За гремучую доблесть грядущих веков анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Судьба Мандельштама удивительна и сложна одновременно. Ведь ему пришлось застать рубеж веков и жить и творить при разной власти. На его глазах менялся мир, буквально ломался под тяжестью напора коммунизма. И так много ожидавший от перемен поэт, не смог принять того разрушительного ужаса революции, который творился буквально у него на глазах. Рушились мечты, уничтожались целые семьи, перекраивались земли и история. У людей в то время выбор был невелик: идти в ногу с кровавой революцией или стать ее противником. Последнее чаще всего означало смерть.

Таким же был выбор и у Мандельштама. И как человек, тонко чувствовавший этот мир, он не смог принять условия Сталинской железной руки. Потому 20 — 30 годы начала столетия прошли для творчества поэта под знаком противостояния власти. Хотя бы и в стихах.

Стихотворение состоит из четырех четверостиший. Причем, первое из них можно считать предисловием к основной части.

Лирический герой должен сделать сложный выбор: честь или жизнь. Но сама мысль об этом ранит его сердце, потому он предпочитает сбежать отсюда. И уж лучше пойти на край земли, в ссылку, в Сибирь, чем жить среди волков, принимать их правила игры. Эта мысль выражена метафорой:

Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей

Развивая свою мысль о желании спрятаться подальше от хаоса и нелепости, лжи и предательства, Мандельштам в третьем четверостишии использует антитезу — противопоставление пошлой и страшной жизни, которую он вынужден делить с волками и звездного неба Сибири:

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

Мандельштам дважды повторяет мысль, что он не волк, делая акцент на этом. Она не звучит обреченно только благодаря последней строке:

В стихотворении читается неравное противопоставление лирического героя власти и установившемуся режиму. Это противопоставление удалось передать Мандельштаму всего лишь одним, но зато каким, красноречивым, образом века-волкодава. Кажется, в этом определении кроется вся суть революции и сталинской диктатуры.

Не только тропы, но и стихотворный размер согласуется с настроением и основной мыслью произведения. Анапест, которым написано стихотворение, сам по себе стремительный и порывистый. Но Мандельштаму и этого оказалось недостаточным, поэтому неслучайным кажется и выбор мужской рифмы, звучащей резко, безапелляционно. Усиливает эмоциональный раздрай и то, что анапест у поэта разностопный, с помощью чего строки как будто рубятся топором. Поэтому стихотворение читается на надрыве, каждая строка — на одном дыхании.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением За гремучую доблесть грядущих веков.

История создания – стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Тема – стихотворение о тяжелой участи человека, который готов все променять на просторы далекой земли, лишь бы не наблюдать происходящие вокруг события.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом, рифма точная, мужская, рифмовка перекрёстная.

История создания

Композиция

Стихотворение состоит из четырех четверостиший с использованием трехсложных стоп с ударением на третий слог (анапест). Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, так как передаёт самые сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

История создания

Стихотворение было написано в 30-х годах XX века. Это был непростой период для СССР. Правление Сталина, репрессии и начавшийся экономический кризис были переломными. Поэт видел Российскую империю, ее падение и создание нового государства. Все это вызывало в нем бурю чувств. Жесткая цензура не давала ему творить в полной мере.

Осип Мандельштам

В стихотворении автор показывает свое стремление освободиться. Он готов променять все на возможность уехать в далекие края, чтобы не видеть, что происходит с его родиной. Новое время становится у Мандельштама веком-волкодавом. Он представляет происходящее в стране в виде собаки, которая легко душит опасных зверей.

Стихотворение очень лиричное и грустное, наполненное переживаниями.

Поэт видит только одно спасение: поездка в Сибирь, где течет Енисей и сосны достают небеса. Мандельштам также подчеркивает, что он не волк, поэтому его не убьет волкодав. Смерть же поэт примет только от равного.

Краткое содержание

Он не хочет видеть трусов, которые предпочитали писать доносы и сдавать других людей, ни грязи, ни кровавых костей. Лирический герой с большим удовольствием наблюдал бы за сиянием голубых песцов. Первобытная красота больше привлекает его, нежели происходящее в стране.

Герой просит увести его куда подальше, где есть только природа, величавый Енисей и огромные сосны. Он снова повторяет, что не является волком по крови, тем самым подчеркивая свою непринадлежность времени. Убить же героя может только тот, кто является равным.

Художественные приемы

У стихотворения необычная композиция — кольцевая. В тексте можно выделить вступление и основную часть. В конце повторяется строчка, которая есть в начале — лирический герой говорит, что он является волком по крови. Сам текст стихотворения условно можно разделить на 2 части. В первой рассказываются причины переживаний героя, во второй — о новом времени, с которым не хочет мириться персонаж.

Мандельштам использовал следующие средства выразительности:

  • метафоры — у поэта грядущие века обретают доблесть, век становится волкодавом, песцы сияют;
  • аллитерация — автор делает акцент на звуке [Ш], который передает эмоциональную окраску текста;
  • гипербола — Мандельштам подчеркивает, что в Сибири сосны достают до небес.

Размер стихотворения — анапест. Работа относится к лирическому жанру, так как поэт делится личными переживаниями и размышлениями. Он непросто описывает исторические события. Мандельштам рассказывает, что лишился материальных ценностей, веселья, чести.

Стих хорошо передает эмоции автора. Он показывает противостояние старого и нового времени. Ему не нравятся массовые убийства, разруха, происходящие перемены. Мандельштам хотел сбежать в Сибирь и там увидеть первозданную природу, которая могла бы освободить его.

Стихотворение Осипа Эмильевича наполнено образами и символами, поэтому каждую его работу нужно очень внимательно читать и анализировать. Тогда перед читателем откроется мир переживаний поэта.



За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей — Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей: Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, Ни кровавых костей в колесе; Чтоб сияли всю ночь голубые песцы Мне в своей первобытной красе.

Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звёзды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением За гремучую доблесть грядущих веков.
История создания – стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.

Тема – стихотворение о тяжелой участи человека, который готов все променять на просторы далекой земли, лишь бы не наблюдать происходящие вокруг события.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом, рифма точная, мужская, рифмовка перекрёстная.

Противостояние поэта и власти, как это часто бывает, закончилось победой последней. В 1938 году Мандельштама вновь арестовали. Осипа Эмильевича отправили по этапу на Дальний Восток, при этом приговор был не слишком жесток по тем временам — пять лет концентрационного лагеря за контрреволюционную деятельность. 27 декабря он умер от тифа, находясь в пересыльном лагере Владперпункт (территория современного Владивостока). Поэта не хоронили вплоть до весны, как и прочих скончавшихся узников. Затем его погребли в братской могиле, местоположение которой остается неизвестным по сей день.

Произведение по жанровой направленности относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной тематики рассматривает трагическую судьбу творческой личности, живущей в страшную и жестокую сталинскую эпоху.

Композиционная структура стихотворения является кольцевой, состоящей из вступительной части и следующих за ним четверостиший в количестве трех единиц в виде четырех катренов (строф), замыкающихся в начале и конце одними и теми же строчками.

При этом стихотворным размером произведения поэт выбирает разностопный анапест, ставящий ударение на третьем слоге строфы, в сочетании с точной рифмой (колесе-красе, грязцы-песцы), а также мужской рифмой в виде перекрестной рифмовки. Данный прием в отсутствии пиррихиев позволяет придать стихотворению жесткую, устойчивую звуковую ритмику, отвечающую авторскому идейному повествованию произведения.

Стихотворение наполняется авторскими рассуждениями о судьбе человека, окруженного трусами и хлипкой грязцой, не желающего ценой своей жизни осуществлять поддержку подлости и лживости. Именно поэтому лирический герой в произведении выражает согласие на ссылку, поскольку в окружении природы родной земли и в отсутствии партийных указаний, находясь вдали от волкодавьего века, чувствует себя в раю.

Отличительной особенностью творчества поэта, проявленной и в данном стихотворении, представляется лейтмотив в виде связи времен, выраженный в принятии автором страданий ради будущего и тех людей, которые родятся в дальнейшем, поскольку разорванные революцией узы с прошлым российской страны невозможно восстановить, по мнению автора.

История создания

Средства выразительности

Звукопись

Композиция

Стихотворение состоит из четырех четверостиший с использованием трехсложных стоп с ударением на третий слог (анапест). Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей). Используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Ритмика

Ритмическая организация текста строгая. Стихотворный размер анапест в соответствии с литературной традицией подчёркивает тяжесть внутренних переживаний лирического героя. Перекрёстная рифмовка и мужская рифма усиливают общее впечатление монотонности повествования.

Основные образы

Читайте также: