Защита лужина набоков краткое содержание и анализ

Обновлено: 30.06.2024

В лице Лужина показан самый ужас профессионализма, показано, как постоянное пребывание в творческом мире из художника, если он талант, а не гений, словно бы высасывает человеческую кровь, превращая его в автомат, не приспособленный к действительности и погибающий от соприкосновения с ней [Ходасевич 1997: 249].

глянул вниз. Там шло какое-то торопливое подготовление: собирались, выравнивались отражения окон, вся бездна распадалась на бледные и темные квадраты, и в тот миг, что Лужин разжал руки, в тот миг, что хлынул в рот стремительный ледяной воздух, он увидел, какая именно вечность угодливо и неумолимо раскинулась перед ним.

Значит, роман начинается с потери личного имени? Не случайно ведь имя Лужина-человека несколько раз безуспешно пытаются вспомнить или выяснить, и наконец в финале разгадка дана:

Круг замкнулся: имя найдено, зато навсегда потерян человек. Так оба обретения — фамилии в начале и имени в финале — оказываются мнимыми: перспектива рождения великого шахматиста Лужина ложна, а личное имя погибло вместе с человеком.

Мотив неприсутствия Лужина в жизни неявно, но вполне определенно прочерчивает повествовательную ткань романа: никто из соприкасавшихся с ним в жизни не может его вспомнить. Есть даже совершенно мистический эпизод: отец

Некая мистическая аура молчания возникала вокруг Лужина — мальчика и юноши: он практически не разговаривал, отворачивался, увертывался от общения. Однажды, когда отец пригласил к нему в гости детей, через полчаса в комнате воцарилось молчание.

аллегорическое изображение взаимоотношений между автором и персонажем, лежащих в основе всякого художественного вымысла Лужин наделен одним непреодолимым недостатком: его вина в том, что он не реальный человек, а персонаж Лужин есть художественное творение, актер в мире, обусловленном геометрическими понятиями, а также, что важнее всего, сделанная из слов игрушка [Найман: 46, 57, 59].

Концепцию Э. Наймана приходится признать абсолютно некорректной.

удивительные глаза, узкие, слегка раскосые, полуприкрытые тяжелыми веками и как бы запыленные чем-то. Но сквозь эту пушистую пыль пробивался синеватый, влажный блеск, в котором было что-то безумное и привлекательное.

неуклюжа, полна безобразных, нелепых слов иногда вздрагивала в ней интонация неведомая, намекающая на какие-то другие слова, живые, насыщенные тонким смыслом, которые он выговорить не мог Лужин таил в себе едва уловимую вибрацию, тень звуков, когда-то слышанных им.

Сама шахматная игра происходит у В. Сирина отнюдь не на доске, а в измерении трансцендентном. Вот, например, его партия с Турати:

Сперва шло тихо, тихо, словно скрипки под сурдинку Затем, ни с того, ни с сего, нежно запела струна. Это одна из сил Турати заняла диагональную линию. Но сразу и у Лужина тихохонько наметилась какая-то мелодия. На мгновение протрепетали таинственные возможности, и потом опять — тишина и вдруг опять неожиданная вспышка, быстрое сочетание звуков мгновенное виртуозное движение пальцев, и Лужин снял и поставил рядом на стол уже не бесплотную силу, а тяжелую желтую пешку; сверкнули в воздухе пальцы Турати, и в свою очередь опустилась на стол косная черная пешка с бликом на голове Но этим звукам не удалось войти в желанное сочетание, — какая-то другая, густая, низкая нота загудела в стороне, и оба игрока, покинув еще дрожавший квадрат, заинтересовались другим краем доски Трубными голосами перекликнулись несколько раз крупнейшие на доске силы и сразу какая-то музыкальная буря охватила доску, и Лужин упорно в ней искал нужный ему отчетливый маленький звук, чтобы в свою очередь раздуть его в громовую гармонию. Теперь все на доске дышало жизнью, все сосредоточилось на одном, туже и туже сматывалось; на мгновение полегчало от исчезновения двух фигур, и опять — фуриозо.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

Сам В.В. Набоков говорил о том, что его произведение – это описание шахматной игры. В названии отражается защита черных фигур от белых. Лужин в романе разрабатывает тактику защиты, в ходе которой он жертвует конем, то есть самим собой.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование строится так, что сознание героя становится важнее всего остального. В.В. Набоков пользуется таким художественным принципом как субъективизация повествования, который позволял показать героя, находящегося на грани реальности и шахматной доски.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета романа В.В. Набокова лежит история известного шахматиста Лужина, мир которого поделился на две реальности – действительный мир и шахматная доска, которая часто воспринимается главным героем как реальный мир. Шахматный мир притягивает Лужина, он важнее для него.

Кульминационным событием становится поединок Лужина и Турати, который отрывает главного героя от реальной действительности и полностью переносит в шахматный мир.

7. Система образов произведения.

В центре произведения стоит особый тип героя. Это человек, который полностью погружен в себя и свои мысли. Лужин – замкнутый, робкий человек. Писатель особое внимание уделяет его психологическим особенностям, которые связаны с тем, что Лужин – однозначный интроверт.

Что касается профессии, главный герой – шахматист, то есть личность творческая. Причем для него игра в шахматы становится единственной реальностью. Центральный персонаж переживает трагедию, связанную с несовпадением реальной действительности с созданным героем миром. В романе показан конфликт одинокого персонажа с обыденным миром, где царствует толпа. Лужин пытается защититься от нее, но защиты нет.

8. Композиция произведения.

Композиционные особенности также являются приемом для раскрытия образа Лужина. В.В. Набоков предметом изображения делает сознание главного героя, что позволяет решать многие творческие проблемы.

В романе кольцевая композиция, которая тесно связано с номинацией героя. Если в начале произведения центральный персонаж обретает фамилию, то в финале романа он получает и имя с отчеством.

Особенностью композиции является то, что повествование перемежается воспоминаниями Лужина из своего детства.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный принцип В.В. Набокова в романе – принцип субъективизации повествования. В основе лежит личность персонажа, которая описывается подробно, с использованием приема психологизма.

10. Отзыв о произведении.

Тема, идея, проблематика

Жанр, литературное направление

Герои: безымянные и именуемые

Не было, ибо пока выбивали запертую им дверь, он успел выпрыгнуть из окна и разбиться насмерть.

Сюжет и композиция

Графически повесть поделена на 14 безымянных глав, однако фактически двухчастна.

Первая часть (главы 1 – 9) – это просто история о том, как мальчик, который не был счастлив в своей семье (ибо его родители не любили друг друга) и не мог найти никакого прибежища в школе, любил только рыжеволосую тётю – троюродную сестру матери – и не был в этом одинок (именно её любил и его отец). О том, как эта самая тётя случайно научила его играть в шахматы; и как он оказался шахматным гением; и как через 18 с чем-то лет от первоначального знакомства с этой игрой изнемог и заболел от перенапряжения на турнирах. Но перед этим судьба как бы нечаянно подарила ему женщину, которая должна была так же решительно отучить его от шахмат, как решительно научила им его тётя.

Художественное своеобразие

Тщательность и как бы даже реалистически добротная описательность, выписанность самых мелких деталей, самых незначительных эпизодических персонажей, вкупе с усложнённой композицией, в которой, как в имитируемой ею шахматной партии, нет мелочей, – вот главные составляющие художественного своеобразия набоковского романа. Более того, иллюзия реальности, которую должна вызвать эта добротная описательность у просвещённого читателя, двойственна.

Кроме погружения в особый, ярко выглядящий и остро пахнущий, мир Лужина (ведь он и будучи ребёнком, и будучи взрослым воспринимает этот мир с одинаково детской непосредственностью) – мы одновременно должны пребывать в мире мифов и архетипов, хотя и угаданных русской классикой XIX века, но вечных по своей онтологической сути.

Начало романа

Сам роман начинается изгнанием героя из этого детского рая, символом чего становится обращение к нему в школе по фамилии. Родители долго не решаются сообщить ребенку о том, что ему придется изменить образ жизни. Этот факт, что набоковский Лужин с самого начала до конца романа не имеет имени, сразу бросается в глаза. Позже это станет фирменным приемом писателя. А в связи с Лужиным это означает, что он не включен в разговор людей друг с другом. Не называя сына по имени, родители сами не пускают его в свою реальность.

Прототипы главного героя

Сам Лужин, как представитель, набоковского героя, не имеет конкретного прототипа, это собирательный герой, сопоставимый с несколькими реальными лицами. По своему внешнему облику мешковатого, неуклюжего человека он сходен с гроссмейстером Акибой Рубинштейном.

Практически все исследователи этого образа считают, что основным прототипом Лужина послужил чемпион мира тех лет, знаменитый гроссмейстер Алехин. Однако ни во внешнем облике, ни в образе жизни неуклюжий и замкнутый Лужин ничего общего с ним не имеет (Алехин — аристократ с отличным телосложением и римским профилем, с великолепными манерами, очень общительный).

Если вам понравилась статья, то пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Роман о бегстве от жизни в игру, фантазию, творчество, о том, как трудно выйти в метафизику, минуя повседневную реальность. Самый известный среди широкой публики русский роман Набокова.

комментарии: Вячеслав Курицын

О чём эта книга?

Петербургский мальчик-аутист, чьи родители-дворяне не любят друг друга, отправлен в школу, жизнь его становится адом, он защищается от её жестокостей растворением в шахматной игре. Он вырастает в одного из сильнейших шахматистов, мотается с турнира на турнир по городам Европы, не замечая их улиц, перемещаясь от гостиницы до шахматного зала, и борется за право вызвать на матч чемпиона мира. Перед турниром претендентов в Берлине нелепый тучный Лужин неожиданно обретает любовь: жертвой Амура становится жалостливая красавица, дочь состоятельных, в отличие от Лужина, русских эмигрантов. Он показывает на этом турнире лучшую свою игру, но в результате перенапряжения и умелой игры главного соперника у героя романа происходит сильнейший нервный срыв с обмороком и госпитализацией. Все попытки жены вернуть его к обычной жизни разбиваются о кошмары Лужина, которому кажется, что реальность играет с ним в какие-то фантастические шахматы, и весной 1929-го гроссмейстер прыгает в окно.

Когда она написана?

Katherine Young/Getty Images

Albert Harlingue/Roger Viollet/Getty Images

Как она написана?

Роман, как и большинство других набоковских текстов, полон зашифрованных деталей: Лужин не узнает, что его жена была влюблена в его одноклассника, не заметит, что упал без сознания после роковой партии и спасаем пьяными немцами у дома, где жил в Берлине его собственный отец, а особо внимательный читатель всё это может увидеть, но лишь при перечитывании. Так задаётся важнейший принцип, о котором Набоков говорил множество раз: его книги созданы для перечитывателя.

И конечно, эта книга, подобно всем книгам автора, пестрит аллюзиями и реминисценциями.

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?

Fox Photos/Getty Images

Kurt Huebschmann/ullstein bild via Getty Images

Читайте также: