Зачем нужна мелкая моторика как развить мелкую моторику у детей младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Что такое мелкая моторика?

Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз" (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Почему важно развивать навыки мелкой моторики?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка.

Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка с задержкой психического развития к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Руки — инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Я хочу представить многофункциональный развивающий коврик. Развивающий коврик изготовлен с применением разнофактурных, разнообразных по расцветке материалов.

Благодаря ярким цветам своих деталей помогает тренировать зрение ребенка. Разнообразный материал, который применяется при изготовлении и декорировании коврика стимулирует развитие осязания ребенка. А различные предметы, застежки, которые закреплены на коврике, способствуют общему психомоторному росту дошкольника.

Развивающий коврик обладает множеством интересных функций, от простых до более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры. В каждой секции – игровые элементы для развития тонкой моторики рук, для изучения цветов, развития внимания и координации движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы, резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”, ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик, воспитывает игровые качества в сюжетной композиции.

Несколько правил:

  • РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет.
  • Необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в цель.
  • Если ребенок не проявил интереса к развивающему коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого дошкольника индивидуальный темп развития. Предложить следует чуть попозже.

Для занятий коврик можно расстилать на полу


Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой. По ней дети водят пальчиками. В каждой части коврика используются определенные функциональные застежки (пуговицы, липучки, кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для изготовления пособия использована ткань различных фактур.


img3.jpg (19122 bytes)

Играть может несколько детей, каждый выбирает себе определенный вид деятельности.

Секции развивающего коврика



Из геометрических фигур дети составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов (закрепляем понятие большой – маленький). Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны детали других геометрических форм (прямоугольной, круглой, различные многогранники). Используется ткань различной фактуры. На звездочке пришита пуговица, на которую так же можно пристегивать фигуры геометрических форм самостоятельно и по заданию.



Девочкам очень нравится заплетать косички, завязывать бантики (пространственное ориентирование, усвоение понятий “право”, “лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны разноцветные резиночки. Можно смело придумывать прически.



При шнуровании дети испытывают трудности (сложно продеть в петельку). Для непослушных пальчиков это не очень простая работа! Можно предложить шнуровать в виде лесенки, стежка или полоски. Это обязательно привлечет ребенка и подтолкнет его повторить действия. Если ребенок справился с заданием, то его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный, пристегивается на большую пуговицу. Можно собирать в различной последовательности (от большого к маленькому и наоборот).

Нравятся детям играть с различные зажимами, которые при надавливании можно перемещать. В кармашках на молнии собраны разноцветные шнурки, которые дети используют при шнуровании.



На цветах нашиты липучки. В кармашке на молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку цветка можно выложить шнурком или тесемкой.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста

В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми своей группы, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.

Вместе с этим, я могу отметить, что у детей также довольно часто наблюдается задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,

общую двигательную активность;

• Содействовать нормализации речевой функции;

• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Средства развития мелкой моторики :крышки,шнурки,пластилин,песок,куклы,природный

материал,пуговицы, крупа, бусы,прищепки, краски.

Методы и приемы работы для развития мелкой моторики рук :пальчиковая гимнастика,

лепка и рисование с пластилином,шнуровки,игры с прищепками,рисование и раскрашивание,массаж кистей рук и пальцев,игры с конструктором и мозаикой,игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками,игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

Рисование ладошками и пальчиками:Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом, полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.


Составление фигур из счетных палочек. Дети выкладывают из них различные фигурки, по образцу воспитателя или самостоятельно придумывая узор. Эти упражнения развивает ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность.

Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

Упражнения способствуют: формированию сенсорных эталонов, развитию моторики рук, формированию элементарных математических представлений, развитию воображения, внимания и памяти, улучшению концентрации внимания, развитию произвольности, развитию усидчивости и умения добиваться поставленной цели, формированию логического мышления.



гры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка, и они подходят для детей разного возраста.



Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.

Ребенок собирая пазлы тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить и создавать пространственные мыслеобразы.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков дружелюбие.

На прогулке с детьми рисуем на песке. Этот вид деятельности знакомит детей со свойствами песка (сухой, сыпучий, на нем можно рисовать, способствует развитию разговорной речи, развитию моторики рук, общей моторики, воспитывает дружелюбие.




Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей. Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг другом и с взрослыми,Повысились навыки самообслуживания. Следовательно, тема для данной работы – актуальна.





Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную (перемещение тела, ходьба).

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Ученые установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?

Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни.

Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.

Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных упражнений, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Для реализации цели определены следующие задачи:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • Сформировать элементарные специфические графические навыки.
  • Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач использую следующие средства:

  • Развитие графической моторики.
  • Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
  • Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
  • Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
  • Раскрашивание картинки.
  • Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание, слуховое восприятие).
  • Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

Массаж рук.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
  3. Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
  4. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
  5. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
  6. Интенсивное растирание каждого пальца.
  7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

Пальчиковый тренинг.

  1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
  2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
  3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
  4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
  5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
  6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

  • Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
  • Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
  • Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
  • Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, предлагаю использовать разнообразные приемы не только в школе, но и дома с родителями:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
  • Сминание пальцами комочков из бумаги;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
  • Лепка из пластилина.
  • Конструирование
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
  • Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

  1. Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
  2. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
  3. Работу провожу регулярно, систематически.
  4. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
  5. Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
  6. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
  7. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

И в заключении хочу сказать, что использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.

Приложение

Упражнения, облегчающие написание букв

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму предлагаю методику, разработанную Т.В.Фадеевой.

Упражнения с карандашом

Необычные виды массажа рук карандашом вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Вы прекрасно сможете разучить вместе с ребенком эти несложные упражнения. Очень нравятся детям упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.

Девочки и мальчики,
Разминаем пальчики.
Карандашиком потрём
И ладошки разомнём!
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу!
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!

Правила проведения упражнений с карандашами

Вначале движения делают медленно. С улучшением уровня координации движения убыстряются по желанию детей. Для достижения желаемого результата необходимо регулярное выполнение этих упражнений.

Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами
Возьми карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.
Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают кровоснабжение пальцев рук.

Пальчиковые упражнения

Семья

Исходное положение: сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.

  • Этот пальчик – дедушка,
  • Этот пальчик – бабушка,
  • Этот пальчик – папочка,
  • Этот пальчик – мамочка.
  • Этот пальчик – это я.
  • Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (лепим "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь.

Но, к сожалению, у 70-80% первоклассников неудовлетворительный уровень мелкой моторики рук. Это приводит к неразвитость кистей, юному ученику сложно в процессе письма выдерживать длительное напряжение руки, мешает ребёнку выработать хороший почерк. Ученик не может провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры и по контуру и т. д.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано и с развитием речи. Ребёнок не может ясно высказать свою мысль, объяснить точку зрения. Все эти факторы говорят о том, как важна мелкая моторика для учеников .

Развитие моторики у школьников – важнейшая задача учителей. Крупная моторика поможет школьнику быть более ловким, избавит от различных проблем, связанных с ростом. В школьном возрасте довольно часто встречается сколиоз (искривление позвоночника) , сутулость. Специальные упражнения помогут укрепить костную ткань и вырасти ребёнку здоровым. Для этого необходимо посещать уроки физкультуры. Если младшие школьники ходят на них с удовольствием, то в средних, а тем более старших классах некоторые ученики пытаются избежать занятий. Преподавателю важно понять причину. Быть может ребёнку не интересно и следует подумать над тем, как поднять престиж физкультурных занятий. Спортивные соревнования, кружки способствуют развитию крупной моторики. В школьном возрасте желательно, кроме физкультуры, заниматься дополнительно спортивной подготовкой. Это может быть плавание, занятия в баскетбольной, футбольной секциях и т. д. Танцы тоже отлично развивают общую моторику.

Чтобы развитие мелкой моторики у школьников происходило более эффективно, можно порекомендовать следующее: конструирование, рисование, упражнения с мозаикой, вырезание различных фигур ножницами, перевод картинок при помощи обведения контура через копировальную бумагу, работа с инструментами, вышивание, вязание, перебирание гороха, крупы для приготовления пищи, игра на музыкальных инструментах, лепка из пластилина, глины, перелистывание страниц книг.

Развивать мелкую моторику ребёнок может не только в школе, посещая кружки, но и дома. Виды таких занятий очень-очень много. Родители должны привлекать ребёнка к интересной и доступной для него деятельности. Например, мама, бабушка затеяли печь пироги. Ребёнок с удовольствием поможет заместить тесто и будет тщательно лепить пирожки.

Летом можно вместе детьми заниматься прополкой на огороде, собирать садовые и лесные ягоды, а затем их перебирать. Дети постарше смогут почистить и порезать варёные овощи (не острым ножом) . Благодаря всем этим интересным, систематически выполняемым упражнениям, руки ребёнка обретут точность действий, силу и слаженность движений.

Теперь можно остановиться немного подробнее на некоторых средствах успешного развития моторики:

Развитию пальцев рук помогают различные дидактические игрушки. Помимо совершенствования моторики, они пробудят в ребёнке желание экспериментировать, размышлять логически, чтобы выполнить конструктивные действия. Тренируются и память, воображение. Школьник ведь должен запомнить действия, которые ему показали взрослые.

Многообразие наборов небольших мячей позволит использовать те, которые помогут выполнить задачи педагога , исходя из возрастных, физических особенностей ребенка.

Как видно, развитие моторики способствует совершенствованию речи, памяти, внимания, фантазии ребёнка. В нешкольное время родители сами могут находить множество увлекательных занятий ребёнку, чтобы развить его моторику.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Читайте также: