Зарождение воспитания как особого вида деятельности кратко
Обновлено: 05.07.2024
Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. С самого начала В. выполняет общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.
- Зарождение зачатков воспитания в племенах Homo habilis (Человек умеющий) некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн. лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что Homo habilis накапливали определенный опыт жизнедеятельности и передавали следующим поколениям информацию, связанную с этим видом деятельности: о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о правилах внутригруппового взаимодействия, о создании и использовании орудий охоты.
Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции.
- Собственно воспитание начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.
I этап (от 1,5 млн. до 45 тыс. лет назад) -
1). появляется новая ветвь в эволюции человека – архантропы(архео (от греч. - древний) (устар.)– эректус(прямоходящие), ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:
· они обладают зачатками речи, мышления
· их мозг по размеру и структуре близок к человеческому
· живут в коллективных сообществах
· эректусы использовали более сложные по технике обработки и назначению орудия труда – обучение их производству требовало уже специальных способов передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым
· усложняется охота – теперь уже на крупных животных - отсюда необходимость специального обучения охотничьим умениям
2). К этому же периоду относится появление палеоантропов (палео (от греч. - древний), или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:
· они переходят к разделению труда по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни
· воспитание у неандертальцев осуществлялось – уже более организованно - в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности.
3). В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюциюсоциальных отношений и хозяйственной деятельности.
В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.
Таким образом,
к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание выделяется как специальная социальная функция, чему способствует:
· постоянное усложнение и накопление социального и хозяйственного опыта,
· передачаэтого опыта уже требуют специальных форм и методов.
II этап (от 45– до 10 тыс. лет назад)
· Этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду
· В первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.
· В этот период появляются первые средства воспитания - игрушки-тотемы (образы священных животных), орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.
· В качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.
III этап(от 10 до 8 тыс. лет назад)
· В результате дальнейшего усложнения хозяйственной и социальной жизни общины появилась семья. Контроль за воспитанием подрастающего поколения теперь осуществляла семья.
· В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.
· Важным этапом в развитии воспитания стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых, полноправных членов общины.
Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. :
· возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения, появляются школы как социальный институт
· умственный труд отделяется от физического, - а это приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель
· но все это уже относится к следующему периоду: к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока
2. Воспитание и образование в античном мире
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Архаичный (древнегреческий) период по VIII в. до н. э.
Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.
· определялись нравственные устои и традиции античного общества;
· определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов,
· главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.
Зарождение воспитания как особого вида деятельности |
Зарождение воспитания как особого вида деятельности Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО Вы здесь: 1.2. Воспитание в первобытном обществе 1.2.1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности 1.2.1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности Воспитание неотделимо от всей истории человеческого общества и во многом определяется социокультурным развитием. Существует ряд концепций его происхождения: эволюционно-биологическая (Ш.Летурно, А.Эспинас); психологическая (П.Монро); трудовая (Ф.Энгельс); теологическая и космическая (А.Элфорт, Г.Хэнкок). Несмотря на различия в вопросе первоосновы воспитания, все теории сходятся в мысли, что основные черты социальной и духовной жизни в тот или иной исторический период определяют ведущие тенденции в развитии воспитания. Для первобытного общества характерен низкий уровень экономического развития, простота орудий труда и форм хозяйственной жизни. Для того чтобы подрастающее поколение освоило весь комплекс трудовых приемов и отношений, не требовалось специальной фундаментальной подготовки. Поэтому воспитание детей, передача им знаний, умений, навыков, социокультурного опыта происходило в процессе повседневной жизни и деятельности – трудовой, бытовой, религиозно-обрядовой – и не предполагало особых организационных форм и специальных образовательных учреждений. Дети наряду со взрослыми включались в доступные для них виды деятельности, такие как поддержание огня, приготовление пищи, сбор съедобных кореньев и плодов, участие в ловле рыбы. Применительно к этому времени можно говорить лишь о тенденциях, свидетельствующих о зарождении самых примитивных форм воспитания: полностью отсутствовал специально организованный процесс обучения и воспитания; воспитательное влияние осуществлялось как непосредственное и преимущественно спонтанное воздействие на ребенка окружающей его социальной среды. Тем не менее, совместный труд детей и взрослых приобретал обучающе-направленный образ действий в соответствии с постепенно осознававшимися целью и конечным результатом. Детское подражание поведению взрослых в быту, совместном труде, в играх качественно отличалось от животных форм: здесь наблюдается уже сознательная, целенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определенную систему социальных связей. Следует заметить, что воспитательные отношения с самого момента своего возникновения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения. Труд в первобытном обществе имел коллективный характер (процесс добывания средств существования был хотя и несложным, но очень трудоемким), вследствие чего коллективный характер был присущ и воспитанию. В совместном труде дети и подростки наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно упражнялись, приобретая соответствующие умения. Главными средствами трансляции и приобретения знаний и опыта деятельности в первобытном обществе выступали пример и упражнение. В результате ребенок приобретал комплекс всех имевшихся в то время знаний об окружающем мире, неотделимых от опыта поведения и отношений к миру и с миром. При этом он овладевал всеми существовавшими в то время знаниями и видами деятельности, которые тогда были ограниченны, вследствие чего каждый не только мог, но и должен был ими владеть. Зарождение воспитания относится к периоду 2–3 млн лет назад, когда люди впервые приступили к систематическому изготовлению орудий труда. Становление воспитания продолжалось до периода 35–40 тыс. лет назад, когда появился человек современного физического типа и воспитание выделилось в отдельный тип деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Поначалу воспитание сводилось к передаче жизненного опыта. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у людей речь. Так воспитание стало постепенно приобретать черты особого вида деятельности и являться частью повседневной борьбы за выживание. Изготовление и использование орудий труда являлись обязательным условием существования древних людей. Так в эпоху раннепервобытных общин возникает исторически первый тип воспитания, где пол и возраст определяли положениие и роль человека в социальной жизни. В позднем пелеолите (свыше 2 млн лет назад – до 10-го тыс. до н.э.) – мезолите (от 10-го – 6 тыс. до н.э.) существовал единый хозяйственно-культурный тип общества и половозрастная стратификация, которая закрепляла за возрастными группами определенное место в воспитательном процессе. Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях жизни общества число ступеней увеличивалось). Родившийся человек сначала попадал в группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и набирался опыта от стариков. Функции воспитателей выполняли старейшие члены общины, т.к. они являлись основными хранителями коллективного опыта. Войдя в соответствующий биологический возраст, получив опыт общения, усвоив от стариков трудовые навыки и знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе совей жизнедеятельности, участвуя в делах взрослых, в повседневном общении с ними, под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Т. об., первобытное воспитание имело коллективный характер. Единственными критериями были пол и возраст детей. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия. Девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. На стадии патриархальной родовой общины (неолит – 6 тыс. до н.э. – 3 тыс. до н.э.) появились скотоводство, земледелие, ремесло. Следовательно, стало усложняться воспитание. Дети приучались к уходу за животными, работе на земле, ремеслам. В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания. Мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом. С появлением человека современного физического типа в процессе развития воспитания начался новый этап, в котором более усиливались социальные характеристики. Читайте также:
|