Значение проектно исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024


Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых:

- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

- формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации.

Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века, т. к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Деятельностный подход — это обучение, реализующее принцип деятельности, метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно — деятельностный подход к воспитанию и обучению, является метод проектов, который практически вбирает в себя элементы многих других современных технологий, например, обучение в сотрудничестве, проблемный метод обучения и др.

Метод проектов — это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь применять их на практике.

В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или социально значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике, альбом, рекламный проспект, выпуск газеты и пр.).

Хочется отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу учащегося, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

Работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам, как:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);

- формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);

- формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);

- организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления учащегося;

- мотивация детей на получение знаний;

- включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

- развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

К важным положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

1) повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора;

2) развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата;

3) формирование чувства ответственности происходит подсознательно — учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

Основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование влияния антропогенной нагрузки на экосистему леса/пруда, изучение проблемы утилизации полимерных бытовых отходов, изучение вопросов энергоэффективности с последующей разработкой конкретных мер по экономии энергоресурсов и т. д.)

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данной экосистемы, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, проект закона об охране лесов в разных местностях, видеоклип и т. д.)

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Таким образом, грамотно организованная проектная деятельность обучающихся позволит реализовать главную цель современного образования — научить детей учиться.

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2013 г. — 175 с.

2. Мяташ Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Серия: Высшее профессиональное образование. М: Академия, 2014 г. — 160 с.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении для учителей и студентов педагогических вузов. Серия: Методическая библиотека.- М: АРКТИ, 2011 г. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, учащийся, готовый вид, достижение цели, знание, материальный продукт, метод обучения, обучение, обучение деятельности, Принцип деятельности, умение, учебная деятельность, формирование умения, формирование учащимися.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной.

Формирование исследовательских умений обучающихся как.

Таким образом, формирование исследовательских умений студентов как одного из условий успешной подготовки будущих специалистов является

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на

Можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской.

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Annotation. The article is devoted to the training of students of design activity in technology lessons. Features of training is project-oriented focus of the students in the choice of their profession.

Проектная деятельность как необходимый компонент.

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата

Основная цель проектной деятельности:

- сформировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

Задача педагога — координировать работу школьников для решения указанной воспитательной или учебной проблемы.

Задача проектной деятельности — создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

Историческая справка

Большинство исследователей полагают, что основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи. Он выдвинул идею, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни.

Последователем взглядов Д.Дьюи был В.Х. Килпатрик, который, по сути, и ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся.

Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века. Их выдвинул С.Т. Шацкий в 1905 году.

После революции метод проектов внедрялся в школьную программу под личным наблюдением Н.К. Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания.

В современных исследованиях проектная деятельность учащихся в школе рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.

Задачи проектной деятельности в начальной школе, ориентированные на развитие личности:

  • Развить познавательные способности детей.
  • Развить у детей творческое воображение.
  • Обеспечить здоровье учеников и их психологическое благополучие.
  • Развить у детей творческое и логическое мышление.
  • Развить у учеников коммуникативные навыки.

Проектная деятельность в развитии умений и навыков:

  • Развивает умение точно выражать свои мысли;
  • Умение выразить свою точку зрения;
  • Развивает у детей умение слушать и договариваться друг с другом в процессе работы над проектом;
  • Ставить цели и добиваться ее;
  • Развивает умение адекватно оценивать результат своей работы;
  • Умение работать с информацией: сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку, выбирать самое важное и интересное.
  • Выгодно представлять результат своей работы;
  • Помогает научиться работе в Интернете.

Педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе:

  • В процессе работы над учебным проектом у детей появляется возможность для самореализации и применения накопленного опыта на практике.
  • Совместный проект учит детей общаться и сотрудничать.
  • Активное обучение создает сильную нагрузку на нервную систему, а проект способен ее снять.
  • Учебный проект побуждает ребенка к самосознанию, а также создает условия для внутренней активности личности.
  • Проектная деятельность в начальной школе позволяет вовлекать детей в творческий процесс.

Виды проектной деятельности в школе

Существует несколько классификаций проектирования деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С. Полат.

Проекты по методу или типу деятельности

1. Исследовательский проект
2. Творческий проект

Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

3. Ролево-игровой проект
4. Информационный проект
5. Предметно-ориентированный проект

Предметно-содержательная область проектов

Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

1. Монопроект

Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

Проектная деятельность в обучении математике младших школьников

2. Межпредметный проект

Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.

3. Надпредметный проект

Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

В зависимости от количества учеников, занимающихся заданием, выделяют: индивидуальные, групповые и парные проекты. Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой — является полноправным членом команды.

По продолжительности выделяют:

  • краткосрочные проекты;
  • среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
  • долгосрочные проекты (около 1 года).

Выбор темы проектной деятельности в школе

Важно, чтобы ребенок самостоятельно выбрал интересующую его тематику и определил, какие учебные дисциплины будут затронуты им в ходе исследований. В противном случае, пропадет желание ответственно подходить к выполнению задания и добиваться хороших результатов. Тема должна быть уникальной, необычной и простой, доступной для восприятия.

При выполнении первых проектов ребенку, безусловно, необходима помощь взрослых. Однако, он тоже должен вносить посильный вклад при выполнении этого задания. Желательно, сделать работу быстро, так как детям в этом возрасте сложно длительное время сосредотачивать свое внимание на чем-то одном.

Кроме того, если преподаватель знает, что именно интересно отдельно взятому ученику, то он может помочь ему определиться с темой, либо дать готовое задание. Но, лучше, если ребенок примет решение самостоятельно. Хотя, скорее всего, родителям придется взять на себя большую часть работы при создании проекта (например, если ребенок учиться в первом классе).

Для подбора интересных тем для проектной деятельности можно воспользоваться учебником, например, по природоведению. Просмотреть изучаемый материал и выбрать привлекательную для исследования область. В некоторых учебных пособиях темы проектов уже представлены, что немного облегчает задание. Возможно, ребенок захочет предложить направление, которое не затрагивается в процессе обучения (свободная тема). После утверждения учителем темы исследования, приступаем к разработке этапов.

Как сделать школьный проект

Хорошо было бы перед написанием школьного проекта сходить с детьми на экскурсию, на прогулки-наблюдения или же провести какие-нибудь социальные акции – это существенно облегчит процесс подготовки проекта в начальной школе. Если объем работы довольно большой, то заранее побеспокойтесь о литературе и других источниках информации, необходимых для выполнения школьного проекта.

Как уже было сказано, ученики младшей школы еще не способны к долгой деятельности без участия взрослых, им все еще необходима помощь в организации, мотивация, поддержка и нацеливание на следующий этап работы над проектом, поэтому проектная деятельность в начальной школе подразумевает участие и помощь учителя и родителей почти на каждом этапе проекта.

Любая исследовательская работа состоит из следующих этапов:

  • Постановка проблемы: ребенок выбирает тему проекта и конкретные вопросы, на которые будет отвечать его работа.
  • Планирование: ученик выделяет этапы работы над проектом, то есть выбирает удобное для работы время, форму, в которой будет представляться проект и так далее.
  • Поиск информации: ребенок собирает весь необходимый материал для исследовательской работы, то есть читает статьи, выбирая из них самое важное и интересное, картинки, подбирает видео.
  • Продукт работы: ученик собирает все результаты экспериментов и необходимую информацию и подводит итоги.
  • Презентация: ребенок оформляет результаты своей работы и защищает проект.

Оформление проекта

После того, как учащиеся подготовились и исследовали проблему можно приступать к оформлению результатов исследования, опираясь на заранее обсужденные правила. Результаты исследования можно представить в любом удобной докладчику форме – это могут быть презентации, доклады, выставки, альбомы, книжки-малышки и прочее. Именно данный этап показывает, в какой сфере талантлив тот или иной ученик.

Как правило, требования, выдвигаемые к представлению проекта, зависят от самой школы или даже от конкретного учителя. Правила оформления определяются в соответствии с возрастом самого ребенка. Например, ученику первого класса разрешается презентовать полученные результаты на листе формата А4 с использованием фотографий и рисунков. Специфика оформления проекта усложняется от младших классов к старшим.

Образец типичного оформления проектной деятельности в школе:

  • На первой странице указывается тема проекта, фамилия, имя, год сдачи, класс и школа автора работы. Также указываются данные руководителя, если таковой имеется.
  • Вторая страница содержит содержание и заголовок проекта.
  • Третья страница – начало описания самого проекта.
  • Введение – цель и задачи, краткая характеристика рассматриваемого вопроса, позиция автора по поводу поставленной проблемы.
  • Затем следует описание самого проекта, затронутой проблемы и путей её разрешения, исходя из собственной точки зрения или мнения других. Здесь уместно использование цитат и ссылок на других авторов.
  • В конце работы пишется заключение – предоставление полученных в ходе исследования выводов.

Презентация проекта

Самым важным этапом является презентация школьного проекта. Учащийся демонстрирует всем результаты проделанной исследовательской работы. Защита продукта работы должна быть интересной и запоминающейся для зрителей, как для взрослых, так и для детей. Во время защиты проекта роли должны быть четко распределены.

Во время презентации проекта ребенок должен продемонстрировать:

  • Понимание основной проблемы проекта;
  • Сформулированные учеником цели и задачи проекта;
  • Пути решения, предложенные ребенком;
  • Анализ успешности каждого решения;
  • Умение четко, грамотно и логично излагать мысли;
  • Умение анализировать собственную деятельность;
  • Самоанализ всей проведенной работы.

В завершение необходимо обсудить с детьми успехи и неудачи, проанализировать недостатки и поговорить о том, как сделать следующий школьный проект гораздо лучше. Конечно же, акцент нужно делать на положительных сторонах осуществления ребенком проектной деятельности, а также непременно нужно похвалить каждого ребенка за проделанную им работу, ведь именно это может повысить интерес к учебе. Работа над школьным проектом благоприятно скажется на познавательных способностях школьников, научит их самостоятельно находить нужную информацию, ну и, конечно, обрабатывать ее.

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учителя характеризует роль проектно-исследовательской деятельности обучающихся основной школы в свете требований ФГОС ООО. Паказана обоснованность выполнения учащимися с 5 класса индивидуального проекта. Даны рекомендации по организанции проектно-исследовательской работы каждым учителем предметником, работающим с учениками по ФГОС ООО.

Министерство образования и науки РФ

МОУ СОШ №1 муниципального района город Нея и Нейский район

Исследовательский проект

Организация

проектно-исследовательской

деятельности учащихся - один из способов

развития творческих способностей и

формирования УУД учащихся

Учитель истории и обществознания,

заместитель директора по УВР

История возникновения и развития метода учебных проектов

Осуществление проектно-исследовательской деятельности в МОУ СОШ №1

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Этим требованиям соответствует новый стандарт образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Основными требованиями ФГОС ООО являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

С одной стороны, курсы повышения квалификации в связи с требованиями ФГОС ООО позволяют педагогу организовать обучение в контексте системно-деятельностного подхода, но, с другой стороны, урок проектирует учитель, а ученик следует тому алгоритму, который задается извне.

Одной из таких методик является умение организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

Педагоги школы, в которой я работаю, по разному оценивают внедрение в учебный процесс учащихся основной школы элементов научной деятельности.

Столкнувшись с неординарной оценкой проектно-исследовательской деятельности учащихся педагогами, я поставила цель – выявить и обосновать необходимость организации проектно-исследовательской деятельности учащихся как средства развития их творческой активности и формирования универсальных учебных действий (далее УУД).

Для реализации цели я выдвинула следующие задачи:

- выяснить уровень теоретических знаний и заинтересованность проектно-исследовательской деятельностью у учащихся 7А класса, третий год обучающихся по ФГОС ООО (в рамках пилотного проекта школ Костромской области);

- проанализировать качество выполненных учащимися работ за два года обучения;

- обобщить опыт педагогов школы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- показать возможность успешности ученика, осознанно и заинтересованно осуществляющего исследовательский проект;

- выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся.

До начала сбора информации я выдвинула гипотезу о том, что организация проектно-исследовательской деятельности учащихся является одним из факторов успешности современного школьника, средством развития его творческой активности и формирования универсальных учебных действий.

Объект моего исследования – проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Предмет исследования – влияние проектно-исследовательской деятельности учащихся на формирование УУД.

Способы решения задач:

- изучение теоретического материала о влиянии проектно-исследовательской деятельности на мотивацию обучающихся;

- анкетирование учащихся с целью выяснения уровня заинтересованности в проектно-исследовательской деятельности;

- опрос педагогов, осуществляющих организацию проектно-исследовательской деятельности

Практическая значимость исследования – возможность применения опыта организации проектно-исследовательской деятельности в классах основной школы, переходящих с 2014-2015 учебного года на обучение по ФГОС ООО.

2.1.История возникновения и развития метода учебных проектов

- истинным и ценным является только то, что дает практический результат;

- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

- усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

- ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

- проблематизация учебного материала;

- познавательная активность ребенка;

- связь обучения с жизненным опытом ребенка;

- организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это - развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

Метод проектов использовался в России и в школьном и вузовском обучении в
20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т.
Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике.

В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.
Критически преобразованный метод проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации.
Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Историографию метода проектов можно проследить в работах П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М. Н. Крупенина, Л Э. Левина, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.

2.2. Осуществление проектно-исследовательской деятельности в МОУ СОШ №1

разработку Положения о проектно-исследовательской деятельности учащихся основной школы

разработку алгоритма индивидуального плана работы над проектом

разработку требований к письменному оформлению результатов работы

разработку оценочной карты проектанта.

Для успешной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся методическим советом школы была организована система занятий по обучению учителей, руководящих проектно-исследовательской деятельностью учащихся. Поскольку проектом учителя очень часто называют любую самостоятельную деятельность ученика, например, доклад, реферат, то пришлось провести теоретические занятия по умению определять проект от вышеназванных видов работ.

Учителям было дано разъяснение, что исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Исследовательская деятельность имеет большое сходство с проектом. Однако, в данном случае, исследование - это лишь этап проектной работы.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.

Определив цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования он определяет задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Далее разрабатывается план-график выполнения работы. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате- продукте проекта. Завершается проект презентацией созданного проектного продукта, способа решения проблемы, самопрезентацией компетентности автора проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, нахождением способов коммуникации, сделанными автором открытиями. На этапе презентации проектно-исследовательской работы необходимо научить ученика соблюдать регламент, владеть грамотной и выразительной речью, умением удержать интерес аудитории.

Каждый ученик получил лист алгоритма выполнения проектно-исследовательской работы, форму индивидуального плана проектно-исследовательской работы, требования к письменному оформлению работы и оформлению мультимедийных презентаций.

Алгоритм выполнения проекто-исследовательской работы

1. Выбор темы проектно-исследовательской работы, отражение актуальности выбранной темы.

2. Определение проблемы и ее формулирование.

(с одной стороны, всем известно (все знают), что………., но, с другой стороны, часто можно увидеть (в нашей жизни чаще всего происходит), что………..

3. Выделение объекта научной работы (то, на что направлено исследование) и предмета (что именно, конкретно, в объекте будет подвергнуто исследованию).

4. Постановка цели (чего хочет добиться учащийся по результатам разработки проблемы).

5. Выдвижение гипотезы исследования (то, что предполагает исследователь, опираясь на имеющиеся знания и личный социальный опыт)

6. Определение основных задач исследования (то, что нужно сделать, чтобы реализовать цель: изучить, описать, установить, выяснить, пронаблюдать, опросить, вывести формулу…).

7. Определение способов решения задач.

8. Проведение исследования.

9. Обработка полученных данных и информации.

10. Письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста (по определенным требованиям).

11. Представление к защите и защита работы. (Проект всегда должен быть оформлен в виде какого-либо нового продукта с элементами новизны, полезного для кого-то)

Индивидуальный план проектно-исследовательской работы

1. ФИО автора проекта _______________________________________________________

2. ФИО научного руководителя _______________________________________________

3. Предмет _________________________________________________________________

4. Тема ____________________________________________________________________

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускника, не только знающего школьную программу, но и мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Под проектной деятельностью коллектив школы понимает целенаправленно организованную научно-исследовательскую работу, проводимую творческими коллективами (учителей и учеников). В процессе такой работы происходит самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Её результатом является создание собственного интеллектуального продукта в современной электронной форме, предназначенного для активного применения в научно-познавательной практике сегодняшнего времени.
А для педагога проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и само презентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения - это то, что учащиеся, получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.

Проектно-исследовательская деятельность учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования, раскрывает личностные качества, повышает самооценку, мотивацию, интерес к учебной деятельности, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, развивает творческие способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать, делать выводы.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Цели проектной деятельности:
- Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;
- Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

Задачи проектной деятельности:
- Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;
- Вовлечение в творческое проектирование новых его членов;
- Расширение области тематического исследования в проектной деятельности;

-Совершенствование электронной формы проектов;
- Поиски новых направлений и форм творческого проектирования;
- Расширение границ практического использования проектных работ учащихся;
- Укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно -образовательной сфере;
- Активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.

Все проекты, создаваемые обучающимися,- это результат их собствен-ных поисков и новое достижение в образовательном процессе. Согласно ФГОС, обучающиеся, включенные в проектную деятельность, достигают следующих планируемых образовательных результатов:

· личностных – формирование основ личностного саморазвития, готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности;

· метапредметных – формирование умений ставить цели, реализо-вывать их, способность к сотрудничеству и информационной деятельности;

· предметных – овладение видами деятельности по получению но-вого знания в рамках учебного предмета.

Читайте также: