Жизнь как ценность в биоэтике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Биомедицинская этика — это общее понятие, включающее многообразие многовекового врачебного нравственного опыта от этики врача Гиппократа до ее современной формы — биоэтики.

Биомедицинская этика — это профессиональная этика всех, кто работает в медицине и здравоохранении. Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения, а также систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.

В силу этого предмет биомедицинской этики — это вопросы: как реали­зовывать ценности милосердия, заботы, справедливости, сочувствия, спа­сения жизни, добра и любви в практике врача; как в сложных ситуациях клинической или исследовательской работы поступать врачу морально; каким надо быть, чтобы быть врачом?

Таким образом, биомедицинская этика — это прикладная этика, кото­рая на основе моральных принципов решает задачи установления таких отношений с пациентом, которые обеспечивали бы веру в лечение, дове­рие к врачу пациента и общества.

Биомедицинская этика и медицинское право

Биомедицинская этика и медицинское право — две основные формы современного регулирования медицинской деятельности. Они, безусловно, связаны между собой. Что их отличает и что объединяет? Почему врачу недостаточно руководствоваться только одним способом регулирования медицинской деятельности: только медицинским правом либо только биомедицинской этикой ?

Число нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность, растет. Вместе с этим встает и вопрос о соотношении биоме­дицинской этики и медицинского нрава, который непосредственно связан с принципиальными различиями, существующими между моралью и пра­вом.

Мораль и право

Вопрос о различии морали и права как форм регулирования медицин­ской деятельности следует отличать от современной проблемы содержа­тельного соответствия норм права и принципов морали.

Практика регулирования человеческих отношений свидетельствует, что мораль и право, в частности, нормы и принципы биомедицинской этики (БМЭ) и медицинского права (МП) находятся между собой в слож­ных отношениях, систематизация которых необходима для четкой согла­сованности между собой требований закона, ведомственных приказов и инструкций, с одной стороны, и требованиями профессиональной этики и морали — с другой.

Однако помимо единства можно увидеть и отличия правовых норм от моральных ценностей (рис. 1.3).

Формы взаимоотношений этики и права

Рис. 1.3. Формы взаимоотношений этики и права

Общество — это сложный организм, который нуждается в систематиче­ском совершенствовании правового регулирования разнообразных интере­сов и отношений его членов.

Совершенствования и приведения в соответствие с существующими традиционными для общества моральными нормами требуют в настоящее время следующие положения российского законодательства:

  • принцип презумпции согласия в трансплантологии (в США, напри­мер, законодательно действует противоположный принцип: презумпция несогласия, означающий, что без юридически оформленного согласия человека после его смерти врач не имеет права производить забор органов и (или) тканей, что исключает любую форму проявления насилия);
  • неограниченное допущение искусственного прерывания беременности;
  • непризнание права на жизнь не родившегося человека;
  • допущение клонирования (терапевтического);
  • допущение использования методов ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) для несупружеских пар и одиноких людей;
  • допущение суррогатного материнства за материальное вознаграждение;
  • отсутствие запрета на использование эмбрионов человека для извле­чения стволовых клеток.

История свидетельствует, что задолго до возникновения правового регулирования отношений медика с пациентом они регулировались лич­ными нравами врача и обычаями. Обычаи были непосредственно связаны с неписаными моральными мотивами оказания медицинской помощи. Мораль как социальный регулятор медицинской деятельности представ­ляет собой правила поведения, которые устанавливаются в обществе при­менительно к медицине в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Нормы морали обеспечиваются и охраняются внутренними убеждениями людей и силой общественного мнения. Весьма долгое время нормы морали были основным, а нередко и единственным регулятором взаимоотношений врачей и их пациентов, а также определяющим мотивом профессиональной деятельности меди­ков. И сегодня существует мнение о ведущей роли моральных ценностей в оценке профессиональных поступков медиков.

Противопоставление морали и права или преуменьшение роли одного из них представляется необоснованным, так как норма морали — это идеальное основание, образец, эталон поведения, в то время как норма права — правило поведения, служащее достижению такого образца. Напри­мер, уголовная норма о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ) слу­жит высокому идеалу милосердного медицинского работника. Ценности морали, их внешнее достижение обеспечиваются правовыми средствами: запретами, дозволениями, требованиями и др. (рис. 1.4).

Поступки врача в координатах морали и права

Рис. 1.4. Поступки врача в координатах морали и права

Необходимо отметить, что соотношение норм права и морали в струк­туре социальной регуляции медицинской деятельности должно существо­вать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроек­тов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятель­ность.

БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из усло­вий обеспечения нравственного здоровья общества.

Биоэтика представляет собой новый раздел современной профессиональной этики и означает применение понятий и норм общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине. Ее появление обусловлено возникновением таких проблем, которые раньше были просто немыслимы: целесообразно ли поддерживать жизнь смертельно больного человека или необходимо право на эвтаназию? Можно ли проводить эксперименты над животными и людьми? Допустимо ли и оправданно клонирование животных и людей? Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро – отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно отношение к жизни, животным, к биосфере и т. д.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов XX века в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Парадоксально, но факт: именно новый уровень практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие с традиционными культурными ценностями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте, который определяет отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется системой ценностей. Она не только включает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам.

Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

Единство науки и гуманистических ценностей.

Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.

Регулирование научных исследований, включая и запреты на некото­рые виды экспериментов, связанных с участием человека.

Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.

Очень важны вопросы неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте – такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.

Проблемы биоэтики обладают одним ярко выраженным качеством: в поисках их решения люди, вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее расходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопро­се об абортах одна сторона делает акцент на правах матери, а другая - на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права.

Биоэтика должна основываться на признании жизни высшей ценностью, и лишь в таком виде она может быть приемлема.

Основные понятия темы:

Эмоции – это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, возникающее у человека при сильной эмоциональной перегрузке нервной систем, и нарушающее нормальный ход поведения человека.

Фрустрация – чувство крушения, возникающее всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели.

Творчество – деятельность по созданию чего-то нового.

Воображение – процесс создания новых образов путем переработки представлений, полученных из предшествующего опыта.

Эвристика – наука о творческой деятельности и методах обучения ей.

Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.

Биоэтика – это раздел современной профессиональной этики, применяющий понятия и нормы общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине.

Во-первых, можно приписывать одинаковую ценность жиз­ни отдельного индивида, жизни вида и жизни вообще, во всех ее проявлениях. Такой подход можно считать нравственной макси­мой поведения. В реальной жизни его пытаются реализовать в различных экологических движениях.

Но тогда напрашивается вывод, что нравственным идеалом в данном случае является бессмертие. На самом деле бессмертие не может считаться нравственным идеалом, потому что оно от­рицает видовую ценность жизни. Вид существует только пото­му, что отдельные индивиды умирают.

Но умирать — страшно. Еще страшней, когда умирает близ­кий человек. Нравственный выход из этой ситуации пыталась найти религия. В религиозной этике (независимо от конфессии) существует постулат о жизни земной как подготовке к жизни вечной, к жизни души, обычно именуемой загробной. Психоло­гическое обоснование этой теории очевидно примирить чело­века с мыслью о неизбежности смерти, утешить сто. Здесь меня­ется и само понятие смерти, оно оказывается применимо лишь к телу, но не к духовной сущности человека. Поскольку ни дока­зать, ни опровергнуть концепцию загробной жизни не представ­ляется возможным, в нее можно только верить или не верить. В соответствии с одним из основных принципов общечеловечес­кой морали — принципом свободы совести, позволим решать этот вопрос каждому, как он считает нужным.

Но с какой бы стороны мы не подошли к рассмотрению во­проса о ценности жизни, о жизни и смерти, мы неизменно ока­зываемся в поле действия принципов биоэтики, поскольку био­этика — это паука о нравственном поведении в отношении одной ценности — жизни.

— биоэтика означает поле исследовательской и профессио­нальной деятельности по изучению ценностных проблем, вырас­тающих из современного научно-технического развития в меди­цине. при этом биоэтика связана с тем, что мы называем биоме­дициной, пришедшей на смену медицине;

третий подход представляет биоэтику как область регули­рования не только экспериментов на животных, как было рань­ше, но любых научных и технических предприятий (таких как исследования в психологии, например);

— регламентируя отношения в медицине, науке и техноло­гии, биоэтика превращается в моральный регулятор всего живо­го, биосферы в целом (Y. Ors критикует такой подход, посколь­ку в его понимании биоэтика и экологическая этика различают­ся. Мы придерживаемся другой точки зрения);

— в последнем смысле биоэтика понимается как раздел про­фессиональной этики в области медицины, науки, юриспруден­ции, журналистики и т.н.

Как видим, большинство подходов связывают биоэтику пре­имущественно с медициной. Более того, первоначальное ноттеровское определение подвергается ревизии и берется лишь праг­матическое его суждение о границах биоэтической активности.

Мы уже указывали, что существуют различные подходы к определению ценности жизни. Соответственно, существуют и моральные требования, отражающие различное отношение к ней. Так, христианская биоэтика достаточно сильно отличается от сциентистской концепции. Многие теории, выступавшие раньше как самостоятельные, стали включаться целиком и час­тично в биоэтику, не теряя своей самостоятельности. К ним от­носится, прежде всего, медицинская этика.

В последнее время наметилась тенденция редукции биоэтики к медицинской этике. Это не удивительно, поскольку послед­няя имеет историю с догиппократовских времен, а первая, как ответ на антропологический кризис, родилась вместе с ним. Мы полагаем, что медицинская этика является такой же составной частью биоэтики, как, например, этика экологическая. По, в от­личие от экологической этики, медицинская отличается жесткой деонгологической составляющей.

В связи с этим в медицинской этике обсуждается вопрос об ответственности врача за здоровье пациента, а в биоэтике — во­прос об ответственности каждого человека за свое здоровье и здо­ровье других людей. В медицинской этике, по сути дела, отсутст­вуют нормы, касающиеся взаимоотношения человека и окружаю­щей среды (экологическая мораль), хотя от них зависит наше здо­ровый в большей степени, чем от наследственности. Л биоэтика включает экологические нормативы как обязательные. Таким об­разом, можно сказать, что медицинская этика является составной частью биоэтики, конкретизируя ее принципы. С другой стороны, в контексте биоэтики медицинская мораль обогащается новыми подходами, более глубоким пониманием острых проблем.

Однако, понять сущность современной биоэтики легче всего именно в контексте медицины, поскольку здесь и жизнь, и смерть приобретают вполне конкретные формы и, следовательно, теорегические позиции могут получать непосредственное эмпиричес­кое подтверждение или опровержение. Да и сами центральные вопросы биоэтики непосредственно относятся к жизни и здоро­вью. прежде всего, отдельного человеческого индивида.

Второй вопрос — кто песет ответственность за жизнь и здо­ровье человека, кроме тех, с кем он вступает во взаимодействие? Ответ прост — сам человек.

Но эта простота оказывается недоступной для морального сознания многих. Забота о собственном здоровье и инстинкт са­мосохранения — это одно, а ответственность перед другими за свою жизнь и здоровье — это другое. Это та норма морали, кото­рая до сих пор не приобрела императивного характера. Ижди­венческая позиция в вопросе о собственном здоровье приводит, фактически, к новым болезням. И в этом смысле проблема от­ветственности каждого человека за свою жизнь и здоровье явля­ется одной из центральных в биоэтике.

Для медицинских работников позиция пациента в отноше­нии его здоровья не является безразличной, более того она принципиально важна для всего хода лечения. Поэтому сами принципы медицинской этики даже при строгом соблюдении еще не дают гарантию того, что нравственность будет способст­вовать успеху лечения. Поскольку все люди, в той или иной сте­пени, могут рассматриваться как потребители медицинских ус­луг, интересно посмотреть, каковы же моральные требования к позиции пациента с точки зрения биоэтики?

Принцип 1. Ответственность перед прошлым (сохранение ге­нофонда, переданного родителями).

Принцип 2. Ответственность перед будущим (обеспечение здорового потомства — передача генофонда детям).

Принцип 3. Ответственность перед настоящим (обеспечение сохранности биофункций для участия в создании культуры).

Принцип 4. Право на достойную жизнь.

Принцип 5. Право на охрану здоровья.

Принцип 6. Право на естественную смерть. (Этот принцип чрезвычайно сложен с точки зрения реализации и вызывает много споров, вряд ли здесь есть общезначимые решения).

Каждый из этих принципов может быть конкретизирован в соответствии с конкретными ситуациями. Например, ответст­венность за свое здоровье — это, одновременно, выполнение нравственного долга перед родителями и всеми предыдущими поколениями предков, которые сохранили и передали генетиче­скую информацию. Таким образом, ответственность человека за вое личное здоровье приобретает смысл ответственности Homo sapience.

Второй принцип совершенно ясен, поскольку сохранить вид это не просто беречь те жизненные силы, которые достались тебе, но и передать уникальную генетическую информацию дальше. К сожалению, у нас не предусмотрена юридическая от­ветственность родителей, давших неполноценное потомство, но их нравственная вина очевидна в тех случаях, когда появление шкот потомства можно было предупредить.

Третий принцип связан с тем, что культура есть способ сохра­нения биологической природы человека. И если безответственное отношение к своему здоровью не позволяет человеку выполнять свои функции по созданию культуры, это объективно сказывает­ся на благополучии других людей. Следовательно, налицо нару­шение нравственных взаимоотношений между людьми.

С другой стороны, согласно принципа обмена деятельностью Хоманса, человек, выполняя свои обязательства перед окру­жающими, вправе требовать от них того же. Право на достой­ную жизнь реализуется по-разному в разных обществах и време­нах, главное здесь — уважение к личности.

Право на охрану здоровья можно понимать по-разному в ус­ловиях государственной и страховой медицины и т.д. Следует от метить, что данные принципы распространяются и на меди­цинских работников как пациентов.

Все сказанное свидетельствует о том. что данные принципы распространяются на каждого человека и совсем не обязательно называть его врачом или пациентом. Он просто человек и, согласно биоэтике, должен жить в соответствии с указанными принципами. Медицина, безусловно, сыграла решающую роль в их формулировке, но ограничивать далее их применение только этой сферой просто невозможно.

Что же касается нравственной позиции врача, то она, в целом, до сих пор исчерпывалась принципами медицинской морали: — не вреди;

— принцип сберегательного лечения (сравнить — принцип наименьшего зла);

— принцип исключения ятрогений.

Это основные принципы, которые конкретизируются и до­полняются в зависимости от ситуаций, типичных в тех или иных условиях. Однако, сейчас уже ощущается недостаточность улятивной функции данных принципов, поэтому, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться общими принципами биоэтики:

— принципом уважения автономии пациента;

Однако у такого подхода есть изъяны.

Когда люди, в том числе врачи, неукоснительно следуют абсолютному долгу, они не учитывают личные обстоятельства другого человека, представления другого человека о добре и зле, о желаемом и неприемлемом. Когда люди принимают решения в ситуации ценностного конфликта, апелляции к своим обязательствам, как правило, недостаточно. Врачебный долг предписывает тот или иной тип поведения, но не говорит, почему врач должен поступать именно так, не говорит о более глубоких ценностях, которые лежат в основе тех или иных норм.

Биоэтика пытается разработать в медицине ориентиры, которые помогут предотвратить использование биологических и медицинских технологий во вред — как отдельному человеку, так и человечеству в целом.

Как знание, биоэтика исследует нравственные параметры достижений биологических и медицинских наук, опираясь на междисциплинарный подход. С 70-х по 90-е годы XX века она развивалась описательно: фиксировала коллизии, возникающие между людьми, вынужденными принимать решение в ситуациях, связанных с развитием медико-биологического знания.

Например, если у больного возникала просьба об эвтаназии, или если исследователь занимался вивисекцией, или возникал вопрос об оправданности практики абортов.

Ответы на указанные фундаментальные вопросы очень непросты. Но биоэтика создает знание особого типа, когда врач (исследователь) и пациент (испытуемый) стремятся в диалоге к равноправию и взаимному учету аргументов.

В том, что происходит с человеком, биоэтика выделяет два аспекта. Первый — объективный — это то, что происходит с телесностью человека во время болезни, то, как реалии болезни искажают соматические и психические проявления человеческой жизни. В этом аспекте, безусловно, компетентен профессионал (врач/исследователь). Но более важен второй аспект — биографический. Только сам пациент знает, как бы он хотел, чтобы к нему относились при болезни, в чем смыслы его собственной жизни, задаются ли они светским или религиозным мировоззрением. Только сам пациент знает об экономических и социальных обстоятельствах, сопровождающих его болезнь.

Более того, врач-исследователь и пациент-испытуемый могут занимать различные позиции относительно понимания блага и должного. При этом они обладают различным исходным уровнем специальных знаний и компетенций, у пациента специализированные научные знания могут вообще отсутствовать.

Эта идея очень трудно пробивает к себе дорогу в среде профессиональных медиков.

Многие врачи считают, что их профессию следует охранять от вмешательства непрофессионалов. Однако биоэтика все ощутимей начинает регулировать деятельность людей в ситуациях, которые порождены развитием медицины.

Первый блок биоэтических ситуаций — это проблемы начала жизни: вопросы о статусе эмбриона, об оправданности абортов и экспериментов с фетальными (зародышевыми) тканями, об обоснованности использования новых репродуктивных технологий — искусственного оплодотворения, суррогатного материнства.

Второй блок проблем, которые обсуждаются в биоэтике, — вопросы, связанные с концом жизни: проблемы умирания, критериев смерти, легализации эвтаназии.

Третий блок — это проблемы, связанные с возможностью вмешательства медицины в психическую и физическую целостность человека — при трансплантациях, в экспериментировании, при оказании психиатрической помощи.

Четвертый блок — конфликт между интересами государства, общества, с одной стороны, и интересами индивида — с другой, в вопросах охраны здоровья. Например, родители отказываются от вакцинации своего ребенка, и у них есть на это право, но общество заинтересовано в том, чтобы в той или иной популяции для предотвращения эпидемии была привита определенная доля детей.

Впрочем биоэтика — это не только знание особого рода или учебная дисциплина, это еще и социальный институт. Существуют структуры, организующие сам биоэтический дискурс. Это биоэтические комитеты или комиссии. Они работают на уровне государств, при всех крупных клиниках или биомедицинских исследовательских центрах и объединяют медиков, представителей религиозных конфессий и общественных организаций, юристов, специалистов по биомедицинской этике и просто рядовых граждан. Сейчас ни один ведущий мировой научный журнал не примет статью, основаннную на экспериментах с участием людей или животных, без предварительного заключения биоэтического комитета.

Каковы эти правила? На какие принципы разрешения биоэтических проблем обращает внимание биоэтика? Если мы говорим о человеке, то это принципы правдивости, конфиденциальности, а самое главное — уважения к автономии человеческой личности.

Некоторые полагают, что практически весь комплекс проблем развития современной медицины, порождающей конфликты между новыми возможностями науки и традиционными ценностными основаниями, можно урегулировать правом. Однако в области биомедицины право часто опаздывает по сравнению с темпами развития практик, нуждающихся в регулировании. Например, на сентябрь 2015 года в России законодательно не отрегулированы вопросы детского донорства (закон о донорстве, в том числе и детском, находится в стадии принятия), и это несмотря на то, что возможности трансплантологии чрезвычайно велики.

Биоэтика стремится к тому, чтобы законы обрели этическое оправдание, и были выявлены сферы, где законодательное регулирование еще не сложилось, либо принципиально невозможно. Так, если законом будут детально описаны права личности в биомедицине, то это не предотвратит возможных конфликтов между правами и свободами разных людей. Например, между правом пациента получить помощь опытного врача и нежеланием этого врача производить оттачивание своих навыков на лабораторных животных. Между правом потребителя получить безопасное косметическое средство и установкой производителя на отказ от использования животных для тестирования новых средств.

Правовые нормы и нравственные ценности не всегда совпадают, а иногда даже находятся в противоречии. В истории XX века есть множество примеров того, как легальные практики были совершенно антигуманными — например, практика эвтаназии в нацистской Германии.

Биоэтика только начинает занимать место в общественном сознании как особого рода знание и практика. И в будущем ее роль будет только нарастать.

Читайте также: