Замечали ли вы эту особенность поэта в каких произведениях жуковский кратко
Обновлено: 05.07.2024
Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
За далекие леса…
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Вопросы о жизни и творчестве В.А. Жуковского
Кого из русских поэтов XIX века можно назвать последователями творчества Жуковского?
Какого рода баллады писал Жуковский? Какова их основная тематика?
Какие баллады Жуковского являются оригинальными произведениями, а не простыми переводами?
Что нового внес Жуковский в изображение природы?
В чем значение романтизма Жуковского для русской литературы (в чем его своеобразие)?
В чем новаторство Жуковского в области стиха и художественного языка?
Согласны ли вы, что поэтическое поприще Жуковского – его собственный путь и предшественников у него не было?
Где можно увидеть (в каких произведениях) стилистическую преемственность Пушкина и Жуковского?
Да, конечно, это заметно, учитывая специфику Жуковского. Ведь он брал чужие произведения европейских авторов, переводил их, художественно обрабатывал (у него был отличный слог) и выдавал за свои, за новые. Это было нормой того времени, многие писатели делали тоже самое. Цель – привить русской культуре европейский опыт.
Уже 10 месяц, дружище
В произведении подняты актуальные вопросы,которые вынуждают задуматься л человеческом существовании и о жизни вообще,так как нынешнее поколение вносит свою лепту в историю.Стоит задуматься л будущем,которое ждёт людей и преодолеть страх,какое будет это будущееТак как в этом мире существуют истины,которые не поддаются никаким влияниям со стороны.
я считаю что искусство-это красота которая нас окружает. Без него мы не сможем заинтересоваться чем нибудь. Искусство-это всё.
Укажите основополагающие особенности поэтического творчества В.А. Жуковского.
Что нового он принес в русскую литературу?
Какие принзыпы романтизма он развивал?
Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Болеее того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.
Что же такое баллада? И почему именно этот жанр привлекал Жуковского? Баллада — это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера. Изложение ярко выраженного сюжета в балладе лирически окрашено. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения.
Василий Андреевич Жуковский считается одним из родоначальников романтизма в России. Этот поэт в центр своего творчества поставил проблемы внутреннего мира человека. Как сказал про него Белинский, заслуга Жуковского неоценима - он дал "душу и сердце" русской поэзии.
Произведения Жуковского делают акцент на внутренних переживаниях героя, чувствах и эмоциях простого человека, что привело к тому, что поэту потребовалось преодолеть высокий слог, которым писали классицисты, его предшественники. Язык произведений стал более эмоциональным, живым, передающим различные психологические нюансы. В него включаются фразеология и разговорная речь.
Происхождение поэта
Поэт родился 29 января 1783 года на границе Орловской, Калужской и Тульской губерний, в селе Мишенском. Он был незаконнорожденным сыном богатого помещика, Афанасия Ивановича Бунина и турчанки, которую в 1770 году русские взяли в плен при штурме Бендеры.
Фамилию будущий поэт получил от своего родственника, Андрея Ивановича Жуковского, бедного дворянина, жившего в имении Бунина, который усыновил мальчика. Таким образом тот избежал статуса незаконнорожденного.
Произведения Жуковского (список)
Поэт написал очень много, поэтому охватить его творчество в одной статье очень сложно. Тем не менее, предлагаем вашему вниманию основные произведения Жуковского (список, расположенный в хронологическом порядке).
- "Майское утро" (1797 год).
- "Мысли при гробнице" (1797 год).
- "Сельское кладбище" (1802 год).
- "Вечер" (1806 год).
- "Людмила" (1808 год).
- "Светлана" (1812 год).
- "Певец во стане русских воинов" (1812 год).
- "Эолова арфа" (1814 год).
- "Неизъяснимое" (1819 год).
- "Царскосельский лебедь" (1851 год).
- "Странствующий жид" (1851-1852 годы).
Подробнее о каждом произведении читайте ниже.
Юные годы и первые произведения
Еще в юные годы, обучаясь в Благородном пансионе, расположенном при Московском университете, Жуковский Василий Андреевич, произведения которого мы будем анализировать, создал свои первые стихи. Наиболее значительными его достижениями в то время считаются: стихотворение "Майское утро" и прозаическое произведение "Мысли при гробнице", написанные в 1797 году. Стихотворение "Майское утро" начинается в духе классицизма: "Белорумяна восходит заря. ". Картина природы описывается абстрактно, идеалистически. Используется высокая лексика ("лик"), мифологизмы ("Феб"), составные эпитеты ("белорумяна"). Однако в следующих строках появляется чувство горечи и сердечной утраты. Заканчивается произведение в духе сентиментализма: "Жизнь, друг мой, бездна слез и страданий. ".
"Сельское кладбище"
Ранние произведения Василий Жуковский часто писал в жанре элегии. Карамзин, в то время известный русский писатель, был другом и учителем поэта. Именно ему доверил Жуковский оценить одно из своих первых серьезных произведений - элегию "Сельское кладбище", перевод элегии Томаса Грея, английского поэта. Карамзин одобрил это произведение и добился того, чтобы в 1802 году доработанная элегия была напечатана в "Вестнике Европы", издателем которого в то время он являлся. Главная тема произведения - смысл жизни, а также взаимоотношения человека с окружающим миром. Элегия построена как размышление поэта, вызванное созерцанием сельского кладбища. В сознании поэта стихийно появляются вопросы, на которые он пытается ответить. Объединяет их общая идея о быстротечности жизни и превратностях судьбы. Поэт отдает предпочтение не "наперсникам фортуны", а тем, кто усердно трудится на благо земли.
"Вечер"
Немного позже возникли уже первые оригинальные произведения Жуковского, например, элегия "Вечер", написанная в 1806 году. Хотя собственный почерк поэта здесь еще не полностью сформирован, бросается в глаза стройность и музыкальность языка элегии. Тема "Вечера" - смысл жизни, предназначение человека. Лучшие вещи в жизни, по мнению поэта, любовь и дружба, красота природы. В этой элегии еще угадывались классицистические традиции: использовались мифологизмы ("Вакх", "Зефир", "Альпин", "Минвана") и славянизмы ("у брега", "златых", "оратаи" и др.).
"Дон Кихот", критические статьи
Произведения Жуковского для детей открывает появившийся в 1804 году первый из шести томов перевода Сервантеса "Дон Кихот", в котором также отмечается мелодичная речь, живой русский язык.
В 1808 году Жуковский (в возрасте всего лишь 25 лет) становится главным редактором "Вестника Европы", преемником Карамзина. В это же время он много переводит, пишет сказки, рецензии, стихи, критические статьи. В последних поэт говорит о романтизме как о новом самостоятельном направлении в русской литературе. Классицистические нормы к романтизму уже неприменимы, его нужно оценивать с точки зрения "соразмерности" и "сообразности" вкуса, стилистической сочетаемости.
"Людмила"
Жанры произведений Жуковского не ограничивались элегиями. В 1808 году выходит первая баллада - "Людмила", представляющая собой вольный перевод творения Г. Бюргера, немецкого поэта. Это произведение уносит читателя в неизведанный потусторонний мир, пугающий и манящий одновременно. Сюжет переносит читателя в средневековье, период ливонских войн 16-17-го веков. Главная героиня, Людмила, ждет своего любимого с поля боя и, не дождавшись, начинает роптать на судьбу. Мать пытается ее успокоить, говоря, что "рай - смиренным воздаянье, ад - бунтующим сердцам", и призывает быть послушной небесам. Однако Людмила теряет веру, и ее уделом становится ад вместо ожидаемой награды.
"Светлана"
Произведение "Светлана" (Жуковский) - это уже оригинальная баллада, в которую были включены русские обряды и поверья.
Настроение этого произведения, в отличие от "Людмилы", радостное, светлое. В балладу вставляются элементы русского фольклора - подблюдных песен и выражений ("кузнец, скуй мне злат и нов венец", "моя краса", "подруженька", "радость, свет моих очей", "красен свет" и др.). Светлана также ожидает жениха, но, в отличие от Людмилы, в конце концов его встречает.
"Эолова арфа"
Романтические произведения Жуковского продолжает творение "Эолова арфа" (1814 год). В нем органично сочетаются баллада и лирическая стихия. Анализ произведения Жуковского предложил Белинский, по его мнению, в этой балладе "сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского". Героиня не умирает, а переходит в потусторонний мир, где соединяется наконец со своим возлюбленным. Мотив двоемирия пронизывает многие известные произведения Жуковского, проходя через все его творчество.
"Певец во стане. "
Отечественная война 1812 года не могла не вызвать отклик в сердце поэта, который был с ней знаком не понаслышке - Жуковский принял активное участие в военных действиях в чине поручика, сражаясь за Родину. Событиям того времени посвящено произведение "Певец во стане русских воинов", в котором патриотическая тема звучит особенно сильно, ведь все связано с личном опытом автора. Основная часть произведения была написана на фронте, перед сражением под Тарутиным. Поэт восхваляет мужество и доблесть русского народа, его героизм и бесстрашие перед лицом врага. Характерны здесь одическая торжественность, возвышенный язык, использование славянизмов, таких как "рать", "сонм", "се", "зрит", "вперил" и других. Произведение написано сочетанием трехстопного и четырехстопного ямба, что было необычно в то время, поскольку оды до этого писались исключительно четырехстопным ямбом.
"Неизъяснимое"
После смерти Маши Протасовой, возлюбленной и музы, с которой поэт так и не соединился в жизни, поскольку мать девушки была против их брака, Жуковский начинает все сильнее задумываться о вечном, небесном, в стихах появляются мистический оттенок и религиозные мотивы. Произведения становятся немного строже, иногда поэт отказывается и от излюбленных стилистических излишеств, и даже от рифмы. Его переполняет "избыток неизъяснимых чувств", которые он попытался передать в стихотворении "Неизъяснимое" (1819 г.):
"Все необъятное в единый вздох теснится;
И лишь молчание понятно говорит".
Переводы 20-30-х гг.
Последние произведения Жуковского
Последние баллады Жуковского представляют собой переводы поэм "Рустем и Зораб" и "Наль и Дамаянти", в которых он задумывается о вечности. Эти баллады звучат очень современно, поскольку написаны вольным стихом и затрагивают волнующие темы. Жуковский Василий Андреевич, произведения которого были от этого не менее оригинальными, часто заимствует мотивы и темы у зарубежных авторов.
Лишь в возрасте 58 лет, в 1841 году, поэт наконец обрел семью, женившись на Елизавете Рейтерн. Однако спустя некоторое время после женитьбы Елизавета заболела, и семья для поправки ее здоровья поехала в Германию. Здесь Жуковский заболел, однако продолжил работать.
В 1851 году Жуковский написал элегию "Царскосельский лебедь", которая завершается гибелью лебедя, некогда обитавшего в Царском Селе. Произведение это насквозь автобиографично, иносказательно, но очень искренне повествует о трагической судьбе поэта, пережившего свою эпоху и самого себя.
В том же году он начал диктовать (так как держать перо уже не мог) свою последнюю поэму "Странствующий жид", явившуюся своеобразным итогом всего творчества автора. К великому сожалению, она так и осталась незавершенной.
12 апреля 1852 года Жуковский умер в немецком городе Баден-Бадене.
Произведения Жуковского вышли из эпохи классицизма и литературного движения первой трети 19-го века, ответили на ряд насущных вопросов того времени и дали толчок развитию литературы в новом направлении - в романтическом ключе.
Читайте также: