Задачи психолого педагогического сопровождения знакомство с семьей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечивает решение этих проблем. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса. В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду мы создаем все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса. Для психологического просвещения родителей в нашем ДОУ используются разнообразные формы работы: организация тренингов, семинаров-практикумов, дней открытых дверей, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование, родительские собрания.

Анкетирование для родителей:

Психологические семинары- практикумы

Тренинги:

Круглый стол с родителями (с использованием технологии сотрудничества)

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие:

  • информационные проспекты для родителей;
  • памятки;
  • буклеты.

С целью психологического просвещения родителей в приемных группах на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группах проведены:

В современном российском обществе все больше внимания уделяется семье. Изменились приоритеты. Отныне признается не воспитание члена общества, а воспитание и развитие индивидуальности, личности. Ушло в прошлое - когда детский сад и школы, институты считались основным местом, где воспитывался человек, где он формировался как личность. Теперь всеми признается и подчеркивается роль семьи. Именно там закладываются основы личности.

Достижение целей образования и воспитания воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать, что предпринимает персонал учреждения, но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях. Родители - "профессия" педагогическая, но очень часто им не хватает элементарных психолого - педагогических знаний, умения найти выход из той или иной ситуации. Поэтому родители являются одним из субъектов сопровождения развития ребенка.

Целью работы нашего педагогического коллектива с семьей является создание условий для осознания родителями престижности "родительства", формирование у них умения принять на себя ответственность за воспитание и развитие своих детей.

  • Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий детского сада и семьи;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
  • Формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей.

Работа с родителями - это целостная система и как всякая система, она строится на определенных принципах:

Любое мероприятие: беседа, лекция, выставка рисунков - должно быть направлено на достижение определенных целей. Педагоги должны знать, зачем они это делают и чего хотят достичь.

Тема встречи не может быть взята "с потолка", только потому, что хорошо знакома и интересна самому педагогу. А это можно выявить, проводя различные формы опроса родителей, либо интересуясь особенностями развития и взаимодействия детей в данной конкретной аудитории.

Принцип практической направленности.

Любая информация, даваемая родителям кроме теории должна содержать советы и рекомендации, т. е готовые рецепты к использованию (Н-р, в папке - передвижке "Как развивать память детей" 20 % должны занимать вопросы теоретического характера, а 80% - описание игр и упражнений по развитию памяти).

Принцип включенности родителей в процесс просвещения.

Этому способствует правильная организация пространства, активный диалог с родителями, зрительные опоры, для более полноценного восприятия (схемы, таблицы, лист ватмана с маркером для фиксации высказываний родителей, выставка фотографий, рисунков и т.п.), а так же активизация чувств, воспоминаний родителей (н-р. "погружение в детство"), которая помогает понять и почувствовать причины сегодняшнего поведения детей.

Принцип информационной открытости.

Вся информация о детях, о делах, происходящих в детском саду открыта и доступна родителям. Этому способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, индивидуальные приглашения и информация о проведенных мероприятиях через фотомонтажи, стенгазеты, газета ДОУ;

  • Красочным, ярким, эстетичным оформлением материалов;
  • Показом видеофрагментов из жизни ДОУ; Выступлениями детей.
  • Аудиозаписью детских голосов (рассуждения на заданную тему);

Уважение к проблемам родителя, его просьбам, показ искренней заинтересованности в ребенке, его трудностях и достижениях.

Изменение цели в организации работы с родителями потребовало от нас тщательного отбора форм и поиска наиболее эффективных. Чаще всего старые, стандартные формы наполнялись новым содержанием.

Рассмотрим более подробно каждую из задач, конкретизируя формы и методы работы, используемые нами для их решения.

Решение первой задачи: "Создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий" - требует высокого уровня доверия и информированности обеих сторон. Для этой цели мы используем "наглядную пропаганду".

Информационные стенды в коридорах детского сада привлекают внимание родителей к жизни в ДОУ. Доступно, кратко, иллюстративно, с большим количеством фотографий из жизни детей освещаем основные особенности ДОУ, линии развития, рассказываем о специалистах:

Информационные стенды в группах рассказывают как живут дети, чем занимаются, как развиваются.

  • официальная информация обо всех делах в ДОУ: когда будет собрание, субботник, какие принятые решения, как они выполняются и т.п.;
  • выражение признательности и гордости за участие в мероприятиях, благодарности, поздравления;
  • умные мысли и высказывания - как информация к размышлению о жизни и воспитании детей.

В каждой группе имеется социальный паспорт, где оформляется обобщенная информация о педагогах, родителях, детях ( количество, интересы, традиции, успехи и достижения), помещаются фотографии, рисунки детей, грамоты и "похвальбушки", заработанные группой.

Отчетные концерты и открытые показы делают жизнь детского сада ближе, рассказывают об успехах и достижениях детей, об интересных находках специалистов в работе с детьми.

Для повышения психолого-педагогической культуры родителей наряду с традиционными формами: информация в пригрупповых стендах, папки - передвижки, - у нас появились новые, нетрадиционные.

"Родительские встречи" заменили такую форму как "родительское собрание".

Существует поговорка: "Вы можете подвести лошадь к воде, но заставить пить вы ее не можете". Так и мы, можем и даем замечательные советы по воспитанию. Но родители далеко не всегда ими пользуются. Почему? Чтобы родители смогли и захотели изменить свои стереотипы в поведении и воспитании - должно измениться их сознание. Они должны понять, принять и захотеть помочь своему ребенку сами. Психологи утверждают, что это возможно только при организации эмоционально - насыщенного взаимодействия. Положительные эмоции, испытываемые в ходе взаимодействия, помогают изменить взгляды, отношения, заставляют думать, размышлять.

  • общение в режиме "партнеров": на равных, когда говорят и слушают оба, когда мнения каждого важны;
  • опора на все репрезентативные системы человека при подаче теоретического характера: широко используем не только информационные материалы на слух, но и наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и, конечно же, телесно - ориентированные упражнения (проживание, прочувствование помогает легче понять и освоить вопросы теоретического характера);
  • тренинги умений: родители получают практический опыт, учатся тому, чего не умели раньше.

В структуре группового консультирования условно можно выделить три части.

I часть. "Введение". Его цель: снятие эмоционального напряжения у всех участников, установление доверительных отношений.

Различные психотехнические игры и упражнения: "Знакомство", "Ледоколы", подвижные и музыкально - ритмические игры, направленные на выполнение общих действий всеми частниками встречи способствуют снятию психо - эмоционального напряжения и создают ощущение единства.

II часть. "Основная", направлена на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия со всеми участниками встречи, повышение психолого -педагогической культуры родителей.

Для этого используются:

1. Психотехнические упражнения "Погружение" (Воспоминание о чем-то, что было в прошлом). В литературе обычно предлагается статичное, образное погружение, когда участники сидят и, закрыв глаза, вспоминают о каком-то событии. Мы же используем и динамичное погружение, когда участникам предлагается подвигаться и с помощью движений вернуться к каким-либо ощущениям и чувствам. Основная цель данного упражнения: введение в тему разговора, побуждение к обмену мнениями, к вербализации своих чувств, овладение навыками самоанализа.

2. Упражнение "Дискуссия по кругу": коллективное обсуждение, размышление, ассоциации по обсуждаемой теме. Именно этот прием помогает определить имеющийся уровень знаний, представлений по обозначенной теме у участников встречи, достичь общего мнения по теме.

3. "Мини-лекция", направленная на уточнение, систематизацию, расширение знаний, имеющихся у родителей. Основные требования: краткость и доступность изложения, иллюстрация примерами, образами, использование схем, моделей.

5."Телесно-ориентированные упражнения" позволяют "прожить", "прочувствовать" проблему для лучшего осознания и выработки новой стратегии поведения.

6. "Рефлексия", направленная на самопознание и самооценку помогает родителям реалистично оценить имеющиеся у них знания, умения и навыки, пережитые чувства, впечатления от встречи.

7. "Тренинги умений" развивают практические навыки и умения родителей(рисовать, лепить, фантазировать), которые помогут им в дальнейшем наладить контакт с детьми;

8. "Мини - тестирование" дает реалистичные представлений о себе, как личности и как родителе. Обратите внимание, что именно мини - тестирование, которое занимает 5-7 минут и дает общее представление о себе каждому из родителей.

9. Прием "Информация о:" формирует реальные представления родителей об обсуждаемой теме. Это может быть: анализ анкетирования или интервью с родителями и детьми, "Детский взгляд" по обсуждаемой проблеме и т. п. (Даются общие цифры без имен и фамилий).

Все приемы, перечисленные в основной части могут варьироваться, меняться местами. Их выбор и количество зависит от темы встречи.

III часть. "Заключительная" В ее ходе подводятся итоги, даются пожелания, вручаются "памятки":

"Открытая обратная связь" может проходить:

б) в форме аплодисментов (Если вам понравилось вы можете похлопать, если не понравилось - потопать ногами).

в) сигнальных карточек (по типу светофора: зеленый -полезно, красный - бесполезно, желтый - не все, но что-то было полезным)

"Пожелания" ведущего даются в различных формах: слова от всего сердца стихотворение сказки легенды, афоризмы

"Памятки" предлагаются как напоминание: о чем был разговор.

С целью оптимизации детско-родительских отношений в нашем ДОУ организованы семейные тренинги "Школа счастливых родителей". Которые ведет педагог - психолог.

5 встреч с родителями и 5 встреч "дети - родители" вместе позволяют решить следующие задачи:

1.Формирование умения принимать на себя ответственность за отношения внутри семьи.

2. Обогащение опыта родителей по общению с детьми.

3. Эмоциональная поддержка родителей в уверенности в собственных педагогических возможностях.

Занятия в детско - родительском клубе "Солнечные лучики", созданном на базе групп раннего возраста, на которые приходят вместе мама (либо папа) и ребенок позволяют решить следующие задачи:

1. Снять психоэмоциональное напряжение, связанное с адаптацией детей к новым социальным условиям у детей и их родителей.

2. Оказать помощь в установлении доверительных отношений между детьми и воспитателями

3. Установить первые позитивные контакты ребенка со сверстниками.

4. Оптимизировать детско-родительские отношения.

Работа семейного клуба "Здравушка" направлена на актуализацию опыта родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни и ознакомление их со здоровьесберегающими техниками, способствующими укреплению психофизического здоровья детей. Заседания проходят в не формальной обстановке, за чашкой травяного чая. В их ходе родители обмениваются рецептами по оздоровлению и закаливанию детей, лечению простудных заболеваний, приготовлению полезных витаминных блюд, проводят собственные мастер - классы: н-р "Аптекарский огород", где р рассказывают о пользе овощных культур для здоровья и готовят полезные овощные салаты, обмениваются рецептами.

Решая задачу "Формирование активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей" следует помнить, что у разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой. Т.е. планируемые мероприятия должны быть разнообразными. У нас стали традиционными следующие формы работы:

- Конференция "На пороге школы". Ежегодно учителя школ приходят в детский сад и "рекламируют" себя: рассказывают о школе, об особенностях обучения, о своих пожеланиях. Это помогает родителям в выборе школы и учителя с учетом индивидуальных особенностей детей.

- Конкурс "Ключик семейного счастья", который проводится в течение года и имеет свои этапы:

Очумелые ручки" - Выставка поделок, предметов рукоделия, самодеятельного творчества, изготовленных любым членом семьи

"Папа может все, что угодно" - музыкально - спортивное развлечение

"Мамы всякие важны" - конкурс "Миссис детского сада"

"Минута славы" - праздник семьи

Победителей определяют по итогам всех конкурсов. В конкурсе участвуют все члены семьи: мамы, папы, братья, сестры, что способствует их сближению, формированию общих интересов.

- Соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", которые проводятся как внутри ДОУ, так и в рамках городской программы "Любовь к спорту с детства", не только формируют привычку к здоровому образу жизни, но и сплачивают детей и родителей, создают круг общих увлечений, создают положительный эмоциональный настрой.

- "Сладкий вечер" - совместные чаепития, праздники (мамин день, папин день, праздник дня рождения), где родители вместе с детьми готовят угощение, а потом пьют чай, проводят различные конкурсы;

- Утренники, развлечения, на которых родители являются не только "зрителями", но и активными участниками, которые играют, танцуют и поют песни вместе со своими детьми.

  • Дети групп раннего возраста проходят адаптационный период легче и быстрее;
  • Анализ анкетирования показывает стабильно высокую степень удовлетворенности и заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;
  • Анализ посещаемости мероприятий показывает, что все больше родителей становятся их активными участниками.

А самый главный результат - это, конечно же, нормализация детско - родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.

image

При выборе детского сада современные родители интересуются, есть ли в учреждении специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, так как в последнее время увеличивается число детей, имеющие различные отклонения в познавательной и речевой сфере. В нашем ДОУ созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения семьи.

Детский коллектив дошкольного учреждения

Дети среднего, старшего дошкольного возраста знают имена и отчества окружающих взрослых, при обращении спокойно выражают свои желания, просьбы. В своей речи употребляют вежливые слова. Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся к взрослым и их труду. С удовольствием выполняют различные поручения.

Ребята очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.

Атмосфера в группах доброжелательная, непринуждённая, дети чувствуют себя комфортно.

image
Детский коллектив подвижный, эмоциональный, любознательный. В процессе общения могут управлять своим поведением, контролируют свою речь и поступки. Друг к другу дети относятся с уважением. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. Легко устанавливают контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. В группах есть лидеры, они лидируют не только в игровой деятельности, но и в образовательной.

Дети групп знают и соблюдают правила детского сада. Адекватно реагируют на нарушения порядка в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, разговаривают негромко, не привлекают к себе внимания. Поведение в группе при наличии воспитателя и во время его отсутствия удовлетворительное. Двигательная активность у детей повышена.

Взаимоотношения положительные. Наличие изолированных детей нет. Преобладает устойчивость личностных отношений между детьми.

Социальная характеристика семей посещающих детский сад представлены в виде диаграммы.

Данные диаграммы показывают, что 31% семей посещающих дошкольное учреждение – неполные, 10% - малоимущие, 3% - безработные, 12% - многодетные. Данные о семьях позволят скорректировать дальнейшую работу по взаимодействию ДОУ и семьи.

Актуальность опыта

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие службы психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе; между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

Ведущая педагогическая идея опыта

image
Для решения противоречий была организована служба психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении. Ведущая цель нашей службы в работе с родителями - донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.

Длительность работы над опытом (2009-2011гг).

Совместную работу с семьёй мы разделили на 3 этапа: организационно- диагностический, совместный и этап совершенствования (Приложение 1). На основании анкетных данных мы создаём банк данных семей, о неорганизованных детях и будущих воспитанников. Корректируем план работы службы с семьёй, намечаем новые задачи, цели.

Диапазон опыта

На базе детского сада организован консультативный пункт для неорганизованных детей, с целью оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Цель и задачи

Цель опыта - создать единую систему службы психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения и придать ей комплексный характер.

Достижение цели предполагает решение системы задач информационно-просветительского и содержательного характера.

- Организовать систему конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей;

- Оказать психолого-педагогическую помощь семьям, не посещающих детский сад.

- Планирование и реализация работы по психолого-педагогическому, медицинскому просвещению и повышению квалификации специалистов образования, задействованных во взаимодействии с родителями.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Мы имеем небольшой положительный опыт взаимодействия службы с семьёй. Документация по работе с семьёй: план совместной деятельности с родителями детей (Приложение 2), перспективный план службы психолого-педагогического сопровождения (приложение 3).

Как мы решали задачи?

Из опыта общения с родителями, мы выяснили, что самый доступный вариант получения информации о ребёнке это – беседа, т.к. заполнение анкет у многих родителей вызывает негативную реакцию, и часто анкеты остаются незаполненными. В ходе беседы мы собираем банк данных о развитии ребёнка с самого рождения, о его характере, привычке, о поведении, интересах, выясняем условия, в которых рос ребенок, т.к. это имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Кроме того, можно сделать вывод, касающийся личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Перед поступлением ребёнка в дошкольное учреждение консультируем семью. В период адаптации я как педагог-психолог принимаю непосредственное участие в приёме детей, знакомлю родителей с основными показателями развития ребёнка данного возраста. Готовим совместно с педагогами наглядную информацию об особенностях развития детей раннего возраста, учитель-логопед о речевом развитии детей.

. Третий год в детском саду организована работа консультативного пункта действующего на основании Положения о консультативном пункте, принятом на совещании при заведующем 19.10 2009 г. протокол №22 и утверждённым приказом заведующего № 93 от 19.10.2009г., с целью оказания помощи родителям по различным вопросам обучения, воспитания, развития детей 2-го года жизни (Приложение 4).

Работу с родителями осуществляют следующие специалисты: педагог-психолог – Ганиева И.Х, учитель-логопед – Бусоргина Е.С., старшая медсестра - Казакова М.А, врач-педиатр – Коваль С.М, музыкальный руководитель - Котова С.Г., руководитель физического воспитания – Магарамова И.А. В течение года проводились консультации согласно плану в первую половину дня: Родителям предлагали не только теоретический материал, но и практически обучали родителей, как правильно пользоваться предложенными пособиями. Два раза в неделю на два часа родители с детьми могут приводить ребёнка в младшую группу для адаптации. К сожалению, вместе с детьми родители приходили реже.

Списочный состав: 5 детей, возраст – с года до трёх лет. Дети вместе с родителями присутствуют на различных мероприятиях детского сада (утренники, развлечения).

Работа консультативного пункта позволила родителям повысить знания в вопросах воспитания и обучения детей 1-3 года жизни, а также у родителей появилась заинтересованность во всестороннем развитии ребёнка.

Каждый год дети поступают из консультативного пункта в наш детский сад. Адаптация к условиям дошкольного учреждения у детей проходит в лёгкой степени.

Согласно Программе Развития дошкольного учреждения в 2009 года с участием родителей и педагогов изготовлен буклет о положительном семейном воспитании в условиях семьи (приложение 5).

В последнее время уделяем большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключается педагог-психолог. Поэтому возникла идея разработать основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения. (Приложение 8)

В любом случае, итогом консультативной, просветительской работы должен быть договор о совместных действиях родителей и службы дошкольного учреждения в решении задач сопровождения ребёнка в период его пребывания в ДОУ.

В своей работе с семьёй мы придерживаемся следующих принципов:

  • Возрастной характер работы с родителями;
  • Доброжелательность, открытость;
  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Индивидуально-дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи.

Методы изучения семьи и психолого-педагогического взаимодействия

  • Беседа с родителями;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Посещение семьи ребенка;
  • Беседа с ребенком.

Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность службы, оказывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские.

Информационно-ознакомительных форм взаимодействия с родителями

– является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами. Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок и т.д.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Эпизодические посещения родителями МДОУ

Говоря об эпизодических посещениях родителями дошкольного учреждения, мы имеем в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

Познавательные формы взаимодействия с родителями:

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что мы, проводя консультацию, стремимся дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми . Плановые консультации проводим в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Родительские конференции

Их организует дошкольное учреждение. Участвуют в них педагоги, учителя, родители, специалисты, гости. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад.

Наглядная пропаганда

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется:

Информационно – аналитические формы взаимодействия с родителями

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную психологическую помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится специалистам службы, они заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам

image
Информационно-просветительские формы взаимодействия с родителями

Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания в большей степени реализуются группой информационно-просветительских форм.

Информационные стенды

Традиционным является оформление в группах информационных стендов. Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Папки-передвижки

Папки-передвижки призваны более подробно, ознакомить родителей с теми или иными вопросами развития и воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др. Папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

Мини-газеты

Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании психолого-педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащения их знания.

Библиотека игр

Все игры требуют постоянного участия взрослого, поэтому вынуждают родителей к общению с ребёнком.

Благодаря налаживанию сотрудничества психологической службы, воспитателей и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей заниматься с ребёнком. Затем показываются возможности её решения. Активность родителей возрастёт, если они осведомлены о результатах своих усилий. Опыт общения с семьями показал, что работу с родителями необходимо проводить систематично и подход к семьям должен быть индивидуальным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье…………………………………………………………………4

Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ…………………………………………………………………………6

Список использованной литературы……………………………………10

Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном и личностном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. Именно в первые годы жизни ребенок учиться тому, что будет использовать в течение всей своей дальнейшей жизни.

Роль родителей в психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.

Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье

Под психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.

Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье:

1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).

2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).

3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).

Модели работы психолога с семьей

В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье:

1. Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.

2. Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

3. Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ

Каждому этапу сопровождения соответствует свои задачи.

Диагностический (ориентировочный) этап 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.

2. Психологическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка.

Этап планирования Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка.

Этап оказания помощи 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.

2. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного процесса.

Отслеживающий этап Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.

Психологическая диагностика семьи проводится в ходе собеседования с родителями путем оценки анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими стиль воспитания в семье, тип отношения к ребенку.

Для общей бальной оценки результатов обследования семьи используется определенная схема оценки. Результаты обследования семьи позволяют определить степень нуждаемости родителей в психологической помощи.

По результатам психологической диагностики семьи последующая психологическая помощь родителям оказывается по следующим направлениях:

- ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья;

- обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности ребенка, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;

- оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка;

- расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспектах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка.

Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;

3. психологические игры;

5. решение проблемно-практических ситуаций;

6. элементы арттерапии;

8. подвижные игры;

9. чтение и анализ сказок.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:

- снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

- формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

Список использованной литературы

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.

3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.

4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.

5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущих: практическое пособие. – М., 1999.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время к детским садам предъявляются высокие требования. В связи с этим, в системе дошкольного образования становится очень востребованным психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

Под психолого-педагогическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.

Известно, что объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс.

Предметом деятельности является ситуация развития семьи, как система отношений:

Сопровождать развитие семьи это не значит – решать проблемы за неё, это значит – вместе с семьёй, педагогами учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.

Целью психолого-педагогического процесса является повышение эффективности образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Для того, чтобы осуществить цель психолого-педагогического процесса необходимо:

тесный контакт коллектива дошкольного учреждения с членами семьи ребёнка, активное взаимодействие педагогов с родителями;

личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с родителями (учёт их запросов, интересов, позиций и так далее).

Взаимодействие службы психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности в настоящее время является актуальной проблемой. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе; между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.

Участниками образовательного процесса являются:

администрация дошкольного учреждения;

Важным условием для обеспечения полноценного развития детей и реализации педагогического потенциала семьи, осуществления профессионального психолого-педагогического сопровождения семьи является подбор квалифицированных специалистов, которые знают психологию и педагогику детей дошкольного возраста.

Необходимым условием для взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является изучение семьи.

Существует большое количество методов изучения семьи:

традиционные (анкетирование, опрос, тестирование, беседа, наблюдение, домашние визиты);

Увеличить активность семьи в жизни дошкольного учреждения можно с помощью различных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении.

Планирование деятельности психолого-педагогического сопровождения семей идёт по результатам диагностик педагогов и запросов родителей.

Разработаны перспективные планы взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и родителей для повышения психолого-педагогической культуры родителей.

Построение системы психолого-педагогического сопровождения семей в образовательном учреждении помогает не только решать проблемы развития и обучения семей, но и повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса, в центре которого интересы ребёнка, как формирующейся личности.

Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом дошкольного учреждения.

Список использованной литературы:

Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в Росии. – 2006. – №3/4. – с.113-126.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.

Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.

Читайте также: