Аватар о чем фильм кратко

Обновлено: 03.07.2024

Содержание

Даты и цифры [ ]

Сюжет [ ]

К середине XXII века человечество в значительной мере исчерпало естественные ресурсы Земли. Корпорация RDA разворачивает крупномасштабную добычу редкого полезного ископаемого под названием анобтаниум [25] на Пандоре — колонизированном людьми спутнике газовой планеты Полифем в звёздной системе Альфа Центавра, удалённом от Земли на расстояние четырёх с половиной световых лет. Пандора, чья атмосфера в силу своего химического состава губительна для людей, густо покрыта растительностью и населена аборигенами — трёхметровыми синекожими разумными гуманоидами. Аборигены планеты называют себя На’ви [26] , живут в гармонии с природой и почитают богиню-мать Эйву.

Поскольку на участке земли под Деревом Дома, где живёт племя, запланирован карьер по добыче анобтаниума, полковник Майлз Куоритч, глава по безопасности, вместе с администратором RDA Паркером Селфриджем, предлагают Джейку, как бывшему военному, собрать разведывательные данные о племени Оматикайя на случай вооружённого конфликта с ними, либо узнать способ получить их согласие на переселение. Взамен ему обещано оплатить дорогостоящую операцию по восстановлению подвижности ног [28] . Когда Грэйс узнаёт об этой сделке, она вместе с Джейком и Нормом перебирается в полевой лагерь учёных, находящийся на горах Аллилуйя — гигантских обломках породы, парящих в воздухе благодаря естественному электромагнитному излучению в этом районе Пандоры.

Спустя три месяца Джейк, постепенно завоевав доверие На’ви, знакомится с их культурой и мировоззрением и начинает задумываться о целесообразности своей миссии. После обряда инициации он и Нейтири становятся мужем и женой. Когда бульдозеры корпорации пытаются уничтожить Дерево Голосов, являющееся для На’ви священным, Джейк в теле аватара встаёт на сторону аборигенов. Куоритч показывает администратору корпорации RDA на Пандоре Паркеру Селфриджу [29] видеозапись атаки Джейком бульдозера и фрагмент видеодневника Джейка, где тот предполагает, что На’ви не покинут свой дом добровольно. Посоветовавшись с Куоритчем, Селфридж приказывает уничтожить Древо Дома, место жительства клана Оматикайя.

Несмотря на доводы Грэйс о том, что уничтожение Древа Дома вызовет многочисленные жертвы среди На’ви и повредит биологическую нейронную сеть [30] Пандоры, Селфридж не отменяет приказ, но разрешает Джейку и Грэйс ещё раз попытаться убедить На’ви покинуть их место пребывания. Их план, однако, проваливается — На’ви обвиняют Джейка и Грэйс в предательстве и пленяют их. Войска Куоритча уничтожают Древо Дома и убивают множество аборигенов, в том числе и отца Нейтири. Мо’ат освобождает Джейка и Грэйс с просьбой помочь племени, но Селфридж приказывает оборвать их связь с аватарами, при этом Норм, Грейс и Джейк были арестованы за сопротивление. Вскоре пилот боевого вертолёта Труди Чакон, работавшая с учёными, возмутившись жестокими действиями Куоритча, освобождает их всех и доставляет в мобильный лагерь ученых. Во время побега Куоритч ранит Грэйс из револьвера [31] .

С помощью Тсу’тея, нового лидера племени, Джейк призывает другие кланы к объединению и войне против RDA. Получив сведения о готовящемся наступлении аборигенов, Куоритч мобилизует войска, рассчитывая нанести превентивный удар — разбомбить Древо Души, тем самым деморализовав врага. Накануне битвы Джейк молится Эйве и просит её о помощи.

В ходе битвы На’ви несут тяжёлые потери. Тсу’тей и Труди погибают. Ранен аватар Норма, однако сам учёный остаётся невредимым. Неожиданно в бой против людей вступает фауна Пандоры. Нейтири воспринимает это как ответ Эйвы на молитву Джейка. Атака животных вынуждает людей отступить. Джейк в теле аватара уничтожает летательный аппарат со взрывчаткой до того, как тот сбросит бомбу на Древо Души. Выживший в бою Куоритч, управляя Мехом, обнаруживает в джунглях мобильный блок, где располагается управляющий аватаром Джейк, и пытается уничтожить его. Однако вовремя подоспевшая Нейтири вступает в бой с Куоритчем и убивает его.

В результате битвы На’ви изгоняют землян (за исключением нескольких учёных) с Пандоры. Джейк становится новым лидером клана Оматикайя и окончательно переселяется в тело аватара при помощи того же ритуала, посредством которого На’ви пытались спасти Грэйс.

Актёры [ ]

Состав эпизодических актёров был дублетным. Многие актёры, играющие ученых-техников и аватаров, играли также в массовке за На’ви, в специальных костюмах.

История создания [ ]

Предыстория [ ]

Препродакшн [ ]

—Сэм Уортингтон, MovieWeb

Кэмерон чувствовал, что так или иначе любовь Джейка к Нейтири может зависеть от её физической привлекательности, поэтому разработку её образа он поручил команде художников, состоящей только из одних мужчин [59] .

Сюжетные параллели и источники вдохновения [ ]

Древнеиндийский царь Рама, седьмая аватара индуистского бога Вишну. Кэмерон отмечал связь синекожих На’ви с божествами индуистского пантеона [66]

Горная гряда Хуаншань, вдохновившая художников-постановщиков фильма на создание парящих гор Аллилуйя [74]

Для создания интерьеров ресурсодобывающей колонии RDA в июне 2007 года художники-постановщики фильма посетили нефтяную платформу Noble Clyde Boudreaux [77] , расположенную в Мексиканском заливе. Они произвели замеры, а также фото- и видеосъёмку платформы с разных перспектив. Платформа впоследствии была перенесена на экран при помощи фотореалистичной CGI-графики на стадии постпродакшна [78] .

Съёмки [ ]

Часть неосновных сцен Кэмерон начал снимать уже осенью 2006 года. Основной же съёмочный этап, проходивший преимущественно в Лос-Анджелесе и Веллингтоне, столице Новой Зеландии, стартовал в апреле 2007 года [81] . Съёмка осуществлялась посредством видоизменённой версии проприетарной цифровой системы 3-D Fusion Camera System, разработанной Кэмероном и Винсом Пейсом [82] . Режиссёр считал, что 3D-фильм требует высокой кадровой частоты. Это обстоятельство могло бы обеспечить незаметность стробоскопического эффекта, однако в январе 2007 года Fox объявила, что съёмка будет проходить с частотой 24 кадра в секунду [83] . По словам Кэмерона, фильм состоит на 60 % из компьютерных элементов и на 40 % из живого действия [84] .

Съёмка с применением технологии захвата движения проходила в ангаре компании Hughes Aircraft в Плая Виста, Лос-Анджелес, и длилась 31 день [85] [86] . Съёмки без применения этой технологии начались в октябре 2007 года в Веллингтоне в павильонах Stone Street Studios и также проходили в течение 31 дня [87] . К производству были привлечены более тысячи сотрудников [86] . В процессе подготовки к съёмкам все актёры проходили профессиональное обучение тем навыкам, которыми обладали их персонажи: стрельбе из лука, верховой езде, обращением с огнестрельным оружием, рукопашному бою, а также изучению инопланетного языка [88] .

Актёры на съемках фильма

Дети на съемках фильма

Визуальные эффекты [ ]

Для захвата мимики актёров Кэмерон использовал специально разработанные крохотные камеры, встроенные в крепящуюся на теле 6-дюймовую конструкцию [93]

Среди инноваций были новая система освещения обширных площадей, таких как джунгли Пандоры [94] , павильон для съёмок с использованием технологии захвата движения в шесть раз крупнее, чем самый большой использованный ранее, и улучшенный метод захвата выражений лица. Для того, чтобы выполнить захват мимики актёров, на них крепили специальные конструкции, выполненные индивидуально для каждого актёра по форме его головы. На этих конструкциях фиксировались крохотные видеокамеры так, чтобы они располагались перед лицом актёра. Информация, собранная при помощи камер, о выражении лиц и движении глаз передавалась в компьютер [95] . Кэмерон говорил, что этот метод позволяет передать 100 % актёрской игры их цифровым копиям [96] . Кроме того, захваченное движение, переданное в компьютер, можно использовать неограниченное количество раз и просматривать с различных ракурсов [97] .

Новозеландская компания Weta Digital, расположенная в Веллингтоне, занималась созданием визуальных эффектов к фильму и привлекла к производству около 900 человек [99] . Из-за колоссального количества цифровых данных, которые необходимо было хранить таким образом, чтобы те были доступны любому сотруднику, даже если он находится на другом конце света, понадобилась облачная система цифрового управления активами, названная [100] . Для рендеринга сцен фильма Weta использовала серверную ферму площадью 930 м 2 с использованием 4 тыс. серверов компании Hewlett-Packard имевших в общей сложности 35 000 процессорных ядер под управлением операционной системы Ubuntu [101] [102] [103] . Шесть кластеров этой фермы занимали места с 193-го по 197-е и 274-е в списке пятисот мощнейших суперкомпьютеров мира на ноябрь 2009 года [104] [105] . Для текстурирования и рисования использовалась система программного обеспечения Mari, разработанная компанией The Foundry в содействии с Weta [106] [107] . При создании На’ви и виртуального мира Пандоры понадобился более чем петабайт цифрового дискового пространства [108] , а каждая минута фильма занимала 17,28 гигабайт [109] . Чтобы закончить работу над визуальными эффектами в срок, к производству были привлечены и другие компании, включая Industrial Light & Magic , которая помогала Weta в работе над созданием батальных сцен [110] . Главным супервизором визуальных эффектов был Джо Леттери [111] .

Музыка к фильму [ ]

Маркетинг [ ]

Продвижение [ ]

Книги [ ]

Компьютерная игра [ ]

James Cameron’s Avatar: The Game (рус. Аватар Джеймса Кэмерона: Игра) — мультиплатформенная компьютерная игра в жанре экшен от третьего лица, разработанная компанией Ubisoft Montreal и изданная Ubisoft. Кэмерон лично выбрал компанию-разработчика ещё в 2007 году. Сотрудничество игровых разработчиков и режиссёра проходило довольно тесно: Кэмерон даже позаимствовал некоторые идеи игры для своего фильма [141] . Игра вышла 1 декабря 2009 года в версиях для платформ PlayStation 3, Xbox 360, Wii, Nintendo DS, Microsoft Windows [142] , а 8 декабря — и для PlayStation Portable [143] .

Игрушки и почтовые марки [ ]

Выход в прокат [ ]

Первоначальный прокат [ ]

Повторный прокат [ ]

Кассовые сборы [ ]

Джеймс Кэмерон заработал на фильме 248 миллионов долларов [203] .

Награды и номинации [ ]

Критика [ ]

Влияние фильма [ ]

Культура и общество [ ]

Скандалы [ ]

Обвинения в плагиате [ ]

Издания и показ на телевидении [ ]

На DVD и Blu-ray фильм вышел под дистрибуцией 20th Century Fox Entertainment 22 апреля 2010 года в США [258] (что совпало с Днём Земли [259] ) и 26 апреля в Великобритании [260] . В России релиз DVD-издания состоялся также 22 апреля, а Blu-ray-издание вышло 29 апреля того же года [261] . Первые Blu-ray и DVD-издания не содержали никаких дополнительных материалов: в них были включены только театральная (нерасширенная) версия фильма в формате 1.78:1 (16:9) и различные настройки звука и изображения [262] . Blu-ray-диск использовал технологию защиты от несанкционированного копирования BD+ 5, из-за чего некоторые Blu-ray-проигрыватели не могли воспроизводить фильм без соответствующего обновления встроенного программного обеспечения [263] [264] .

Сиквелы [ ]

Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Несмотря на немощное тело, Джейк в душе по-прежнему остается воином. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса.

Аватары — созданные при помощи генной инженерии гибриды, полученные комбинированием ДНК человека и коренных жителей планеты Пандоры — нави. Аватар может дистанционно мысленно управляться, причём только таким оператором, под которого он был создан (или его генетическим двойником, например, близнецом) . Брат Джейка нелепо погибает накануне отлёта. Джейк принимает предложение заменить его в управлении аватаром. Его мотивация в том, что в виде аватара он может побороть физическую немочь и вновь начать ходить.

Миссия аватары Джейка на Пандоре — войти в доверие к одному из примитивных племён нави, чьи поселения находятся на самом богатом месторождении ценной руды. Официально Джейку поручено найти способ уговорить аборигенов переселиться, но по заданию военных он также начинает собирать информацию на случай силового решения проблемы. Прекрасная аборигенка, дочь вождя — Нейтири спасает Джейку жизнь, и после этого всё меняется. Джейка принимают в её клан, и он учится быть одним из На`ви, что включает в себя выполнение множества задач и прохождение многочисленных испытаний.

По мере того, как отношения Джейка с Нейтири становятся более близкими, он учится уважать прекрасный и гармоничный мир нави и в итоге находит в нём свое место. Когда Джейк сближается с Нейтири, руководство земной колонии принимает решение изгнать аборигенов силой. Джейк понимает, что это станет катастрофой, и после неудачной попытки убедить руководство отказаться от силового решения, вместе с несколькими единомышленниками поднимает бунт.

После похищения оборудования для управления аватарами Джейк переходит на сторону нави, и, объединив все племена, ведёт их на отчаянную битву с людьми. В ходе ожесточённого сражения аборигенам и бунтарям удаётся разбить землян и уничтожить полковника Куоритча — начальника вооружённых сил базы, выступавшего за искоренение На`ви. Оставшимся в живых разрешено вернуться на безнадёжно загрязнённую, лишённую природной среды Землю с условием, что хищническая разработка анобтаниума на Пандоре будет полностью прекращена.

Джейк остаётся с аборигенами и окончательно разрывает связь с человеческим телом, переселившись в свой аватар при помощи биологической энергии дерева жизни Эйви, которое обожествляют туземцы и которое с самого начала благоволит Джейку. Это дерево с помощью своей корневой системы и летающих спор объединяет в единую экосистему и гармонизирует лесной мир Пандоры.
Мир Пандоры

Живым существам на планете свойственна биолюминесценция: они мерцают в темноте. Многие представители животного мира напоминают доисторических обитателей Земли. [5] На Пандоре водятся драконы — как хищные, так и миролюбивые. Местные жители используют их в качестве средств передвижения. Животные находятся в таинственном симбиозе с деревом жизни. Повисшие в облаках горы отчасти срисованы с живописной китайской гряды Хуаншань. [6]

Павел Лебедев

Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

Режиссер признался, что идея снять такой фильм пришла ему еще в 80-годы. Описание Пандоры возникло у него в голове и с каждым годом получало все более четкие очертания. Но мастер понимал, что технически не сможет все это показать так, как он хотел бы. А на полумеры он не был согласен. Режиссер мечтал, чтобы это кино взорвало мозг зрителя, чтобы они буквально перенеслись мысленно на эту планету, прочувствовали связь с ней. Но в те годы таких возможностей в кинематографе не было, сценарий ждал своего часа.

планета Пандорра

Кадр из фильма.

О чем фильм

Фильм переносит зрителя в фантастический, загадочный мир — на планету Пандора. Все в ней прекрасно — пейзажи, наполненные красками, невиданные животные и растения, запахи и звуки — вот только люди жить на ней не могут. Населяют планету синие гиганты, придуманный Кэмероном народ на’ви. Они живут в гармонии с природой, заботятся о планете и друг друге, почитают богиню-мать Эйву и не терпят на своих землях чужаков.

ценный минерал

Кадр из фильма.

Для людей смысл всей этой операции — прогнать аборигенов и начать спокойно добывать ценное ископаемое. Кэмерон показал противостояние двух цивилизаций, у каждой из которых свои ценности. У народа на’ви — единение с природой, связь с каждым деревом и животным, забота о своем мире. У земных людей — только обогащение без мысли о будущем. Режиссер хотел показать, как низко мы все падем, если будем думать о своей земле только как об источнике ресурсов.

У ученых во главе с доктором Грэйс Огустин мало времени, чтобы уговорить на’ви покинуть обжитое место по-хорошему. Для этого они приглашают Джейка Салли, которому суждено стать главным защитником Пандоры и ее жителей.

ученые с дипломатической миссией

Грейс Августин (Сигурни Уивер), Джейк Салли (Сэм Уортингтон), Труди (Мишель Родригес) и Норм Спеллман (Джоэль Дэвид Мур) — команда ученых. Кадр из фильма.

Он инвалид-колясочник, но это не имеет значения, ведь аватары управляются силой мозговых волн, мысленно, на расстоянии. Стоит лечь в специальный модуль, прикрепить датчики к телу и закрыть глаза, как тут же переносишься в тело своего трехметрового синего клона.

Джейк поначалу скептически относится к своей роли, но потом, попав в удивительный мир Пандоры, меняет свое отношение к окружающему. Он проникается идеологией на’ви и становится на их защиту от людей, одержимых жаждой денег.

В теле своего аватара Джейк снова может ходить и даже бегать. Его эмоции сняты настолько реалистично, что зритель тоже проникается этой радостью, бесконечным счастьем человека, проведшего многие годы в коляске.

Попав в леса Пандоры, он теряет свою группу ученых и остается один. Вокруг коварные существа, готовые сожрать его в любой момент. Кажется, что парню конец. И тут на помощь ему приходит девушка из местного племени — Нейтири. Увидев особый знак божества Эйвы, она понимает, что Джейк — избранный. Ей предстоит обучить его всем премудростям жизни на Пандоре.

Нейтири и Джейк

Нейтири и Джейк, кадр из фильма.

Джейк знакомится с вождем племени Эйтуканом и их духовным лидером Мо’ат — родителями Нейтири. Он начинает учиться различать запахи и звуки этой планеты, охотится, искать себе пропитание. Попутно постигает философию этого места, существ, его населяющих. Нейтири много рассказывает ему про связь между всеми на’ви, природой и духами. Постепенно герой проникается всем этим и понимает скрытый смысл всего, что видит вокруг. Он тоже не хочет, чтобы люди прогоняли местных отсюда, решает встать на их защиту.

Землянин как никто понимает, что одно племя, вооруженное лишь луками и стрелами, не устоит против людей и их армии. Тогда он собирает все народы Пандоры, все племена с разных ее концов, объединяя их в борьбе с захватчиками. Джейк становится их лидером, вождем. Он понимает, что назад пути нет, впереди — только великая битва. И она происходит в финале фильма.

Объяснение концовки

Создавая такой мощный финал фильма, автор пытался вызвать столь же сильные эмоции у зрителя. Битва на’ви с людьми — это борьба духовного с материальным. Концовка в целом предсказуема — добро побеждает зло, но не все так однозначно. Народ на’ви отстоял свое право жить в нетронутом, первозданном мире, но враждебные силы извне никуда не исчезли. Все еще может продолжится.

Смысл фильма

Кэмерон также говорит об империализме, колонизации и войнах, о захвате одних государств другими, о безжалостном отношении к коренным народам, насаждении собственной морали, ценностей и культуры. Этот фильм можно считать антимилитаристским.

Дерево Эйва

Дерево Душ, Эйва. Кадр из фильма.

Пандора — это имя первой женщины в мифологии древних греков. Такое же название носит одна из лун Сатурна. Планета внешне напоминает Землю, но ее райский облик обманчив. Атмосфера плотная и непригодная для жизни людей из-за перенасыщенности углекислым газом и сероводородом.

Думаем, все понимают, что "Аватар" — гениальный фильм. Мы не знаем ни одного человека, которому бы он не понравился. Да, музыка, спецэффекты, масштабные съемки — все это классно. Но мы то понимаем, что одной красивой картинки порой недостаточно, чтобы зацепить зрителя.

Интуитивно мы можем догадываться, что "Аватар" цепляет нас не только зрелищем, но и историей. Но давайте на деле проверим, что наши чувства нас не обманывают, и в сюжете этого фильма действительно все разложено по полочкам. Посмотрим, как именно фильм укладывается в проверенную временем классическую структуру сюжета , а также в представление о сюжете Дэна Хармона , одного из создателей "Рика и Морти".

Краткое описание фильма

Идея сценария

Показать, в чем человечество ошибается и убивает себя, как можно жить (на примере инопланетян), проявляя лучшие человеческие качества, чтобы сохранить себя , общество и планету.

Мораль

Остаться человеком можно в любом теле.

Конфликт

Человечность против бесчеловечности; навийцы против землян; Джейк против начальника колонии Паркера Селфриджа.

Конфликт происходит и на глобальном уровне, и на личном, что добавляет эффектности сюжету.

Завязка

Развитие действия

Кульминация

В конце концов, Джейк предает своё родное человечество и отказывается быть их марионеткой. Очень быстро разворачивается война, ряд битв между людьми, на чьей стороне технологичное оружие, и навийцами, на стороне которых вся планета и силы природы.

Развязка

Джейк – человек и, само собой, он знает сильные и слабые стороны людей. Благодаря его помощи, но не без потерь, инопланетяне одерживают победу. Люди порабощены, но случается беда – человеческое тело Джейка уже не жизнеспособно и силами народа его переселяют в тело аватара.

А также посмотрим, как все элементы присутствуют в хорошем классическом кино и стоят на своих местах.

1) Зона комфорта

Джейк, в бывшем морской пехотинец, прощается с умершим братом-близнецом, который работал ученым на военной базе планеты. Джейк инвалид, у него не работают обе ноги, но благодаря схожей ДНК у него есть уникальная возможность пригодиться человечеству в важной миссии. Жить на Земле он уже не может, и в своём теле без здоровых ног он уже тоже не хочет оставаться.

2) Проблема/Нужда

Джейк хочет вернуть ту жизнь, где он обладал здоровыми ногами, вместе с тем, он хочет быть полезным. Как раз сейчас человечество нуждается в его помощи, чтобы вести переговоры с инопланетянами и решить судьбу землян.

3) Некомфортная ситуация

4) Адаптация

Однако, дикари оказываются не такими уж дикарями. Он проникается их обычаями и менталитетом. Осознаёт их цели и желание остаться на своей земле. Единственное, что им может помешать – гордость за свой народ и недооценка сил противника – людей.

5) Получение желаемого

6) Расплата за успех

Читайте также: