Зачем и каким образом осуществляется мониторинг чрезвычайных ситуаций обж 10 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.

Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.

Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.

Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.

Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.

  1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);
  2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  7. оперативный ежедневный прогноз;
  8. экстренное предупреждение.

В таблице приведены данные об оправдываемости прогнозов различной степени заблаговременности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение мониторинга и прогнозирования — наблюде­ние, контроль и предвидение опасных явлений природы, про­цессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).

Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источ­ники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их раз­вития, определить масштабы, а также решить задачу преду­преждения и организовать ликвидацию последствий стихий­ных бедствий.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрез­вычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осущест­вляет общее руководство государственной системой экологи­ческого мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей при­родной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе лесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. про­исходящих на поверхности Земли или в верхней части зем­ной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.

Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осу­ществляет социально-гигиенический мониторинг и прогно­зирует обстановку в этой области.

Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнози­рование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическо­му и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопас­ности.

Основными задачами прогнозирования чрезвычайных си­туаций являются:

выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);

выявление возможных масштабов чрезвычайных ситу­аций и определение размеров зон бедствия;

выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определе­ние временных интервалов;

оценка требующихся сил и средств для ликвидации про­гнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Вопросы, связанные с содержанием информации, поряд­ком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующи­ми нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.

Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).

Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвы­чайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются ва­рианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение на­меченных задач обеспечивает впоследствии минимальные по­тери или вообще исключает потери.

Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

заблаговременное выявление по прогнозу и оценка об­становки по возможным параметрам ЧС с учетом преоблада­ющих среднегодовых метеоусловий;

выявление и оценка обстановки после ЧС;

выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.

Полученные данные необходимы для уточнения ранее при­нятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС заключается: В наблюде.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС заключается: В наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций динамики развития чрезвычайных ситуаций определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Организации по мониторингу ЧС Деятельность по мониторингу и прогнозированию ч.

Организации по мониторингу ЧС Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выпол.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут: мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса; мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод; мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод. Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г . № 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являютс.

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются: сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов; организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций; создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы; организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) п.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются: вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон; возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей; потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций

  • Контроль вибрации и безударной работы оборудования
  • Контроль состояния горного массива
  • Мониторинг оборудования ЦОД
  • Контроль загазованности
  • Удаленный мониторинг и управление оборудованием (IIoT)
  • Мониторинг производственных показателей станков
  • Мониторинг оборудования и межсистемная интеграция SCADA, IIoT, MES, ERP, EAM
  • Проектирование
  • Обследование
  • Разработка ПО
  • Поставка оборудования
  • Монтажные работы
  • Пусконаладочные работы
  • Техническое обслуживание
  • Управляющим компаниям
  • Генпроектировщикам
  • Генподрядчикам
  • Системным интеграторам
  • Обслуживающим организациям
  • Телекоммуникационным компаниям
  • Производителям оборудования
  • Промышленный интернет вещей (IIoT)
  • Сервисы дистанционного взаимодействия
  • Умные здания и сооружения
  • Цифровизация объектов экономики
  • Цифровой двойник предприятия
  • Цифровые облачные сервисы
  • Человеко-машинный интерфейс
  • OPC-технологии
  • Безопасный город
  • Интеграционная платформа как сервис
  • Межсистемная интеграция и коммуникация
  • Комплексный мониторинг и безопасность
  • Искусственный интеллект и машинное обучение
  • Enterprise Servis Bus (ESB)
  • BIM моделирование
  • Модульное программное обеспечение
  • Контроль вибрации и безударной работы оборудования
  • Контроль состояния горного массива
  • Мониторинг оборудования ЦОД
  • Контроль загазованности
  • Удаленный мониторинг и управление оборудованием (IIoT)
  • Мониторинг производственных показателей станков
  • Мониторинг оборудования и межсистемная интеграция SCADA, IIoT, MES, ERP, EAM
  • Проектирование
  • Обследование
  • Разработка ПО
  • Поставка оборудования
  • Монтажные работы
  • Пусконаладочные работы
  • Техническое обслуживание
  • Управляющим компаниям
  • Генпроектировщикам
  • Генподрядчикам
  • Системным интеграторам
  • Обслуживающим организациям
  • Телекоммуникационным компаниям
  • Производителям оборудования
  • Промышленный интернет вещей (IIoT)
  • Сервисы дистанционного взаимодействия
  • Умные здания и сооружения
  • Цифровизация объектов экономики
  • Цифровой двойник предприятия
  • Цифровые облачные сервисы
  • Человеко-машинный интерфейс
  • OPC-технологии
  • Безопасный город
  • Интеграционная платформа как сервис
  • Межсистемная интеграция и коммуникация
  • Комплексный мониторинг и безопасность
  • Искусственный интеллект и машинное обучение
  • Enterprise Servis Bus (ESB)
  • BIM моделирование
  • Модульное программное обеспечение

Одна из приоритетных государственных задач – защита населения от опасности катастроф и стихийных бедствий природного и техногенного характера, наносящих разрушения и приводящих к смерти людей. Чтобы предотвратить их, необходимы исследования и познание порождающих причин, механизмов развития и характера проявлений.

Система мониторинга чрезвычайных ситуаций предназначена для прогнозирования и предупреждения рисков возникновения природных и техногенных катастроф:
- использует способы наблюдения за опасными явлениями и их контроля;
- позволяет предвидеть наступление кризисных процессов в природе и техногенной среде, предсказывать динамику их развития и масштаб катастрофичности последствий;
- помогает вовремя и эффективно организовать мероприятия по обеспечению безопасности людей и ликвидации последствий произошедших катаклизмов.

Участники системы мониторинга ЧС

Система мониторинга ЧС включает в себя группу компетентных учреждений и органов власти, в чьи функции входит слежение за состоянием окружающей природной среды и техногенной сферы. В их числе: Росгидромет, МЧС, Госстрой, Минобороны, РАН, Минприроды, надзорные службы, отделы технического контроля и промышленной безопасности на предприятиях. Они осуществляют свою деятельность на федеральном и местном уровнях. Благодаря этому обеспечивается уменьшение рисков возникновения любых катастроф и защита от них населения страны.

Задачи и функции системы мониторинга и прогнозирования ЧС:

- Экологическое наблюдение. Оценка состояния окружающей природной среды (атмосферы, водоемов, почвы).
- Мониторинг техногенных систем, надзор за состоянием потенциально опасных объектов (атомных станций и турбин, магистральных трубопроводов и т.д.), протеканием техногенных процессов на них и прогнозирование аварийности.
- Сбор и анализ информации о потенциальных источниках опасности (землетрясений, извержений вулканов, ураганов, пожаров, наводнений, аномальных изменений в природе, эпидемий, аварий и взрывов на технических объектах, вредных и ядовитых выбросов на производствах, обрушений зданий, транспортных катастроф, терактов и войн).
- Вывод на основе изучения этой информации научных заключений, описание закономерностей и причин возникновения ЧС.
- Формирование информационного банка сведений об источниках угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Проведение точных лабораторных микробиологических, химических, радиологических исследований.
- Обнаружение потенциальных источников катастроф, оценка степени вероятности их возникновения. Прогнозирование создания чрезвычайных ситуаций, их характера и размера, сценариев развития.
- Создание алгоритмов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
- Принятие и координация мер (в том числе, экстренных) по их предотвращению и сдерживанию, по оповещению, эвакуации и обеспечению безопасности гражданского населения, снижению разрушительной силы, минимизации и устранению последствий (краткосрочных и длительных), восстановлению нормальной жизнедеятельности людей.
- Прогнозирование последствий и ущерба от воздействия опасных факторов на окружающую среду, жизнедеятельность населения, возможные материальные потери.
- Создание информационных и обменно-коммуникационных систем для обеспечения деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
- Составление планов и целевых программ, на основе которых действует система мониторинга и прогнозирования ЧС.
- Создание и актуализация законодательно-нормативной базы своей деятельности.

Действенная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций – залог надежной охраны и безопасности жизни людей, сохранения экологии природы, экономической стабильности и мирной обстановки среди населения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций

Компания "СМИС Эксперт" разрабатывает системы мониторинга инженерных конструкций (СМИК), которые способны служить одним из средств предотвращения чрезвычайных ситуаций. Это оборудование при помощи специальных датчиков позволяет осуществлять постоянный и длительный контроль состояния любых строительных конструкций (высотных зданий, мостов, канатных дорог, автодорожных туннелей и других).

В случае возникновения в несущих конструкциях напряженно-деформационных состояний, которые могут привести к обрушению, система своевременно сигнализирует об этом на диспетчерский пульт. Это позволяет оперативно и вовремя предотвратить опасность и избежать любых критических ситуаций.

Читайте также: