Загнанных лошадей пристреливают не правда ли краткое содержание

Обновлено: 01.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Кино]

В рамках кинорулетки "Новый Голливуд" мне достался фильм Сидни Поллака "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" (They Shoot Horses, Don't They? 1969).

Признаюсь, я люблю фильмы Поллака - это всегда серьезные высказывания, даже комедии. Не то, что его комедии серьезны и потому не смешны (интересно, есть ли человек, который сочтет не смешной "Тутси"?) - просто в его фильмах всегда есть обращение к трезвому уму, к "Взрослому", если рассматривать бёрновский трехкомпонентный состав личности (Ребенок+Родитель+Взрослый). Голливуд, особенно современный, часто обращается как раз к двум другим частям личности. Эмоции и спецэффекты - послание "Ребенку" (привет всем кинокомиксам!); пафос - послание "Родителю". Мощное послание к ним обоим - хэппи-энд, такой типично-голливудский, типа как победа на олимпийских играх, не меньше (я говорю не о событии, а о его переживании). Если посмотреть на финалы поллаковских фильмов (тут уже исключая комедии), то в них счастливые завершения можно описать скорее как "герой выжил, но остался инвалидом". К примеру, в "Фирме" - герой Тома Круза вроде как победил, его не убили и продажное руководство конторы заарестовали, но его карьера разрушена и всю оставшуюся жизнь он будет юристом у мафиози. И так во всех его фильмах (по крайней мере в том десятке, что я смотрел, а это примерно половина). Но есть один фильм, в котором уж точно нет хэппи-энда, даже близко, и это как раз тот фильм, которому посвящен этот пост.

Я смотрел его дважды. Второй раз - полчаса назад, а первый раз в середине-конце 1970-х, его показывали по телевизору. Надо сказать, что запомнил очень много - и сюжет, и некоторые мизансцены, и некоторые фразы. Сейчас смотрел с закадровым переводом, он отличается от советского - не хуже, где-то наверняка точнее, но тот был литературней, т.е. выразительней.

Так о чем фильм? Один из персонажей так говорит о главных героях: "Парень встречает девушку, парень теряет девушку, парень снова с девушкой!" При всей формальной верности этих слов нет ничего дальше от того, о чем действительно этот фильм.
Итак, Америка, 1932 год, разгар Великой депрессии. В Калифорнии, в каком-то сарае на берегу океана начинается танцевальный марафон с призом $ 1500 (большие деньги по тем временам). Правила просты: пары танцуют круглосуточно, каждый час перерыв 10 минут на отдых. Еда - четыре раза в день плюс три раза перекусы, все за счет организаторов. Главное - оставаться на ногах, если оба колена одного из партнеров коснулись пола - пара выбывает. И так - пока не останется последняя пара, пара-победитель. Круглосуточные танцы неделями напролет.

Итак, главные герои в исполнении Джейн Фонды и Майкла Сарразина, так они выглядят в начале:

А так - к середине фильма:

Кроме них мы следим и за несколькими другими парами - вот актеры:

Партнерша в исполнении Сюзанны Йорк (мы ее знаем как туповатую подругу главгада в старом "Супермене") позже сойдет с ума от усталости:

Еще одна пара с беременной на каком-то большом месяце Бонни Беделиа (мы знаем эту актрису как жену Крепкого Ореха):

Если во всех парах выше как персонажи интересны больше партнерши (включая главных героев), то здесь интересен пожилой морячок в исполнении Реда Баттонса:

И, наконец, главный антигерой - организатор и ведущий этого конкурса в исполнении Гига Янга:

Он получил "Оскар" за эту роль (второстепенный мужской персонаж), хотя по смыслу он главный мужской персонаж, весь фильм держится на двух сильных фигурах - на героине Джейн Фонды (ей "Оскара" не дали, но номинировали) и вот этого персонажа, наверное даже антигероя Гига Янга. Любопытно, что кроме антигероя Гига Янга более интересны и выразительны женские персонажи. "Главный герой" Майкла Сарразина поразительно безволен, да и вообще никакой. Если присмотреться, то буквально ни одного сколько-нибудь значимого поступка за весь фильм он не совершает по своей воле, всегда это воля какого-либо другого персонажа. Даже как он становится участником конкурса - у партнера Джейн Фонды при регистрации участников врачи обнаружили бронхит и не взяли, ей нужен был другой партнер и организатор (Гиг Янг) увидел праздношатающегося Майкла Сарразина и записал его. "Главный герой" никак не действователь, он идеальный наблюдатель. Однако формально повествование идет от его лица - фильм начинается с флешбека, потом будут и флешфорварды - он в тюремной камере, потом на скамье подсудимых. Вкупе с названием как бы понятно, что произойдет - Майкл Сарразин застрелит Джейн Фонду по ее просьбе.

Фильм в советское время проходил по разряду критики капитализма - и его можно понять и так. Звериный оскал во всю зубатую пасть, пережевывающий бедных людишек - вполне точка зрения. Тем более время Великой депрессии, да.
Однако правильней посмотреть на этот фильм с более общей позиции, как на аллегорию жизни, не конкретного человека, а людей, общества. И тут уже несколько смещаются акценты и персонажи играют другими красками.

Все мы участвуем в гонке жизни и отнюдь не всегда по своей воле, равно как и не всегда ради выигрыша.

Вот пара актеров. Оба участвуют не только ради выигрыша, но надеются, что их заметят и позовут сниматься. И таки да - партнер получает роль в вестерне и покидает конкурс, подставляя свою партнершу, у которой по правилам 24 часа на поиски нового партнера - т.е. если в другой паре произойдет то же самое, но с партнершей, тогда оставшиеся одиночки могут объединиться.
Актриса (Сюзанна Йорк) не получает предложения и даже, как сказано выше, с ней случается нервный срыв от переутомления и она выбывает - для нее все закончилось плохо.

Кто-то участвует в конкурсе просто ради кормежки и выбывает на первых этапах - они и не рассчитывали на победу, но они и не растратили ради нее силы. Кто-то надеялся на победу и не хватило сил - для них это трагедия.

Майкл Сарразин попал в эту гонку не своей волей и нам он не интересен - главные персонажи тут Джейн Фонда, участвующая в конкурсе ради выигрыша, и Гиг Янг, организовавший этот конкурс. Вот он - особо интересен.
В некотором смысле он бог этого мира - он все организовал, он всем заправляет. С одной стороны, это очень жесткий конкурс - сутками почти без сна стоять на ногах, а иногда (редко) бывает совершенный кошмар - десятиминутная гонка, в которой не важно прийти первым, важно не оказаться в числе последних трех пар - они выбывают (привет Гуглу с его правилом ежегодно увольнять 20% наименее продуктивных программистов). Конкурс - не сахар.
Однако - там кормят семь раз в сутки. За конкурсантами наблюдают врачи. Да и вообще персонаж Гига Янга вполне по-человечьи обращается с конкурсантами, помогает им.

Кстати, на что обратил внимание - он ведь живет примерно в том же режиме, что и участники конкурса. Он, конечно, не всегда на ногах, но спит он не многим больше, и он не может себе позволить выглядеть усталым - он излучает уверенность и оптимизм. Если он эксплуататор, то не слишком он отличается от эксплуатируемых. Если он бог этого мира, то отнюдь не всесильный.

А где границы власти этого бога? Что организатор конкурса может, а что нет?
Во-первых, "Это конкурс, может быть, разве что для участников - для зрителей это шоу. И я забочусь, чтобы это было интересное шоу".
Во-вторых, "Ты просишь меня нарушить правила. Если я это сделаю, то зрители перестанут верить в правила и перестанут приходить".
И в-третьих, "Ты думаешь, люди приходят посмотреть на то, как вы танцуете? Они приходят посмотреть на людей, которым хуже, чем им - тогда им проще примириться со своей жизнью".

В каком-то смысле персонаж Гига Янга скорее не бог, а пастырь - он заботится о своих овцах, но не только ради них самих, но и ради их шерсти - и мяса.

Теперь о героине Джейн Фонды. Если присмотреться, то с самого начала она идет к смерти. Особенно наглядно это в середине фильма, когда ее партнер спрашивает ее, что она сделает со своей половиной выигрыша. Ее ответ - "куплю побольше крысиного яда".
Все решается, когда организатор конкурса предлагает Сарразину и Фонде пожениться прямо на танцполе - они получат всякие подарки от публики, которые потом можно продать, заработают по 200-300 долларов. Заодно тут выясняется, что обещанная награда победителю будет меньше - из нее вычтут все расходы на кормежку и медобслуживание. Что ж, выигрыши по жизни всегда меньше ожидаемых, такова селяви.
Вариант свадьбы - очень неплохое предложение, если вдуматься. Более надежное, чем победа. Примерно как актеру получить роль. Но Фонда отвергает, а узнав об этом скрытом условии конкурса, пара покидает его. Такое ощущение, что она наконец-то получила достаточный повод для самоубийства, на который долго надеялась. И совершает самоубийство руками Майкла Сарразина.

Кто победил в конкурсе? Этого мы так и не узнаем - в последнем кадре на танцполе можно увидеть пять пар, конкурс-жизнь продолжается. Равно как мы не узнаем, чем закончился суд над Майклом - вполне вероятно, что смертным приговором, но мы не знаем этого - в конце концов жизнь тем отличается от литературы, что она не имеет начала и конца, и не все вопросы получают ответы.

А можно ли найти что-то обнадеживающее в этом фильме? (задачка, прямо скажем, не из простых)
Пожалуй, да, и я дал намек на это - участники конкурса, пара с беременной Бонни Беделиа. Ей на седьмом, а то и восьмом месяце - тяжелее всего. И все же они участвуют и надеются на победу. В последнем кадре среди оставшихся пяти пар прожектор выхватывает и их - они борются, и они пойдут до конца. Они борются ради жизни - и в жопу депрессивную героиню Джейн Фонды!

Об авторе

Хорас Маккой – знаменитый американский писатель, работавший в жанре нуар. Прошел Первую мировую войну, во время которой служил в авиации, совершал боевые вылеты и был ранен. После войны работал в газете редактором почти одиннадцать лет, в тридцать три года решил поехать в Голливуд и начать карьеру актера, но в итоге стал сценаристом.

Знаменитыми произведениями Хораса Маккоя являются:

Сюжет произведения

Заправляет всем этим Рокки, человек для которого важна нажива и никакие моральные принципы его душу не тревожат. Это бизнес, главное продать билеты и заинтересовать зрителя, сделав действие зрелищным и привлекательным.

Случай приводит на этот марафон Роберта Сайвертона, который скитается по городу в поисках работы и заглядывает в танцевальный зал, где его быстренько вносят в список танцующих.

Он соглашается танцевать вместе с Глорией – ее партнера не допустили к марафону из-за болезни бронхитом, он не прошел отбор. Их пара получает номер 67. Вместе с ними участвуют чета Руби и Джеймс, причем молодая женщина беременна, а также Ролло и Элис, которые, как начинающие актеры, мечтают попасть в Голливуд, ведь здесь есть шанс попасться на глаза продюсерам.

Начинается марафон бегом по кругу на протяжении десяти минут. Те три пары, которые будут последними, сразу покидают соревнование. Роберт и Глория ссорятся, и потому решают поменяться парами. Роберт танцует с Элис, а Ролло – с Глорией. Однако партнер Глории в скором времени покидает состязание, так как находит работу, поэтому девушка остается одна, и ей необходимо за сутки найти пару. На помощь приходит моряк, у которого партнерша падает в обморок, и не может продолжать соревнования.

На втором туре становится плохо моряку, и Глория выносит его на себе, но когда заканчивается тур, оказывается, что моряк умер. Элис впадает в истерику, она отказывается от продолжения марафона, поэтому Роберт опять становится в пару с Глорией.

Чтобы сделать представление еще более зрелищным, Рокки предлагает устроить фиктивную свадьбу Глории и Роберта, да и подработать на свадебных подарках. Девушка отказывается, надеясь выиграть главный приз, на что Рокки рассказывает ей, что после получения приза, с них вычтут страховку, питание и проживание, что в итоге останутся жалкие копейки. Глория бросает проект, понимая, что ее обманули, уставшая и морально, и физически. С Робертом они приходят на пристань, где девушка говорит, что не хочет больше жить, и партнер убивает ее из пистолета.

Мой отзыв состоит из двух частей. Первая часть - это непосредственно отзыв на книгу Хораса Маккоя, вторая - чистое хулиганство. Мне стыдно, но иногда меня заносит, и тогда я не могу удержаться. Вторая часть отзыва, которую лучше вообще не читать - это тот самый случай, когда меня занесло.
-
Одноименный фильм Сиднея Поллака я видела несколько лет назад, и он произвел на меня неизгладимое впечатление. Забыть такое трудно, поверить в происходящее на экране сложно. Книгу почитать захотелось, чтобы освежить воспоминания. Должна заметить, что "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли ?" - это нечастый случай, когда фильм, снятый по книге, лучше первоисточника. Не то чтобы повесть плоха, но мысленно визуализировать написанное довольно простым языком и без красочных эпитетов, сложнее, чем воспринять готовый видео-материал с костюмами, декорациями и прекрасной игрой актеров. Хорас Маккой недостаточно ярко описал события танцевального марафона, нет того полного ощущения ужаса, как при просмотре фильма. Об участниках марафона читаешь, но их не видишь и только редкие вставки "протанцовано часов: 216", "протанцовано часов: 752" и т. д. дают верное представление о кошмарном развлечении-издевательстве.

Можно ли судить Маккоя за то, что он использовал слишком простой язык для написания своей книги? Ну, не знаю. У меня рука не поднимается. Во-первых, Хорас Маккой не был опытным писателем, когда взялся за это произведение (зато успел поработать на подобных марафонах, поэтому знал, что пишет), во-вторых, историю Глории Битти и свою собственную нам рассказывает Роберт Сайвертин - безработный, мечтающий стать кинорежиссером. И этот человек производит впечатление довольно-таки обычного парня, а не супер-интеллектуала с превосходным образованием.

Повесть Маккоя невелика и читается очень быстро и легко. Раза три при чтении появлялась мысль, что это не повесть, а сценарий, но, во-первых, у книги с фильмом есть расхождения, во-вторых, диалоги и короткие предложения, разбавляющие эти диалоги, заканчиваются и начинаются обычные описания людей, событий, мыслей героя. Вообще, я думаю, очень легко понять, о чем эта книга и без описания сюжета, достаточно вспомнить название книги и увидеть первую страницу:

Книга Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? - Маккой Хорас фото

Итак, загнанных лошадей пристреливают, героиня мертва, и дальше герою только остается рассказать, как они дошли до жизни такой. И рассказ его убедителен.

В этой книге меня поразили два момента. Первое - это невероятная человеческая выносливость. А второе - это удивительная гибкость человеческой морали, и - да, в этом случае я была поражена в плохом смысле слова. Речь, конечно, не об участниках марафона, а о зрителях и устроителях этого безнравственного действа. Собственно, тот, кто не захочет увидеть прекрасный фильм Поллака или почитать книгу Маккоя, может ознакомится с этим предметом, о котором я сейчас говорю иначе, достаточно набрать в поисковике "танцевальные марафоны 20-30-х годов США" или "танцевальные марафоны времен Великой Депрессии". В интернете есть всё - описание, реальные фотографии с места событий и даже видео.

Вообще, я советую все же посмотреть фильм, тем, кто его еще не видел. Повесть Хораса Маккоя несколько хуже экранизации, хотя и книгу эту тоже рекомендую, тем более, что она небольшая.

Всё! Настоящий отзыв закончен, а теперь пришло время стёба.

Хорас Маккой, наверно, сейчас поворачивается в гробу. Простите меня, мистер Маккой! Повесть этого автора серезна и совсем несмешна, она трагична, и я хочу пошутить не на эту тему. Но, просмотрев фильм "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", я иногда заглядывала, если они мне попадались, в отзывы людей на фильм и книгу ведь это интересно сравнивать свое мнение с чужим. И я увидела две характеристики, не помню фильму они были предназначены или книге, но вот тут я завелась. Обычно мнение, не совпадающее с твоим, раздражает, здесь же я смеялась.
Кто-то назвал это произведение НЕРЕАЛИСТИЧНЫМ и ПРЕДСКАЗУЕМЫМ. Реалистическая проза оказывается нереалистична, а сюжет книги, в которой конец истории вынесен на первую страницу и абсолютно ясен, каким-то образом не припас для читателя или зрителя сюрприза. Удивительно! А какой там мог быть сюрприз?!

Итак, дальнейший мой флуд посвящяется людям
1) не умеющим отличать социальную фантастику от книги о реальных событиях;
2) читателям и зрителям, испорченным Голливудом и некачественным чтивом, людям, которые почему-то в любой книге ждут неожиданных поворотов и непредсказуемых концов, а любую книгу, где случается убийство считают детективом.

Альтернативные сюжеты для книги "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?". Непредсказуемо и "реалистично" :)))
-
№ 1

Тихо. Во всяком случае орущее радио, которое донимало нас в первый месяц марафона замолкло несколько недель назад, точно не могу сказать когда, я уже давно сбился со счета. Минуты тянутся медленно, качающиеся фигуры танцоров навевают сон. Мне совсем не хочется подниматься, я подсознательно стараюсь оттянуть этот момент, но знаю, что надо встать и идти.
Я сижу в одиночестве в одном из углов - в это время суток туда через щель в стене заглядывает солнце, я не был снаружи уже три месяца, я три месяца не видел солнца! С тех пор, как начался марафон все, кто находится в танцевальном зале не были за пределами этого помещения.
Люди разбрелись, кто куда, большинство продолжает танцевать, хотя в этом давно нет никакого смысла, но эти привычные медленные повторяющиеся движения успокаивают их. Еда закончилась неделю назад, воду мы экономим с того самого объявления по радио. Близко за стеной замычал зомби. Никто не обратил внимания, мы привыкли к этим звукам. Живые мертвецы облепили все здание снаружи: те, что стоят вокруг, вяло колотят кулаками в стены; внизу группа зомби грызет зубами сваи - эти недолго продержатся, когда начнется прилив, их унесет в океан; те, что сумели забраться на крышу, избрали другую тактику: они пытаются процарапать в настиле дыру ногтями.
В женской раздевалке опять заорала Руби Бэйтс - она рожает там уже два часа. Глория была рядом с ней с самого начала схваток, хотя и не уставала повторять: "Это никуда не годится! Этот ребенок никуда не годится! Я никуда не гожусь!" Да, конечно. Глория! Мне надо подняться и идти к Глории.
Как же это было давно! На табличке стояло "Протанцовано: 786 часов. Осталось пар: 17", когда гремящая по радио музыка вдруг прервалась, и мы услышали объявление о появлении на улицах живых мертвецов, но нам было не до этого, мы продолжали танцевать. Позднее диктор по радио рассказал, что рядом с танцевальным павильоном на берегу произошла авария в секретной лаборатории, и на свободу вырвался вирус, над разработкой которого трудился один наш постоянный зритель. Вообще-то этот ученый так увлекся марафоном, что задумал создать усилитель выносливости для участников, чтобы они могли не есть, не спать и не пить. Но что-то не рассчитал, и получилось то, что получилось. Об этом радио нам говорило еще несколько дней, а потом вдруг замолкло.
Когда через два дня после первого объявления мы, наконец, сами увидели настоящего зомби (это был один из наших бывших оркестрантов), Сокс решил запереться изнутри, и это нас спасло. Мы тогда все вместе обыскали здание, чтобы найти, чем защищаться. В одной из подсобок в ящике стола Глория обнаружила пистолет. Мы переглянулись, и я сразу вынул две пули и положил их в карман, остальные мы выпустили во все прибывающих зомби, но совершенно зря.
Мои мысли прервал громкий, ликующий крик из женской раздевалки: "Ма-а-альчик!" Танцующие пары повернулись к Джеймсу Бэйтсу и начали как-то безрадостно поздравлять его с прибавлением в семействе. На крыше тихо, как мышки царапались зомби, по паркету уныло шаркали подошвы танцоров. Шел 2343-й час танцевального марафона и 1557-й час зомби-апокалипсиса. Я уже привычным жестом нащупал в кармане рукоятку пистолета. Глория, наше время пришло, я иду!
-
№ 2

Глория была русской шпионкой. Ее настоящее имя - Наташа Горбачева, звучало непривычно для американского уха. В разработку она попала еще пять лет назад, но к несчастью агент "Актриса" была невероятно осторожна, и всю сеть раскрыть никак не удавалось. Танцевальный марафон стал их новым шансом, ведь определенно именно здесь происходила передача информации от Глории ее связнику. Агенту ЦРУ Роберту Сайвертину оставалось узнать, кто этот таинственный связной, и каким образом происходит передача.
Сайвертину было не привыкать попадать в опасные ситуации. Например, год назад ему едва не откусил руку аллигатор в болотах Флориды, в пасть которому агент Аненербе во время задержания швырнул тетрадь с секретными записями. Сайвертин метнулся в воду и, раскрыв пасть аллигатору, вытащил ценную улику. Впрочем, шифровальщики ЦРУ так пока и
не смогли понять, что за символы переписывал немецкий шпион с камней на берегу Атлантического океана - сами камни были им взорваны, а немец отравился, закусив собственным воротником с вшитой в него ампулой цианида, хотя даже у Сайвертина, не интересующегося всякой уфологией осталось ощущение, что миссия Аненербе была как-то связана с Атлантидой.
Да, Сайвертин был опытен, смел и силен. Но то, что ему предстояло делать на этом марафоне, стало для него неожиданностью. Ноги болели, от недосыпа путались мысли. Но успехи были! Позавчера ему наконец удалось засечь, как Глория и Рокки вылезают из под помоста для зрителей. Вот оно! Конечно, как раз там и происходила встреча русских агентов для передачи материалов, полученных шантажом с одного секретного объекта, занимающегося то ли какими-то атомами, то ли какими-то ядрами - Сайвертин не запомнил. Никаких сомнений не осталось, что с поличным их надо ловить под помостом, ведь чем еще, кроме шпионских дел могут заниматься мужчина и женщина в укромном месте?
Перерыв заканчивался и, отыскав взглядом Глорию Сайвертин позвал: "Наташа! Пора на танцпол!" Глория резко развернулась, и Сайвертин увидел малюсенький пистолет в ее руке. К счастью детские упражнения по расстрелу жестяных банок на дедовской ферме в Арканзасе не прошли даром. Маленький Боб представлял тогда себя ковбоем, резко выхватывал револьвер из кобуры и стрелял в банки. Тренировки в тире ЦРУ не дают этих навыков, и, конечно, надо поблагодарить дедушку, за то, что научил стрелять и бабушку за подаренный кольт, который и сейчас выстрелил быстрее, чем Глория успела нажать на курок.
Ошарашенно глядя на капельки крови, стекающие по виску своей уже бывшей партнерши, Сайвертин пытался понять: "Где я прокололся? Как она смогла меня раскрыть? Ах, ты, ёшки-матрёшки! Я ж заговорил с ней по-русски. С этим марафоном собственное имя забудешь, не то что, на каком языке разговаривать! Теперь главное не упустить второго!" И Сайвертин
развернулся в сторону мужской раздевалки, где мелькнул силуэт пытающегося скрыться Рокки. Тяжело приволакивая опухшие ноги, агент ЦРУ сделал попытку догнать шустрого связного, но его опередила засидевшаяся на зрительских местах агент Джейн Смит, которую все знали, как миссис Лейден. Через пару минут все было кончено: Рокки, применивший для своей защиты особую русскую борьбу, называемую у него на родине "Калинка вприсядку", не выстоял против откормленной алабамской кукурузой "миссис Лейден", которая ограничилась обычным крепким хуком в челюсть справа.
Добро опять восторжествовало!

Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Сидни Поллак

Роберт Чартофф , Ирвин Уинклер

Джейн Фонда , Майкл Саразин , Сюзанна Йорк , Гиг Янг , Ред Баттонс , Эллин Энн МакЛери , Бонни Беделиа , Брюс Дерн , Майкл Конрад , Ал Льюис , Роберт Филдс , Северн Дарден , Мэдж Кеннеди , Феличе Орланди , Арт Метрано , Мэри Грегори , Пол Манти , Том МакФедден , Ноубл 'Кид' Чиссел , Жаклин Хайд , Гэйл Биллингс , Роберт Данлэп , Максин Грин , Тим Херберт

Читайте также: