Язык и языковые явления план урока 4 класс
Обновлено: 08.07.2024
- Здравствуйте.
- Если хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Все ли готовы к уроку? Проверьте свою готовность к уроку и соседа.
Проверка готовности к уроку.
- Прочитайте предложения и найдите в них слова вежливости?
Саша, дай, пожалуйста, книгу для чтения.
Здравствуйте, Мария Петровна.
Извините, вы не скажите, где здесь аптека?
Большое спасибо. Вы меня очень выручили.
(Пожалуйста, здравствуйте, извините, спасибо.)
- Запишите эти слова через запятую и напишите слова вежливости, которые вы знаете.
Само и взаимопроверка.
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О словах вежливости.)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (Ответы детей.)
- А теперь мы постараемся выполнить на уроке все эти задачи.
Работа по учебнику.
Упражнение 3 (страница 7).
- Прочитайте задание.
- Чем отличаются слова спасибо и благодарю вас?
- Вы по-разному приветствуете взрослого человека и своих друзей? Почему? Как именно?
- Почему мы употребляем слова извинения? Приведите пример? Назовите слова извинения, которые вы знаете.
- Различаются ли формы благодарности, приветствия, извинения, прощания и чем?
- Как вам кажется нужно ли нам так много вежливых слов с одинаковым смыслом и зачем?
- Запишите слова по группам как сказано в учебнике.
(Самопроверка.)
- Запишите в словарик слово пожалуйста, выделите орфограммы и ударение.
Пожалуйста, прочитай мне сказку.
Помоги мне, пожалуйста.
Пожалуйста, принесите мне бутылку воды.
- Чем выделяется слова пожалуйста в предложениях?
- Составьте и запишите предложения с этим словом.
- Растает ледяная глыба
От слова доброго спасибо. (Встают на носочки и тянутся в верх, потом опускаются.)
Зазеленеет старый пень,
Старый пень, когда услышит добрый день. (Садятся на корточки и поднимают руки.)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы спасибо. (Показывают как будто едят ложкой.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь здравствуйте. (Жмут друг другу руки.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости пожалуйста. (Прыгают на месте.)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят до свидание. (Машут руками.)
(Дети вместе с учителем говорят вежливые слова и повторяют за ним движения.)
-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Раз – два, выше голова.
Три – четыре, плечи шире.
Пять – шесть, тихо сесть.
- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)
- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)
- Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит)
Настраиваться на хорошую работу.
К: Умение организовывать себя. Умение слушать.
Р: принимают и сохраняют уч задачу
Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: устное граммат.упр.
Словес.: ответы на вопросы
Прктич: постановка проблемного вопроса.
Актуализация опорных знаний.
- Попробуйте разделить эти виды речи на группы.
- Какие группы получились?
- Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.
Работа с учебником (с.7 чтение первой учебной задачи)
- Прочтите пожалуйста вопрос. (Какая бывает речь?)
- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)
Строить грамматическое рассуждение.
Отвечать на вопросы
Определять цели и пути их достижения
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания
Р . Целеполагание на основании
соотнесения того, что известно и усвоено
уч-ся и что ещё неизвестно
Решение частных задач
Словес.: беседа по тексту
Определение способа действия
Практич.: фронтальная проверка.
Практич.: выразительное чтение
Словес.: ответы на вопросы
Практич.: письм. граммат.упр.
Изучение нового материала.
(Работа с учебником с.7 упр. №3)
- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)
- Что такое письменная речь?
- Что такое устная речь?
- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?
Работа с учебником с.7 №4)
- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.
- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.
- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)
- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)
Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям
- Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?
- Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)
- Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)
Работа с учебником с.8
- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Чтение второй познавательной задачи: Что такое родной язык?)
- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?
- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)
- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?
- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?
- Какой вывод вы можете сделать? ( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)
- Прочитайте сведения о языке.
- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.
-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?
- А на каком языке звучала другая речь?
- Смогли ли вы ее понять? Почему?
Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.
- Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?
-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык ?
- Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.
4)Работа в тетради.
-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложения, используя памятку на с.134.
Строить собственное рассуждение на речевую тему.
Работать в парах
Узнавать новую информацию.
Объяснять значение слова
Отвечать на вопросы
Отвечать на вопросы
Работать в тетраде
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
К . Управление поведением партнёра.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Р: работа по предложенному план
П: извлекают необходимую информацию.
Р: осмысляют уч.материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
П: систематизация, обобщение и использование полученной информации.
Итог урока. Рефлексия
- Давайте подведем итог урока.
-Вспомните, какая бывает речь?
-Какую речь мы называем устной?
- Какую речь мы называем письменной?
- Как называется наш родной урок?
-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре?
Сегодня я узнал, что речь бывает …
Теперь я знаю, что русский язык – это …
Мне было интересно выполнять задание …
Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.
Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!
Красный цвет – Мне надо быть внимательнее !
-Давайте запишем домашнее задание: стр 120, упр 5,6.
Анализировать свою деятельность
Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.
Л . Эмоциональная сформированность
потребности в самовыражении,
позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.
Личностные: осознание ценности изученного материала; формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.
Тип урока: открытие новых знаний
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
авт _ моб и́ ль, м_р о́ зить, р_к е́ тный, ч у́ вств _ вать, г _ р е́ ть, т _ р е́ лка, в _ р о́ на, п _ б е́ дный, м _ л и́ новый
а р а кетный т а релка м а линовый о авт о мобиль м о розить чувств о вать г о реть в о рона п о бедный
Сущ-ное Прилаг-ное Глагол авт о мобиль р а кетный м о розить т а релка п о бедный чувств о вать в о рона м а линовый г о реть
Язык Речь средство общения людей способ общения людей - многозначное слово Внешняя Внутренняя Устная Письменная Монологическая Диалогическая
Словарная работа В о́ рог - враг, недруг, неприятель. Кор ы́ сть - это стремление получить материальную выгоду любым путем
1 Вариант Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью: - Отпустите м е ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев – град к князю Владимиру. Буду служ и ть Рус и родной верой – правдой, береч ь землю Ру сс кую от н е́ другов – в о́ рогов.
2 Вариант Гов о рит старый Илья Тимофеевич: Я на добрые дела благословляю т е бя, а на худые дела м о его благословления нет. Защ и щ а й нашу землю Ру сс кую не для зол о та, не из кор ы́ ст и , а для чест и , для богатырской славушк и .
Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.
- Вспомнить виды речи.
- Порассуждать о значении речи в жизни человека.
- Повторить некоторые правила русского языка
- Узнаем о статусе русского языка в мире.
- Вспомним виды речи.
- Выучим правила устной и письменной речи.
- Порассуждаем о значении речи в жизни человека
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Давайте повторим!
Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Язык нужен людям для:
- Общения
- Сохранения и накопления информации
- Выражения чувств и эмоций
Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Речь бывает устная и письменная.
Особенности устной речи:
- Более простая, предложения короткие
- Некоторые слова заменяются жестами
- Яркая, эмоциональная
Для устной речи важно:
- правильно произносить звуки, слова, предложения;
- соблюдать интонацию и ударение.
Особенности письменной речи:
Больше времени для построения высказывания.
Правила письменной речи:
- как связываются предложения в тексте
- какие знаки препинания ставятся в конце предложения
- какой порядок слов должен быть в предложении
- как правильно оформить слово с точки зрения орфографии
Давайте вспомним, что значит хорошая речь.
Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)
От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)
Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.
Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.
- Как вы понимаете это выражение? Вы согласны с писателем?
Интересные факты о русском языке:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?
Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:
Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:
Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре
- Ты положи книгу. – Ты положь книгу.
- Ложите вещи на место. – Кладите вещи на место.
- Беги на стадион. – Бежи на стадион.
Задание 5. Как правильно сказать?
- Я уже ела сегодня.
- Я уже кушала сегодня.
Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.
- Губы заговаривать
- Беречь как зеницу глаза
- Держать уши востро
- Делать из комара слона
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?
- 1) Способность говорить, говорение.
- 2) Разновидности, формы или стили языка.
- 3) Звучащий язык.
- 4) Разговор. Беседа.
- 5) Публичное выступление.
– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
- Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
- Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).
- Речь, способность говорить.
- Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
- Человеческий орган, участвующий в говорении и питании.
- Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях).
- Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное).
Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:
- С другом ___________________________
- С продавцом в магазине ___________________________
Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:
- Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.
- Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение.
- Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении.
- Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?
Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.
1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.
2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.
4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.
Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Что в русском языке вызывает восхищение автора?
Напишите ответ на это вопрос.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …
А) ни в зуб ногой
В) спустя рукава
небу, низкие, по, тучи, ползли.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …
Б) спустя рукава
В) не покладая рук
в, плавали, жёлтые, лужах, листья
Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.
Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Русский язык – русские, татарский язык – татары, осетинский язык – осетины, бурятский язык - буряты
Цель: -осознать роль языка в жизни человека, богатство языковых средств; -обобщить полученные сведения.
Планируемые результаты:
Личностные: -осознание языка как основного средства мышления и общения людей; -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка.
Предметные: -научатся выражать собственное мнение.
Метапредметные:
Регулятивные: -осознавать цели и задачи изучаемой темы; -осуществлять взаимопроверку, находить и исправлять ошибки
Познавательные: -строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи; -задавать вопросы; -формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Конспект урока русского языка в 4А классе.
Цель: -осознать роль языка в жизни человека , богатство языковых средств; -обобщить полученные сведения.
Планируемые результаты:
Личностные: -осознание языка как основного средства мышления и общения людей; -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка.
Предметные: -научатся выражать собственное мнение.
Метапредметные:
Регулятивные: -осознавать цели и задачи изучаемой темы; -осуществлять взаимопроверку, находить и исправлять ошибки
Познавательные: -строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи; -задавать вопросы; -формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Оборудование: презентация, конвертики с квадратиками для рефлексии.
Деятельность учителя
1)Приветствие
-Здравствуйте , ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Вячеславовна , я проведу сегодня у вас урок русского языка. Ребята , что такое слово? (слайд 1)
Хорошо. Итак , сегодня мы с вами будем говорить о слове , языке и речи. (слайд 4) А именно о назначении слова , о его грамматическом и лексическом значении.
1)Работа с учебником:
А)Работа над №242
Б)Работа над №243
Давайте откроем учебники на странице 98 . Открываем тетрадочки записываем число 14 апреля Классная работа.
Устно рассмотрим упр. 242. …прочитай пожалуйста вслух задание и текст. О чём же размышлял Куприн? ( о том , что взойдёт гость и они начнут разговаривать , что гость будет издавать звуки разной высоты , выражать свои мысли , а автор будет слушать эти мысли и мысли станут его)
Благодаря чему же возникает общение между людьми? ( благодаря языку , речи и причём главной правительницей возникает речь – она является основным способом общения людей , она требует более образных средств , которые поставляет ей язык )
Итак , рассмотрим следующее упр.243. …прочитай пожалуйста задание, текст. Как автор говорит о словах? (что каждая вещь, каждый зверь имеет своё название и это название мы выражаем словом). Найдите в тексте ключевые слова ( всему названию дано, означено словами) и на их основе попробуйте сформулировать мысль о назначении слова с помощью этих однородных слов (на доске: называть, обозначать, давать имя). Запишите в тетрадях №243 и ваши мысли.
открывают учебники и тетради
Формулируют мысль ( слова у нас называют, обозначают и дают имя)
Давайте немного отдохнём и разомнёмся. Все встаём.
В)Работа над №244
Г)Работа над №246
Д)Работа над №247
Приступим к следующему №246 По форме какая бывает речь? Правильно. При восприятии вопроса какой формой речи мы чаще всего пользуемся? Правильно. А при подготовке ответа на вопрос? Правильно.
А какую форму речи мы используем намного чаще? Правильно.
№247 …прочитай пожалуйста задание , текст. Запишите в тетрадях № , и аккуратно спишем высказывание языковеда Срезневского. А теперь устно ответьте , что же роднит эти слова (язык , народ , страна) ? ( В каждой стране народ разговаривает на своём языке например Китайцы? Англичане? Японцы? Правильно. А какой же наш с вами родной язык?
Читайте также: