Загрязнение воды план урока

Обновлено: 02.07.2024

Предмет изучения: Вода. Способы очистки воды в зависимости от природы растворителя.

Цель учебной деятельности:

  1. Познакомить учащихся с загрязнителями воды и их влиянием на живые организмы.
  2. Совершенствовать умения проводить химический эксперимент.
  3. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов исследований.
  4. Обучать умению обосновывать выбор способа очистки воды.

Тип урока: Урок – урок исследование.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал – рабочие листы, пробирки, пробиркодержатели, спиртовки,, стаканы, стеклянные трубочки, бумажные фильтры, абсорбирующие материалы, карта территории пос. Рудничный.

Реактивы: Раствор перманганата калия, метиловый голубой, нефть, пробковая крошка, раствор фенола, активированный уголь.

Оформление: Плакаты:

  1. Нет! – загрязнению воды,
    Нет! – отравлению среды,
    Нет! – наступлению беды,
    Злой нечисти барьер.
    В. Гурарий
  2. Относительно 2000 года идет резкий рост детских заболеваний: новообразований – на 42,5%, болезней эндокринной системы – на 44,8%, крови – на 47,9%, а органов пищеварения – на 23,3%, психическими расстройствами – 25,1%. Ежегодно увеличивается заболеваемость беременных женщин, рожениц, родильниц. У них наиболее существенно за последние 5 лет выросла заболеваемость дисфункцией щитовидной железы (в 2,3 раза), анемией (в 2 раза). Удельный вес нормальных родов снизился с 49% до 37%.

Модель деятельности

2. Вступительное слово учителя

Уже давно выявлена зависимость, что пропорционально ухудшению воды слабнет и здоровье людей, из наших речных городов уж долгое время не выходят гении от искусства или науки. (Работа совместно с учащимися по плакату №2)

3. Выступление ученика о качестве яйской воды.

Взвешенные частицы – 11 ПДК;
Нефтепродукты - 33 ПДК
Железо - 5 ПДК;
Фенол - 10 ПДК

Таблица 1: Характеристика воды по некоторым параметра

Параметры Результаты измерений
Исходная вода Очищенная вода
Кислотность
Мутность
Цвет
Осадок
Запах
Наличие кислорода
Чистая или грязная

Какая-то часть химических загрязняющих веществ возникает в результате природных (геологических) процессов, главным образом при выветривании пород. Но подавляющее их большинство возникает в результате деятельности человека. Такие вещества можно разделить на две основные категории:

  1. вещества, которые являются сами по себе ядовитыми для водных организмов и которые за определенное количество времени делают воду непригодной для человека;
  2. материалы, которые (хотя и не ядовиты сами по себе) изменяют естественное состояние воды, угрожая выживанию водных растений и животных.

Необходимо отметить, что загрязняющие вещества могут вступать в довольно сложные реакции с другими веществами, например, соединяться с компонентами осадков, выделяя при этом дополнительно токсичные химические загрязнения.

- Какие предприятия, расположенные на территории пос. Рудничный являются источниками загрязнения р. Яя?

Выявленные вещества – загрязнители ученики добавляют в стаканы с выданной водой и обращают внимание как изменилось её качество (имитация загрязнения воды песком, нефтью, СМС, фенолом).

6. Выступления учащихся с результатами проведенных опытов по изучению влияния определенного загрязнителя на окружающую среду с включением видеофрагментов химического загрязнения или показа слайдов с использованием мультимедиапроектора.

В своем отчете учащиеся кратко рассказывают о методике проведения эксперимента, наблюдениях (демонстрация на экране), выводе и мерах по снижению содержания загрязнителя в воде.

Опорные моменты выступления, представленные в табличной форме, последовательно появляются на экране с помощью мультимедиапроектора.

Итоговая таблица имеет следующий вид:

Вещество, загрязняющее воду Последствия повышенного содержания в воде определенного загрязнителя Меры по снижению содержания в воде определенного загрязнителя
Нефть, нефтепродукты Ограничивает доступ кислорода и света в водоемы, тормозит рост и развитие организмов, может привести к их гибели Сжигание или обработка специальными химическими веществами
Мыло, стиральный порошок Изменяют рН среды, вызывают бурное размножение планктона, цветение воды Желательно в составе СМС вместо полифосфатов использовать цитраты – соли лимонной кислоты
Песок - -
Минеральные удобрения Зарастание водоемов, явная и закрытая интоксикация людей и животных. Чрезмерное развитие водорослей. Ухудшает качество воды, её цвет, вкус, запах Производство минеральных удобрений в капсулах из пленки, обладающей свойствами мембраны. Использование по нормативам, оговоренным в инструкции
Фенол В пределах дозы 0,3 г в сутки безопасен. При превышении концентрации происходит отравление, которое может сопровождаться рвотой, болями в подложечной области, выделением зеленой мочи. Фенол, попадая в организм, связывается с белками и подавляет работу ферментов. Фильтрация через активированный уголь

Очистке подвергается вода, загрязненная последовательно песком, нефтью, СМС, фенолом.

Проведению лабораторной работы предшествует беседа, которая имеет целью активизацию знаний учащихся о способах и последовательности очистки воды от нерастворимых и растворимых примесей.

- Как можно очистить воду от твердых примесей?

- Что можно использовать в качестве фильтрующего материала?
(проведение опыта, можно учащихся разбить на группы и каждая группа изучает фильтрующую способность, например глины, песка, взятых разной толщины, фильтровальной бумаги и т.д.)

- Как можно очистить воду от нефти и СМС? (проведение опытов №4 и №5, см приложение).

8. Проведение опыта по изучению кислотности и органолептических характеристик очищенной воды, занесение полученных результатов в табл.1, заполнение второй колонки

9. Сравнение результатов качества исходной и очищенной воды. Выяснение причин, повлиявших на изменение качества воды.

Второй вариант. Выступления учащихся.

Ученик 1. Японцы впервые использовали рыб для индикации чистоты поверхностных вод. Указатель самой чистой воды – форель (в природе она обитает в чистой проточной воде), а самой грязной –карп (живет в стоячей воде). По наличию состояния животных организмов можно судить о качестве воды. Наибольшее разнообразие видов характерно для чистых водоемов. По мере загрязнения водоема многие из них гибнут, а те, что остаются начинают усиленно размножаться. Например, массовое размножение мотыля, червей – трубочников, дафний указывает на сильное загрязнение водоемов. Показатели чистоты водоема – кувшинка белая, кубышка желтая, ольха. В чистом водоеме живут и размножаются окунь, ерш, судак, щука, жерех. Пропали в реке раки – первый сигнал тревоги: воду чистой не назовешь. Пропали лягушки совсем плохо, река мертва.

Ученик 2. Всякий естественный водоем обладает способностью к самоочищению. К огромной армии санитаров относятся бактерии, грибы, водоросли. Бактерии, например, очень быстро размножаются. За 10 часов из одной бактерии образуется 1 млн новых. Они могут поглощать в сто раз большее количество вещества, чем весят сами. Что же касается водорослей, то они еще, кроме того, что обогащают воду кислородом. Очищаться от вредных примесей водоемам помогают друзья из мира растений суши. Ива и ольха своими корнями извлекают из воды попавшие туда из полей минеральные удобрения. Кроме того, прибрежная зелень обогащает слой воздуха над водной поверхностью кислородом, который необходим для процессов самоочищения воды, кроны деревьев затеняют реку ветвями и благодаря этому уменьшается испарение воды.

11. Творческое задание.

После того, как мы познакомились с влиянием загрязнителей на качество воды и способами её очистки, вам предстоит самим представить себе, а можно и разыграть жизненную ситуацию, в которой возникает необходимость очистить воду от примесей.

Зачитывается несколько работ.

12. Подведение итогов и домашнее задание.

  • Что вы узнали на этом уроке?
  • Чему вы научились на этом уроке?

Учитель: На этом наш урок завершен, и я буду довольна, если вы из него извлечете пользу. Если став политиками, юристами и просто людьми других специальностей будете претворять в жизнь свою программу – минимум по защите окружающей среды, и это станет вашей жизненной необходимостью. Позвольте мне закончить урок на поэтической ноте прекрасными стихами М.Цветаевой:

Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
Мать с сыном прощалась навеки
И снова из сгорбленной хаты
Простите меня, мои реки.

Домашнее задание. Учащиеся должны предложить мероприятия, способствующие сохранению качества воды в природных водоемах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержательная – систематизировать знания детей о воде, ее значении в жизни всего Живого.

Деятельностная – формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания.

Обучающие задачи: обобщение знаний об экологических угрозах, связанных с водными ресурсами планеты.

Развивающие задачи: развитие умения работать с информацией, анализировать её. Развитие памяти, внимания, мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающие задачи: воспитывать в детях чувство бережного отношения к природе, ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты.

Предметные: обучающийся получит возможность научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения экологических задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметные:

Регулятивные - умение самостоятельно ставить новую учебную задачу, умение планировать последовательность учебных действий по аналогии в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные - ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные - слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; оказывать необходимую взаимопомощь, формировать собственное мнение и позицию.

Личностные: осознанно давать оценку поступкам других людей, формировать положительное отношение обучающихся к окружающему миру, формирование осознания необходимости оказывать помощь другу.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, материал для проведения опыта.

у обучающихся – рабочие листы, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Деятельность

Деятельность

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Общая готовность к уроку.

Саморегуляция. (Личностные УУД)

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-организовать формулирование темы урока учащимися;

Организует формулирование темы и постановку задачи урока учащимися. – (2 слайд) (1 и 6 слайды)

Задаю вопросы.(3 слайд)

Работа с диаграммой (4 слайд, результат)

Читает стихотворение. (5 слайд)

Работа в группе (7 слайд)

Ученики отгадывают. Отвечают на вопросы.

Сами формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы о состояниях воды.

Работа в группе. Работают с диаграммой, определяют количество воды на земле.

Работа в группе. Выбирают информацию из текста о соленой и пресной воде.

Уметь осуществлять анализ. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.(Коммуникативные УУД).

Уметь определять тему и задачи урока. (Регулятивные УУД).

Физкультминутка

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу учащихся, фронтальный опрос. (8–11 слайды)

Отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают за таянием снега и делают выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, контролировать действия одноклассников. (Коммуникативные УУД).

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать свою деятельность, саморегулировать свою работу. (Регулятивные УУД)

IV. Этап включения изученного в систему знаний.

- организовать работу над заданием

Организует фиксирование содержания. (12, 13 слайды)

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, контролировать действия одноклассников. (Коммуникативные УУД).

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать свою деятельность, саморегулировать свою работу. (Регулятивные УУД)

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Незаконченные предложения.- 14 слайд

Организует самооценку деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.(Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Познавательные УУД)

Уметь отделять известное от неизвестного. (Регулятивные УУД)

Строить речевые высказывания.

(Познавательные УУД)

Конспект занятия

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, о чём сообщает нам зимним вечером завывание ветра за окном? (о метели)

- О чём сообщает капель с крыш в конце февраля? (о скором приходе весны)

- А о чём нам сообщает звонок после перемены в школе? (о начале урока)

- И так проверим всё ли у нас готово к уроку? Занимайте свои места.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Я прочитаювам загадку.Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! О какой воде идёт речь? (о снеге) – 2 слайд

- Скажите, в каких состояниях мы можем встретить воду? – 3 слайд

- Давайте вспомним, какую часть нашей планеты занимает вода? Для этого возьмите круговые диаграммы на ваших столах и закрасьте нужную часть – 4 слайд (ответ)

- Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.– 5 слайд

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока. – 1 слайд

- Каких целей мы должны достичь?

1. Вспомнить сколько на Земле воды пригодной для жизни человека.

2. Выяснить экологические проблемы пресной воды.

3. Задуматься о рациональном и бережном отношении к водным ресурсам Земли. – 6 слайд

Работа с текстом в группе.

- Вас ждет работа в группе. У вас на столах тексты, у каждой группы своё задание. Выполнив его, мы ответим на следующий вопрос: на земле так много воды. Так надо ли её беречь? (получают тексты с заданиями по группам) ответ на 7 слайде.

Текст у всех групп одинаковый.

Много ли воды на Земле? Если взглянуть на глобус, то кажется, что много. Но давайте разберемся! Более 80% поверхности нашей Земли покрыто водой. Но целых 97% всей этой воды – это солёная вода, непригодная для питья и других нужд человека. Пресная вода составляет лишь 3% от всей воды на планете. При этом, 2/3 всей пресной воды закованы в ледники. Эту воду мы тоже не можем использовать. Что же получается? Только 1% воды на нашей планете пригоден для нужд наших городов, деревень, сельского хозяйства, заводов и фабрик!

Все живые существа – растения и животные – регулярно нуждаются в воде. Мы с вами состоим из воды почти на 70%. Мы можем жить без воды всего от 2 до 10 дней!

Многие животные и рыбы состоят из воды на 75%. Огурцы – на 95%, яблоки – на 85%.А медузы – почти полностью, на целых 99%!

1 группа. Прочитай текст и узнай, сколько процентов соленой воды на нашей планете.

Закрась синим цветом полоску соответствующего размера.

2 группа. Прочитай текст и узнай, сколько процентов пресной воды находится в ледниках на нашей планете.

Закрась голубым цветом полоску соответствующего размера.

3 группа. Прочитай текст и узнай, сколько процентов пресной воды на нашей планете, мы можем использовать для своих нужд.

Закрась зеленым цветом полоску соответствующего размера.

Физкультминутка.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, для чего нужна вода?(для жизни человека, для производства, для животных и растений)- 8 слайд

- Действительно вода очень важна для всего Живого на Земле. Но что угрожает воде? (загрязнение, бесконтрольная трата)– 9 слайд

- А что самое страшное? (загрязнение)

- Назовите источники загрязнений – 10 слайд

- Проведём опыт. Мы с вами принесли снег, собранный в разных местах. Скажите, какой снег собран у дороги, а какой принесён из леса? (рассматривают банки со снегом) По каким признакам вы догадались? ( в 1 банке он грязный: желто-коричневый, есть мелкий мусор, а во 2 банке – он почти чистый)

- Придёт весна. Снег растает. И куда потечёт вода? –11 слайд

Этап включения изученного в систему знаний.

- Итак, мы назвали важные правила, которые может соблюдать любой человек. Сегодня после урока, я предлагаю вам напомнить эти правила жителям нашего посёлка, но для этого мы с вами создадим листовки, а когда выйдем на улицу, то просто раздадим их прохожим. (конструируют пословицы из отдельных частей)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности, 8 класс.

Составил: Михайлова Е.О., учитель ОБЖ

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о проблемах загрязнения природных вод: причинах возникновения, последствиях для здоровья человека и окружающей среды, путях решения проблемы.

Задачи урока:

Образовательные: Актуализировать знания о факторах загрязнения природных вод.

Познакомить с причинами их возникновения и возможных последствиях для здоровья человека.

Развивающие: Развить навыки ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью.

Развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;

Развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций.

Воспитательные: воспитывать у детей патриотические качества – личную ответственность, заботу за состояние природных вод и своего здоровья.

Предметные результаты:

1. Иметь полное представление о загрязнении природных вод и влиянии на здоровье человека .

2. Понимать личную и общественную значимость безопасности жизнедеятельности с учётом ответственного отношения к сбережению и защите природных вод.

3. Формировать знания об источниках загрязнения природных вод, путях решения проблемы.

Метапредметные результаты:

а)познавательные (поиск информации в дополнительных источниках, её отбор, анализ, обобщение, доказательства, выводы);

б)регулятивные (умение планировать и организовать работу в группах по предложенному алгоритму, корректировать ответы, оценивать, умение применять полученные знания);

в)коммуникативные (умение выстраивать диалог и монологическую речь, умение сотрудничать, выдвигать предположения и доказывать их.).

Личностные результаты:

а) Формировать экологическую культуру и необходимость ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, индивидуальные информационные листы, нефть и сорбент в пробирках.

Доска: дата, домашнее задание, Словарь: экология, пестициды, детергенты, сорбент.

Ход урока: (организация, приветствие)

Мотивационный этап

-Все-таки наказали! Но то, что оказалось в реке, назад уже не собрать! Внимание на экран!

-Перед вами тезисы из доклада ВОЗ: Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения 80% всех заболеваний в мире вызывается употреблением загрязненной питьевой воды; 50% детской смертности в мире, происходит по причине употребления загрязненной питьевой воды; 1,2 млрд. людей на нашей планете страдают различными заболеваниями, связанными с употреблением загрязненной воды (рак, камни в различных органах организма, склероз сосудов сердца и головного, заболевание пищеварительной системы, заболевания почек, невралгию, невриты, деформации скелета, болям в пояснице и спине, отравлению, заболевания крови, кожные заболевания.

Учитель: Что является для человека источником питьевой воды, использование которой ведет к таким последствиям? (природные воды – поверхностные и подземные)

Учитель: цель урока (слайд) познакомиться с проблемой загрязнения природных вод: источниками ее загрязнения; последствиями для здоровья человека и окружающей среды , выявить главные пути решения)

II . Этап актуализации знаний по предложенной теме

- Разные науки занимаются изучением воды, но одну из них особо беспокоит проблема загрязнения природных вод. Назовите ее (экология). Дайте определение данного термина.()

- Сегодня вы познакомитесь с новыми словами, значение которых необходимо запомнить - пестициды, детергенты, сорбент. Одни из них означают загрязнители, другие – способствуют очищению природных вод.

III . Этап выявления затруднения

- Самая грязная река на планете в Индонезии. Местные жители уже забыли, что там когда-то водилась рыба. Собирать мусор в реке и сдавать на переработку — теперь гораздо выгоднее, чем рыбачить.

IV . Этап разработки плана по выходу из создавшегося затруднения

- Только зная точные ответы на вопрос, почему так происходит, мы можем говорить о возможных путях решения этой глобальной проблемы.

- Для начала нам нужно постараться выявить как можно больше источников загрязнений и классифицировать их по видам.

Для этого мы приступаем к знакомству с новым материалом. Работать будем в сменных парах. По принципу – изучил сам – расскажи другому. Сегодня у вас 4 цвета, означающих 4 вида загрязнений природных вод. Работа в сменных парах по карточкам.

Классификация загрязнений природных вод

1. нефть и нефтепродукты,

2. Детергенты, синтетические моющие средства , применяют в промышленности, на транспорте, в ЖКХ

3. пестициды – хим. и биологич средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорняками

4. предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, целлюлозно - бумажной промышленности – сточные воды с различными вредными примесями

5. Транспорт – продукты сгорания оседают на поверхность водоемов.

1.Мусор, бытовые и промышленные отходы, сбрасываемые в большие и малые водоёмы

2.Тепловое (термическое) загрязнение связано с повышением температуры природных вод в результате их смешивания с технологическими водами. Температура сточных вод ТЭС, АЭС выше температуры окружающих водоемов на 10 – 50ºC. . Термическое загрязнение ведет к уменьшению кислорода, а это ведет к размножению бактерий, выделению ядовитых газов. гибели водной растительности и животных.

1.Загрязнение происходит при попадании в воду стоков коммунального хозяйства городов , а также сельскохоз - х стоков. Происходит цветение воды, поражение обитателей водоемов.

2. продукты гниения древесины при сплаве леса ;

Радиоактивные элементы попадают в поверхностные водоемы при сбрасывании в них радиоактивных отходов, захоронении отходов и т.д. В подземные воды радиоактивные элементы попадают в результате их выпадения с осадками на поверхность земли и последующего просачивания вглубь земли, либо в результате взаимодействия подземных вод с радиоактивными горными породами.

А вот теперь, изучив источники загрязнений природных вод, мы можем здесь и сейчас определить пути решения проблемы ? И делать это будут руководители крупных промышленных предприятий, ученые, педагоги, неравнодушные граждане, журналисты,

( работа в малых группах) Запишите свои предложения по решению проблемы.

Устанавливать современные очистительные сооружения для очистки производственных и коммунальных сточных вод

Очищать водоемов и береговые зоны,

Срочно и повсеместно решать проблему переработки мусора и отходов

Правдиво освещать в средствах массовой информации факты ч/с, аварий, называть виновных.

Разрабатывать и развивать безотходных и безводных технологий,

Изобрести замкнутый цикл использования производственных и бытовых сточных вод, когда сточные воды все время находятся в обороте, и попадание их в поверхностные водоемы исключено.

Очистка и обеззараживание поверхностных вод, используемых для водоснабжения и других целей.

Формировать у каждого человека, начиная с детского возраста, цувство опасности , исходящую от деятельности человека, реальное экологическое мировоззрение

Воспитывать общую культуру в области экологической безопасности, умение ценить, оберегать природные воды и окружающий мир.

Усилить ответственность (наказание) граждан и исполнительных лиц за поступки преступного характера, нарушения законов и Конституции РФ.

- Готовы? Какой вклад в решение проблемы загрязнения природных вод могут внести ученые? журналисты? педагоги и родители? юристы? Руководители промышленных предприятий?

- Ребята, а как вы думаете, в районе Витима- Пеледуя какие-нибудь предприятия производят сбросы использованных вод в Лену?

Этап первичного закрепления нового знания

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

- итак, сорбент – это материал , применяемый для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности водоемов

Этап включения в систему знаний и повторения

- В настоящее время нефть и нефтепродукты – основные источники загрязнения поверхностных вод. Они покрывают ¼ часть Мирового океана вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, авариях нефтеналивных судов. Актуальна ли эта опасность для нас, живущих на великой сибирской реке Лене? Почему?

Авария близ озера Талое. (рассказ ученика)

- А какие еще источники загрязнения реки Лена вы можете назвать?

а) бытовой мусор

в) предприятия по добыче алмазов и золота

г) стоки населенных пунктов, расположенных по ее побережью

д) выбросы нефти в результате аварий, периодически случающихся на трубопроводе ВСТО.

е) сбросы предприятий и промышленных объектов.

ж) транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды, оксид углерода, сажа и другие вещества, оседающие на поверхность реки.

I Х. Рефлексия

С приходом воды появилась жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Но над водой нависла угроза – загрязнение.

Что нового ты открыл для себя на уроке? Что удивило? Где пригодятся знания? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Как работал ты?

Домашнее задание.

Внимание – творческое домашнее задание.
Ответить на вопросы письменно.

Вы пессимист. Что произойдет с природными водами на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Вы оптимист. Что произойдет с природными водами на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Классификация загрязнений природных вод (разрезные карточки)

Классификация загрязнений природных вод

1. нефть и нефтепродукты,

2. Детергенты, синтетические моющие средства , применяют в промышленности, на транспорте, в ЖКХ

3. пестициды – хим. и биологич средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорняками

4. предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, целлюлозно - бумажной промышленности – сточные воды с различными вредными примесями

5. Транспорт – продукты сгорания оседают на поверхность водоемов.

1.Мусор, бытовые и промышленные отходы, сбрасываемые в большие и малые водоёмы

2.Тепловое (термическое) загрязнение связано с повышением температуры природных вод в результате их смешивания с технологическими водами. Температура сточных вод ТЭС, АЭС выше температуры окружающих водоемов на 10 – 50ºC. . Термическое загрязнение ведет к уменьшению кислорода, а это ведет к размножению бактерий, выделению ядовитых газов. гибели водной растительности и животных.

1.Загрязнение происходит при попадании в воду стоков коммунального хозяйства городов , а также сельскохоз - х стоков. Происходит цветение воды, поражение обитателей водоемов.

2. продукты гниения древесины при сплаве леса ;

Радиоактивные элементы попадают в поверхностные водоемы при сбрасывании в них радиоактивных отходов, захоронении отходов и т.д. В подземные воды радиоактивные элементы попадают в результате их выпадения с осадками на поверхность земли и последующего просачивания вглубь земли, либо в результате взаимодействия подземных вод с радиоактивными горными породами.

Приложение 2: Слова-понятия :

детергенты — синтетические моющие средства, которые находят все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадания осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твердЦ^х радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии.

Пестициды — химические и биологические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, с сорной растительностью. Пестициды, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Взвешенные частицы представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль).

сельскохозяйственные стоки содержат зна чительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).

Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда элек тростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают ее в водоем на 10—30 °С подогретой, уменьшают содержание растворенного в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.

Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды.

ПДК – предельно допустимая концентрация. Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определенные ограничения этому. Так, были разработаны предельно допустимые нормы кон центрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывалась неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.

Сорбент - от лат . sorbens — поглощающий ) — твердые тела или жидкости , избирательно поглощающие ( сорбирующие ) из окружающей среды газы , пары или растворённыевещества ., сорбенты связывают поглощаемое вещество , вступая с ним в химическое взаимодействие .

Самая грязная река в мире находится в Индонезии. Местные жители уже забыли, что там когда-то водилась рыба. Собирать мусор в реке и сдавать на переработку — теперь гораздо выгоднее, чем рыбачить.

Также Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".
Права граждан:
• создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Обязанности граждан:
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.

Задача: выполнение обязанностей по отношению к окружающей среде, предотвратить исчезновение малых рек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-В результате деятельности человека вода загрязняется. Есть много видов загрязнения воды вредными веществами, но сегодня на уроке мы изучим некоторые из них: нефть и различные масла, сточные воды, моющие средства. Выявим источники их попадания и воздействие на водоемы, и водных обитателей.

-Рассмотрим рисунок № 1 (слайд № 2)

(Учитель задает наводящие вопросы по рисунку, а учащиеся отвечают)

-Какая вода в водоеме?

-Что можно сказать о водных обитателях?

-Есть ли растительность в водоеме?

-Как солнечные лучи воздействую на водоем?

-Как выглядят берега водоема?

В ходе рассуждений учащиеся (оценочно) делают вывод о том, что вода в водоеме чистая, много водорослей и водных обитателей.

- Рассмотрим рисунок № 2 (слайд № 3)

(Учитель задает учащимся наводящие вопросы по рисунку)

-Какая вода в этом водоеме?

-Что можно сказать о водных обитателях?

-Есть ли растительность в водоеме?

-Как солнечные лучи воздействуют на водоем?

-Что мешает проникновению солнечных лучей?

-Какие источники появления нефтяной пленки вы видите на рисунке?

Справка. Нефть – это полезное ископаемое, из которого человек делает бензин, мазут, различные масла. Они легче воды. Поэтому, попадая в воду, находятся на поверхности, тем самым образуют пленку, которая препятствует солнечным лучам, отравляет жизнь водным обитателям и приводит к их гибели.

В ходе рассуждений учащиеся (оценочно) делают вывод о том, как нефть и различные ее масла воздействуют на водоем и водных обитателей (вывод записывают в тетради, тезисами).

- мало света

- мало кислорода

- понижается температура

- отравление и гибель организмов

- А другое воздействие нефтепродуктов на водных обитателей мы можем выполнить с помощью следующего опыта.

Опыт: 1. Нальем в кристаллизатор воды.

2. Возьмем перо птицы и слегка коснемся поверхности воды.

Что произойдет с пером? Перо птицы не изменилось, осталось легким.

3. Нальем осторожно в кристаллизатор с водой мазут. Что образуется на

поверхности? На поверхности образуется темная пленка.

4. Возьмем перо птицы и слегка коснемся поверхности воды с мазутной пленкой.

Что происходит с пером? Перо обволакивается мазутом и становится

тяжелым. Что же может произойти?

Вывод: Водные птицы, которые садятся на водоемы, покрытые нефтяной пленкой отравляются, тяжелеют и тонут.

-В тетрадях дописываем еще одно воздействие нефтяной пленки на водных обитателей (слайд № 5)

- тонут птицы.

-Следующий вид загрязнения воды – сточная вода (слайд № 6)

Сточная вода – это вода, использованная человеком в производственной и бытовой деятельности.

Справка. Сточная вода (канализационная), собираясь в одну канализационную трубу, должна идти на очистные сооружения, но не везде это так происходит. Особенно там, где по близости есть водоемы, сточная вода без очистки сбрасывается в реки, моря и океаны, отравляя их.

-Рассмотрим рисунок № 3 (слайд № 7)

(Учитель задает учащимся наводящие вопросы по рисунку)

-Какая вода в этом водоеме?

-Что происходит с водными обитателями этого водоема?

-Какие источники загрязнения воды вы увидели на рисунке?

В ходе рассуждений (оценочно) учащиеся делают вывод о воздействии сточных вод на водоем и водных обитателей (записывают в тетради в виде схемы) (слайд № 8)

- сточная вода – водоем - много вредных бактерий - мало кислорода - гибель обитателей.

- сточная вода – водоем – много вредных бактерий – организм – инфекция (болезнь).

- Но в сточных водах могут содержаться и моющие средства. Если вода сильно пенится, значит, в ней содержатся мыло, шампунь, порошок. Чтобы выяснить, как моющие средства влияют на планктон водной экосистемы, можно с помощью следующего опыта.

Опыт: 1. В чистый кристаллизатор нальем воды.

2. Заранее изготовленные модели животных (н-р, инфузория-туфелька) из

бумаги, наклеим их на лезвие безопасной бритвы. Если аккуратно положить

такую модель на поверхность чистой воды, она останется на плаву.

3. При добавлении в воду раствора моющих средств, через несколько минут

(2-3 минуты), модель тонет.

Вывод: Таким образом, если в верхних толщах воды не будет планктона, то рыба, которая им питается, погибнет. А если в водоеме нет обитателей, которые за ним ухаживают, то через определенное время этот водоем (река, озеро, море…) тоже исчезнет (погибнет).

Закр е пление изученного материала.

Каждой группе дается конверт с набором слов. С помощью этих слов нужно составить цепочку воздействия нефти и сточных вод (за 1-2 минуты).

(правильность построения цепочек проверяем с помощью слайда № 10)

Экологическая сказка.

О каких еще видах загрязнения воды говорится в этой сказке?

Домашнее задание.

- сочинить свою экологическую сказку.

Читайте также: