1 доклад эссе дайджест обзор на тему применение ит в развитии креативности обучающихся

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №15 города Саратова

В связи с модернизацией системы образования, возрастающую роль в образовательном процессе приобретают информационные технологии, так как работа с компьютером является

- средством получения информации;

Кроме того, применение ИКТ - это большой шаг вперед в решении задач, стоящих перед современной школой. Поэтому изучение и использование компьютерной технологии в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Применение ИТ способствует повышению интереса у учеников к обучению, развивает его всесторонне. Наша школа несколько лет работает над проблемой развития творческих способностей учащихся. Мы стараемся все больше использовать информационные технологии:

1) для реализации потенциальных возможностей талантливых детей;

2) для проектной и исследовательской работы учащихся;

3) для диагностики успешного обучения и овладения конкретными знаниями;

4) для компьютерного сопровождения на уроках, что способствует обеспечению качества образования;

5) для внеклассных мероприятий, используя информационные ресурсы.

В нашей школе для всех учащихся являются доступными 2 компьютерных кабинета, с выходом в Интернет, компьютеры в библиотеке, в предметных кабинетах, мультимедийный проектор, медиатека. Для проведения уроков с использованием Интернета в расписании работы кабинета информатики предусмотрены предметные часы, каждую неделю учителя подают заявку на проведение таких уроков. В школе активно развивается сотрудничество учеников и учителей по созданию информационных образовательных ресурсов. Старшеклассники готовят программы, которые помогают учителю при объяснении нового материала. Эти работы можно использовать в качестве дополнительной информации к теме, или наглядного материала.

Я считаю, что мультимедийные технологии способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению с традиционными, заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации раскрывающей практическую значимость темы, содержащей исторические факты.

Широкие возможности компьютера стали точкой соприкосновения двустороннего процесса обучения: учитель – ученик. Совместная работа учащихся и преподавателей по созданию презентаций и сайтов позволяет поднять качественный уровень обученности школьников, развить творческие способности, повысить познавательную активность, заинтересованность, определить профессиональные склонности, облегчить адаптацию выпускников к последующей жизни в современном информационном пространстве.

В нашем лицее уже два года работает летняя школа для одаренных детей. Два класса формируются из учащихся 7-8ых классов. Программа летней школы состоит как из развлекательной, так и из познавательно-развивающей программы. Познавательно-развивающая программа состоит из лекционно-практических занятий по выборочным главам из курса математики, физики и ВТ. Занятия длятся две недели в первых числах июня месяца. На этих уроках ребят обучают основам проектной деятельности, умению быстро находить нужные сайты в Интернет. Занятия заканчиваются тренингами на компьютерах и защитами проектов по выбранным темам. Таким образом, мы стараемся в рамках предпрофильной подготовки на более раннем обучении выделить группу одаренных, творческих детей и в дальнейшем из них создать ядро команды, которая будет заниматься научно-исследовательской деятельностью в старших классах.

Следует отметить ряд проблем, с которыми мы встретились. К ним можно отнести отсутствие помощника учителю при создании программ для тестирования, итоговых уроков. Учитель математики не владеет теми навыками, которыми владеет программист. В свою очередь программист не владеет глубиной материала, которым владеет учитель-предметник. Учитель не владеет информацией о тех сайтах, на которых дается наиболее полная информация по всем предметам в помощь приготовления уроков. Нет полной информации по этому вопросу. А учителю необходимо учиться работе с современной техникой, без которой современный урок уже не может быть. Необходимо иметь центры в каждом районе города, где учитель получит исчерпывающую информацию или консультацию.

Анализируя проделанную работу по применению ИТ в процессе обучения, могу сказать о том, что реализация такого подхода позволяет мне:

- создать определенный эмоциональный настрой и развить эмоциональный интерес к предмету;

- организовать самостоятельную работу учащихся; реализовать дифференцированный подход;

- развивать творческий потенциал учащихся; логическое мышление;

- развивать навыки самоконтроля;

- обеспечить учащихся учебно-методическими материалами, дидактическими и раздаточными средствами обучения и контроля знаний;

В дальнейшем я планирую продолжить работу по накоплению материала, по разработке и усовершенствованию методики внедрения ИТ, поиску оптимальных методов и форм их осуществления и сочетания со средствами традиционного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.

Внедрение ИКТ на уроках математики создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

В 2006 году в рамках НПО в кабинете появились электронная доска SMART , проектор и компьютер. Овладеть всем этим мне помогли мои ученики.

Скажи мне-

И я забуду;

Покажи мне-

И я запомню.

Китайская притча.

Мы воспринимаем

10% из того, что мы ЧИТАЕМ;

20 % из того, что мы СЛЫШИМ;

30% из того, что мы ВИДИМ;

50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ;

70% из того, что обсуждаем с другими;

80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично;

95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще.

Ульям Глассер

Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:

- использование мультимедийных презентаций;

- работа с ресурсами Интернета;

- использование готовых обучающих программ;

Презентация позволяет:

-наглядно представлять материал;

- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

- регулировать объем и скорость информации;

- повышать познавательную активность обучающихся.

Но наряду с положительными, есть и отрицательные аргументы.

Большая затрата времени учителя при подготовке мультимедийного урока.

При работе с ИКТ необходимо соблюдать нормы САНПИНА:

Непрерывная работа за компьютером

для 5-х классов- 15 минут; для 6-х – 7 классов - 20 минут;

Работа с ресурсами интернета.

- значительно сокращается время поиска нужной информации;

- учащиеся приучаются ориентироваться в большом информационном потоке и производить отбор информации.

В 9-х и 11-х классах один раз в неделю учащиеся выполняют вариант с сайта А. Ларина. Каждый понедельник сдают работу с полным подробным решением. Разрешаю пользоваться Форумом Ларина, но решение должно быть свое.

Результаты ЕГЭ 2017 года: 48% учащихся набрали больше 70 баллов. Ученик 11б класса Волков Игорь набрал 94 балла. По результатам ОГЭ Мазур Анна из 32 баллов получила 30 баллов.

Проектная деятельность учащихся.

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

В Муниципальной научно-практической конференции

Благодаря новой форме интеллектуальных состязаний были созданы широкие возможности для творческого взаимодействия и саморазвития одаренных детей. Интернет-олимпиады позволили им проявить свои способности, ориентировали участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей, определение места Интернет-технологий в своем самообразовании. Умение кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать ее с помощью самых современных технологий, приобретенных участниками в процессе Интернет -олимпиад, делают сегодня эту форму работы с одаренными детьми особенно актуальной.

Мои ученики ежегодно занимаются в интернет - кружке при Меташколе. Каждый понедельник проверяем, какие задания не выполнили. Разбираем вместе. Ребята участвуют в открытых математических Интернет- олимпиадах, различных конкурсах при Меташколе. После окончания учебного года ученики получают свидетельство .




Благодаря этой работе в классе появился победитель и призер районной олимпиады по математике Волков Илья.



В наши дни огромное количество различных конкурсов позволяют реализовать свои способности. Открыть в себе новые качества. И, конечно, это невозможно без применения ИКТ.

Огромный плюс, что результаты олимпиад и конкурсов появляются сразу. Я поощряю ребят оценкой и дарю на память памятки по математике.

Год число победителей


С 2015 г Фоксфорд организует дистанционные олимпиады по предметам по сезонам. За год проходим 3 сезона. У каждого ученика есть свой кабинет. По результатам олимпиады здесь выкладываются результаты олимпиады. Я, как учитель, могу следить как решают олимпиады учащиеся, что не получается.

студентка группы 4КП – 21

Миронова Анна Анатольевна

Череповец -2008/2009 уч. год

Глава 1. Развитие информационных технологий обучения

Глава 2. Информационные технологии обучения в развитии творческого мышления

2.1 Творческие способности

2.2 Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей

2.3 Образовательная среда

2.4 Подходы к стимулированию и развитию творческой активности

2.5 Развитие качеств, характеризующих дивергентное мышление

Список использованной литературы

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационных технологий (ИТ).

В последнее время, в центре внимания исследователей находятся вопросы по изучению сущности новых информационных технологий обучения, их дидактические, психолого-педагогические возможности применения в школе.

Информационные технологии обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Проблема информационных технологий является междисциплинарной. Вопросам ИТ в развитии мышления посвящены работы Захарова И.Г., Кукушкина В.С., Гребенщикова В.Ю.

Недостатком сложившейся образовательной системы является, в частности, то, что одной из основных целей здесь нередко является только подготовка необходимого обществу квалифицированного участника производственного процесса. Все прочие потенциальные возможности личности, в том числе и творческие, практически остаются невостребованными. Как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколько-нибудь отличающимися от привычных. Как результат, человек с недостаточно развитым творческим мышлением в дальнейшем испытывает трудности в восприятии постоянно усложняющегося мира, в принятии решений в нестандартных ситуациях, не способен улавливать связи между понятиями и явлениями, хоть сколь-нибудь отличающимися от привычных.

Уровень подготовки выпускников школ, вступающих в активную жизнь, недостаточно соответствует требованиям стремительно развивающейся науки, техники, экономики. Традиционное преподавание в школе подвергается справедливой критике за формализм, ориентацию на простое запоминание учебного материала и формирование однотипных умений и навыков, за отсутствие гибкости, недостаточное внимание к развитию у учащихся интеллектуальных способностей, снижению качества обучения. В связи с этим возникают противоречия при обучении старшеклассников: - между потребностями современного информационного общества в качественно новых членах, обладающих творческим мышлением и владеющих информационными технологиями и ограниченными возможностями современной школы в этом направлении; - между совершенствованием содержательной основы информационных технологий обучения и отсутствием научно-обоснованных исследований по данной проблеме.

2. ИТО в развитии творческого мышления

2.1 Творческие способности

Если же остановиться на сфере познавательной, когнитивной, деятельности, то здесь современная психология определяет творческие способности, или креативность, в контексте общих интеллектуальных способностей.

Итак, в чем же суть креативности в контексте познавательной деятельности? Существуют разные толкования этого понятия. Так Дж. Гилфорд определяет креативность как дивергентное мышление, которое характеризуется способностью выдвигать множество в равной степени правильных идей при решении некоторой проблемы, нестереотипностью самого мышления. Соответственно, в качестве критериев креативности используются наборы свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности. Дивергентное мышление характеризуют: быстрота, гибкость, оригинальность, точность.

Остановимся на моменте, связанном с подражанием. Следование образцам - очень важный фактор, определяющий динамику развития творческих способностей. Особенности подражания в творческой познавательной деятельности характеризуются последовательным переходом от подражания репродуктивного характера через творческое подражание избранному образцу к самостоятельному творчеству, фундамент которого формируется двумя предшествующими стадиями. Однако этот процесс должен регулироваться педагогом, поскольку сам выбор образца для подражания (как обобщенно, так и самого принципа осуществления познавательной деятельности) может вызвать у обучаемых определенные затруднения. Эксперименты показывают*, что обучаемые с изначально высоким уровнем креативности выбирают высокие образцы для подражания, в то время как некреативные обучаемые такой, возможно, недостижимый, образец для подражания не могут и не пытаются найти. Последние остаются на стадии репродуктивной деятельности.

2.2 Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей

Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже предложено или создано, а не при его зарождении. В этом смысле вера в собственную незаурядность – очень важное условие для реализации творческих способностей человека.

С учетом того, что проявления креативности (их ослабление или усиление) подвержены влиянию многих внешних условий, правильный выбор форм организации учебно-воспитательного процесса может сыграть здесь решающую роль. Педагоги, ставящие своей целью развитие творческих способностей обучаемых, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, педагог может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны преподавателя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствуют свободному проявлению дивергентного мышления. Социальное подкрепление проявлений креативности.

2. Обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами.

3. Стимулирование любознательности обучаемого. Предоставление ему возможности задавать вопросы. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Личный пример педагога в использовании творческого подхода к решению проблем. Наличие других позитивных образцов креативности. Создание условий для подражания творческому поведению.

2.3 Образовательная среда

Нерегламентированность обеспечивается: широким внедрением элементов дистанционного и открытого образования, базирующегося на ИТО; предоставлением обучаемым возможности работы по индивидуальному плану благодаря широкой поддержке самостоятельной работы электронными ресурсами; свободным, нерегламентированным, асинхронным общением с педагогами посредством современных коммуникационных технологий (электронная почта, электронная конференция).

Потенциальная многовариантность является обязательной характеристикой информационной образовательной среды современного учебного заведения. Многовариантность достигается в содержательном плане: медиатеки, электронные библиотеки, сеть Internet предоставляют обучаемым не один-два учебника, а множество материалов, содержащих различные точки зрения на существо изучаемой проблемы. Образцы креативной деятельности и ее результаты доступны благодаря информационной образовательной среде учебного заведения и глобальной сети Internet. Это материалы электронных конференций, виртуальных семинаров и форумов, периодические научные электронные издания, персональные Web-страницы ведущих ученых и Web-сайты научных центров. Широкую популярность приобретают дистанционные олимпиады, конкурсы, виртуальные научно-исследовательские лаборатории. Во многих случаях можно ознакомиться не столько со структурой такой лаборатории или научного центра, но и проследить динамику их работы, отраженную в периодических отчетах и описаниях полученных результатов. В практику формирования сайтов учебных заведений входит и публикация лучших работ учащихся (сочинений, эссе, рефератов, курсовых и дипломных).

2.4 Подходы к стимулированию и развитию творческой активности

Рассмотрим, что же дают информационные и коммуникационные технологии для развития к стимулированию и продолжению творческой активности.

1. Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размещены на Web-сайте учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные и др.) не только в вузах, но и во многих школах, гимназиях, лицеях появляются электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта – через локальную сеть.

2. ИТО расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров.

2.5 Развитие качеств, характеризующих дивергентное мышление

Помимо создания специальной образовательной среды, способствующей формированию креативности, ИТО позволяют оказывать прямое и косвенное воздействие на развитие качеств, характеризующих дивергентное мышление. Рассмотрим, какие виды программного обеспечения ИТО наиболее эффективно выявляют, формируют, развивают, тренируют быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления.

Быстрота. Способность к продуцированию большого количества разнообразных идей, решений какой-либо проблемы может быть развита с помощью ИТО в разных аспектах. Непосредственное воздействие на формирование этого качества естественным образом оказывают всевозможные программы: обучающие и тренировочные, для проведения деловых игр с контролем времени. Конечно говорить о развитии быстроты именно дивергентного мышления можно только в тех случаях, когда эти программы основаны на нелинейных алгоритмах и при повторном использовании предлагают обучаемому все новые и новые ситуации, а также используют объемный банк разноуровневых заданий, адаптируясь под конкретного обучаемого. Также прямое воздействие на развитие быстроты мышления оказывают мозговые штурмы, сам принцип которых и состоит в выдвижении множества различных идей за ограниченное время. Работа с системами для поиска информации и гипертекстовыми системами (энциклопедии, словари, учебники) влияет на формирование быстроты мышления даже косвенным образом, поскольку эффективность их использования напрямую связана с разработкой многовариантной схемы поиска. Поэтому педагогу желательно разрабатывать не прямые задания для поиска информации (например, по определенному набору ключевых слов) за ограниченное время, а формулировать их обобщенно, оставляя за обучаемыми выработку различных вариантов поиска.

Гибкость. Очень многие обучающие и моделирующие программы построены по принципу конструктора, предлагающего обучаемому специальную среду, в которой можно развивать гибкость мышления, строя из заданного набора элементов модели процессов – технологических, экономических, политических, физических, химических и т.д. Но, по сути дела, в любой продуктивной работе за компьютером есть потенциальные возможности развития гибкости мышления – все инструменты и принцип их действия заранее очень четко определены. И развитие творческого мышления здесь зависит от того, какие задачи поставлены перед обучаемым. Главное правило формулируется очень просто: при четкой конкретизации инструментов исполнения требования к конечному продукту деятельности обучаемого должны носить самый общий характер, оставляя простор для самовыражения. А.В. Хуторской определяет, соответственно, открытые задания, фиксирующие только структуру их решения или отдельные элементы. Дополнительное использование таких заданий в сочетании с программными средствами создает соревновательный момент: как при ограниченных возможностях получить наиболее интересный результат. Обучаемым могут быть предложены задания от простейших, носящих учебный характер, до исследовательских проектов:

- текстовые, графические редакторы - создание вариантов оформления логотипов, рекламных буклетов, Web-страниц и т.д., в которых используются заранее определенные элементы;

- электронные таблицы - обоснованный выбор диаграммы, оптимальным образом иллюстрирующей решение некоторой задачи среди множества возможных диаграмм; исследование задач с параметрами, определяющими на основании единой модели множество разнообразных решений;

Оригинальность. Формирование способностей, позволяющих обучаемому улавливать неочевидные ассоциации, продуцировать нестандартные идеи и решения проблем, по всей вероятности, является одной из актуальнейших и в то же время сложнейших педагогических задач. Объективно подобное раскрепощение мышления может стать возможным благодаря комплексным свойствам информационной образовательной среды, позволяющей обучаемому совместно с педагогам проектировать индивидуальную образовательную траекторию, подбирая наиболее подходящий график обучения, информационные ресурсы, наконец, методы обучения. Субъективно же очень большую роль здесь играет возможность самовыражения для каждого, когда педагог и другие обучаемые не делают скоропалительных выводов и необоснованных суждений, предоставляя вероятность проявления инициативы.

Точность. Относимое к категории характеристик дивергентного мышления, это качество можно считать достаточно универсальным, поскольку оно бывает присуще и людям, не отличающимся творческими способностями. В то же время творческую познавательную деятельность без стремления к завершенности результата следует скорее считать имитацией творчества. Наиболее эффективным средством, стимулирующим обучаемых к совершенствованию продукта творчества, являются разнообразные формы коллективного сотрудничества и, конечно же, обнародование достигнутых результатов. Информационная образовательная среда учебного заведения позволяет объединить усилия для выполнения совместных телекоммуникационных проектов, в которых каждый участник несет ответственность за качество итогового результата.

Творчество - это удел человека. Современные технологии могут помочь в развитии соответствующих способностей и сделать эффективнее многие этапы творческого процесса, позволяя добиваться все более и более совершенных результатов.

Таким образом, можно говорить о том, что в современной информационной среде есть некие катализаторы творческого процесса, но они проявляют себя в том случае, если и педагог ставит перед обучаемым творческие задачи.

В процессе обучения с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Деятельность по разработке базы данных и дальнейшее исследование размещённой в ней информации, создаёт условия для самостоятельного творческого всестороннего усвоения учебного материала в определённой предметной области и способствует развитию мышления школьников.

Расширение разнообразия программных средств (моделирующие программы, поисковые системы и т.д.) с акцентом на развитие творческого мышления: задания эвристического характера, творческие задания, вопросы, не предполагающие однозначный ответ и т.д.

Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор, развивается познавательная деятельность.

Перед учеником открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Интеграция всех этих сред в единый сложный продукт, превращает обучение в процесс творческого обучающего проектирования.

Информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С. - М., 1999.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

Со стремительным развитием устройств и компьютерной техники информационные технологии вышли на новый уровень.

Они смогли повлиять на ускорение процесса глобализации, который сближает людей по всему миру и способствует обеспечению равных возможностей для каждого человека.

Сегодня сложно представить себе жизнь без информационных технологий, ведь они используются без преувеличения в любой сфере жизнедеятельности.

Особенно знаковым стало развитие ИТ для образования, ведь новые технологии смогли предоставить абсолютному большинству населения планеты возможность бесплатного и удобного обучению из любой точки мира, а также доступ к свободной и всеобъемлющей информации и обмену ею.

Что такое информационные технологии

Информационными технологиями называют процессы создания, передачи, хранения и восприятия информации, а также способы и методы реализации данных процессов.

Что такое ИТ

Сейчас уже невозможно представить жизнь без информационных технологий

Большинство людей ассоциируют понятие информационных технологий с компьютерными технологиями, на что есть веская причина: с появлением компьютерных технологий ИТ стали развиваться гораздо быстрее и стремительнее.

Концепция информационных технологий уже стала синонимом понятий компьютер и компьютерная сеть.

Тем не менее лишь компьютерами ограничить использование концепции ИТ нельзя.

Что такое средства информационных технологий

Средствами информационных технологий являются все средства деятельности человека, используемые для осуществления процессов производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества.

Простыми словами, это все те разновидности компьютерной техники, которые нужны человеку для поиска и передачи информации.

С их помощью эти задачи можно осуществлять гораздо проще и быстрее.

Средства информационных технологий условно делят на три разных подвида:

  • организационные – инженерно-техническое, проектное и копировальное оборудование;
  • коммуникационные – близкая каждому техника в виде телефонов, планшетов, плееров, радио, компьютеров, факсов и многие другие;
  • вычислительные – автоматизированные средства обработки данных и информации.

Чаще всего среднестатистический человек использует средства, входящие во вторую категорию, поэтому в статье под информационными технологиями имеются в виду именно коммуникационные информационные технологии.

Применение информационных технологий в образовании: почему необходимо

Применение информационных технологий в образовании на сегодняшний день необходимо каждому без исключения вовлеченному или просто соприкасающемуся с образовательным процессом человеку.

Это касается учеников, их родителей, преподавателей и всего рабочего состава любого образовательного учреждения.

ИТ в образовании

Применение ИТ в образовании повышает уровень организации образовательного процесса

Вот лишь некоторые возможные преимущества применения информационных технологий, которые способствуют большему удобству и доступности учебного и рабочего процесса, а также более эффективной их организации:

  • электронные материалы онлайн;
  • возможность быстрого доступа к образовательной информации;
  • программированное обучение;
  • дистанционное обучение;
  • электронные базы, содержащие оценки, расписание, напоминания;
  • доступ родителей к оценкам ребенка и возможность регулярного контроля;
  • возможность проведения разных видов контрольных работ для учеников и студентов;
  • возможность проведения психолого-педагогических тестирований для преподавателей;
  • возможность финансовых расчетов;
  • равный доступ всех к информации и информационным ресурсам;
  • возможность быстро и своевременно оповещать всех учеников и работников образовательных учреждений о важных новостях и чрезвычайных событиях;
  • использование экспертных управляющих систем;
  • концентрация всей необходимой информации об учреждении в одной базе данных.

Использование информационных технологий качественно повышает уровень организации образовательного процесса.

Особенно ощутимую пользу применение их приносит главным участникам данного процесса – преподавателям и учащимся.

Польза ИТ для преподавателя

Преподаватель может прибегнуть к использованию информационных технологий в большом количестве самых разных случаев.

Более того, делать это не только можно, но и нужно, ведь есть риск того, что с дальнейшим развитием технологий и искусственного интеллекта, учителя как таковые больше не будут нужны.

Их могут заменить роботы или простые уроки онлайн без участия людей или человекоподобных машин, профессия же преподавателя может и вовсе исчезнуть.

Пока что до этого еще относительно далеко, но каждому учителю, который стремится идти в ногу со временем, стоит использовать информационные технологии в образовательном процессе, чтобы заинтересовать учеников, обеспечить им доступ к полной, открытой информации и в перспективе сделать их конкурентоспособными на рынке труда.

Польза ИТ для преподавателя

Преподаватель может научить своих учеников некоторым секретам поиска в Интернете

Для начала научите своих подопечных элементарным правилам работы в Интернете и использования поисковых систем.

Это звучит довольно просто, но на самом деле большинство пользователей Google, Yandex, Rambler и других систем не знают простых правил их использования и дополнительных функций.

Стоит рассказать по крайней мере о том, что:

  • для поиска точных совпадений с фразой, которую вы вводите в поисковую строку, ее нужно взять в кавычки;
  • для исключения из результатов поиска какого-либо слова или словосочетания в поисковую строку нужно ввести эти слова, предварительно поставив “-” (например, поиск “лучшие университеты мира -гарвард” предложит вам различные высшие учебные заведения высокого уровня, исключив из списка американский Гарвард);
  • для поиска цитаты, несколько слов которой вылетели из головы, нужно ввести текст, который помните, а на месте пробела в памяти поставить в поисковой строке звездочку;
  • верхний регистр и знаки препинания при использовании поисковых систем можно не использовать;
  • стоит обращать внимание на то, что первые несколько результатов поиска обычно рекламные, хотя релевантные по вашему запросу – возле них обычно стоят характерные значки.

Затем можно дать ученикам задание найти какие-то определенные факты, касающиеся темы занятия.

Лучше ограничивать их во времени или давать это задание по принципу добавления балла или двух первому, кто найдет нужную информацию.

Это стимулирует учеников к работе и поддерживает дух здоровой конкуренции.

Для проверки того, насколько хорошо ученики усваивают материал, данный им на уроках, можно также использовать интересные методы, связанные с информационными технологиями.

Например, полезно будет задать им подытожить урок в формате твита.

В пределах социальной сети Twitter действует ограничение в 140 символов, поэтому ученикам придется выбрать лишь наиболее важные вещи, которые они запомнили, и записать их.

Для таких же целей можно использовать и гугл-формы.

Такой метод можно использовать как для оценивания учеников, так и для личных целей учителя, ведь ему он поможет саморазвиваться, регулировать количество информации в зависимости от того, насколько быстро ученики способны ее воспринимать, и улучшить качество занятий.

Учеба и Интернет

Сейчас возможно полноценно учиться онлайн

Для изучения большинства предметов в Интернете существует множество сайтов, предлагающих обучение в интерактивной форме. Многие из них бесплатные.

Например, для уроков географии хорошо подойдут сайты, которые помогают запоминать расположение стран на карте Европы и мира, их столиц и флагов.

Многие музеи по всему миру сегодня предлагают виртуальные онлайн-туры, которые также помогут в изучении естественных наук.

Для уроков по иностранным языкам можно использовать сайты, на которых нужно сначала запоминать слово, сопровождающееся иллюстрирующей его картинкой, а затем соединить только выученные слова с их русскоязычными аналогами.

Используйте онлайн-журнал для выставления оценок.

Так будет удобнее и ученикам, ведь им не придется каждый раз спрашивать вас о полученных баллах, и родителям, которые постоянно смогут быть в курсе успехов ребенка, и самому преподавателю, ведь это избавит его от образования толпы учеников, желающих увидеть оценки, после каждого урока.

Такой электронный журнал лучше всего обновлять каждый день. Кроме оценок, подобные онлайн-платформы могут стать удобным напоминанием о грядущих самостоятельных, контрольных или экзаменах.

Используйте дополнительные материалы. Это могут быть презентации, аудио- и видеоматериалы, применение интерактивной доски.

Чтобы поддерживать интерес и внимание учеников, полезно время от времени разбавлять поток информации, создаваемый вами, другими видами подачи информации.

Польза ИТ для учащегося

Учащимся информационные технологии открывают целый мир возможностей и способов учиться как, где, когда, сколько, с кем и чему они только захотят.

Причем обучение с помощью информационных технологий может быть как дополнением к знаниям, полученным в школе или университете, так и самостоятельным способом получения образования.

Некоторые университеты сегодня предлагают программы, которые позволяют не только обогащаться знаниями онлайн, но и даже получить официальный диплом, ничем не хуже полученного вами при обычном посещении университета.

Польза ИТ для учащегося

В Сети можно найти любую информацию за считанные секунды

Самое первое и очевидное преимущество использования информационных технологий состоит в доступности электронных источников.

Сейчас в сети можно найти что угодно за считанные секунды, что значительно облегчает поиск информации и подготовку к занятиям.

Кроме того, многие студенты сегодня переходят на “конспектирование” университетских лекций в электронном формате.

При должной скорости печати с помощью такого метода можно успеть записать больше информации и избежать проблем с неразборчивым почерком или путаницей между страницами конспекта лекций.

Преимуществом является и то, что при таком методе при подготовке к занятиям или экзаменам уйдет гораздо меньше времени, ведь для поиска конкретной информации можно сделать ключевой поиск по тексту документа вместо того, чтобы пролистывать десятки страниц конспекта.

Кроме того, таким электронным конспектом можно легко поделиться с одногруппниками или курсами помладше.

При работе над групповыми заданиями в школе или университете без информационных технологий обойтись крайне сложно.

С помощью социальных сетей или почты на сегодняшний день осуществляется основная часть обмена информацией и обсуждения деталей выполнения таких заданий.

Тем не менее технологии пошли дальше. Сегодня с помощью, например, платформ от Google, можно создавать общий документ или презентацию в электронном облаке и делиться ими с другими людьми.

Для командной работы это особенно важно, ведь все люди, имеющие доступ к документу, могут редактировать его одновременно в режиме онлайн.

Это позволяет пропорционально разделить объем работы и контролировать работу всей команды день ото дня.

Не нужно после внесения каждой правки отправлять результат каждому участнику снова и снова.

Кроме того, в системе видно все измененные фрагменты и при надобности можно вернуться на несколько шагов назад.

С помощью социальных сетей, таких как как Facebook, Вконтакте, Twitter, Linkedln и других сегодня создают множество массовых опросов, находят экспертов в тех или иных сферах.

Некоторые высшие учебные заведения используют их, чтобы договориться о проведении для своих студентов лекций с самыми именитыми профессорами.

С развитием технологий такие лекции стали возможными даже в онлайн-режиме в случае если человек не может по определенным обстоятельствам приехать лично.

В таком случае студентам предоставляется возможность в той или иной социальной сети задать все интересующие и волнующие их вопросы, на которые лектор позже ответит.

Таким образом онлайн-лекция стает достойной альтернативой лекции вживую, ведь и качество переданной информации не страдает, и обратная связь между студентами и лектор обеспечивается на высшем уровне.

Популярностью сегодня пользуются уроки и обучающие видео онлайн.

Как студенты, так и другие люди, желающие приобрести знания в определенной сфере, записываются на курсы в Интернете. Они ничуть не хуже обычных.

Даже наоборот, поскольку многие курсы сегодня по карману далеко не всем, а онлайн можно бесплатно пройти курсы даже лучших университетов мира, таких как Гарвард, Кембридж, МИТ, Принстон, Стэнфорд, Йель, они постепенно станут самым популярным видом обучения.

Их можно найти в разных блогах, а также на таких платформах как YouTube, TED, Prometheus, EdEra, Edx, Khan Academy, Coursera.

Там есть все от тонкостей бисероплетения до формул ядерной физики.

Более того, большинство из них нацелены на широкую аудиторию, а потому материал объясняется простым и понятным каждому языком.

В этом видео вы узнаете много интересного о роли ИТ в современном мире:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: