Языковой анализ в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;
  • определение способа преподнесения материала учащимся;
  • характер взаимодействия учителя и учащихся;
  • определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке.

Методы по этапам учебного процесса :

  • методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования;
  • методы, применяемые на этапе усвоения нового материала;
  • методы закрепления; методы контроля и оценки и др.

Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи.

Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Языковой анализ как метод

В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное – это обобщение, вершина познавательного процесса.

Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):

  • языковой анализ текста;
  • синтаксический анализ (в пределах предложения);
  • морфологический анализ (части речи, их формы);
  • морфемный анализ (состав слова);
  • словообразовательный анализ;
  • анализ или характеристика лексики;
  • фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);
  • элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики.
  • Для устной речи - характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр.

Огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их.

В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом.

Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род алгоритма.

Например, последовательность морфологического разбора такова:

  1. определить, к какой части речи относится разбираемое слово;
  2. назвать его в его исходной форме;
  3. назвать постоянные признаки слова как части речи;
  4. определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.;
  5. указать окончание и основу; определить морфемный состав основы;
  6. указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую функцию;
  7. возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки.

Порядок синтаксического анализа предложения :

  1. прочитать предложение с необходимыми интонациями;
  2. указать, простое оно или сложное;
  3. если сложное - с союзами или без;
  4. если простое: функциональный тип, интонационный тип, распространенное или нет, и т.п.;
  5. главные члены: последовательность разбора членов предложения по синтаксическим связям между ними;
  6. возможно: какой частью речи выражен каждый член предложения;
  7. осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры предложения, по интонации и смыслу).

Порядок лингвистического анализа текста (его компонента - абзаца, сложного синтаксического целого):

  1. прочитать данный компонент текста;
  2. сказать, из какого произведения взят отрывок, кратко - его содержание;
  3. указать на его относительную законченность, самостоятельность;
  4. указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение;
  5. охарактеризовать связи между предложениями: смысловую, союзную, местоименную, с помощью повторов слов и пр.;
  6. указать соотнесенность глагольного времени в предложениях;
  7. лексические характеристики;
  8. прямую речь, если есть (как она построена);
  9. возможно: знаки препинания.

Порядок характеристики слова как лексической единицы :

  1. семантический аспект; значение слова, его толкование;
  2. если слово многозначно - толкование нескольких значений;
  3. подбор синонимов к слову, возможно - антонимов;
  4. возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления;
  5. возможно: переносное значение в данном тексте;
  6. какая часть речи;
  7. морфемный состав;
  8. возможно: объяснение словообразования.

Порядок фонетического анализа :

  1. произнесение слова;
  2. выделение звуков в слове, их количество;
  3. соотнесение звукового и буквенного состава слова;
  4. объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука;
  5. указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал);
  6. характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр.;
  7. слогоделение, ударяемые и безударные слоги;
  8. ударение;
  9. возможно: транскрибирование;
  10. указание орфограмм и способа их проверки.

Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях.

Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых упражнениях анализ идет впереди синтеза.

В учебных целях синтез чаще всего используется как конструирование.

Виды учебного языкового конструирования:

  1. сложение слов, синтез звуковой: построение слов (фонетических) из сочетаний звуков;
  2. то же в буквенном, письменном варианте: сложение слов из букв и их сочетаний (на наборном полотне или письменно); образование слов из данных или подбираемых морфем; составление гнезд родственных слов (однокорневых); образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр.;
  3. образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;
  4. составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;
  5. составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.

Этот метод, высоко оцененный Ф.И. Буслаевым, имеет два варианта:

  1. сравнение родного (современного) языка с различными ступенями его истории - славянскими, древнерусскими
  2. сравнение современного русского языка, родного для учащихся, с изучаемыми языками (английским, французским, испанским, немецким и пр.).
  3. сравнение изучаемого русского языка (которым многие дети уже владеют) с родным языком, например: татарским, карельским, мордовским и др.

Условия возрождения этого метода или его элементов:

  1. введение в круг чтения школьников хотя бы небольших отрывков из древнерусской литературы, из церковнославянских текстов.
  2. введение небольших справок по исторической фонетике, графике и грамматике русского языка, доступных случаев словообразования и этимологии. Отличный материал содержат пословицы, фразеологические единицы, язык сказок и былин. Полезно также знакомство с говорами, с диалектной лексикой, топонимами (названиями рек, озер, гор, городов, деревень).
  3. изучение неродных языков: они дадут материал если не для исторической, то для сравнительной методики.

Эти методы выводятся в соответствии с моделью:

от общей закономерности познания —> к принципу к методу обучения.

Такой подход более эффективен для изучения языка (языков), так как:

  • первым нацелен на зрительные восприятия,
  • изучение же языка в первую очередь ориентировано на слуховое, акустическое восприятие речи, языковых форм и на его акустическое продуцирование.

Такое понимание наглядности находит применение в изучении:

  • фонетики,
  • в выразительном чтении,
  • в орфоэпии,
  • интонациях,
  • в развитии дикции, голоса,
  • в диалогах и монологах,
  • в различении смысловых оттенков речи,
  • в разграничении слов, особенно - паронимов.

Зрительная наглядность в языковом развитии школьников иг рает вспомогательную роль:

  • это использование картин и других наблюдаемых объектов для бесед и рассказов,
  • для лучшего понимания слов и оборотов речи,
  • для сочинений и других речевых упражнений,
  • для словарной работы,
  • для эстетического, эмоционального развития школьников.
  • Используется также такой прием, как рисование картин, иллюстраций самими учащимися.

Большое место в системе обучения имеют различного рода таблицы, схемы, модели, диаграммы, в орфографии работает зрительное запоминание, в языковом анализе – условное подчеркивание и т.п.

Используются, наконец, цветные мелки для выделения изученных морфем, орфограмм и пр.

Метод рассказа учителя

Это вариант метода лекционного, который в начальных классах в полном объеме не применяется.

Сущность этого метода в том, что учитель излагает новую тему сам, в строгой логике, достаточно высоким научным стилем, целесообразность метода в том, чтобы учащиеся получили новое знание в полной форме, без блужданий.

В таком изложении должны быть элементы рассуждения и доказательства; рассказ учителя сопровождается доступными примерами, наглядными записями на доске, используются плакаты и пр. По ходу рассказа учителя ученикам задаются вопросы, т.е. рассказ не чужд элементов беседы. Продолжительность такого рассказа - не более 7-8 минут.

Рассказ учителя обычно сочетается с другими методами, предусматривающими высокий уровень познавательной активности самих учеников.

Эвристические, или поисковые, методы

Они рассматриваются как основа развивающего обучения.

Эвристика – метод обучения через открытия, через решение субъективно-творческих задач; метод предполагает создание ситуаций, подводящих ученика к микрооткрытию, проводит ученика по ступеням поиска, пройденным когда-то первооткрывателем данной частицы нового знания.

Осознание проблемы имеет три степени самостоятельности, приближающей школьника к творчеству:

  • понимание ситуации, порождающей вопросы, осознание мотивов, превращающее их в цель;
  • осознание возможного способа решения задачи, достижения цели;
  • сравнение нескольких способов решения, выбор оптимального варианта.

На высших, исследовательских, ступенях эвристической методики ученик практически использует многие методы научного исследования: наблюдение с различными способами фиксации результатов (запись, условные знаки, рисунок), моделирование, обобщение, таблицу.

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития.

Функции игры в школе:

Пока язык рассматривается как замкнутая система, можно ограничиться изучением его структуры и механизмов.

Но, когда мы выходим в область прагматики, т.е. использования языка в ситуациях общения, неизбежно встают вопросы:

  • о мотивах, целях высказывания, о его смысле, т.е. о содержании, обусловленном мотивами;
  • о выборе вербальных и невербальных средств (к числу невербальных средств общения относятся жесты, мимика, прикосновения -тактильное общение, интонации, умолчания и пр.);
  • о коммуникативной целесообразности выбора тех или иных средств;
  • о механизме выбора слов, об их порядке в предложении.

Изучая лексику , школьники осознают знаковую функцию слов и зависимость значений от условий коммуникации.

Грамматику школьники усваивают как средство оптимального взаимопонимания в общении, уясняют роль предложения в обмене мыслями.

В коммуникативной методике заложены основы не только понимания речи других и языка литературных произведений, но и усложнение самого языка:

  • потребности выражения мысли требуют введения новых слов,
  • усложненных синтаксических структур.

Коммуникативные методы в наибольшей степени вводят школьников в мир языковой целесообразности, способствуют пониманию необходимости каждой, казалось бы, мелочи в системе языка.

Язык предстает перед школьниками как логически целостная система.

Коммуникативные методики не противоречат никаким другим методам, они дополняют и углубляют их.

Программированное обучение и компьютер

В любом случае языковой теоретический и практический материал должен быть определенным образом препарирован, описан доступно, удобно для процесса обучения.

Эта идея компоновки, препарирования материала, представления его в виде обучающих программ наиболее ярко выражена в так называемом программированном обучении (60-е годы) и в компьютерном обучении (80-90-е годы).

Программированное обучение предполагает три требования :

В настоящее время применение компьютера в школе или дома ограничивается следующими ситуациями;


Развитие речи учащихся — это процесс системного обучения составлять предложения по выбору подходящего слова и его формы, а также работа над грамотным оформлением мыслей и его содержанием. Используются разные виды речи: говорение, слушание, письмо, чтение. Важно, чтобы язык формировался под влиянием правильной культурной среды, на основе речи учителя, родителей и чтения художественной литературы [5]. Считается, что в начальной школе есть два требования к устной речи учащихся:

  1. Отвечать полным ответом на задаваемые учителем вопросы.
  2. Пересказывать последовательно прочитанный текст.

Чтобы выяснить какой уровень развития речевых умений у детей, можно использовать методику Т. А. Фотековой [7], которая исследует сенсомоторный уровень, навык языкового анализа и сформированность устной речи.

Оценивается по следующим критериям:

На основе результатов диагностики можно сделать вывод, на каком уровне находится развитие речи у младших школьников. В эксперименте приняли участие по 10 детей контрольной и экспериментальной групп.

Учитывая выявленные проблемы, разработан цикл уроков литературного чтения с целью повышения уровня развития речевых умений. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу (Таблица 1).

Уровни развития речи младших школьников

Уровень

Группа

Контрольный

Экспериментальный

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

Уровень развития речи детей младшего школьного возраста повысился благодаря организации специального обучения родной речи с использованием художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной деятельности.

Таким образом, использование художественных произведений в развитии речи младших школьников осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на языковой анализ художественных произведений.

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Академия, 2014. — 400 с
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В. П. Аникин. — М.: Учпедгиз, 2015. — С.104.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2015. — 255 с.
  4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева. — М.: Наука-Питер, 2017. — 102 с.
  5. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т. П. Сальникова. — М.: Институт практической психологии, 2014. — 300 с.
  6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. М.: Просвещение, 2014. — 239 с.
  7. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. — М.: Аркти, 2015. — 56 с.

Основные термины (генерируются автоматически): значение слова, ребенок, значение пословицы, литературное чтение, пословица, предложенный жанр фольклора, развитие речи, речевая ситуация, текст, требуемая грамматическая форма, уровень, устная речь учащихся, художественная литература, эксперимент, экспериментальная группа, языковой анализ.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс.

Развитие образности речи дошкольников средствами.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии речи детей

Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму, потому что малыш бессознательно

– Границы между реалистическими и сказочными жанрами дети ощущают чётче, чувствуют законы сказочной

Развитие речи детей дошкольного возраста.

Использование народного фольклора в речевом развитии.

Развитие речи — это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мера успешности обучения детей в школе. Литература

Пословицы и поговорки в системе развивающей речевой работы.

- приобщение детей к народным формам речи в гармоничной связи с другими формами речевой деятельности; - от уровня знаний пословично-поговорочных выражений со стороны воспитателей; наличия достаточного уровня развития словаря у детей

Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников

Особенности развития речи. Дошкольный возраст. Речь открывается от конкретной

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в

ребенок, родной язык, речевая среда, письменная речь, слово, связная речь, звуковой.

Фольклор как способ формирования речевых умений на.

Ключевые слова: речевые умения, фольклор, языковая коммуникация, В жизни человека речевая коммуникация имеет большое значение. В становлении же личности ребенка речь занимает одно из ведущих мест.

Развитие речи детей раннего возраста посредством.

Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот.

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с

Как отмечал Львов М. Р., «к источникам развития речи учащихся в процессе изучения литературы необходимо отнести в первую очередь художественный текст, затем.

Читайте также: