных инспекций или приравненных к ним государственных органов;

демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений. Под самовольным строительством понимается строительство, а также пристройка, надстройка к дому, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества, если этот объект:

возведен на земельном участке, самовольно занятом застройщиком;

возведен без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ;

возведен с существенными отступлениями от проектной документации на строительство;

не соответствует утвержденной градостроительной документации;

имеет дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан либо не соответствуют требованиям экологической безопасности;

изъятие незаконно полученного состоит во взыскании в доход государства (в соответствующий бюджет) сумм, полученных субъектом хозяйствования в результате нарушения законодательства. Такое изъятие может производиться в связи:

с нарушением законодательства о ценах;

с реализацией нестандартной продукции;

с нарушением норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг;

с нахождением во владении имущества и предметов, исключенных из гражданского оборота.

отбуксировка транспортных средств преследует двойную цель: пресечение правонарушения и восстановление нарушенного положения. Отбуксировка транспортных средств как восстановительная мера состоит в том, что отбуксировкой восстанавливается нормальное положение для движения транспортных средств, приводится в прежнее состояние проезжая часть дороги или другие запрещенные для остановки или стоянки места;

исполнение обязанности, неисполнение которой образует состав административного правонарушения, сводится к тому, что лицо, привлеченное к административной ответственности за это совершенное правонарушение, обязано исполнить и названную свою обязанность. То есть наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Административное принуждение – разновидность принуждения, состоящая в применении субъектами публичной власти принудительных мер, установленных административным законодательством, в связи с совершением административного правонарушения.

Виды административного принуждения:

  • Административно-предупредительные меры
  • Меры административного пресечения
  • Административно-восстановительные меры
  • Меры административной ответственности

Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и ситуаций, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных органов и организаций (вве­дение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; проверка докумен­тов, удостоверяющих личность, осмотр вещей и др.)

Основанием для применения мер административного предупреждения могут служить предположение о намерении лица совершить правонарушение.

Особенность мер административного предупреждения заключается в четко выраженном профилактическом характере.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения – меры, направленные на принудительное прекращение совершения правонарушения.

Признаки административного пресечения

  • Меры, применяемые непосредственно к правонарушителю (доставление, административное задержание)
  • Меры имущественного характера (изъятие охотничьего оружия)
  • Медико-санитарные меры (отстранение от работы инфекционных больных)
  • Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспортного средства)

Виды административного пресечения

  • Доставление – представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении
  • Административное задержание – принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение
  • Личный досмотр, досмотр вещей – состоит в принудительном обследовании гражданина или его имущества в целях обнаружение и изъятия предметов, являющихся оружием или непосредственным объектом совершения правонарушения.
  • Задержание транспортного средства – запрещение эксплуатации ТС с помещением его на специальную охраняемую стоянку
  • Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – проводится в медицинских учреждениях или с помощью специальных технических средств
  • Привод – принудительное доставление лица, уклоняющегося без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которого ведется дело об административном правонарушениии др.

Административно-восстановительные меры

Административно-восстановительные меры – меры, применяемые в целях возмещения причиненного ущерба или восстановления положения существовавшего до совершения правонарушения.

Примером административно-восстановительных мер является пеня, то есть взыскание за каждый день просрочки установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа.

Меры административной ответственности

Меры административной ответственности (административные наказания) – разновидность мер административного принуждения, которые применяются к лицу, совершившему административное правонарушение. Такие меры следует отличать от административно-пресекательных мер, административно-восстановительных мер и мер административно-процессуального обеспечения.

В административном праве используется понятие "административно восстановительные меры". Четкого его определения в законодательстве нет. Далее попробуем разобраться, что собой представляют административно-восстановительные меры. Примеры некоторых из них также будут описаны в статье.

административно восстановительные меры

Общие сведения

Административно-правовые восстановительные меры применяются для компенсации вреда, нанесенного противоправным поступком. Они направлены на восстановление положения вещей, существовавшего до нарушения.

Размер и характер причиненного ущерба определяют вид и размер применяемых принудительных мер. Административное восстановление положения, существовавшего до нарушения, осуществляется в порядке, установленном законом, и возлагается на компетентные органы власти.

Разновидности

Административно-восстановительные меры включают в себя:

  • Денежные взыскания.
  • Снос самовольных построек.
  • Выселение.
  • Изъятие имущества.

К денежным взысканиям относят компенсацию причиненного ущерба, пени, возмещение недоимки.

Снос сооружений

Этот вид административно-восстановительных мер применяется к лицам, нарушившим жилищные и градостроительные нормы.

Законодательство закрепляет порядок возведения сооружений. При нарушении установленных предписаний администрация муниципалитета направляет субъекту требование о сносе незаконной постройки. При уклонении виновного от исполнения предписаний снос осуществляется силами муниципальных органов за счет нарушителя.

административно восстановительные меры виды

Изъятие имущества

Эта административно-восстановительная мера применяется в случае получения ценностей незаконным путем. Изъятию также подлежат доходы, извлеченные вследствие нарушения финансовой дисциплины. Денежные средства направляются в бюджет соответствующего уровня.

Применяется эта административно-восстановительная мера на основании постановления госорганов, уполномоченных на осуществление контроля за хозяйственной деятельностью предприятий. К таким структурам относят органы стандартизации, надзора за ценообразованием и пр.

Возмещение ущерба

Эта административно-восстановительная мера закреплена в КоАП. Размер ущерба устанавливается специально сформированным органом. Если вред возник вследствие противоправных действий несовершеннолетнего, в его оценке участвует КДН.

Комиссия по делам несовершеннолетних может возложить обязанность компенсировать ущерб на законных представителей нарушителя (родителей, усыновителей и пр.).

Финансовые санкции

Они занимают особое место среди всех видов мер административного принуждения . К финансовым санкциям относят взыскание недоимки и пеней.

Недоимкой называют налоговую задолженность. Она формируется при неуплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в установленный срок.

административно восстановительные меры понятие

Контрольный орган (ИФНС) в течение суток со дня получения поручения о взыскании средств с пометкой банковской организации о полном/частичном его неисполнении направляет должнику требование о необходимости погасить недоимку. В извещении также присутствует предупреждение о возможности наложения взыскания на имущество при уклонении от выполнения обязательств. На погашение задолженности отводится пять дней.

По истечении указанного срока в случае неисполнения лицом требований ИФНС вправе обратить взыскание на его имущество. Наличность, находящаяся в кассе предприятия и другие суммы, отраженные в бухучете вне зависимости от места их хранения подлежат незамедлительному изъятию.

Арест имущества

Эта мера используется для обеспечения реального изъятия имущества. Арест налагается на материальные ценности органом или лицом, уполномоченным на это федеральным законодательством. Данная административно-восстановительная мера может применяться в течение месяца со дня вручения должнику предписания о погашении задолженности.

Арест допускается в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, собственности или оперативном управлении, вне зависимости от того, кто именно осуществляет фактическое его использование. Не применяется мера в отношении ценностей ограниченных и изъятых из оборота.

Для погашения задолженности имущество, на которое было обращено взыскание, подлежит продаже. Реализация ценностей осуществляется в двухмесячный срок с даты наложения ареста, если другой срок не установлен в законодательстве или иных нормативных актах.

административно предупредительные и административно восстановительные меры

Она представляет собой сумму, ежедневно начисляемую за просрочку платежа. Устанавливается пеня в процентах от величины основного долга. Как правило, при нарушениях финансовой дисциплины пеня применяется одновременно с взысканием недоимки.

Уплата процентов по основному долгу за просрочку может осуществляться добровольно.

Предупредительные меры

Они направлены на предотвращение нарушений законодательных предписаний. Административно-восстановительные и административно-предупредительные меры часто применяются одновременно. К примеру, при возникновении аварии на производстве выявляется виновный, на которого налагается взыскание. При этом руководство предприятия предпринимает меры по недопущению аварий в будущем: ужесточает требования к соискателям, пересматривает должностные инструкции, проводит обучение работников и пр.

Специфика предупредительных мер

Несмотря на ярко выраженную профилактическую направленность, эти меры реализуются в принудительном порядке в рамках односторонней реализации властных полномочий исполнительных структур и их служащих.

Предупредительные меры выражаются обычно в форме ограничений и запретов. Это, в свою очередь, подчеркивает их принудительную направленность. Они не связаны с совершением противоправных действий, а ориентированы на их предотвращение. Как правило, они предшествуют другим принудительным действиям.

виды мер административного принуждения

Виды принуждения

Предупредительные меры довольно разнообразны. Они применяются к разным субъектам во многих областях госуправления. К наиболее распространенным предупредительным мерам можно отнести:

  • Выполнение надзорных проверок.
  • Досмотр вещей и личный обыск граждан.
  • Дачу предписаний об осуществлении профилактических мероприятий.
  • Проверку документов.
  • Ограничение/прекращение движения на дороге.
  • Медицинское освидетельствование и пр.

Меры пресечения

Они также обладают предупредительным характером. Однако применяются они при наличии совершенного правонарушения.

Мера пресечения обладает всеми признаками административного принуждения. При этом она имеет несколько особенностей.

Целью пресечения является прекращение незаконных действий и недопущение совершения новых нарушений. Применение мер должно осуществляться оперативно. Их реализация часто осложняется недостатком информации о характере нарушения и условиях его совершения.

В качестве фактического основания для применения мер пресечения выступает противоправное действие. Вместе с тем они могут реализовываться для предупреждения невиновных, но объективно незаконных действий недееспособными, невменяемыми субъектами.

Круг оснований для реализации пресекательных мер довольно широк. В этой связи перечень субъектов, в отношении которых они могут применяться, также довольно большой. Меры пресечения могут быть направлены на предупреждение противоправных действий лиц до 16 лет, невменяемых субъектов, лиц, наделенных иммунитетом (парламентским, дипломатическим), военнослужащим, сотрудникам МВД при совершении нарушений, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность.

административное восстановление принудительные меры

Значение мер пресечения

Предупреждение нарушений направлено на защиту интересов государства, общества и самого нарушителя. Властное прекращения незаконной деятельности позволяет, в первую очередь, предотвратить события, которые повлекут более серьезные последствия и усугубят ответственность лица. В некоторых случаях меры пресечения направлены на оказание реальной помощи субъекту. Примером может служить помещение гражданина на принудительное лечение.

В отличие от восстановительных или предупредительных мер, пресечение нарушения может сопровождаться нарушением физической неприкосновенности субъекта.

Перечень карательных санкций, закрепленный законодательством, считается исчерпывающим. Список мер пресечения может быть расширен в зависимости от обстоятельств. Их применение довольно часто обуславливается крайней необходимостью или необходимой обороной. Соответственно, лицо, в отношении которого совершаются противоправные действия, может использовать средства, прямо не закрепленные в законе. Вместе с тем даже в таких случаях гражданин не может превышать пределы обороны или крайней необходимости, установленные нормами.

административно правовые восстановительные мер

Классификация

Меры пресечения бывают специальными и общими. К последним относят:

  • Административный надзор за субъектами, освободившимися из мест заключения.
  • Приостановление работ, ограничение эксплуатации объекта.
  • Изъятие предметов, хранение, транспортировка, пересылка которых незаконна.
  • Принудительное лечение.
  • Превентивное задержание и пр.

Специальные меры могут применяться исключительно к гражданам. Они связаны с нарушением физической неприкосновенности лиц.

Административно-восстановительные меры — это совокупность средств и способов принудительного характера, применяемых к нарушителю административно-правовых предписаний с целью возмещения причиненного имущественного вреда и восстановления прежнего положения вещей, которое было до совершения правонарушения.

Административно-восстановительные меры применяются как в отношении правонарушителей, так и иных лиц, не совершавших правонарушение, но не выполнивших возложенные на них юридические обязанности.

Субъектами применения административно-восстановительных мер выступают органы административной юрисдикции и их должностные лица.

Среди таких мер можно выделить:

1) возмещение причиненного вреда. Оно состоит в замене причиненного урона чем-нибудь другим. Вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного административным правонарушением, решается одновременно с решением вопроса об ответственности виновного лица и отражается в постановлении по делу об административном правонарушении.

2) взыскание задолженности – мера принудительного воздействия, выражающаяся в принятии компетентными органами действий, направленных на выполнение обязательств, образовавшихся долгов. Такие долги в основном связаны с неисполнением налоговых обязательств и образовавшихся пеней. Право о взыскании названных задолженностей предоставлено инспекциям Министерства по налогам и сборам и таможенным органам. Принудительное исполнение налога, сбора (пошлины), пени осуществляется тогда, когда плательщик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил в установленный срок налоговое обязательство, не уплатил (не полностью уплатил) пеню;

3) возврат завышенных сумм осуществляется подрядчиком (субподрядчиком) в связи с завышением объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, произведенных затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных за счет средств бюджета и некоторых иных фондов;

4) исправление существующего противоправного положения выражается в выдаче уполномоченными должностными лицами предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание адресуется неподчиненным по службе лицам (органам) и направлено на восстановление нарушенного положения. Оно выдается органами (должностными лицами), уполномоченными осуществлять контроль (надзор). Ими, как правило, являются работники государственных инспекций или приравненных к ним государственных органов;

5) демонтаж или снос самовольно возведенных строений и сооружений. Под самовольным строительством понимается строительство, а также пристройка, надстройка к дому, другого строения, сооружения или создание иного недвижимого имущества, если этот объект:

· возведен на земельном участке, самовольно занятом застройщиком;

· возведен без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ;

· возведен с существенными отступлениями от проектной документации на строительство;

· не соответствует утвержденной градостроительной документации;

· имеет дефекты, которые угрожают жизни и здоровью граждан либо не соответствуют требованиям экологической безопасности;

6) изъятие незаконно полученного состоит во взыскании в доход государства (в соответствующий бюджет) сумм, полученных субъектом хозяйствования в результате нарушения законодательства. Такое изъятие может производиться в связи:

· с нарушением законодательства о ценах;

· с реализацией нестандартной продукции;

· с нарушением норм о защите конкуренции на рынке ценных бумаг;

· с нахождением во владении имущества и предметов, исключенных из гражданского оборота.

21. Административно правовой режим понятие содержание признаки и виды

Административно-правовой режим является одним из базовых институтов административного права.

Административно-правовой режим – особый вид (порядок) административно-правового регулирования управленческой деятельности, прав и обязанностей субъектов и процедур деятельности. Его специфика проявляется в комплексе мер, закрепляемых в регулятивных нормах, устанавливающих специальные правила поведения, правовые стимулы, правоограничения (запреты, предписания, преференции и т. д.), специальные статутные нормы (предоставляющие субъектам специальные права и возлагающие на них особые обязанности), а также в особых охранительных нормах (предназначенных для обеспечения правопорядка и контроля)

Административно-правовой режим характеризуется следующими признаками:

− устанавливается и обеспечивается государством;

− вводится в целях упорядочения определенной деятельности, недопущения отклонений от установленного в этих интересах порядка деятельности, выявление факторов, способных причинить ущерб охраняемым интересам,предупреждения и пресечения действий лиц, нарушающих режимные требования или склонных к их нарушению, и др. Административно-правовые режимы, с одной стороны, предоставляют возможность органам власти эффективно действовать в различных социальных ситуациях, обеспечивая реальное выполнение ими своих функций по охране и защите, с другой – являются важнейшим правовым средством обеспечения правосубъектности граждан и организаций

− созданием специальных органов управления;

− изданием специальных правовых актов;

− применением усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

− возникновением особых правоотношений. Специальные административно-правовые режимы могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от подведомственности они подразделяются на три группы:

– федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;

– региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ;

– местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований

Виды административно-правовых режимов:

- По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют: режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.); режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации); режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим); административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.); комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

- В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

- По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

- В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

Читайте также: