Здоровая школа как валеологически ориентированная модель образовательного процесса

Обновлено: 05.07.2024

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. С рождения ребенок усваивает эту великую истину! Еще недавно, когда мы мыслили категориями усреднения и всеохвата, а личность в этом усреднении исчезла, мы и не думали о здоровье как о неотъемлемом праве личности и ее основном богатстве. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, интеллектуальной и физической работоспособности.

Каждый человек, появляясь на свет, обладает генетически заложенным потенциалом здоровья, который реализуется в онтогенезе. Однако, каким бы благоприятным ни был генетический код индивида, в процессе своего развития человек постоянно взаимодействует со средой, которая может способствовать как развитию и совершенствованию имеющихся задатков, так и их угнетению, преобразованию, имеющему негативные последствия. В связи с этим актуальна проблема формирования и укрепления здоровья, концептуальные идеи которой рассматриваются в монографиях [1, 5, 7, 8] и научных статьях [2, 4].

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что в нашем государстве еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не заняло первого места в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к главной человеческой ценности, а также разработка основных положений и условий здорового образа жизни, методология их внедрения, привития и освоения людьми.

Следует отметить, что искусству быть здоровым, так же как и искусству живописи, музыки, танца и т.п., нужно учить.

Еще с древних времен важнейшую роль в формировании здоровья человека и воспитании здорового поколения играла физическая культура с присущими ей биологическими и социальными функциями, способствующая физическому и духовному развитию индивида. Однако в последние годы, когда были извращены многие жизненные приоритеты и занижена роль различных социальных институтов в воспитании личности, физическая культура оказалась не способной в полной мере обеспечить полноценное развитие ребенка, формирующее его физическое, психическое и нравственное здоровье.

В связи с этим все настойчивее ведется поиск и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Особо актуальна эта проблема для общеобразовательной школы, которая нередко наносит ущерб здоровью детей: за период обучения в школе оно снижается в 4-5 раз [3] и, по прогнозам специалистов, к 2000 г. будут здоровы менее 4% выпускников.

В декабре 1995 г. состоялось совещание Министерства образования Российской Федерации. На нем было принято решение, согласно которому Министерству образования рекомендуется ". содействовать созданию в образовательных учреждениях системы непрерывного валеологического образования, ввести преподавание валеологии в качестве федерального компонента в учебные планы всех образовательных учреждений Российской Федерации с 1998/99 учебного года".

Последние научные исследования свидетельствуют о широком развертывании процесса валеологического образования практически всех слоев населения в различных регионах нашей страны.

Анализ всероссийских конференций по валеологии, которые состоялись в 1995 г. в Санкт-Петербурге, в 1996 г. - в Новосибирске, в 1997 г. - в Омске и Москве, свидетельствует о неоднозначности и противоречивости как концептуальных идей валеологии, так и прикладных технологий валеологического образования. На наш взгляд, это связано с естественным периодом становления валеологии как науки и учебной дисциплины и создания ее понятийного аппарата.

Однако при всей противоречивости взглядов ученых и практиков в области валеологии, формирования ее педагогических и медицинских основ следует отметить единство мнений о необходимости создания целостной системы валеологического образования, направленной на формирование культуры здоровья и организацию здорового образа жизни как отдельного индивида, так и общества в целом [б].

Нами предпринята попытка разработать модель системы валеологического образования учащихся общеобразовательной школы (см. рисунок). Система валеологического образования школьников представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и являясь частью одного процесса, способствуют созданию необходимых условий для формирования личностиучащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсистемами являются:

1. Формирование валеологи-ческой грамотности.
2. Валеологический подход к учебному процессу.
3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.



Прежде чем раскрывать содержание вышеперечисленных подсистем, следует остановиться на выделенном на рисунке блоке, который как бы не входит в число основных составляющих валеологического образования, но без которого оно и невозможно и с которого, собственно говоря, и начинается в школе весь валеологический процесс. Речь идет о подготовке кадров.

Безусловно, только заинтересованный учитель, коллектив единомышленников, на собственном опыте познавших (или начинающих осваивать) ценности здорового образа жизни, целенаправленной работы над своим здоровьем, могут в полной мере передать валеологические знания учащимся и создать в школе здоровую среду и условия обучения. Любой человек, учитель имеет собственный опыт формирования (или разрушения) своего здоровья, который для каждого индивидуален. Поэтому для обеспечения полноценного валеологического образования учащихся необходимы грамотные педагоги, владеющие знаниями научной картины мира, философских, биологических и социальных основ здоровья, разбирающиеся в научных подходах и основах здорового образа жизни.

В связи с этим одна из первоочередных проблем валеологического образования - подготовка кадров, которая в последние годы начала осуществляться в педагогических и физкультурных вузах страны (в Санкт-Петербурге, Москве, Омске, Барнауле, Великих Луках и др.), медицинских и педагогических колледжах (в Ростове, Новосибирске, Омске), а также в системе повышения квалификации работников образования во главе с Федеральным центром валеологии (в Москве).

Возвращаясь к системе валеологического образования школьников, следует отметить, что центральным звеном в ней является формирование валеологической грамотности учащихся. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах. Причем базовыми в этом направлении считаются уроки валеологии, физической культуры и ОБЖ, биологии и психологии. На данных уроках учащиеся получают знания о физическом, психическом и духовном здоровье, о строении человеческого тела, о взаимодействии человека с окружающим миром, а также осваивают необходимые умения и навыки по уходу за своим телом, управления физическим состоянием и психикой, получают навыки общения, самоконтроля и прогнозирования своего состояния, овладевают приемами защиты и правилами поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Формирование валеологической грамотности осуществляется в процессе изучения 'и других школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые позволяют более глубоко познать основные законы человеческого бытия, место человека в природе, познакомиться с традициями народной культуры, связанными со здоровьем человека и общества, свидетельствующими о бесчисленных возможностях и резервах человека, индивида, личности. Наряду с учебными формами валеологического образования большую роль играют научные общества учащихся (НОУ), которые способствуют формированию научного понимания здорового образа жизни, привлекают учеников к исследовательской работе, глубокому познанию своего организма, собственного "Я", поиску эффективных путей конструирования своего здоровья и образа жизни. Кроме вышеперечисленных форм обучения в формировании валеологической грамотности значительное место отводится внекласнньм мероприятиям, проводимым с детьми: беседам, диспутам, играм, тренин-гам, совместным оздоровительным занятиям и т.п.

Освоение школьниками валеологических знаний, умений и навыков невозможно без ценностной мотивации личности учащихся. Иными словами, в процессе получения знаний школьники осознают здоровье как главную ценность человеческой жизни и у них формируется устойчивая мотивация: вести здоровый образ жизни и целенаправленно заниматься своим здоровьем. Однако формирование ценностной мотивации личности - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют факторы развития государства и общественное мнение, технология учебно-воспитательного процесса, личности педагогов, работающих с детьми, а также состояние и ориентация семейного воспитания. Последнее - неотъемлемая часть целостной системы валеологического образования учащихся, поскольку каким бы полным и глубоким оно ни было в рамках школы, оно никогда не станет полноценным без помощи родителей, без их активного участия в этом процессе. В связи с этим особый смысл приобретает "ликбез" для родителей, осуществляемый в рамках внутри- и внешкольных лекториев, семинаров, консультаций. Повышение валеологической культуры родителей будет способствовать организации здорового образа жизни в семье, что благотворно скажется на здоровье и самих родителей и учащихся.

Помимо формирования валеологической грамотности система образования предусматривает валеологический подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: валеологически обоснованное расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.

Неотъемлемой подсистемой валеологического образования является оздоровительная работа в школе и вне ее, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.

Таким образом, системная организация валео-логического образования, основанная на взаимосвязи его основных компонентов (подсистем), позволяет построить учебно-воспитательный процесс таким образом, что создаются реальные условия для формирования культуры здоровья всех участников обучения и воспитания: ученика, учителя, педагогического коллектива в целом и, наконец, родителей. Кроме того, в стенах школы и вне ее появляется возможность организации здоровой среды для школьников, которая, в свою очередь, сама является элементом воспитания и необходимым условием здорового образа жизни подрастающего поколения. Следовательно, результатом валеологического образования (системообра-зующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.

Поступила в редакцию 19.05.97

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Аннотация. В данной статье рассмотрен валеологический подход к организации урока в начальной школе. Представлены показатели рациональной организации учебно - воспитательного процесса.

Валеологическийподход к организации урокав современной школе

Аннотация: В данной статье рассмотрен валеологический подход к организации урока в начальной школе. Представлены показатели рациональной организации учебновоспитательного процесса.

Ключевые слова:урок, начальная школа, валеологический подход.

Одна из основных проблем на сегодняшний день в образовании это проблема сохранения здоровья детей. Снижение здоровья детей

это реальность нашей сегодняшней жизни. В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 67 лет не готовы к обучению в школе, а 3035% дошкольников имеют хронические заболевания.Следовательно, сниженисходный уровень здоровья детей 67 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно снижает возможности успешного получения образования[1].Второй год мы работаем по новым стандартам (с новыми требованиями к условиям и результатам).

Прежде чем мы потребуем от ученика результат, мы должны создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и т. д.

В каждом детсаду, школе или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.

Опираясь на них,сейчас создаётся современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование.

А сможем ли мы сохранить здоровье наших детей?

Получается, что современный учитель с одной стороны должен выполнить, стандарт,а с другой

не навредить ребёнку.Что же является причиной резкого ухудшения здоровья детей.Валеологическийанализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд основных факторов:объективные (заложенные в нормативных образовательных документах: рабочие программы, учебный план, учебники);

субъективные (связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами учебного процесса)[2].Практика показывает, что успех валеологического образования в школе достигается за счет деятельностногоподхода на уроках, во внеурочное время, как педагогами, так и родителями.Выделим наиболее важные показатели рациональной организации учебновоспитательного процесса в школе:

валеологический подход к организации и проведения уроков;

выполнение рекомендаций САНПИН 2.4.2.282110[3].Ведущим звеном учебного процесса, определяющим его конечные результаты, является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как не допустить перегрузки учащихся именно на уроке. В процессе комплексного исследования факторов школьной среды, оказывающих негативное влияние на здоровье школьников, особое внимание обращается на построение и ведение урока.В ходе проводимых теоретических и экспериментальных исследований, осуществляемых лабораторией практической валеологии, оказалось возможным выделить три группы факторов, влияющих на работоспособность учащихся на уроке.Первая из них объединяет факторы, характеризующие учебный процесс по данному предмету, который определяется методикой преподавания и деятельностью учителя. Ко второй относятся факторы, определяющие условия обучения в данной конкретной школе. Третью группу составляют факторы, характеризующие учащихся с точки зрения сформированности общеучебных умений и навыков, а также уровня их психического и физического здоровья [4].Валеологическая оценка урока проводится по следующим показателям: плотность урока (процент времени, затраченного школьниками на учебную работу);количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ,рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решениепримеров);лительность каждого вида учебной деятельности (в минутах);частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах сменыдеятельности);количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный черезтехнические средства обучения (ТСО), самостоятельная работа);место, длительность и условия применения ТСО;частотачередования видов преподавания;психологический климат на уроке;соблюдение правильной позы, её соответствие видуработы и чередование в течение урока;наличие, место, содержаниеи длительность физкультминуток;момент снижения учебной активности школьников как показатель утомления [5].Валеологический анализ урока направлен на оценку цели, задач, условий, педагогических технологий, психологии взаимоотношений участников урока и др. сточки зрения их воздействия на здоровье учащихся и педагога.

В принципе показатели валеологической оценки урока не новы, но как показывают взаимопосещения уроков у своих коллег, опыт организации режимов обучения с учетомфактора утомляемости практически утерян.Опираясь на опыт работы нашей школы в данном направлении, были выявлены следующие проблемы:

недостаточное осознание большинством учителей актуальности валеологических знаний применительно к самому себе и учащимся;

низкий уровень готовности учителей к валеологической деятельности;

разрушающий здоровье учащихся учебный процесс, характеризующийся все повышающейся интенсификацией, и, как следствие перегрузкой детей.

Актуальна проблема формирования валеологической стратегии педагогической деятельностии в других школах.В образовательных учреждениях не организована работа по формированию здорового образа жизни детей. По данным социологов, только 4% российских школьников получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от учителей. И беда не только в том, что учитель в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья учеников, он и сам не научен беречь свое здоровье Многие педагоги страдают различными хроническими заболеваниями, находятся в состоянии хронического дистресса, о своем здоровье заботятся совершенно недостаточно.

Опыт же подтверждает, что не умеющий беречь свое здоровье не сумеет его сохранить и у других[6].В современной школе от детей ожидают большей работоспособности, чем прежде. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование наглядности, выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и др.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся[7].Таблица1Гигиенические критерии рациональной организации урока(Смирнов Н.К., к.м.н., профессор)Факторы урокаУровни гигиенической рациональности урока

РациональныйНедостаточно рациональныйНерациональныйПлотность урокаНе менее 60% и не более 7580%8590%Более 90%Число видов учебной деятельности472312Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут1115 минутБоле 15 минутЧастота чередования различных видов учебной деятельностиСмена не позже чем через 710 минутСмена через 1115 минутСмена через 1520 минутЧисло видов преподаванияНе менее 321Чередование видов преподаванияНе позже чем через 1015 мин.Через 1520 минутНе чередуютсяНаличие эмоциональных разрядок (число)231НетМесто и длительность применения ТСОВ соответствии с гигиеническими нормамиС частичным соблюдением гигиенических нормВ произвольной формеЧередование позыПоза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюИмеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда Частые несоответствия позы виду работы. Поза не дает за посадкой учащихсяконтролирует посадку учащихся.контролируется учителем.Физкультминутки Две за урок, сос

тоящие из 3 лёгких упражнений, по 35 повторений каждого1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностьюОтсутствуют Психологический климатПреобладают положительные эмоцииИмеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентныйПреобладают отрицательные эмоцииМомент наступления утомления учащихся ( по снижению учебной активности)Не ранее чем через 40 минутНе ранее чем через 3537 минутМенее чем через 30

Для сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока[8], но и использования в работе с учащимися здоровьесберегающих технологий.Хотелось бы также отметить выполнение рекомендаций САНПИН 2.4.2.282110:

требования к помещениям и оборудованиюобщеобразовательных учреждений;

требования к воздушнотепловому режиму;

требования к естественному и искусственному освещению;

гигиенические требования к режиму образовательного процесса;

требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений;

требования к санитарному содержанию территории и помещений;

требования к соблюдению санитарных правил.Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.И так, сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок, должен обеспечивать педагогу и каждому ученику сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начало урока до конца.Как это отследить? Можно использовать различные диагностические признаки, составив карту их отслеживания (Таблица 2).Таблица 2 Валеологический анализ урока

ДатаКлассУчительТема урокаСамооценка педагогаОценка исследователя1. Постановка валеологических целей урока

2. Благоприятный микроклимат на уроке

3. Наличие на уроке физкультминуток, релаксационных пауз

4. Учет динамики работоспособности на уроке

5.Интерес к уроку; (уверенность в себе,утомляемость, прилежание);

6. Наличие в содержании урока межпредметных связей

7. Индивидуальный, дифференцированный подход к ученикам, в том числе с учетом пола

8. Развитие на уроке: а) логического мышления; б) позитивного мышления

9. Включение в урок материала, помогающего ориентироваться в современном социуме

10. Выработка у школьников уверенности в успехе

11. Активные методы обучения на уроке (ученики в роли учителя, обучение практикой действия, обсуждение в группах, игра, тренинги, ученик как исследователь)

12. Включение в урок заданий на принятие решений, выделение главного, работа с лишней и недостающей информацией

13. Выработка умений самоанализа, самооценки, саморегуляции

14. Активность школьников на урок

15. Внешний вид кабинета, соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам

16. Особые валеологические заслуги учителя на уроке (например, урок на свежем воздухе)

Все пункты заполняются по интуитивной оценке по шкале от 0 до 1(педагогом и исследователем) Шкала:0 баллов отсутствует на уроке;0,5 баллов недостаточно чёткое проявление;1балл ярко выраженная реализация положения.Обработка результатовПодсчёт валеологического коэффициента урока (учителем)К валеол.уч.= Колво баллов(116):24Подсчёт валеологического коэффициента урока (исследователем)К валеол.исслд.= Колво баллов(116):24

Валеологический коэффициент урокаОпределяется по данным исследователя и по самооценке учителя.К(валеолог.)= (К (учител.) + К (исследов.)):2Впоследствии в общую систему измерения можно вносить данные по частоте дыхания и пульса.Средние показатели по классу:Пульс (до урока и после урока)до 100= 1 балл;от 101= 130= 0,5 баллов;более 101= 0 баллов;Средние показатели по классу:Дыхание(до урока и после урока)до 20 = 1 балл;от 21 до 28 = 0,5 баллов;более 29 = 0 баллов.У детей в начальной школе частота сердечных сокращений и дыхания больше,поэтому показатели выше, чем у детей например 5го класса.

Хотелось бы отметить, использование данной методики (автор неизвестен) учителяминашей школы во время посещения уроков и внеклассных мероприятий друг друга, на протяжении 8 лет, дала положительные результаты.

Педагоги стали более рациональнее строить свои уроки с точки зренияздоровьесберегающих технологий и не забывают о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья как детей, так и учителей.Валеология–урок будущего [9].Здоровье детей один из факторов успешной учебы в школе. Наш путь к здоровью, через валеологию.


Глобальность проблемы сохранения и укрепления здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологию — науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека, т. к. в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной человек, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности. Основы валеологии были разработаны Апанасенко Г. А., Брехманом И. И., Вайнером Э. Н., Казначеевым В. П., Колбановым В. В., Чумаковым Б. Н. и другими. В большинстве исследований ученых отмечается, что валеология — это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Существенную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. В школе нужно создавать благополучную среду, способствующую укреплению здоровья, прививать любовь к природе, так как человек — часть природы и его жизнь зависит от нее. Именно поэтому большое внимание в школе должно уделяться реализации педагогической валеологии, цель которой — сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся; формирование у них системы валеологических знаний и умений заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; осознание школьниками необходимости следовать здоровому образу жизни. Таким образом, педагогическая валеология — это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами [1,2].

Рассмотрим некоторые основные понятия валеологической педагогики, представленные в работах Дорошкевич М. П., Дыхан Л. Б., Кукушина В. С., Татарниковой Л. П.и других:

- валеологическое обучение — процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построить, а также овладение методами и средствами ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни;

- валеологическое воспитание — процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения;

- валеологические знания — совокупность научно обоснованных понятий, идей, факторов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Целью валеологического образования является формирование культуры здоровья, ответственного отношения человека к личному здоровью и окружающей среде. Результат валеологического образования определяется, с одной стороны, уровнем теоретических знаний об основах здоровья и здорового образа жизни, а с другой, что особенно актуально, наличием валеологической культуры, которая позволяет самому человеку занять активную позицию в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья. Для реализации целей, задач, функций валеологического образования и воспитания необходимо опираться на дидактические принципы, отражающие общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса как в целом, так и в отдельных его звеньях. Проблемой разработки дидактических принципов занимались известные ученые: Бабанский Ю. К., Беляева А. П., Загвязинский В. И., Скаткин Н. М., Усова А.В и др. К дидактическим, методическим принципам, определяющим содержание, организацию валеологического образования можно отнести следующие:

- гуманизации — предполагает внимание к личности каждого ребенка и учащегося как к высшей социальной ценности, что определяет формирование качеств и свойств личности, которые ориентируют на здоровый образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы; способствуют развитию самостоятельности и общественной активности, работоспособности и способности к общению;

- демократизации — предусматривает отношения в общественно-государственной системе валеологического и физического воспитания, расширяющие сотрудничество и ответственность участников за духовное и физическое совершенствование детей и учащейся молодежи, включающие в единый процесс взаимодействия самих учащихся, семью, школу и общественность по сохранению и укреплению здоровья;

- дифференциации и индивидуализации — создание условий для наиболее полного проявления возможностей и способностей учащихся в свободно выбранных видах и формах валеологической и физкультурно-спортивной деятельности с учетом их ценностных ориентаций, личностных, психофизиологических особенностей;

- деятельностного подхода — нацеливание личности ребенка на активное выполнение индивидуальных или коллективных программ физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие познавательных и творческих возможностей, включение в процесс физического самообразования и самосовершенствования;

- целостности — принцип организации учебно-воспитательного процесса, при котором большое внимание уделяется активному развитию личности в целом, ориентации на формирование общей, валеологической и физической культуры детей и учащихся в единстве знаний, умений, навыков, убеждений, творческих способностей;

- оздоровительной направленности — является одним из важнейших принципов валеологического воспитания учащихся и заключается в обязательной установке на достижение наибольшего оздоровительного эффекта, т. е. эффекта укрепления здоровья;

- комплексности используемых оздоровительных средств и мероприятий означает, что невозможно добиться высокого уровня здоровья за счет использования лишь одного или нескольких средств или условий, т. к. только их полноценное и разумное сочетание, соответствующее содержанию компонентов здорового образа жизни, может дать необходимый эффект сохранения и укрепления здоровья. Впрочем, такое требование не противоречит тому, что в оздоровительной системе, принятой конкретным человеком, может преобладающее значение иметь какое-либо одно средство (например, физические упражнения, психорегуляция, очистка организма или др.);

- научности — является ведущим ориентиром при отборе содержания валеологического образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья индивидуума. Научно обоснованное построение педагогического процесса по валеологическому воспитанию предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.

Необходимо отметить, что отечественными учеными (Белецкая В. И., Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесов Д. В., Похлебин В. П. и др.) были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие:

- повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;

- соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;

- проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;

- проведение систематической коррекции психических функции учащихся;

- совершенствование форм проверки знаний учащихся;

- тренировка у учащихся памяти, развитие их общих способностей;

- формирование опыта саморегуляции личностной активности;

- оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки;

- обучение умению раскрывать свои внутренние резервы.

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление и др.

Таким образом, забота о здоровье должна стать естественной потребностью каждого человека. Воспитать у учащихся ответственность за свое здоровье, сформировать активную жизненную позицию по отношению к собственному здоровью — главная задача воспитателей, преподавателей и родителей. Культура сохранения, укрепления и восстановления здоровья должна стать одной из составных частей общей культуры человека.

1. Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология.-М.: Март, 2005.

2. Нагавкина Л. С. Валеологические основы педагогической деятельности. -М.: Феникс, Ростов-на-Дону, 2004.

3. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: учебно-методическое пособие /В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. — М.: Дрофа, 2013.

4. Смирнов А. Т. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: 5–9 классы: методическое пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, укрепление здоровья, здоровье, знание, личное здоровье, Российская Федерация, собственное здоровье, большинство случаев, учебно-воспитательный процесс, физическая культура.

Здоровье-необходимое условие для гармоничного развития личности.
И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить
значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую невозможно.

Здоровье - одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Данные обследования здоровья учащихся показывают, что за последние десятилетия значительно увеличился процент учащихся имеющие те или иные заболевания. Невольно возникает мысль, что сам образовательный процесс в части его организации является фактором, разрушающим здоровье учащихся и учителей.

Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Это убедительно доказывают данные института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющие нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса число таких детей увеличивается до 60-70%. За данный период обучения ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает школа. Что же является причиной резкого ухудшения здоровья учащихся.

Валеологический анализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд основных факторов:

-объективные (заложенные в нормативных образовательных документах: программах, учебниках, планах и пр.)

- субъективные - связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами учебного процесса - учителями, учащимися, родителями.

Выделим наиболее важные показатели рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе.

- валеологический подход к организации и проведения уроков;

- применение на уроках здоровьесберегающих технологий;

- проведения двигательных перемен.

Рассмотрим более подробно основную форму организации учебного процесса - урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, длительность умственной работоспособности, предупреждение преждевременного утомления. Правильная организация обучения помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Выделим основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав.

1. Правильность организации урока.

2. Использование каналов восприятия.

3. Учет зоны работоспособности учащихся.

4. Распределение интенсивности умственной деятельности учащихся.

При планировании уроков педагог должен учитывать критерии здоровьесбережения:

- обстановка и гигиенические условия в классе;

- чередование видов учебной деятельности;

- количество, чередования видов преподавания;

- место и длительность применение ТСО;

- поза учащегося, чередования позы в течение урока;

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

Практика показывает, что успех валеологического образования в школе достигается за счет системного подхода на уроках, во внеурочное время, как педагогами, так и родителями.

Однако важная роль отводится учителю, так как именно он может обучить школьников технике валеологических умений и навыков на уроках, провести урок с применением здоровьесберегающих технологий.

Сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок, должен обеспечивать ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начало урока до конца.

Валеологично проведенный урок должен стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учиться, получать радость от каждого прожитого дня.

Для этого каждый педагог должен:

- избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, которые задевают чувство их собственного достоинства;

- желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей;

- чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика;

- чтобы учитель понимал, что в ситуации общения с учениками он находится по отношению к ним в двух позициях: в позиции учителя, наставника и в позиции ученика;

- учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям пример.

Работая с учащимися ,педагогам необходимо учитывать, что

- у каждого ребенка свой потенциал здоровья;

- здоровье - это состояние организма ,им нужно научиться управлять;

- хорошее здоровье - результат собственных усилий;

- 20% урока дети должны находиться в состоянии двигательной активности

- формирование у детей и родителей внутренней мотивации к здоровому образу жизни;

- развитие навыков личной гигиены;

- приобщение к рациональному питанию;

- раскрытие способов поддержания физического и психического здоровья.

Советы педагогу для проведения здоровьезберегающих уроков:

- правильно расположи парты в классной комнате;

- положительное общение детей (начало каждого урока с приветствия в парах, в группах, в кругу).

Такое приветствие выполняет функцию положительного настроя на данный урок, обеспечивает снятие напряжения ,усталости, является положительной установкой на урок;

- организация активного межличностного общения - это ситуация прощания взаимоблагодарения, которое организуется так же как и приветствие.

Общение детей на уроке способствует коллективная работа.

- правильно организуй беседу, в которой превалирует вопросы эвристического, поискового или проблемного характера, подразумевавшие ответы в форме размышления;

- работай по расширению сознания детей, в результате которой учащиеся осмысливают свою жизнь, свое поведение, отношения с окружающими людьми и усваивают позитивные мысли о здоровье.

Несколько советов педагогу по организации предотвращения перегрузок на уроках.

1. Изменение позы во время урока. Смена поз каждые 15-20 минут урока.

2. Работа в режиме зрительно-пространственной активности ,необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения. ("Речевой мершрут" чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)

3. Работа в режиме дальнего зрения. (сюжетные, предметные картинки, цифровой материал размер от 1 см - 3 см расположены на стенах.)

4. Речевая разминка на уроках чтения (скороговорки, чистоговорки, поговорки, стихи, которые читаются в разном темпе, работа ведется в режиме пошагового алгоритма шаг-отдельный слог или слово, движение по классы по заданию учителя).

5. Проведение физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей.(в четырех верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения Вместе картинки составляют единый сюжет. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1, 2, 3, 4. Все учащиеся поднимаются в положение стоя и под команду учителя "1, 2, 3, 4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующие картинки. Затем порядок счета меняется и т.д. При этом ученики совершают синхронные движения, головой, туловищем. Дети должны успеть увидеть все четыре сюжета и затем ответить на вопрос. Продолжительность тренажа 1-1,5 минуты.

Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Развитие этой способности у детей является одной из важных задач обучения и воспитания.

Особой специфической чертой валеологического подхода к уроку является его рефлективность.

Здоровым можно считать человека сознательного, то есть живущего с сознанием о себе, об окружающем его мире, а сознательным можно назвать того, кто способен контролировать себя. Поэтому с позиции валеологического подхода рекомендуем начинать и заканчивать урок фиксацией в специальном дневнике настроения, здоровья.

Можно использовать разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, цвет, музыку, письменное слово. Рефлексию можно включать в разные этапы урока. Валеологический подход к организации педагогического процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого слова. Человека с большой буквы.

Читайте также: