Жестяной барабан анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тематически р-н ГГрасса(Жестян.барабан)продолжает традиции герм.лит-ры.В нем изображ.история Германии,но Г.намеренно придает р-ну пародийный хар-р,полимически заостряя его против восприятия пафоса соц-критич.лит-ры.Многие эпизоды и ситуации р-на иронический перифраз беллевских тем и мотивов.Повествователь в р-не-карлик Оскар Мацерат пребывает в псх.лечебнице.Однако он утверждает,что он там осознанно,что там он нашел тихое пристанище от житейских невзгод.Он говорит,что и карлик он сознательно,что специально упал в открытый отцом погреб в возрасте 3 лет.И повесть своей жизни он пишет особенно-отбивает ее на жестяном барабане,верном спутнике жизни.Грасс тем самым говорит,что истории Германии больше присущь темп марша,ритм,который отбивает Барабан,являющийся символом поэтич.искусства.Что история страны это не поучительная трагедия,а мрачный и абсурдный фарс.Поэтому ирония заключ.и в изображ.героя,которому подходит не патетич.поза всеведующего учителя морали,а поза добровольного инфантилизма,ибо немцев,как инфантильных людей уже ничему не научишь. В романе наблюдается мрачная клоунада,свержение всех святынь и ценностей бурж-мещанского общества. Автор иронизирует над Оскаром,который явл.своеобразной маской.Несмотря на все его претензии на мудрость и даже на мессианство-он плоть от плоти того самого фелистерского мира.Т образом,если Грасс и вложил вначале свои мысли в уста Оскара,то сатирич.трактовкой своего героя он ставит под сомнение совй скептис.За авторским тоном сатирич.бравады скрывается растерянность.В основе р-на лежит абсолютное сомнение,а скептис выражается в пародийном отрицании всех воспитательных систем

Тематически первый роман Грасса подхватывает и продолжает предшествующую традицию западногерманской литературы. Здесь снова воскрешается история Германии XX века — от первой мировой войны через годы Веймарской республики, фашизма и второй мировой войны к послевоенной Западной Германии. Как и Белль, Грасс отчетливо ощущает роковую преемственность в этой истории, историческую обусловленность прихода фашистского варварства. Грасс ненавидит фашизм, ненавидит сытое немецкое мещанство, создававшее благоприятную питательную почву для фашизма.

От лица гл. персонажа, Оскара Мацерата предстает перед читателем сразу в нескольких ипостасях. Все они сходятся в 1954, когда он отмечает свое 30летие. Но празднует его в сумасшедшем доме, подозревается в убийстве, но суд признал его психически ненормальным. Выясняется, что он здоров и одиночную камеру организовал себе сам, ему осточертела жизнь в обществе, и свое заключение он использовал для того, чтобы написать воспоминания. Охватывают не только 30 лет Оскара, но и истории множествава др. лиц, судьбы кот. пересеклись с его. Автор наделяет О. уникальными способностями - начинает воспринимать мир уже в утробе матери, а в 3 года решает остановить свой рост на уровне 94 см, чтобы остаться самим собой, освободится от принуждения играть в игры взрослых. Развивает в себе обостренную наблюдательность (способен рассказывать о событиях, случившихся задолго до рождения). "Ясновидение" М. позволяет автору варьировать масштаб повествования, используя эффект микроскопа/телескопа. Грасс скрывает, что он умнее героя => нет назидательности. В 3 г. О. дарят барабан. С его помощью он научился выражать чувства и эмоции, что потом позволяет ему превратиться в виртуоза с успехом гастролировать. Оскар может еще издавать звуки разной чистоты и бить с помощью голоса предметы. Грасс использует "эффект отчуждения" - хочет освободить сознание читателя от разного рода штампов. С помощью своего героя аутсайдера, гротеска, сатиры и бурлеска Г. разоблачает любые идеологемы (национально – социологические , либерально - демократические, ком. и т.д.), но одновременно ставит под сомнение и своего героя и его бунт, кот. оказывается лишь спец. формой обывательского конформизма. Тем самым наносит удар по немцу, которвый после военных потрясений снова обживается, не осмыслив уроков истории.

В романе наблюдается мрачная клоунада, свержение всех святынь и ценностей буржуазно - мещанского общества. Автор иронизирует над Оскаром, который является своеобразной маской. Несмотря на все его претензии на мудрость и даже на мессианство - он плоть от плоти того самого фелистерского мира. Таким образом, если Грасс и вложил вначале свои мысли в уста Оскара, то сатирической трактовкой своего героя он ставит под сомнение свой же скептис. За авторским тоном сатирической бравады скрывается растерянность. В основе р-на лежит абсолютное сомнение, а скептис выражается в пародийном отрицании всех воспитательных систем

Идея романа зародилась летом 1952 года во время путешествий Гюнтера Грасса по Франции. Вот как об этом пишет сам автор:

Под этим впечатлением Грасс написал стихотворение, в котором впервые появилась фигура Оскара Мацерата. Это стихотворение, до сих пор так и не опубликованное, стало предвестником романа за семь лет до его написания.

Роман "Жестяной барабан"(1959; первый роман автора)построен в традиционном жанре романа воспитания. Книга поражает непривычной фигурой главного героя. Юный Оскар в три года перестает расти в знак протеста против жизни взрослых. Взгляд "снизу" позволяет представить людей и предметы в непривычно-гротескном виде, опровергнуть устоявшиеся мнения; испытав шок, задуматься о происходящем.

Он одновременно урок и вундеркинд. В довершение всего Оскар не просто рассказывает или пишет повесть своей жизни, как это обычно происходит,- он все отбивает на детском жестяном барабане, своей любимой игрушке и неразлучном спутнике жизни.

Тем самым роман Грасса стремится внушить читателю, что история Германии- не поучительная трагедия, а мрачный и абсурдный фарс, ей более пристало переложение для барабана, на темп марша, и жестяной барабан здесь самый подходящий символ поэтического искусства. Не патетическая поза всеведущего учителя морали приличествует летописцу этой истории, а скорее поза добровольного инфантилизма, ибо людей, немцев все равно ничему не научишь.

Так в самом оформлении грассовского повествования проявляется решительная тенденция к снижению, цинической клоунаде, обусловившая явственную натуралистическую окраску романа. Одну за другой ниспровергает Грасс все святыни и ценности современного ему буржуазно-мещанского мира: семью, религию, позолоту культурных традиций, причем не только издевается над ханженской спекуляцией на этих ценностях, но попутно постоянно метит и в тех идеалистов, которые всерьез на них уповают. Но за этим тоном цинической бравады, за шутовской маской повествователя,за виртуозным владением всеми регистрами сатирического смеха скрывается трагическая растерянность. Это отчетливо обнаруживается там, где Грасс непросредственно изображает преступления фашистов. Он делает это крайне редко, опасаясь впасть в пафос.

События романа охватывают целиком первую половину ХХ века: Первая мировая война, поражение, инфляция, фашизм, снова война и опять разгром. Место действия романа- Данциг и его предместья.

По наблюдениям Оскара, мир- вместилище порока, грязи и преступления. В романе немало пикантных ситуаций. Чего стоят одни только уверения Оскара Мацерата, что у него два отца, поскольку у матери кроме супруга был официальный сожитель, и они втроем частенько резались в карты. Хитрец Оскар имеет склонность прятаться под стол, под трибуны, под юбки. Он любит притаиться, чтобы наблюдать жизнь потаенную, закулисную, подноготную, которая обретет вторую очевидную реальность в его рассказах.

Герой романа"Жестяной барабан"-обыватель, маленький человек, которому нацисты внушали, что его крепостью был и будет семейный очаг и его необходимо защищать от красной опасности. Сентиментальный домашний уют- не это ли стародавняя немецкая моральная ценность? Но семейка Оскара далека от нравственных стандартов. У Г.Грасса свой подход к семейному идеалу. Он исходит из того, что в мире без морали, каковой была Германия во времена господства нацистов, семья не может быть оазисом морали, большое и малое неразрывно связаны.

Логика Оскара носит всегда абсурдный характер: лучше стать сиротой, чем терпеть наставления двух отцов сразу. Оскар- маленький палач, безжалостный и глумливый, для него, в сущности, нет живых людей, а все, даже самые близкие,-марионетки, с которыми он волен играть в жестокие игры. Автор наделил крохотного человечка сверхъестественными способностями: на жестяном барабане он способен выбить каждую фразу, любую мысль. Барабанстановится его способом общения с миром. Но если традиционно барабан призывал маршировать и дружным строем шагать к победам, то барабанная дробь Оскара дестабилизирует окружающую жизнь, вносит хаос, сумятицу, беспокойство.

Оскар Мацерат- двойник Ганса Шнира ("Глазами клоуна" Г. Бёлль). Оба- художники (артисты: Оскар гастролирует с сольными барабанными концертами), аутсайдеры; оба добиваются успеха и любви в призираемом ими обществе и добровольно отказываются от своего успеха, устав тянуть лямку неизбежного при успехе конформизма. Последовательно отсекаются возможности индивидуального счастья в мире социального неблагополучия, и сам бунт против этого мира осознается как трагическая клоунада.

Для Грасса абсурдистское разоблачение- лишь одна из составляющих повествования. Специфика его повествовательной манеры: гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет или эпизод разворачивается на фоне весьма конкретных социально-исторических, политических, географически-топографических обстоятельство. Зазор между тем, о чем повествуется, и тем, как повествуется.

Оскар предстает перед читателями сразу в нескольких ипостасях. Все они сходятся в 1954 году, когда он празднует свое 30-летие в психушке (он подозревается в убийстве, но суд признал его психически ненормальным). Оскару осточертела жизнь в обществе, и свое заключение он использует для того, чтобы написать подробные воспоминания. Они охватывают не только 30 лет жизни самого Оскара, но и истории десятков лиц, чьи жизненные пути пересеклись с судьбой главного героя. Оставаясь в глазах старших недоразвитым, упрямым ребенком (даже речь и чтение якобы даются ему с трудом), Оскар развивает в себе обостренную наблюдательность, доходящую до ясновидения (рассказывает о событиях, случившихся задолго до его рождения). "Ясновидение" Оскара позволяет автору все время варьировать масштаб повествования, как если бы микроскоп в руках рассказчика в любой момент мог стать телескопом.

Основная задача автора-создание эффекта отчуждения, намерения освободить сознание читателя от разного рода штампов, расхожих мнений (История Германии ХХ в., отношения разных наций). Достигая с помощью героя-аутсайдера гротескно-сатирического и бурлескно-комического эффекта в разоблачении любых идеологем, Грасс одновременно ставит под сомнение самого своего героя и бунт, который на поверку оказывается ишь специфической формой обывательского конформизма.

Анализ творчества Г. Грасса, характеристика книги "Жестяной барабан". Знакомство с главными героями, сюжетом. Основные впечатления от фильма Ф. Шлендорфа "Жестяной барабан", символические моменты. Жестяной барабан Оскара как главная метафора фильма.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 15.04.2012
Размер файла 16,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности романа Г. Грасса "Жестяной барабан"

грасс фильм жестяной барабан метафора

Гюнтер Грасс - писатель, который застал становление, развитие, и, наконец, падение фашизма. Разворачивающиеся вокруг события не могли не найти отражения в его творчестве. Но Грасс был не посторонним наблюдателем. Он сам участвовал в войне, а в 1945 году был ранен и попал в американский плен.

Место действия - город Данциг на границе Германии и Польши. Временные рамки - от зарождения фашизма до его полного падения. По мере укрепления фашизма немцы начинают притеснять поляков. Главный герой - Оскар - мальчик, появившийся на свет в годы зарождения фашизма. В день своего трехлетия он решает перестать расти, выражая тем самым протест против окружающего его общества. От его лица и ведется повествование. Автор показывает этот безумный мир (в то время он был особенно безумен) глазами мальчика, который оказался как будто вне временных рамок.

Меня заинтересовала очень важная, на мой взгляд, деталь. Мальчик сам выбирает время, когда ему расти, а когда нет. И насколько символично выбирает! Если он падает и перестаёт расти в начале развития фашистского движения, а начинает развиваться вновь только с окончанием войны, можно предположить, что герой - символ времени. То есть Германия с приходом фашистов как бы затормозила в своём развитии. Если говорить точнее, даже начала развиваться в неправильном направлении. Всё вернулось на круги своя только после падения фашизма.

Немного о моём впечатлении от книги. Первые страниц 30-40 приходилось прямо таки продираться сквозь богатый, витиеватый язык Грасса, сквозь тонкости перевода. Зато потом я втянулась, влилась в жизнь Оскара Мацерата с его голубыми глазами, неизменно маленьким ростом, голосом, режущим стекло, неприятием окружающего мира и, конечно, жестяным барабаном. Да, кстати, о жестяном барабане…

В романе Грасса этому музыкальному инструменту отводится чуть ли не ведущая роль, о чем свидетельствует и название. Мать, родив Оскара, обещает купить ему к трехлетию детский барабан. И только это примиряет нашего героя с тяготами человеческого существования. Можно сказать, что только ради обладания заветным барабаном он и живёт.

Интересны и мотивы, по которым Оскар принимает такое решение: перестать расти. Даже при поверхностном чтении несложно понять, что таким образом он выражает протест. Но вот против чего он протестует? Самые очевидные - это социальные причины. Протест мальчика против фашизма виден невооруженным глазом. Но нельзя упустить и причины личного характера. Чрезвычайно болезненно воспринимаются мальчиком сексуальные отношения матери с его дядей и предполагаемым отцом, Яном Бронски. Он не хочет быть вовлеченным в эту грязь взрослого мира. Он хочет оставаться ребёнком. Впоследствии он убеждается, что всё же развивается. Правда, не в ту сторону, какую хотелось бы. Не растёшь в нужном направлении - будешь расти в неправильном. Наверное, это закон жизни. И по отношению к Германии того времени этот закон сработал весьма точно.

Вспомним и то, что Оскар - отцеубийца, причем вдвойне. Яна Бронски он погубил, приведя на Польскую почту, которую начали штурмовать. Мацерата - когда дал ему нацистский значок в погребе, в который вот-вот должны были ворваться русские солдаты. Мацерат, не видя другого выхода, пытается проглотить этот злосчастный значок, но давится им. Один из солдатов, не понимая, почему он вдруг опустил руки и начал шевелиться, разряжает в него автомат.

Лично мне Оскар был неприятен с самого начала до конца повествования. От него отвращает в первую очередь его ущербность - моральная и физическая. Отвращает его бескрайняя злоба. Его бесчеловечность. Он - отражение своей эпохи. Но есть и то, что располагает к Оскару, несмотря на всю негативность его образа. На мой взгляд, он - единственный персонаж книги, который адекватно и относительно верно оценивает то, что происходит вокруг.

(Экранизация романа Гюнтера Грасса)

Фильм я посмотрела раньше, чем прочитала книгу и можно сказать, что он - краткое содержание романа. И это естественно, потому что такую эпопею во всех подробностях не экранизируешь. Но он произвел на меня сильное впечатление. Всё в нём необычно и ярко: сюжет, игра актеров, цвета, музыка. По моему мнению, стоит смотреть фильм в оригинале, потому что детский голос Оскара порой пробирает до дрожи. Голос ребенка, который на самом деле обладает разумом взрослого… От этого становилось даже жутко.

Самым ярким впечатлением стали для меня….глаза Оскара. Да-да, именно глаза. Я надолго (а может и навсегда) запомню их, голубые, большие, чистые и по-детски наивные, которые могли в том же время выражать неподдельную злобу и какое-то нечеловеческое равнодушие.

Есть в фильме очень яркие и символичные моменты. Например, сцена, когда немцы Данцига встречают фашистов из Берлина. Собралось много народа. Оркестр играет какой-то марш, а Оскар залезает под трибуну и начинает барабанить. Он сбивает оркестр, который начинает играть вместо марша вальс. Люди танцуют, вместо того, чтобы приветствовать фашистов. Гениальная, безумно символичная сцена. Прекрасный пример антивоенного настроения

Также сильный эпизод - приезд Гитлера. Самого фюрера мы не видим, но зачем он нам, когда есть его рука, которая несется напролом, сметая всё со своего пути.

Сюжет фильма, конечно, фантастичен. Это сатира над положением в мире, более того, над всем человечеством в целом. На слиянии сарказма, скептики режиссёру Шлендорфу удалось сделать отличный фильм, который в первую очередь шокирует, а затем заставляет задуматься, что наиболее ценно. Немало сцен вызывает и попросту отвращение. Но я не могу сказать, что без них фильм был бы лучше. В том числе и благодаря ним создаётся особая атмосфера и фильм производит очень своеобразное, почти мистическое впечатление.

Подобные документы

Автобиографическое начало произведений, образ города в мировой литературе XX века. Джеймс Джойс и общая картина мира в произведении "Улисс" ("больной книги больного века"). Гюнтер Грасс: воплощение противоречий современной эпохи в "Жестяном барабане"

курсовая работа [51,9 K], добавлен 03.03.2010

Общая характеристика романа "Мастер и Маргарита", анализ краткой истории создания. Знакомство с творческой деятельностью М. Булгакова. Рассмотрение ключевых персонажей романа: Маргарита, Понтий Пилат, Азазелло. Особенности проведения съемок фильма.

презентация [24,7 M], добавлен 19.02.2014

Информация об экранизации романа "Гордость и предубеждение". История предшествующих экранизаций этого романа. Краткая биография Джейн Остин, ее творчество, создание романа "Гордость и предубеждение". Критический анализ фильма, актеры, полученные премии.

реферат [35,5 K], добавлен 24.12.2009

Необычная тревожность романа "Идиот" Федора Михайловича Достоевского. Система персонажей в романе. Подлинное праведничество, по Достоевскому. Трагическое столкновение идеального героя с действительностью. Отношения Мышкина с главными героями романа.

реферат [32,5 K], добавлен 12.12.2010

Характеристика художественных особенностей творчества Грэма Грина. Выявление основной проблематики романа "Комедианты". Исследование литературоведческого понятия "эпиграф". Анализ его роли в литературе. Поиски смысла жизни героями романа Грэма Грина.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 02.02.2014

Эскетизм как литературное течение. Влияние эскетизма на творчество Оскара Уайльда. Проблематика сказок. Тема сапожертвования. Философско-эстетическая проблематика романа "Портрет Дориана Грея". Проблема соотношения искусства и действительности.

дипломная работа [39,9 K], добавлен 08.07.2008

Метафоры в языке художественной литературы. Значение романа Михаила Шолохова "Тихий Дон" как источника языкового материала для русской словесности. Способы выражения и варианты использования разного метафор в тексте романа, описание его необычности.

1. Кое-что о герое книги

Вдобавок, по-видимому, именно сейчас человечество переживает свою самую последовательную, а может статься и самую глобальную постмодерную ситуацию.

Как о том свидетельствует само название, чуть ли не ведущая в книге роль досталась детскому жестяному барабану: мать, родив Оскара, тут же и решила к третьей годовщине первенца преподнести ему такую игрушку. И лишь это ее счастливое решение кое-как примирило нашего героя с тяготами человеческого существования. Можно бы даже сказать, что только при условии обладания барабаном он и согласился жить…

Как видим, все тут построено на противоречиях, даже точнее было бы сказать на некоей капризной (а то и опасной) д в о й с т в е н н о с т и.

Итак, Добро и Зло неразличимы… А, может быть, даже и нераздельны. А в то же время они не составляют целостности…

Тут, наверное, пришло время поразмыслить над некоторыми особенностями Оскара Мацерата как человека и как литературного героя. Помните: он явился на свет целиком завершенной личностью и одновременно желал бы не покидать материнского лона. Лишь перспектива обладать барабаном подвигнула его на отказ от вожделенного убежища. Но только на время подвигнула. Ибо героя непрестанно манит вечный покой материнской могилы…

Анна Бронски, разумеется, прячет Коляйчека под своими четырьмя юбками. Сидя там, он, непонятно каким образом, ухитряется сделать ей ребенка…

Именно так совратил он двоюродного брата матери Яна Бронски, которого, — может быть, и не безосновательно — считал своим отцом, поскольку Ян с его матерью спал, а вдобавок был еще, как и Оскар, голубоглазым…

Что тут истина, что — ложь, так и остается невыясненным. Да и не имеет это для Грасса ни малейшего значения…

2. Об обороне Польской почты, о войсках

маршала Рокоссовского в Данциге и о книге

Очередной барабан нашего героя пришел чуть ли не в полную негодность, а хоть так-сяк его починить способен лишь пан Кобиелла, комендант вышеупомянутой Польской Почты. И Оскар уговаривает Яна Бронски с ним туда сходить. Но едва дядя и племянник (или отец и сын?) переступают порог, начинается ее штурм.

Немецкий сняряд разорвался в комнате, где находились наши герои, и все они, кроме Оскара, получили тяжелые ранения (особенно пострадал мастеровитый комендант). Но, освободившись таким манером от необходимости участвовать в боевых действиях, они принимаются… играть в карты.

Русские солдаты уже в доме и вот-вот сюда заглянут. Мацерат снимает с лацкана пиджака нацистский значок и бросает на пол, чтобы наступив на него ногой, укрыть от глаз победителей. Куртхен и Оскар, как малые дети, мечтают значком завладеть; Оскар оказывается ловчее, и сжимает значек в кулаке…

В это время русские — при ближайшем, впрочем, рассмотрении они оказались калмыками, — оккупирують подвал и принимаются по очереди насиловать вдовушку. Марию, однако, не трогают,— надо думать, из-за сидящего у нее на коленях Куртхена. И тут Оскар вдруг возвращает Мацерату его значок, а Мацерат — как бы в состоянии умопомрачения — этот corpus delicti берет и сует cебе в рот, вроде бы намереваясь проглотить. Но начинает давиться… И один из калмыков разряжает в Мацерата автомат, потому что не может понять, почему тот вдруг опустил руки и зашевелился…

И тут же вроде бы терпит фиаско: он бредит, и ему является гигантская карусель, на которой вертится множество мальчиков и девочек. Их давно укачало, и они умоляют остановить карусель, но Отец Небесный (он же — Хозяин Карусели) все вынимает и вынимает из кошелька монетки и платит за следующий круг. И каждый раз оборачивается к детям иным своим ликом:

Выходит, что герой этой новеллы, если бы не случай, имел все шансы остаться правоверным левым и не стал бы ландскнехтом первой мировой войны… А из этого разве не следует, что в глазах Грасса идеология немного стоит?.

Иными словами, между милитаристом и пацифистом опять-таки нет никаких существенных различий , а свобода убеждений — чуть ли не химера.

Иными словами левые и правые (если, конечно, верить Грассу) великолепно понимают друг друга.

Хотя, может статься, так оно в некотором роде и было?

Итак, решительно ничего, кроме войны.

3. Почтальон Виктор Велюн, небесные уланы

и тринадцатый воробей

Вроде бы повинуясь внезапному капризу, он способен, например, выхватить (чуть ли не наугад!) из потока собственной жизни или из окружающей ее суеты эпизод, любопытный, казалось бы, лишь с точки зрения самого рассказчика. И, исключая пару-другую судьбоносных событий — наподобие начала войны или ее конца, — даже не пытается уточнять, о каком, собственно говоря, отрезке времени ведет в данный момент речь…

Оскар со своим новым приятелем фон Виттларом прогуливается по ночному (и уже давно послевоенному) Дюссельдорфу. Трамваи не ходят, но какой-то вагон еще стоит на путях близ депо, и Виттлар, умеющий водить трамваи, предлагает прокатиться.

На одном из перегонов двое в зеленых шляпах с черными лентами трамвай останавливают и грубо заталкивают туда некоего перепуганного человечка, в котором Мацерат вдруг узнает Виктора Велюна, почтальона Данцигской Польской Почты. После ее разгрома в 1939-ом году Велюну, выходит, посчастливилось спастись. А теперь его, наконец, схватили и привидению смертного приговора в исполнение ничто уже как-будто не препятствует.

Палачам надлежит исполнить свой долг: на сей счет имеется письменный приказ, датированный 1939-м годом, и лишь по исполнении этого приказа их служба, наконец, завершится.

Арестованного тащят в сад матери фон Виттлара, чтобы там с соблюдением соответствующей процедуры расстрелять. И Оскар с Виттларом уже не протестуют, ибо сообразили, что от судьбы не уйдешь. Но с небес вдруг спускается эскадрон польских улан и уносит Велюна; а Оскар в этот момент выбивает на барабане мелодию польского гимна…

Столь же наивным было бы буквально толковать и историю с ресторанчиком некоего господина Шму. Тот — первоклассный, надо думать, психолог — сервировал своим гостям за немалые деньги лишь луковицу на деревянной дощечке и острый нож. Гости резали луковицу и безудержно рыдали над проигранной войной и поруганной нацией, а кое-кто, может быть, даже сокрушался по причине собственных печальных заблуждений, имевших место в годы служения третьему рейху. Но и в последнем случае то была лишь игра, только для самого себя поставленный спектакль, приятно баюкающий совесть…

4. Finita la comedia

В конце концов выяснилось, почему Оскар оказался в вышеупомянутом специальном лечебном учреждении: на него пали весьма обоснованные подозрения в том, что именно он зарезал медицинскую сестру Доротею. И Оскар удовлетворен, ибо таким странным (и в то же время простым) манером ему удалось укрыться от коварного мира: ведь, если помните, еще наивной детской мечтой нашего героя было спрятаться под четырьмя юбками бабушки Коляйчек…

Впрочем, героя нашего преследует еще и какой-то неотступный, таинственный, будто разлитый по вселенной э к з и с т е н ц и а л ь н и й (а, значит, и вовсе неодолимый!) ужас, почему-то воплощенный в образе… черной кухарки, героини наивной детской считалки…

Такая вот непостижимая д в о й с т в е н н о с т ь, слепленная из страха и смеха, в сущности, и творит этот удивительный роман…

Наиболее наглядный в этом смысле пример — Панург, ближайший друг благороднейшего принца Пантагрюэля, одна из центральных фигур книги, да еще чуть ли не главная в достопамятном плавании к Оракулу Божественной Бутылки. Следовательно, в глазах автора ему надлежало бы быть положительным, а он, напротив, патологически лжив, патологически труслив и даже патологически пакостен.

Неправда ли, многие поступки Оскара, как две капли воды, напоминают панурговы. Однако, если Панург в глазах Рабле и не положительный герой, то уж, во всяком случае, никак не отрицательный.

Словом, никто не видит мир правильнее, чем совершенно неправильный герой… Нет, это не credo постмодернизма, — скорее , внутренняя его специфика, которую Грасс уловил с поразительной точностью. А из нее — то есть из помянутой специфики — уже вытекает и все прочее: своя поэтика, своя эстетика и своя логика. Все, естественно, целиком перевернутые…

А завершить все это сочинение мне хочется некоей невыдуманной историей, скорее, грустной, нежели глупой. Так вышло, что я на протяжении долгой своей жизни встречался со многими знаменитыми немецкими писателями — восточными и западными. Только не с Гюнтером Грассом. И вот почему…

Следующий материал

Что это? Предостережение миру?

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Прежде чем говорить о романе, стоит вдуматься в отрывки из Нобелевской лекции Грасса, важные для понимания его творчества: «Каждый писатель является сыном своего времени, сколько бы он ни твердил, что пришёл в мир слишком рано или слишком поздно. Не сам он, по собственному произволу, выбирает себе тему: она ему даётся. У меня, во всяком случае, не было возможности решать свободно. Если бы всё зависело только от меня и моих капризов, я бы подчинил себя исключительно законам эстетики и избрал бы необременительную и безобидную роль юмориста.

Но случилось не так. Возникли препятствия. Передо мной лежали груды обломков и горы трупов, которые наплодила немецкая история.

Роман создавался в послевоенное время, во второй половине 50-х. Недавние кумиры были повержены, но их идеи не умерли, сознание предстояло освободить от лжи и фальши, предстояло показать изнанку идеалов великой Германии. И Грасс разбивает вдребезги миф о величии немецкой нации, об избранничестве немцев и Германии, об особой поэтичности немецкой души. Когда-то Марк Твен, превратившийся под конец жизни из юмориста в великого сатирика, говорил, что подорвать великую ложь, которая властвует над нами, разнести её в прах может только смех. Перед смехом ничто не устоит. Прислушался ли Грасс к великому американцу или сам пришёл к такому же выводу – не знаю. Но его гротескный реализм своё дело сделал.

Роман строится как история главного героя, как его исповедь, как семейная хроника. Но привычные законы жанра нарушаются из-за пародирования. Многое определил выбор героя. Как мы уже знаем, его герой – карлик, находящийся к тому же в психушке.

Оскар Мацерат, таково его имя, карлик необычный, это не простой лилипут. Он очень рано почувствовал отвращение к жизни взрослых. Когда ему исполнилось 3 года, он имитировал падение в погреб и сознательно перестал расти, дабы избежать предначертанной ему участи взрослого. А какая участь его поджидала? Или стать, как Мацерат-старший лавочником, или же стать солдатом и погибнуть как двоюродный брат его матушки Агнесс Ян Бронски (он же – её любовник на протяжении многих лет и, что не исключено, возможно, истинный отец Оскара). Ни то, ни другое Оскара не прельщало. Внешне он остался трёхлеткой, но оказался наделён сверхъестественными способностями.

Обликом и поведением он напоминает гофмановского крошку Цахеса: столь же коварен, злокознен, капризен. Но Цахес – ничтожество, а Оскару присуща циническая изощрённость ума. Он владеет фантастической способностью манипулировать взрослыми с помощью игрушечного барабана (не пародируется ли здесь Гитлер, который называл себя великим барабанщиком нации?). Оскар обладает ещё и способностью своим голосом разбивать стёкла (битое стекло – напоминание о Хрустальной ночи и жутких бомбёжках, пережитых немцами под конец войны). Свои злодейства он оправдывает тем, что и другие – взрослые – не лучше его, только лицемерны, а мир в целом мерзостен и безобразен. Вместе с тем Грасс наделил своего героя простодушием, озорством и авантюризмом Симплициссимуса, героя любимого им Гриммельсгаузена.

Оскар Мацерат потешается над общепринятыми святынями, всем портит игру. Именно такой герой и нужен был Грассу, чтобы повергнуть былых кумиров, освободить сознание от лжи и фальши.

Грасс нуждался именно в таком герое – уроде и вундеркинде одновременно. Только с его помощью смог он осмеять былых кумиров, представить реальность в незамаскированной наготе, а точнее – сорвать с неё маски, развенчать нацистский миф и показать, что Германия 1950-х годов далеко не освободилась от нацистского прошлого.

Сказка, перерастающая в трагедию

Так бы и остался этот невзрачный и грустный, не включённый в любовный треугольник еврей забавной фигурой, если бы не события, которые для него завершились одним ноябрьским днём 1938 года. Но до этого дня ему довелось пережить ещё и смерть Агнес. Он идёт на кладбище проводить её в последний путь, но его оттирают от гроба и грубо изгоняют. Оскар, заметивший, как выпроваживали Маркуса, бежит за ним.

«Оскархен! – удивился Маркус. – Скажи на милость, что они хотят от Маркуса? Чего он им такого сделал, почему они так делают?

Если самоубийство счесть за благо в свете еврейского исторического опыта той поры, то законы сказочного жанра сработали до конца: добро если не победило зло, то не далось ему в руки. Быстрая смерть лучше поругания и длительных мук, а другого выбора у еврея Маркуса не было. Он ускользнул от мучителей в смерть. Естественно напрашивается вопрос: если смерть становится единственным выходом для человека, то какова жизнь? Сказка перерастает в трагедию.

Покинув разгромленную лавку и мёртвого волшебника (в глазах ребёнка Маркус был хозяином волшебного царства игрушек), Оскар замечает на соседнем углу женщин из Армии Спасения, распевающих псалмы и раздающих прохожим душеспасительные брошюрки, взывающие к Вере, Надежде, Любви. После всего, что он увидел в лавке, сцена эта кажется ему нестерпимо фальшивой и лицемерной. Все христианские добродетели просто девальвировались в его глазах. Грасс обвиняет церковь в молчаливом пособничестве злодейству, хотя слова обвинения не произнесены. Он использует другие приёмы.

Читайте также: