Почему в средние века возникла поговорка городской воздух делает свободным кратко

Обновлено: 30.06.2024

Чтобы объяснить смысл этой поговорки, следует вспомнить как была устроена жизнь в Европе в средние века. Европа была разделена на множество государств, в каждом из которых был король. Но в большинстве государств королевская власть не была абсолютной, она была слабой и крупные феодалы подчас имели власти не меньше короля. Феодалы - это владельцы феодов, наследных земель, иначе говоря помещики. Они владели не только землей и замком, но прилегающими деревнями и всем их населением. То есть крестьяне жили под властью своего сеньора, феодала. А феодал изнурял крестьян налогами, оброками, барщиной, так что жили крестьяне бедно и свободными их назвать было нельзя.

На своей земле феодал вершил суд, он имел свою армию, часто печатал собственную монету.

Но были и свободные города, города, которые не подчинялись феодалам, которые управлялись муниципалитетами, уважаемыми гражданами. Стать жителем города значило избавиться от власти феодала, стать свободным. Короли поддерживали это положение городов, поскольку оно ослабляло власть феодалов.

Вот и стремились кто мог в города. Особенно это касалось ремесленников, в меньшей степени крестьян.

Воздух городов буквально делал человека свободным, давал ему возможность работать на самого себя.

Данная пословица отражает мысли средневекового человека, его мечты о возможности вырваться из привычной колеи, жажду перемен и стремление к лучшей жизни. Уставшие от тяжелой крестьянской доли, люди собирали свои пожитки и переезжали в города, которые в те времена жили по своим законам.

Жизнь в городе подчинялась особому уставу и предоставляла возможность измученным людям почувствовать хотя бы относительную свободу. Переехав в город, они получали больше возможностей трудоустройства, появлялась, пусть и призрачная, надежда на социальную мобильность, некоторая свобода действий. Пренебрегая рисками, которые таила в себе городская жизнь (высокий показатель смертности, экономическая и политическая нестабильность, опасность окончательно впасть в нищету) они бросали все в надежде попробовать наконец вожделенный воздух свободы.

Гипотетическая возможность сменить стиль жизни, улучшить свое социальное положение придавали им силы для того, чтобы начать строить свою жизнь заново.

Статус гражданина был юридически определен и отличался от статуса крестьянина. Кроме того, дифференциация общества в средневековых городах проходила особенно четко: появлялась новая элита - богатые торговцы и предприниматели. Они имитировали образ жизни аристократии и дистанцировались от простолюдинов - мелких лавочников и ремесленников. По сути, переезд в город был единственным шансом крестьянина подняться по социальной лестнице и зажить новой (как он считал - свободной) жизнью.

Насколько мне помнится, в далёкие средние времена, существовал такой закон, который заключался в том, что если крестьянин уходил от хозяина в город и прожил там в течении определённого времени и это время должно было ровняться 1 году и 1 дню, то он считался свободным. То есть эта пословица имеет своеобразный правовой подтекст.

В указанную эпоху в Европе образовывались цеха, объединяющие в себе ткачей, пивоваров, портных и представителей других профессий. Целью таких объединений было защитить права тружеников, в случае затруднений кого-либо из них коллеги приходили на помощь и помогали отстоять себя, насколько я помню из истории.

На самом деле очень даже сложный вопрос, потому что чем отличается Новое время от средних веков? Только ли новыми религиозными, политическими или экономическими реалиями? Считается, что Средневековье закончилось с началом промышленной революции и периодом Великих географических открытий.

Кто же приближал эти события?

Да, наверное свою роль в этом сыграли реформаторы - Лютер, Кальвин, Гус, заставившие людей пересмотреть свое мировоззрение.

Наверняка приблизили Новое время мыслители и ученые, среди которых особо выделяется Леонардо да Винчи, гениальный ученый и художник. Кстати, в середине 15 века Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок.

Ну и конечно великие мореплаватели Васко да Гама и Колумб приблизили своими открытиями Новое время.

Очень многие открытия, которые имели огромное значение в Средние века, и которые не потеряли своей уникальности в современности были сделаны в странах Азии, в том числе в Китае. Об изобретениях Америки известно мало - там даже не знали колеса, хотя имели точный календарь и строили грандиозные сооружения.

Поэтому прежде всего вспомним компас, бумагу, зонтик, порох, фарфор, фейерверк - все это было придумано китайскими изобретателями.

Арабские цифры были придуманы в Индии.

А вот из Америки мы восприняли только сельскохозяйственные продукты - томаты, картофель, перец, табак и прочее. Это конечно тоже немало, все эти продукты стали основой современной кухни.

В средние века на территории Африки существовало несколько крупных и процветающих цивилизаций, некоторые из которых пришли в упадок сами собой, другие были уничтожены уже европейцами.

Развитию этих государств прежде всего помогала и мешала сама природа. С одной стороны постоянно теплый, даже жаркий климат позволял меньше заботиться о сохранении тепла, не строить теплые дома и не носить теплую одежду. С другой стороны обработка земли в таких условиях была очень сложным занятием - либо вокруг были пустыни с недостатком воды, либо непроходимые джунгли, которые мигом захватывали отвоеванные человеком территории.

Кирилл- имя, принятое им в монашестве. Дома в миру его звали Константином. Старшим братом Константина был Мефодий. Братья не пошли по стопам отца-крупного военачальника, а стали сподвижниками-просветителями. Погрузившись в мир манускриптов, свитков Константин стал энциклопедически образованным человеком. За ним закрепилось прозвище Философ. Раннее средневековье. С корабля в Херсонесе сошел Константин-Кирилл Философ. И именно ему, так как в те времена философом считали истолкователя веры, комментатора Священного писания и богослужебных книг, приехавшему из Византии принес неизвестный русин книги, написанные русскими письменами. Константин, одержимый страстью к познанию, познакомился с книгами и с его чуткостью к языкам он не мог не заметить, что славянской речи свойственны звуки, которые не знакомы другим языкам. Азбука, созданная им позднее, содержала буквы, из которых большинство были взяты из греческого алфавита. И теперь Херсонесу предстояло передать огонь Алфавита в руки тех, кто понесет его славянскому миру. Рукопись стала творением печати и таким образом размножилась. Есть предположение, что азбуке Кирилл положил начало именно с этих книг и даже воспользовался ими, переводя вместе с Мефодием избранные отрывки из Евангелия. В славянских землях появились книги, переписанные последователями Кирилла и Мефодия. И теперь День славянской письменности, или день Кирилла и Мефодия отмечается в Софие, Киеве, Минске, Москве. А разве не с книг, не с знания и познания развивается культура?

Читайте также: