Зарождение педагогической мысли в государствах древнего востока и античном мире кратко

Обновлено: 07.07.2024

В условиях первобытно-общинного строя воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей навыков изготовления и использования примитивных орудий труда и оружия, навыков собирания и приемов охоты. Это был стихийный процесс. Усложнение деятельности привело к усложнению воспитания. Детям стали передаваться обычаи, религиозные верования, что явилось зародышем умственного воспитания. В первобытно-общинном обществе был характерен обряд посвящения молодежи.

В период рабовладельческого строя происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. В государствах Древнего Востока начали появляться школы, чему способствовало создание определенных систем письма (шумерского, египетского, китайского и др.).

Для Спарты характерно военно-физическое воспитания, которым занималось государство. Умственному образованию уделялось мало внимания.

В Афинах существовали различные учебно-воспитательные учреждения:

1) мусические школы для мальчиков 7—15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке, пению;

2) палестра. Занятия гимнастикой. Занятия в мусической школе и палестре шли параллельно, и те и другие были частными;

3) гимнасии – первые высшие учебные заведения. Поступали особо одаренные знатные юноши 16–23 лет. Продолжались занятия гимнастикой, велись беседы с философами, политиками.

В Афинах было три гимнасии: лицей, академия и киносарг.

Источником европейской системы воспитания всегда была древнегреческая философия. Платон выдвигал идеи общественного воспитания как функции государства, Аристотель – идеи гармоничного воспитания, Сократ разработал индуктивный метод.

В Древнем Риме господствовало семейное воспитание. Однако существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету.

В III–I вв. до н. э., помимо элементарных школ, появляются школы грамматические. Туда поступали дети 12 лет пучились до 16 лет. В содержании обучения появились языки: греческий и латынь.

Высшей ступенью являлись риторические школы, где изучали ораторское искусство, законы, не обучали музыке, пению, гимнастике.

Целая сеть высших школ охватила весь Восток, Италию, Галлию, Испанию.

В античном мире умственная жизнь была живой и напряженной. В высших школах Рима, Афин получили образование великие отцы христианской церкви (Григорий Богослов).

Конец всей этой образовательной системе положили Великое переселение народов и постепенный распад почти всех общественных организаций. Однако в нескольких центрах Византии, преимущественно в Константинополе, эти традиции держались в течение всех Средних веков (вплоть до взятия Константинополя турками).

2. Педагогика в эпоху феодализма

В V–XVI вв. христианская церковь стала главной идеологической силой, и все развитие культуры и просвещения протекало в русле религиозной идеологии католицизма.

Во внешних школах – обучались мальчики 7—15 лет чтению, письму, счету, церковному пению.

Во внутренних школах изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, т. е. семь свободных искусств.

Учащиеся запоминали тексты Священного Писания, некоторые произведения Аристотеля. Имелись специальные учебные пособия по предметам.

Тем не менее зажатое тисками теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На протяжении почти двенадцати веков оттачивались принципы догматического обучения. Среди деятелей церкви встречались образованные для своего времени философы: Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), которые создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая теория далеко не ушла.

Воспитание сыновей светских феодалов носило сугубо военно-физический, рыцарский характер. Рыцари презирали все виды труда, порой не владели даже элементарной грамотностью. Основа воспитания – семь рыцарских добродетелей: умение ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, играть на музыкальных инструментах. Грамотность среди женщин-дворянок была распространена шире, чем среди рыцарей.

Во II половине Средневековья наблюдается расширение торговых связей, происходят крестовые походы. Следствием этого является расширение знаний по математике, астрономии, географии, медицине и другим наукам.

Рост городов привел к возникновению городских школ (магистратских, цеховых, гильдейских). Обучение шло на родном языке.

3. История педагогики Древней Руси

Кирилл и Мефодий создали алфавит, что способствовало распространению письменности. В IX в. появились первые переводы богослужебных книг с греческого на славянский (Евангелие от Иоанна, Апостол, Псалтырь и др.).

Первые школы появились после крещения Руси (X–XI вв.), когда началось строительство церквей и монастырей. В конце XI в. в одном из женских монастырей было создано первое женское училище, в котором обучались чтению, письму, пению и швейному делу до 300 девочек.

Первые школы открывались не только при церквях и монастырях, но создавались и князьями.

В 1030 г. Ярослав Мудрый учредил школу в г. Новгороде, где обучались более 300 детей.

В последующие века создание школ на Руси было приостановлено в силу монголо-татарского ига.

В педагогических статьях того времени помещены советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, о воспитании смирения, терпения, советы родителям держать детей построже, применять телесные наказания.

4. Педагогика России XIV-XVIII вв

В начале XIV в. завершилось объединение русских земель, что содействовало развитию просвещения. Созванный в 1551 г. Стоглавый собор признал необходимым открыть училища при всех приходских церквах, обязав духовенство обучать детей чтению, письму, счету и молитвам. Центрами культуры были монастыри. Особенно велика роль Троице-Сергиева монастыря в распространении грамотности.

В 1615 г. открыта школа Киевского богоявленского братства, в 1632 г. она превратилась в первое в России высшее учебное заведение – Киево-братскую коллегию, получившую затем право академии.

В 1687 г. В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия, где обучались М. В. Ломоносов, В. И. Баженов. С открытием в 1755 г. Московского университета Славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как вуз и в начале XIX в. была переведена в Троице-Сергиеву лавру. При МГУ были открыты две гимназии для дворян, для разных чинов, вспомогательные учреждения для ведения научных исследований.

Просветительские реформы Петра I: введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы, выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук.

В XVIII в. открываются первые светские профессиональные государственные школы, первые государственные обязательные общеобразовательные начальные школы.

5. Педагогика XIX в

В западноевропейской педагогике XIX в. можно выделить имена щвейцарского педагога И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта и немецкого педагога Ф. А. В. Дистерверга.

Широко известны труды русских мыслителей В. Г. Белинского (1811–1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828–1889), Н. А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны идеи Л. Н. Толстого, изучаются труды Н. И. Пирогова. Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования народного воспитания.

Александр / проводит реформу образования в стране. Образовательная система включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Для снижения уровня безграмотности было необходимо, чтобы приходские училища открывались при каждой церкви – и в городах, и в селах. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требований региона, потребностей хозяйства и промышленности. Широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание.

В России XIX в. возникают высшие технические учебные заведения. Так, в 1824 г. в Петербурге открывается Технологический институт, а в 1832 – Институт гражданских инженеров.

Начатая в XVIII в. профессиональная подготовка учителей активно проходит в XIX в. С 1804 г. в России последовало открытие педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. 28 января 1840 г. в Петербургском Главном педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики, а с 1850 г. они открываются в большинстве университетов.

Преподаванию курса педагогики придавалось большое внимание. Например, в Казанском университете на ее изучение отводилось 8 ч. в неделю на 3–4 курсах.

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тысячелетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущественно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпадало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Убедительным подтверждением этого служат возникшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало экономическим, культурным, политическим запросам общества. Эти запросы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, методам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециального образования. Возникнув как результат развития общества, педагогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.




Вначале организованное обучение служило только для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппгур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое многократное повторение, запоминание словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

- Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

- Я хожу в школу, - отвечает ученик.

- Что ты там делаешь?

- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи торговцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались сведения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

Общий взгляд

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока, зарождение которых относится к 4-му тысячелетию до н.э. Исчезновение примитивных сообществ в различных регионах мира оказалось многовековым, исторически длительным. Наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. Главными носителями идеалов воспитания и обучения становились семья, государство и церковь. В древнейших цивилизациях, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение считались преимущественно семейным делом. В эпоху перехода от общинно-родового строя к рабовладению в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Взгляды на воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически развитие этих цивилизаций не совпадало и существовали они изолированно друг от друга, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе в сфере воспитания и обучения. Убедительным подтверждением этого служат возникшие в 3-2-м тысячелетиях до н.э. цивилизации в Америке.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на суровые формы и методы воспитания.

Развитие педагогической мысли, в конечном счете, отвечало экономическим, культурным, политическим запросам общества. Эти запросы менялись, а с ними менялось и отношение к содержанию, методам воспитания и обучения. Однако педагогические подходы изменялись крайне медленно. Они закрепляли традицию скудного и узкоспециального образования. Возникнув как результат развития общества, педагогическая мысль постепенно становилась стимулом прогресса.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшую мировую истории педагогики: были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г н.э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, прокладывали каналы, воздвигали мосты, строили дороги, роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат).

Первые учебные заведения появились в городах Месопотамии в 3 тысячелетии до н.э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Они находились на высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название Домов табличек (по-шумерски — эдуббы), так как именно на глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н.э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками. Их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

Эдуббы возникли, очевидно, сначала в семьях писцов, затем — при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Древние анналы, летописи, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

Вначале организованное обучение служило только для подготовки писцов, позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, стали приобретать определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппгур (2-е тысячелетие до н.э.) и Ниневии (1-е тысячелетие до н.э.). В фондах насчитывались десятки тысяч табличек.

Обучение предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально готовить глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. В основе методики обучения лежало, таким образом, простое многократное повторение, запоминание словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

- Школьник, куда ты ходишь ежедневно?- спрашивает учитель.

- Я хожу в школу, - отвечает ученик.

- Что ты там делаешь?

- Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2-го тысячелетия до н.э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях — зиккуратах, имели множество помещений для научных и учебных занятий, хранения табличек. Подобные комплексы именовались Домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. Об этом свидетельствуют подписи торговцев и ремесленников на различных документах того времени.

Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н.э.). В связи с развитием хозяйства и культуры, разделением труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию. В пособиях содержались сведения о диагнозах и способах лечения множества болезней. Медицина изучалась и как отрасль магико-религиозных культов. Появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике.

Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека в Ниневии (VI в. до н.э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек.

На примере культурно-исторических очагов народов восточной цивилизации (Египта, Ближнего и Среднего Востока, Древнего Китая и Древней Индии) прослеживается зарождение педагогической мысли и воспитательных систем, их общее и особенное, обусловленное деспотическим характером государств, достаточно высоким уровнем их культуры, влиянием философско-религиозного мировоззрения в духе индуизма, конфуцианства, буддизма.

Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейских педагогических традиций. Это проявилось и в сословных принципах образования и воспитания, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточных и западных педагогических культур в эпоху эллинизма.

В VI в. до н. э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений - конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической практики.

Китайский философ Конфуций (551-479 г. до н.э) исходил из положения о неравенстве людей, врождённости интеллектуальных и этических качеств человека; ведущей роли воспитания и образования в процессе развития человека, формирования его личности; приоритета учителя в данном процессе; важности нравственно-эстетических качеств личности и др.

Изучение педагогической мысли в античный период помогает узнать о философско-педагогических идеях, явившихся истоками формирования европейского Просвещения.

Важно отметить, что на развитие педагогической практики и педагогической мысли существенное влияние оказывали такие типичные черты античной культуры, как объективизм, господство природно-космических сил; космизм, понимание космоса как чувственно-одушевлённого, фаталистически-героического; пантеизм, верования в пантеон божеств, олицетворяющих законы природы; скульптурность, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры.

Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:

- приобретения божественной мудрости через самопознание и самосовершенствование, в том числе путём возбуждения у ученика самодеятельных размышлений в ходе бесед;

- приближения государства к высшей идее блага путём воспитания своих граждан, а также организации школ, имеющих преимущества перед домашним (семейным) воспитанием;

- соответствия воспитания и образования природе, учёта возрастных особенностей человека;

- ведущей роли чувственного опыта, ощущений в процессе познания;

- единства формы и содержания воспитания, соответствующего представлению о человеке как целостности тела и души;

- основы и ценностей нравственного воспитания, умственного образования, планомерного физического развития человека.

Общими для мыслителей являются положения о целях, задачах, содержании воспитания, исходившие из понимания смысла жизни человека и отношения его с миром людей, вещей, природы; гуманном отношении к личности и приоритете гуманитарного образования. Однако большинство философов (кроме Демокрита) исключали идею целенаправленного трудового воспитания ребёнка, считая это уделом низших сословий.

В целом, наибольшее значение для дальнейшего развития педагогической мысли и практике образования имели следующие педагогические идеи античной цивилизации:

школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения и системы образования как совокупности учреждений разного уровня и направленности, выполняющих функции обучения, воспитания и развития личности;

целостного образования, основу и ценность которого обеспечивает нравственное воспитание ребёнка;

всестороннего и гармонического развития личности как идеала воспитания;

природосообразности воспитания, учитывающего связь человека с природой, особенности возрастного развития личности;

самодеятельного интеллектуального образования и содействующего ему индуктивно-вопросного метода (сократического);

необходимости планомерного физического развития в силу взаимосвязи души и тела.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возникновение и развитие педагогики в Древнем мире

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждениях для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII века педагогика развивалась в рамках философии.

Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.

Аристотель (384-322 до н.э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства , так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин . Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.

Факторами, влияющими на формирование человека , являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания , создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).

Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители .

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания - совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование .

Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Читайте также: