Ю м николаев содержание и виды физкультурно спортивной деятельности читать

Обновлено: 03.07.2024

В статье сформулированы особенности методики развития физических качеств и свойств личности подростков в процессе занятий кендо.

1. Быховская, И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела : методологические основания анализа проблемы / И.М. Быховская // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 12. – С. 7-12.

2. Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 1. – С.7-11.

3. Николаев, Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 4. – С.15-20.

4. Николаев, Ю.М. Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности / Ю.М. Николаев. – СПб. : [б.и.], 2007. – 100 с.

Реформы, затронувшие всю современную систему образования, не обошли стороной физическое воспитание. Однако его совершенствование на основе устаревших положений, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, не приносит результатов в формировании физической культуры обучающихся. Сложившаяся ситуация, по мнению М.Я. Виленского (Москва), Ю.М. Николаева (Санкт-Петербург), Т.В. Скобликовой (Курск), Е.В. Конеевой (Калининград), является следствием не разработанности культурологического аспекта физического воспитания, его односторонней ориентацией на телесное развитие при игнорировании интеллектуальной и духовной сфер человека.

Тема формирования физической культуры человека всегда привлекала внимание ученых, работающих в области теории и методики физического воспитания. Совершенствование учебного процесса должно предполагать планомерный переход от обязательных форм к процессу физического самосовершенствования обучающихся. Такой путь обуславливает усиление образовательной и методической направленности педагогического процесса, освоения обучающимися физкультурных знаний, позволяющих им самостоятельно и рационально осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.

Рассматривая проблему формирования телесной культуры, необходимо понимать важность основополагающего принципа физкультурного воспитания, предполагающего реализацию идеи гармонизации духовного и физического развития человека. Поиск и разработка таких форм организации физкультурно-спортивной деятельности, которые изначально имели бы в своем содержании социально-культурный смысл, являются одной из основных задач физкультурного воспитания.

Наиболее значимыми внешними факторами, препятствующими физкультурно-спортивной деятельности, для обучающихся в различных образовательных организациях являются:

-недостаточность свободного времени;

-недостаточность знаний в сфере физической культуры и спорта;

-слабые возможности в выборе вида спорта, спортивного инвентаря и формы.

На формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности оказывают влияние:

-повышение качества занятий;

-возможность выбора вида спорта, который наиболее приемлем для занимающегося;

-возможность заниматься на современно оборудованной материальной базе.

Между тем явно просматривается недооценка обучающимися духовной ценности занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Обучающиеся редко связывают занятия физическими упражнениями с развитием целеустремленности, коллективизма, уравновешенности, энтузиазма, оптимизма, художественного вкуса. Такая ситуация является следствием слабой образовательно-воспитательной направленности учебного процесса и доминирование в нем подхода, основанного на приоритете общей и профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся. Это, в свою очередь, сказывается на потребности обучающихся в обращении к физкультурным ценностям.

Доминирующим направлением совершенствования системы физического воспитания, обучающихся является использование в структуре занятий популярных среди молодежи видов спорта. Учебная программа занятий должна составляться с учетом особенностей физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся. Особую популярность среди молодежи сегодня приобретают силовые виды спорта (атлетическая гимнастика, бодибилдинг, пауэрлифтинг и др.). Занятия этими видами спорта способствуют развитию силы, коррекции фигуры.

Вопросы и задания:

1.Обоснуйте необходимость воспитания занимающихся физической культурой и спортом и почему в этом заинтересован сам тренер?

2.Перечислите цели воспитания, раскройте их гуманную направленность.

3.Каким смыслом наполняется содержание задач различных сторон воспитания?

4.Каков характер воспитательных задач, решаемых в процессе занятий физической культурой и их особенности.

5.Охарактеризуйте концепцию формирования физической культуры личности, разработанную М.Я. Виленским, Ю.М. Николаевым, Т.В. Скобликовой, Е.В. Конеевой.

6.Обоснуйте связь физического воспитания с другими сторонами воспитания. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

Практическая работа:

1.Сформулируйте цели воспитания для:

-группы новичков вашего вида спорта;

-спортсменов II взрослого разряда по вашему виду спорта;

-для спортсменов высших разрядов (КМС, МС).

При определении целей воспитания ориентируйтесь на текущие потребности в организации и проведении учебно-тренировочного процесса: сплочения группы, единства ее целеориентирования, формирования доброжелательной атмосферы, добросовестного выполнения заданий, развития личностных качеств.

2.Определите воспитательные задачи, решаемые в процессе занятий спортом, в зависимости от:

-содержания и направленности занятий;

-конкретных условий их проведения;

-возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся.

Тема 3.3. Особенности, структура и содержание воспитательного процесса в физической культуре и спорте

Из этой темы вы узнаете:

-Сущность и структурные компоненты воспитательного процесса.

-Особенности воспитательного процесса.

-Содержание воспитания, основные подходы к определению содержания воспитания.

учебники, учебные и учебно-методические пособия (Абзалов Р. А., 2002, 2005; Барчуков, Нестеров, 2006; Беляев, Игнатьев А. С., Лотоненко, 1991; Введение., 1983; Виноградов П. А., Жолдак, Чеботкевич, 1995; Выдрин, 1988, 2001; Выдрин, Зыков Б. К., Лотоненко, 1991; Глазырина, 2001; Давиденко А. Д., Нестеров, Щеголев, 2004; Жолдак, 1992; Жолдак, Коротаева, 1994; Ильинич, 2004; Карпов, Щеголев, Щедрин, 2006; Ларина, 2004а, б, 2005б; Лубышева, 1996б, 2001; Лубышева, Лотоненко, Игнатьев А.С., 2000; Лукьяненко В. П., 2001; Максименко, 2007; Масалова, 2012; Матвеев А. П., 1997а, 2000, 2002, 2003, 2005, 2007; Матвеев Л. П., 1991, 2002, 2008;

Минбулатов, 1993; Николаев Ю. М., 2010а, б; Основные понятия., 1991; Педагогика., 2010; Пономарев Н. А., 1976; Сулейманов, 1999; Теория., 2003; Физическая культура. Образовательная программа., 1995; Физическая культура от трех., 2006; Физическая культура студента, 2001; Физическая культура: учебник, 2012; Философско-социологические проблемы., 1985; Чесноков, Красников, 2002; Шилько, 2005; Щербаков, 2006; Янсон, 2004; и др.).

Обе концепции за основу берут культурологический подход к пониманию физического воспитания и главной его целью считают воспитание физической культуры личности, которая понимается по-разному, а потому по-разному понимается и физическое воспитание.

Вот несколько иллюстраций такого понимания физической культуры.

На основе первой концепции физической культуры предлагается и соответствующая интерпретация физического (физкультурного) воспитания как педагогической деятельности по использованию особой (физкультурной) формы двигательной деятельности человека в целях оздоровления, физического совершенствования, организации отдыха, развлечения, рекреации, эстетического и нравственного воспитания и т. д.

Приведем другие примеры аналогичного понимания физической культуры.

На основе указанного понимания физической культуры формируется и соответствующая концепция физического воспитания как деятельности по использованию комплекса средств – занятий физкультурой (физическими упражнениями), спорта, питания, гигиенических средств и т. д. для формирования и коррекции тела человека (его телосложения, двигательных способностей, тех или иных компонентов здоровья) в соответствии с принятыми в обществе знаниями, культурными образцами, нормами, идеалами.

Вот несколько иллюстраций:

Второй подход

Данный концептуальный подход излагается во многих научных публикациях и диссертациях (Бальсевич, 1996, 2002а, б, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009; Инновационная образовательная технология. 2006; Лубышева, 2009а, б, 2010, 2011а, б, 2012; Радаева, 2008; Романович В. Л., Световец, 2006; Спортивно-ориентированное физическое воспитание., 2006; Спортизация., 2007; Фонарев, 2003, 2008; Шилько, 2003, 2004, 2005; и др.).

учет спортивных интересов воспитуемых (Найданов, 1995);

существенное расширение знаний, связанных со сферой спорта (Скирда, 2011);

включение в процесс физического воспитания занятий определенным видом спорта (Грибачева, Круглихин, 2010; Токарь, 2002; Шилько, 2005);

Многие исследователи к числу особенно важных направлений спортивно ориентированного физического воспитания относят олимпийское образование (подробнее об этом см. в главе 13).

Таковы основные концептуальные подходы в понимании современного физического воспитания в российских публикациях.

Все другие, как правило, остаются в рамках этих подходов, но акцентируют внимание и выдвигают на передний план лишь определенные их стороны, аспекты, компоненты.

– (2005) Физическая культура: учеб. пос. для учащихся средних общеобразовательных учреждений. – Казань: Магариф. – 159 с.

Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. (1997) Экология физической культуры человека // Теория и практика физ. культуры. – № 8. – С. 53–54.

Агашин М.Ф. (2000) Волновые тренажеры: Классификация и область применения // Сборник трудов ученых РГАФК. – М. – С. 4–10.

– (2011) Классификация упражнений с волновыми тренажерами // Инновационные технологии в физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы 2-ой научно-практической конф. (февраль 2011). – М.: ЦОМОФВ, МГПУ, ПИФК. – С. 248–252.

Агашин Ф.К., Агашин М.Ф., Ткачук А.П. (1995) Биомеханические станки (волнары) как база новых технологий олимпийской подготовки спортсменов и оздоровительной работы с населением России // Олимпийский бюллетень. РГАФК ЦОА. – М. – № 2. – С. 66–74.

Аг-оол Е.М., Кечил-оол А.М., Монгуш Г.В. (2007) Танцевально-игровые упражнения в основе уроков гимнастики в старших классах (опыт работы школ Республики Тыва) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – № 3. – С. 63–66.

Адамский Н.В. (2007) Цели и задачи физкультурного образования школьников России и стран Европы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – № 2. – С. 17–19.

Алексеева Е.В. (2006) Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода: Автореф… канд. пед. наук. – Нижний Новгород. – 23 с.

Аллакаева Л.М. (2004) Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: Автореф… дис. канд. пед. наук. – Н. Новгород. – 23 с.

/37/ Алферова И.А. (2006) Технология формирования адаптивной образовательно-оздоровительной среды студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Физическая культура и спорт в 21 веке: сб. тр. – Волжский. – С. 12–14.

Анализ программ школьного физического воспитания в развитых капиталистических странах (обзорная информация)/Составители: Бондаревский Е.Я., Жарова Л.Б., Станиславская Е.Г. и др. – М.: ЦООНТИ-ФиС, 1986. – 20 с.

Антикова В.А. (1990) Клубы по интересам как направление развития спортивно-гуманистического движения // Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: Тез. докл. Всесоюзной научно-практич. конф. в г Минске. – М. – С. 64–66.

Антипова Е.П. (2010) Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами решения // Теория и практика физ. культуры. – № 3. – С. 48–50.

Антонюк С.Д., Королев С.А., Глинина К.В. (2007) Обоснование образовательного пространства адаптивной физической культуры на основе принципа интеграции // Теория и практика физ. культуры. – № 8. – С. 24–27.

Апанасенко Г.Л. (2006) Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования // Теория и практика физ. культуры. – № 1. – С. 19–24.

Арнот Т. (1992) Тесты на физическую подготовленность // Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах. – Тематич. подборка вып. 5. – М.: ВНИИФК. – С. 26–40.

Арсеньев А.Е. (2008) Педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у подростков во внеурочной деятельности: Автореф… дис. канд. пед. наук. – Кострома. -27 с.

Арутюнян Т.Г. (2010) Оздоровительная система профессора Виталия Федоровича Прядченко: монография. – Красноярск. – 282 с.

2. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

3. Круглова Т.Э.Спортивный менеджмент. Учебно-методическое пособие/Т.Э.Круглова; СПб ГУФК им.П.Ф.Лесгафта.- СПб.:(б.и.),2006

4. Круглова Т.Э.Современные проблемы спортивного менеджмента. Учебно-методическое пособие /Т.Э.Круглова; Санкт-Петербургский гос.ун-т физической культуры им.П.Ф.Лесгафта.- СПб.:(б.и.),2008

6. Филиппов С.С. Спортивное движение и его социальные институты. Учебно-методическое пособие/С.С.Филиппов, В.В.Ермилова; СПбГУФК им.П.Ф.Лесгафта.- СПб.:(б.и.), 2007.

Дополнительная литература:

1.Бутова Т.Г., Казаков А.А., Черных В.М. Исследование предпочтений населения в занятиях физической культурой и спортом в условиях формирующегося рынка услуг// Теория и практика физической культуры.-2006, № 3. С.18.

2.Василевская И.В.Экологический менеджмент: Учебное пособие-М.,2004

Воронин С.Э., Филиппов С.С.Правовая информация в управлении физкультурно - спортивными организациями. Монография /СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта-СПБ, 2000.

3.Воронцов О.В.Первая Российская Олимпиада.-М.:Физкультура и Спорт, 2006.

4.Дронов Г.З. Маркетинговая деятельность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Теория и практика физической культуры.-2006, № 10.

5.Круглова Т.Э.Подготовка студентов вузов физической культуры к работе менеджера: Монография /СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта.-СПб,2000

6.Кулибанова В.В.Маркетинг сервисных услуг.- СПб.: Вектор, 2006

7.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие /М.И.Золотов, В.В.Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г.Сейранов.-М.,2001.

8.Николаев Ю.М.Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности :Учеб.метод.пособие/Ю М.Николаев.-СПб.:Олимп-СПб, 2007

9.Николаев Ю.М.История и методология науки о физической культуре и спорте:Учеб.-метод.пособие /Ю.М. Николаев.-СПбИзд-во «Олимп-СПб, 2010

10.Олимпийская летопись Петербурга: Учебное пособие/Сост. Т.В.Казанкина, С.С. Филиппов. СПб,2002.

11.Полиевский С.А., Шафранская А.Н.. Инфраструктура и материальная база физической культуры и спорта: перспективы инновационного развития Теория и практика физической культуры.- 2006, № 7. С. 2.

12.Панфилова А.П.Громова Л.А.Корпоративное обучение на основе гуманитарных технологий: Программы и методические рекомендации.-СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2008

13.Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. -Санкт-Петербург,2008.

14.Степанова О.Н.Маркетинг в сфере физической культуры и спорта.-М.,2003

14.Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина.-М.2003

15.Филиппов С.С. Основы менеджмента в сфере физической культуры: Учебное пособие. СПб, 2004.

16.Филиппов С.С. Документационное обеспечение управленческой деятельности в физкультурных организациях: Учебное пособие.- М.,2004.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Современные проблемы спортивного менеджмента

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Читайте также: