Здоровьесозидающая деятельность в доу

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Соснина Кира Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 30 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация здоровьесозидающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование

Организация здоровьесозидающей деятельности

в дошкольном образовательном учреждении.

На сегодняшний день теме здоровьесбережения и здоровьесозидания уделяется большое

внимание как в нашем государстве, так и во всем мире. Более того, особенно остро стоит

вопрос здоровья в процессе воспитания и образования будущего поколения. Однако, прежде

чем поднимать данный вопрос, стоит убедиться в том, что понимается под словом

Принято считать, что здоровье – это то состояние живого организма, при котором он сам, его

органы и системы обеспечения работоспособны и функционирую. Но если переложить

здоровье на человека и упростить: здоровье равно благополучному самочувствию,

отсутствию болезней и недугов. Вопреки данному представлению, стоит заметить, что

здоровый человек – это человек физиологически благополучный, эмоционально устойчивый,

гармонично развитый. Таким образом, мы понимаем, что в здоровье включен не только

физиологический компонент, но и психологический, эмоциональный, духовный.

Динамика развития современного мира зашкаливает, что не может не отразиться на процессе

формирования подрастающего поколения. Бесспорно, прогресс шагает вперед и несет с

собой открытия, инновационные технологии, новые возможности, комфорт и удобство. Но

не стоит забывать о том, что вместе со всем новым приходят и новые сложности: то, что

раньше казалось невозможным, и местами еще не до конца понято и принято взрослыми, уже

областью здоровьесозидания и сбережения: новейшие технологии позволяют более

эффективно справляться со сложными заболеваниями и дефектами организмов, но и в тоже

время оказывает давление несовершенством, недоступностью понимания (для широких

здоровьесоздания вызывает беспокойство и требует особого внимания.

Отчетливо понимая, что дошкольное учреждение оказывает непосредственное влияние на

постоянного и всестороннего оздоравления приходящих к нам воспитанников. Ведь

дошкольный период является фундаментом для подрастающего поколения – фундаментом

нашего будущего. Дошкольному образовательному учреждению, отведена особая миссия:

создать необходимые условия для гармоничного развития детей;

организовать пребывание воспитанников в детском саду безопасным;

включить в деятельность реализацию таких задач, как формирование здорового

образа жизни, модели безопасного поведения, поиск способов взаимодействия с

окружающим миром (любовь к природе, отношения с людьми);

обеспечить психологически комфортный микроклимат.

Уделяя внимание тому, как чувствует себя ребенок, подразумевая под самочувствием не

только его физиологические ощущения, но и психологический комфорт, ощущение себя в

обществе, умение постоять за себя, умение найти способ поощрить или расслабить себя,

педагогу необходимо способствовать гармоничному развитию здоровой личности. Ведь

стремительно развивающееся общество дестабилизирует несформированный организм

привычки (сложившиеся в изобилии доступных продуктов и блюд) агрессивно настраивают

дошколят в процессе формирования культуры питания, обеспокоенность родителей на фоне

широкого разнообразия заболеваний и недугов также оказывает влияние на воспитанников в

процессе формирования их режима и привычек, отражающихся на культуре здоровья.

здоровьесозидания именно в дошкольном детстве, если сформировать привычки заботы о

себе, своем самочувствии, своем организме, то подрастающему поколению будет легче

балансировать в современном мире, развиваться в гармонии и поддерживать здоровый образ

Сегодня дошкольное педагогическое сообщество пробует, экспериментирует, шагает вперед

и продвигает идеи здоровьесбережения и созидания в общество через своих воспитанников и

их семьи. С инструктором по физической культуре воспитанники дошкольного учреждения

принимают активное участие в различных спортивных мероприятиях. Участие в подобных

мероприятиях повышает активность и стремление дошкольников к здоровому образу жизни

и поддержанию физической формы. Не случайно существует поговорка «в здоровом теле –

стремительно развивающееся тело к быстрым изменениям организма и нагрузкам на опорно-

двигательный аппарат. Вместе с этим командное участие в спортивных мероприятиях

развивает коммуникабельность, повышает уровень коллективного духа, взаимодействия

До того, как в силу вступили меры профилактики распространения коронавирусной

инфекции, организовывались спортивные мероприятия для воспитанников с участием

родителей (как внутри учреждения, так и за его пределами). Привлечение родителей к

спортивным мероприятиям позволяет транслировать культуру здоровья в общество,

поддерживать здоровые привычки внутри семей воспитанников. Спортивные мероприятия,

где учувствуют семьи, оказывает влияние и на укрепление детско-родительских отношений,

что безусловно влияет на здоровье каждого человека. Ведь семья – особая среда

формирования личности, моделирующая траекторию развития дошколят.

Однако, выше отмечалось, что при реализации здоровьесозидающей деятельности не

стоит зацикливаться только на физиологическом компоненте. В связи с этим, видится

необходимым проводить активную работу над созданием благоприятных условий для

формирования культуры здоровья и воспитания здоровых личностей. Культура здоровья

область решает определённые задачи.

Социально-коммуникативное развитие: в процессе общения воспитанников со

сверстниками и взрослыми каждый педагог стремится поддерживать благоприятную

эмоциональную обстановку, чтобы собеседники могли чувствовать себя комфортно, не

испытывали раздражения и стеснения в процессе общения. Поддержанию эмоционального

воспитанниками, коллективные задания и выполнение различных проектов группой

воспитанников, что подразумевает под собой командную работу.

Что это дает воспитаннику?

Чувство уверенности в себе и своей значимость: быть услышанным и принятым в

коллективе важно для каждого человека.

Развитие умения отстаивать свою точку зрения и защищать свои интересы в процессе

Развитие коммуникативных навыков, что в будущем позволяет чувствовать себя

комфортно, сохранять внутренний баланс и стремиться к достижению поставленных

Познавательное развитие: при решении поставленных задач в данной области особое

внимание уделяется формированию мотивации к поиску нового. Поиск новых решений,

способов взаимодействия с миром, побуждение любознательности и жажды знаний об

окружающем мире позволяет расширять представления воспитанников о мире, в котором мы

живем. Ведь чем больше ребенок узнает о мире, тем спокойнее и комфортнее чувствует

себя, когда попадает в нетипичные и нестандартные ситуации. Экспериментальная

деятельность в этом отношении выступает для нас верным другом. Также, взращивание в

дошколятах любви к природе стабилизирует эмоциональное благополучие ребенка, а значит

так же является одной из ступеней в процессе оздоровления души и тела.

Что это дает воспитаннику?

Модель безопасного поведения в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Чувство защищенности и эмоционального благополучия.

оберегающей и заботящейся об окружающем мире.

Речевое развитие: речевой центр в процессе формирования личности занимает особое место

и оказывает влияние на развитие других жизнеобеспечивающих компонентов дошкольника.

Эффективное и динамичное развитие речевого аппарат ребенка оказывает воздействие не

только на процесс формирования речи, но и на физиологические ощущения ребенка. Более

того, в процессе речевого развития используются лексические темы, связанные со

стихотворений, имеющих отношение к культуре здоровья, оказывает позитивное влияние на

формирование модели здорового образа жизни.

Что это дает воспитаннику?

Отсутствие дискомфорта в процессе общения.

Модель здорового образа жизни.

Обеспечение комфортного психологического фона.

в процессе творческой продуктивной деятельности

уделяется большее внимание самостоятельности, что позволяет воспитанникам совершить

эмоциональный выплеск. Речь идет о расслаблении и снятии эмоционального напряжения,

иначе человек сталкивается с тем, что ему может не понравится, что приводит его к

Более того, художественно – эстетическое

направление позволяет оказывать здоровьесозидающий эффект, используя элементы

цветотерапии. Добавление ярких красок, привнесение в визуальный мир прекрасного, поиск

в окружающем мире необычных и ярких явлений – все это способствует позитивному

настрою в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении и участии его в

Что это дает воспитаннику?

Способы снятия эмоционального напряжения.

Формирование гармоничного развития психических процессов дошкольника.

Физическое развитие: кроме основных физических упражнений и участия в

спортивных мероприятиях, существует необходимость создавать комплексы гимнастик,

используемых в течение дня при смене деятельности,

с учетом индивидуальных

потребностей воспитанников. Также в зависимости от деятельности, возможно включение в

гимнастик, что позволит и переключить внимание воспитанников, и организовать смену

Что это дает воспитаннику?

Развитие опорно-двигательного аппарата и обеспечение двигательной активности.

Снятие эмоционального напряжения и выплеск излишней энергии.

Формирование активной позиции в течение всего пребывания в детском саду, а в

следствие и формирование модели поведения,

здорового образа жизни.

Помимо того, что задачи по развитию культуры здоровья включены в каждую

коммуникативные технологии. При подборе воспитательно-образовательных материалов

необходимо уделить должное внимание отбору и фильтрации информации, а возможно и

прибегнуть к самостоятельному созданию элементов развивающей среды. Процесс создания

– процесс творческий: учитывая аудиторию, для которой создаются материалы, нужно

мотивирующим, обеспечивающим реализацию здоровьесозидания и здоровьесбережения

внутри детского коллектива. Так, педагоги дошкольного учреждения могут создавать

творческие презентации, видеоролики и мультипликации (самостоятельно озвученные),

отвечающие возрастным требованиям и включающие здоровьесозидающий компонент. В

старших и подготовительных группах к созданию таких материалов могу быть привлечены и

сами дошкольники: для озвучивания мультипликаций, транслирующих культуру здоровья и

как участники при съемке видеороликов, например гимнастических комплексов.

Таким образом, в дошкольном учреждении необходима организация активной работы

по здоровьесозиданию и здоровьесбережению, с акцентом не только на физиологическом

компоненте, но и всестороннем оздоровлении воспитанников. Важно помнить о том, что

современный мир диктует свои правила, и здоровье связано не только с функционирование

организма с анатомической точки зрения. Уделяя внимание потребностям ребенка быть

адаптированным к окружающему миру, идти в ногу со временем, взаимодействовать с

обществом, видеть прекрасное в мелочах и чувствовать себя единым с миром, желать

покорять вершины и совершать открытия, беречь природу, любить наш мир и уметь постоять

за себя и значит содействовать развитию культуры здоровья подрастающего поколения.

Марина Кравченко
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

На сегодняшний день в России отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.

Мы считаем, необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности. Такими и являются здоровьесозидательные технологии.

Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье воспитанников, творчески дополнять содержание образовательной деятельности знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни.

В условиях значительного снижения уровня здоровья, именно педагоги должны решать проблему обеспечения здоровья. Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД, педагог обязан представлять рациональные образы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни.

Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:

1) целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;

3) здоровьесозидание – не совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;

4) готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.

Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают :

- формирование в образовательном учреждении (в образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей)

- опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

Программа нацелена на реализацию направлений созидания и развития здоровья подрастающего поколения:

-физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, средствами физической культуры);

-лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья);

- гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности);

- эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой);

-обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).

Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Физическое здоровье - единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов. Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений

Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

Социально-нравственное здоровье - постепенное усиление осознанности социально-нравственных представлений:

- понимание красоты и смысла нравственных поступков;

- необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;

- осознания последствий положительных или отрицательных поступков;

- установление причинно-следственной связи между отношениями;

- чувствами к поступкам людей;

- усиление роли самооценки в поведении.

Психическое здоровье - сохранение и улучшение нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

формирование навыков общения;

гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;

коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесозидания и здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.

- группа оздоровительного плавания, в которую вошли дети 7года жизни;

- спортивная секция по хоккею и фигурному катанию.

В работе педагогов широко применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы подвижные спортивные игры, релаксация, игровой час во вторую половину дня, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, корригирующая;

технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурно-оздоровительная деятельность, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, точечный самомассаж, арттерапия, сказкотерапия,

Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в

работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей. Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям: просветительское, культурно-досуговое, психофизическое.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.

3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб. : Детство – Пресс, 2008.

Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Несудимова С. В – заместитель директора по ДО СПДО МАОУ ООШ с. Комсомольское Балаковского района Саратовской области Аннотация. В статье.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Формирование здоровьесозидающей среды
в условиях учреждения дошкольного образования

Мусакова Светлана Борисовна,
старший воспитатель ГБДОУ
детский сад №154 общеразвивающего вида
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Именно в детстве формируется красота тела и души будущего взрослого человека. Воспитывать детей физически совершенными - значит, добиваться, чтобы они были здоровыми и закалёнными. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, гибкость в применении различных средств и методов воспитания.

Внедрение ФГОС ДО позволяет обеспечить комплексную защиту здоровья дошкольников от некоторых негативных факторов. Новые стандарты определяют четкую структуру основной образовательной программы, определяют содержание и организацию образовательного процесса. Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений образовательной программы, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания, направленный на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Физическое развитие и здоровье детей - первостепенная задача нашего детского сада, над решением которой в тесном сотрудничестве работают все педагоги. Ключевым моментом работы коллектива является гибкое сочетание двигательной и умственной нагрузки, обеспечивающее комфортное пребывание ребёнка в детском саду. Осуществление образовательного процесса, нацеленного на физическое развитие и оздоровление детей, протекает в форме приобщения детей к физической культуре, как к фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

В структуру здоровьесозидающей среды ГБДОУ входят следующие компоненты:

инфраструктура детского сада (спортивные и музыкальные залы,

оборудованные участки на улице);

здоровьесберегающая предметно – пространственная среда в группах;

образовательно – методическая среда;

здоровьесозидающее пространство для родителей.

Физкультурный зал ГБДОУ оснащен необходимым оборудованием для оздоровления детей, развития основных видов движений, формирования представлений о некоторых видах спорта. Наличие современного оборудования не только прививает детям привычку к здоровому образу жизни, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.

Собственная изолированная территория с оборудованными площадками для игр и спортивных занятий, позволяет проводить разнообразные сезонные развлечения. Такие мероприятия отличаются особым настроением и теплом. Основная задача – сформировать потребность, вызвать желание участвовать в совместной физкультурно-досуговой деятельности. Надо отметить, что, созданная благоприятная окружающая среда способствует достижению высоких спортивных результатов.

Здоровьесберегающая предметно – пространственная среда каждой группы оборудована таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности, формирования у них культуры здоровья. Разработаны перспективные планы оздоровительной работы, структура внедрения здоровьесозидающих методик и технологий. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (различные виды гимнастик), технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги). Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место уделяется самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Руками педагогов изготовлены коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости, лузы для забрасывания мячей, мишени для метания в цель. Здоровьсозидающая деятельность образовательного процесса направлена на укрепление здоровья по снижению заболеваемости у детей.

Кроме того, одним из важнейших направлений оздоровительной и профилактической работы с детьми является профилактика нарушения осанки детей, сколиоза, плоскостопия и т.п.. В процессе непрерывной образовательной деятельности педагоги проводят работу по привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. В структуру оздоровительных занятий по развитию двигательной активности тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями дети поют, танцуют, импровизируют.

Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Без участия самых близких людей невозможно воспитание и развитие ребёнка. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесозидания, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью.В ходе работы широко использовались газеты, памятки для родителей,родительские семейные встречи, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Удачно проходили спортивные развлечения с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты" и т.д.. Успешно применялись интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровлению детей (ИКТ, презентации, индивидуальные консультирования, сайт ГБДОУ).

В ходе проделанной работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ГБДОУ и родителей на основе использования традиционных и интерактивных форм позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников. Проводимые мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма.

В заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию благоприятных условий для развития позитивных личностных качеств детей, для поддержания их эмоционально-комфортного состояния, ориентируются не только на усвоение детьми знаний и представлений, но и становлении их мотивационной сферы здорового образа жизни. Дети, изучая себя, особенности своего организма, получают и используют знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Читайте также: