Язык образования в доу как ответить

Обновлено: 04.07.2024

Как известно, важнейшим условием полноценного развития народа является сохранение своего родного языка. Язык – одно из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность. Как не привести слова хантыйского поэта Р. Ругина:

Мосьхорпи па хорам ясанг,

Артахаян хулисам ма.

Ат па уйтлам па сырясанг,

Ма самем наиса лув.

Отчий язык мой, зовущий

К правде и свету язык!

В малом народе живущий,

Разве он впрямь невелик?

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций.

Наш детский сад посещает 120 детей. Из них детей коренных национальностей: ханты – 28, коми –10, ненцы – 20. К сожалению, детей, знающих свой родной язык, нет. Хантыйский язык стоит перед угрозой исчезновения. В основном на родном языке говорят бабушки и совсем немного молодых людей современного общества владеют родным языком.

Перед нами встала проблема: как возродить хантыйский язык? Решение данной проблемы мы видим в изучении родного языка в детском саду. Чем раньше это обучение произойдёт, тем лучше будет результат.

Но главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Также ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. Ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка: русский и хантыйский.

Основная цель – привитие любви к родному языку.

Имеется позитивный опыт пользования родным языком в детском саду: педагог говорит с детьми на двух языках – на родном и русском.

- тесное сотрудничество с родителями, учёт их желания, чтобы ребёнок изучал родной язык;

- создание предметно-развивающей среды – оформление кабинета родного языка (чум, содержание чума);

- наличие национальных кукол, игр и игрушек;

- планирование и проведение занятий с элементами игры и сюрпризами;

- проведение физкультминуток на хантыйском языке;

- создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, легенд, загадок, песен на хантыйском языке);

- изготовление игрового материала.

Дети под руководством педагога умело играют в национальные игрушки: копыта, оленьи косточки, покрашенные в разные цвета (заодно повторяем и цвета). Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижных играх, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала (копыта и оленьи косточки, верёвки, лук, нарты). С большим удовольствием играют в хантыйские куклы – Акань, прибирают в чуме, расставляют кукол.

В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приёмы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к изучению родного языка. И этому способствует коммуникативный подход в обучении родному языку, формирование коммуникативной компетенции – понимания родной речи на слух, умения вступить в диалог, поддержать общение.

При отборе методов и приёмов обучения необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию обучающихся. Обучение строится на интересе детей. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых ситуаций с использованием персонажей зверей, которые являются постоянными участниками занятий.

Ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение. Основным способом достижения задач обучения родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на хантыйском языке, где память обогащается новыми словами.

На начальном этапе материал усваивается в процессе аудирования. Обучение говорению происходит с восприятием одной монологической реплики, также монологических высказываний по картине, по ситуации.

Цель – показать детям, как красива, богата меткими выражениями, речевыми оборотами, напевна хантыйская речь. При разработке занятия включаются игры, физкультминутки, пальчиковые игры на хантыйском языке. Необходимым условием успешного владения языком является формирование фонетических навыков, которые также могут развиваться в процессе физкультминуток на родном языке. Это и оздоровительные физкультминутки (руки, ноги в движении), ритмические (под счёт), танцевальные (под музыку), двигательно-речевые (инсценирование), подражательные (рычит медведь) и т. д.

В процессе практической деятельности (рисование, аппликация) происходит естественное общение. Результативности обучения способствует также интенсивность занятия: сочетание групповой и индивидуальной работы, использование нетрадиционных форм – путешествие на оленьих упряжках в стойбище, в гостях у девочки Эви в чуме, приезд маленькой девочки в гости в детский сад и т. д. С помощью средств наглядности можно объяснить значение многих предметов. Совместно с родителями и детьми под руководством педагога оформляется предметно-развивающая среда, способствующая реализации программы.

Родником познания языка и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор (игры, танцы, песни, сказки). Хантыйский фольклор широко представлен мифами и сказками, в творчестве поэтов Р. Ругина, Ю. Шесталова, М. Шульгина.

Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.

1.3. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим особенности организации образовательного процесса в Учреждении.

2. Язык образования

2.1. В Учреждении гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации.

2.2. В Учреждении образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящим Положением не установлено иное.

2.3. Образовательная деятельность на государственном языке Российской Федерации осуществляется Учреждением по реализуемой образовательной программе дошкольного образования, разработанной Учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования.

2.4. Обучающиеся в Учреждении имеют право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2.5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами Учреждения.

2.6. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования (Приложение 1).

3. Заключительные положения

3.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься Учреждением в соответствии с действующим законодательством и Уставом ДОУ.

ВложениеРазмер
polozhenie_o_yazakah_obrazovaniya_mbdou_no_52.docx 20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № хх общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

660028, г. Красноярск ул.Мечникова,42

и. о. заведующего МБДОУ № хх

О ЯЗЫКАХ ОБРАЗОВАНИЯ

г. Красноярск, 2014г.

1.3. Положение определяет языки образования в Учреждении.

2. Требования к языкам при осуществлении образовательной деятельности.

2.1. В учреждении гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2.2 Право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

3. Ведение образовательной деятельности

3.1. В Учреждении образовательная деятельность осуществляется на русском языке.

3.2. Преподавание и изучение русского языка осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

3.3. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных групп, а также условий для их функционирования.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Положение
о языке (языках) образования в дошкольном образовательном учреждении

1. Общие положения



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г

2. Требования к языкам при осуществлении образовательной деятельности

2.1. В Российской Федерации гарантируется получение дошкольного образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2.2. В детском саду образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения.
2.3. Право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании.
2.4. В ДОУ создаются условия для изучения русского языка, как государственного языка Российской Федерации.
2.5. Образовательная деятельность на русском языке осуществляется по реализуемой образовательной программе дошкольного образования, разработанной дошкольным образовательным учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
2.6. В дошкольном образовательном учреждении в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг может быть организована образовательная деятельность по изучению иностранных языков в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами детского сада.

3. Ведение образовательной деятельности в детском саду

3.1. В ДОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном русском языке.
3.2. Преподавание и изучение русского языка осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3.3. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных групп, а также условий для их функционирования.
3.4. Выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) воспитанников при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
3.5. В целях недопущения нарушений права граждан в части определения языка образования и языка изучения образовательная организация обеспечивает своевременное информирование родителей (законных представителей) обучающихся с целью свободного, добровольного выбора ими изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
3.6. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации — русском языке.
3.7. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в дошкольное образовательное учреждение на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
3.8. При поступлении ребенка в детский сад родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников или лица их заменяющие в заявлении указывают желаемое для них изучение родного языка.
3.9. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения хранятся в личных делах (карточках) воспитанников.

4. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение о языке образования и обучения является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете работников детского сада и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
4.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
4.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.4.1 настоящего Положения.
4.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.



скачать: Положения для ДОУ
84 положения пакетом или поштучно. Дата обновления: 06.10.2021 г



скачать: Инструкции для пищеблока (кухни)
Инструкции для пищеблока Школы, ДОУ, Столовой, Ресторана, Кафе. Обновление: 05.09.2021

2.1. В ДОУ гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а именно русском языке.

2.2.В ДОУ создаются условия для изучения русского языка, как государственного языка Российской Федерации.

2.4. Освоение основ русского языка (в том числе основ грамоты русского языка) осуществляются в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартом.

2.5.Право на получение дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

2.6. Изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

3.2.Изменения в настоящее Положение могут вноситься ДОУ в соответствии с действующим законодательством и Уставом МБДОУ № 1 г. Углегорска.

Читайте также: