Яусс история литературы как вызов теории литературы кратко

Обновлено: 30.06.2024

Статья Чтение как эстетическое восприятие – Констанцская школа

Любое произведение воспринимается каждым отдельно взятым читателем немного по-разному. Очевидно, не правда ли? Сколько людей – столько вариантов прочтения, и спорить о них мы можем бесконечно. Однако в теории и истории литературы читатель и его восприятие далеко не всегда были объектами исследования. Творческий процесс, состояние писателя, его мысли и методы отражались на протяжении истории в различных поэтиках и манифестах, а оттуда перебрались и в филологию.

Учёные заменяли точку зрения читателей своей собственной, и уже на её основе делали выводы. Даже герменевтика, наука о толковании текстов, изучала восприятие только для того, чтобы можно было добраться до заложенного в произведении смысла. Впрочем, именно герменевты, особенно М. Хайдеггер и Х.-Г. Гадамер, подтолкнули литературоведов к смене точки зрения.

У конкретной группы читателей (например, жителей одной страны) в тот или иной отрезок времени существуют довольно чёткие представления о том, как должны выглядеть произведения отдельных жанров и литература в целом. Это и есть горизонт ожидания.


Вид на город Констанц с Боденского озера

Феноменология

— направление в философии, изучающее проблемы познания. Феноменология исходит из того, что существует только непосредственный опыт познания вещей, и именно на нём нужно сосредоточить внимание. Одно из частных применений феноменологического метода – описание того, как читатель воспринимает литературное произведение, этим воспользовался в своих трудах В. Изер.

Обман ожиданий вызывает интересный эффект: появляются пробелы в мысли, её течение прерывается, а читателю приходится самому их заполнять. Именно в этом достраивании Изер видит эстетическую ценность произведения.

Герменевтика

— наука и раздел философии об интерпретации и понимании текстов. Изначально герменевтика развивалась как метод толкования священных книг – именно это позволяет некоторым исследователям включать её в список филологических дисциплин. Философскую герменевтику развивали в XIX-XX вв. Ф Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер и П. Рикёр. Связь интерпретации и понимания описывалась ими с помощью герменевтического круга. Методы и положения философской герменевтики легли в основу рецептивной эстетики.

Но что делать с произведениями таких писателей, как Джейн Остин, которые принципиально уделяют внешности персонажей крайне мало внимания? Получается, что смысл текста будет меняться в зависимости от того, кто его воспринимает?


История литературы как провокация литературных исследований - это название опубликованной, значительно расширенной версии первой публичной лекции Ханса Роберта Яусса в Университете Констанца , которую он провел 13 апреля 1967 года по случаю 60-летия ректора. университета, Герхард Гесс . Этой лекцией Яус основал так называемую школу Констанца, движение в области исследования рецепции и основы немецкой эстетики рецепции .

Оглавление

Инаугурационная лекция и письменная публикация

Том Suhrkamp ( издание Suhrkamp № 418) выходил в десяти изданиях до 1992 года. Текст Яусса переведен более чем на 20 языков. Другой принт появился в: Предупреждение Райнера (ред.): Эстетика приема. Теория и практика (= Uni-Taschenbücher , № 303). Финк, Мюнхен, 1975, ISBN 3-7705-1053-4 .

тезисы

Исключительное внимание к эстетике производства и презентации сокращает литературу по размерам восприятия и эффекта. Однако это относится к эстетическому характеру и социальной функции произведения, и читатель - это адресат, для которого произведение в первую очередь предназначено. Это имеет два значения: во-первых, чтение всегда означает эстетическое сравнение с уже известными произведениями, во-вторых, понимание первых читателей меняется от поколения к поколению и, таким образом, определяет значение и эстетический ранг произведения.

Яус основывает свою теорию эстетической рецепции, которая в конечном итоге призвана оправдать академическое изучение истории литературы, на семи тезисах:

Тезис 1

Историчность литературы основана на предыдущем опыте литературного творчества ее читателей. Литературное произведение не всегда предлагает каждому читателю одинаковый доступ. История литературы описывает постоянный процесс восприятия и производства: читатель обновляет текст, критик размышляет над ним, автор создает новый текст. Контекст событий в литературе передан в горизонте ожидания литературного опыта современных и более поздних читателей.

Тезис 2

История литературы должна описывать восприятие и влияние произведения в объективной справочной системе ожиданий, которая возникает для каждого произведения из предшествующего понимания жанра и известных текстов. Работы, которые сначала вызывают условности жанра, стиля или формы, а затем нарушают их, образуют идеальный случай объективности. Конкретный настрой первой аудитории можно определить исходя из трех факторов:

  1. известные нормы / жанровая поэтика,
  2. Отношения с известными произведениями,
  3. Контраст между вымыслом и реальностью.

Читатель воспринимает произведение как со своим литературным горизонтом ожидания, так и со своим жизненным опытом.

Тезис 3

Создается эстетическая дистанция между заданным горизонтом ожиданий и изменением горизонта в новом произведении. Это проявляется в спектре реакции аудитории. Превышение, опровержение или оправдание ожиданий общества являются критериями эстетической ценности произведения. Эстетическая дистанция определяет художественный характер. Он может исчезнуть для будущих читателей, если новые методы будут использоваться снова и снова и знакомиться с ними. Некоторые работы еще не имеют определенной аудитории на момент публикации.

Тезис 4

Тезис 5

Важность литературного произведения требует включения в его литературную серию. Следующая работа в серии может решить формальные или моральные проблемы, которые оставила открытыми предыдущая, и, в свою очередь, отказаться от новых проблем. Яус описывает ход литературной эволюции как повторяющуюся последовательность:

Инновация → Пик → Воспроизведение → Автоматизация → Замена новым жанром

Литературные серии - это произведения автора, стиля, жанра или даже разных жанров. Важность работы предполагает новаторство. Необходим собственный опыт переводчика. Расстояние между текущим и виртуальным смыслом произведения переменно, иногда требуется много времени, чтобы согласовать его. Изредка возникают ренессансы (новые приемы) старых произведений на изменившемся фоне приема.

Тезис 6

Тезис 7

Историю литературы следует рассматривать в контексте общей истории: социальная значимость литературы становится ясной, когда литературный опыт читателя выходит за горизонт ожиданий его жизненной практики и изменяет его. Яус подчеркивает социальную функцию литературы, которую можно прочесть, например, исходя из моральных ценностей. Литературное произведение может ставить перед читателем моральные вопросы, ответами на которые общество обязано ему.

Заключение

Особое достижение литературы в социальном существовании следует искать там, где литература не сливается с функцией исполнительского искусства. Разрыв между литературой и историей или между эстетическим и историческим знанием можно преодолеть, если в ходе литературной эволюции история литературы обнаружит функцию общественного строительства, которую выполняет литература.

прием

статьи расходов

  • Яусс, Ганс Роберт: История литературы как провокация литературных исследований (= выступления Констанцского университета № 3). Universitätsverlag Konstanz, Констанц 1967 (2-е издание, 1969 г.).
  • Jauß, Ганс Роберт: История литературы как провокация литературных исследований. В: ders .: История литературы как провокация (= издание Suhrkamp № 418). Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне, 1970, стр. 144–207 (незначительные дополнения к первому изданию 1967 г.).

литература

  • Ричард Мерфи: История литературы как провокация литературных исследований . В: Рольф Гюнтер Реннер, Engelbert Habekost (ред.): Словарь литературных теоретических работ (= карманное издание Крёнера . Том 425). Kröner, Штутгарт, 1995, ISBN 3-520-42501-7 , стр. 220-221.
  • Предупреждение Райнера (ред.): Эстетика приема. Теория и практика (= Uni-Taschenbücher , № 303). Финк, Мюнхен, 1975, ISBN 3-7705-1053-4 .

Смотри тоже

веб ссылки

  • HJ Jauß: История литературы как провокация литературных исследований . Краткая версия тезисов Яусса. Кому: Фрайбургский университет . Проверено 10 марта 2014 г. (PDF).

Индивидуальные доказательства

  1. ↑ Ганс Роберт Яус: Предисловие. В: ders .: История литературы как провокация (= издание Suhrkamp № 418). Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне, 1970, стр. 7-10.
  2. ↑Запись 10-го издания 1992 г. в Немецкой национальной библиотеке .
  3. ↑Ганс Ульрих Гумбрехт : Мой учитель, человек из СС . В: Die ZEIT , 7 апреля 2011 г. Оттмар Этте: Дело Яусса. Пути понимания в будущем филологии . Кадмос, Берлин, 2016, с. 47.
  4. ↑ Jauß, Ганс Роберт. История литературы как провокация (= издание Suhrkamp № 418). Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне, 1970, стр.195.
  5. ↑ Jauß, Ганс Роберт. История литературы как провокация (= издание Suhrkamp № 418). Suhrkamp Verlag, Франкфурт-на-Майне.1970. С. 197.
  6. ↑ Ганс Ульрих Гумбрехт: Мой учитель, человек из СС . В: Die ZEIT от 7 апреля 2011 г.
  7. ↑ Оттмар Этте: Дело Яусса . Кадмос, Берлин, 2016, с. 47.
  8. ↑ Ганс Ульрих Гумбрехт: Мой учитель, человек из СС . В: Die ZEIT от 7 апреля 2011 г.
  9. ^ Роберт С. Голуб: тенденции в литературной теории: американская теория восприятия . В: The German Quarterly , том 55 (1982), выпуск 1, стр. 80-96; здесь: с. 81.
    Эта страница последний раз была отредактирована 4 июня 2021 в 14:21.

Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения

История литературы как провокация литературоведения.
Известная статья с рецептивной эстетики немецкого теоретика литературы Ханса-Роберта Яусса, в которой рассматривается литературный процесс как серия провокаций и вызовов общественному.
Специфическую роль литературы в обществе следует искать там, где она растворяется в изобразительной функции. Пропасть между литературой и историей, между эстетическим и историческим познаниями станет преодолимой только в том случае, если история литературы будет описывать не просто процесс общей истории в зеркале литературных произведений, а если в ходе "литературной эволюции" будет вскрывать ту в собственном смысле слова формирующую общество функцию, которая присуща литературе, как и другим конкурирующим между собой искусствам или социальным силам, участвующим в в процессе эмансипации человека от его природной, религиозной или социальной закрепощенности. Представители рецептивной эстетики предлагают по-новому взглянуть на литературный процесс в его историчности, или же, если нужно, перешагнуть и взглянуть на это искусство вне историчности.

Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения

История литературы как провокация литературоведения.
Известная статья с рецептивной эстетики немецкого теоретика литературы Ханса-Роберта Яусса, в которой рассматривается литературный процесс как серия провокаций и вызовов общественному.
Специфическую роль литературы в обществе следует искать там, где она растворяется в изобразительной функции. Пропасть между литературой и историей, между эстетическим и историческим познаниями станет преодолимой только в том случае, если история литературы будет описывать не просто процесс общей истории в зеркале литературных произведений, а если в ходе "литературной эволюции" будет вскрывать ту в собственном смысле слова формирующую общество функцию, которая присуща литературе, как и другим конкурирующим между собой искусствам или социальным силам, участвующим в в процессе эмансипации человека от его природной, религиозной или социальной закрепощенности. Представители рецептивной эстетики предлагают по-новому взглянуть на литературный процесс в его историчности, или же, если нужно, перешагнуть и взглянуть на это искусство вне историчности.

Смотри также

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества

М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из истории советской эстетики и теории искусства). В сборник избранных трудов М. М. Бахтина вошли работы, написанные в разные годы: самая ранняя относится к 1919 году, самые поздние — к началу 1970-х годов. Главные темы работ — искусство и ответственность, автор и герой в эстетической деятельности и произведении искусства, время и пространство в.

  • 8,83 МБ
  • добавлен 22.07.2014 08:28
  • изменен 04.08.2016 08:58

Гаспаров М.Л. Метр и смысл

  • 53,42 МБ
  • добавлен 19.06.2015 15:08
  • изменен 15.11.2019 00:21

Компаньон Антуан. Демон теории. Литература и здравый смысл

М., Издательство имени Сабашниковых. 2001. — 336 с. — ISBN 5-8242-0079-3 Автор подводит итог споров XX столетия, критически осмысляя попытки современной теории ниспровергнуть основные литературные категории. Впервые на русском. Ученик Ролана Барта. Был профессором в Колумбийском университете и Сорбонне, преподавал также в Филадельфии и Оксфорде. Член Высшего совета по.

  • 14,64 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.03.2011 17:30

Шмид В. Нарратология

М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с. — ISBN 5-94457-082-2 Книга призвана ознакомить русских читателей с выдающимися теоретическими позициями современной нарратологии (теории повествования) и предложить решение некоторых спорных вопросов. Исторические обзоры ключевых понятий служат в первую очередь описанию соответствующих явлений в структуре нарративов. Исходя из.

  • 13,60 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.11.2016 04:54

Шрамм К. (сост.) Немецкое философское литературоведение наших дней. Антология

  • 15,24 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 14.11.2016 23:36

Янин В.Л. (отв. ред.). Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв

М.: МГУ, 1987. — 512 с. — (Университетская библиотека). В книгу включены статьи, трактаты, представляющие наиболее важные направления литературоведения Западной Европы и Северной Америки первой трети XIX в. — 60-х годов XX в. Издание снабжено вступительной статьей и развернутым комментарием. Для филологов, философов, историков и широкого круга читателей, интересующихся.

Ханс-Роберт Яусс (Ганс Роберт Яусс; нем. Hans Robert Jauß ; 12 декабря 1921, Гёппинген — 1 марта 1997, Констанц) — немецкий историк и теоретик литературы.

Содержание

Биография

Из семьи учителей, вырос в пиетистских традициях. Учился в гимназии в Эсслингене. Во время Второй мировой войны два года провёл на Восточном фронте. После войны учился в Праге (один семестр) и Гейдельберге, где среди его преподавателей были Хайдеггер и Гадамер. В Гейдельберге защитил диссертацию по творчеству Пруста (1955). Преподавал в Мюнстере, Гиссене, с 1966 — в Констанце.

Читал лекции в университетах США, Франции, Бельгии.

Научные интересы

Труды

В переводах на английский

В переводах на французский

  • Pour une esthétique de la réception. Paris: Gallimard, 1978
  • Pour une herméneutique littéraire. Paris: Gallimard, 1988
  • Théories esthétiques après Adorno. Arles: Actes Sud, 1990
  • Petite apologie de l’expérience esthétique. Paris: Allia, 2007

Признание

Член Гейдельбергской академии наук, Academia Europaea (Кембридж). Почетный член Римской академии Линчеи, Академии наук Венгрии. Почетный доктор университета в Яссах. Со второй половины 1970-х годов труды переведены на китайский, корейский, японский и большинство вропейских языков.

Публикации на русском языке

  • К проблеме диалогического понимания// Вопросы философии, 1994, № 12, с. 97-106
  • История литературы как провокация литературоведения// Новое литературное обозрение, 1995, № 12, с.34-84
  • Письмо Полю де Ману// Новое литературное обозрение, 1997, № 23, с.24-30

Литература

  • Dubiel W. L’esthétique de la réception de Hans Robert Jauss: histoire, herméneutique et fonction sociale de la littérature. Sainte Foy: Université du Québec, 1986
  • Rush O. The Reception of Doctrine: an Appropriation of Hans Robert Jauss' Reception Aesthetics and Literary Hermeneutics. Rome: Pontifical Gregorian University, 1997.
  • Gehring H.-U. Schriftprinzip und Rezeptionsästhetik: Rezeption in Martin Luthers Predigt und bei Hans Robert Jauss. Neukirchen-Vluyn: Neukirchener, 1999
  • De Sensi A. Estetica ed ermeneutica dell’alterità in Hans Robert Jauss. Torino: Trauben, 2003
  • In Memoriam. Ханс-Роберт Яусс// Новое литературное обозрение, 1997, № 25, с.131-132 (Нат. Зоркая)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Яусс" в других словарях:

ЯУСС (Jauss) Ханс-Роберт — (р. 1919) немецкий историк и теоретик литературы. Специалист по романской медиевистике, один из лидеров т. н. констанцской школы рецептивной эстетики. Книги История литературы как провокация (1970), Древность и современность средневековой… … Большой Энциклопедический словарь

Яусс, Ханс-Роберт — Ханс Роберт Яусс Hans Robert Jauß Дата рождения: 12 декабря 1921(1921 12 12) Дата смерти: 1 марта 1997(1997 03 01) … Википедия

Яусс Ханс-Роберт — Ханс Роберт Яусс (Ганс Роберт Яусс; нем. Hans Robert Jauß; 12 декабря 1921, Гёппинген 1 марта 1997, Констанц) немецкий историк и теоретик литературы. Содержание 1 Биография 2 Научные интересы 3 … Википедия

Ханс-Роберт Яусс — (Ганс Роберт Яусс; нем. Hans Robert Jauß; 12 декабря 1921, Гёппинген 1 марта 1997, Констанц) немецкий историк и теоретик литературы. Содержание 1 Биография 2 Научные интересы 3 … Википедия

ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. ТЕКСТ, ЧТЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… … История Философии: Энциклопедия

ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения ( Текст, Чтение). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч., имевшее место в 1960 х и … Социология: Энциклопедия

ЧИТАТЕЛЬ — адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. Текст, Чтение, Интерпретация). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… … История Философии: Энциклопедия

РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА — РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА (нем. Rezeptions Asthetik, от лат. receptio принятие) направление в современной эстетике, философии литературы и искусства, сформировавшееся в середине 20 в. в рамках феноменологии. Уже в исследованиях Э. Гуссерля… … Философская энциклопедия

Поэтика и герменевтика — (нем. Poetik und Hermeneutik) – крупнейший междициплинарный исследовательский проект, на три десятилетия объединивший философов, теологов и гуманитарных ученых, по преимуществу немецких, вокруг теоретических, методологических и эмпирических… … Википедия

Читайте также: