Зелоты кто это кратко

Обновлено: 07.07.2024

Зелоты (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э..

Содержание

Движение зелотов

Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства, отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.

Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.

Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иеhуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.

Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.

Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья.

Течения зелотов

К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.

  1. Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Элазар бен Яир, возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
  2. Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
  3. Третьим было движение, возглавлявшееся Шимоном Бар-Гиорой. Начавшись в Заиорданье, движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.

Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании.

Иосиф Флавий

Зелоты в Новом Завете

(по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים , каннаим), общее название радикальных течений в освободи­тельном движении последнего столетия эпохи Второго храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э. (см. Иудейская война I).

Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства (см. Фарисеи), отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.

Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен. Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иехуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций. В следующем поколении сыновья Иехуды, Я‘аков и Шим‘он, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены. Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья. К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.

Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Эл‘азар бен Яир, возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.

Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.

Третьим было движение, возглавлявшееся Шим‘оном Бар-Гиорой. Начавшись в Заиорданье, движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шим‘она Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шим‘он объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.

Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании.

Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества для достижения которой считались пригодными любые средства [1] . К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого. С фасада Иерусалимского храма, отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привели к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. После незаконного изъятия (фактически грабежа) римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали т. н. Великое еврейское восстание, приведшее к Иудейской войне 66-73 гг. н. э. Подоспевшие на помощь римлянам войска Цестия Галла из Сирии были разбиты повстанцами.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Зелоты" в других словарях:

ЗЕЛОТЫ — (греч. Zelotai букв. ревнители), социально политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во 2 й пол. 1 в. до н. э. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Зелоты и выделившиеся из них сикарии возглавили… … Большой Энциклопедический словарь

ЗЕЛОТЫ — (или зилоты), зелотов, ед. зелот, зелота, муж. (греч. zeiotai) (ист.). Партия еврейской городской и сельской бедноты в древней Палестине, боровшаяся против римлян. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

зелоты — (греч. Zēlōtái, буквально ревнители), социально политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее во второй половине I в. до н. э. Зелоты выступали против римского владычества и местной иудейской знати. Зелоты и выделившиеся из них сикарии… … Энциклопедический словарь

ЗЕЛОТЫ — (греч. ревнители ; соответствует древнеевр. каннаим ), в еврейской истории, группировка, возникшая в эпоху Маккавеев и объединявшая всех фанатичных противников эллинистического влияния. Позднее, в период антиримского восстания (Иудейской войны,… … Энциклопедия Кольера

зелоты — зилоты (зелоты) (иноск.) ревнители, непримиримые намек на зелотов, иудейской религиозно политической партии, боровшейся за свою политическую самостоятельность. Девиз ее: нет владыки, кроме Иеговы, нет подати, кроме храмовой, нет друга, кроме… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Зелоты — (греч. Zēlōtái перевод древнеевр. каннаим ревнители) социально политическое и религиозно эсхатологическое течение, возникшее в Иудее во 2 й половине 1 в. до н. э. и организационно оформленное в начале 1 в. н. э. под руководством Иуды… … Большая советская энциклопедия

Зелоты — см. Зилоты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЗЕЛОТЫ — (Znlotai, греч. перевод др. евр. канаим ревнители) политич. группировка в Иудее в кон. 1 в. до н. э. 1 в. н. э., выражавшая интересы земледельцев, ремесленников и мелких торговцев и призывавшая к вооруж. борьбе с рим. господством и с… … Советская историческая энциклопедия

ЗЕЛО́ТЫ (от греч. ζηλωτή ς – рев­ни­тель, при­вер­же­нец; евр. ק נ א י ם – рев­ни­те­ли), 1) ре­лиг.-по­ли­тич. груп­пи­ров­ка, воз­ник­шая в Иу­дее в эпо­ху Мак­ка­ве­ев , объ­еди­нив­шая край­них про­тив­ни­ков по­ли­ти­ки эл­ли­ни­за­ции, про­во­ди­мой в Иу­дее се­лев­кид­ским ца­рём Ан­ти­охом IV Эпи­фа­ном (175–164 до н. э.) в пе­ри­од, не­по­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­вав­ший вос­ста­нию Мак­ка­ве­ев. 2) Во 2-й пол. 1 в. до н. э. – ре­лиг.-по­ли­тич. груп­пи­ров­ка, про­ти­во­стоя­щая ца­рю Иро­ду I Ве­ли­ко­му, в ко­то­ром З. ус­мат­ри­ва­ли узур­па­то­ра, не имею­ще­го пре­ем­ст­ва с цар­ским до­мом Да­ви­до­вым, ис­тре­бив­ше­го цар­ский дом Хас­мо­не­ев, про­вод­ни­ка как по­ли­тич. влия­ния, так и чу­ж­дой евр. на­ро­ду куль­тур­ной тра­ди­ции Ри­ма. В кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. дви­же­ние З. при­об­ре­ло зна­чит. раз­мах и ор­га­ни­за­ци­он­ное оформ­ле­ние в Га­ли­лее и Сев. Па­ле­сти­не. З. при­над­ле­жит клю­че­вая роль в иу­дей­ском про­ти­во­стоя­нии Ри­му в пе­ри­од Иу­дей­ской вой­ны . К то­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся оформ­ле­ние наи­бо­лее ра­ди­каль­но­го кры­ла З. – т. н. си­ка­ри­ев, вос­при­няв­ших мно­гие (пре­им. со­ци­аль­ные) ас­пек­ты уче­ния ес­се­ев . С дви­же­ни­ем си­ка­ри­ев свя­зан кар­ди­наль­ный, наи­бо­лее тра­гич. эпи­зод Иу­дей­ской вой­ны – оса­да, обо­ро­на и взя­тие кре­по­сти Ма­са­да . К чис­лу З. при­над­ле­жа­ли Иеху­да бен Хиз­кия Га­ли­лея­нин, ос­но­ва­тель и гла­ва зе­лот­ской пар­тии в Га­ли­лее, его сы­но­вья Иа­ков, Ши­мон и Ме­на­хем бен Ие­ху­да (так­же один из во­ж­дей дви­же­ния си­ка­ри­ев); к си­ка­ри­ям при­над­ле­жа­ли ру­ко­во­ди­тель обо­ро­ны Ма­са­ды Элеа­зар бен Йаир, ор­га­ни­за­тор обо­ро­ны Ие­ру­са­ли­ма Ши­мон бар Гио­ра.

Читайте также: