Женские образы в романе герой нашего времени план урока

Обновлено: 04.07.2024

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Эпиграф:

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

I. Организационный момент

II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Тестирование:

Тестирование

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин;
б) автор;
в) сама героиня;
г) Максим Максимыч.

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич;
б) она осталась с Печориным;
в) она вернулась к своим родным;
г) она умерла.

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи;
б) на берег моря;
в) в трактир;
г) в сосновый бор.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него;
б) ундина чуть не утопила Печорина;
в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;
г) она назначила вторую встречу.

5. Чей это портрет?

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят. Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего. А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

а) Женился на Вере;
б) Уехал за границу;
в) Умер, возвращаясь из Персии;
г) Стал членом тайного общества.

III. Работа по теме

– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания группам

I группа: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

II группа: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

III группа: Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

IV группа: Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

VII. Итог урока

Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.

При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?
– единство группы в ходе работы было нарушено?

Литература:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Развивающая: систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;

Воспитательная: воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Методическое обеспечение урока:

Наглядные пособия: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.

Раздаточный материал: тестовые задания

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

I. Организационный момент

Постановка целей.

II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Тестирование:

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

г) Максим Максимыч.

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич;

б) она осталась с Печориным;

в) она вернулась к своим родным;

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи;

б) на берег моря;

г) в сосновый бор.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него;

б) ундина чуть не утопила Печорина;

в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;

г) она назначила вторую встречу.

5. Чей это портрет?

г) Княгиня Лиговская.

г) Княгиня Лиговская.

7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят. Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего. А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

г) Княгиня Лиговская.

а) Женился на Вере;

б) Уехал за границу;

в) Умер, возвращаясь из Персии;

г) Стал членом тайного общества.

III. Работа по теме

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.

– Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания группам

I группа: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да".

Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом.

Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение.

Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое.

Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение).

II группа: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.

Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами.

Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.

Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).

III группа: Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).

Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.

Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.

Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит).

IV группа: Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает.

Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта.

Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина.

В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

VII. Итог урока

Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.

При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?

– единство группы в ходе работы было нарушено?

4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976

Краткое описание документа:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Женские образы в романе.

2) научиться проводить анализ текста; рассуждать, грамотно излагать свои мысли; развить навыки сравнительного анализа действующих лиц комедии через сопоставление их монологов и диалогов, а также на основе цитатной характеристики.

3) воспитать любовь к литературе ; научиться ценить дружбу, любовь; развивать эмоционально-ценностные компетенции.

Ход и содержание урока

Читаем краткое содержание романа.

Каждая группа получила задание. Читают свои конспекты, дают характеристику главным героям.

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

3.Работа по теме. Ученики читают свои конспекты по мужским образам.

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями. На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.

Задания группам

I группа: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

II группа: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Какова композиционная роль ее образа?

III группа: Печорин и Мери

1. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

IV группа: Печорин и Вера

1. Как охарактеризовать можно их чувства друг к другу?

2. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

О тветить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

Представленный конспект урока отражает особенности проблемного подхода к изучению классического произведения, урок проходит в форме групповой дискуссии. Учащиеся выступают в роли разных героев романа.

ВложениеРазмер
urok_9_kl_pechorin.docx 34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : создание условий для раскрытия образа Печорина, найти причины трагедии его судьбы, проанализировать женские образы романа.

Организац. момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать в группах и для более слаженной и продуктивной работы давайте вспомним правила поведения при такой форме занятия: дисциплина, уважение друг к другу, уметь слушать одноклассников.

Подводим к теме!

- А чем же уникально это произведение?

(Это 1-ый психологический роман не только в русской, но и в европейской литературе).

Слово учителя: Печорин –сложный психологический образ. Автор раскрывает нам его через восприятие других героев, через собственное восприятие, через самоанализ, через анализ отношений героя к окружающим людям. Огромную роль в жизни человека играет дружба. На прошлом занятии мы анализировали взаимоотношения Печорина с Максим Максимычем, с Вернером, с Грушницким. К какому выводу мы пришли?

( Мы пришли к выводу, что Печорин не умеет ценить дружбу, она разбивается о холодный рассудок Печорина, он не умеет дружить с людьми, понимать их, сочувствовать, считая их чувства слабостью.)

-Какую роль играют женские образы в романе, для чего мы будем анализировать женские образы?

(Именно женские образы играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.)

Запись: Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Как каждый женский образ выявляет существенные черты образа Печорина и какую выполняет роль?

-В ответе на эти . поможет исследование текстовых эпизодов, проведенное в группах.

А также мы посмотрим на него их глазами. Каждая из них расскажет о нем по – своему. Что они скажут о нем, в чем трагедия каждой ситуации? Попытаемся найти причины несложившихся отношений.

Задание: каждая группа получает задания, одно из которых - выбрать высказывание-эпиграф в соответствии с предложенной работой.

Открывает галерею женских образов романа Бэла. Это свободолюбивая дева гор, воспитанная в строгих традициях.

. (Работа в группах) Подбор каждой группой эпиграфа , соответствующего предложенной работе.

1- ая группа. Печорин и Бэла.

1)Составьте и зачитайте монолог Белы, в котором бы выразилось её отношение к Печорину.

2)- Охарактеризуйте Бэлу

- Как развивались взаимоотношения Бэлы и Печорина?

- Как сам Печорин объясняет охлаждение своих чувств?

- Какие чувства испытывает девушка от равнодушия офицера?

- Почему Бэла не могла вернуться в родной аул?

- Как заканчивает жизнь Бэла?

- Виновен ли в этом Печорин?

-3) Сделайте вывод: какой он, Печорин, в ваших глазах после такой ситуации. Какие качества Печорина погубили в духовном плане Бэлу?

Вывод : Человек не игрушка. Его нельзя взять, отдать. Вспоминаются слова Экзюпери, который говорил о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. В Печорине говорило его эгоистическое начало, потребительское отношение к Бэлле. Сначала она вызвала его интерес тем, что отличалась от светских девушек отсутствием кокетства, корысти, лицемерия. Но потом, удовлетворив свое любопытство, Печорин потерял к девушке интерес. Это и привело к трагедии.)

Следующий женский образ – это Мария Лиговская, слово – 2 группе.

. эпиграф и почему

2 группа. Печорин и княжна Мери.

1)Дайте характеристику Мэри.

2) Послушайте монолог Мери и ответьте на вопросы:

- О каком замысле идет речь?

( В разговоре с Вернером Печорин задумал историю обольщения Мэри. Печорин – прекрасный психолог, он разбирается в людях, знает слабые и сильные стороны людей, умеет этим умением пользоваться).

- С какой целью пытается вызвать в Мери любовь?

- Составьте пошаговый план действий Печорина по отношении к Мэри

(Взаимоотношения с Мэри Печорин разыграл точно по сценарию.

Он решил предстать перед ней героем, причем подвиг этот должен быть как самое обычное дело. А чтобы привлечь ее внимание необычным способом, не так как все молодые люди, которые волочились за ней, Печорин решил ее не замечать, не обращать внимания на нее. Сначала он решил вызвать ненависть к себе, потом заставить влюбиться в себя, от любви до ненависти один шаг.)

-- Какие слова вы бы подобрали, чтобы описать душевное состояние Мэри, когда она узнает, что Печорин не влюблен в нее, что это психологическая игра.

- Если в ситуации с Бэлой Печорин ведет себя как эгоист, то как он меняется в отношениях с Мэри?

- Что говорит о себе честно Печорин в последнем разговоре с Мэри (честно признается, что не любит девушку и не готов на ней жениться.)

Вывод : да, он ведет себя искренно, но самое страшное, что Мэри была лишь экспериментом для Печорина. Она оказалась героиней его спектакля, который он поставил, чтобы потешить свою душу/

Последним портретом является портрет Веры.

. эпиграф и почему

3 группа. Печорин и Вера.

Задание № 2. Ответьте на вопросы

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь.

- Чем жертвовала Вера ради Печорина?

- Можете ли вы сказать, Вера любила Печорина?

2) Составьте монолог Веры, в котором бы выразилось её отношение к Печорину .

- Почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным?

-Какой эпизод в тексте говорит о том, что он боится ее потерять.

-Сделайте вывод: как этот эпизод характеризует Печорина , люит ли он её?

Вывод : Он боится её потерять Веру, она становится для него дороже жизни. Холодный рассудок и взгляд на себя со стороны вытесняют искренний душевный порыв.

Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним.

Бэла, Мэри и Вера любили его, а он может любить?В чем причина?

Вывод : для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия .

- Чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

- Видит ли П. смысл в жизни?

Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

- Как таких людей называют в литературе?

Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоком чувстве, как любовь. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.

У поэта Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, очень уместное, на мой взгляд, к теме нашего разговора:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Тип урока -урок – исследование.

Методы: словесный, частично-поисковый

Формы работы: беседа,работа в парах

•Раздаточный материал: тестовые задания

Оборудование – интерактивная доска

Ход урока: 1. Оргмомент (психологический настрой )

(Учащиеся читают выдержки из романа и комментируют )

III. Работа по теме

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.

– Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в парах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая пара будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания парам

I пара: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

IIпара: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

IIIпара : Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

IV пара: Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

Итог урока :1. Тестирование

Рефлексия: Сегодня на уроке у нас было :сотрудничество,партнерство,азарт,сплоченность,интуиция,бодрость,отдача.

Читайте также: