Юные журналисты в детском саду проект

Обновлено: 02.07.2024

Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.

Содержимое публикации

Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.

Педагогический проект для детей старшей и подготовительной группы.

Участники:воспитатели группы №8 Артемова Татьяна Даниловна, Шайсламова Татьяна Витальевна, учитель – логопед, психолог, дети, родители.

Вид: социально- педагогический

Масштаб: долгосрочный (до 2-х лет.), многопроектный, групповой, творческий.

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и коммуникации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую журналистику, основными компонентами которой являются: детское собирательство и интервьюирование. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми при развитии речевой активности, диалогической речи.

Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, вести диалог, доказывать, представлять, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, со сверстниками, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность

Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.

2) детский фольклор и художественное творчество;

3) коммуникативное поведение детей.

Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет и учебная мотивация. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Диалоги, которые ведут наши дети в интернете, поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. В дальнейшем, у детей будут серьезные трудности в умении реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.

Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.

Социальная уверенность, как качество личности проявлялась в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека) и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях). Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые были вовлеченными в сферу внимания, когда мы работали по внедрению проекта.

Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка .

Если создать предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей журналистики как формы детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. В результате реализации проекта воспитанники научаться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.

Задачи проекта:

Организовать в предметно –пространственной развивающей среде группы центр журналиста.

Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.

Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.

Воспитать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог друг с другом.

Ожидаемый результат:

1. Собственно речевые умения:

вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:

этика поведения, права и обязанности;

виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;

принципы оформления газеты, альманаха;

анализировать полученную информацию;

составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;

сочинять газетные заметки, репортажи;

Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

Содержание работы над проектом по этапам

I этап – подготовительный(октябрь, 2018г. – декабрь, 2018года)

График проектных мероприятий с детьми

Мероприятия с детьми

Создать в предметно-пространственной развивающей среде группы пресс-центр журналиста для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе.

Разработка моделей (карточек - схем). Обучение работы с моделями.

Разработка конспектов НОД, бесед, игр с целью отбора средств, методов и форм работы

Воспитатели группы, учитель логопед.

График проектных мероприятий с родителями(октябрь, 2018г. – декабрь, 2018года)

мероприятий с родителями

поделок, атрибутов из бросового

Кепки с символикой

Воспитатели группы, родители детей.

Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи с последующим обсуждением.

Воспитатели группы, родители детей.

Подборка детских журналов и газет.

Воспитатели группы, родители детей.

II - этап – Основной (реализация намеченных планов)

График проектных мероприятий с детьми ( январь, 2019г. – май, 2019 года )

Мероприятия с детьми

Дети, учитель логопед, воспитатели группы, родители детей.

П одбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков.

Воспитатели группы, учитель логопед.

П одбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия

Воспитатели группы, учитель логопед.

Построение деформированной фразы.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Дополнение предложений нужным по смыслу словом;

Воспитатели группы, учитель логопед.

Воспитатели группы, учитель логопед.

П одбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Встречи с интересными людьми города, интервьюирование. Развитие умения вести диалог со взрослыми.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Формирование умения вести диалог по телефону.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Интервью - командировка в медицинский кабинет. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

Воспитатели группы, учитель логопед.

График проектных мероприятий с родителями ( январь, 2019г. – май, 2019 года )

мероприятий с родителями

Воспитатели группы, учитель логопед.

Консультирование родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.

III этап – заключительный( июнь, 2019 г. – октябрь, 2019 года.)

Мероприятия с детьми

Воспитатели группы, родители детей.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Воспитатели группы, учитель логопед.

Воспитатели группы, родители детей.

детей по развитию связной и диалогической речи.

Итоговое родительское собрание

с презентацией, фотоотчетом,

журналов и видеозаписью НОД.

Воспитатели группы, учитель логопед, родители детей.

Выпуск методического пособия

для последующей кружковой работы

Воспитатели группы, учитель логопед, родители детей.

Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,

Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.

Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.

Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.

Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.

Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.

"Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под.ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.

"Социальный проект в образовании"/под.ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.

Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.

Приложение по проекту.

Контроль за выполнением

Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:

Принцип комплексного подхода.

Принцип целостного, системного анализа.

Принцип динамического изучения.

Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, использую психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.

Анализ полученных данных.

Диагностические задания.

Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:

Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Какой детский сад, группу ты посещаешь?

Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?

Ты с ними часто ссоришься? Почему?

Какие обязанности ты выполняешь в группе?

Ты помогаешь ребятам, а взрослым?

Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?

Что тебе в них не нравится?

Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?

Ты помогаешь родителям?

У тебя есть друзья во дворе?

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Критерии оценки.

Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).

Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.

Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.

Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.

Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.

4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.

1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.

0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.

• содействие становлению культурной, творческой, социально-активной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.

• формировать связную диалогическую и монологическую речь;

• развивать коммуникативные навыки и взаимодействие детей друг с другом, родителями и гостями детского сада;

• расширять и активизировать словарный запас;

• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

• формировать умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

• формировать представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.

В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

У детей шестого года жизни часто встречаются определё нные нарушения в речевом развитии: нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи. Поэтому необходимо развивать у детей устную монологическую и диалогическую речь. Так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Условия реализации проекта :

• наличие профессионального фотоаппарата

• умение работать в программах по обработке видео

• заинтересованность всех участников проекта

• привлечение родителей к участию в проектной деятельности

• совместная подготовка к интервью детей и взрослых

Этапы реализации проекта.

• На данном этапе была сформулирована тема проекта, цели и задачи.

С целью повышения мотивации воспитанников к участию в проекте были проведены занятия, беседы, игры и упражнения. Это помогло сформировать у дошкольников начальные представления о профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии, а также научить их организовывать сюжетно- ролевые игры с этими атрибутами.

На первом этапе в роли журналистов выступали педагоги ДОО и задавали вопросы детям на различные темы, а воспитанники старались давать развернутые и содержательные ответы.

На втором этапе дошкольники учились брать интервью, состоящее из 2-3 вопросов, которые они задавали друг другу и педагогам детского сада.

На третьем этапе были организованы встречи с людьми разных профессий. Перед тем как взять интервью с воспитанниками проводилась предварительная беседа, обсуждались вопросы, которые можно задать взрослым, специалистам своего дела.

Методы и приё мы работы с детьми:

• Просмотр видеофильмов, презентаций;

• Сюжетно- ролевые, дидактические игры;

Работа с родителями:

• Составление рассказов о профессиях;

• Совершенствование связной монологической и диалогической речи детей;

• Развитие любознательности, наблюдательности;

• Развитие уверенности в себе;

• Развитие познавательного интереса детей;

• Повышение уровня знаний о людях разных профессий у детей.

Интеграция образовательных областей.

История создания газеты, книги, журнала. Знакомство с профессией журналист, оператор, редактор, профессиями, связанными с журналистикой. Познакомить с видео-, фото - аппаратурой, обращением с ней.

Скороговорки, поговорки о журналах, книгах и т. д.

Чтение художественной литературы

В ходе проекта мы воплотили план, через содержание которого решали поставленные задачи.

1. Беседа «Зачем нужна речь?" Дать представление о важности грамотной правильной речи. Развивать культуру речи, умение выразить собственное мнение. Воспитывать умение слушать другого.

2. Ознакомление с трудом взрослых, трудом журналиста (загадки, картины).

Уточнить знания о профессиях, закреплять знания. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать желание трудится приносить пользу.

Закрепить знание о профессиях, инструментах для работы. Умение образовывать новые словесные образы, действия. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать выдержку, спокойствие.

Познакомить со средой детского сада. Развивать умение ориентироваться в детском саду, наблюдательность. Воспитывать культуру поведения, вежливость.

5. Составление совместного рассказа по картинке.

Уметь составлять описательный рассказ по картине. Развивать умение анализировать, пересказывать по графическому плану. Воспитывать внимание.

6. Познакомить с терминами: журналист, газета, интервью, профессия. Беседа о профессии журналиста. Объяснить значение терминов. Расширять знание детей. Воспитывать интерес к журналистике.

7. Рассказ о преимуществе общения людей друг с другом. Учить отвечать на заданный вопрос. Развивать умение логически заканчивать предложение. Воспитывать умение слушать, слышать.

8. Как мы боремся с трудностями (совместный рисунок).

Показать, как дети растут, развиваются. Развивать самооценку. Учить не бояться трудностей, ошибок.

13. Встреча с журналистом местной газеты.

Разработка содержания уголка журналиста. Продолжать знакомить с профессией, учить задавать вопросы по схеме интервью. Развивать мышление, способность открытого общения. Воспитывать инициативность.

Взятие интервью у работников детского сада. Учить связывать диалогическую речь. Развитие коллективных и личностных взаимодействий. Воспитывать самостоятельность.

Расширить знания об эмоциях, чертах характера людей. Развивать эмоционально чувственную сферу ребенка мира. Тренировать внимание, память, мышление. Способствовать развитию и пониманию эмоций у себя и других людей.

17. Задание, командировки (детский сад, родители, воспитанники ДОУ из других групп).

Продолжить учить брать интервью. Развивать интеллектуальные процессы и коммуникативные умения. Воспитывать самостоятельность.

18. Отчет: Выпуск газеты с репортажем и рисунками. Праздник вручения удостоверений юного журналиста.

Я начала этот проект из желания познакомить детей с новой профессией, заинтересовать , отвлечь от драк, дошкольники не умеют договариваться, анализировать проблемные ситуации, а новая игра учит умению общаться, способствует развитию любознательного ребенка и родителей привлечет. Основываясь на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании игра "Юный журналист" формирует навыки сотрудничества у детей, что им так необходимо. Родители меня поддержали.

ВложениеРазмер
проект "Юный журналист" 31.6 КБ
algoritm_intervyu_tri.docx 881.47 КБ
reportazh_o_lyudyah.docx 17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Балашиха, 2016 год

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:

-анализировать проблемные ситуации;

-самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;

-договариваться, действовать вместе с другими;

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, находить выход из проблемной ситуации, умению общаться, быть социализированным и коммуникативным.

Информационная карта проекта.

Вид проекта: групповой, длительный.

Тип проекта: информационно- практико-ориентированный, творческий.

Проект: длительный (4 месяца).

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, сотрудники детского сада.

Место проекта: МБДОУ № 41.

21 век- это стремительно меняющийся мир, эпоха компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета, ВАЙФАЯ. Информационные технологии дают нам новые возможности, а дети дошкольного возраста особенно тянутся ко всему новому, неизведанному. Познавательный интерес детей к различным областям знаний, сформирует навыки сотрудничества.

Материально- техническая база : помещение группы №6, музыкальный зал, физкультурный зал, участок для прогулки, ИКТ, подбор художественной литературы , микрофон (игрушка), фотоаппарат, блокноты по количеству играющих, ручки, бумага формата А6.

Цель проекта : формирование культурной, творческой, социально-активной коммуникативной личности.

-учить умению наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, способствовать использованию невербальных средств общения.

- Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

-Развивать способность ребенка к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.

-Воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, уметь договариваться.

Ожидаемый результат : - развиты социально-коммуникативные навыки, дети приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, обогатился их лексический запас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

Образовательные : Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;

  • формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;
  • формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий);
  • учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;
  • расширять и активизировать словарный запас.

Развивающие : совершенствовать умение детьми построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развёрнуто, связно, логично, обосновано, со смысловой завершенностью, выразительностью; - развивать социально-коммуникативные навыки и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, умение вступать в диалог;

  • развивать жизненно необходимые умения : справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение;
  • формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества;
  • развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.

Воспитательные : воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;

Тип проекта:

  • практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
  • практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
  • практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
  • практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
  • практико-ориентированный
  • познавательно-игровой
  • творческий
  • открытый

Место реализации проекта: МАДОУ

Участники проекта:

  • дети 5-7 лет воспитатели родители.
  • дети 5-7 лет воспитатели родители.
  • дети 5-7 лет воспитатели родители.
  • дети 5-7 лет воспитатели родители.
  • дети 5-7 лет
  • воспитатели
  • родители.

Продолжительность: долгосрочный проект

Технология организации детской журналистики

Технология организации детской журналистики

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Цель: расширение представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой

Цель: развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как – темп речи, тембр голоса, совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи.

Нетрадиционные и традиционные методы и приемы:

Развитие дикции: темпа и силы голоса

различных форм фольклора:

Пресс- центр

Цель: раскрытие творческих способностей детей умение работать в команде над созданием Детской газеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного кружка определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.

Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.

Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:

-развивать правильную связную диалогическую речь;

-развивать коммуникативные качества и создавать условия для личного общения детей друг с другом;

-расширять и активизировать словарный запас;

-способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

- формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;

- прививать интерес к профессии журналиста.

Пояснительная записка.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.

В работе со старшими дошкольниками много внимания уделяется познавательно-речевому направлению, ведь проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

В данной программе отражается проблема общения и его роли для развития личности ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Актуальность данной программы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;

ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.

Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.

Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:

развивать связную диалогическую речь;

развивать коммуникативные качества и способы личного взаимодействия детей друг с другом;

расширять и активизировать словарный запас;

способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыков;

прививать интерес к профессии журналиста.

Содержание и система мероприятий.

Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.

Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения.


Планируется:

Работа с чистоговорками, скороговорками, улучшающая дикцию и произношение детей-ответственная логопед Мухортова О.А.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога, обучаются азам риторики, поведению человека перед камерой и объективом.

Занятия построены на коммуникативно–познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры (“Выборы президента”; “Интервью литературного героя”, “Митинг сказочных героев”, “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др.), работу с газетами и журналами и строятся индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.

Работа по программе кружка организуется с учетом условий развивающей среды, форм и методов обучения.

Программа кружка “Юные журналисты” рассчитана на 1 год.

Кружок ведут воспитатели подготовительной логопедической группы Литвинюк С.В., Беседина О.В., педагог-логопед Мухортова О.А.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная логопедическая группа).

Основные занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут, всего 36 занятий в год.

В случае необходимости занятия кружка можно проводить дистанционно.

К работе кружка планируется привлечь родителей.

Занятия кружка “Юные журналисты” помогут детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о событии.

Также дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

Параллельно с получением новых знаний, умений, навыков, ограниченных программой кружка, дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

В итоговом результате у детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

Читайте также: