Значение игровой деятельности в доу

Обновлено: 28.06.2024

Игровая деятельность – это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым.

Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста и проблемы ее организации в ДОУ

Игровая деятельность оказывает большое влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Она способствует активизации жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его потребности в движении, личных интересах и социальных нужд.

Несмотря на то, что игровая деятельность является важной потребностью ребенка и имеет большое значение в его развитии, перед современными дошкольными учреждениями все чаще всё встает вопрос об усовершенствовании организации игровой деятельности. Некоторые детские сады, особенно сельские, не имеют возможности создать надлежащую игровую среду. В первую очередь это связано с проблемами их финансирования. Также одной из проблем организации игровой деятельности в ДОУ является недостаточное внимание к самодеятельным играм, оказывающим влияние на формирование у детей представлений об окружающем мире.

Достаточно часто, организуя игровую деятельность в ДОУ, воспитатели стремятся подчинить игру задачам воспитания, обучения или развития детей. Это лишь наносит вред, так как приводит к снижению мотивации у детей, которая является основой формирования учебной деятельности каждого дошкольника.

Еще одной из проблем организации игровой деятельности в ДОУ можно назвать то, что большинство молодых специалистов (воспитателей) упускают из виду то, что ребенок, особенно младшего дошкольного возраста, не владеет игровыми действиями в полной мере, его необходимо учить играть. В связи с чем, порой время, отведенное на игровую деятельность, используется воспитателями для проведения учебных занятий, подготовки к праздникам, утренникам и т. д.

Для того, чтобы устранить данные проблемы, в первую очередь необходимо, чтобы воспитатели ДОУ понимали и осознавали значимость игровой деятельности для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Следует заниматься организацией игровой деятельности целенаправленно, помнить о том, что игра как одна их специфических видов деятельности ребенка не однородна, и каждый из ее видов направлен на развитие той или иной стороны личности ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Условно все игры делятся на три основных вида:

  • Творческие игры – организованные по инициативе ребенка.
  • Дидактические и подвижные игры – организованные по инициативе взрослого, имеют определенные правила и условия.
  • Народные игры – игры, созданные народом.

Организация творческой игровой деятельности. Народные игры

Творческие игры – это игры, в которых дети самостоятельно определяют цель игры, ее правила и содержание.

Помимо сюжетно-ролевых игр, к творческой игровой деятельности относятся игры с элементами труда, художественно-творческая деятельности, театрализованная деятельность и конструкторские игры.

Таким образом, во время творческой игровой деятельности дети имеют возможность получить определенный социальный опыт, удовлетворить собственный интерес и потребности в движении.

Народные игры – это игры, которые происходят из древних времен, построенные с учетом этнических особенностей.

К народным играм относятся хороводы, игры с народными игрушками, забавы т.д.

Народная игра является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольника. Это связано с тем, что именно народные игры, больше чем какие-либо другие игры, направлены на развитие у детей общечеловеческих ценностей. Кроме того, народные игры знакомят детей с историей и традициями народа, показывают особенности этноса.

В рамках ДОУ организация народных игр осуществляется как самостоятельная деятельность, а также в рамках различных праздничных мероприятий (масленица, проводы зимы, Рождество и т.д.).

Организация игр с правилами

Игры с правилами – это игры, которые направлены на выработку определенных навыков, являющихся очень важными для умственного и физического развития детей, воспитания у них характера и воли.

Учебно-воспитательная работа ДОУ основана именно на играх с правилами.

По способу проведения и содержанию игры с правилами принято подразделять на две основные группы:

  • Дидактические игры – это игры, которые в первую очередь направлены на развитие у детей дошкольного возраста умственных способностей.
  • Подвижные игры – это игры, направленные на физическое воспитание детей дошкольного возраста, их гармоничное развитие, а также с целью удовлетворения потребностей каждого ребенка в движении и обогащению его двигательного опыта.

В свою очередь подвижные игры делятся на игровые упражнения (несюжетные игры) и сюжетные игры.

При организации подвижных игр, необходимо учитывать возрастные возможности и потребности детей. Так, соревновательный элемент следует вводить только в старших возрастных группах ДОУ.

Подвижные игры в ДОУ могут быть организованы как в группе, так и на уроках физической культуры. Однако наибольший интерес у детей вызывают игры, организованные на свежем воздухе, то есть во время прогулки.

Организуя подвижные игры в младших возрастных группах, воспитатель должен принимать непосредственное участие в игре, руководить ей. В средней группе воспитатель руководит игрой со стороны. В старших группах воспитатель объясняет правила игры, дети играют самостоятельно, однако один из детей назначается ответственным за соблюдение правил.

Таким образом, подвижные игры, направлены на формирование у детей навыков соблюдения правил, развитие физических способностей и двигательных умений, удовлетворение их потребностей в движении.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. В игре начинают чувствовать себя членом коллектива. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Особенно важно общение со сверстниками для детей, растущих единственными в семье. Общаясь с ними, ребенок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам. Игра и любая другая деятельность приобретает для него особое содержание, при условии, что у него есть партнер. Поводом к общению становится стремление ребенка научить других тому, что умеет сам, поделиться своими впечатлениями.

Игровая деятельность в дошкольном учреждении.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми.

2. Творческие игры.

Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

Должен ли воспитатель вмешиваться в игру? -да если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление, но вмешательство взрослого будет только тогда успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Задачи воспитателя при организации игры:

  • помочь организовать игры;
  • сделать их увлекательными;
  • сделать их насыщенными действиями;
  • помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры. Опыт педагогов показывает, что единственный правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог может руководить выбором игры. С учетом всего этого постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

Игра является одним из важных проявлений активности ребенка. Пока школа не начинается, это для них основной вид занятости. На самом деле, мы можем найти игровые элементы в любом виде деятельности малышей, они любят играть и так проводить свое свободное время. Все виды игровой деятельности дошкольников выполняют важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, и, в то же время, используются в образовательных целях.

Дошкольники знакомятся с окружающим миром при помощи игровой деятельности, поэтому она занимает значительную роль в становлении личности. У ребенка формируются личностные и интеллектуальные навыки, происходит адаптация к социальному окружению.

Игра и ее роль в развитие ребенка

Период детства — это период, когда наука, работа и игра тесно взаимосвязаны и их трудно разделить. Играя, ребенок обучается, приобретает знания, навыки, познает окружающий мир. Особенно это важно для детей младшего возраста, которые еще не получают систематической информации о мире (как, например, в школе), но учатся постоянно, в различных жизненных ситуациях.

игра лего

Любимая игра — лего

Выделяют три вида активности человека, каждый из которых соответствует определенному этапу жизни:

  1. Игровая — дошкольники.
  2. Учебная — учащиеся, включая школьников и студентов.
  3. Трудовая — период после обучения.

Игра формирует базу для дальнейшего этапа — учебной. Следовательно, перед работниками дошкольных учебных заведений стоит задача оптимизации и обеспечения комфортных условий для реализации игровой деятельности ребенка.

Функции игровой деятельности

Игра становится идеальным пространством для обучения, если ребенок проявляет самостоятельность. Надзор и директива со стороны родителей неприемлемы в данной деятельности, в отличие от взаимного партнерства.

К ее функциям можно отнести следующие:

  1. Обучающая — развитие памяти, различных способностей, интеллектуальных навыков, иностранных языков.
  2. Воспитательная — развитие гуманных и вежливых качеств. С помощью данной функции у ребенка формируется чувство взаимопомощи и поддержки.
  3. Развлекательная — создание благоприятной атмосферы, превращение общения в необычное событие, организация досуга.
  4. Коммуникативная — установление контактов между детьми, развития коммуникационных навыков.
  5. Релаксационная — снятие напряженности и выплеск эмоций.
  6. Психологическая — развитие стрессоустойчивости и уравновешенности.
  7. Эстетическая — получение наслаждения от происходящих действий.

Почти каждая игра обладает следующими характеристиками:

  • Свобода — ребенок сам изъявляет желание играть, что дает ему возможность получать удовольствие от процесса;
  • Творчество — игра обладает огромным полем для воображения и моделирования различных ситуаций;
  • Эмоции — дети испытывают восторг, приподнятость настроения, соревнуются между собой и так далее;
  • Наличие явных или неявных правил, то есть игра происходит по логически выработанной структуре и последовательности.

Участие в игровой деятельности всегда предполагает использование умственных способностей и интеллектуальных навыков. Например, как поступить в данной ситуации, что сказать, как обыграть соперника и так далее.

Игра и развитие речи

игра и речь

Учимся говорить в процессе игры

Зачастую родители не уделяют должного внимания развитию речи ребенка, если у него отсутствуют выраженные дефекты произношения. Однако для формирования четкой дикции и правильного произношения лучше начать заниматься риторикой и другими упражнениями как можно раньше. Развитие речи направлено на расширение словарного запаса, работу над артикуляцией, обогащение сенсорного опыта и так далее. До трех лет ребенок познает окружающий мир, подражая взрослым. Чем богаче его речь, тем легче ему излагать свои мысли и взаимодействовать с другими сверстниками.

Важно подбирать занятия, которые соответствуют возрасту и интересу малыша. К играм для развития речи можно отнести:

Дошкольники познают окружающий мир с помощью игр, поэтому психологи разработали специальные задания по совершенствованию речи посредством игровых упражнений. В веселой форме они учатся составлять слова, видоизменять корни и формировать целые предложения.

Влияние игровой деятельности на психическое развитие детей

Играя, дети испытывают различные эмоции, как положительные, так и отрицательные, например, радость или грусть, гордость и удовлетворенность, стыд, сожаление или раздражение. В определенном смысле игра — это школа чувств, например, ребенок попадает в мир опыта героя книги, получает удовлетворение от хорошо сделанной аппликации или раздражения, потому что ему не удалось построить башню, которую он хотел.

В игре дети удовлетворяют потребность в движении и действии, им предоставляются возможности для снятия эмоциональных конфликтов и нервного напряжения. Поведение ребенка в игре, является проявлением его эмоциональных состояний, несет информацию о мире внутренних переживаний и возможных трудностях и конфликтах.

игровая деятельность

Важным шагом является переход от индивидуальной к групповой игре. Группа развивает навыки сотрудничества и кооперации, такие социальные чувства, как доброта, дружелюбие, готовность помочь, чувство долга и ответственности. Ребенок, играющий в группе, учится подчинять свои личные стремления, проявлять готовность к совместным проектам и адаптировать свои собственные действия к действиям своих сверстников и правилам поведения, установленным в команде.

Развлечения в группе также учат ребенка контролировать порой такие насильственные действия, как: гнев, раздражение, оскорбления. Ребенок зависит от проявления сочувствия и понимания от своих сверстников, что становится сильной мотивацией для контроля за социально нежелательным поведением.

Игры для детей дошкольного возраста

Вид игровой деятельности зависит от этапа развития ребенка и его возраста. Например, малыши любят взаимодействовать с простыми игрушками, в то время как дошкольники предпочитают разрабатывать правила, придумывать роли и усложнять ход игры. Одна игровая деятельность может требовать физической активности, а другая — использование мыслительного процесса. Но каждый тип обладает моделирующим свойством, так как игра требует от детей создания модели и принятие той или иной роли.

Дидактические игры

Дидактические упражнения являются разновидностью игр, целью которых является обучение и воспитание. Они направлены на решение конкретных задач и развитие в игровой форме, более доступной и привлекательной для детей. Как правило, они требуют наличия специальных карточек, которые можно приобрести в магазине или изготовить самому.

Обучение в процессе игры

Примеры дидактических игр:

  • Выбор между съедобным и несъедобным;
  • Какие животные издают такие звуки?;
  • Что пропало со стола?;
  • Почини игрушку и так далее.

Предметные игровые действия

В младенчестве предметные игры являются ведущими. Они способствуют развитию памяти, воображения, формирование интереса к игрушкам. Их отличие от простого взаимодействия с окружающими предметами состоит в том, что дети начинают подчиняться их функциям. Например, мама учит как держать ложку, как возить машинку или укладывать спать куклу.

Особенностями предметных игровых действий являются:

  • развитие положительного отношения к играм;
  • поощрение играть поблизости;
  • бережное отношение к игрушкам;
  • развитие навыков возвращения кукол или машинок на место;
  • поощрение не отнимать предметы у игрока.

Подвижные игры

Физическая активность необходима каждому ребенку для правильного формирования скелета и развития организма. Обычная зарядка вряд ли может заинтересовать малыша, а подвижные упражнения способны привлечь увлекательным процессом.

Такие игры применяются столетиями. Наиболее известные из них — кошки мышки, вышибалы, догонялки. Как правило, необходимо поймать другого игрока, спрятаться по команде в безопасное место или занять свободное. Кроме физической активности, здесь пробуждается азарт, соревновательный эффект, ребенок учится достигать поставленной цели.

Ролевая игра

детские игры

Творческие и активные игры

Первые элементы ролевой игры появляются в возрасте трех лет. Ребенок примеряет на себе роли мамы, ветеринара, дочки. В процессе взросления они усложняются, так как появляются новые сюжеты, правила и прибавляются игроки.

Такая игра способствует развитию мышления и воображения, активно применяются творческие способности. Если за основу взят мультфильм, сюжет может тщательно разрабатываться, а события и персонажи значительно отличаться от изначальных. Длительность ролевой игры иногда достигает нескольких дней. Например, девочка примеряет на себе роль принцессы, а мальчик стремится стать пиратом или разбойником.

Игровая деятельность в ДОУ

Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.

В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:

  1. 3 года — развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
  2. 4 года — действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
  3. 5 лет — ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.

В течение дня ребенок может играть 4 раза:

  1. Утром перед завтраком.
  2. Между завтраком и занятиями.
  3. На улице.
  4. После дневного сна и полдника.

Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии

У детей с отклонениями в развитии ограничены возможности освоения окружающего мира. Здоровые сверстники неохотно вовлекают их в игровой процесс, чаще не берут их. У таких ребят игра в младенчестве не занимает особой роли, так как они еще далеки от ее познания.

У умственно отсталых детей отсутствует логика в действиях. Например, они могут катать машинку из одного угла комнаты в другую огромное количество раз. Примитивная деятельность, связанная с самообслуживанием, принятием пищи не вызывает затруднений у нормально развивающихся дошкольников, в то время как такие ребята с трудом могут взять ложку. Для их правильного развития необходимы регулярные курсы реабилитации и обучения. Они неловки, невнимательны, не могут запомнить ход действий. Все обучающиеся манипуляции должны проводиться регулярно и под присмотром воспитателей.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Разные виды детских игр

Игровая деятельность занимает ведущую роль в жизни ребенка. Она направлена на:

  1. Развитие мышления, познания, воображения.
  2. Формирование чувств, сопереживаний. Моделирование ситуаций позволяет вырабатывать нормы и правила общения.
  3. Установление контактов между сверстниками.
  4. Формирование ребенка как личности.

21 век изменил современную игровую деятельность дошкольников. Многие родители, чтобы успокоить свое чадо дают ему мобильный гаджет для просмотра различных мультфильмов, поэтому игрушки и куклы уходят на второй план.

Телефоны и компьютеры появляются у маленьких ребят до поступления в школу, поэтому виртуальный мир становится базой для становления личности и ограничивает развитие игровой деятельности. В таких условиях, родители должны тщательно следить за дневным трафиком провождения в интернете и стараться оградить от нежелательной информации.

Игра — это главная деятельность в детские годы. Она участвует в развитии ребенка и помогает в формировании индивидуальных качеств, однако требует от личности навыков речевого общения и умения ясно излагать свои мысли.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Игра в жизни детей

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам.

Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий. Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.

Если представить краткую характеристику игровой деятельности дошкольников, то следует отметить, что в этом возрасте игры отличаются по содержанию, по логике действий, по наличию или отсутствию правил, по характеру ролей.

Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие – активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они наблюдают вокруг.

Предметные игровые действия

Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых. Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по телефону и в моделировании других простых ситуаций.

В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры готовит ребенка к более сложным видам, способствует пониманию, что существуют определенные правила, является основой для будущей ролевой активности.

Подвижные игры

Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребенка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша, а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая удовольствие.

Подвижные игры

Ролевая игра

Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые игроки, разрабатываются четкие правила игры.

Именно данная форма относится к основной деятельности ребенка. Она может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится стать пиратом, супергероем, великим разбойником.

Сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу берется сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в сторону от изначальной канвы.

Познавательная игровая активность

Игровая активность помогает ребенку осваивать новые знания и понимать незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в которых применяются вполне доступные инструменты.

познавательная игра

Механизм заключается в следующем: ребенок увидел, как продавец или родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным действиям побуждает ребенка освоить их самостоятельно.

Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения, ребенок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.

Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде

Чем старше ребенок, тем сложнее его игровая активность. Важно, чтобы взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять объекты. Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.

Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно распределяют роли, контролируют ход и развитие.

Как играют младшие дошкольники

Играть малыши начинают уже в один год, когда пытаются копировать взрослых с помощью погремушек или простых игрушек. Развитие игры в младшем дошкольном возрасте существенно продвигается от элементарных действий, подсказанных непосредственно игрушками (покатать машинку, насыпать песок в ведерко и пр.) до ролевых игр.

Игра рядом

К трем годам у малышей формируются первичные предпосылки к использованию сюжета: куклы и плюшевые игрушки устают или голодны, машинки требуют ремонта, за игрушечной собачкой или кошечкой необходим уход. Также в этом возрасте уже создаются игровые ситуации с использованием роли врача или продавца.

Особенности игры старших дошкольников

Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей инициативностью и фантазией друзей.

В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой, объединенной сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются четко и до начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно, хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика или даже костюмы.

Влияние игры на развитие дошкольника

Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.

Игровая активность

Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.

Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.

Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.

Функции игровой деятельности

К основным функциям детской игры причисляют обучающую, коммуникативную, регулятивную, терапевтическую. Но дошкольник не только познает, общается, учится контролировать свое поведение и соблюдать правила. В условиях игры происходят многие важные процессы:

  • Формирование самопознания и развитие личности ребенка – малыш узнает себя, учится быть инициативным, делать выбор, высказывать собственные мысли.
  • Развитие умения сотрудничать – появляются навыки солидарности, нахождения компромиссов в спорных ситуациях, формируется взаимопонимание в отношениях со сверстниками.
  • Повышается уровень коммуникации – ребенок учится применять речь в качестве инструмента для создания договоренностей.
  • Пробуждение заинтересованности в получении новых знаний – игровая форма обучения минимизирует стресс при столкновении с неизвестным и доставляет радость познания.
  • Развивается восприятие окружающей действительности: дошкольник разграничивает реальный мир и игровой.
  • Формируется произвольность поведения детей.

Влияние современных условий на игровую деятельность детей

Последнее десятилетие существенно изменило принципы игры современных дошкольников. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.

Компьютеры и мобильные телефоны появляются у многих еще до поступления в школу, и интересы дошкольника смещаются в сторону виртуального мира, что ограничивает возможности для развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. Очень важно, чтобы родители тщательно контролировали дневной график ребенка и формировали интерес к занятиям, не связанным с новыми технологиями.

Читайте также: