Задания по изобразительной деятельности в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.

hello_html_32f6f6bc.jpg

На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр:

- дидактические игры и упражнения
- творческие
- сюжетно-ролевые
- игры на развитие мелкой моторики рук
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
- игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий,
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- игры-задания
- игры – соревнования.

Дидактические игры и упражнения

Сюжетно-ролевые игры

Игры на развитие мелкой моторики рук

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы .

Игры и упражнения по цветоведению

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй — холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства

Игры-задания

Изобразительно-дидактические игры

Изобразительно-дидактические игры имеют особую значимость в рамках развивающих занятий в детсаду. ИЗО – действенный способ эмоционального и психического развития. Перед ребенком открывается чудесный мир, в котором он свободно проявляет мысли и фантазии. Занятия в форме игры позволяют глубже усвоить материал, с их помощью педагог раскрывает окружающий мир, показывает красоту природы, выявляет творческие способности у воспитанников.

Дидактические игры по ИЗО в младшей группе

Рассмотрим, какие занятия по изобразительному искусству можно проводить с воспитанниками 2-3 лет. Каждую представленную игру своими руками по ИЗО сделать проще простого.

Подбери к предмету цвет

Подготовьте 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырежьте предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:

  • помидор – красный;
  • морковка – оранжевая;
  • лимон – желтый;
  • яблоко – зеленое;
  • цветок – синий;
  • баклажан – фиолетовый.



Петушок

Нарисуйте петушка, используя 5-7 колеров. Подготовьте палитру – небольшие квадраты разных цветов, включая те, что присутствуют в расцветке птицы. Задача детей – отыскать квадраты, соответствующие окрасу петушка.

Собери узор

Составьте несложные узоры из геометрических форм и флористических элементов. Фигуры аналогичного цвета и очертаний вырежьте отдельно. Пусть дети соберут узор по образцу.


Подбери по цвету

Игра предназначена для закрепления названий основных колеров. У детей включается самоконтроль при восприятии цветов.

Возьмите коробку, в которой не меньше 10 цветных карандашей. Показывайте воспитанникам каждый карандаш по очереди, прося назвать предметы аналогичного цвета, находящиеся в помещении или за окном.


Составь картинку

Есть изобразительно-дидактические игры, что развивают сообразительность, умение концентрироваться, сравнивать, анализировать.

Найдите картинки, на которых четко изображены овощи и фрукты, разрежьте на 4-6 частей. Предложите детям восстановить изображение.



Воздушные шары

Вырежьте круги и овалы – основу воздушных шариков. Отдельно сделайте полоски – это будут ниточки для шаров. Разложите заготовки на столе. Попросите ребенка подобрать к шарикам ниточки аналогичного цвета.


Подбери блюдце к чашке

Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.

Подготовьте полотно, имитирующее магазинные полки, сделайте из картона посуду разных цветов. Расскажите детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашкам.


Необычная картина

Игра развивает фантазию у младших дошкольников.

Поставьте на стол перед каждым воспитанником широкую тарелку, насыпьте манную крупу. Объясните, что манка не только вкусная, она такая мелкая и рассыпчатая, что можно создавать с ее помощью красивые картины, рисуя пальчиком.


Подбери предметы красного цвета

Для игры подготовьте разные небольшие предметы (либо изображающие их карточки). Оденьте куклу в красное платье. Расскажите воспитанникам, что к ним пришла девочка Маша, просит помочь ей подобрать к красному наряду предметы такого же цвета. Дети по очереди берут карточки, говорят, может ли изображенный объект быть красным. Если да, кладут картинку в сумочку куклы Маши.


Дидактические игры по ИЗО в средней группе

Детям постарше предложите игры для развития цветового видения и воображения, умения понимать настроение картины, составлять фигуры и узоры с соблюдением симметрии и пространственного отношения.

Веселая гусеница

Сделайте кружки разных оттенков. Задания для детей – составить гусениц из кружочков в разных вариациях:

  • от темных к светлым оттенкам;
  • от холодных к теплым.

Разноцветная арифметика

Кружочки, использовавшиеся для предыдущей игры, можно применить для другого занятия, развивающего цветовосприятие. Дополнительно изобразите арифметические знаки: плюс, минус, равно. Составляйте кружки по-разному, а воспитанники должны догадаться, какой оттенок получится.

  • красный + желтый = оранжевый;
  • зеленый – желтый = синий;
  • синий + белый = голубой.

Палитра

Нарисуйте времена года, применив 4 отдельных палитры. Положите перед воспитанниками пейзажи (осенний, зимний, весенний, летний). Продемонстрируйте использованные палитры. Задача – определить по сочетанию колеров, какой палитрой рисовался каждый пейзаж.


Зайчик

Игра развивает воображение. Дети учатся схематичному изображению живых существ.

Для занятия необходимы вырезанные из картона овалы разной величины и вытянутости. Предложите играющим составить из имеющихся фигур стоящего на задних лапках зайчика. При желании пусть дети попробуют выложить других животных.


Укрась рукавицу

Игра учит созданию узоров с учетом пространственных отношений и симметрии. Положите перед ребенком вырезанную из бумаги рукавичку и набор геометрических форм. Задание – составить красивый и симметричный узор.

Игра в изобразительной деятельности может прививать навык сотрудничества, взаимодействия. Для этого разбейте детсадовцев на пары, раздайте рукавицы: одному правую, второму левую. Пусть попытаются сделать одинаковые узоры.


Пластилиновая ваза

Пусть ребенок соединит 2-3 небольших кусочка пластилина разных оттенков, хорошенько помнет для получения разводов, напоминающих мрамор. Из получившейся массы вылепит вазу.


Волшебная палитра

Игра развивает восприятие цветов окружающего мира и эмоциональный отклик на красоту природы.

Расписные лошадки

Игра закрепляет представление об основных видах народных русских росписей.

Художественный конструктор

Раздайте воспитанникам карандаши и листы, на которых изображены контуром простые фигуры. Предложите дорисовать изображения так, чтобы получились узнаваемые объекты.

Рисование фигур по точкам

Дидактические игры по ИЗО в старшей группе

На занятиях со старшими дошкольниками стоит уделить внимание эмоциональной стороне изобразительного искусства, формированию представления о жанрах живописи, развивать навык построения композиции.

Изобрази портрет

Для игры нарисуйте 4-5 портретов, изображающих человеческие эмоции: радость, страх, удивление, печаль, злость. Разрежьте изображения на 3 части: лоб и глаза, нос, рот и подбородок. Продемонстрируйте для наглядности несколько известных живописных портретов. Объясните, что это за жанр. Предложите участвующим стать художниками, создать из частей лица портреты с разными эмоциями.


Составь пейзаж

Разложите на столе карточки, изображающие разнообразные объекты окружающего мира. Попросите выбрать те, из которых можно составить пейзаж.

Объекты окружающего мира

Собери натюрморт

Вырежьте картинки фруктов, овощей, ягод, цветов, грибов, ваз, корзинок, кувшинов. Попросите детей составить красивый натюрморт.


Весело или грустно

В качестве изобразительного материала используйте реалистичные иллюстрации из книг, репродукции известных картин. Показывайте изображение воспитанникам, просите определить, какое настроение оно передает, почему. Дети должны объяснить, что веселье отображают яркие, сочные, светлые тона, а грусть – тусклые, темные, глухие.

Иллюстрации для детей

Игра учит строить художественную композицию, развивает логическое мышление.

Подготовьте картину пустого моря с фоном в виде водорослей и песчаного дна. Отдельно изобразите подводных обитателей: рыб, улиток, ракушек, дельфина, кита, морского конька и прочих. Объясните участникам, что морские жители спрятались. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки. Ребенок, правильно угадавший живое существо, прикрепляет его картинку к подводному пейзажу.

Что получится?

Положите перед игроками бумажный лист и карандаши. Дети рисуют по очереди. Один проводит линию, отдает лист другому участнику. Тот продолжает рисунок второй линией, передает эстафету. И так до тех пор, пока рисунок не будет готов. В конце все смотрят, что же получилось.

Бумажный лист и карандаши

Чего не бывает?

Предложите детсадовцам игру для развития воображения. Пусть нарисуют то, чего не существует. Каждый участник демонстрирует свое творение, объясняет, что изобразил. Остальные обсуждают, действительно ли такого объекта нет в мире.

Чего не бывает?

Дидактические игры по ИЗО в подготовительной группе

Готовя детсадовцев к школе, важно научить их описывать картины и свои чувства от увиденного, проявлять фантазию в повседневности, быть внимательным и наблюдательным.

Угадай картину

Угадай по профилю

Подготовьте узнаваемые контурные профили сказочных персонажей: Бабы-Яги, Кащея, Конька-Горбунка, Змея Горыныча и прочих. Дети должны угадать, кто изображен.

Контурные изображения героев сказки

Чем пахнет картина?

Показывайте воспитанникам репродукции живописи. Пусть представят, какие запахи почувствуют, когда вдруг окажутся внутри картины.

Как звучит картина?

Игра схожа с предыдущей, только здесь воображают не обонянием, а слухом. Пусть дети представят, какие звуки услышат, оказавшись внутри живописного полотна.

На что похожи облака?

Если погода и состояние неба позволяют, выведите группу на прогулку. Если нет, найдите красивые фотографии кучевых облаков. Предложите воспитанникам пофантазировать, на что те похожи. Подчеркните, что облака бывают разными по форме и размеру.

Облака

Что пропало?

Покажите детям несколько репродукций известных картин. Закройте какую-либо деталь на изображениях. Снова покажите картины, попросите вспомнить, какой элемент скрыт.

Портрет соседа

Игра учит правильно и корректно описывать человека.

Раздайте участникам картонные рамки. Пусть каждый, приблизив рамку к лицу соседа, попытается составить его словесный портрет.

Картонная рамка

Что неправильно в портрете?

Подготовьте для игры картинки, изображающие одно и то же лицо, но с определенными дефектами. На одном портрете нет ресниц, на другом – губ, на третьем – зрачков и т.д. Задача – с помощью карандашей и фломастеров дорисовать недостающие части лица.

Большинство взрослых, успевших стать счастливыми родителями, осознают всю важность развития любимого ребенка как разносторонней личности. Даже крохотный комочек, принесенный из роддома, уже пытается познавать окружающие его формы, цвета, очертания предметов. Многие из нас не подозревают, но маленькие пальчики крохотного чада очень хорошо чувствуют разницу между прикосновением к нежной маминой коже и более грубой ткани пеленки.

детская изобразительная деятельность в детском саду

И это только начало познания мира. В этом в основном оказывают помощь родители, бабушки и дедушки, няни – самое близкое и родное окружение.

Однако затем наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели.

Всестороннее развитие ребенка в детском саду с помощью занятий ИЗО

Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями.

изобразительная деятельность в детском саду младшая группа

Какие виды изобразительной деятельности включаются в программу ДОУ

Логично и рационально, что воспитатель детского сада не выдумывает из собственной головы то, чем будет заниматься его группа на занятиях по изобразительному искусству. Принято выделять четыре блока, согласно которым строятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду. К ним можно отнести:

  1. Рисование.
  2. Лепку.
  3. Аппликацию.
  4. Конструирование.

изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Каждый из вышеперечисленных четырех блоков имеет свои специализированные возможности для отражения в поделках и рисунках впечатлений детей об окружающем их мире, предметах, явлениях, формах, цветах и даже фактурах. Потому общие цели, стоящие перед всеми категориями ИЗО, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от специфики каждой из категорий занятий, своеобразия материала и методов работы с ним.

Характерно то, что каждый из видов, который включает в себя детская изобразительная деятельность в детском саду, применим в различных возрастных группах, и потому имеет свои индивидуальные особенности и подходы.

Особенности программ по изобразительной деятельности в младших группах детского сада

В силу возраста, а значит, психических и физических возможностей самых маленьких посетителей детсада, стоит начинать занятия по ИЗО с самых элементарных заданий. Причем около 60-80% объема конкретного задания будет выполняться самим воспитателем (либо же воспитателями заранее делаются специальные заготовки).

Малыш в два-три годика еще не обладает развитой моторикой пальцев, поэтому даже раскрасить рисунок, не выходя за его контуры, порой очень сложно. Создавать же самостоятельные образы в таком возрасте дети способны с очень большим трудом.

изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Потому при планировании и составлении заданий, которые предполагает изобразительная деятельность в детском саду, для младшей группы следует применять самые простые техники, такие как:

Крайне важно, чтобы все используемые на занятиях материалы были безопасными, ведь малыши часто все тянут в рот, роняют и пробуют на ощупь.

Что становится доступным для занятий по ИЗО в средней возрастной группе детсада

В три-четыре годика ребенок уже намного лучше контролирует и справляется с действиями своих рук, имеет большую физическую силу в сравнении с детьми младшей группы. Также с возрастом значительно расширяется словарный запас и мышление становится более образным. Многие навыки и умения уже закрепляются у ребенка как в сознании, так и на физическом уровне.

Изобразительная деятельность в детском саду для средней группы имеет свои особенности:

  • С детьми необходимо больше беседовать о предмете занятий, привлекать их к обсуждению результатов.
  • Можно усложнять техники рисования, добавлять краски (с крупными кистями).
  • При лепке допустимо использование не только пластилина, но и глины. Уже доступны техники выполнения овощей и фигурок животных.
  • Конструирование может проходить в более сложной форме (даже до двух десятков деталей и элементов, если это коллективное занятие).

планирование изобразительная деятельность в детском саду

Творческие способности у детей этой возрастной группы лучше всего будут развиваться, если занятия будут проводиться также в игровой форме. Детская изобразительная деятельность в детском саду для средней группы должна проходить в атмосфере заинтересованности и вовлеченности в процесс всех детей. В силу того, что не все ребята еще могут сосредоточенно выполнять поставленные задачи, воспитателю следует учесть данный момент. При потере интереса можно чередовать процесс рисования, к примеру, с рассказами самих детей о том, что они рисуют, какие используют цвета.

Старшая группа детского сада: что следует включить в программу занятий изобразительной деятельностью

Именно для дошколят старшей группы наиболее важен системный подход к занятиям со стороны воспитателя. Необходимо вырабатывать у детей большую усидчивость и сосредоточенность, аккуратность и прилежность выполнения поставленных перед ребенком задач.

изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа

Нужно помнить, что в 4-5-летнем возрасте у детей значительно расширяется сенсомоторный опыт. Поэтому следует делать упор на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада на активном развитии и совершенствовании графических и изобразительных умений и навыков.

Стоит включить в программу следующие элементы:

  • Использование нестандартных техник рисования (ватными палочками, поролоновыми спонжиками). Обязательно включается рисунок гуашью, акварелью, сангиной, пастелью. Используются сюжетно-ролевые игры и персонажи, воображаемые герои.
  • Аппликация имеет сложный состав. Ребенок самостоятельно под присмотром воспитателя вырезает ножницами, клеит. Приветствуется техника не только бумажной аппликации, но и создание картины с помощью природных материалов (гербарий, гречка, рис, горох и проч.).
  • Детская изобразительная деятельность в детском саду старшей группы дошкольников усложняется и при лепке. Теперь дети могут создавать даже игрушки из глины (Дымковская), делать сложные пластилиновые скульптуры.
  • Конструирование может предполагать многоэлементное строение. Не стоит бояться ставить перед детьми сложные задачи, с разнообразием форм и материалов.

На всех из вышеперечисленных видов занятий следует развивать самостоятельность дошколят, но в помощи воспитатель отказывать не должен.

Один шаг до школы: изобразительная деятельность в подготовительной группе детского сада

Именно для данной возрастной категории изобразительная деятельность в детском саду в подготовительной группе напоминает стандартный урок в школе. Хотя игровая форма также применима, но воспитателю следует делать упор на обязательности выполнения поставленной задачи перед ребенком.

Формообразующие движения должны быть на высоком уровне. Практически все техники рисования как карандашами, мелками, так и красками, уже входят в копилку умений дошколят. Чем лучше развито умение владеть движениями собственных рук, чем аккуратнее это получается, тем лучше в последующем будет почерк у ребенка.

методика изобразительной деятельности в детском саду

Что касается каждой из категорий ИЗО:

  • В подготовительной группе дети уже должны владеть представлениями об орнаментах, художественной росписи, различать свойства тех или иных материалов (красок, пастели). Самостоятельное создание образа – начиная от контура, закрашивание фона, правильное расположение предметов на листе (дальше – меньше, ближе – крупнее). Понимание того, что объемный предмет переносится на плоскость.
  • Лепка как изобразительная деятельность в детском саду в раннем возрасте должна соответствовать требованиям безопасности. Но теперь дошкольник уже понимает, как работать со стекой, как создавать картины с помощью пластилина и бумаги. Можно делать фигуры из теста с обжигом в духовке (с помощью взрослых).
  • Аппликация приобретает сложный характер. Теперь на листе бумаги должна создаваться аккуратная картина, края вырезаны ровно, следы лишнего клея отсутствуют.
  • При конструировании могут даже использоваться специальные модели (самолетики, кораблики из составных частей).

Важна систематичность проведения таких занятий. Поскольку задания могут быть уже в более сложной и крупной форме, то допустимо деление создания одного рисунка/поделки на несколько уроков.

Продолжительность занятий по изобразительной деятельности в детском саду для разного возраста

Есть примерные рекомендации, сколько должно длиться занятие каждой категории ИЗО для различных возрастных групп:

  • Для малышей в младшей группе – 15 минут.
  • Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе – 20-25 минут.
  • Старшая группа может сосредоточиться до 25-30 минут.
  • Дети в подготовительной группе занимаются от получаса до 35 минут максимум.

Как должна строиться программа занятий

Воспитателям следует тщательно подбирать тематику и содержание, когда планируется проводить занятия по ИЗО с детьми-дошкольниками. Лучше всего, если будет проанализирована методическая литература для ДОУ и выбран тот вариант, который подходит для каждой из групп детей по возрасту. Программа изобразительной деятельности в детском саду утверждается на год, а проводимые воспитателями занятия должны полностью ей соответствовать.

изобразительная деятельность в детском саду книги

Строится такое планирование занятий и тематики на определенных принципах:

  • Важна систематичность и последовательность (от простого к сложному, от близкого к далекому).
  • Принцип развивающего культурного и творческого характера.
  • Заинтересованность и вовлеченность детей в процесс изобразительной деятельности.
  • Важно не забывать о принципе взаимосвязанности с прочими дисциплинами.

Минимум раз в неделю должно проводиться занятие по рисованию, а дополнительно - еще занятия по выбору воспитателя: лепка/аппликация. Конструирование можно проводить раз в две недели (изобразительная деятельность в детском саду в младшей группе по конструированию возможна даже раз в месяц).

Также важно учитывать сезонность занятий. Логично, когда в зимний период дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с заснеженными пейзажами, вырезают снежинки, конструируют елочные украшения (гирлянды, фонарики) для новогодней елки. Осенью актуальна тема урожая: какие поспели овощи, как меняет лес свои цвета (из зеленого в багряный) и т. п.

Тематические книги в помощь воспитателям

Разрабатывать собственную программу решится не каждый воспитатель. Как правило, подбираются специальные материалы по дошкольной педагогике, в которых рассматривается изобразительная деятельность в детском саду. Книги, связанные с методикой проведения занятий по ИЗО, написаны различными авторами с предложениями индивидуальных методик и развивающих программ.

занятия по изобразительной деятельности в детском саду

Способы организации занятий по изобразительному искусству воспитателем в детском саду

Поскольку не все дети в группе имеют идентичные умственные и физические способности, обладают различным набором навыков и умений, то иногда воспитателю приходится прибегать к специфическим способам организации того или иного занятия.

В большинстве случаев занимается сразу вся группа (коллективно). Но можно и разбить выполнение задания по подгруппам. Формируются они с учетом нервной деятельности детей, развитию их творческих способностей, а также темпа проводимого занятия. Одной группе можно давать задания более простого характера (нарисовать гриб), а вторая подгруппа будет пытаться изобразить то дерево, под которым он растет. Очевидно, что для последних задание более трудоемкое и требует больше сил и умений для выполнения.

изобразительная деятельность в детском саду программа

Любая методика изобразительной деятельности в детском саду должна быть направлена на то, чтобы все дети в группе развивались в необходимом направлении. Но всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Случается так, что вся группа работает на занятии примерно на одинаковом уровне, а один ребенок отстает в определенном аспекте. Тогда грамотному педагогу-воспитателю следует провести индивидуальное занятие по этой теме, либо же уделить больше внимания отстающему.

Лидерам же можно давать задания по ИЗО с небольшим усложнением, чтобы развитие не тормозилось из-за остальных детей. Но лучше это также делать на индивидуальных дополнительных занятиях.





• Обобщение материала изученного на занятии.
- Чем мы будем заниматься на занятиях изобразительного искусства?
- Какие законы юных художников вы запомнили?
- Чтобы вы хотели рассказать о нашем занятии друзьям, родителям?
• Выставка работ детей и их обсуждение.
Педагог:
- Ребята, у вас получилась замечательная радуга. Что помогло вам её изобразить?
Дети:
- Разноцветные краски.
5. Рефлективный этап.
Цель: Самооценка эмоционального состояния детей на занятии.
Педагог:
- Ребята, на столе у вас лежат картинки солнышка и капельки воды, если занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение поднимите солнышко, а если настроение плохое, то покажите капельку воды.

Читайте также: