Жан жак руссо эмиль или о воспитании анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Так начались новые (какие по счету?) скитания Жан-Жака Руссо, одного из самых замечательных и странных людей не бедного человеческой оригинальностью XVIII века.

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…

Файлы: 1 файл

Введение.doc

Реферат на тему:

Выполнила студентка 482 группы

Биличук Евгения

Руководитель Шкунов В. Г.

Итак, цель воспитания - сделать воспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому человеку.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

  • младенчество - от рождения до 2 лет;
  • детство - от 2 до 12 лет;
  • отрочество - от 12 до 15 лет;
  • юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

В отроческом возрасте (12-15лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосредоточиваться на одном предмете, но не с помощью принуждения, а с помощью получаемого им при этом удовольствия. Не стоит полностью удовлетворять его любопытство, когда он обращается к наставнику с вопросами, тогда у него возникает желание и самому дополнительно узнавать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения, а воспитатель - поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за ним, заранее предугадывая его чувства, так же незаметно направлять их, подмечать те выводы, которые делает ребенок.

Руссо поясняет свои выводы некоторыми примерами. Так, чтобы ознакомить ребенка с законом преломления света в воде, он подводит воспитанника к пруду, в котором находится палка, кажущаяся преломленной. Рассматривая палку, совершая с нею разные действия, доходят до понимания названного закона.

Данный роман, по сути, является трактатом ученого о воспитании подрастающего поколения. В нем содержатся педагогические воззрения автора и его взгляды на воспитание.

В романе Руссо представлена теория воспитания, суть которой можно отразить следующими положениями:

  1. Воспитательный процесс обусловлен окружающей действительностью – природой, социальным миром – людьми и его предметным устройством. Природа ориентирована на естественное воспитание человека: она активизирует его внутренние задатки. Социальный мир направляет внутреннее развитие личности и помогает в его применении, а предметы оказывают воздействие на личность и формируют ее опыт деятельности;
  2. Воспитатель и его деятельность ориентированы на обучение подрастающего поколения и создание условий для его нормальной жизнедеятельности;
  3. Воспитание нацелено на создание человека, наделенного собственным мировоззрением, самостоятельностью и ответственностью;
  4. Воспитание нацелено на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Руссо отмечает, что воспитание должно быть поэтапным и соответствовать психическому развитию ребенка: до двух лет – физическое воспитание, ориентированное на полноценное физическое развитие ребенка; от двух до двенадцати лет – воспитание, основанное на естественных последствиях. Ребенку дается полная свобода действий, но и формируются наказания и ответственность за нее: разбил чашку – пить не с чего – лишаешься питья, сломал стул- стоишь и т.д. Важно, демонстрировать ребенку данной возрастной группы личный пример поведения. Обучение в этом возрасте исключается; отроческое воспитание – от двенадцати до пятнадцати лет. Оно основывается на чувственном познании мира, трудовом и интеллектуальном развитии ребенка. Познание основывается на самостоятельном исследовании. Социальные отношения не познаются в полной мере, поскольку, нравственные понятия не являются сформированными; юношеское воспитание – с пятнадцати до восемнадцати лет. Оно связано с социализацией личности ребенка, его вступлением в социальную жизнедеятельность. В этот период особое значение придается нравственному воспитанию ребенка;
  5. Разность воспитательного процесса по отношению к мальчикам и девочкам. Мальчики воспитываются как самостоятельные, свободомыслящие личности, а девочки лишаются собственных суждений и свободы воли, поскольку подчиняют свою жизнь воле мужчины. Женщина зависит от мужчины и не способна жить и мыслить без него. При этом, интеллектуального развития ей не требуется;
  6. На каждом возрастном этапе развития ребенка выбираются определенные методы и формы организации воспитания; Воспитание является комплексным процессом и требует активной воспитательной работы педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс воспитания, отраженный в романе Ж.Ж. Руссо, можно представить в виде трех аспектов деятельности:

  1. Саморазвитие.
  2. Содействие.
  3. Руководство.

Предполагается, что процесс воспитания является социальным т.е. он полностью зависит от социальной деятельности, условий жизни и, оказываемого воспитательного воздействия.

В основе воспитания лежит внутренняя природа ребенка, которая ориентирует его на определенное саморазвитие. Благодаря содействию этого развития со стороны социальной сферы и ее процессов, также правильно организованному руководству, ребенок развивается в естественном ритме, отражая свою внутреннюю природу.

В процессе воспитания должны быть созданы все необходимые условия, помогающие ребенку развиваться, способствующие раскрытию природного потенциала.

В процессе воспитания, педагог должен создавать ситуации, позволяющие воспитаннику ощутить последствия своих действий, которые отражают зависимость ребенка и его развития от предметного мира и педагога.

Именно воспитатель способствует разностороннему развитию личности ребенка и проявлению его самодеятельности.

Идеи Ж.Ж. Руссо никогда не были полноценно реализованы в педагогической практике. Их восприятие другими учеными, также, было двояким: с одной стороны, отвергалось достоинство его взглядов, а с другой стороны они привлекали верой Руссо в природу ребенка и его задатки, а также свободу воли.

Отрицательные аспекты теории воспитания Руссо, непринятые обществом

Следует отметить, что педагогические взгляды Руссо нашли свое отражение, даже в современных педагогических теориях. Однако, многие его воззрения, так и небыли приняты.

По сути, в своем трактате, Руссо говорит об иллюзорной свободе своего воспитанника. Она имеет только внешнее проявление. Ребенку не дается полноценная свобода воли и действий.

Нравственное воспитание, реализуемой в воспитательной системе автора, имеет слишком поздний характер. Если не развивать нравственные качества и ориентиры деятельности с детского возраста, то их эффективное развитие в юности – невозможно.

Кроме того, свобода ребенка ограничивается, и даже полностью подавляется воспитателем – от него он полностью зависит, как зависит и его развитие. Теоретически взаимодействие педагога и ребенка основывается на добровольных началах, но не факт, что в действительности педагог выстраивает воспитательный процесс в соответствии с естественным развитие ребенка.

Что касается педагогических идей Руссо, затрагивающих женское воспитание, то они являются всецело основанными на предрассудках и не имеют актуальности, практически ни на одной стадии развития общества.

Автор излагает свой идеал в воспитании подрастающего поколения. Он считал, что ребенка нельзя к чему-либо принуждать, бить, ругать и заставлять читать книги, он сам сможет освоить то, что ему необходимо. Нужно дать ребенку выбор, он сам проявит желание обучаться тому, что ему действительно нравится. Также он утверждал, что религия представляет собой лишь поддержку нравственности человечества. Он отвергал существование бога и чудеса, описанные в библии.

Руссо рассказывает о принципах воспитания, на примере Эмиля, о котором он заботится. Начиная с его рождения заканчивая до самой зрелости.

Автор разделяет рассказ на четыре части, каждая часть посвящена определенному периоду взросления ребенка. Руссо преследует цель не сделать из ребенка юриста, инженера или космонавта, главное нужно научить его жить, чтобы, прежде всего ребенок вырос человеком.

Автор выпускает еще одну книгу, посвященную отдельному воспитанию девочек, ведь девочка должна вырасти образцовой женой и хорошей матерью. Прежде всего, необходимо запомнить, что ребенок должен сам выбирать, что он хочет изучать, стремиться к чему-то и находить свой интерес, а родители должны только предоставить средства для его обучения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…



Текст разделен на пять книг

: первые три посвящены ребенку Эмилю, четвертая — исследованию подростка , а пятая — описанию образования его коллеги-женщины Софи, а также семейной и гражданской жизни Эмиля.

Руссо
В Книге I Руссо обсуждает не только свою фундаментальную философию, но также начинает обрисовывать, как нужно воспитывать ребенка, чтобы соответствовать этой философии. Он начинается с раннего физического и эмоционального развития младенца и младенца.

Вторая книга касается первоначального взаимодействия ребенка с миром. Руссо считал, что на этом этапе образование детей должно основываться не столько на книгах, сколько на взаимодействии ребенка с миром, с упором на развитие чувств и умение делать выводы из них. Руссо завершает главу примером мальчика, который успешно получил образование на этом этапе. Отец вытаскивает мальчика из воздушного змея и просит ребенка определить положение змея, глядя только на тень. Это задача, которой ребенка никогда специально не учили, но благодаря умозаключениям и пониманию физического мира ребенок может преуспеть в своей задаче. В некотором смысле этот подход является предшественником метода Монтессори..

Третья книга касается выбора профессии . Руссо считал необходимым, чтобы ребенок обучался ручному делу, соответствующему его полу и возрасту и подходящему его склонностям, с помощью достойных образцов для подражания. [14]

Как только Эмиль станет физически сильным и научится внимательно наблюдать за окружающим миром, он будет готов к последней части своего образования — сантименту: «Мы сделали активное и мыслящее существо. Нам остается завершить этого человека. только для того, чтобы создать любящее и чувствующее существо, то есть усовершенствовать разум чувствами «. [16] Эмиль сейчас подросток, и только сейчас Руссо считает, что он способен понимать сложные человеческие эмоции, особенно сочувствие. Руссо утверждает, что, хотя ребенок не может поставить себя на место других, как только он достигнет подросткового возраста и сможет это сделать, Эмиля, наконец, можно будет вернуть в мир и социализировать. [17]

В книге V Руссо обращается к воспитанию Софи, будущей жены Эмиля.

Руссо начинает свое описание Софи, идеальной женщины, с описания внутренних различий между мужчинами и женщинами в известном отрывке:

В том, что у них общего, они равны. Там, где они различаются, они несопоставимы. Идеальная женщина и идеальный мужчина не должны походить друг на друга больше, чем внешностью, а совершенство не подвержено большему или меньшему. В союзе полов каждый в равной степени способствует достижению общей цели, но не одинаково. Из этого разнообразия возникает первое приписываемое различие в моральных отношениях двух полов.

Позиция Руссо в отношении женского образования, как и другие идеи, исследованные у Эмиля

Краткое описание женского образования Руссо вызвало огромный отклик современников, возможно, даже больше, чем сама Эмиль

, Уоллстонкрафт прямо цитирует
Эмиля
в главе IV своей статьи:

французской писательницы Луизы д’Эпине также ясно
показано
ее несогласие с взглядом Руссо на женское образование. Она считает, что образование женщин влияет на их роль в обществе, а не на естественные различия, как утверждает Руссо. [24]

Руссо также затрагивает политическое воспитание Эмиля в книге V, включив в книгу краткую версию его общественного договора

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Руссо стремится описать систему образования, которая позволила бы естественному человеку, которого

В неполном продолжении романа «Эмиль

Читайте также: