Является ли россия парламентской республикой кратко

Обновлено: 19.05.2024

После распада Советского Союза новая демократическая Россия еще приблизительно два года жила по Конституции РСФСР. Но как может новая страна жить по старому документу, предназначенному для пусть и главной, но все же одной из союзных республик исчезнувшего с политической карты мира государства?

Ответ на этот вопрос содержался в поправках. В 1993 году от прежней Конституции РСФСР уже мало что осталось – настолько много в ней стало изменений, внесенных депутатами Верховного Совета. 1992-1993 годы были временем взаимодействия с большой буквы парламента и президента. Каждый пытался навязать свою волю, но диктовать волю ни одна из сторон все-таки не могла.

Верховный Совет не согласился и был расстрелян из танков. Так Россия превратилась в суперпрезидентскую республику, что и было закреплено в Конституции, за которую народ проголосовал уже в декабре 1993 года. Тогда же был избран новый парламент.

Все последующие годы Россия жила по Основному закону, принятому в первой половине 1990-х. В первом десятилетии XXI века, правда, Конституция опять претерпела изменения: до шести лет увеличился срок полномочий президента, до пяти лет – Государственной Думы. Если у Бориса Ельцина суперпрезидентские полномочия были, но он мог ими пользоваться лишь отчасти, то Владимир Путин построил вертикаль, и все свои возможности реализовал сполна.

Само собой, что после этого политологи, журналисты и эксперты предположили: Россия станет президентско-парламентской республикой (президент все равно оставался на первом месте).

Трансформация режима является обыденным явлением для постсоветского пространства. Если посмотреть на 14 стран (Россию не учитываем), входивших ранее в состав СССР, то популярность такой формы правления, как парламентская республика, окажется все-таки несколько выше (8 государств). При этом некоторые государства из этого списка уходили от президентской формы правления к парламентской, но наоборот – никогда. Первой это еще в начале нового тысячелетия сделала Молдова, в 2010 году – Киргизия, в 2015 году – Армения.

По общепризнанному мнению, парламентская республика является более демократической формой правления. Для того чтобы в этом убедиться, не нужно даже открывать review ведущих мировых журналов по политологии. Достаточно просто взглянуть на карту. Во всех трех прибалтийских странах и самой демократической стране Центральной Азии – Киргизии – распространена именно парламентская форма правления.

Но у России свой особенный путь.

Словом, не получилось президентско-парламентской республики. Почему?

У нас смешанная форма правления. Смешанная форма правления сочетают в себе признаки президентской и парламентской республик. Президент является центральной фигурой в системе высших государственных органов. Он является главой государства и руководителем исполнительной ветви власти. Он избирается внепарламентским путем – на основе всеобщих и прямых выборов. Вы хоть почитайте в учебниках, что такое президенсткая республика. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе гос. Органов. При такой форме правления президент является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра в президентской республике отсутствует, а у нас премьер-министр есть и это Медведев.

1) Основное отличие данных форм правления — это "передача" власти. При республиканской форме правления класть выборочная, то есть выбирают, главу государства, а при монархии власть наследуют.
Республиканское гос-во: Российская Федерация
Монархическое государство: Великобритания.
2) Основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3) У нас смешанная форма правления. Смешанная форма правления сочетают в себе признаки президентской и парламентской республик. Президент является центральной фигурой в системе высших государственных органов. Он является главой государства и руководителем исполнительной ветви власти. Он избирается внепарламентским путем – на основе всеобщих и прямых выборов.
4) Согласно Конституции РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти.
5) Я не хочу стать дипатутом.
6) Потому что это разные уровни власти. И то что кажется правильным центральной власти "из далека", не всегда таковым является. Легче руководить, чем исполнять. В результате формируются за частую 2 разные точки зрения по одному вопросу.

Народные собрания, осуществляющие совещательные и законодательные функции, уходят своими корнями еще в античность. Однако родиной парламентаризма современного типа принято считать Англию, в которой в XIII веке власть монарха была ограничена советом королевства. Впоследствии в ряде стран Европы появились парламентские республики, в которых в основном именно представительные институты определяют политику государств.

Ещё до появления в IX веке Древнерусского государства славянские племена собирались для обсуждения внутригрупповых вопросов на племенные сходы, которые назывались вече (от вѣтъ - совет).

На Руси этот орган самоуправления, состоявший впоследствии из местной знати, получил широкое распространение в ряде земель во времена феодальной раздробленности по причине ослабления княжеской власти.

Допетровская Русь

Образование русского централизованного государства сопровождалось постоянной борьбой с внешней опасностью в условиях разобщенности регионов. При этом власти нужна была мобилизация всех возможных ресурсов, в связи с чем постепенно возрастала регламентация общественной жизни и усиливался административный аппарат.

В отличие от многих стран западного мира русская церковь не являлась оппозицией светским правителям, переняв византийские традиции, где православие находилось в подчинении императору.

Сословно-представительные учреждения - Земские соборы, созывавшиеся в XVI-XVII веках во время серьёзных трудностей, когда правительство нуждалось в обратной связи от населения, не играли существенной роли в отличие от английского парламента или французских Генеральных штатов. Они собирались по инициативе власти, а их решения не были обязательными.

Монархов ограничивали, прежде всего, патриархальные традиции, а также Боярская дума, являвшаяся совещательным органом из представителей знатных родов. При Иване Грозном (1533-1584) отношения между самодержцем и аристократией существенно обострились, и если в начале правления царь был вынужден считаться с боярами, то в дальнейшем он стремился избавится от их влияния. В результате учрежденной опричнины Ивану IV, опиравшемуся на поддержку лично преданных служилых людей, удалось ослабить знать.

Российская империя

Провозгласивший себя императором в 1721 году Пётр I кардинально изменил структуру государственных учреждений, увеличив степень централизации. Самодержцу была не нужна инициатива снизу, а необходимы лишь талантливые организаторы и исполнители, поэтому институты социального контроля государства не создавались.

Попытка изменить ситуацию была предпринята в 1730 году, когда высшие сановники решили пригласить на престол несамостоятельную, как им казалось, Анну Иоановну при условии соблюдения так называемых "Кондиций".

В соответствии с ними роль монарха сводилась к представительским функциям, однако императрица вскоре разорвала данные соглашения. Последующие правители не собирались сокращать свои властные полномочия, напротив стремясь к абсолютизму.

Во времена царствования Александра I (1801-1825) сподвижник императора Михаил Сперанский выдвинул идею разделения властей и создания Государственной Думы. Однако данным планам также не суждено было сбыться, так как консервативно настроенное дворянство и чиновничество активно препятствовало им, а угроза со стороны Наполеона подкрепила эту тенденцию.

Идеи ограничения самодержавия стали занимать образованную часть общества с начала XIX века, а попытки претворения их в жизнь, как правило, вели к репрессиям. Первыми подобными оппозиционерами стали декабристы, большая часть которых была отправлена в ссылку, а наиболее активные участники движения казнены.

Парадоксально, что именно противники власти в конце концов помешали реализации инициативы по сокращению монарших полномочий: в 1881 году участники террористической организации убили освободившего страну от крепостничества Александра II (1855-1881). Незадолго до смерти самодержец собирался всерьёз рассмотреть проект первой "русской конституции".

К началу XX века Россия была одной из немногих стран с абсолютной монархией, где император обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Несмотря на это Николай II (1894-1917) пошел на ограничение самодержавия только после событий первой русской революции.

Дума и Советы

В октябре 1905 года последний монарх подписал манифест о разграничении властных полномочий, в соответствии с которым в нашей стране появилась Государственная Дума. Первый русский парламент работал чуть больше двух месяцев и был распущен Николаем II под предлогом того, что депутаты "уклонились в не принадлежащую им область".

Законодательный орган следующего созыва проработал чуть больше, чем его предшественник - около трёх месяцев. Впоследствии власть стремилась максимально изменить соотношение выборщиков в пользу имущих слоёв населения. По подсчетам специалистов один голос помещика приравнивался к 543 голосам рабочих.

Октябрьская революция 1917 года, воспринимаемая первоначально значительной частью трудового населения как освобождение "от цепей самодержавия", не привела к торжеству народного управления.

Примечательно, что восставшие против большевиков в 1921 году моряки Кронштадта выдвигали, в частности, лозунг за "Советы без коммунистов". На практике эти органы публичной власти не имели реальных полномочий, всецело подчиняясь правительству.

Ещё одна форма народного объединения для защиты своих интересов - профсоюзы - после X съезда РКП (б) в 1921 годы была превращена в послушный придаток власти, поскольку в Советской России "классовая борьба с государством являлась бессмыслицей". В итоге по прошествии времени всё свелось к руководящей роли единственной силы, ставшей коллективным, а, порою, как во времена Сталина, единоличным аналогом самодержавия.

После 1991 года

Перестройка, призванная изменить традиционные тенденции к автократии, привела в итоге не к изменению, а к распаду государства. Последующие либеральные реформы в отсутствии гражданского общества привели не к свободе личности и рынка, а спровоцировали "дикий" капитализм и торжество сильного над слабым.

К 1993 году в стране сложилась система двоевластия, когда законными рычагами власти обладали как Верховный Совет, так и президент Борис Ельцин. В результате глава государства пошёл на силовое решение конфликта, разогнав парламент танками и силами спецназначения. Принятая в декабре 1993 года Конституция России зафиксировала в стране президентскую республику.

Вопрос о возможности существования в России парламентской республики остается дискуссионным, но анализируя историческое прошлое, становится понятно, что ее существование в ближайшем будущем маловероятно.
Определённую роль играют размеры России, в рамках которых сплотить государство проще под единоличной властью. Кроме того, не стоит забывать о сложившемся за многие века менталитете, выражением которого служит поговорка "Без царя в голове".

Это проявление коллективного бессознательного подчеркивает необходимость существования внутреннего самодержца, а его отсутствие отождествляется с безумием.

Республика - это… Обществознание, 11 класс, ЕГЭ. Виды республики: президентская и парламентская, смешанная. Признаки республиканского государства: как определить форму правления? Монархия и республика - в чем разница? Республики в составе РФ. Союзные республики, входившие в состав СССР: 15 или 16 республик Советского Союза?

Фото Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

Заседание французского парламента. 1868 год. Изображение: Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

Что такое республика. Суть республиканской формы правления

Республика - это форма правления, при которой верховная власть в стране является выборной, а не наследственной.

Глава государства избирается либо прямым голосованием, либо косвенно - парламентом или коллегией выборщиков. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу - парламенту. И парламент, и глава государства избираются на определенный, ограниченный срок.

Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.

Противоположность республике - монархия , то есть форма правления, при которой верховная власть является пожизненной, передается по наследству и не избирается.

Большинство современных государств - республики. Но республика - это не синоним демократии. Республикой может называть себя страна с авторитарным или тоталитарным режимом, где царит диктатура. В то же время в странах с ограниченной монархией может существовать демократический режим.

Президентская республика. Признаки и примеры

Президентская республика - это государство, где президент обладает широкими полномочиями.

Население избирает президента напрямую или косвенно - через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

  • Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).

  • Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.

  • Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.

  • Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика - это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

  • Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

  • Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

  • Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

  • Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

  • Парламент обладает финансовой властью - разрабатывает и принимает государственный бюджет.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Смешанная республика - это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. В таких странах сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

Главная отличительная черта полупрезидентской республики - двойная ответственность правительства (и перед президентом, и перед парламентом).

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

  • Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

  • Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

  • Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Что такое теократическая республика

Теократическая республика - это религиозное государство, где в руках правящей верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Пример такого государства - Исламская Республика Иран, где де-факто главой государства является не президент, а аятолла, то есть высший по рангу религиозный деятель.

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Форма правления в Российской Федерации - республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент - официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Все это позволяет считать Россию президентской республикой .

В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики . Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

Парламентская республика — это один из видов республиканской формы правления, характеризующийся тем, что парламент является единственным полновластным органом. Только он может формировать политически ответственное перед ним правительство и обычно выбирает президента, который практически ничего не значит в системе государственного управления и занимает довольно скромное место.

  • Определение парламентарной республики
  • Особенности правления
  • Список государств
  • Преимущества и недостатки
  • Германия и Австрия
  • Индия и Польша

Парламентская республика

Определение парламентарной республики

Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

Правительство

Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

Парламент Чехии

По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

Особенности правления

Вотум недоверия

Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

Израиль

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Парламентских государств больше всего в европейской части.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

Канцлер Австрии

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Преимущества и недостатки

Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

Законодательная власть

  1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

Политический кризис

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

Германия и Австрия

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Ангела Меркель

Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

Лок Сабха

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

Читайте также: