Контроль исполнительных органов доклад

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Органы муниципального контроля – это органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, которые определяются уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Кроме того, уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом определяются (ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

– организационная структура органов муниципального контроля;
– полномочия, функции и порядок деятельности органов муниципального контроля;
– перечень должностных лиц органов муниципального контроля и их полномочий.

Основные требования для органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль:

1) Нормативные требования (ст.ст. 2, 6 Федерального закона № 294-ФЗ):

установление муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами порядка организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля);

разработка органами местного самоуправления административного регламент а осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности;

2) Организационные требования (ст. 6, 7 Федерального закона № 294-ФЗ):

– ведение перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

– подготовка ежегодных докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, а также об эффективности такого контроля. Доклады разрабатываются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 года № 215, и представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

3) Требования к организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актам и (ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ)

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

К основным мероприятиям , направленным на профилактику нарушени й обязательных требований относятся:

– осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством:

1. руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами .
2. проведения семинаров и конференций .
3. проведения разъяснительной работы в средствах массовой информаци и.
4. иными способами .

– выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований , требований, установленных муниципальными правовыми актами;

4) Требования к организации и проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ)

Органы муниципального контроля осуществляют мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Перечень мероприятий по контролю без взаимодействия установлен частью 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ. Возможность применения каждого из таких мероприятий зависит от осуществляемых видов муниципального контроля (надзора).

В частности, универсальным мероприятием является - наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5) Требования к организации и проведению плановых проверок (ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ):

– плановые проверки проводятся органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки на основании планов проверок, которые должны быть согласованы с органами прокуратуры и утверждены до 1 ноября , предшествующего году проведения плановых проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– при проведении плановой проверки порядком организации и проведения вид а муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования должностным лицом органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), разрабатываемых и утверждаемых органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.

6) Требования к организации и проведению внеплановых проверок (ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ):

– внеплановая проверка проводится органами муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке и в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ;

- основания для проведения внеплановой проверки установлены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, а также отдельными федеральными законами (см. часть 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации).

В соответствии с частью 10 статьи 30 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации.

2. Установить, что подготовка докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в пункте 1 настоящего постановления, начиная с докладов за 2021 год.

3. Установить, что реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных им организаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2041

Требования
к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации

1. Настоящий документ устанавливает требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - виды контроля), сведения о которых включены в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - единый реестр видов контроля), а также к подготовке сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации (далее соответственно - доклады о видах контроля, сводный доклад).

2. Доклады о видах федерального государственного контроля (надзора), содержащие сведения об организации и осуществлении видов контроля, подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за предыдущий год (далее - отчетный год):

а) для вида федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", публично-правовой компанией, государственным учреждением (далее - федеральные контрольные (надзорные) органы), - федеральным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого несколькими федеральными контрольными (надзорными) органами, - федеральным органом исполнительной власти, определенным положением о виде федерального государственного контроля (надзора), если федеральным законом предусмотрено определение положением о виде федерального контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на подготовку доклада (на основе сведений об организации и осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора), подготовленных указанными федеральными контрольными (надзорными) органами);

в) для вида федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, - федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по контролю за осуществлением вида федерального государственного контроля (надзора) или в определенных Правительством Российской Федерации случаях полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, на основе сведений об организации и осуществлении видов контроля, подготовленных:

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), или иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенными полномочиями по подготовке таких сведений положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), или иными органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по подготовке таких сведений положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Доклады о видах регионального государственного контроля (надзора) подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год:

а) для вида регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственным учреждением (далее - региональные контрольные (надзорные) органы), - региональным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида регионального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам местного самоуправления, - региональным контрольным (надзорным) органом на основе сведений об организации и осуществлении вида контроля, подготовленных органами местного самоуправления или иными органами местного самоуправления, наделенными такими полномочиями положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Доклады о видах муниципального контроля подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год:

а) для вида муниципального контроля, осуществляемого органом местного самоуправления, муниципальным учреждением (далее - муниципальные контрольные (надзорные) органы), - муниципальным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида муниципального контроля, осуществляемого региональным контрольным (надзорным) органом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, - региональным контрольным (надзорным) органом.

5. Доклад о виде регионального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, доклад о виде муниципального контроля в Российской Федерации подготавливаются федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, если это определено общими требованиями к организации и осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля.

6. В доклады о видах контроля, сводный доклад включаются сведения об организации и осуществлении видов контроля за отчетный год с учетом приложения, в том числе в отношении видов контроля, указанных в части 5 статьи 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. Сведения, включенные в доклады о видах контроля, сводный доклад, должны соответствовать сведениям, включенным в единый реестр видов контроля, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, информации, содержащейся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

8. При подготовке докладов о видах контроля, сводного доклада могут использоваться данные социологических и иных опросов организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в отношении которых контрольными (надзорными) органами проводятся профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляются специальные режимы государственного контроля (надзора), данные, размещенные в иных информационных системах, используемых контрольными (надзорными) органами при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

9. Сведения об организации и осуществлении видов контроля, доклады о видах контроля подписываются руководителями (заместителями руководителей) органов и учреждений, ответственных за их подготовку, и представляются в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система "Управление") с учетом методических рекомендаций, издаваемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Размещение сведений осуществляется в следующие сроки:

доклады о видах федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения о видах федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения об организации и осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о видах регионального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения об организации и осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о видах муниципального контроля, указанные в пункте 4 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о виде регионального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, доклады о виде муниципального контроля в Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящего документа, - до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Доклады о видах контроля подлежат размещению органами, осуществлявшими их подготовку, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством информационной системы "Управление".

10. Сводный доклад за отчетный год подготавливается Министерством экономического развития Российской Федерации на основании докладов о видах контроля, а также на основе данных федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и включает в том числе информацию об основных тенденциях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации за отчетный год, осуществлении наиболее массовых видов контроля (надзора), а также выводы и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности.

11. Сводный доклад направляется Министерством экономического развития Российской Федерации до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в информационной системе "Управление", до 15 июля года, следующего за отчетным годом.

12. Доклады о видах контроля являются открытыми и общедоступными. Сведения, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, включению в такие доклады не подлежат.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к требованиям к подготовке
докладов о видах государственного
контроля (надзора), муниципального
контроля и сводного доклада о
государственном контроле (надзоре),
муниципальном контроле в
Российской Федерации

Базовый перечень
сведений, включаемых в доклад о виде государственного контроля (надзора), виде муниципального контроля

1. Общие сведения о виде государственного контроля (надзора), виде муниципального контроля (далее - вид контроля), включая сведения:

а) о нормативно-правовом регулировании вида контроля;

б) о предмете вида контроля;

в) об объектах вида контроля и организации их учета;

г) о ключевых показателях вида контроля и их целевых (плановых) значениях.

2. Сведения об организации вида контроля, включая сведения:

а) о системе оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) о контрольных (надзорных) органах, осуществляющих вид контроля, их финансовом, материальном и кадровом обеспечении;

в) об информационных системах, применяемых при осуществлении вида контроля;

г) о межведомственном взаимодействии при осуществлении вида контроля;

д) об организации досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Сведения о профилактике рисков причинения вреда (ущерба), включая сведения:

а) о программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и системе профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) (далее - профилактические мероприятия);

б) о проведении информирования и иных видов профилактических мероприятий;

в) о применении независимой оценки соблюдения обязательных требований.

4. Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях и специальных режимах государственного контроля (надзора), включая сведения:

а) о системе контрольных (надзорных) мероприятий, основаниях их проведения, о контрольных (надзорных) действиях;

б) о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и действий;

в) об осуществлении специальных режимов государственного контроля (надзора).

5. Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора):

а) о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;

б) о решениях контрольных (надзорных) органов;

в) об исполнении решений контрольных (надзорных) органов;

г) о результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

д) о реализации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

6. Сведения об индикативных показателях вида контроля.

7. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

8. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.

С 1 июля 2021 г. устанавливаются требования к подготовке докладов о видах госконтроля (надзора), муниципального контроля и соответствующего сводного доклада. Они будут применяться начиная с докладов за 2021 г.

Основа - реестр видов федерального госконтроля (надзора), регионального госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Доклады должны соответствовать сведениям, включенным в указанный реестр, а также реестр контрольных (надзорных) мероприятий и информации, содержащейся в форме федерального статнаблюдения об осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Приведен базовый перечень сведений, включаемых в доклад. Представляются доклады через ГАИС "Управление". Указаны сроки по видам докладов.

Сводный доклад формирует Минэкономразвития.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации"

Понятие

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ

КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ

ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности

Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.

Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.

Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.

В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.

Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Контроль, являясь одной из основных функций управленчес­кой деятельности, проявляется в различных формах в процессе реализации исполнительной власти ее субъектами. При этом осо­бенности контроля зависят от характера компетенции того или иного исполнительного органа и ее масштабности.

С этих позиций можно выделить контроль органов общей, меж­отраслевой и отраслевой компетенции. В первом случае имеется в виду распространение контрольных функций и соответствующих им полномочий на всю систему исполнительной власти (на уровне РФ или ее субъектов). В иных вариантах контрольные полномочия ограничиваются рамками порученной данному органу сферы дея­тельности. Соответственно возможно выделение ведомственного и надведомственного контроля. В основе различия между ними по­ложен фактор непосредственной подчиненности (подведомствен­ности) либо ее отсутствия.

Подведомственный контроль (иногда его называют вневедом­ственным) осуществляется в отношении таких органов, предпри­ятий и учреждений, которые организационно (ведомственно) не подчинены контролирующему органу. Как правило, контрольны­ми полномочиями такого рода наделяются исполнительные орга­ны с межотраслевой компетенцией (чаще всего – государственные комитеты). Они вправе контролировать работу по вопросам своей компетенции других исполнительных органов, а также предпри­ятий и учреждений независимо от их ведомственной подчиненнос­ти (принадлежности) и формы собственности. Например, государ­ственный контроль за соблюдением финансово-бюджетной дис­циплины со стороны Министерства финансов РФ.

Следует учитывать, что такое разграничение вариантов кон­трольной деятельности во многом условно. Объясняется это тем, что в настоящее время для всех органов исполнительной власти характерно осуществление контрольных функций как ведомст­венного, так и надведомственного характера. Например, Минис­терство здравоохранения РФ контролирует деятельность подве­домственных предприятий и учреждений, а также осуществляет надведомственный контроль по вопросам соблюдения санитарно-противоэпидемических правил.

Контрольные функции и полномочия Правительства РФ наи­более полно выражают сущность общего контроля. Как высшее звено системы исполнительной власти в стране, оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции, феде­ральных законов, указов Президента и осуществляет системати­ческий контроль за их исполнением федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодатель­ства (ст. 4 Закона о нем). В числе общих полномочий Правительст­ва – обеспечение единства системы исполнительной власти, на­правление и контроль деятельности ее органов. В качестве одного из частных проявлений его контрольных полномочий можно на­звать государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурно­го сотрудничества.

Правительство РФ обеспечивает исполнение своих постановле­ний и распоряжений, а также соблюдение федеральными органа­ми исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между названными органами; вносит пред­ложения Президенту РФ о приостановлении действия актов орга­нов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоре­чия федеральным законам или нарушения прав и свобод граждан.

При этом Правительство руководствуется положениями ст. 76 Конституции РФ, в соответствии с которыми правовые акты субъ­ектов РФ, включая и акты их органов исполнительной власти, не могут противоречить не только федеральным законам, но и актам федеральных органов исполнительной власти. При противоречии действует правовой акт федерального значения.

Необходимость правительственного контроля вытекает также из того, что ст. 114 Конституции РФ возлагает на Правительство обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению оборо­ны, государственной безопасности, внешней политики; осущест­вление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ­ностью. Осуществляя данные и другие полномочия, Правительст­во вправе отменять или приостанавливать правовые акты федеральных органов исполнительной власти; заслушивать на заседа­ниях либо на заседаниях своего Президиума отчетные доклады руководителей федеральных органов исполнительной власти; от­менять правовые акты органов исполнительной власти территори­альных субъектов РФ (края, области и т.п.). В меньшей степени такие полномочия могут быть адресованы исполнительным орга­нам субъектов РФ, построенным по национальному признаку (республики) – Правительство не может отменить их.

В субъектах РФ контрольные функции и полномочия общего характера осуществляют органы исполнительной власти общей компетенции. Это либо аппарат президентов республик или иных по наименованию глав исполнительной власти, либо администра­ции, представленные губернаторами, правительствами, мэриями и т.п. Они контролируют деятельность как подведомственных им органов отраслевой и межотраслевой компетенции, так и предпри­ятий, учреждений федерального подчинения, действующих на их территории.

Контроль отраслевых и межотраслевых федеральных органов исполнительной власти. Его организационно-правовые формы многообразны. Главное заключается в том, что государственно-уп­равленческая деятельность, находящая свое выражение в осу­ществлении непосредственного управления или государственного регулирования, непременно связана с контролем или надзором.

Аналогичная картина наблюдается в системе исполнительной власти на уровне субъектов РФ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 декабря 2020 года N 2041

2. Установить, что подготовка докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в пункте 1 настоящего постановления, начиная с докладов за 2021 год.

3. Установить, что реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных им организаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 года N 2041

Требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации

1. Настоящий документ устанавливает требования к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - виды контроля), сведения о которых включены в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - единый реестр видов контроля), а также к подготовке сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации (далее соответственно - доклады о видах контроля, сводный доклад).

2. Доклады о видах федерального государственного контроля (надзора), содержащие сведения об организации и осуществлении видов контроля, подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за предыдущий год (далее - отчетный год):

а) для вида федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", публично-правовой компанией, государственным учреждением (далее - федеральные контрольные (надзорные) органы), - федеральным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида федерального государственного контроля (надзора), осуществляемого несколькими федеральными контрольными (надзорными) органами, - федеральным органом исполнительной власти, определенным положением о виде федерального государственного контроля (надзора), если федеральным законом предусмотрено определение положением о виде федерального контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на подготовку доклада (на основе сведений об организации и осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора), подготовленных указанными федеральными контрольными (надзорными) органами);

в) для вида федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, - федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по контролю за осуществлением вида федерального государственного контроля (надзора) или в определенных Правительством Российской Федерации случаях полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, на основе сведений об организации и осуществлении видов контроля, подготовленных:

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), или иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенными полномочиями по подготовке таких сведений положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), или иными органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по подготовке таких сведений положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Доклады о видах регионального государственного контроля (надзора) подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год:

а) для вида регионального государственного контроля (надзора), осуществляемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, государственным учреждением (далее - региональные контрольные (надзорные) органы), - региональным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида регионального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам местного самоуправления, - региональным контрольным (надзорным) органом на основе сведений об организации и осуществлении вида контроля, подготовленных органами местного самоуправления или иными органами местного самоуправления, наделенными такими полномочиями положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Доклады о видах муниципального контроля подготавливаются ежегодно по итогам их осуществления за отчетный год:

а) для вида муниципального контроля, осуществляемого органом местного самоуправления, муниципальным учреждением (далее - муниципальные контрольные (надзорные) органы), - муниципальным контрольным (надзорным) органом;

б) для вида муниципального контроля, осуществляемого региональным контрольным (надзорным) органом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, - региональным контрольным (надзорным) органом.

5. Доклад о виде регионального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, доклад о виде муниципального контроля в Российской Федерации подготавливаются федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, если это определено общими требованиями к организации и осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля.

6. В доклады о видах контроля, сводный доклад включаются сведения об организации и осуществлении видов контроля за отчетный год с учетом приложения, в том числе в отношении видов контроля, указанных в части 5 статьи 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. Сведения, включенные в доклады о видах контроля, сводный доклад, должны соответствовать сведениям, включенным в единый реестр видов контроля, единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, информации, содержащейся в форме федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

8. При подготовке докладов о видах контроля, сводного доклада могут использоваться данные социологических и иных опросов организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в отношении которых контрольными (надзорными) органами проводятся профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляются специальные режимы государственного контроля (надзора), данные, размещенные в иных информационных системах, используемых контрольными (надзорными) органами при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

9. Сведения об организации и осуществлении видов контроля, доклады о видах контроля подписываются руководителями (заместителями руководителей) органов и учреждений, ответственных за их подготовку, и представляются в электронной форме посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система "Управление") с учетом методических рекомендаций, издаваемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Размещение сведений осуществляется в следующие сроки:

доклады о видах федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения о видах федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения об организации и осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о видах регионального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

сведения об организации и осуществлении вида регионального государственного контроля (надзора), указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа, - до 1 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о видах муниципального контроля, указанные в пункте 4 настоящего документа, - до 15 марта года, следующего за отчетным годом;

доклады о виде регионального государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, доклады о виде муниципального контроля в Российской Федерации в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящего документа, - до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Доклады о видах контроля подлежат размещению органами, осуществлявшими их подготовку, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством информационной системы "Управление".

10. Сводный доклад за отчетный год подготавливается Министерством экономического развития Российской Федерации на основании докладов о видах контроля, а также на основе данных федерального статистического наблюдения об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и включает в том числе информацию об основных тенденциях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации за отчетный год, осуществлении наиболее массовых видов контроля (надзора), а также выводы и предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования контрольной (надзорной) деятельности.

11. Сводный доклад направляется Министерством экономического развития Российской Федерации до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в Правительство Российской Федерации, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в информационной системе "Управление", до 15 июля года, следующего за отчетным годом.

12. Доклады о видах контроля являются открытыми и общедоступными. Сведения, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, включению в такие доклады не подлежат.

Приложение
к требованиям к подготовке
докладов о видах государственного
контроля (надзора), муниципального
контроля и сводного доклада
о государственном контроле
(надзоре), муниципальном контроле
в Российской Федерации

Базовый перечень сведений, включаемых в доклад о виде государственного контроля (надзора), виде муниципального контроля

1. Общие сведения о виде государственного контроля (надзора), виде муниципального контроля (далее - вид контроля), включая сведения:

а) о нормативно-правовом регулировании вида контроля;

б) о предмете вида контроля;

в) об объектах вида контроля и организации их учета;

г) о ключевых показателях вида контроля и их целевых (плановых) значениях.

2. Сведения об организации вида контроля, включая сведения:

а) о системе оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) о контрольных (надзорных) органах, осуществляющих вид контроля, их финансовом, материальном и кадровом обеспечении;

в) об информационных системах, применяемых при осуществлении вида контроля;

г) о межведомственном взаимодействии при осуществлении вида контроля;

д) об организации досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Сведения о профилактике рисков причинения вреда (ущерба), включая сведения:

а) о программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) и системе профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) (далее - профилактические мероприятия);

б) о проведении информирования и иных видов профилактических мероприятий;

в) о применении независимой оценки соблюдения обязательных требований.

4. Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях и специальных режимах государственного контроля (надзора), включая сведения:

а) о системе контрольных (надзорных) мероприятий, основаниях их проведения, о контрольных (надзорных) действиях;

б) о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и действий;

в) об осуществлении специальных режимов государственного контроля (надзора).

5. Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления специальных режимов государственного контроля (надзора):

а) о результатах контрольных (надзорных) мероприятий;

б) о решениях контрольных (надзорных) органов;

в) об исполнении решений контрольных (надзорных) органов;

г) о результатах досудебного и судебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

д) о реализации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

6. Сведения об индикативных показателях вида контроля.

7. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

8. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.

Читайте также: