Зарождение воспитания как особого вида деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. С самого начала В. выполняет общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.

- Зарождение зачатков воспитания в племенах Homo habilis (Человек умеющий) некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн. лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что Homo habilis накапливали определенный опыт жизнедеятельности и передавали следующим поколениям информацию, связанную с этим видом деятельности: о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о правилах внутригруппового взаимодействия, о создании и использовании орудий охоты.

Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции.

- Собственно воспитание начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.

I этап (от 1,5 млн. до 45 тыс. лет назад) -

1). появляется новая ветвь в эволюции человекаархантропы(архео (от греч. - древний) (устар.)– эректус(прямоходящие), ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:

· они обладают зачатками речи, мышления

· их мозг по размеру и структуре близок к человеческому

· живут в коллективных сообществах

· эректусы использовали более сложные по технике обработки и назначению орудия труда – обучение их производству требовало уже специальных способов передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым

· усложняется охота – теперь уже на крупных животных - отсюда необходимость специального обучения охотничьим умениям

2). К этому же периоду относится появление палеоантропов (палео (от греч. - древний), или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:

· они переходят к разделению труда по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни

· воспитание у неандертальцев осуществлялось – уже более организованно - в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности.

3). В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюциюсоциальных отношений и хозяйственной деятельности.

В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.

Таким образом,

к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание выделяется как специальная социальная функция, чему способствует:

· постоянное усложнение и накопление социального и хозяйственного опыта,

· передачаэтого опыта уже требуют специальных форм и методов.

II этап (от 45– до 10 тыс. лет назад)

· Этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду

· В первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

· В этот период появляются первые средства воспитания - игрушки-тотемы (образы священных животных), орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.

· В качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

III этап(от 10 до 8 тыс. лет назад)

· В результате дальнейшего усложнения хозяйственной и социальной жизни общины появилась семья. Контроль за воспитанием подрастающего поколения теперь осуществляла семья.

· В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.

· Важным этапом в развитии воспитания стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых, полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. :

· возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения, появляются школы как социальный институт

· умственный труд отделяется от физического, - а это приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель

· но все это уже относится к следующему периоду: к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока

2. Воспитание и образование в античном мире

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Архаичный (древнегреческий) период по VIII в. до н. э.

Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.

· определялись нравственные устои и традиции античного общества;

· определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов,

· главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.

banner

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.
Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.
Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.
Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, быть сильными и выносливыми. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Мало-помалу воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.
Существенной предпосылкой и фактором становления воспитания как особого вида деятельности оказалась эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.
Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.
На заре истории специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными и почти абсолютными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ существования.
С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась социальная заданность.

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.2. Воспитание в первобытном обществе 1.2.1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

1.2.1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

Воспитание неотделимо от всей истории человеческого обще­ства и во многом определяется социокультурным развитием. Существует ряд концепций его происхождения: эволюционно-биологическая (Ш.Летурно, А.Эспинас); психологическая (П.Монро); трудовая (Ф.Энгельс); теологическая и космическая (А.Элфорт, Г.Хэнкок). Несмотря на различия в вопросе первоосновы воспитания, все теории сходятся в мысли, что основные черты социальной и духовной жизни в тот или иной исторический период определяют ведущие тенденции в раз­витии воспитания.

Для первобытного общества характерен низкий уровень эко­номического развития, простота орудий труда и форм хозяйствен­ной жизни. Для того чтобы подрастающее поколение освоило весь комплекс трудовых приемов и отношений, не требовалось специальной фундаментальной подготовки. Поэтому воспитание детей, передача им знаний, умений, навыков, социокультурного опыта происходило в процессе повседневной жизни и деятельности – трудовой, бытовой, религиозно-обрядовой – и не предполагало особых организационных форм и специальных образовательных учреждений. Дети наряду со взрослыми включались в доступные для них виды деятельности, такие как поддержание огня, приго­товление пищи, сбор съедобных кореньев и плодов, участие в ловле рыбы.

Применительно к этому времени можно говорить лишь о тенденци­ях, свидетельствующих о зарождении самых примитивных форм воспи­тания: полностью отсутствовал специально организованный процесс обучения и воспитания; воспитательное влияние осуществлялось как непосредственное и преимущественно спонтанное воздействие на ре­бенка окружающей его социальной среды. Тем не менее, совместный труд детей и взрослых приобретал обучающе-направленный образ действий в соответствии с постепенно осознававшимися целью и конечным резуль­татом. Детское подражание поведению взрослых в быту, совместном труде, в играх качественно отличалось от животных форм: здесь наблюдает­ся уже сознательная, целенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определенную систему социальных связей. Следует за­метить, что воспитательные отношения с самого момента своего возникновения базировались на активности и самостоятельности подраста­ющего поколения.

Труд в первобытном обществе имел коллективный характер (процесс добывания средств существования был хотя и неслож­ным, но очень трудоемким), вследствие чего коллективный ха­рактер был присущ и воспитанию. В совместном труде дети и под­ростки наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно уп­ражнялись, приобретая соответствующие умения.

Главными средствами трансляции и приобретения знаний и опыта деятельности в первобытном обществе выступали пример и упражнение. В результате ребенок приобретал комплекс всех имев­шихся в то время знаний об окружающем мире, неотделимых от опыта поведения и отношений к миру и с миром. При этом он овладевал всеми существовавшими в то время знаниями и видами деятельности, которые тогда были ограниченны, вследствие чего каждый не только мог, но и должен был ими владеть.

Зарождение воспитания относится к периоду 2–3 млн лет назад, когда люди впервые приступили к систематическому изготовлению орудий труда. Становление воспитания продолжалось до периода 35–40 тыс. лет назад, когда появился человек современного физического типа и воспитание выделилось в отдельный тип деятельности.

Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания. Они сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре. Поначалу воспитание сводилось к передаче жизненного опыта. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у людей речь. Так воспитание стало постепенно приобретать черты особого вида деятельности и являться частью повседневной борьбы за выживание. Изготовление и использование орудий труда являлись обязательным условием существования древних людей.

Так в эпоху раннепервобытных общин возникает исторически первый тип воспитания, где пол и возраст определяли положениие и роль человека в социальной жизни. В позднем пелеолите (свыше 2 млн лет назад – до 10-го тыс. до н.э.) – мезолите (от 10-го – 6 тыс. до н.э.) существовал единый хозяйственно-культурный тип общества и половозрастная стратификация, которая закрепляла за возрастными группами определенное место в воспитательном процессе. Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях жизни общества число ступеней увеличивалось). Родившийся человек сначала попадал в группу подрастающих и стареющих, где он рос в общении со сверстниками и набирался опыта от стариков. Функции воспитателей выполняли старейшие члены общины, т.к. они являлись основными хранителями коллективного опыта. Войдя в соответствующий биологический возраст, получив опыт общения, усвоив от стариков трудовые навыки и знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе совей жизнедеятельности, участвуя в делах взрослых, в повседневном общении с ними, под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Т. об., первобытное воспитание имело коллективный характер. Единственными критериями были пол и возраст детей. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия. Девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На стадии патриархальной родовой общины (неолит – 6 тыс. до н.э. – 3 тыс. до н.э.) появились скотоводство, земледелие, ремесло. Следовательно, стало усложняться воспитание. Дети приучались к уходу за животными, работе на земле, ремеслам. В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания. Мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом.

С появлением человека современного физического типа в процессе развития воспитания начался новый этап, в котором более усиливались социальные характеристики.

Читайте также: