Юные журналисты в детском саду проект
Обновлено: 02.07.2024
Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.
Содержимое публикации
Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.
Педагогический проект для детей старшей и подготовительной группы.
Участники:воспитатели группы №8 Артемова Татьяна Даниловна, Шайсламова Татьяна Витальевна, учитель – логопед, психолог, дети, родители.
Вид: социально- педагогический
Масштаб: долгосрочный (до 2-х лет.), многопроектный, групповой, творческий.
Пояснительная записка
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и коммуникации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.
Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую журналистику, основными компонентами которой являются: детское собирательство и интервьюирование. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми при развитии речевой активности, диалогической речи.
Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).
И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, вести диалог, доказывать, представлять, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, со сверстниками, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.
Актуальность
Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.
2) детский фольклор и художественное творчество;
3) коммуникативное поведение детей.
Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет и учебная мотивация. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Диалоги, которые ведут наши дети в интернете, поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. В дальнейшем, у детей будут серьезные трудности в умении реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.
Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.
Социальная уверенность, как качество личности проявлялась в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми. В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека) и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях). Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые были вовлеченными в сферу внимания, когда мы работали по внедрению проекта.
Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка .
Если создать предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей журналистики как формы детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. В результате реализации проекта воспитанники научаться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.
Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.
Задачи проекта:
Организовать в предметно –пространственной развивающей среде группы центр журналиста.
Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
Воспитать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог друг с другом.
Ожидаемый результат:
1. Собственно речевые умения:
вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета:
использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:
этика поведения, права и обязанности;
виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
принципы оформления газеты, альманаха;
анализировать полученную информацию;
составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
сочинять газетные заметки, репортажи;
Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.
Содержание работы над проектом по этапам
I этап – подготовительный(октябрь, 2018г. – декабрь, 2018года)
График проектных мероприятий с детьми
Мероприятия с детьми
Создать в предметно-пространственной развивающей среде группы пресс-центр журналиста для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе.
Разработка моделей (карточек - схем). Обучение работы с моделями.
Разработка конспектов НОД, бесед, игр с целью отбора средств, методов и форм работы
Воспитатели группы, учитель логопед.
График проектных мероприятий с родителями(октябрь, 2018г. – декабрь, 2018года)
мероприятий с родителями
поделок, атрибутов из бросового
Кепки с символикой
Воспитатели группы, родители детей.
Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи с последующим обсуждением.
Воспитатели группы, родители детей.
Подборка детских журналов и газет.
Воспитатели группы, родители детей.
II - этап – Основной (реализация намеченных планов)
График проектных мероприятий с детьми ( январь, 2019г. – май, 2019 года )
Мероприятия с детьми
Дети, учитель логопед, воспитатели группы, родители детей.
П одбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков.
Воспитатели группы, учитель логопед.
П одбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия
Воспитатели группы, учитель логопед.
Построение деформированной фразы.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Дополнение предложений нужным по смыслу словом;
Воспитатели группы, учитель логопед.
Воспитатели группы, учитель логопед.
П одбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Встречи с интересными людьми города, интервьюирование. Развитие умения вести диалог со взрослыми.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Формирование умения вести диалог по телефону.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Интервью - командировка в медицинский кабинет. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
Воспитатели группы, учитель логопед.
График проектных мероприятий с родителями ( январь, 2019г. – май, 2019 года )
мероприятий с родителями
Воспитатели группы, учитель логопед.
Консультирование родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.
III этап – заключительный( июнь, 2019 г. – октябрь, 2019 года.)
Мероприятия с детьми
Воспитатели группы, родители детей.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Воспитатели группы, учитель логопед.
Воспитатели группы, родители детей.
детей по развитию связной и диалогической речи.
Итоговое родительское собрание
с презентацией, фотоотчетом,
журналов и видеозаписью НОД.
Воспитатели группы, учитель логопед, родители детей.
Выпуск методического пособия
для последующей кружковой работы
Воспитатели группы, учитель логопед, родители детей.
Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,
Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.
Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.
"Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под.ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.
"Социальный проект в образовании"/под.ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.
Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.
Приложение по проекту.
Контроль за выполнением
Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:
Принцип комплексного подхода.
Принцип целостного, системного анализа.
Принцип динамического изучения.
Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, использую психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.
Анализ полученных данных.
Диагностические задания.
Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.
Беседа представляет собой ряд вопросов:
Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Какой детский сад, группу ты посещаешь?
Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
Ты с ними часто ссоришься? Почему?
Какие обязанности ты выполняешь в группе?
Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
Что тебе в них не нравится?
Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
Ты помогаешь родителям?
У тебя есть друзья во дворе?
Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Каким ты хочешь, чтобы был человек?
Критерии оценки.
Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.
Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.
4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
• содействие становлению культурной, творческой, социально-активной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной творческой деятельности.
• формировать связную диалогическую и монологическую речь;
• развивать коммуникативные навыки и взаимодействие детей друг с другом, родителями и гостями детского сада;
• расширять и активизировать словарный запас;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
• формировать умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
• формировать представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
У детей шестого года жизни часто встречаются определё нные нарушения в речевом развитии: нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи. Поэтому необходимо развивать у детей устную монологическую и диалогическую речь. Так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Условия реализации проекта :
• наличие профессионального фотоаппарата
• умение работать в программах по обработке видео
• заинтересованность всех участников проекта
• привлечение родителей к участию в проектной деятельности
• совместная подготовка к интервью детей и взрослых
Этапы реализации проекта.
• На данном этапе была сформулирована тема проекта, цели и задачи.
С целью повышения мотивации воспитанников к участию в проекте были проведены занятия, беседы, игры и упражнения. Это помогло сформировать у дошкольников начальные представления о профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии, а также научить их организовывать сюжетно- ролевые игры с этими атрибутами.
На первом этапе в роли журналистов выступали педагоги ДОО и задавали вопросы детям на различные темы, а воспитанники старались давать развернутые и содержательные ответы.
На втором этапе дошкольники учились брать интервью, состоящее из 2-3 вопросов, которые они задавали друг другу и педагогам детского сада.
На третьем этапе были организованы встречи с людьми разных профессий. Перед тем как взять интервью с воспитанниками проводилась предварительная беседа, обсуждались вопросы, которые можно задать взрослым, специалистам своего дела.
Методы и приё мы работы с детьми:
• Просмотр видеофильмов, презентаций;
• Сюжетно- ролевые, дидактические игры;
• Работа с родителями:
• Составление рассказов о профессиях;
• Совершенствование связной монологической и диалогической речи детей;
• Развитие любознательности, наблюдательности;
• Развитие уверенности в себе;
• Развитие познавательного интереса детей;
• Повышение уровня знаний о людях разных профессий у детей.
Интеграция образовательных областей.
История создания газеты, книги, журнала. Знакомство с профессией журналист, оператор, редактор, профессиями, связанными с журналистикой. Познакомить с видео-, фото - аппаратурой, обращением с ней.
Скороговорки, поговорки о журналах, книгах и т. д.
Чтение художественной литературы
В ходе проекта мы воплотили план, через содержание которого решали поставленные задачи.
1. Беседа «Зачем нужна речь?" Дать представление о важности грамотной правильной речи. Развивать культуру речи, умение выразить собственное мнение. Воспитывать умение слушать другого.
2. Ознакомление с трудом взрослых, трудом журналиста (загадки, картины).
Уточнить знания о профессиях, закреплять знания. Развивать любознательность, мышление. Воспитывать желание трудится приносить пользу.
Закрепить знание о профессиях, инструментах для работы. Умение образовывать новые словесные образы, действия. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать выдержку, спокойствие.
Познакомить со средой детского сада. Развивать умение ориентироваться в детском саду, наблюдательность. Воспитывать культуру поведения, вежливость.
5. Составление совместного рассказа по картинке.
Уметь составлять описательный рассказ по картине. Развивать умение анализировать, пересказывать по графическому плану. Воспитывать внимание.
6. Познакомить с терминами: журналист, газета, интервью, профессия. Беседа о профессии журналиста. Объяснить значение терминов. Расширять знание детей. Воспитывать интерес к журналистике.
7. Рассказ о преимуществе общения людей друг с другом. Учить отвечать на заданный вопрос. Развивать умение логически заканчивать предложение. Воспитывать умение слушать, слышать.
8. Как мы боремся с трудностями (совместный рисунок).
Показать, как дети растут, развиваются. Развивать самооценку. Учить не бояться трудностей, ошибок.
13. Встреча с журналистом местной газеты.
Разработка содержания уголка журналиста. Продолжать знакомить с профессией, учить задавать вопросы по схеме интервью. Развивать мышление, способность открытого общения. Воспитывать инициативность.
Взятие интервью у работников детского сада. Учить связывать диалогическую речь. Развитие коллективных и личностных взаимодействий. Воспитывать самостоятельность.
Расширить знания об эмоциях, чертах характера людей. Развивать эмоционально чувственную сферу ребенка мира. Тренировать внимание, память, мышление. Способствовать развитию и пониманию эмоций у себя и других людей.
17. Задание, командировки (детский сад, родители, воспитанники ДОУ из других групп).
Продолжить учить брать интервью. Развивать интеллектуальные процессы и коммуникативные умения. Воспитывать самостоятельность.
18. Отчет: Выпуск газеты с репортажем и рисунками. Праздник вручения удостоверений юного журналиста.
Я начала этот проект из желания познакомить детей с новой профессией, заинтересовать , отвлечь от драк, дошкольники не умеют договариваться, анализировать проблемные ситуации, а новая игра учит умению общаться, способствует развитию любознательного ребенка и родителей привлечет. Основываясь на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании игра "Юный журналист" формирует навыки сотрудничества у детей, что им так необходимо. Родители меня поддержали.
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Юный журналист" | 31.6 КБ |
algoritm_intervyu_tri.docx | 881.47 КБ |
reportazh_o_lyudyah.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Балашиха, 2016 год
Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:
-анализировать проблемные ситуации;
-самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
-договариваться, действовать вместе с другими;
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка, умеющего вести диалог, находить выход из проблемной ситуации, умению общаться, быть социализированным и коммуникативным.
Информационная карта проекта.
Вид проекта: групповой, длительный.
Тип проекта: информационно- практико-ориентированный, творческий.
Проект: длительный (4 месяца).
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители, сотрудники детского сада.
Место проекта: МБДОУ № 41.
21 век- это стремительно меняющийся мир, эпоха компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета, ВАЙФАЯ. Информационные технологии дают нам новые возможности, а дети дошкольного возраста особенно тянутся ко всему новому, неизведанному. Познавательный интерес детей к различным областям знаний, сформирует навыки сотрудничества.
Материально- техническая база : помещение группы №6, музыкальный зал, физкультурный зал, участок для прогулки, ИКТ, подбор художественной литературы , микрофон (игрушка), фотоаппарат, блокноты по количеству играющих, ручки, бумага формата А6.
Цель проекта : формирование культурной, творческой, социально-активной коммуникативной личности.
-учить умению наблюдать и сравнивать, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, способствовать использованию невербальных средств общения.
- Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
-Развивать способность ребенка к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
-Воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, уметь договариваться.
Ожидаемый результат : - развиты социально-коммуникативные навыки, дети приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, обогатился их лексический запас.
Цель проекта:
Образовательные : Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;
- формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;
- формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий);
- учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;
- расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие : совершенствовать умение детьми построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развёрнуто, связно, логично, обосновано, со смысловой завершенностью, выразительностью; - развивать социально-коммуникативные навыки и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, умение вступать в диалог;
- развивать жизненно необходимые умения : справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение;
- формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества;
- развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные : воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;
Тип проекта:
- практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
- практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
- практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
- практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый
- практико-ориентированный
- познавательно-игровой
- творческий
- открытый
Место реализации проекта: МАДОУ
Участники проекта:
- дети 5-7 лет воспитатели родители.
- дети 5-7 лет воспитатели родители.
- дети 5-7 лет воспитатели родители.
- дети 5-7 лет воспитатели родители.
- дети 5-7 лет
- воспитатели
- родители.
Продолжительность: долгосрочный проект
Технология организации детской журналистики
Этапы реализации проекта
Цель: расширение представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой
Цель: развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как – темп речи, тембр голоса, совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи.
Нетрадиционные и традиционные методы и приемы:
Развитие дикции: темпа и силы голоса
различных форм фольклора:
Пресс- центр
Цель: раскрытие творческих способностей детей умение работать в команде над созданием Детской газеты.
Актуальность данного кружка определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.
Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.
Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:
-развивать правильную связную диалогическую речь;
-развивать коммуникативные качества и создавать условия для личного общения детей друг с другом;
-расширять и активизировать словарный запас;
-способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
- прививать интерес к профессии журналиста.
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.
В работе со старшими дошкольниками много внимания уделяется познавательно-речевому направлению, ведь проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
В данной программе отражается проблема общения и его роли для развития личности ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Актуальность данной программы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.
Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.
Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.
Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:
развивать связную диалогическую речь;
развивать коммуникативные качества и способы личного взаимодействия детей друг с другом;
расширять и активизировать словарный запас;
способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыков;
прививать интерес к профессии журналиста.
Содержание и система мероприятий.
Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения.
Планируется:
Работа с чистоговорками, скороговорками, улучшающая дикцию и произношение детей-ответственная логопед Мухортова О.А.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога, обучаются азам риторики, поведению человека перед камерой и объективом.
Занятия построены на коммуникативно–познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.
Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры (“Выборы президента”; “Интервью литературного героя”, “Митинг сказочных героев”, “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др.), работу с газетами и журналами и строятся индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.
Работа по программе кружка организуется с учетом условий развивающей среды, форм и методов обучения.
Программа кружка “Юные журналисты” рассчитана на 1 год.
Кружок ведут воспитатели подготовительной логопедической группы Литвинюк С.В., Беседина О.В., педагог-логопед Мухортова О.А.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная логопедическая группа).
Основные занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут, всего 36 занятий в год.
В случае необходимости занятия кружка можно проводить дистанционно.
К работе кружка планируется привлечь родителей.
Занятия кружка “Юные журналисты” помогут детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о событии.
Также дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Параллельно с получением новых знаний, умений, навыков, ограниченных программой кружка, дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
В итоговом результате у детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
Читайте также: