Язык и языковые явления план урока 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

- Здравствуйте.
- Если хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Все ли готовы к уроку? Проверьте свою готовность к уроку и соседа.
Проверка готовности к уроку.

- Прочитайте предложения и найдите в них слова вежливости?
Саша, дай, пожалуйста, книгу для чтения.
Здравствуйте, Мария Петровна.
Извините, вы не скажите, где здесь аптека?
Большое спасибо. Вы меня очень выручили.
(Пожалуйста, здравствуйте, извините, спасибо.)
- Запишите эти слова через запятую и напишите слова вежливости, которые вы знаете.
Само и взаимопроверка.
- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О словах вежливости.)
- Какие задачи вы поставите перед собой? (Ответы детей.)
- А теперь мы постараемся выполнить на уроке все эти задачи.

Работа по учебнику.
Упражнение 3 (страница 7).
- Прочитайте задание.
- Чем отличаются слова спасибо и благодарю вас?

- Вы по-разному приветствуете взрослого человека и своих друзей? Почему? Как именно?
- Почему мы употребляем слова извинения? Приведите пример? Назовите слова извинения, которые вы знаете.
- Различаются ли формы благодарности, приветствия, извинения, прощания и чем?
- Как вам кажется нужно ли нам так много вежливых слов с одинаковым смыслом и зачем?
- Запишите слова по группам как сказано в учебнике.
(Самопроверка.)
- Запишите в словарик слово пожалуйста, выделите орфограммы и ударение.
Пожалуйста, прочитай мне сказку.
Помоги мне, пожалуйста.
Пожалуйста, принесите мне бутылку воды.
- Чем выделяется слова пожалуйста в предложениях?
- Составьте и запишите предложения с этим словом.

- Растает ледяная глыба
От слова доброго спасибо. (Встают на носочки и тянутся в верх, потом опускаются.)
Зазеленеет старый пень,
Старый пень, когда услышит добрый день. (Садятся на корточки и поднимают руки.)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы спасибо. (Показывают как будто едят ложкой.)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь здравствуйте. (Жмут друг другу руки.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости пожалуйста. (Прыгают на месте.)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят до свидание. (Машут руками.)
(Дети вместе с учителем говорят вежливые слова и повторяют за ним движения.)

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Раз – два, выше голова.

Три – четыре, плечи шире.

Пять – шесть, тихо сесть.

- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)

- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)

- Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит)

Настраиваться на хорошую работу.

К: Умение организовывать себя. Умение слушать.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр.

Словес.: ответы на вопросы

Прктич: постановка проблемного вопроса.

Актуализация опорных знаний.

- Попробуйте разделить эти виды речи на группы.

- Какие группы получились?

- Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.

Работа с учебником (с.7 чтение первой учебной задачи)

- Прочтите пожалуйста вопрос. (Какая бывает речь?)

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы

Определять цели и пути их достижения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания

Р . Целеполагание на основании

соотнесения того, что известно и усвоено

уч-ся и что ещё неизвестно

Решение частных задач

Словес.: беседа по тексту

Определение способа действия

Практич.: фронтальная проверка.

Практич.: выразительное чтение

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: письм. граммат.упр.

Изучение нового материала.

(Работа с учебником с.7 упр. №3)

- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

- Что такое письменная речь?

- Что такое устная речь?

- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

Работа с учебником с.7 №4)

- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям

- Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?

- Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)

- Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)

Работа с учебником с.8

- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Чтение второй познавательной задачи: Что такое родной язык?)

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

- Какой вывод вы можете сделать? ( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

- Прочитайте сведения о языке.

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?

- А на каком языке звучала другая речь?

- Смогли ли вы ее понять? Почему?

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

- Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык ?

- Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.

4)Работа в тетради.

-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложения, используя памятку на с.134.

Строить собственное рассуждение на речевую тему.

Работать в парах

Узнавать новую информацию.

Объяснять значение слова

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Работать в тетраде

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К . Управление поведением партнёра.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: работа по предложенному план

П: извлекают необходимую информацию.

Р: осмысляют уч.материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: систематизация, обобщение и использование полученной информации.

Итог урока. Рефлексия

- Давайте подведем итог урока.

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

- Какую речь мы называем письменной?

- Как называется наш родной урок?

-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре?

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.

Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!

Красный цвет – Мне надо быть внимательнее !

-Давайте запишем домашнее задание: стр 120, упр 5,6.

Анализировать свою деятельность

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Л . Эмоциональная сформированность

потребности в самовыражении,

позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.

Личностные: осознание ценности изученного материала; формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.

Тип урока: открытие новых знаний

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

авт _ моб и́ ль, м_р о́ зить, р_к е́ тный, ч у́ вств _ вать, г _ р е́ ть, т _ р е́ лка, в _ р о́ на, п _ б е́ дный, м _ л и́ новый

а р а кетный т а релка м а линовый о авт о мобиль м о розить чувств о вать г о реть в о рона п о бедный

Сущ-ное Прилаг-ное Глагол авт о мобиль р а кетный м о розить т а релка п о бедный чувств о вать в о рона м а линовый г о реть

Язык Речь средство общения людей способ общения людей - многозначное слово Внешняя Внутренняя Устная Письменная Монологическая Диалогическая

Словарная работа В о́ рог - враг, недруг, неприятель. Кор ы́ сть - это стремление получить материальную выгоду любым путем

1 Вариант Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью: - Отпустите м е ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев – град к князю Владимиру. Буду служ и ть Рус и родной верой – правдой, береч ь землю Ру сс кую от н е́ другов – в о́ рогов.

2 Вариант Гов о рит старый Илья Тимофеевич: Я на добрые дела благословляю т е бя, а на худые дела м о его благословления нет. Защ и щ а й нашу землю Ру сс кую не для зол о та, не из кор ы́ ст и , а для чест и , для богатырской славушк и .

Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.

  1. Вспомнить виды речи.
  2. Порассуждать о значении речи в жизни человека.
  3. Повторить некоторые правила русского языка
  • Узнаем о статусе русского языка в мире.
  • Вспомним виды речи.
  • Выучим правила устной и письменной речи.
  • Порассуждаем о значении речи в жизни человека

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Давайте повторим!

Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Язык нужен людям для:

  • Общения
  • Сохранения и накопления информации
  • Выражения чувств и эмоций

Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

Речь бывает устная и письменная.

Особенности устной речи:

  • Более простая, предложения короткие
  • Некоторые слова заменяются жестами
  • Яркая, эмоциональная

Для устной речи важно:

  • правильно произносить звуки, слова, предложения;
  • соблюдать интонацию и ударение.

Особенности письменной речи:

Больше времени для построения высказывания.

Правила письменной речи:

  • как связываются предложения в тексте
  • какие знаки препинания ставятся в конце предложения
  • какой порядок слов должен быть в предложении
  • как правильно оформить слово с точки зрения орфографии

Давайте вспомним, что значит хорошая речь.

Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.

Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)

От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)

Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.

Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.

  • Как вы понимаете это выражение? Вы согласны с писателем?

Интересные факты о русском языке:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?

Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.


_______________________________________


_______________________________________


_______________________________________

Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:

Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:

Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре

  1. Ты положи книгу. – Ты положь книгу.
  2. Ложите вещи на место. – Кладите вещи на место.
  3. Беги на стадион. – Бежи на стадион.

Задание 5. Как правильно сказать?

  1. Я уже ела сегодня.
  2. Я уже кушала сегодня.

Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.

  1. Губы заговаривать
  2. Беречь как зеницу глаза
  3. Держать уши востро
  4. Делать из комара слона

1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?

  1. 1) Способность говорить, говорение.
  2. 2) Разновидности, формы или стили языка.
  3. 3) Звучащий язык.
  4. 4) Разговор. Беседа.
  5. 5) Публичное выступление.

– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
  2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).
  3. Речь, способность говорить.
  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.
  5. Человеческий орган, участвующий в говорении и питании.
  6. Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях).
  7. Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное).

Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:

  1. С другом ___________________________
  2. С продавцом в магазине ___________________________

Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке


_________________________________________


_________________________________________


_________________________________________

Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:

  1. Оказалось, что кожа дельфина состоит из двух слоёв, между которыми находится эластичная губчатая прокладка.
  2. Дельфин, двигаясь с огромной скоростью, не образует вихревых течений, которые тормозят движение.
  3. Такое строение кожи, видимо, позволяет дельфину гасить скорость колебания воды при движении.
  4. Почему же вокруг подводной лодки, формой напоминающей тело дельфина, эти течения есть?

Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.

1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.

2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.

3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.

4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.

Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Что в русском языке вызывает восхищение автора?

Напишите ответ на это вопрос.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …

А) ни в зуб ногой

В) спустя рукава

небу, низкие, по, тучи, ползли.

1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:

2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.

Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …

Б) спустя рукава

В) не покладая рук

в, плавали, жёлтые, лужах, листья

Язык - это звуки, буквы, части речи, части слова, устройство и законы языка.

Речь - это средство общения друг с другом, язык в работе, в действии.

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Русский язык – русские, татарский язык – татары, осетинский язык – осетины, бурятский язык - буряты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: -осознать роль языка в жизни человека, богатство языковых средств; -обобщить полученные сведения.

Планируемые результаты:

Личностные: -осознание языка как основного средства мышления и общения людей; -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка.

Предметные: -научатся выражать собственное мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: -осознавать цели и задачи изучаемой темы; -осуществлять взаимопроверку, находить и исправлять ошибки

Познавательные: -строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи; -задавать вопросы; -формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Конспект урока русского языка в 4А классе.

Цель: -осознать роль языка в жизни человека , богатство языковых средств; -обобщить полученные сведения.

Планируемые результаты:

Личностные: -осознание языка как основного средства мышления и общения людей; -понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка.

Предметные: -научатся выражать собственное мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: -осознавать цели и задачи изучаемой темы; -осуществлять взаимопроверку, находить и исправлять ошибки

Познавательные: -строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: -владеть диалоговой формой речи; -задавать вопросы; -формулировать собственное мнение и позицию; -адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Оборудование: презентация, конвертики с квадратиками для рефлексии.

Деятельность учителя

1)Приветствие

-Здравствуйте , ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Вячеславовна , я проведу сегодня у вас урок русского языка. Ребята , что такое слово? (слайд 1)

Хорошо. Итак , сегодня мы с вами будем говорить о слове , языке и речи. (слайд 4) А именно о назначении слова , о его грамматическом и лексическом значении.

1)Работа с учебником:

А)Работа над №242

Б)Работа над №243

Давайте откроем учебники на странице 98 . Открываем тетрадочки записываем число 14 апреля Классная работа.

Устно рассмотрим упр. 242. …прочитай пожалуйста вслух задание и текст. О чём же размышлял Куприн? ( о том , что взойдёт гость и они начнут разговаривать , что гость будет издавать звуки разной высоты , выражать свои мысли , а автор будет слушать эти мысли и мысли станут его)

Благодаря чему же возникает общение между людьми? ( благодаря языку , речи и причём главной правительницей возникает речь – она является основным способом общения людей , она требует более образных средств , которые поставляет ей язык )

Итак , рассмотрим следующее упр.243. …прочитай пожалуйста задание, текст. Как автор говорит о словах? (что каждая вещь, каждый зверь имеет своё название и это название мы выражаем словом). Найдите в тексте ключевые слова ( всему названию дано, означено словами) и на их основе попробуйте сформулировать мысль о назначении слова с помощью этих однородных слов (на доске: называть, обозначать, давать имя). Запишите в тетрадях №243 и ваши мысли.

открывают учебники и тетради

Формулируют мысль ( слова у нас называют, обозначают и дают имя)

Давайте немного отдохнём и разомнёмся. Все встаём.

В)Работа над №244

Г)Работа над №246

Д)Работа над №247

Приступим к следующему №246 По форме какая бывает речь? Правильно. При восприятии вопроса какой формой речи мы чаще всего пользуемся? Правильно. А при подготовке ответа на вопрос? Правильно.

А какую форму речи мы используем намного чаще? Правильно.

№247 …прочитай пожалуйста задание , текст. Запишите в тетрадях № , и аккуратно спишем высказывание языковеда Срезневского. А теперь устно ответьте , что же роднит эти слова (язык , народ , страна) ? ( В каждой стране народ разговаривает на своём языке например Китайцы? Англичане? Японцы? Правильно. А какой же наш с вами родной язык?

Читайте также: