Значение художественной деятельности для адаптации ребенка в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом туда начинается следующий этап в жизни ребенка. Дети тяжело привыкают к детскому саду, часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными срывами. Эти проблемы требуют разрешения в первые дни пребывания в группе.

Изобразительная деятельность является одним из любимых занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передавать в рисунках свои впечатления об окружающем мире, он отвлекается от своих переживаний связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации – общении с детьми. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

В период адаптации детей к новым условиям, в своей работе использую разные виды изобразительной деятельности. Отметила, что дети начинают активно интересоваться книжками-раскрасками. Они узнают в книге знакомые образы, радуются и начинают рисовать, скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Также проявляются гендерная принадлежность. Так, мальчики сразу выбирают кораблики или паровозики. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения нравиться солнышко. Мы рисуем его бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми цветами и дорисовывают лучики.

Поэтапно в работе использую разнообразные сюжеты для рисования:

Таким образом, изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества, который способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

Прохорова А. Школа юных живописцев. Раннее развитие художественных способностей // Мама и малыш. 2004, №5.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1991.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей

Творческое мышление, воображение, восприятие – корень творчества. В какой форме или в каком виде деятельности творчеству проявляться – не важно; важно, чтобы оно было.

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, а потом в театре актёров и кукол. Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество, которое немыслимо без фантазии, воображения и чувств. А для того чтобы ребенок мог в полной мере проявлять свой творческий потенциал, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями. Не нужно бояться перегрузить ребенка: ум страдает от отсутствия впечатлений, опыта – отсюда его неповоротливость. Поэтому чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству: умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творческий опыт, яркие впечатления детства остаются в памяти на всю жизнь, часто влияя на мышление и характер человека.

Дети уже с четырех лет могут участвовать в театрализованных играх: разыгрывать стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки. Педагог учит их владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, театром на фланелеграфе, театром игрушки, пальчиковым). При разыгрывании спектаклей педагог большое внимание уделяет речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз диалога между действующими лицами.

Применяя пальчиковую, дыхательную гимнастику, в игровой форме можно использовать речитатив, что очень важно для развития правильного произношения, четкой дикции.

Организация праздников и вечеров развлечений в форме игр-драматизаций позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два-три человека).

Для того чтобы у детей повысился устойчивый интерес к театрализованной деятельности, можно проводить занятия во второй половине дня один раз в неделю, которые включают в себя:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

задания для развития речевой интонационной выразительности;

ритмические минутки (логоритмика);

пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

Система занятий по театрализованной деятельности дает возможность развивать способности каждого ребенка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Работа строится в форме игры в театр и осуществляется в процессе взаимодействия с семьей: помощь в создании костюмов, декораций, в разучивании наиболее сложных диалогов.

Искусство играет огромную роль в формировании художественно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.

Детский фольклор / Сост. М.Ю. Новицкая, И.Н. Райкова М.: Русская книга, 2002.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2003.

Потешки и прибаутки: Пособие для дошкольников / Сост. Л. Полинина. М.: Дрофа; 2008.

Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Эмоциональные нарушения детей являются одной из острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Дети в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, беспокойство, эмоциональное расстройство. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Одним из средств музыкотерапии является слушание классической музыки.

Знакомство с классической музыкой в нашем детском саду начинается с ясельного возраста. Дети не хотят расставаться с мамами, они расстроены, чувство страха перед неизвестностью переполняет их. И тогда предлагаю тихонько, ненавязчиво включать магнитофон и слушать музыку. В нашей фонотеке большая подборка классической музыки, рекомендованной малышам. Что лучше подойдёт, должны решать воспитатели и психолог, понаблюдав за реакцией малыша. При нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает гармоничная, светлая и изысканно простая музыка В.А. Моцарта (симфония № 40, соната ре мажор). Подойдут мазурки и прелюдии Ф. Шопена, вальсы И. Штрауса. Очень приятное релакс-лекарство, которое поможет малышу не только расслабится и снять нервное напряжение, но и будет развивать слух у ребенка.

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Произведение, дисгармонирующее с настроением ребёнка, может не только не нравится, но даже его раздражать.

Рекомендую воспитателям включать музыку не постоянно, а периодически (в начале рабочего дня, перед обеденным перерывом, в конце рабочего дня). Следует также учитывать, что одна и та же музыкальная программа быстро надоедает, поэтому программы целесообразно периодически (через одну-две недели) менять либо полностью, либо по частям, заменяя музыкальный материал на 15–25%.

Использование видеотеки, художественной литературы и иллюстраций позволяет более продуктивно проводить занятия по музыкотерапии.

Таким образом, классическая музыка не только гармонизирует психологическое состояние ребёнка любого возраста, но и способствует развитию творческих способностей, творческого воображения, а также внимания и интеллекта, помогает раскрытию внутреннего потенциала, коммуникабельности и даже развитию речи.

Татьяна Ивановна Иванова
Художественная деятельность, как средство успешной адаптации дошкольников в ДОУ.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс. Необходимо сделать пребывание ребенка в детском саду максимально комфортным, дать возможность ему заниматься тем, что ему нравится, предлагая постепенно новые виды деятельности.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Сам материал – соленое тесто благотворно влияет на организм ребенка. Разминая тесто в руках, снимается напряжение, ребенок успокаивается, вместе с осязанием приходят приятные ощущения, положительные эмоции. Даже неусидчивый ребенок занимается с тестом достаточное время, забывая обо всем.

Приготовить тесто не составляет большого труда. Потребуется белая мука, мелкая соль и холодная вода. На каждую ложку соли берем две ложки муки. Перемешиваем сухую смесь и понемногу добавляем воду, замешивая тесто, чтобы оно получилось как на пельмени. Кладем тесто в полиэтиленовый пакет. Что можно сделать из теста с малышом? Вот несколько интересных и доступных ребенку игр:

Обязательно поддерживайте ребенка, хвалите его, помогайте, если он об этом попросил.

Дети очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Можно рисовать пальцами, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Чтобы дать ребенку возможность увидеть быстрый результат, можно печатать изображение краской с помощью пластилиновой печати. Печати просты в изготовлении, ребенок может сделать их быстро и самостоятельно. Например, раскатав из пластилина колбаску и скрутив ее в спираль, можно напечатать изображение розы. Чтобы удобно было пользоваться такой печатью, сверху на спираль прикрепляем ручку-шарик из пластилина. Печать цветка обмакиваем в краску и делаем отпечатки. Позвольте ребенку проводить свои эксперименты в этой технике.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают творчество и способствуют успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Роль игры в социализации ребенка раннего возраста. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого – педагогические подходы,.

Автор: Соловьева Елена Ивановна

Организация: ГБДОУ детский сад №4

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптированные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состояние могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию в период адаптации. Воспитателю необходимо установить с ребенком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком, создать эмоционально благоприятную сферу, комфортные условия для пребывания ребенка в группе – это залог успешности решения всего комплекса и образовательных задач, формирования эмоциональной сферы детей и благополучной адаптации детей.

В ходе педагогической деятельности было замечено, что изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста. Так как изобразительное творчество приносит положительные эмоции, а положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей.

Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

В период адаптации не нужно обучать детей рисованию, т.к. ведущая деятельность детей 2-го года жизни – это предметная деятельность. Т.е. овладение ребенком действиями с предметами. Различные изобразительные материалы (карандаши, гуашь, краски, кисти и т.д.) – это тоже предметы.

Почему пальчиками, ладошками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми. В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают неподдельный восторг.

Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они, как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый), на последующих палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый цвета.

Следующий этап предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В ходе игр-экспериментов с краской дети открывают для себя новую возможность ее нанесения на бумагу (с помощью кисти). Действуя каждый раз с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывается, она оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами. Игры обретают изобразительный смысл, а дети получаю удовольствие и от своих движений, и о возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).

В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой, и также увлекаются рисованием, а те, что еще плачут или не идут на контакт, успокаиваются, начинают смотреть заинтересованно на происходящее, постепенно подходят и тоже увлекаются, и начинают рисовать. А уходя домой малыши говорят, что придут в детский сад рисовать. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется интерес к рисованию.

Рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала – это то что интересно ребенку. Используемые в работе активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, отвлекает от переживаний, помогает преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.

Автор: Рагимова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125 "
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в практике работы ДОО"
Раздел: дошкольное образование

Художественно-творческая деятельность как средство успешной адаптации

детей младшего дошкольного возраста в практике работы ДОО

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для

приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в

контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для

ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную

педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода

ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в

глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду

решению проблемы адаптации.

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка

самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а

также способность находиться в группе детей. Дети часто тяжело привыкают к

адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей.

У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои

впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски,

кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может

преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего

процесс адаптации пройдет легче.

В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные

виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из

природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как

вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий

характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего,

средствам их выразительного исполнения.

В 2-3 года малышей начинают активно интересовать книжки-раскраски. При

этом контур не играет для них роли ограничителя, как для более старших детей.

Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки,

чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют

графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки.

необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура,

паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание,

гудение, шипение. Конечно, поначалу малышам это надо показать («Цыпленок

пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй

переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз,

цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный

ребенка младшего дошкольного возраста, т.к. большинство родителей не любят,

довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя

новые горизонты. Как мы уже говорили ранее, дети любят рисовать. Создавая

образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т.п., ребенок бессознательно

передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен

отсутствием мамы ,учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения

В период адаптации наших малышей к ДОУ мы проводим такие игровые

задания сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам,

продолжительность занятий : от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут,

постепенно увеличивая интервал до 15 минут). На занятиях использовались

аппликация, лепка из теста. Самое главное требование к нам, педагогам:

не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог

является лишь направляющим.

проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое

проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким,

дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка,

поэтому в практике работы нашего ДОО широко используем следующие виды

изобразительного творчества (Таблица 1)

Таблица 1 «Изобразительная деятельность

детей в процессе

Рисование на

бумаге руками и

знакомство с материалами (краски, ручки и

рисование пальчиковыми красками (вместе с

другими детьми) (правила рисования: мыть руки после

работы, не пачкать детей и окружающее и т.д.);

простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и

рисование рядом с другими детьми (у каждого

свои инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);

рисование гуашью, кисточками (сначала одной

краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на

листе бумаги и т.д.).

красками на

совместный поиск природного материала

знакомство с материалом

рисование гуашью, кисточками и т.д.

рисование на песке;

создание из песка фигурок с помощью формочек;

создание из песка горок, ямок и т.д.

знакомство с материалом (бумага цветная, клей,

приклеивание готовых деталей;

Лепка из теста

знакомство с материалом (тесто);

простейшие приемы работы с тестом (разминание,

катание колбасок, шариков, отщипывание).

Рекомендации для выбора используемого материала:

Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти

фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей – цветные

Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает

просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет

мять, и рвать на мелкие кусочки.

свойства, цвета, величины и т.д.

Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет,

Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, не для

Игровые задания, используемые в период адаптации наших малышей, дают

следующие таблицы фиксации результата.

отсутствуют или выражены

Эмоции выражены сильно

играет с новыми

встрече с новым

открывает глаза и

рот от удивления,

Используя в качестве основы предложенные оценки поведенческих реакций,

можно составить карту эмоционального состояния детей группы.

карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества.

Божович Л.И., Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк. М., 1991.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций.

Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья.

М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.

Калинина, Р., Семенова, Л., Яковлева, Г. Ребенок пошел в детский

сад… / Р. Калинина Л. Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. 1998.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма

усвоения социального опыта. М., 1981.

Печора К.Л., Пантюхина, Г.В., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в

дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.:

ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития

детей по их рисункам. М.; 2000.

Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного

поведения.// Дошкольное воспитание, №3, 1998. с.85-94.

Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их

педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное

Занятие (лепка из теста)

Цель: Формировать умение скатывать кусочки теста ладошками на дощечке.

Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать

зонтик, пластилин, доски, салфетки, кусочки морковки на разносе.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в осенний лес погуляем. Смотрите, как здесь

красиво! Ёлочки растут, под ногами листья жёлтые, красные лежат. Походите по

ним, послушайте, как они шуршат.

Мы листочками шуршим,

Нагуляться мы хотим,

И шуршим немножко мы,

Воспитатель: Смотрите-ка! Погода испортилась, дождик пошёл. А у нас зонтик

есть! Спрячемся под зонтиком и не намокнем под дождём! Ой, слышите, кто-то

плачет? Поищите, под ёлочки загляните. (Дети находят мокрого плюшевого

зайку). Ребята, да он весь мокрый! Пощупайте шубку. Мокрая? Почему он такой

мокрый? (дождик намочил). Да, у нас зонтик есть. Мы можем под зонтом

укрыться. Или дома от дождя можем спрятаться, или в детском саду. А у зайчика

ни зонтика, ни домика нет. И когда в лесу идёт дождь, зайка всегда мокрый.

Жалко его! (Заяц чихает). Вот заболел, наверно. Давайте ему домик слепим.

Садитесь за столы.

(У каждого ребёнка по несколько кусочков теста). Воспитатель согревает и

детей, делает указания, оказывает индивидуальную помощь, спрашивает: «Что

с детьми строит домик для зайчика.

Воспитатель: Смотрите, зайчик повеселел, улыбается. Домик готов. Осталось

только крышу сделать (крыша делается из картона).

Заяц (подпрыгивая): У меня красивый дом,

Тёплый дом, крепкий дом,

Мне не страшен дождь и гром,

Дождь и гром, дождь и гром.

Большое спасибо, мальчики и девочки! Вы очень помогли мне. Я за это хочу

угостить вас морковкой.

Занятие (аппликация)

Цель : Повышать у детей произвольность действий – выкладывать неправильные

формы в одном направлении, плотно приставляя их одну к другой; располагать

элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться на

Материал : изображения туч разной величины синего цвета, изображения капель

дождя, силуэты деревьев, синий большой лист цветного картона.

Ход занятия. Ребята, сегодня я вас познакомлю с семьёй тучек. Посмотрите – папа-

туча, мама-туча и дети-тучки. Все они ходят по небу, внимательно смотрят на

землю и, если видят, что деревья, цветы, трава хотят пить, то льют дождём.

большой лист бумаги). А где же мама? Она какого цвета? Тоже синего, но меньше.

(Прикладывает к папе). Сегодня им нужно полить деревья. Вместе с папой и мамой

прикладывают их плотно к родителям и друг к другу в верхней части листа).

Подуйте на тучки, чтобы они быстрей поплыли по небу, но дуйте осторожно, чтобы

они не разлетелись и не растерялись.

Включается музыка плавного характера.

(воспитатель предлагает выложить несколько силуэтов деревьев в нижней части

«Дождь идёт везде, чтобы полить все деревья. Капельки нужно выкладывать острой

Во время выполнения задания воспитатель делает указания: «Уступайте соседям,

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что все

Читайте также: