Животные изобразительная деятельность в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Научный руководитель – К.п.н., доцент, Газизова Фарида Самигулловна.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования.

Аннотация. В статье представлен опыт применения алгоритмических схем в обучении старших дошкольников рисованию изображений образов животных. Проанализированы и систематизированы теоретические знания по проблеме методики обучения старших дошкольников рисованию образов животных. Статья содержит данные опытно экспериментального исследования проблем обучения старших дошкольников рисованию образов животных

Согласно ФГОС, одна из главных задач дошкольного учреждения является художественное образование, так как оно способствует формированию художественной культуры человека. С развитием и модернизацией образования в России роль художественного образования существенно возрастает и выступает одним из главных условий реализации государственных стандартов.

Существует множество методик обучения рисованию дошкольников, но одним из доступных для дошкольного возраста способов рисования выступает рисование с использованием алгоритмических схем. Этот способ рисования предполагает поэтапное изображение образов с постепенным усложнением. Алгоритмические схемы представляют собой простые и рациональные алгоритмы, которые легко усваиваются детьми. Они позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью включать в методику обучения дошкольников рисованию образов животных алгоритмические схемы, что сделает данный процесс наиболее эффективным и интересным.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

Объект исследования – процесс формирования умения рисовать образы животных у старших дошкольников.

Предмет исследования – технические приемы изображения образов животных.

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и определить особенности обучения старших дошкольников рисованию образов животных.
  2. Выявить уровень сформированных изобразительных умений по созданию образов животных у старших дошкольников.
  3. Организовать и апробировать экспериментальную работу по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.
  4. Выявить эффективность и результативность экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.

Гипотеза исследования – предполагается, что обучение старших дошкольников рисованию образов животных будет проходить успешно, при соблюдении следующих педагогических условий:

  • будет проведена диагностика уровня сформированности у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных;
  • будет спроектирована и проведена педагогическая работа по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем;
  • будет учитываться возрастные особенности старшего дошкольного возраста при работе с алгоритмическими схемами.

Теоретической и методологической основой исследования стали:

  • положения об особенностях детской изобразительной деятельности (Т.Н. Доронова [3], Т.С. Комарова [6], Н.П. Сакулина [6]);
  • разработки в области методики обучения рисованию образов животных в дошкольном возрасте (Г.Н. Давыдова [2], Ю.В. Рузанова [5], Н.В. Шайдурова [8]);
  • разработки в области применения алгоритмических схем в обучении дошкольников рисованию образов животных (], Н.В. Шайдурова [8]).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ продуктов деятельности, качественный и количественный анализ данных, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и систематизированы теоретические знания по проблеме методики обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть полезны для воспитателей детских образовательных учреждений, и применены в работе с дошкольниками при обучении рисованию образов животных

Структура работы. Курсовая работа изложена на 40 страницах машинопечатного текста, состоит из введения, одной теоретической и одной практической главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Анализ литературных источников показал, что проблема обучения старших дошкольников рисованию образов животных весьма объемная и многоликая.

Цель формирующего эксперимента – организация и проведение экспериментальной работы по обучению старших дошкольников рисованию образов животных посредством алгоритмических схем.

Задачи формирующего эксперимента:

  1. Подобрать для экспериментальной работы алгоритмические схемы по обучению старших дошкольников рисованию образов животных.
  2. Разработать и апробировать комплекс занятий по обучению старших дошкольников рисованию образов животных посредством алгоритмических схем.

Критерии оценок В начале эксперимента В конце эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Форма 25% 55% 20% 65% 35% -
Строение 25% 55% 20% 55% 45% -
Пропорция 20% 45% 35% 40% 45% 15%
Движения 10% 15% 75% 15% 25% 60%
Цвет 15% 50% 35% 40% 45% 15%

Критерии оценок Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Форма 65% 35% - 45% 40% 15%
Строение 55% 45% - 45% 40% 15%
Пропорция 40% 45% 15% 25% 35% 40%
Движения 15% 25% 60% 10% 25% 65%
Цвет 40% 45% 15% 15% 45% 40%

Проведенное исследование включало в себя проведение теоретического анализа и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

Цель исследования достигнута, тем самым теоретически обоснованы и экспериментально выявлены особенности обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

В процессе исследования решены следующие задачи:

  1. Выявлен уровень сформированности у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных.
  2. Организована и проведена экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.
  3. Выявлена эффективность и результативность экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.

Гипотеза исследования о том, что обучение старших дошкольников рисованию образов животных будет проходить успешно, если будет проведена диагностика уровня сформированности у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных; если будет спроектирована и проведена педагогическая работа по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем; если будет учитываться возрастные особенности старшего дошкольного возраста при работе с алгоритмическими схемами, подтвердилась.

Теоретический анализ литературы показал, что рисование животных – важный вид деятельности для дошкольников. Чтобы добиться успеха в изобразительной деятельности, необходимо обладать комплексом графических знаний, умений и навыков, с помощью которых ребенок сможет передать свои впечатления от окружающего мира. Недостаточно уметь передать в рисунке характерные признаки изображаемого предмета или объекта, важно еще владеть техниками рисования. Одной из эффективных и приемлемых техник обучения старших дошкольников рисованию животных являются алгоритмические схемы. Этот прием обогатит графический опыт детей, наградит их новыми способами изображений животного, лишая при этом рисунок стереотипности и однообразия.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что использование алгоритмических схем будет способствовать формированию у старших дошкольников изобразительных умений рисовать животных.

В конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития сформированности изобразительных умений по созданию образов животных. Это подтверждает контрольное диагностическое задание, проведенное в конце эксперимента. Дошкольники стали точнее передавать форму животного, правильно располагать части животного, правильно передавать пропорции тела животного, использовать многоцветовую гамму красок и реально окрашивать животное. Дети стали более самостоятельны в изобразительной деятельности, их рисунки содержат элементы творчества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методика обучения детей рисования животных в разных возрастных группах ДОУ Ст.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методика обучения детей рисования животных в разных возрастных группах ДОУ Ст.

Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование жи.

Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

При обучении детей 2 младшой группы ставятся следующие задачи: - обучение ри.

Медведь

При обучении детей средней группы ставятся следующие задачи: - обучение рисов.

Рисование животных по принципу «реального образца

Рисование животных по принципу «реального образца

Медведь


Заяц


Кошка

При обучении детей старшего возраста ставятся следующие задачи: - рисование ж.

При обучении детей старшего возраста ставятся следующие задачи: - рисование животных в движении: стоит, сидит, лежит, опираясь на знакомые сказки; - выбирать формат листа в зависимости от положения животного: если сидит или стоит – вертикальный, если лежит – горизонтальный; - прорисовывать у животного мелкие детали; - показать способы передачи настроения животных.

Рисование животных в разных позах. Заяц

Рисование животных в разных позах. Заяц

Еж

Кошка


Собака

Свинья



При обучении детей 6– 7 лет ставятся следующие задачи: - учить детей рисовать.

При обучении детей 6– 7 лет ставятся следующие задачи: - учить детей рисовать домашних, диких животных и животных жарких стран, образы которых максимально приближены к реальным; - дать детям понятие о последовательности изображения (по алгоритму); - познакомить детей с обобщённым способом рисования животных; - учить находить различия во внешнем виде животных и отображать их в рисунке; - показать способы передачи позы животного: стоит, лежит, сидит, мчится, принюхивается, идёт по следу; - учить проводить осевые линии карандашом перед рисованием красками; -учить рисовать туловище животного овальной формы; чтобы был виден переход от грудной (более широкой) части тела к задней (более узкой); - показать приёмы смешивания цветов для получения нужного оттенка; - закреплять умение передачи фактуры меха, используя приём набивки.

Мир, окружающий человека прекрасен и многообразен. Ребенок, испытывая большое желание передать свои впечатления на бумаге, зачастую сталкивается с трудностями изображения задуманного в рисунке. Далеко не каждый ребенок имеет способность самостоятельно и поэтапно правильно передать образ того или иного существа. Чаще всего дети испытывают трудности в начале рисования, т.е. не знают, с чего начать или не знают, что рисовать дальше. В этом ребенку могут помочь образцы с изображением необходимой последовательности рисования различных объектов, т.е. алгоритмы. При помощи них ребенку легко сориентироваться в количестве и форме частей тела, увидеть их пропорциональное соотношение, а также конечный результат.
В качестве предварительной работы, можно использовать шаблоны различных животных. Это поможет ребенку сориентироваться в количестве тех или иных частей тела, их форме и размера, но и даст возможность передать любое движение.




Кроме этого, можно предложить детям найти аналогии между частями тела животного и самыми распространенными геометрическими фигурами, а также рисование в этой упрощенной системе. Например, образ слона может сложиться из следующих фигур: его туловище – овал, ноги – прямоугольники, голова и уши – треугольники. Останется только дорисовать детали, хвост и хобот – и рисунок готов.



Для передачи образа животного ребенку также может помочь алгоритм, с помощью которого он может правильно и последовательно изобразить задуманное.
Для детей младших групп лучше использовать алгоритмы с наименьшим количеством шагов. Алгоритм должен быть выполнен в цвете и сроиться на основе овала.




Можно сопровождать показ рисования животного художественным словом. Например, при показе изображения зайчика, можно использовать следующие слова:
Мы рисуем снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой!
Он с хвостом и головой.

Ёжик и мухомор

Изобразительная деятельность в подготовительной группе нацелена на обобщение освоенных техник и приёмов. А учитывая, что у детей 6–7 лет багаж знаний о мире активно пополняется, фантазия развивается, самым удобным способом передать свои представления о разных сферах жизни является рисование. Причём в своих творениях ребята изображают не только новые образы, но и обогащают уже знакомых персонажей новыми чертами, что проявляется, например, в рисунках домашних и диких животных.

Особенности рисования зверей детьми 6–7 лет

Чтобы методически грамотно подготовить занятие по рисованию в подготовительной группе, нужно учесть те навыки, которыми малыши уже владеют, и те, что им предстоит отрабатывать:

Мальчики наносят краску на ладошки

В подготовительной группе дети могут проявлять инициативу в выборе техники рисования

Материалы и основа для рисования

В качестве основы для изображения животных используются листы бумаги формата А4. Если изображение выполняется красками, то перед занятием лист тонируется. В 6–7 лет ребята выполняют эту подготовку сами, педагог при необходимости помогает. Причём цвет подложки делается либо однотонным, либо в двух цветах, например, зелёном, чтобы создать антураж поляны, и голубом, чтобы показать небо.

Для коллективных композиций подложка может быть больше, например, формата А3, А1 и необычной формы. Так, для создания рисунка экзотических животных листу можно придать очертания африканского материка, а для изображения белых мишек в среде их обитания подложка может быть в форме большой льдины.

В подготовительной группе дети рисуют гуашевыми красками, акварелью, цветными карандашами, фломастерами, а также используют восковые мелки и гелевые ручки. Ребята пробуют рисовать в жанре графики, используя только простой карандаш.

Кошка, рисунок карандашом

Чтобы показать шерсть животного, нужно заполнить пространство его тела штрихами примерно одной длины, но чуть разной интенсивности оттенка

Мишка и северное сияние

Какими видами изотворчества дополнить рисунок

Чтобы сделать картинку оригинальной, привычные материалы для рисования можно дополнить аппликацией. Например, малыши перерисовывают контуры льва, раскрашивают его, а антураж Африки создают мозаичной аппликацией: разрезают готовую картинку с африканскими мотивами на кусочки, которыми обклеивают рисунок.

В наклеивании аппликативных мотивов важно соблюдать аккуратность при нанесении клея, чтобы на кусочках мозаики не осталось клея

Ещё один способ придать картинке оригинальности — дополнить её пластилинографией. Этот вид лепки придаёт рисунку рельефность и выразительность.

Рисованная морда собаки в ошейнике из пластилина

Пластилинография может присутствовать как элемент украшения, опосредованно связанный с фигурой животного, например, в виде ошейника для собаки

Как индивидуализировать задание

Способ индивидуализации на занятиях по рисованию зависит от уровня владения детьми навыками в этом виде изодеятельности, а также от общего уровня развития внимания, памяти и, конечно, эмоционального настроя перед уроком. Например, если у ребёнка есть сложности с рисованием акварелью, то есть смысл дать ему гуашь. Чаще всего, детям непросто научиться варьировать степень отжима кисточки в зависимости от интенсивности цвета картинки. Для этого имеет смысл потренировать навык нанесения нужного количества акварельной краски в часы самостоятельной работы после дневного сна.

Выставка рисунков медведей

В качестве варианта индивидуализации можно предложить детям выбрать форму и оформление подложки

Старшие дошкольники в силу большей свободы творчества могут рисовать с натуры, по представлению, выбирая материалы для изодеятельности на своё усмотрение. Помощь педагога при этом будет заключаться в предложении приёмов для воплощения образа зверя. В конце занятия ребята вместе со взрослым обсуждают успешность выбранных средств для осуществления задумки.

Какие техники рисования используются

В 6–7 лет дети рисуют и в традиционных, и в нетрадиционных техниках, что позволяет избежать однообразия в передачи анималистической темы.

Приёмы классического рисования

В подготовительной группе ребята умеют варьировать интенсивность нажима карандаша, регулировать его наклон, а также использовать не только весь ворс кисти, но и её кончик. Если нужно провести длинную линию, то задействуется вся рука, а для обозначения мелких элементов — только пальчики. Это позволяет отработать основные приёмы рисования, обозначенные в ФГОС.

  1. Передача плавности линии, гармоничности размещения полосок, пятен на шкуре животного.
  2. Для затемнения применяется густая штриховка, а для раскрашивания светлых участков — лёгкий нажим.
  3. Мазками всего ворса кисти рисуются крупные части зверя, а кончиком кисточки показываются мелкие.
  4. Для передачи образов животных, расположенных далеко, дети делают размытые наброски контуров, а для отображения персонажей переднего плана делают детально прорисованные, контрастные фигуры.
  5. Прорисовка контура делается лёгкими движениями руки, а для обозначения очертаний несложных фигурок с натуры, например, керамической кошки, линия будет непрерывной, без детализации каждой части тела.

Фотогалерея: примеры рисунков в классических техниках

Изучая следы животных в рамках темы о местных представителях фауны, дети перерисовывают контуры и называют обладателя этих отпечатков Обычно рисование целых сюжетов отводится под задания проектов, которые выполняются несколько дней вместе с родителями Для изображения подобного зайца контуры не нужны, дети отрабатывают создание границ рисунка красками К фломастерам в детском саду отношение довольно скептическое, так как они не дают возможность варьировать интенсивность тона Самым сложным элементом рисунка животного является прорисовка черт мордочки Дети любят рисовать гуашью, так как изображение получается ярким и сочным В подготовительной группе дети изображают животных как в статике, так и в динамике

Нетрадиционное рисование

Что касается неклассических способов рисования в подготовительной группе, то в 6–7 лет дети отрабатывают:

Фотогалерея: образцы работ в нетрадицонной технике

Для рисунка в монотипии важно не переборщить с набором краски на кисточку, иначе очертания фигур расплывутся Рисунки скомканной бумагой могут делаться как без предварительного нанесения контуров, так и в рамках нанесённых границ изображения В рисунке вилкой удобно изображать длинную шерсть или иголки Суть набрызга в придании каплям краски форм, поэтому работа в этой технике требует хорошо развитой фантазии

Анималистическая тема с дополнениями и усложнениями изучается в детском саду каждый год.

Пограничник с собакой

В рамках темы о природе Австралии дети создают рисунки кенгуру, утконоса.

Фотогалерея: примеры коллективных рисунков в подготовительной группе

Способы мотивировать детей подготовительной группы

Рисование для старших дошкольников — увлекательное занятие, но для организации работы в рамках единой темы, педагогу необходимо подобрать подходящие по уровню развития и темпераменту малышей способ мотивации.

Педагог помогает мальчику рисовать

Мотивация помогает сплотить ребят в общем виде деятельности

Подготовка конспекта занятия по рисованию в подготовительной группе

Урок по рисованию для детей 6–7 лет длится 30 минут и предполагает три ступени освоения темы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Учить детей передавать в рисунках предметы, разные по форме и величине, опираясь на результаты своих впечатлений; ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Образовательные.

Учить изображать животных из округлых форм: выделять в предмете основную форму крупных частей, передавать их положение (животного в движении, добавлять мелкие детали, передавать пропорции).

Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на простой графитный карандаш при создании подготовительного рисунка.

Учить детей закрашивать изображение предмета по его контуру.

Коррекционно-развивающие

Развивать глазомер, мыслительную деятельность детей. Закреплять знания детей о домашних животных, расширять активный и пассивный словарь.

Воспитательные.

Воспитывать в детях отзывчивость, внимательность, доброту к окружающим, умение сопереживать и помогать им в случае беды.

Словарь: четвероногие друзья, выручать, части тела, силуэт.

Оборудование. Карточки– силуэты с изображением домашних животных; демонстрационный материал - картинки с изображением тех же домашних животных; мольберт; магнитная доска;альбомный лист на каждого ребёнка; конверт с письмом; загадка о собаке; простые и цветные карандаши.

Методические приемы:

мотивация к деятельности; загадывание загадки; вопросы к детям; проблемная ситуация; упражнения на развитие мелкой моторики; пальчиковая гимнастика; упражнения на развитие лексико-грамматических категорий; упражнения на развитие логического мышления; физминутка; беседа с детьми; сюрпризный момент; итог занятия.

Связь с другими видами деятельности.

Познавательно-исследовательская: наблюдения на прогулке за собакой и кошкой; чтение книг, разучивание пальчиковой гимнастики о домашних животных, рассматривание иллюстраций в книгах, загадывание загадок о домашних животных; конструирование построек для домашних животных. Музыкальная: пение песен и разучивание муз.сценок о домашних животных.

Ход занятия.

Посмотрите, что нам принес почтальон. Что это? (письмо)

Ребята, вам хочется узнать, от кого пришло письмо? Тогда отгадайте загадку:

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.

Воспитатель хвалит детей: «Правильно отгадали загадку. Письмо пришло от нашего знакомого – собаки Шарика. А как можно узнать, что в этом письме?(Можно прочитать. Нужно вначале открыть конверт). Кто будет читать письмо?( можно попросить взрослого). Как можно попросить, с помощью каких вежливых слов? ( Помогите нам пожалуйста прочитать письмо) Я рада вам помочь и конечно же сейчас открою конверт и прочту. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Проснулся я утром в своей будке и сразу же отправился проведать своих друзей. Да вот горе – то какое! Оказывается, пока я спал, злой волшебник их всех заколдовал, превратил в силуэты (контуры). Скоро вернется хозяин и очень расстроится. Как же теперь быть? Я знаю, что вы – большие друзья домашних животных, поэтому и обращаюсь к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, расколдовать всех моих друзей. Заранее благодарен, верный пес Шарик.

Ну, как, дети, поможем нашим четвероногим друзьям, домашним животным.

Ребята, пес Шарик прислал нам силуэты всех заколдованных домашних животных. Давайте рассмотрим их внимательно.

Дети произносят слова:

- Хлопни, топни, поклонись,

Вокруг себя повернись.

Пусть волшебной станет кисть!

Ты рисуй и не ленись.

Пусть твои карандаши

Постараются от души.

Злые чары побори,

Воспитатель продолжает: «Итак, дети, наши краски, кисточки и карандаши стали волшебными, однако не каждый сможет рисовать ими. Только тот, кто умеет и знает, как надо рисовать. Только тогда появятся чудеса. А мы ведь с вами умеем рисовать животных, не так ли? Давайте вспомним основные правила рисования домашних животных.

Подойдите ко второму мольберту, посмотрите, кого вы здесь видите? (картинки с иллюстрациями домашних животных.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных-

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, коза, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

Ребята, подумайте, кого вы будите рисовать, какое домашнее животное вам больше всего нравиться. Ну, а теперь проходим за столы. Пора выручать животных из беды.

(Дети садятся за столы и рисуют, воспитатель напоминает, как надо сидеть за столом, помогает советом.)

- Дети, волшебное заклинанье помогло нам. У вас у всех получились замечательные работы (портреты). Давайте отнесём их на выставку и рассмотрим. Потихонечку, не спешите, несите свои рисунки на стол (ко мне).

Анализ готовых работ.

Воспитатель вызывает для анализа 2-3 детей. Дети показывают понравившийся им рисунок и объясняют, почему он им понравился.

Итог занятия.

-Кому вы сегодня помогли? Почему домашние животные стали нашими четвероногими друзьями?

Читайте также: