Запрещены ли отношения в школе

Обновлено: 06.07.2024

Деятельность психолога в России не лицензируется, и уголовной ответственности психолог не несёт, даже если нарушит принятые этические нормы. Тем не менее при подготовке психологов-консультантов преподаватели не раз и не два повторяют, что клиенты, даже будучи взрослыми самостоятельными людьми, проецируют на человека, к которому пришли за помощью (например, к психоаналитику), образы матери и отца. Именно поэтому сексуальная связь с клиентом инцестуозна и наносит ему серьёзную психологическую травму. Кодексом профессии такое поведение запрещено. То же самое происходит в любых отношениях, которые основаны на оказании помощи или включают отношения власти и подчинения: врача и пациента, руководителя и его сотрудника, работника спасательной службы и потерпевшего, учителя и ученика.

Симпатию и привлекательность в глазах тех, кто от него зависит, чаще всего обеспечивает не сам человек своими прекрасными качествами, а его привилегированная роль

К учителю в классе приковано внимание, он обладает властью, авторитетом, он намного старше и опытнее, в конце концов. Его позицию по отношению к ученицам и ученикам, даже достигшим возраста сексуального согласия, никак нельзя назвать равной.

Возраст согласия установлен для того, чтобы отмерять, с какого момента человек становится достаточно взрослым для осознанного вступления в интимные отношения.

В случае соблазнения педагогом своих учеников об осознанности не может идти речи: это самое настоящее злоупотребление служебным положением

Почему? Потому что это слишком страшно. Мать не может не видеть, что её муж перед сном идёт в спальню не к ней, а к дочери, и возвращается оттуда странно возбуждённый, раскрасневшийся и потный. Она не может не слышать того, что происходит за стеной от вечера к вечеру. Но очень страшно признать, что человек, с которым ты прожила много лет и от которого родила ребёнка, — педофил и насильник. Страшно осознать, что у дяди, который сажает уже слишком взрослую для этого племянницу на колени, странно блестят глаза и руки тянутся куда-то не туда. Страшно признавать, что коллега — возможно, обаятельный и умный человек, с которым ты долгие годы бок о бок работаешь, — растлитель и педофил.

Ужасно, когда так поступают люди, в чьи прямые обязанности входит защищать и нести ответственность за подростков, будь то администрация, учителя или школьный психолог.

Хорошо, если есть возможность довериться специалисту и проделать эту работу вместе с ним

Особенно в том случае, если вы замечаете симптомы паники, депрессии, аутоагрессивное поведение (нанесение себе ожогов или порезов, травмоопасное, рискованное сексуальное поведение). Всё это часто случается с пережившими насилие людьми: запертый внутри гнев без возможности адресовать его насильнику обращается на себя.

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

школьники

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы:оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

права детей

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд.

Право на самоопределение

Статья 12 Конвенции о правах ребёнка

Что такое

Ребенок имеет право выражать свои мысли, мнения, одеваться и выглядеть так, как он хочет. Стиль одежды должен совпадать с требованиями школы, но они не должны нарушать конституционные права ученика. Например, ребенок обязан надевать школьную форму, но никто не вправе контролировать его цвет и длину волос, а также комментировать, что он как-то не так выглядит.

Как нарушают

Осенью 2018 года пермячка Зина А. пришла в школу с розовыми волосами. Дежурный администратор остановил ее, отправил к директору, где ученицу пытались отстранить от занятий. Зина проконсультировалась с мамой по телефону, в итоге огласка привела к скандалу. Заодно оказалось, что во многих городах России учителя критикуют детей за внешний вид и в том числе отстраняют от занятий.

Право на уважение своего достоинства

Статья 19 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Как нарушают

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции РФ

Что такое

Никто не должен забирать личные вещи ребенка — ни ученики, ни учителя. Это касается, например, телефонов, книг, ритуальных принадлежностей.

Как нарушают

Чаще всего забирают телефон, в котором ученик сидит во время занятия. Иногда учителя делают это перед началом каждого урока. Такие вещи не редкость, поэтому родители и дети даже уже не жалуются. Но иногда подобные случаи попадают в СМИ. Например, жительница Новосибирска заявила о том, что учитель на уроке забрал у её сына телефон, а затем от него потребовали удалить с экрана обои с аниме-картинкой.

Право на свободу слова, совести и выражение личных убеждений

Статья 14 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Ребенок может иметь идеологические взгляды, исповедовать любую религию, в том числе менять ее, если захочет, высказываться об этих взглядах, если это не нарушает законы РФ.

Как нарушают

Директора школ часто угрожают исключением ученикам, которые выражают оппозиционные взгляды или ходят на митинги. Эти случаи происходят по всей стране. При этом нередко администрация и учителя узнают, что ученики участвовали в политических акциях, по репостам в соцсетях. Иногда их мониторят целенаправленно.

Кроме того, детям не обеспечивают условия для соблюдения религиозных обязанностей. Например, в Челябинской области имам жаловался на то, что его детям, ученикам общеобразовательной школы, не удается совершать намаз. Но это, скорее, происходит не по злому умыслу, а потому, что администрация не может понять, как действовать в подобной ситуации.

Право на обучение в безопасных условиях

Статья 28 Конвенции о правах ребенка

Что такое

Ученик должен быть в безопасности на территории школы и в классе. То есть должны быть закрыты канализационные люки, очищен снег с крыш и так далее.

Как нарушают

Далеко не во всех школах устроены пандусы для маломобильных граждан. При этом предполагается, что любые общеобразовательные учебные заведения доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что в них должны быть лифты, но пандусы на крыльце — естественная необходимость. Есть случаи, когда устанавливать их заставляют суды или городские департаменты образования.

Иван Платонов:
«Здесь проблема не в самих школах, а в их финансировании. Нужно обращаться с жалобой на недофинансирование учебного заведения. Порой школе еле хватает денег на выплату зарплаты педагогам, не говоря уже о проведении закупок. Пример тому — ЧП в Татарстане. У гимназии просто не было денег на контракт с хорошим ЧОП.

Что делать родителю, если в школе нарушают права ребёнка

4, 13 и 44 года: Истории о том, можно ли начать отношения в школе и не разбежаться — Хороший вопрос на Wonderzine

Интервью: Алина Коленченко


Света

13 лет в отношениях

Никакой ревности не было — была искренняя попытка поддерживать друг друга. Постепенно осознавая, что именно происходит, мы обнаружили себя в полиаморной модели отношений. Об этом можно много рассуждать, я скажу только одно: до тех пор, пока отношения всем приносят больше радости и смысла, чем проблем, они того стоят.

После совместного года в школе мы продолжили быть вместе, хотя образовательные пути разошлись. Я раньше пошла в институт. Помню, что меня сильно беспокоила разница в знаниях, но мы всё обсуждали и пытались решать. Мы обе были в тяжёлом состоянии: у меня в семье были постоянные крики и побои, хотя это тогда не казалось ничем примечательным. Задним числом я понимаю, как это сильно на меня повлияло: тревожное расстройство, панические атаки, социофобия, сильные психосоматические расстройства. У подруги была депрессия и тоже не совсем стабильная обстановка в семье. На наших отношениях это отразилась двояко. Мы и спасали друг друга, и помогали восстанавливаться. А с другой стороны, конечно, мы привносили проблемы своих семей в наши отношения — потому что по-другому не умели.

Следующий важный поворотный пункт — когда я уехала учиться и мы два года были в отношениях на расстоянии. Мы знали, что это будет тяжело. Наши отношения были хорошими, но созависимыми, когда у людей нет свободы друг от друга. Расстояние помогло нас немного разлепить — хотя это радикальный способ. Два года на расстоянии были для меня важными: я узнала, кто я, когда рядом нет никого, что — моё, а что было от семьи и от отношений. Разобралась с душевными ранами. Нашла важных мне людей. В принципе пожила в более толерантной среде. У подруги за это время тоже произошли колоссальные перемены, она вышла из депрессии. Мы общались каждый день, хотя дистанция ощущалась. Думаю, отношения выживают, только если люди не боятся обсуждать весь спектр эмоций друг с другом. Иначе всё идёт на самотёк: не обсудить гнев — он пойдёт сам воротить дела в отношениях, без вашего участия.

10 лет в отношениях

Мы часто слышим, как нам повезло. Да, нам повезло встретить друг друга. Но наши отношения — это работа, а не везение. Требуется много взаимоуважения и труда сделать так, чтобы спустя десять лет нам было интересно проводить выходные друг с другом. Думаю, секрет в максимальной откровенности.

Ирина

44 года в отношениях


Мы проучились десять лет в одном классе — познакомились, когда обоим было по семь лет. Сейчас нам по шестьдесят, мы знаем друг друга пятьдесят три года. Наши отношения начались, когда мы уже оканчивали школу, нам было по шестнадцать-семнадцать лет. В основном долго говорили по телефону, гуляли по улицам, грелись в подъездах — жили мы в Сибири, другого досуга не было. Иногда ходили на концерты, в кино, проводили время с друзьями — в общем, ничего особенного. Из того периода запомнилось, что мой муж, будучи боксёром, всегда защищал меня. Я тогда почувствовала, что я за ним как за каменной стеной.

Думаю, мы поняли, что отношения серьёзные, только когда расстались: мои родители переехали в другой город и увезли меня. Мы очень скучали друг по другу, нам не хватало общения. Интернета не было, поэтому чувства мы выражали в бумажных письмах. Что интересно, моя мама их сохранила — целая пачка, штук двести-триста. Наверное, это был первый трудный период. Но это не воспринималось как большая трудность: мы были уверены, что год закончится и Николай приедет в Смоленск, где я жила, переведётся в другой институт и мы будем вместе. Не знаю, почему мы были в этом так уверены и как его отпустила мама. В восемнадцать лет он навсегда уехал от родителей и связал свою жизнь со мной. При этом мы не стали жить вместе: мы так же встречались, как пара, а поженились гораздо позже, когда окончили третий курс института.

Пошла обычная семейная жизнь, со взлётами и падениями, финансовыми трудностями. Конечно, бывали и ссоры, и кризисные моменты — жизнь длинная. Но что очень важно, даже в самых жёстких ссорах никогда не было мысли, что надо всё закончить. Это просто — гораздо труднее сохранить семью, отношения. То же самое могу сказать и об изменах. Ты всегда найдёшь, с кем можно провести время, переспать. Трудно, наоборот, хранить верность одному и тому же человеку: соблазнов полно, и чем моложе человек, тем их больше. Думаю, этот стержень и помог сохранить семью.

В течение жизни мы много переезжали, причём основательно, из города в город. Я насчитала десять переездов, но мне кажется, их было больше. Каждый раз мы переезжали к лучшим условиям, большим перспективам. Это было очень легко — и мы ни разу не жалели, всё получалось. У нас две дочки — Оля, старшая, и Даша, младшая. Они сменили множество школ, детских садов, и растили мы их тоже очень своеобразно. Уже когда мы жили в Москве, а муж стал популярным артистом, у нас появилось много друзей среди артистического мира. Соответственно, ночные тусовки — а дети, конечно, всегда были с нами. Утром в школу они были идти не в состоянии — какая школа, все будем спать. У нас даже есть шутка, что наши дети выросли в ресторане. Наверное, это не очень хорошо, но как есть — дети видели, как мы проводим время.

Трудности научили нас, что самое плохое в жизни — это когда умирают или сильно болеют близкие, когда действительно ничего нельзя изменить, а всё остальное ерунда. Нельзя ссориться из-за денег, из-за того, что не закручен тюбик зубной пасты. Если бы меня спросили, что бы я хотела сейчас изменить в наших отношениях, я бы выбрала только не ругаться из-за ерунды. Можно сказать, что тебе это не нравится, а можно просто не обращать внимания — с возрастом этому учишься. И второй совет — жалеть детей. Они не должны видеть в семье скандалов. Если они увидят, что семья крепкая, честная — с этим лёгким багажом они и будут жить дальше.

Конечно, то, что мы знакомы со школы, очень обогащает. Это даёт общий контекст. Иногда можно просто вспомнить какое-то слово — и сразу возникает весь спектр связанных с ним событий. Есть что вспомнить, над чем посмеяться, о чём пожалеть. Посмотреть в ретроспективе — чего ожидали, а что получилось. У нас никакой скуки и рутины. Просто, может быть, сменились интересы — сейчас это в основном саморазвитие. Кроме того, растут наши внуки и всё время привносят что-то новое — это неиссякаемый источник интереса. При этом мы точно так же любим вместе проводить время. По утрам у нас незыблемый ритуал: утро начинается с кофе в постели. Пообщаться, поболтать, что-то обсудить. На фоне прожитых лет сейчас даже как-то интереснее.


Ольга

7 лет в отношениях

Уже больше года мы не просто муж и жена — мы команда. Это важно в вопросах совместного быта. Когда отношения начинаются рано, мешает отсутствие опыта, нужно быть готовыми, что из-за этого будут возникать трудности. Любовь — это работа, причём сложная, но мне кажется, что она стоит того.

4 года в отношениях


Мы познакомились с Ваней, когда оба учились в седьмом классе — слишком рано, чтобы между нами мог возникнуть какой-то романтический интерес. В середине девятого класса он серьёзно заболел и долго не ходил в школу, и как-то я написала ему, потому что классная руководительница переживала из-за его отсутствия. Мы начали общаться. К одиннадцатому классу мы стали по-настоящему близкими друзьями, но так как оба были стеснительными и не имели никакого опыта, ни во что большее это не перетекало. Мне уже хотелось обнимашек, а Ваня всегда был сдержанным, но это меня скорее привлекало: загадочность, недосказанность.

Перед выпускными экзаменами, из-за предчувствия скорого расставания, всё стало стремительно развиваться. Однажды, гуляя после школы, мы поцеловались и поняли, что нас сильно влечёт друг к другу. После выпускного, когда нам исполнилось восемнадцать, мы почувствовали, что теперь свободны, можем делать, что захотим, и начали планировать совместное будущее. Я уехала учиться в Санкт-Петербург, а он не смог туда поступить и остался в родном городе. В этом году Ваня получит диплом и переедет ко мне. До сих пор главной трудностью было огромное расстояние, но теперь, когда осталось подождать совсем чуть-чуть, это кажется пустяком. Мы редко видимся и сильно скучаем: каждое утро начинаем с того, что желаем друг другу доброго утра, а вечером созваниваемся и рассказываем, как прошёл день. Мне с ним хорошо и уютно — мы любим друг друга.

Читайте также: