Зеленый детский сад проект

Обновлено: 07.07.2024

Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ

Автор: Валишина Инна Инсуровна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское

На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Экологическое образование дошкольников рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, проявляющийся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Экологические акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Выбор данной формы работы в нашем детском саду обусловлен рядом причин:

Данные дизайн-проекты позволили сделать акцию интересной и привлекательной. Объектами озеленения стали:

Любая экологическая акция в детском саду проходит в несколько этапов.

На подготовительном этапе разрабатывается и утверждается Положение о порядке проведения акции, где отражаются цели и задачи, определяются сроки акции и ответственные за проведение.

Затем об акции оповещаются все участники образовательного процесса- педагоги, дети, родители. Для привлечения родителей к участию в проектах воспитатели совместно с воспитанниками детского сада изготовили листовки информационного и агитационного характера, которые были размещены в приемных возрастных групп, на информационных стендах детского сада, на официальном сайте детского сада. В них родителям предлагалось:

  • оказать помощь в подборе посадочного материала для реализации мини-проектов;
  • принять посильное участие в озеленении детского сада.

Кроме того, говоря о результатах проведения экологических акций, нужно отметить, что данная деятельность направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества. Мы признаем, что уровень эффективности акции определяется как высокий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В нашем детском саду озеленение и эстетика оформления его территории (детских площадок, цветников и т.д.) не на должном уровне. Есть желание и необходимость создать оптимальный дизайн территории детского сад, который отвечал бы как эстетическим, так и экологическим требованиям и не наносил бы урона здоровью детей. Знания и умения по оформлению цветников и огорода недостаточны. Нет необходимых средств на обновление и кронирование деревьев. У детей недостаточно развито осознание ценности растительного мира для людей (жизнь, здоровье, красота).

Эстетическая и экологическая организация пространства детского сада, повышение экологической культуры всех участников проекта.

Пополнить знания детей и родителей о природе Ставропольского края и повысить культуру всех участников проекта по экологии и природопользованию.

Формировать предпосылки поисковой деятельности у детей.

Развивать творчество, фантазию, речь, логическое мышление, наблюдательность у детей.

Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.

Обеспечить материально-техническую базу (семена, саженцы, почва, песок, чернозём, садовый инвентарь, машину для погрузки мусора и спиленных деревьев и веток, привлечение спонсорских средств).

Содействовать укреплению детско-родительских отношений через совместную деятельность в процессе труда в природе, а также во время других совместных мероприятий в рамках данного проекта.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: (сентябрь) – осуществление инициативной группой из числа педагогов (руководитель проекта, ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по ИЗО-деятельности) анализа и обобщение имеющегося опыта проектирования работы по экологическому воспитанию, подготовка методического сопровождения проекта. Ответственность возлагается на руководителя проекта и на старшего воспитателя.

Организационный этап : (сентябрь-октябрь) - ознакомление участников проекта с его проблемой, целью, задачами; подготовка необходимых материалов, развивающей среды. К работе по подготовке необходимых материалов привлекаются все педагоги и родители. Ответственные: руководитель проекта, ст.воспитатель.

Основной : (октябрь– май.) – реализация цели и задач проекта, оценка результатов, которую будут осуществлять члены инициативной группы, члены Управляющего совета ДОУ. Ответственные: руководитель проекта, ст.воспитатель.

Заключительный : (конец мая – июнь.) – осмысление и систематизация результатов проекта. Рефлексия в виде обмена мнениями об удовлетворённости от участия в проекте. Проведение заключительного семинара всех участников проекта. Подготовка отчёта, оформление презентации на сайте детского сада. Ответственные: руководитель проекта, старший воспитатель.

Деятельность всех основных участников проекта

Проводит анализ существующей ситуации, выявляет проблему, предлагает тему, ставит цель, формулирует задачи, распределяет обязанности, осуществляет помощь, мониторинг, анализирует и обобщает результаты и опыт, появившийся в ходе деятельности в рамках проекта.

В ходе работы с родителями:

Организует знакомство семей с работой детского сада по экологическому воспитанию;

Проводит опрос и анкетирование родителей на предмет выявления их осведомлённости и мотивации по вопросам экологической культуры;

Консультирует родителей по вопросам развития у ребёнка экологической культуры (по запросам и планово);

Наблюдают, экспериментируют, исследуют, сравнивают, изучают, формулируют, создают, контролируют свои действия, выполняют правила и требования в процессе познавательной, игровой, продуктивной и опытно-экспериментальной деятельности, оформляют результаты своей деятельности, участвуют в оценке результатов проекта.

Участвуют в приобретении саженцев деревьев и кустарников.

Осуществляют спил сухих веток с деревьев и кустарников.

Пополняют детскую библиотеку группы познавательной литературой на экологическую тематику, энциклопедиями для старших дошкольников.

Участвуют в Днях открытых дверей, посвящённых формированию экологической культуры всех участников проекта.

Создают мини-огород лекарственных растений совместно с детьми и педагогами группы.

Организация деятельности по развитию экологической культуры и обновлению экосистемы на территории ДОУ всех участников проекта

Проект "Зеленый мир детского сада"
Автор: Ильтыбаева Галина Геннадьевна, воспитатель МАДОУ №1 "Айгуль" г.Белебея Республики Башкортостан.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа .
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: май
Тип проекта: информационно-творческий (в рамках тематической недели "Мир деревьев и кустарников")
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный

Воспитанники:
-знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют первоначальные навыки "чтения" карты;
-имеют представление о природе родного города
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Педагоги:
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой экологический кругозор

Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности

Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада.
2. Знакомство с паспортом деревьев детского сада.
3. Рассматривание физической карты Республики, карты района.
4. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи" , презентации "Этот город самый лучший город на Земле"
5. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев.
6. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" .
7. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
8. Беседы с детьми:
1. В чем отличие деревьев от других растений?
2. Какие деревья растут на территории детского сада?
3. Как на территории детского сада появились деревья?
4. Кто сажает деревья в лесу?
5. Какую пользу приносят деревья?
6. Как люди заботятся о деревьях? Приведите примеры.
7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.
2.Составить план мероприятий по реализации проекта.
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Беседа: "Для чего нужны деревья".
3. Составление гербария "Листочки наших деревьев".
4. Составление "Круга полезности".




5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев.
6. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
7. Цикл дидактических игр по карте:
-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
-"Прогулка в ельник". Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до ельника и рассказать о целебных свойствах ели.
-"Белоствольная красавица". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья". Цель: найти на карте посадки вишни, яблони, черемухи.
-"Столовая для птиц". Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц .
-"Расставим знаки". Цель : определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-"Ароматное дерево". Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.
На территории детского сада произрастают следующие деревья:
береза,клен ясенелистный,клен,черемуха,вишня,яблоня,ясень широколистный,
верба,рябина,сирень,липа,ива серебристая,лиственница.



На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполнялась совместно с детьми.
Затем проводится цикл дидактических игр по карте.

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали,что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". А составление карты настолько увлекло детей, что игры с картой стали придумывать сами дошкольники. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Использованная литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
2. Леса Башкирии / Авт. Г.В.Попов - Башкирское книжное издательство, 1980г.
3. Сохраним природу Башкортостана. Учебно-методическое пособие по экологическому образованию. /Авт. -Р.С.Гайсина.-Уфа: Китап, 2007г. - 108с.

Защита

Показатели эффективности реализации проекта

Вследствие реализации проекта:

- создать условия для формирования экологической культуры у детей и родителей (законных представителей), бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

- сформировать умения придавать экологическую направленность любой деятельности; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; (думаю не надо)

- пропагандировать экологически целесообразное поведение в создании экологически безопасного уклада жизни МАДОУ.

Этапы реализации проекта

2.Координация действий администрации детского сада и педагогических работников, направленная на реализацию данного проекта.

Содержание проекта

1. Повышение педагогической компетенции педагогов ДОУ, через КПК , вебинары, мастер-классы, конференции.

5. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах МАДОУ, через мини-музеи, лаборатории, уголки природы.

7. Участие педагогов, воспитанников и их родителей в экологических конкурсах, акциях разного уровня.

Ожидаемый результат

1. Разработка и внедрение новой модели образования для осознания ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

2.Модернизация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит обогащение детского развития опытом участия в разработке и реализации исследовательских проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

3. Обеспечение тесного взаимодействия с семьей, как главного социального института в вопросах экологического образования.

4. Расширение сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем участников образовательных отношений.

Читайте также: