Запели тесаные дроги анализ кратко
Обновлено: 05.07.2024
Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.
Речь идет не только об ощущении деревни и каких-то детских воспоминаниях. На самом деле в старой, традиционной рязанской Руси поэт видел сохранения чего-то истинного, совершенно иного по отношению к наступающей повсюду цивилизации, коммунизму и подобным новым для его времени трендам. Запели тесаные дроги – стихотворение довольно раннее, которое относится, условно говоря, к периоду тоски по деревне, 1916 год Есенин еще не так знаменит, он тяготится городом, вспоминает родные просторы.
Поэтому поэт и пишет о любви к озерной тоске до радости и боли. Эти противоположности легко смешиваются в душе, также как там может существовать теплая или светлая грусть. Такие душевные кондиции во многом свойственны русским людям, но не всегда становятся возможными в суете городов и Есенин, чтобы вспомнить об этом и снова пережить, переносится в деревню и в природные просторы.
В заключительных строфах мы видим речь об упорстве и стойкости, которыми обладает поэт перед лицом нового мира. Городу не под силу поменять его внутреннюю суть, он не может перестать любить и верить, то есть не может отступиться от основополагающих чувств. Даже сравнивая такую привязанность со сном и цепями, которые, соответственно, могут сковывать, он не считает нужным расставаться с этим, ведь чувствует в подобной очарованности высокий смысл.
Вариант 2
Произведение "Запели тесаные дроги. " вышло в 1916 году. Состоит из пяти катренов. Начало представлено в виде зарисовки родных мест, затем передается личное настроение героя и идёт его обращение к Руси.
Поэт, соблюдая традиции русской литературы, использует эпический приём, идёт объединение всех пейзажных зарисовок единым мотивом дороги.
Тема произведения - судьба родины, которая является самым дорогим местом для поэта. Он проносит через все творчество свою любовь к природе, которой он не перестаёт восхищаться. Лирического героя услаждает это чувство и одновременно приносит дискомфорт, создавая образ цепи.
В первом катрене использован художественный прием - олицетворение. "Запели тёсаные дроги", звуки издаваемые повозкой символизируют начало движения. Знакомые звуки у поэта вызывают ассоциацию с песней. Скорость самого движения тоже передается при помощи олицетворения все растения как бы бегут. С помощью однородных членов предложения в самом начале идёт описание того, что возникает перед глазами пассажира. На пути возникают часовни и кресты, которые устанавливают на месте гибели людей. Лейтмотив смерти, который возникает в начале, является причиной последующей грусти героя. Смерть угадывается уже с появлением звука дрог, тележки для перевозки покойника.
Белый цвет извёстки является антитезой малиновому полю и сини реке. Радость идущая параллельно с болью переходит постепенно в холодную скорбь. Данное чувство символизирует тоску по ушедшему человеку, а образ туманного берега представляется в сознании автора неизвестным будущим в судьбе родины.
Но не смотря ни на что Россия для поэта всегда остается родной Русью, по которой он испытывает боль, видя как страдает народ. Русь для Есенина - это народный дух, обрядовая культура народа, природная роскошь.
Любовь к родным местам, какой бы тяжёлой она не оказалась, является связующей нитью с ушедшими родными и близкими людьми. Метафорический образ длительного сна, который возникает в завершающих строках можно трактовать как процесс чтения молитвы об упокоении умершего.
Стихотворение основано на перекрестной рифмовке "дроги - на дороге", "кусты - кресты". Анафора отрицания "и не" в последней строфе служит показателем того, на сколько дорога Русь для поэта. Несмотря на все тяготы, которые представлены в образе "цепей", герой не собирается с ними расставаться.
Анализ стихотворения Запели тесаные дроги по плану
Запели тесаные дроги
Возможно вам будет интересно
Произведение относится по жанровому направлению к лирическому стилю с включением философских элементов и в качестве основной тематики рассматривает человеческое восприятие живописной картины природного пейзажа.
Произведение Одиночество было написано в самом начале XX века. Главной темой стихотворения стал конец любовных отношений и полное затворничество героя.
Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им
Литературное направление и жанр
Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвёртая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвёртая строфа). В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.
Есенин использует традиционный для русской литературы эпический приём, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.
Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).
Тропы и образы
Современник Есенина мог уловить мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.
Извёстке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.
В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви. Русь в сознании лирического героя связана с озёрной тоской (метафора).
И всё-таки для поэта Россия остаётся Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.
Конец четвёртой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).
Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного её понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора). Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
Стихотворение “Запели тесаные дроги…” было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете “Биржевые ведомости” за 17 апреля 1916 г. Оно не раз перепечатывалось в других изданиях, даже в “Свободной газете” в Чикаго в 1923 г. Исследователи отмечали влияние на стихотворение поэзии Блока, с которым Есенин познакомился в 1915 г., но оно вполне самобытно, хотя живущему в Москве автору всего 20 лет. В стихотворении отражены воспоминания о жизни среди просторов родной природы.
Литературное направление
Стихотворение Есенина “Запели тесаные дроги” нельзя отнести к определенному литературному направлению, но в нем видны основные черты, которые Есенин в дальнейшем развивал в своих стихах: особая образность, давшая начало Имажинизму, связь человека с природой, ее оживление и одухотворение. Эти черты позволили Блоку назвать Есенина талантливым крестьянским поэтом-самородком.
Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нем
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 5 строф. Сознание лирического героя сначала фиксирует пейзажи родной земли (первая строфа), потом собственное настроение (вторая строфа), затем обращается к родине Руси (третья и четвертая строфа). Лирический герой переживает смешанные чувства: восхищение (третья строфа), опасение и признание в любви и верности (четвертая строфа).
В последней строфе композиция закольцовывается, возвращаясь снова к русской природе. Повторяется также мотив церкви, обозначенный в первой строфе. В конце в единое целое сливаются родина, природа и Бог.
Есенин использует традиционный для русской литературы эпический прием, объединяя все описанные в стихотворении пейзажи мотивом дороги.
Тема стихотворения – любовь к родине, выражающаяся в любви к родной природе и опасении за судьбу отчизны. Основная мысль: любовь, в том числе и к родине, – чувство иррациональное. Лирический герой одновременно наслаждается и тяготится этим чувством (возникает образ цепей).
Тропы и образы
Движение по материальному пространству описано в первых двух строфах. Тесаные дроги (открытая повозка, которой обычно пользовались в деревнях) сопровождают лирического героя. Олицетворение “Запели тесаные дроги” обозначает начало пути.
С песней ассоциируется скрип осей в колесах повозки.
Скорость движения Есенин передает тоже с помощью олицетворений: равнины и кусты бегут. Однородные подлежащие в первой строфе описывают то, что видит едущий. Вдоль дороги встречаются часовни и поминальные кресты. По традиции они устанавливаются на месте гибели, а это часто случалось на дороге.
Мотив смерти, появляющийся в первой строфе, становится причиной грусти лирического героя (метафора “опять я теплой грустью болен”). Поддержкой для лирического героя становится не столько вера или Бог (Есенин, хоть и был воспитан дедом-старообрядцем, вырос атеистом), сколько традиции родины. Поэтому рука лирического героя невольно крестится.
Современник Есенина мог уловить Мотив смерти, прочитав только первую строку. Дроги в жизни деревни исполняли печальную роль: на них увозили покойников.
Известке колоколен (белый цвет) противопоставлена яркость красок третьей строфы. Русь (не Россия!) называется малиновым полем и упавшей в реку синью. Если второй троп – метафора неба, то первый – не поле в цветах, а общее ощущение от красочности и просторов родины.
В третьей строфе настроение лирического героя меняется и становится контрастным. Грусть, природа которой сначала неясна, оформляется в противоречивое чувство любви, сочетающее в себе радость и боль (оксюморон). Причина грусти – в объекте любви.
Русь в сознании лирического героя связана с озерной тоской (метафора).
Из пары радость-боль в четвертой строфе остается только последняя, превращаясь в холодную скорбь. Такое чувство сопровождает тоску по покойнику, невозможность перестать любить того, кого нет. Эта мысль явно не выражена в стихотворении, Русь живая, но “на туманном берегу”. Это метафора опасности, неизвестности, связанных с судьбой родины.
В 1916 году глубокий кризис России проявился в жизни самого поэта. Он был призван на бессмысленную войну и смог избежать печальной участи только стараниями императрицы, хлопотавшей о назначении его санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд.
И все-таки для поэта Россия остается Русью, о которой его боль и скорбь. Русь – это материальное воплощение духа народа, это традиции и обряды, мечты и чаяния, неразрывные с природой и крестьянским укладом.
Конец четвертой и начало пятой строфы построены как отрицания сначала чувств (не могу научиться не любить родину и не верить ей), а потом действий, выраженных метафорами (не отдам цепи, не расстанусь с долгим сном).
Любовь к родине, какой бы тягостной она ни была – живая связь с ушедшими поколениями. Метафора долгого сна (смерти) помогает вернуться к мотиву народного ее понимания как церковного отпевания и поминовения. Отсюда образ молитвословного ковыля (метафорический эпитет), которым звенят степи (метафора).
Лирический герой слышит звон, подобный колокольному, потому что для него природа – часть жизни крестьянской Руси.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передает хорей). Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.
Речь идет не только об ощущении деревни и каких-то детских воспоминаниях. На самом деле в старой, традиционной рязанской Руси поэт видел сохранения чего-то истинного, совершенно иного по отношению к наступающей повсюду цивилизации, коммунизму и подобным новым для его времени трендам. Запели тесаные дроги – стихотворение довольно раннее, которое относится, условно говоря, к периоду тоски по деревне, 1916 год Есенин еще не так знаменит, он тяготится городом, вспоминает родные просторы.
Поэтому поэт и пишет о любви к озерной тоске до радости и боли. Эти противоположности легко смешиваются в душе, также как там может существовать теплая или светлая грусть. Такие душевные кондиции во многом свойственны русским людям, но не всегда становятся возможными в суете городов и Есенин, чтобы вспомнить об этом и снова пережить, переносится в деревню и в природные просторы.
В заключительных строфах мы видим речь об упорстве и стойкости, которыми обладает поэт перед лицом нового мира. Городу не под силу поменять его внутреннюю суть, он не может перестать любить и верить, то есть не может отступиться от основополагающих чувств. Даже сравнивая такую привязанность со сном и цепями, которые, соответственно, могут сковывать, он не считает нужным расставаться с этим, ведь чувствует в подобной очарованности высокий смысл.
Открывается стихотворение мотивом дороги. И здесь невольно вспоминаются лермонтовские строчки:
Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.
Этот же мотив жертвы, терпения, готовности нести героем свой крест звучит и в последней строфе:
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
Здесь искали:
- запели тесаные дроги анализ
- анализ стихотворения запели тесаные дроги
- запели тесаные дроги анализ стихотворения
Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
Таким образом, Родина заставляет лирического героя испытать целую палитру чувств: это и грусть, и радость, и переживания за судьбы родной страны.
- 2 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
- 1 из 1 К2 Следование нормам речи
- ИТОГО: 3 из 4
Анна Геннадьевна Маслова
История создания
Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
Поэт неоднократно признавался, что его родные края удивительно красивы. Однако эта красота несет в себе оттенок вековой русской печали. Вспоминая о Константиново, Есенин особенно остро испытывал это чувство, к которому примешивались горечь, тоска и безысходность. Однако поэт был искренне благодарен судьбе за то, что ему довелось родиться и вырасти на Рязанщине, которая стала для него символом той старой Руси, которой слагали поэтические оды многие поколения литераторов.
Литературное направление и жанр
Несмотря на то что описание родной природы занимает в произведении важное место, стихотворение относится к жанру гражданской лирики, так как подчинено единой цели – признаться родине в любви. При этом в нём звучат и элегические нотки, размышление о бренности всего сущего.
Россия — страна бескрайняя. И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов. Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются — не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится — так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
И не жалость — мало жил, И не горечь — мало дал, — Много жил — кто в наши жил Дни, все дал — кто песню дал.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями (хотя классики 19 в. считали, что звук копыт лучше всего передаёт хорей). Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
По писателю: Есенин Сергей
Интонация этого стихотворения, в отличие от ранней лирики, более грустная, элегическая. Народнопоэтическая образность спрятана поэтом в глубине текста:
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу.
Эти слова обращает поэт к родной рязанской земле. Он покидает её с болью и тоской на сердце:
Запели тёсаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Пейзаж Есенина — последовательная смена образов. Ракурс наблюдения постоянно меняется, меняется и поле зрения лирического героя. Мимо него пробегают равнины, часовни, поминальные кресты, колокольни. Это пейзаж, увиденный глазами человека, движущегося. Именно поэтому детали описания как бы смазаны, подчинены общему и сильному впечатлению. Образ природы читатель воспринимает сквозь призму сознания лирического героя, обращающего своё внимание, прежде всего, на эмоциональную наполненность окружающего его пространства.
В первых строках стихотворения возникает мотив дороги. Образ пути выступает здесь сразу в нескольких значениях. Путь символизирует уход лирического героя из родной земли и прощальный взгляд вокруг. Шире образ дороги можно трактовать как жизненный путь человека в целом. Судьба уготовила лирическому герою перемены, от чего он и покидает свой край. Однако любовь и вера в малую родину навсегда остались в его душе:
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
Как бы ни старалась жизнь стереть воспоминания тихой красоты и спокойствия рязанской земли, поэт всё равно остаётся верен своему сердечному чувству. В последнем четверостишии заключается клятвенное признание лирического героя в этом чувстве. Поэт выражает это необычайно красиво, используя метафорический образ родных степей:
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Сколько силы чувствуется в этой строфе! Она звучит как девиз всего жизненного пути лирического героя, а, следовательно, и самого поэта. Да, деревенская Русь, покинутая Есениным, для него цепи, связывающие с прошлым. Но он не хочет отдать их кому-нибудь другому. Да, пролетевшая молодость и безоблачное счастье — это долгий сон, который бередит душевные раны. Но поэт не желает расстаться с ним.
Последнюю строфу можно назвать центральной в идейной композиции стихотворения. Однако в произведении есть не менее важная строфа, раскрывающая всё миропонимание поэта:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Сергей Александрович Есенин написал стихотворение в 1916 году. Оно печаталось во многих изданиях, и даже в Америке, когда поэт находился там, женившись на известной танцовщице.
История создания
В стране повсюду поднимается революционное движение. Поэту явно не безразлична судьба Отчизны, в произведении он указывает на нелёгкую её дорогу, которую он готов с ней разделить.
Его призвали на службу при санитарном поезде.
Жизнь в городе его не прельщала, он тяготился городской суетой, ему ближе была деревня, точнее родной край.
Автору милее были бескрайние дороги, обширные леса и поля, в городе ему было тесно.
Поэт уносится мыслями в село, где прошло его детство, где дед научил его ходить в церковь, молиться, приучил к вере, которая осталась в его душе на всю жизнь.
Заполненное олицетворениями произведения оживляет природные красоты, настраивает на понимание чувств автора, даёт возможность по-новому взглянуть на обычные вещи.
Читайте по теме:
Основная тема — любовь к Отечеству, бескрайние просторы страны, грусть, тяжесть судьбы.
Патриотическая лирика, элегия.
Композиция
В начале произведения автор наблюдает дорогу, и встречающиеся на ней часовни, поминальные кресты. Далее поэт передаёт своё ощущение от встречи с родным краем, синеву озера, запах, принесённый ветром с полей. Поэт восхищается Родиной, признаётся в любви к ней. Затем идут философские размышления, с ноткой печали, о жизни, смерти, о судьбе России, её прошлого, настоящего, и будущего.
Читайте по теме:
Средства выразительности
Метафоры
Читайте также: