Зарубежные и отечественные педагогические школы

Обновлено: 07.07.2024

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рассматривая их, необходимо иметь в виду, что любая система, во-первых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сферу образования, во-вторых, она не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности, а ее опыт должен подлежать описанию и трансляции в социокультурный контекст исторического развития страны, в-третьих, важно, чтобы она соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Назовем некоторые хорошо известные воспитательные системы.

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа - союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В последнее десятилетие вопросам теории и практики воспитательных систем посвящено много статей, сборников, монографий и диссертационных исследований. При тщательном анализе заметно, что ключевым понятием в них является гуманистическая воспитательная система, то есть система, ориентированная на личность, на личностный подход в воспитании. Это понятие вошло в педагогику не сразу, а в итоге освоения теоретиками и практиками идей системного подхода в воспитании.

Понятие же "воспитательная система" как наиболее общее появилось после попыток А. Левина, И. Радзевича и других педагогов разработать концепцию воспитательной системы школы, а также охарактеризовать государственную воспитательную систему на опыте Болгарии. Эти попытки, хотя и не были интегрированы в единую педагогическую концепцию, дали толчок к дальнейшим исследованиям, связанным с разработкой общей теории воспитательных систем. Воспитательная система выступает здесь как результат анализа реального опыта системообразования в виде общей ее концепции, ее функциях и закономерностях развития.

Сегодня к теории воспитательных систем обращаются все, кто стремится воплотить ее в опыте. Вольно или невольно они пытаются "примерить на себя" ранее сложившийся опыт, а, следовательно, включаются в процесс моделирования. Этот стихийно возникающий процесс требует осмысления.

В процессе изучения различных воспитательных систем установлено, что далеко не всегда в качестве системообразующей выступает деятельность познавательная. В ряде случаев ею оказывается труд, нередко клубная деятельность, а порой и игра. И хотя в педагогике каждый вид такой деятельности достаточно полно охарактеризован, возникает задача выявить те условия, при которых эта деятельность превращается в системообразующую и когда именно она целесообразна.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Особенности отечественных воспитательных систем.

1. Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т. д.

2. Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. Школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т. д., это и суть самой мысли.

3. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

4. Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений СТ. Шацкого, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, В. А. Караковскогои многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника, оказывается значимой и для школы.

Особенности воспитательных систем в зарубежной школе.

1. Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность.

В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания- видеть результаты своего труда.

2. Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений:

• формирование непредвзятого взгляда на мир,

• осознание состояния планеты,

• осознание динамики мировых процессов,

• осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

3. Воспитательная система "справедливое сообщество". Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.

"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранным демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. [Текст] / Под ред. М. К. Кабардова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М. - Нальчик, 1996. - Серия "Библиотека психолого-педагогической литературы". -96 с.

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения

Использование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

Оформление и благоустройство территории детского учреждения

Оформление и благоустройство территории детского учреждения Мы живем на планете Земля. Природа Земли это интересный, сложный и удивительный мир. 2017 год объявлен годом экологии и наш детский сад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены опыты реализации зарубежных педагогических идей в отечественной системе школьного образования (Джона Дьюи, Януша Корчака, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, Селестена Френе).

Опыты реализации зарубежных педагогических идей в отечественной системе школьного образования

Такое влияние было обусловлено, прежде всего, тем, что в конце XX века система отечественного образования обратилась к поиску новых парадигм развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов.

Выбор именно вышеуказанных педагогический идей был обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, это педагогические системы, ряд аспектов которых убедительно доказали на протяжении XX века свою продуктивность. Во-вторых, существует продолжительная традиция их практического использования в различных странах мира. В-третьих, уже наличествует, хотя и в разной степени проработанности, опыт их теоретического осмысления и практического использования в отечественной педагогике XX века.

Проникновение систем и идей Дж. Дьюи, Я. Корчака, М. Монтессори, С. Френе и Р. Штайнера в отечественное образовательное пространство и становление связанной с ними педагогической практики происходило постепенно в ряд этапов:

- актуализации (1986 - 1990) – в этот период возникла возможность для советских педагогов открыто обратиться к теоретическому осмыслению указанных педагогических систем, а также дискретно апробировать отдельные их положения в педагогической практике;

- апробации (1991 - 1993) – на этом этапе были созданы возможности для начала более широкого использования указанных зарубежных педагогических систем в российской школе;

- систематического использования (1994 - 1997) – в этот период началось широкое использование данных систем в педагогической практике, поиск путей их адаптации в российском образовании;

- интерпретации (1998 - 2000) – на этом этапе под воздействием ряда объективных и субъективных обстоятельств педагогические системы Я. Корчака, М. Монтессори и Р. Штайнера отчасти были преобразованы российскими педагогами в авторские модели.

В 1990–е годы у западных педагогических систем не оказалось сторонников среди авторитетных представителей российской педагогической и психологической науки. Поэтому, с одной стороны, создавалась иллюзия готовности к применению переносимых в Россию западных педагогических систем, с другой, они оказались не подвержены серьезному теоретическому осмыслению и не перепроверены фундаментальными исследованиями отечественных ученых.

Все это привело к тому, что в процессе использования западных педагогических систем выявился ряд серьезных противоречий. Так, апробировавшие их энтузиасты не задумывались о социокультурном соответствии западной педагогической теории и отечественных традиций, сложившихся в массовом образовании. Преобладали надежды, что инновационные подходы зарубежных педагогов смогут помочь российской педагогике выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к образовательному процессу.

Но на практике различия в содержании образования между западной и советской школой оказались сложно преодолимыми. Отечественная школа была ориентирована на более фундаментальные научные знания и на их репродукцию. В то время как содержание образования для альтернативной школы никогда не было абсолютной ценностью и носило служебный, рамочный характер. В связи с этим возникали проблемы с соотнесением программ и критериев оценки учеников альтернативной и традиционной школ.

В наибольшей степени оказалось разрешенным противоречие, связанное с перенесением рыночных отношений в образование, так как западная альтернативная педагогика активно развивалась в негосударственном секторе российского образования или в муниципальных образовательных учреждениях в форме дополнительных образовательных услуг. Это давало возможность найти форму софинансирования этих педагогических направлений родителями и государством.

На этапе систематического использования выделялись три основных направления применения наследия зарубежных педагогических систем в отечественном образовании:

1. Точное перенесение авторской концепции и методики в российское образовательное пространство.

2. Поиск компромисса между традиционной для России педагогики и западными педагогическими системами.

3. Создание на базе соответствующей западной педагогической системы российской авторской концепции.

Этап интерпретации западных педагогических систем был обусловлен попытками их модификации, придания им более привычного для традиций российского образования вида, нахождения консенсуса в области содержания образования. Это приводило к попыткам создания авторских концепций (на основании идей педагогики М. Монтессори).

В целом можно констатировать, что педагогические идеи Я. Корчака были теоретически осмыслены, но системно не реализованы в широкой педагогической практике. Педагогическая система Януша Корчака была воспринята в отечественной педагогике как воспитательная система, которая к тому же имела ограниченное распространение, поскольку действовала в учреждениях интернатного типа и была неотъемлемо связана с личностью самого Я. Корчака. Тем не менее, имя гуманиста и писателя, врача и педагога Януша Корчака позволило объединить вокруг него педагогов и студентов педагогических вузов, ориентированных на гуманистические ценности

В российском образовании можно выделить и еще одну идею Д. Дьюи, которая получила в отечественной педагогической практике своеобразное преломление и была отчасти реализована на практике. Это идея кооперации с обществом и активного участия школы в демократическом развитии и преобразовании общества. Возникли отдельные школы, среди важнейших направлений деятельности которых, системное взаимодействие с социумом и даже его преобразование. С одной стороны, это школы полного дня, а с другой, - часть движения социально активных школ, которым удалось ввести родителей в управление школой и наладить через них эффективное взаимодействие с социумом.

В отличие от идей Дж. Дьюи у французского педагога С. Френе до начала девяностых годов в России последователей не было. С. Френе удалось создать технологичный и транслируемый инвариант трудовой школы, главным достоинством которой стало преодоление разрыва между процессом школьного обучения и реальной практикой.

Проникновение модели школы С. Френе в российскую образовательную практику начала 90-х годов носило не только более локальный, но и более персонифицированный характер, чем влияние идей Дж. Дьюи. Здесь большое значение имело то, что в 1990 году вышел в свет сборник избранных педагогических сочинений С. Френе.

К 2000 году классы, работающие по системе С. Френе, существовали в Москве, Кемерово, Кисловодске, Набережных Челнах, Самаре, Саратове и Таганроге. В них воспроизводились некоторые приемы и технологии, предложенные С. Френе. Классы возникали в относительно крупных городах, между тем, как технологии Френе наиболее эффективны в сельских начальных школах и школах небольших городов, где идеи кооперации и трудового воспитания не только актуальны, но и находятся в благоприятном социальном контексте. В России же классы С. Френе, возникая в городских школах, выпадали из общего социального контекста.

Таким образом, под действием различных причин происходила интерпретация идей и отдельных технологий, предложенных французским педагогом. Это, неизбежно, привело к потере целостности в реализации концепции С. Френе. В результате ее применение в российском образовании не получило систематического характера. Произошло лишь заимствование отдельных технологий. Одной из них стала технология воспитания познавательной самостоятельности при обучении языку. Сам подход к ее разработке представлял синтез идей и понятий о познавательной самостоятельности, возникших в отечественной педагогике и психологии с подходами, предложенными в педагогике С. Френе (самостоятельное планирование образовательной деятельности, написание и обсуждение свободных текстов).

Таким образом, ни педагогика Дж. Дьюи, ни педагогика С. Френе не была восприняты и использованы в отечественном образовании 1990-х годов в целостном виде, как педагогическая система.

Особенно большое развитие в отечественной системе образования в 1990-е годы получила педагогическая система М. Монтессори.

Принципы, которые вывела Мария Монтессори, были не новы для ее времени, но они остаются актуальными и сегодня: специальная развивающая среда; свобода действий для ребенка; единственность и уникальность ребенка, требующие индивидуальную систему обучения.

Главным в обучении являются не пособия и методики, а сам ребенок. Дидактические материалы Марии Монтессори широко используют и сегодня в обучающих центрах и центрах раннего развития. По Монтессори, ребенок, окруженный книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, захочет на собственном опыте познать и обследовать эти предметы.

Гуманистические ценности, лежащие в основе педагогики М. Монтессори, не вызвали отторжение ни у широкой педагогической общественности, ни у родителей. Более того, они были восприняты, как способы решения некоторых кризисных разломов, существовавших в сфере образования. Наиболее ценной оказалась возможность интерпретировать свободу ребенка не как вседозволенность, а как развитие его самостоятельности и независимости, особенно на уровне сознания. Приемлемым оказалось и отношение М. Монтессори к религиозному воспитанию как делу семьи, должной дать ребенку религиозные переживания. Вовлеченность семьи в воспитательный процесс как залог его успешности тоже оказалась в русле поиска способов решения основных кризисов в сфере образования.

Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Она уже в октябре 1913г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори.

В педагогике М. Монтессори оказалось значительное количество ясных, переносимых методик работы, а также отработанная развивающая среда со стимульным материалом, требующим не столько адаптации, сколько его изучения перед применением. Столетний опыт работы и проводимые научные исследования подтвердили эффективность использования данного материала для обучения младших школьников. Главным ограничением стали экономические проблемы, связанные с дороговизной производства стимульного материала и обучения педагогов.

Претенденты на создание отечественной начальной школы Монтессори пока создают не столько школу, сколько дошкольную среду, дополненную некоторыми школьными материалами, организуя в ней обучение по принципам дошкольной педагогики М. Монтессори.

Целостная модель, предложенная Монтессори и ее последователями, подвергалась необоснованной интерпретации, связанной, прежде всего, с административными требованиями, предъявляемыми в отечественной системе образования, а также недостаточной квалифицированностью кадров педагогов. Не удалось и организовать достаточную научно-теоретическую поддержку для экспериментальной деятельности, связанной с адаптацией педагогики Монтессори к отечественному образованию.

Этап интерпретации зарубежных педагогических систем связан с их столкновением с существующими отечественными традициями. Интерпретация происходит под воздействием ряда объективных и субъективных причин.

К объективным причинам можно отнести:

• изменение политики государства по отношению к использованию зарубежного педагогического опыта (социально-политическое противоречие);

• проявление проблем в используемой зарубежной педагогической системе, мешающих решению вопросов в отечественном образовании, для которых было привлечено это новшество (гносеологическое противоречие);

• наличие в данной зарубежной педагогической системе элементов, кардинально противоречащих культурным традициям отечественного образования (культурное противоречие);

• отсутствие в отечественной системе образования способов овладения содержанием зарубежной педагогической системы (технологическое противоречие).

К субъективным можно отнести:

• степень толерантности выразителей инокультурной педагогической традиции, наличие у них осмысленных критериев и границ возможного компромисса с традиционными отечественными практиками;

• амбиции отечественных педагогов, стремящихся создать авторскую модель на основе данной зарубежной педагогической системы или под ее прикрытием.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Зарубежные и отечественные образовательные системы.

  1. Зарубежные образовательные системы.
    1. Отечественные образовательные системы.

    Отечественная дидактика развивается параллельно с мировыми теориями обучения. Некоторые из зарубежных теорий оказывают существенное влияние на характер обучения в российских школах, другие остаются незамеченными.

    Рассмотрим наиболее известные зарубежные дидактические системы, целевая направленность которых совпадает с современными тенденциями развития отечественного образования: природосообразность, личностная ориентация, творческая направленность обучения.

    Система Сократа. Эвристический метод Сократа предполагает рождение знаний вместо их передачи. В результате вопросов и рассуждений истина открывается не только ученику, но и учителю. Система строится на следующих принципах:

    Новая школа Селестена Френе (1896-1966) – французский педагог, разработал оригинальную систему школьного обучения, основанную на природоестественной, трудовой и самоорганизующей деятельности учеников.

    Система строится на соблюдении 30 принципов-инвариантов:

    Инвариант 1. Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.

    Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

    Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

    Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

    Основой учебного процесса в школе Френе является создание учениками свободных текстов на выбранную тему. Тиражирование ученических текстов происходит в школьной типографии. Вместо учебников – система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты (прообраз программированного обучения). учебный процесс имеет четкое планирование. Учитель составляет план на месяц для каждого класса с перечнем тем, подлежащих изучению. В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные его виды деятельности. Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики занимаются обычно самостоятельно по лану. Во второй половине дня в типографии печатается то, что сделано детьми утром и подводятся итоги работы: ученики делают доклады, читают изданные тексты. Вторы лучших работ поощряются.

    Специфические элементы школы Френе:

    школьный кооператив (изготовление различных предметов для нужд школы и на продажу);

    Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Главным является возможность творческого развития учеников через самостоятельную работу и экспериментальное подкрепление своих знаний и умений.

    Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения.

    Отдельные элементы системы Френе действуют в сегодняшних школах, например, система карточек.

    Современная компьютерная техника может с успехом заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять возложенные на нее задачи.

    Система Марии Монтессори (1870-1952) – итальянская педагог, врач, разработала эффективные методы умственноотсталых детей и пришла к выводу, что они применимы и к обычным, здоровым детям.

    В России широко используются материалы из системы Монтессори для обучения и развития детей детского сада и начальной школы.

    Вальдорфская школа. Основы вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером (1861-1925), создателем антропософии. Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира.

    В основе данной теории лежит идея метаморфоз И.Гете. Например, семя – концентрация жизни растения, зародыш развертывается в листики, растение стягивается в стебель, затем развертывается в листьях и т.д., пока снова не сосредоточится в семени.

    Цикл метаморфоз делит развитие человека на семилетия:

    Задача педагога – прослеживать в ученике эти метаморфозы и создавать благоприятные условия для их протекания. Отсюда главный принцип обучения – сначала художественное, чувственное, духовное, затем – из него – интеллектуальное.

    Математика. Вычитание, деление – щедрость, сложение, умножение – скупость.

    Физика. Звук – это застывшая в предметах мелодия, которую можно высвободить, например, легким ударом по струне.

    В России первая Вальдорфская школа появилась в 1991 году.

    В рассмотрении отечественных образовательных систем охарактеризуем идеи мыслителей и педагогов, внесших наибольший вклад в создание теоретических и практических основ обучения.

    Система обучения М.В.Ломоносова (1711-1765).

    Вторая - это решение коротких задач или устный перевод небольших сентенций из прозы в стихи или наоборот.

    В конце каждого месяца экзерциции проводятся в течение дня при других классах. Их результаты заносятся в табель и передаются ректору гимназии. В табеле отмечаются такие параметры как прилежание и остроумие учеников. По итогам учащиеся разделяются на три статьи: лучшие, посредственные и последние.

    В учебных программах М.В.Ломоносова синтезируется классическое, естественно-научное и реальное образование.

    Свободная школа Л.Н.Толстого (1829-1910) – создал в Ясной Поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт естественного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни.

    В школе Л.Н.Толстого уроков на дом не задают. Идя в школу, ученики не обязаны помнить то, что изучалось вчера. За опоздания не ругают. Ученик имеет право не ходить в школу, либо покидать ее при необходимости, а учитель имеет право не пускать к себе ученика.

    По расписанию до обеда может значится 4 урока, а выходи иногда 3 или 2. это случается, когда ученики очень увлекутся, и вместо 1 часа урок продолжается 3 часа. Регулярно проводятся только закон божий и рисование.

    Дидактика Петра Федоровича Каптерева (1849-1922).

    Педагогическая система Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) – основатель отечественной научной педагогики.

    К.Д.Ушинский признавал творческую силу народа и его право на всеобщее и обязательное обучение на родном языке. К.Д.Ушинский ставил перед школой две цели: формальную, заключающуюся в развитии способностей ученика, реальную (материальную), обусловленную знаниями.

    Например, проблема соотношения знаний и способностей в школьном обучении до сих пор является одной из главных при конструировании различных дидактических систем.

    Построение системы обучения К.Д.Ушинского базируется на антропологической позиции, опирающейся на осмысление физиологических и психологических процессов.

    Ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием.

    Основное место в системе К.Д.Ушинского отводится естественнонаучным знаниям и изучению родного языка.

    Советский период развития дидактики (1917-1980) охватывает исследования многих педагогов и психологов, ведущих как опытно-экспериментальную, так и научно-теоретическую деятельность.

    Одна из целей станции – реализации принципа связи обучения с жизнью и окружающей средой. Данный принцип получил отражение в различных формах и видах деятельности детей: электрификация деревни, культурно-просветительская работа среди местного населения, кампании по уничтожению малярийного комара и т.д.

    Диплом на заказ

    Узнать стоимость написания работы -->

    Читайте также: