Зелоты кто это кратко
Обновлено: 07.07.2024
Зелоты (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э..
Содержание
Движение зелотов
Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства, отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.
Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.
Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иеhуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.
Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.
Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья.
Течения зелотов
К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.
- Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Элазар бен Яир, возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
- Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
- Третьим было движение, возглавлявшееся Шимоном Бар-Гиорой. Начавшись в Заиорданье, движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.
Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании.
Иосиф Флавий
Зелоты в Новом Завете
(по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים , каннаим), общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э. (см. Иудейская война I).
Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства (см. Фарисеи), отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.
Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен. Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иехуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций. В следующем поколении сыновья Иехуды, Я‘аков и Шим‘он, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены. Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья. К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.
Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Эл‘азар бен Яир, возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
Третьим было движение, возглавлявшееся Шим‘оном Бар-Гиорой. Начавшись в Заиорданье, движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шим‘она Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шим‘он объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.
Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании.
Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества для достижения которой считались пригодными любые средства [1] . К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого. С фасада Иерусалимского храма, отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.
Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привели к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. После незаконного изъятия (фактически грабежа) римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали т. н. Великое еврейское восстание, приведшее к Иудейской войне 66-73 гг. н. э. Подоспевшие на помощь римлянам войска Цестия Галла из Сирии были разбиты повстанцами.
Примечания
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Зелоты" в других словарях:
ЗЕЛОТЫ — (греч. Zelotai букв. ревнители), социально политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во 2 й пол. 1 в. до н. э. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Зелоты и выделившиеся из них сикарии возглавили… … Большой Энциклопедический словарь
ЗЕЛОТЫ — (или зилоты), зелотов, ед. зелот, зелота, муж. (греч. zeiotai) (ист.). Партия еврейской городской и сельской бедноты в древней Палестине, боровшаяся против римлян. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
зелоты — (греч. Zēlōtái, буквально ревнители), социально политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во второй половине I в. до н. э. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Зелоты и выделившиеся из них сикарии… … Энциклопедический словарь
ЗЕЛОТЫ — (греч. ревнители ; соответствует древнеевр. каннаим ), в еврейской истории, группировка, возникшая в эпоху Маккавеев и объединявшая всех фанатичных противников эллинистического влияния. Позднее, в период антиримского восстания (Иудейской войны,… … Энциклопедия Кольера
зелоты — зилоты (зелоты) (иноск.) ревнители, непримиримые намек на зелотов, иудейской религиозно политической партии, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девиз ее: нет владыки, кроме Иеговы, нет подати, кроме храмовой, нет друга, кроме… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Зелоты — (греч. Zēlōtái перевод древнеевр. каннаим ревнители) социально политическое и религиозно эсхатологическое течение, возникшее в Иудее во 2 й половине 1 в. до н. э. и организационно оформленное в начале 1 в. н. э. под руководством Иуды… … Большая советская энциклопедия
Зелоты — см. Зилоты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЗЕЛОТЫ — (Znlotai, греч. перевод др. евр. канаим ревнители) политич. группировка в Иудее в кон. 1 в. до н. э. 1 в. н. э., выражавшая интересы земледельцев, ремесленников и мелких торговцев и призывавшая к вооруж. борьбе с рим. господством и с… … Советская историческая энциклопедия
ЗЕЛО́ТЫ (от греч. ζηλωτή ς – ревнитель, приверженец; евр. ק נ א י ם – ревнители), 1) религ.-политич. группировка, возникшая в Иудее в эпоху Маккавеев , объединившая крайних противников политики эллинизации, проводимой в Иудее селевкидским царём Антиохом IV Эпифаном (175–164 до н. э.) в период, непосредственно предшествовавший восстанию Маккавеев. 2) Во 2-й пол. 1 в. до н. э. – религ.-политич. группировка, противостоящая царю Ироду I Великому, в котором З. усматривали узурпатора, не имеющего преемства с царским домом Давидовым, истребившего царский дом Хасмонеев, проводника как политич. влияния, так и чуждой евр. народу культурной традиции Рима. В кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. движение З. приобрело значит. размах и организационное оформление в Галилее и Сев. Палестине. З. принадлежит ключевая роль в иудейском противостоянии Риму в период Иудейской войны . К тому же периоду относится оформление наиболее радикального крыла З. – т. н. сикариев, воспринявших многие (преим. социальные) аспекты учения ессеев . С движением сикариев связан кардинальный, наиболее трагич. эпизод Иудейской войны – осада, оборона и взятие крепости Масада . К числу З. принадлежали Иехуда бен Хизкия Галилеянин, основатель и глава зелотской партии в Галилее, его сыновья Иаков, Шимон и Менахем бен Иехуда (также один из вождей движения сикариев); к сикариям принадлежали руководитель обороны Масады Элеазар бен Йаир, организатор обороны Иерусалима Шимон бар Гиора.
Читайте также:
- Почему в средние века возникла поговорка городской воздух делает свободным кратко
- Как слово этикет вошло в обиход в современном значении кратко
- Что такое ендова в древней руси определение кратко
- В каком районе земли впервые появилось земледелие и скотоводство кратко
- Что такое конфузия в истории 8 класс кратко