Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Слепченко Марина Валерьевна

Организация: МАДОУ ЦРР № 31

Населенный пункт: ст. Ленинградская

Одной из актуальных проблем современного общества является снижение уровня здоровья детей и подростков, что отражено в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из его основополагающих принципов является сохранение и укрепление здоровья населения.

Исследования показывают, что этот процесс повышения заболеваемости постоянно прогрессирует. Поэтому одной из основных целей каждой образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

В соответствии с этим возникла необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы, не противоречащих природе ребенка. Ученые утверждают, что возвращение к природосообразному образованию целесообразно в процессе воспитания здорового подрастающего поколения. Проблемой здоровьесбережения в отечественной педагогике занимались такие ученые как Е.А. Ямбург, В.К. Крючков, М.М. Безруких и другие.

В чем же причины такой активной позиции образовательной организации в процессе здоровьесбережения воспитанников (учащихся)?

Во-первых, именно взрослые несут ответственность за сохранение и укрепление здоровья детей.

Во-вторых, максимально эффективное воздействие на процесс формирования здорового образа жизни возможно лишь в системе воспитательно-образовательной работы.

В-третьих, современная медицина занимается лечением возникшей болезни, а не её профилактикой.

Следовательно, главным действующим лицом в процессе формирования здорового поколения является педагог. Именно он в своей профессиональной деятельности должен учитывать влияние неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды:

  • Интенсивность образовательного процесса;
  • Использование различных форм обучения;
  • Длительность мероприятий с детьми;
  • Снижение двигательной активности;
  • Стрессовые ситуации.

Рассмотрим виды здоровья:

  • Физическое здоровье (совершенство саморегуляции в организме; гармония физиологических процессов; максимальная адаптация организма к окружающей среде);
  • Психическое здоровье (высокое сознание, развитые психические процессы; статус общего душевного комфорта, адекватные поведенческие реакции);
  • Нравственное здоровье (система ценностей, мотивов и установок поведения индивидуума в обществе);
  • Духовное здоровье (система убеждений и ценностей);
  • Социальное здоровье (здоровье окружающей среды и общества относительно каждого человека).

Признаками индивидуального здоровья человека являются следующие показатели:

  • Параметры роста и развития;
  • Текущее состояние и потенциал организма и личности;
  • Устойчивость к воздействию повреждающих факторов;
  • Наличие и уровень развития заболевания и/или дефекта развития;
  • Уровень развития ценностно-мотивационных и морально-волевых установок.

Индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели:

  • Соматический компонент (текущее состояние органов и систем организма);
  • Физический компонент (уровень роста и развития организма);
  • Психический компонент (состояние психической сферы);
  • Нравственный компонент (система мотивационной и потребностно-информационной сферы).

Специалисты в сфере здоровьесбережения выделяют следующие факторы риска для здоровья детей:

  • Чрезмерная интенсивность образовательного процесса;
  • Несоответствие программ и технологий возрастным и функциональным особенностям;
  • Стрессогенные технологии;
  • Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований;
  • Недостаточная компетентность педагога в вопросах здоровьесбережения;
  • Неправильная организация питания;
  • Низкий уровень культуры здоровья у детей и их родителей;
  • Неблагополучное состояние здоровья педагога;
  • Низкий уровень медицинского контроля за состоянием здоровья детей;
  • Отсутствие помещения для занятий спортом.

Таким образом, можно сделать вывод, что культура здорового образа жизни является составной частью общей культуры человека. Она отражает его системное и динамическое состояние, уровень здоровьесберегающих компетенций, физическую активность, социально-духовные ценности и т.п.

2. Современные подходы к созданию

здоровьесберегающего пространства образовательной среды

Здоровьесберегающее пространство в образовательной среде современной образовательной организации является важнейшим средством воспитания и развития детей. Это комплексный, системный, вариативный, инвариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками, взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

В образовании выделяют несколько направлений здоровьесбережения:

  • Здоровьеформирующие образовательные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Здоровьесберегающее пространство.

Здоровьеформирующие образовательные технологии способствуют формированию у воспитанников (учащихся) культуры здорового образа жизни и потребности в занятиях спортом и физической культурой.

Здоровьесберегающие технологии раскрывают рациональную организацию образовательного процесса и создают эффективные условия для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

Выделяют следующие направления здоровьесберегающей деятельности:

  • Формирование здоровьесберегающего пространства;
  • Формирование здоровой образовательной среды;
  • Рациональная организация воспитательно-образовательного пространства;
  • Организация рационального питания;
  • Оздоровительно-профилактическая деятельность;
  • Диагностика состояния здоровья детей;
  • Физкультурно-спортивная деятельность;
  • Деятельность по формированию основ здорового образа жизни.

Важной составной частью образовательной среды является ее здоровьесбережение, возможность организации педагогического процесса таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребенка.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система. Ее основу составляет эмоционально-комфортная среда пребывания, благоприятный режим жизнедеятельности ребенка. Создание подобной здоровьесберегающей среды включает в себя следующие компоненты:

  • Оптимизация санитарно-гигиенических условий;
  • Обеспечение психологического и эмоционального комфорта;
  • Учет индивидуальных особенностей воспитанников (учащихся);
  • Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
  • Творческий подход к образовательному процессу;
  • Рациональность учебной нагрузки;
  • Мониторинг состояния здоровья детей;
  • Использование здоровьесберегающих технологий.

Процесс формирования здоровьесберегающего пространства основывается на ряде принципов:

  • Диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;
  • Единство психологической потребности и компетентности в вопросах формирования здорового образа жизни;
  • Социальная ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих;
  • Новизна и эффективность используемых способов и средств сохранения здоровья;
  • Моральная стимуляция потребности в здоровом образе жизни;
  • Динамизм;
  • Гибкость;
  • Открытость;
  • Доступность;
  • Саморазвитие и тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

3. Рекомендации по формированию здоровьесберегающего пространства образовательной среды

Эффективный результат может дать образовательная среда в том случае, если соблюдено условие активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Причем ребенок является не только объектом, на который влияют взрослые, но и субъектом, активным партнером и полноценным участником.

Основными компонентами здоровьесберегающего пространства являются:

  • Здоровьесберегающая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • Семья;
  • Социум.

Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждый педагог в своей профессиональной деятельности должен соблюдать ряд правил. В первую очередь это соблюдение санитарно-гигиенических требований, которые отражены в СанПиН:

  • Требования к помещению;
  • Требования к освещенности;
  • Требования по проветриванию помещения;
  • Требования к мебели;
  • Требования к температурному режиму;
  • Требования к уровню шума и т.п.

Педагогическая деятельность по сохранению и укреплению психического здоровья ребенка, прежде всего, начинается с создания комфортной образовательной среды. Она должна обеспечивать детям:

  • Хорошее самочувствие;
  • Эмоциональный комфорт;
  • Высокую работоспособность;
  • Учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

Для поддержания благоприятного психологического климата педагог в своей профессиональной деятельности использует спокойный тон речи, внимание к каждому высказыванию, адекватную положительную реакцию на проявление ребенком активности и самостоятельности, тактичную корректировку поведенческих отклонений, уместный ситуации юмор.

Использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку позволит успешно развить его способности, сохранить и укрепить здоровье. Каждый воспитанник находится в центре образовательного процесса, педагогу важен его личностный рост. В связи с этим повышается степень его социальной значимости, адекватной становится самооценка, активизируется познавательная деятельность.

Контроль педагога за степенью утомления ребенка во время совместных мероприятий поможет своевременно скорректировать образовательный процесс, сменить род деятельности. Целесообразное чередование активных и статичных видов детской деятельности способствует поддержанию работоспособности каждого ребенка, качество усвоения им программного материала.

Творческий подход к организации образовательного процесса способствует поисковой активности детей, развитию их личности, формированию успешности, следовательно, преодолению стрессовой ситуации, снижению утомляемости, а в результате – сохранению и укреплению здоровья. Учеными выявлен ряд проблем, влекущих за собой перенагрузку:

  • Интенсификация образовательного процесса;
  • Раннее начало систематического обучения;
  • Несоответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей используемых методов и приемов работы.

В связи с этим важно педагогу рационально планировать образовательный процесс. Не допускать изнуряющую интеллектуальную, нервную, эмоциональную нагрузку, стремление достичь максимальных результатов без учета возможностей ребенка.

При работе с техническими средствами обучения (ТСО) соблюдать правила по их использованию:

  • Длительность;
  • Содержание;
  • Качественные характеристики;
  • Расположение детей и т.п.

Педагог должен помнить о психологическом подходе к каждому ребенку:

  • Учитывать его возрастные и индивидуальные особенности;
  • Знать психофизиологические особенности для своевременного устранения утомления.

Еще одной из проблем сохранения физического здоровья является низкая двигательная активность детей. Применение динамических пауз и физминуток позволяет удовлетворить естественную потребность растущего организма в движении. Метод релаксации позволяет частично либо полностью избавиться от физического и психологического напряжения.

Таким образом, формирование здоровьесберегающей образовательной среды позволяет своевременно и эффективно сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Грамотная организация и реализация педагогом здоровьесберегающего пространства способна значительно уменьшить влияние здоровьеразрушающих, стрессообразующих факторов, избежать усталости и перегрузки.

Современная педагогика находится в постоянном поиске путей выхода из сложившейся ситуации. Инновационные методы и методики позволяют повысить качество образования. Преемственность всех ступеней образовательной системы в данном вопросе позволяет сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения и всего человечества в целом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учится , но это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учиться, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или к чему-либо, взрослеет. В последнее время родители, педагоги, психологи, медицинские

работники школы очень встревожены ухудшением здоровья школьников.

Как сохранить и укрепить здоровье школьников, как создать здоровьесберегающую среду – одна из важнейших проблем, которая стоит перед всеми общеобразовательными учреждениями, в том числе и перед нашей школой.

Согласно Федеральному государственному образовательному

стандарту школа обязана сформировать у учащихся представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического).Сформировать представления о ее позитивном влиянии на развитие человека. Дети должны знать, что здоровье–это залог успешной учебы и социализации. Учащиеся должны овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т. д.).

Перед педагогическим коллективом нашей школы стоит проблема:
создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни. На чем же основана здоровьсберегающая деятельность в нашей школе? Основы здоровьесберегающей деятельности нашей школы - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В соответствии с программой были определены основные направления работы:

профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

информационно—консультативная работа – лекции школьной медсестры, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций.

Научным руководителем эксперимента была Шараева Оксана Валерьевна, кандидат пед.наук, зам.директора МБОУ Калмыцкий медколледж им. Т.Хахлыновой. Экспериментом охвачены учащиеся 1-5 классов. Все участники образовательного процесса определили свои действия, как обеспечение условий и реализация средств здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Классными руководителями ведется тематическая работа с родителями , направленная на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, интереса к здоровому образу жизни, профилактику вредных привычек: это тематические родительские собрания, проведение спортивных праздников с участием родителей, организация педагогического лектория по вопросам здорового образа жизни, организация походов с выходом на природу с участием родителей. Родители знакомятся с результатами обследования, мониторинга состояния здоровья своих детей, принимают участие во встречах с медицинскими работниками, беседах, круглых столах.

В течении всего эксперимента проводился мониторинг здоровья учащихся в Центре Здоровья при детской поликлинике. В начале и в конце учебного года учащиеся 1-5 классов проходили медицинский осмотр, по результатам которого классные руководители вели журнал здоровья, давали рекомендации детям и их родителям.

Весь прошлый учебный год прошел под эгидой предстоящих зимних олимпийских игр в Сочи и пропагандой здорового образа жизни.

Соревнования начались с показа презентации об Анваре Каирове, где были представлены фотографии детства, годы учебы в средней школе №10, годы службы и трудовая деятельность в МЧС. Также приветственное слово участникам соревнований было предоставлено Почетному работнику Общего образования РФ, ветерану труда, маме Анвара Каирова- Каировой Валентине Алексеевне, которая передала для школьного музея школьный дневник и рабочие тетради своего сына. Все эти экспонаты теперь дополнили экспозицию, посвященную памяти Анвара Каирова в школьном музее боевой славы.

Переходящий кубок по праву достался учащимся 11 класса, которые показали лучшие результаты во всех этапах соревнований. Все участники соревнований были награждены памятными вымпелами .

Участники акции это ученики с 7 по 10 класс. В эту акцию были вовлечены как активисты школьного парламента, так и учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете. Учащиеся школы №10 призвали всех заниматься спортом, общаться, заводить новых друзей и быть здоровыми!

Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровье ребенка считается в норме, если он:

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, э мпатичен;

В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

1.Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.

2.Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!

3. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.

4. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.

5. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.

6. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.

Здоровья вам, дорогие коллеги, хорошего настроения, творческого полета и только позитивных эмоций!

Здоровьесберегающая среда

Проблема создания здоровьесберегающей среды актуальна в валеологии и педагогике достаточно давно. Прежде чем рассматривать здоровьесберегающую среду, как элемент здорового образа жизни, следует уяснить что такое здоровье. Чаще всего при формулировке определения здоровья авторы опираются на трактовку, данную Всемирной организацией здравоохранения (далее ВОЗ).

ВОЗ под здоровьем понимает "состояние полного физического, психического и социального благополучия" [1]. ВОЗ формулирует так называемую триединую концепцию здоровья, которая препятствует восприятию здоровья, как только физического. Оно указывает на невозможность сводить понимание здоровья к его физической стороне.

Подходы к трактовке термина здоровье

Трактовка термина "здоровье"

Здоровье – это "состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды". Существует шесть "показателей индивидуального здоровья":

  1. генетические,
  2. биохимические,
  3. метаболические,
  4. морфологические,
  5. психологические,
  6. социально-духовные.

Здоровье включает в себя биологическое здоровье, социальное здоровье и духовное здоровье. Имеет место "взаимодействие сознательного и бессознательного в человеке, которым регулируется его нравственное здоровье".

Здоровье – это "такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека"

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [5]

Здоровье – есть состояние организма, все части которого нормально развиты и правильно функционируют. Такое состояние абсолютного здоровья едва ли существует, так как трудно найти организм, все части которого имели бы нормальные величину, силу, форму и структуру и все отправления, которых совершались бы вполне правильно.

Д.Н. Давиденко. Выделяет следующие виды здоровья:

  • соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма);
  • физическое здоровье (уровень роста и развития органов);
  • психическом здоровье (состояние психической сферы);
  • нравственном здоровье [6].

Указывая на единство "духовно-телесного начала" в человеке, рассуждает о здоровье Е.А. Сигида. По его мнению, динамическое равновесие на "физиологическом и социальном уровнях" обеспечивает адекватное развитие индивидуума в среде обитания. Возникновение же противоречий между биологической природой человека и средой его обитания в духовно-социальной системе общества непременно приводит к "патологическому, деструктивному процессу на уровне организма" [7].

Итак, современной наукой предлагается множество формулировок, определяющих термин "здоровье", что, несомненно, позволяет представить это понятие как комплексное и разноуровневое. При этом заметим, что каждый специалист трактует это понятие со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки.

Понятие здоровьесберегающей среды

Термин здоровьесберегающая среда во многом опирается на трактовку здоровья. В настоящее время имеет место устоявшаяся трактовка термина "здоровьесберегающая среда".

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей [8].

К сожалению, в настоящее время имеют место примеры необоснованного применения термина "здоровьесберегающая среда" прибегают необоснованно, используя его для описания либо условий здоровьесбережения, либо системы здоровьесберегающих мероприятий, либо отдельных результатов здоровьесберегающей деятельности администраторов образовательных учреждений.

Так, Г.И. Тушина предлагает считать здоровьесберегающей средой "совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников" [9].

Здоровьесберегающая среда базируется на здоровьесберегающей компетентности педагога, которая, по мнению Е.А. Юговой, представляет собой комплекс систематических знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии собственного здоровья и здоровья окружающих [10].

Структура здоровьесберегающей компетентности педагога

Структура здоровьесберегающей компетентности педагога

Что касается понимания здоровьесберегающей среды, то подчеркнем, что в понимании сущности здоровьесберегающей среды необходимо учитывать тенденцию, по которой базовое для нее понятие здоровья рассматривается в единстве физической, психической и духовной составляющих. Согласно этой тенденции, предметом здоровьесбережения в образовательном учреждении следует считать баланс хорошего физического состояния школьников, их психического равновесия и духовного благополучия.

История здоровьесберегающей среды в образовании

Конец двадцатого столетия ознаменовался небывалым интересом образовательных учреждений к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников. Во многом это обусловлено сложнейшей социально-экономической и демографической ситуацией в стране, негативными тенденциями к уровню здоровья подрастающего поколения. За этот период сложились определённые представления о концептуальных основах такой работы и её основных направлениях, получены обнадёживающие результаты по определённым аспектам оздоровительной деятельности.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд "вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и предложил ряд мероприятий "в целях устранения" вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся.

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана "Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений". Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Даже в относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний, индекс здоровья школьников был достаточно низким, наблюдалось резкое ухудшение зрения, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями в течение всех лет обучения.

Вероятно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания по разным предметам, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин "школьных болезней", на которые специалисты обращали внимание еще в 70-х годах XIX века. [11]

Толстой Л.Н. выделяет особое "школьное состояние души", при котором "все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то "полуживотным способностям подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием страха, напряжения памяти и внимания".[12]

Ушинский К.Д. еще более категоричен: "Изучая процесс памяти, мы видим, как бессовестно обращается с нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если из ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет. Как мало еще сделала педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках"[13]. Все это, по-видимому, определило особую роль образовательных учреждений в охране и укреплении здоровья школьников.

В 50-е годы появились новые задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием детского спорта, проведением детских соревнований, открытием детских спортивных школ.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь образовательных учреждений. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами система дошкольного образования раскололась на сотни разных вариативных школ, каждая из которых считал, а делом чести работать не по традиционным, а по своим программам.

В конце XX в. в России получило распространение новое научное направление науки и практики – валеология.

В завершении подчеркнем, что существует множество подходов к определению понятия здоровья. Наиболее приемлемым для педагога является определение, данное ВОЗ. Именно данному определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

1.Артемова Н. Как сохранить психическое здоровье // Школьный психолог 2003 .- №17.- с.3.

2.Горячев В. Здоровье детей - категория педагогическая // Воспитание школьников 1999. - №1.- с.-8 -10.

3.Воленко О.И. Как растить здоровое поколение //Педагогика 1995.- №1.- с. – 40 -44.

4.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях // Начальная школа –1999.- №2. с.- 5 -7.

Семинар № 25

Тема 5. Созревание и развитие. Социокультурный фон развития человека.

План

1.Отличие процесса созревания и развития.

2. Условия созревания и развития.

3. Характеристика возрастных норм.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое созревание и развитие?

3. Что является условиями созревания и развития?

4. Какие виды возрастных норм вы можете назвать и дать определения.

5. В чем заключаются основные принципы системогенеза?

6. Каковы морфологические критерии созревания ЦНС?

7. По каким физиологическим показателям можно судить о созревании коры больших полушарий?

8. Почему некоторые из врожденных безусловных рефлексов к концу первого года жизни исчезают?

9. В чем заключается проблема прерывности – непрерывности развития?

10.Что такое индивидуальный темп и индивидуальная траектория развития?

11. В какой последовательности созревают первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий как это отражается в психическом развитии детей?

12.Почему к 6 -7 годам у детей появляется способность произвольной регуляции поведения?

13.Какие этапы проходит в своем формировании система мозга?

14.Какие структуры и функции мозга в онтогенезе созревают в последнюю очередь?

Литература

1.Васильев С. В. Основы возрастной и конституциональной антропологии. – М.,- 1996.

2.Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. – 1989. - №2.- с.- 20 -27.

3.Дубровинская Н.Ф., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.

4.Психология развития //Под ред Т.Д.Марцинковской М., Академия 2001.с.124 – 147).

Семинар № 26

Тема 12. Особенности психического развития на разных этапах онтогенеза.

Понятие возраста. Возрастная периодизация.

План

2.Характеристика возрастной периодизации в трудах отечественных и

3. Перечислите и объясните основные характеристики возраста в культурно –

4.Перечислите и объясните основные характеристики возраста в теории

Вопросы и задания

2.Какие две группы психологических теорий вы можете назвать и в чем их

3.Как связана периодизация с понятием развития?

4.Приведите различные подходы разных ученых (Стенли Холл, Ж.Пиаже,

Э.Эриксон, Левинсон, Р.Кеган и др.).

5.Проанализируйте и приведите примеры периодизаций онтогенеза.

6.Приходилось ли вам наблюдать кризис (7 лет, кризис подросткового возраста, кризис середины жизни), назовите симптомы и особенности течения.

Литература

1.Психология \ Под ред. И.В.Дубровиной М., Академия, 2002.

2.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., Академия 2000.

3.Хухлаева О.В. Психология развития молодость зрелость старость. М., Академия 2005.

4.Эльконин Б.Д.Психология развития М., Академия 2001.

Семинар № 27.

Тема 14. Закономерности психического развития.

План

1.Условия, предпосылки и факторы психического развития.

2.Закономерности психического развития.

3.Роль наследственности и среды.

4.Влияние обучения на процесс психического развития.

Вопросы

1.Что собой представляет процесс возрастного развития? Чем он обусловлен?

2.Каково содержание теории рекапитуляции?

3.В чем заключается закон Э. Геккеля?

4.Что лежит в основе биогенетического закона и этапов культурно –

исторического развития человечества (В.Штерн)?

5.Роль биологического фактора в наследственности темперамента и задатков

6.Как влияет социальная среда на процесс психического развития?

8. Каковы основные четыре закономерности детского развития (по Выготскому) вы знаете?

Литература

1.Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997.

2.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности М., - Воронеж, 1996.

3.Кайл Роберт Тайны психики ребенка. Санкт – Петербург, М.,2002.-с.-215- 240.

4.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной \\ Вопросы психологии.- 1996.- №6- с. 76 – 86.

5.Практикум по дошкольной психологии. Урунтаева Г.А., Афонькина. М. Академия 1996.

Семинар № 28

Тема 15. Психическое развитие в разные возрастные периоды.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Читайте также: