Задачи на конкурс педагогических достижений в доу

Обновлено: 05.07.2024

В своем опыте работы (“Повышение профессионального мастерства и уровня психологической культуры педагогов на основе личностно-ориентированного подхода”), представленном на фестиваль “Открытый урок” (2008–2009г.), мною было отмечено, что от педагога и его деятельности во многом зависит, в какую сторону будет двигаться образовательное учреждение (развитие или спокойная стабильность, а может быть, и упадок). И это мое личное мнение как старшего воспитателя ДОУ, сложившееся и укрепившееся за многолетнюю практику и систематическое изучение особенностей работы коллектива в целом и деятельности воспитателей и специалистов в частности.

Анализ данных мониторинга показывает, что 67% воспитателей и специалистов детского сада имеют стаж работы 20 и более лет, из них 19% – более 40 лет; отмечена тенденция устаревания педагогических кадров (52,4% – женщины в возрасте 50 лет и старше; 38% – в возрасте 30–49 лет); высшее образование лишь у 38% педагогов, причем, в большинстве своем, окончивших ВУЗы более 20 лет назад. Эти показатели доказывают, что если педагог пожелает и начнет работать над собой, он непременно повлияет и на те процессы, которые определяют качество и результативность, станет “двигателем” нового и интересного, будет активно проявлять свои способности и творчество. То есть все зависит, в первую очередь, от желания и готовности воспитателя или специалиста меняться, совершенствоваться, развиваться.

Сможет ли методическая служба образовательного учреждения способствовать повышению профессионализма, развитию инициативы, творческой активности коллектива? Какие формы работы с кадрами нужны, чтобы “сдвинуть с места” педагога-стажиста? Считаю, что главным условием развития их творчества, инициативы и влияния на личностную сферу является грамотно поставленная методическая работа, стимулирование педагогов к нестандартным решениям, свобода критики и проведение дискуссий, потребность в самовыражении и самоутверждении, личностно – ориентированный подход к каждому. Мое личное убеждение, что внутреннее удовлетворение от собственных действий (пусть и затратных по времени) всегда вызывает чувство самоуважения. Так, формируя команду единомышленников, постепенно можно добиться многого и, в том числе, повлиять на педагога-стажиста, практически доказывая ему “прелесть” личностных достижений (внутреннее вознаграждение). Еще Д.Карнеги отметил, что единственная возможность заставить человека что-либо сделать – это сделать так, чтобы человек сам захотел сделать это [6] .

Основные формы моей методической работы с педколлективом детского сада: педагогические советы (один всегда на тему самосовершенствования, повышения профессионального мастерства); показ открытых мероприятий; педагогический марафон; семинары-практикумы и консультации, причем, с активным использованием компьютерных презентаций; тренинги, в которых с удовольствием участвует 90% педагогов (в 2005г. – 50%); работа микрогрупп (подготовка к педсоветам, семинарам – практикумам, работа в районных методических объединениях, подготовка и проведение конференций) и творческих групп педагогов (подготовка материалов к конкурсам на районном и областном уровнях, творческим отчетам коллектива на районном и окружном уровне, разработка образовательной программы ДОУ) и др.

Особое место в повышении профессионализма и творчества воспитателей и специалистов отводится самообразовательной работе (работа над проблемной темой, знакомство с новинками в педагогике и психологии, методиках дошкольного образования, подготовка к педсоветам и консультациям, семинарским занятиям и др.) в сочетании с методическим сопровождением. Наиболее действенными, эффективными и результативными формами выступают собеседование, индивидуальная консультация по изучению, обобщению и распространению ППО, проведению открытых мероприятий, подготовки материалов к фестивалям, конкурсам и аттестации, работа с педагогом в аттестационный период, курирование работы микро-групп под руководством воспитателей.

Однако одной инициативы от методической службы или руководителя образовательного учреждения недостаточно в данных сложившихся обстоятельствах: педагоги не стремятся и не хотят конкурировать друг с другом. Поэтому проведению конкурсов профессионального мастерства в коллективе способствовали требования приказа от начальника Управления образованием района и положения об отборе участников для районных конкурсов (“Учитель года”, “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения” и др.), разработанные Информационно-методическим центром Управления образованием Советского района.

Если первые конкурсы (“Воспитатель детского сада”) в ДОУ проводились ежегодно с момента открытия учреждения (с 1992 по 1997гг.), причем, с обязательным участием всех педагогов, то попытки возобновить вновь такой конкурс предпринимались мною и заведующей в 2002 и 2004 гг., но проводились как командные. И только в 2008 году нам удалось убедить и вовлечь большинство членов педагогического коллектива участвовать в таком конкурсе, где были определены победитель конкурса и призеры по номинациям (“Бакалавр”, “Магистр”, “Специалист”). Все участники были отмечены грамотами и дипломами: за лучшее занятие – мероприятие, концепцию опыта работы, самоанализ и т.д. Чтобы педагоги не испытывали максимального стресса во время конкурса, длившегося не один день, данная форма методической работы носила игровой характер. Во-первых, все участники становились дипломантами в той или иной номинации (“Бакалавр”, “Магистр”, “Специалист”); во-вторых, лучшие занятия и их самоанализ, концепции опыта работы – призеры конкурса; в-третьих, создание дружеской атмосферы с помощью музыкальных номеров, поэзии и чаепития после подведения итогов; в-четвертых, наличие времени и возможность подготовиться к следующему этапу конкурса.

Вашему вниманию предлагаю краткую разработку, проведенного индивидуального конкурса профессионального мастерства педагогов ДОУ. Отмечу, что между этапами конкурсной программы все участники имели возможность подготовиться к следующему туру (перерыв в 1–3 дня), а жюри – справедливо и обдуманно оценить работу каждого номинанта.

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ.

– Поощрить и поддержать воспитателей и специалистов, творчески использующих педагогический опыт, имеющих устойчивый конечный результат в работе, умеющих анализировать собственную деятельность.

– Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

– Отбор участников для районных конкурсов 2008 года: “Учитель года – 2008”, “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения”.

– “Без стремлений к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…” (А. Дистенверг)

– “Что можно сделать для Родины, когда ничего нельзя сделать? Делай самого себя!” (Ф. Искандер)

Напутствие участникам:

Вся наша жизнь дорога вверх,
А мысли, что мечта в полете.
Ох, как вершин хотим достичь
Наперекор судьбе и моде.
И наступает “Звездный час”,
Как хочется, чтоб длился вечность
Тот миг, когда все любят Вас,
И окружает доброта и нежность!

Жюри конкурса:

  • Заведующая ДОУ,
  • Педагог-психолог (призер районного конкурса “Учитель года – 2005”),
  • Воспитатель – стажист (стаж работы 42 года),
  • Учитель-логопед,
  • Музыкальный руководитель.

Организация и проведение конкурса.

– Самопрезентация “Расскажи о себе…”,
– Представление концепции опыта работы.

– Показ открытого занятия и его самоанализ,
– Представление развивающей среды группы.

– Мир моих увлечений,
– Итоги конкурса.

Регламент конкурса:

– Самопрезентация (до 3 минут).

– Представление концепции опыта работы (до 15 минут, включая 3 минуты на ответы по вопросам жюри).

– Занятие и его самоанализ (до 40 минут, из них 10 минут на самоанализ и ответы на вопросы жюри).

– Представление развивающей среды группы (до 10 минут).

– Мир моих увлечений (до 5 минут).

Оценка выполнения конкурсных заданий по критериям:

  • Самопрезентация: грамотность речи, выразительность, эмоциональность, оригинальность и яркость представления себя (максимальное количество баллов – 10).
  • Занятие:компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность (максимальное количество баллов – 40).
  • Представление предметно-развивающей среды группы (максимальное количество баллов – 3).
  • Представление концепции опыта работы:
    – проблема и ее актуальность (уровень), идея опыта и задачи, система работы (технология) с детьми и родителями, результативность и практическая значимость, задумки на перспективу, источники, используемые педагогом (научность, доступность, значимость) (максимальное количество баллов – 30).

1. Участник на каждом этапе конкурсной программы должен быть отмечен Дипломом 1, 2 или 3 степени.

2. Жюри определяет призеров (по итогам всего конкурса) по следующим номинациям: победитель конкурса (педагог, лидирующий по основным этапам конкурса), “Магистр ДОУ” (целеустремленный, творческий педагог-новатор, мастер-наставник), “Специалист ДОУ” (творческий педагог, внедряющий в работу инновационные методы деятельности, современные подходы, профессионал), “Бакалавр ДОУ” (педагог, исполняющий свою профессиональную деятельность результативно, стремящийся к качественному воспитательно-образовательному процессу).

3. Лучшие педагогические концепции и разработки занятий будут рекомендованы и направлены для участия на районные конкурсы: “Мои инновации в образовании”, “Урок года в технологии развивающего обучения”.

4. Наиболее отличившиеся педагоги будут рекомендованы к награждению благодарственным письмом (Почетной грамотой) Управления образованием Советского района, главы Советского района и районной Думы.

Для I-го этапа: Вопросы для самопрезентации: Ваше заветное желание? Ваши кумиры в профессии? Был ли юмористический случай в Вашей педагогической практике? Ваши пожелания жюри и участникам конкурса.

Для II-го этапа: Продумывание “изюминки” занятия (занятие должно содержать что-то такое, что вызовет удивление, восторг, изумление детей – одним словом то, что будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному, и др.).

Для III-го этапа: Критерии оценки концепции опыта работы (Таблица № 1).

Таблица № 1. Критерии оценки концепции опыта работы

Конкурс профессионального мастерства педагогов ДОУ в рамках педагогического совета по физкультурно-оздоровительному направлению

Конкурс профессионального мастерства педагогов проходил как командный в рамках расширенного педсовета (с родительским комитетом ДОУ) по физкультурно-оздоровительному направлению на закрепление знаний по здоровьесберегающим технологиям (2009г.). Данная форма конкурса была предложена коллективом на организационном педсовете в начале учебного года, что способствовало более качественно проработать тему здоровьесберегающих технологий, вовлечь родителей в работу педсовета и повысить их знания, как по теме педсовета, так и о деятельности ДОУ по сохранению здоровья детей. Участники обеих команд получили Дипломы победителей командного конкурса и благодарственные письма за активное участие.

Тема педсовета: Формирование здоровья детей – забота родителей, педагогов и медиков.

Цель: Проанализировать и оценить эффективность деятельности коллектива ДОУ и уровень родительских знаний по данному направлению. Систематизировать знания педагогов по здоровьесберегающим технологиям. Провести командный конкурс профессионального мастерства совместно с родителями.

2. Выступление: “Здоровьесберегающие технологии при подготовке ребенка к школе”. Отв.: ст. воспитатель ДОУ

4. Анализ результатов контрольной деятельности по вопросам физического воспитания и формирования ЗОЖ у детей в группах. Отв.: заведующая ДОУ

5. “Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни” – выступление по итогам анкетирования родителей ДОУ (тема “О здоровье всерьез”). Отв.: инструктор по физвоспитанию ДОУ

6. Практическая часть в форме конкурсной игровой программы “День профессионального мастерства педагогов ДОУ”. Отв.: ст. воспитатель ДОУ

Примечание: до педсовета педагоги делятся на 2 команды для подготовки домашних заданий; на педсовете к каждой команде присоединяются родители.

1-й тур: Знание пословиц, поговорок о физическом и психическом здоровье, высказывании поэтов, философов и других известных людей;

2-й тур: выполнение домашнего задания – “Защита модели работы педагогов по формированию у детей ЗОЖ”;

3-й тур: Пробег на знание здоровьесберегающих технологий, применимых в ДОУ;

4-й тур: Решение кроссвордов, проблемных ситуаций и т.п.;

5-й тур: Выполнение домашнего задания – “Провести с командой соперников оздоровительную гимнастику” (методики А.Н.Стрельниковой, М.И.Чистяковой и др.)

Таким образом, участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет молодым педагогам, воспитателям – стажистам, углубленно проработав проблемную тему, распространить свой опыт среди коллег, изучить различные технологии, стать призером в определенной номинации, представить собственные методические разработки за пределами ДОУ. В настоящее время педагоги с опытом работы 35–45 лет прислушиваются к моим рекомендациям, приходят за советом и помощью, активно участвуют в работе ДОУ и района, стали выходить с собственным опытом на областной и российский уровень, то считаю, что результат от предлагаемых мною форм методического сопровождения, действительно является положительным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения Конкурса.

1.2. Основные принципы организации Конкурса:

-равенство возможностей всех участников.

1.4. В конкурсе принимают участие педагогические работники ДОУ.

2. Цели и задачи конкурса

Цель конкурса: Повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их гражданской и общественной поддержки

Стимулирование профессионального педагогического мастерства.

Формирование нового педагогического мышления.

Задачи конкурса:

1.Расширять диапазон профессионального общения.

2.Формировать мотивационно -ценностное отношение к педагогической деятельности,

3. Выявление творчески работающей команды педагогов ДОУ,

3. Участники Конкурса.

3.1.Участниками Конкурса могут быть педагогические работники МБДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) без ограничений по стажу работы и возрасту.

3.2. Участие в Конкурсе является добровольным. Согласие претендента на выдвижение его кандидатуры на Конкурс обязательно.

3.3. Участники Конкурса в процессе подготовки к нему имеют право на получение индивидуальных и коллективных консультаций у сотрудников МБДОУ.

4. Жюри конкурса.

4.1. В целях оценки достижений в профессиональной и общественно-педагогической деятельности участников конкурса создается жюри.

о конкурсе педагогического

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и проведения Конкурса.

1.2. Основные принципы организации Конкурса:

-равенство возможностей всех участников.

1.4. В конкурсе принимают участие педагогические работники ДОУ.

2. Цели и задачи конкурса

Цель конкурса: Повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их гражданской и общественной поддержки

Стимулирование профессионального педагогического мастерства.

Формирование нового педагогического мышления.

Задачи конкурса:

1.Расширять диапазон профессионального общения.

2.Формировать мотивационно -ценностное отношение к педагогической деятельности,

3. Выявление творчески работающей команды педагогов ДОУ,

3. Участники Конкурса.

3.1.Участниками Конкурса могут быть педагогические работники МБДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) без ограничений по стажу работы и возрасту.

3.2. Участие в Конкурсе является добровольным. Согласие претендента на выдвижение его кандидатуры на Конкурс обязательно.

3.3. Участники Конкурса в процессе подготовки к нему имеют право на получение индивидуальных и коллективных консультаций у сотрудников МБДОУ.

4. Жюри конкурса.

4.1. В целях оценки достижений в профессиональной и общественно-педагогической деятельности участников конкурса создается жюри.

4.2. В состав жюри Конкурса могут входит руководитель МБДОУ, высококвалифицированные педагоги МБДОУ, прошедшие тестировнание .

4.3. Жюри утверждает критерии оценки конкурсных занятий.

4.5. Жюри оценивает работу конкурсантов по бальной системе. По каждому конкурсному мероприятию члены жюри заполняют оценочные ведомость и ведут подсчет.

4.6.Члены жюри обязаны соблюдать правила работы жюри, голосовать индивидуально.

4.8.Председатель жюри (заведующая МБДОУ) обеспечивает соблюдение порядка и координирует работу жюри Конкурса.

Критерии оценки:

содержательный, полный ответ-5 баллов

талантливое, творческое исполнение -5 баллов

поощрительный балл -1 балл

5. Организация и проведения Конкурса

5.1. Конкурс проходит 24 января 2013года в 13.00-15.00 в музыкальном зале МБДОУ № 215

5.2. Общее руководство организацией и проведение Конкурса осуществляет старший воспитатель МБДОУ Замараева С.А.

5.3.Содержание Конкурса состоит из серии унифицированных конкурсных заданий и критериев их оценки для каждого тура Конкурса, направленных на создание равных условий для всех конкурсантов и возможности объективного сравнения результатов жюри.

5.4. Подведение итогов конкурса, награждение участников сразу после проведения конкурса.

Педагогам предлагается рассказать о себе, о своих увлечениях, о педагогическом кредо, раскрывающие суть и особенности педагогических ориентиров и подходов в профессиональной деятельности воспитателя.

Проявить фантазию и вылепить из пластилина существо (вытягивают карточки с названием существа) Например Слоногам, Минипут, Пальцегуб

Участницам раздаются листы бумаги с кляксами. Нужно проявить фантазию, дорисовать кляксу.

Следующие задание для вас: на экране вы видите портреты педагогов-классиков, детских писателей под номерами. На ваших бланках напротив фамилии нужно поставить соответствующую цифру.

Раздают предметы, которые надо прорекламировать:

мяч, лопата, кубики, пирамидка, книга, пластилин, коробочка, кукла.

Главная задача: убедить членов жюри, что этот предмет очень значим в детском саду.

Оценивается владения привлечения и удержания внимания.

Например Произнести текст:

«Однажды в студеную зимнюю пору,

Под звучание красивой музыки ведущий читает стихотворение.

Кто сказал, что конкурс –

Суета сует и маскарад…

Конкурс – это будущее роста,

Технологий праздничный наряд.

Импульс дерзновения, полет,

Воспитатели, собравшиеся сегодня в этом зале, -люди творческие, одухотворенные, удивительно обаятельные, одним словом – необыкновенные! И поэтому наш конкурс будет проходить необычно.

Сказочница: В некотором царстве,

Жили – были Царь,

(берет в руки погремушку).

Решили они конкурс объявить на лучшую воспитательницу для дочери. Девицы – красавицы (показывает на конкурсанток) готовились, старались, глаз не смыкали, ночи не спали.

Сегодня их много,

У каждой своя, непростая

Но общее дело объединило –

Любовь к ребятишкам,

И в этом их сила!

Поддержим их, друзья,

Они волнуются не зря.

Кто лучший из них –

Пусть самый достойный в борьбе победит

Педагогическая разминка (не оценивается)

  1. Что становится больше, если его поставить вверх ногами ( число 6 )?
  2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться (надо спрыгнуть с нижней ступеньки )?
  3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым (тень слона) ?
  4. Какой месяц короче всех (май) ?
  5. Может ли страус назвать себя птицей (нет, он не умеет говорить) ?
  6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней (все) ?
  7. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
  8. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: дед Мазай, , Дед Мороз, МЧС России?
  9. Что Красная Шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
  10. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку ?

Под сопровождение музыки участницы представляются.

Затем выходит Скоморох, держит в руках бубен с табличкой.

Скоморох: Веселись, честной народ,

Первый конкурс к нам идет!

  • Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…
  • Синенькая юбочка, ленточка в косе…
  • Мы едем, едем, едем в далекие края…
  • Были бы у елки ножки…
  • Белая береза под моим окном…
  • Продолжить на каждого участника

Сказочница: Слово предоставляется царскому жюри.

Скоморох: Веселись, честной народ,

Второй конкурс к нам идет!

Сказочница: Ай, да молодцы, красны девицы! Царское семейство сейчас решать будет, кто из вас лучше умом блеснул, воспитательское дело расхвалил.

Проводится заседание жюри.

Сказочница: (Обращается к зрителям)

А на вас, гости дорогие,

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей, погляжу.

Что из избы не вытащишь? (Печь)

  • В небо дыра, в земле дыра,
  • А посередине огонь да вода . ( Самовар)

За него всяк хватается. (Рушник)

  • Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)

Сказочница: Слово нашему Царю – батюшке. Кто из девиц – красавиц в конкурсе философском победил?

Слово предоставляется жюри.

Скоморох: Веселись, честной народ,

Третий конкурс к нам идет!

Сказочница: Царь с Царицей, пока девицы выступают вопросы готовят, а потом участницам задавать будут.

Сказочница: Снова царское семейство совещается. (Обращается к зрителям). А мы с вами пообщаемся.

Сказочница: И снова слово царскому жюри.

Скоморох: Веселись, честной народ,

Четвертый конкурс к нам идет!

Сказочница: Захотелось Царю с Царицей посмотреть, как наши девицы творить умеют. Смогут ли они из того, что под рукой, соткать гобелен сказочный да представить его речами ласковыми.

Задание: На глазах у зрителей из предложенных материалов (бумага, нитки, клей, ножницы) изготовить за 10 минут игрушку - самоделку.

Участницы выполняют задание.

Сказочница: А мы тем временем вспомним, как в Братском государстве наши участницы, красавицы – умницы, с детьми играли, разным наукам их обучали.

Проводится презентация открытых занятий с детьми. Далее участницы представляют свои работы.

Сказочница: Да какие же вы все

Сразу видно – мастерицы,

Надо всем у них учиться!

2. Как звали трех поросят в одноименной сказке (Ниф – Ниф, Нуф – Нуф, Наф – Наф) ?

4. Советские писатели, создавшие произведения о природе для детей (Сладков, Бианки, Чарушин).

6. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей (К.И. Чуковский)?

9. Самый высокий герой С.Михалкова (Дядя Степа) ?

10.О каком зверьке С.Маршак создал сказку в умном и глупом вариантах (о мышонке) ?

11. Из какого произведения эти строки:

Вдруг откуда- то шакал

На кобыле прискакал:

13. Назовите имя прообраза нашего Буратино (Пиноккио ).

15. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей (лиса повредила ей крыло) ?

25. Из какого произведения взяты эти строки и кто их автор:

«Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!

30. В какой сказке и кто прятал траву под периной ( Мороз Иванович )?

35. Как звался серый коток, лисичкин браток, из сибирских лесов, спина дугой, хвост трубой, усы щеточкой ( Кот – воркот, Котфей Котофеевич )?

Пока мы с вами сказки

Вспоминали да слушали,

Жюри оценки выставляли,

Слово мы даем ему

Подвести итоговую черту.

Жюри награждает участниц.

Ведущий: Не на словах, а по вещей

Которая завтрашней жизни

Воспитателем надо родиться

И только после этого - стать!

Вы отдаете все большой

Вы в детских душах будете

Спасибо вам за то, что вы

За ваших дел и мыслей чистоту!

Редактировать! Вставлять в сценарий!

Конкурс эрудитов. (Вместо первого?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник".


Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2019" . История об эмблеме конкурса


конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц.




Педагогические Конкурсы

Конкурсы, фестивали 2021-2022 учебного года

Конкурсы, фестивали
ПОЛОЖЕНИЕ ИТОГИ ДАТА

Районный конкурс методических разработок

«Диссеминация передового педагогического опыта

Выборгского района Санкт-Петербурга в 2021 году

Организатор Конкурса: Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге.

Сроки проведения Конкурса: с 19.07.2021 по 27.01.2022.

Положение Конкурса можно посмотреть внизу страницы

Самоанализ занятия (НОД)

Благодаря анализу занятий можно понять, выполнили ли вы цель занятия, было ли оно полезно детям, правильно ли вы их оценивали.

Мастер-класс

Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Мастер-класс проводит эксперт в определённой дисциплине для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Смысл мастер-класса состоит в том, что мастер своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Проведение мастер-класса – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Мастер-класс – это одна из форм повышения квалификации педагогов, это локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.

Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек).

Тематика мастер-классов включает в себя:

обзор актуальных проблем и технологий,

различные аспекты и приемы использования технологий,

авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-классов:

передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

изучают разработки по теме мастер-класса;

участвуют в обсуждении полученных результатов;

задают вопросы, получают консультации;

предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Алгоритм технологии мастер-класса.

1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

кратко характеризуются основные идеи технологии;

описываются достижения в работе;

доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Позиция руководителя мастер-класса

Учитель — мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися. Проводя мастер-класс, руководитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания руководителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Учитель — мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Особо следует обратить внимание на:

речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

, привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

Примерный план проведения мастер-класса:

вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

основная демонстрационная часть;

комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;

обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;

подведение итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.

Читайте также: